полуостров Кольский / Автотуризм

Путешествие по Кольскому в июле 2011 года

10 - 28 июля 2011 г.
Терский берег Белого моря.
Переезд на Терский берег

Вид на Хибины с Мурманской трассы Вид на Хибины с Мурманской трассы
Колвицкое озеро (Терский берег Белого моря) Колвицкое озеро (Терский берег Белого моря)
Отлив на Белом море Отлив на Белом море
Скала около мыса Корабль. Скала около мыса Корабль.
Мыс Корабль Мыс Корабль
Аметисты Аметисты

20 июля 2011 г. Среда. 11-й день

После вчерашних подвигов выезжаем со стоянки только в 13-30.   Сегодня день переезда на Терский берег. Итак, 14 -00 поворот на Туманный, 14-45 – развилка Туманный-Териберка. Дальше едем по асфальту. 15-55 – мы на мурманской трассе. Заправляемся,  докупаем съестное на заправке. 16-20 выезд  от поворота на Колу. 18-35- 19-35 – обед около р. Пиринга.

В   20 45 – 2055 – в Кандалакше докупаем продукты. В 2150 мы на стоянке у Колвицкого озера (съезд сразу после 49 км и вниз по левой дороге через лес). Стоянка, на которой мы стояли 2 года назад приводит в ужас – все замусорено, похоже, что здесь был какой-то большой пикник. Отъезжаем немного в сторону и встаем – деваться уже некуда. Хотя, как оказалось на обратной дороге, надо было проехать еще немного по трассе после 50 км – следующая стоянка в более менее нормальном состоянии. Там мы ночевали на обратной дороге.

Дневной пробег – 440 км.

21 июля 2011 г. Четверг, 12-й день.

Выезжаем в 1130. В 1220 мы в Умбе. (108 км от Кандалакши). Заправляемся и едем дальше.

В 1330 после р. Хлебная съезжаем к морю. Отлив.

На 53 км асфальт кончается, начинается грунтовка (похоже, за два года ничего не изменилось). Все тот же красный грунт, который проникает в машину повсеместно. (Уже будучи в Москве, продолжаем изо всех щелей  в машине вытаскивать этот песок).

В 1450   заезжаем в Кашкаранцы (100 км от Умбы),  1510  - едем дальше. Видим указатель на источник и часовню (столб 108 км), которые мы не нашли  два года назад. Но сейчас решили не останавливаться.

Съехали на 111 км на береговую дорогу , хотя удобнее съезжать прямо на 109 км – за мостиком. Проехали по старой прибрежной дороге до Корабля,  и решили откатиться назад, в зону низкого берега к зарослям можжевельника, чтобы там встать лагерем. Правда, комаров и мошки там оказалось – просто тьма.

В 19 часов выходим пешком к  аметистовому берегу втроем: я , Андрей и Люся. Время, конечно, не самое хорошее – прилив. Но не терпится поковыряться в камнях. Прогуляли до 2230. Кое-что насобирали. Но главный выход за аметистами – завтра. Поужинали и в  12 ночи легли спать. Хотя мы и выехали из заполярья, но ночи все равно нет.  Правда, мы очень близко к полярному кругу.

Дневной пробег – примерно – 150 км.

На Терском берегу

Св. источник безымянного Инока на Терском берегу Св. источник безымянного Инока на Терском берегу
Дорога на Варзугу Дорога на Варзугу
Часовня Безымянного Инока на Терском берегу Часовня Безымянного Инока на Терском берегу
Терский берег в сторону Кузоменя Терский берег в сторону Кузоменя
Остатки цивилизации. Терский берег Остатки цивилизации. Терский берег
Храмы Варзуги Храмы Варзуги
Начало дороги на Кузомень Начало дороги на Кузомень
Продолжение дороги на Кузомень Продолжение дороги на Кузомень
Дорога в дюнах северной пустыни Дорога в дюнах северной пустыни
Танцующая сосна в песках Танцующая сосна в песках

22 июля 2011 г. Пятница 13-й день

C 1230 до 17 30  копаемся  в камнях на аметистовом берегу в районе Корабля. В глазах у всех нездоровый блеск, а в рюкзаках – добыча. Андрей сегодня больше фотографирует, чем собирает.

В 18-20 – едем смотреть источник и часовню.  Гуляем между источником и часовней безымянного инока.

На дороге Андрей меняет проколотое где-то на береговой дороге колесо. Острых камней там хватает – где-то прокололи и не заметили.

Дальше решаем попробовать проехать береговой дорогой в сторону песков Кузоменя. Проезжаем по основной дороге до р. Лодочный, переезжаем речку (ее вдоль берега нам не проехать)   и  сворачиваем в лес на береговую дорогу. Едем, любуясь морскими просторами.  По дороге  попадаются остатки домов. Потом дорога ныряет среди кустарников и выводит  к руслу речки. Дальше нам не проехать. Сейчас время прилива и русло прямо на глазах заполняется морской водой. Ждать отлива слишком долго,  и мы возвращаемся к лагерю. В 22 часа – мы в лагере, который сегодня не снимали.

Туда- сюда накатали около 50 км.

23 июля 2011 г. Суббота. 14-й день

В 5 утра Андрей вскакивает и едет на аметистовый берег – набирает еще большое количество камней. А том числе один булыжник весом 23 кг, который дарит мне для украшения моего участка.  Машина оказывается загружена почти до предела.

Выезжаем в 1035 в направлении к Варзуге. В 1135 – мы в Варзуге, смотрим поселок и церкви. Описывать Варзугу не буду – по ней много информации в интернете. Мы там были два года назад. Поселок очень ухоженный, живой и красивый.

В 1240 выезжаем в сторону песков Кузоменя. Поворот очень близко к Варзуге. Сначала дорога очень хорошая, даже стоят километровые столбы. Потом песок на дороге становиться все глубже и глубже, и в 1315, не доехав до границы леса метров 300, наша «Калина»  увязает в песке. Мы совершили ошибку – нам на «Калине» надо было ехать первыми, с той скоростью, которая  нам была нужна, чтобы не застрять.  Два года назад мы здесь уже проезжали. Для «Туксона» на этой дороге проблем нет. Однако дело сделано.

Пытаемся вытащить «Калину» «Туксоном», но «Туксон» просто начал зарываться в песок. Потом пытаемся применить лебедку и понимаем, что так мы машину будем вытаскивать до утра. Откапываем дорогу перед «Калиной», подкладываем сандтраки, и просто втроем выталкиваем  завязшую машину.   В 1415 подъезжаем к краю леса, останавливаемся в лесу на поляне перед дюнами. Выходим на дюны и решаем, что остаемся здесь на ночевку.

Перекусываем и идем гулять по кузоменьской пустыне в сторону моря.

Можно было, конечно, проехать другой дорогой к морю: прямо перед тем, как начинаются дюны,  есть дорога, которая уходит направо, через лес к морю. Она явно проезжая для наших машин. Но нам хотелось побродить по этим местам пешком. И мы ничуть об этом не пожалели.  Прошли до моря (примерно 3, 5 км), посмотрели на барханы, песок, засаженный крохотными соснами берег реки Варзуги, посидели у моря и пошли обратно. Идти по песку, конечно, не слишком легко, но из окна машины все это пролетело бы мимо. А так получилась очень интересная прогулка.

Вернулись в лагерь в 9 вечера.

Дневной пробег всего 53 км ( у нас) и 7 км – пешком по пескам.