полуостров Кольский / Автотуризм

Путешествие по Кольскому в июле 2011 года

10 - 28 июля 2011 г.
Териберка и дорога на Дальние Зеленцы.
Дорога на п. Териберку и окрестности Териберки

Дорога на Териберку Дорога на Териберку
Царство тундр Царство тундр
Вид на Верхне-Териберское водохранилище Вид на Верхне-Териберское водохранилище
Стоянка в сопках рядом с Териберкой Стоянка в сопках рядом с Териберкой
Старая Териберка Старая Териберка
Расщелина с водопадом Расщелина с водопадом
Скалы Скалы
Озеро и море (Териберская губа) Озеро и море (Териберская губа)
Береговая батарея Береговая батарея
Грустное зрелище. (п.Териберка) Грустное зрелище. (п.Териберка)

18 июля 2011 г. Понедельник. 9-й день

В 11 утра нам подгоняют к гостинице починенную машину! Можно двигаться дальше. Заправка  при выезде из Мурманска, покупка нового буксировочного троса (старый весь изорван) и в 1230 мы сворачиваем с трассы в сторону Териберки. Проехав километров 10-15,  от поворота видим много съездов к озерам по левой стороне. В случае необходимости можно ночевать около Мурманска без гостиницы.

В 1410 доезжаем до поворота на Териберку. Тут асфальт заканчивается. Дальше – хорошая грунтовка.   Ехали мы  с большим количеством остановок для съемок. Дорога очень красивая. Начинается царство тундр. Описать это невозможно, да ни  фото, ни кино не дает полного представления об этих местах. Там надо просто быть.

Едем по грунтовке к Териберке. До этого поворота – 90 км асфальтовой дороги. Снова бесконечные остановки, чтобы посмотреть и пофотографировать. Дорога потрясающе красивая.  Очень красивый вид на перевале – перед В.Териберским водохранилищем.

В 1530 мы в Териберской губе. Поворачиваем направо, через мост на Старую Териберку, быстро оглядываем удручающего вида поселок и брошенные, сгнившие баркасы у берега. Созваниваемся с Оксаной – она где-то рядом с новой группой туристов. Она нам объясняет,  как проехать на побережье  через Новую Териберку (Лодейное). Едем снова через мост и направляемся в новую Териберку. Издалека показалось, что это нормальный жилой поселок, но когда подъехали ближе, стало видно, что почти половина домов – пустые, а жилые дома имеют кошмарный вид. В поселке живет около 1000 человек.

Проезжаем по береговой дороге и заезжаем к двум озерам, окруженным сопками. На побережье, около моря стоит компания дайверов. Встречаемся около озера с Оксаной, которая рассказывает нам,  куда здесь можно пойти погулять. Они уже собираются уезжать. Очень жаль расставаться, но ей надо вести своих туристов в Мурманск.

Ставим лагерь  на берегу озера и идем гулять. Смотрим водопад, вылезаем на побережье, смотрим старую береговую батарею. К водопаду на нашей «Калине» не подъедешь, а на более высоких машинах можно, хотя дорога очень плохая.

Возвращаемся в лагерь. Гуляем вокруг озер, купаемся.

Дневной пробег- 140 км.

19июля 2011года. Вторник 10-й день

С утра гуляем по окрестным сопкам. Вылезаем к триангулятору, который было видно с нашей стоянки. Виды вокруг невероятно красивые.

Выезжаем из лагеря в 1530. Едем в старую Териберку. Смотрим поселок, гуляем по песчаному пляжу. Поселок производит гнетущее впечатление. Некогда это был богатый рыболовецкий поселок, а теперь он просто медленно умирает. Местные говорят, что у них вся надежда на строительство рядом с поселком газпромовского предприятия по сжижению природного газа.  Хотя, с нашей точки зрения,  это место просто идеально подходит для развития туристического бизнеса. Но, видимо, это не в нашей стране.  А вот газпромовское предприятие способно разрушить всю эту красоту. Вспоминаются норвежские поселки, расположенные также на краю земли. Сравнение печальное.

Пробуем проехать к месту строительства завода по пробитому в скалах тоннелю.  Там стоят  грузовые машины, бытовки,  дальше проезда нет, особого оживления не наблюдается.

В 1725 выезжаем из Териберки, по дороге заезжаем к нижней ГЭС. Хочется еще погулять в этих местах. Тогда и возникает идея попробовать проехать в Дальние Зеленцы. К этой поездке мы не готовились. На гуглевской карте в новигаторе дорога туда  вроде видна, но насколько она проезжая – это неизвестно. Решаем попробовать, и выезжаем с надеждой посмотреть еще что-то новое. В конце концов,  ночи здесь нет, и  ехать можно, сколько сил хватит.

Дорога на Дальние Зеленцы

Серебрянское водохранилище) Серебрянское водохранилище)
По дороге на Дальние Зеленцы По дороге на Дальние Зеленцы
Дорога на Дальние Зеленцы Дорога на Дальние Зеленцы
Проезд мостика Проезд мостика
Незаходящее солнце над губой Ярнышная  (Баренцево море) Незаходящее солнце над губой Ярнышная (Баренцево море)

Продолжения дня 19.07 2011. С 19 до 2020 часов останавливаемся на озере на перекус. Купаемся. В 2030 на развилке шоссе Кола-Туманный  поворачиваем налево на Туманный (43 км до Туманного и еще 13 км до ГЭС, а там и должен быть поворот на Зеленцы).  Думали, что эта дорога будет и дальше асфальтовой, но она  мгновенно становиться грунтовой. Эту загадку наших дорог мы так и не разгадали. Почему от Колы  до развилки на Териберку и Туманный идет хорошая асфальтовая дорога длиной 90 км, хотя там нет ни одного населенного пункта (кроме нескольких  - рядом с Мурманском), а потом к обоим довольно крупным поселкам идет грунтовка – осталось для нас загадкой.

Долго едем мимо Серебрянского водохранилища на р. Вороньей. Местность совсем другая – сильно отличается от дороги на Териберку.

В 2030 проезжаем поворот на п. Туманный. По дороге гуляет какая-то парочка. Спрашиваем про дорогу на Д. Зеленцы. Говорят - есть, даже указатель на нее стоит.

В 2140 мы поворачиваем на Д. Зеленцы. Сначала дорога вполне приличная. Потом начинают появляться крупные булыжники в дороге. Но места кругом очень красивые, и тоже отличаются от того, что мы видели раньше. И кто говорит, что тундровая зона однообразна? Несколько мест «Калина» преодолевает на пределе возможностей. Андрей пересаживает меня  в Степановский «Туксон» где-то посередине дороги. Решаем, что доедем только до  Ярнышной губы и сегодня же вернемся обратно до ГЭС, оттуда проблем уже не будет. В случае, если  завтра пойдет дождь, несколько мест на дороге  могут для «Калины» оказаться  трудно проходными. Ведь собирались же в Москве немного поднять «Калину», но не сделали. Кого теперь винить? Да и запаса бензина у нас с собой нет.

В 2325 мы доезжаем до того места, где дорога сворачивает от Ярнышной губы к Зеленцам, проехав 25 км по дороге, и не доехав километра 2-3 до Д. Зеленцов. Останавливаемся. Решаем, что отдохнем здесь, поедим и поедем обратно. Ох, как мы потом, в Москве об этом пожалели. Надо было не только доехать туда, но и остаться там на один- два дня. Судя по фотографиям,  места там тоже очень интересные. Придется туда съездить еще раз, но уже в подготовленной машине.

Отдыхаем, ужинаем в 12 часов ночи, купаемся на прощание в Баренцевом море.  В 020 выезжаем обратно. Обратно, как это ни странно, мы доехали  без приключений (только в одном месте у «Калины» были проблемы на крутом подъеме с большим количеством крупных камней в дороге).  Но едем долго: постоянно останавливаемся фотографировать незаходящие солнце в сопках.

В 2 часа ночи останавливаемся, немного съехав с дороги, чуть не доехав до ГЭС. Долго сидим и обсуждаем сегодняшний день. Спать ложимся только в 4 ночи.

Завтра у нас предстоит переброска на Терский берег Белого моря.

Дневной пробег: 169 км (из них 50 км -  по дороге на Д. Зеленцы и обратно)

Фильм по этой части поездки (Териберка и дорога на Д.Зеленцы) можно посмотреть здесь: