полуостров Кольский / Автотуризм
 

Путешествие по Кольскому в июле 2011 года

10 - 28 июля 2011 г.
Путешествие по полуостровам Рыбачий и Средний 
Дорога на Мурманск

Дорога На Кольский. Восточный берег Онежского озера Дорога На Кольский. Восточный берег Онежского озера
Беломоро-Балтийский канал Беломоро-Балтийский канал
Ночевка на Мурманской трассе Ночевка на Мурманской трассе
Мурманская трасса Мурманская трасса

1-й день. 10.07.2011 г Воскресенье.  - 3-й день. 12.07.2011 г. Вторник

     Три дня мы просто едем до Мурманска. Едем не спеша, по дороге заезжая на озера, осматривая достопримечательности

    К вечеру 3-го дня мы в Мурманске. По дороге обзванивали гостиницы. Забронировали номера в гостинице «69-я параллель».

    Встречаемся с Оксаной и Андреем (водитель, который повезет нас на «буханке»). Володя говорит, что хочет проехать на своей машине. Мурманские ребята не возражают (с некоторым сомнением в голосе). Договариваемся выехать утром в полдевятого от гостиницы.

 Заселяемся в гостинице. Переупаковываем часть вещей – что-то запихиваем в нашу «Калину» - она останется стоять у гостиницы все три дня, которые мы будем кататься по Рыбачьему и Среднему. Остальное укладываем так, чтобы быстро завтра покидать в «буханку».    Ложимся спать. Ночью начинается ливень, который не прекращается до самого утра.

Полуостров Рыбачий и переезд на полуостров Средний

По дороге на Рыбачий. По дороге на Рыбачий.
К перевалу через хребет Муста-Тунтури К перевалу через хребет Муста-Тунтури
Рыбачий. Заброшенный военный поселок Б. Озерки Рыбачий. Заброшенный военный поселок Б. Озерки
Полуостров Рыбачий. Вайда-губа Полуостров Рыбачий. Вайда-губа
Мыс Немецкий Мыс Немецкий
Мы на самой северной точке европейской части России Мы на самой северной точке европейской части России

4-й день. 13.07.2011г. Среда.

 

Встаем, быстро завтракаем в кафе и в 830 выходим из гостиницы. Льет дождь, температура около 14 градусов, сильный ветер. Подъезжают Оксана и Андрей на «буханке». Быстро закидываем наши вещи в их машину и  в 845 выезжаем. Едем по шоссе в сторону границы с Норвегией.

   Примерно в 10 часов мы в Долине Славы. В этих местах проходила линия обороны во время Великой Отечественной войны. Представить себе, что в этих местах нужно воевать почти невозможно. Даже сейчас, летом, очень холодно. А что же здесь бывает зимой! Осматриваем мемориал под дождем и ветром и едем дальше.

    Доезжаем до поста пограничников. У нас проверяют паспорта и пропускают. Погранзона в этих местах отменена. С российским гражданством больше никаких документов не требуется.

    Сразу за погранпунктом поворачиваем направо, на дорогу на Рыбачий. Небольшое количество старого асфальта и начинается грунтовка. Пока – вполне приличная, хотя и с довольно большими лужами.

   Примерно в 1040 останавливаемся посмотреть очень красивый водопад. Дождь льет, не переставая, съемки затруднены – заливает объектив.

  Примерно в 1125 останавливаемся перед перевалом через  хребет Муста-Тунтури. Здесь оборудовано место, на котором принято остановиться и выпить по 50 грамм за воевавших в этих местах. В народе  это место называется «Пьяный ручей». Как сказал Андрей (водитель «буханки»): трезвым по Рыбачему никто не ездит.

   Едем через перевал в Муста-Тунтури.  Пытаемся хоть что-то заснять под проливным дождем и сильным ветром. Места очень красивые. Примерно в 12 часов впереди видим машины и группу людей, которая что-то делает около дороги. По отчаянным жестам понимаем, что сейчас что-то взорвется! Резко рвем вперед и останавливаемся за машинами милиции и военных. Через минуту раздается взрыв!  Выяснять почему и что тут рвали совсем рядом с дорогой, мы не стали. Проскочили – и хорошо. Взрывчик то был не слабый! 

    В 13 часов въезжаем на Рыбачий. Здесь, в п. Б. Озерки оборудовано что-то типа небольшой гостиницы – турбазы для приезжающих рыбаков. Едем в  бывший военный поселок Б. Озерки. Жуткое зрелище брошенных домов.

   До сих пор дорога была более-менее нормальная. Проехать до Б. Озерков можно даже на легковой машине, правда желательно не слишком низкой – камни и лужи попадаются уже и на этой дороге.

    А дальше начинается нечто! Дороги - то на Рыбачем, конечно, есть. Если это можно назвать дорогами. В общем, под ветром, дождем едем, иногда почти плывем в сторону Вайда-губы.

   Здесь небольшое отступление: для настоящих джипов – здесь особых проблем нет. Хотя кое-где и для них  дорога настоящая. Тем более, что выбор места, где преодалевать очередное препятствие, не всегда очевиден. И здесь нам сразу стало ясно, что без помощи Оксаны и Андрея (мурманская турфирма Норд Экстрим Тур) мы бы просто доехали до первой, максимум второй, лужи, и вернулись бы обратно несолоно хлебавши.  Для нас машина – это способ доехать до тех мест, которые мы хотим посмотреть, а не джиперское развлечение.   И то, что нашим мурманским друзьям удалось провести за собой наш «Туксон», - это хорошее знание местных дорог и большой водительский, внедорожный опыт Андрея (водитель из Мурманска).  Да и вообще, в этих местах одной машиной лучше не ездить.

   Не могу сказать, в какой именно момент у Володи появилась мечта увидеть перед собой ровную дорогу. Но когда мы остановились около Вайда- губы  и спросили его: «Ты доволен?», то в ответ услышали: «Я буду доволен, когда увижу перед собой асфальт».

   В 15 часов мы доехали до мыса Немецкий – самая северная точка не только  Рыбачего, но и  всей европейской части России.  Погода великолепная: дождь, сильный ветер, холодно. Не смотря на погоду,  идем гулять и смотреть как набегают сильные волны. Зрелище невероятное: серое небо, серое море и бирюзовый прибой.

    Поскольку дождь не прекращается, все забираемся в «буханку», ставим примус, греем чай, и перекусываем.

   В 16 часов выезжаем обратно. Надо успеть проскочить по береговой части дороги до полного прилива. Неожиданная остановка.  Перед нами картина: «Козел», прицепленный к бензовозу (видимо, привозил горючее для метеостанции на Немецком). Под козликом кто-то ковыряется, и что-то пытается починить. Объехать их негде. Ждем пока они двинуться дальше. Потом некоторое время едем за ними, с восторгом наблюдая за  процессом буксировки. Если наш водитель выбирает по возможности места помельче, то бензовоз прет напрямую по всем водным преградам,  и из «козлика» время от времени прямо из дверей выливается вода. Наконец появляется возможность обогнать эту парочку.

    Проскакиваем береговую дорогу – море уже совсем рядом.

   Дождь льет, не переставая. Доезжаем до Б. Озерков. Чуть поколебавшись, проезжаем турбазу, даже не став выяснять – можно ли здесь остановиться. Наши мурманские гиды уверены, что мы сможем проехать на  полуостров Средний, на Земляной Стан, к брошенным зданиям бывшей погранзаставы, и там  переночуем.

    Проезжаем перешеек между Рыбачим и Среднем и сворачиваем на Средний. Дорога не слишком хорошая, но мы движемся вперед. По окрестным горушкам на северной стороне лежат остатки снега. Льет дождь.

    Примерно в 21 час мы подъезжаем к погранзаставе, находим комнату, в которой остались невыбитые окна и устраиваемся на ночевку. Ужинаем. Неожиданно дождь заканчивается, и мы идем на прогулку по побережью Земляного Стана(Пуманки) к мысу. Долго снимаем набегающие волны и пейзажи полуостровов. Рыбачий-напротив, через залив Большой Волоковой губы.

    Ложимся спать в начале первого ночи. Разве это ночь? Светло, хотя солнца сегодня мы не видели.

    Дневной пробег: по асфальту – примерно 90 км и 100 км от поворота с трассы до ночевки.

Вокруг полуострова Средний и возвращение в Мурманск

Дороги Среднего Дороги Среднего
По дорогам Среднего По дорогам Среднего
Скалы Среднего Скалы Среднего
П-в Средний. Саамское капище "Два брата" П-в Средний. Саамское капище "Два брата"
Берега на п-ве Средний Берега на п-ве Средний
Мурманск Мурманск
Мурманск Мурманск
Прибой Прибой
Прибрежные скалы Прибрежные скалы
Западный берег п-ва Средний Западный берег п-ва Средний
Переправа на Среднем Переправа на Среднем
Окопы в Муста-Тунтури Окопы в Муста-Тунтури
Мурманск. В память о моряках, погибших в мирное время. Мурманск. В память о моряках, погибших в мирное время.
Мурманский Алеша Мурманский Алеша

14 июля 2011 г. Четверг. 5-й день

 

  Выезд с ночевки в 10 часов. Погода прекрасная, светит солнце, ветер ослаб, температура приближается к 20 градусам. Резкий контраст со вчерашним днем.

     Преодалеваем брод через речку Выкат по какому-то нестандартному месту, про которое вспомнил наш мурманский водитель Андрей. По стандартному пути «Туксон» вряд ли бы перебрался.

   Едем к мысу Земляной. Часто останавливаемся, чтобы посмотреть и пофотографировать. Смотрим дот времен ВОВ.

    В 12 часов  останавливаемся около саамского капища «Два брата». Место просто невероятно красивое. Все разбредаются в разные стороны – еле собрали народ в конце концов.  В 1250 переезжаем на мыс: обед, купание, фотографирование морского прибоя. Около берега проторчали очень долго: оторваться от зрелища набегающей морской волны просто невозможно.  Очень красивый берег. Светит солнышко. Жизнь прекрасна и удивительна (особенно после вчерашнего дня).

   В 1530 выезжаем с обеда. Едем немного назад (снова мимо Двух Братьев), напрямую наверх на наших машинах подняться невозможно.

   Дорога по Среднему вся залита – машины больше плывут, чем едут. Здесь дороги и так то не слишком хорошие, а тут еще вчера целый день шел дождь.

   Доезжаем до заброшенной дальнобойной батареи. Лазаем - смотрим пушки и все сооружения под ними.

    Дальше движемся по западной стороне п-ва Средний.  Решаем спуститься и ехать береговой дорогой – она короче. Очень крутой спуск по крупным камням и дальше по довольно крупной гальке вдоль берега.

    Казалось все идет замечательно. Однако уже почти в конце дня в 1840 мы подъезжаем к броду через речку. Буханка проезжает и влезает на крутой берег. Наш  мурманский водитель Андрей  выскакивает из машины и машет Володе, чтобы он остановился.   «Туксон» в этом месте с большой вероятностью стукнется при подъеме. Есть второй переезд – прямо рядом с морем, там достаточно полого. Володя разворачивается, переезжает к другому броду, останавливается, чтобы посмотреть брод. Дальше машина ехать отказывается. Как оказалось  - сгорело сцепление. Попытка перетащить Туксон Буханкой кончилась тем, что буксировочный трос порвался, когда Володина машина была в речке. Медленно вытаскивать не получалось, т.к. буханка начала буксовать на гальке, а при попытке вытянуть рывком два раза рвался трос. Вывод – в такие места трос надо брать хороший! На наше счастье рядом стояла машина МЧС – ГАЗ-66, который с этой задачей справился безо всяких проблем.

   Дальше мы тащим Володин «Туксон» на буксире. Раньше в планах был еще один брод, чтобы подъехать  на стоянку под Муста-Тунтури у Малой Волоковой губы, чтобы завтра погулять пешком по хребту Муста-Тунтури. Однако, теперь приходится менять планы.

   Ищем стоянку рядом с дорогой.  В 20 часов встаем лагерем (немного съехав с дороги) у озера с видом на Муста-Тунтури. Поход на Муста-Тунтури отменяется. Завтра надо оттаскивать Туксон в Мурманск и отдавать в ремонт. Проблема состоит еще в том, что  «буханка» не сможет затащить «тушканчика» на перевал через Муста-Тунтури – есть риск сжечь сцепление и на ней. Так что завтра надо вытащить машину на основную дорогу и ждать подходящую машину, которая перетащит «Туксон» через перевал. Вечером Володя сознается, что сцепление попахивало уже давно, т.к. чтобы ехать потише через лужи, он часто ехал по полу выжатом сцеплении. Так что брод тут и не при чем.

   Ужинаем, погода начинает портиться. Ставим лагерь, пытаемся выйти погулять в сторону Муста-Тунтури, но начинается дождь, который загоняет нас в палатки. Пожалуй на сегодня хватит.

  Дневной пробег всего 53 км, из них 7 км мы тащили Туксон на буксире.

 

15 июля 2011 года. Пятница. 6-й день.

 

Выезжаем из лагеря в 1045 на сцепке. Едем, а в основном плывем по дороге по Среднему. В 1120 мы на основной дороге вдоль Муста-Тунтури около Ботовского залива. Андрей(Нестеров) уходит гулять в предгория Муста-Тунтури, а мы остаемся ждать попутную  подходящую машину.

    1435 – проходящая «СКАНИЯ» берет «Туксон» на прицеп и тащит  его на перевал. Мы едем следом (Андрей уже прибежал сверху с кучей всяких военных железок).

   1510 – мы на перевале, перецепляем Туксон за «буханкой». Скания уезжает куда-то в другую сторону по своим делам. Потом нас догоняют новосибирские (!) джипы, мы просим их дотянуть «Туксон» до асфальта.

    В 1530 мы на трассе. Асфальт!   В 16 20 нас догоняет грузовая машина МЧС. Прицепляет «Туксон» к себе и на бешеной скорости скрывается из поля видимости. В 17 часов мы догоняем одиноко стоящий на шоссе «Туксон». МЧСовская машина потеряла наш «Туксон» (опять порвался трос), и даже не заметила потери.  В 1735 к нашему удивлению МЧС возвращается (где-то они все же заметили, что потеряли  буксируюмую машину) и со словами – еще раз потеряетесь, больше не вернемся -  берут Володю на новый буксир.

В 1835 мы в Мурманске. Едем на сцепке в ремонт. На наше счастье мурманский Андрей работает в автосервисе и обещает (если будут запчасти)  по возможности быстро починить нам машину, чтобы мы могли продолжить маршрут.

   В  1945 мы снова  в гостинице «69 параллель». Первая часть нашего путешествия закончена.

Итого всего за три дня по бездорожью мы проехали 186 км, из них 146 – до поломки сцепления, остальное –  «Туксон» ехал на буксире.  И 180 км по асфальту. Володя говорит, что наибольшего страху он натерпелся, когда ехал на буксире за МЧС по асфальту.

 Фильм о этой части поездки можно посмотреть здесь:

http://youtu.be/EKEjdDQhgMs

А дорожное видео, которое было записано с «Туксона» здесь:

http://youtu.be/aaEz52DUtuk

16 июля 2011 г. Суббота. 7-й день

 

    Запчасти нашли, машина стоит в ремонте, а мы с 1330 до 2030 гуляем по Мурманску. Оксана устроила нам великолепную экскурсию по городу с заездом на все смотровые точки и вкусным обедом в  кафе в Коле.

   Оксане Сметаниной – отдельное огромное спасибо за все! И за организацию нам экспедиции по Рыбачему и Среднему, за очень интересную экскурсию по Мурманску,  за ее знание родных мест, и за теплое отношение к нам, свалившимся  к ней без предварительных договоренностей и без опыта поездок по серьезному бездорожью. Без нее в этих местах мы ничего бы не увидели. Без всякой рекламы я подтверждаю, что все что написано на сайте турфирмы – полная правда. Оксана действительно идет навстречу пожеланиям туристов, которые приезжают к ней, и, если планировать поездку заранее, а не так как это сделали мы – почти перед самым выездом, то можно придумать все, что захочется.

   Хочется пожелать ей, чтобы ее турфирма «Норд Экстрим Тур» процветала и продолжала работать еще много-много лет.  Я надеюсь, что мы еще вернемся в Мурманск и съездим с Оксаной в какие-нибудь интересные места, которых на Кольском очень много.

 

17 июля 2011 г. Воскресенье.8-й день.

 

Идем самостоятельно на экскурсию на ледокол «Ленин», который стоит на приколе в Мурманском порту. Потом бездумно болтаемся пешком по Мурманску.

  «Туксон» пока стоит на ремонте.

Вечером звонит Оксана. Кажется, есть шанс завтра получить починенную машину.


Комментарии
Guest28.09.13, 18:46
Не Паньгома, а Поньгома! 
Damary15.09.12, 23:32
Все классно, но... 
Спасибо внимательному читателю. Извиняюсь за опечатку. Название исправила
Guest14.09.12, 16:33
Все классно, но... 
Все замечательно, можно позавидовать, единственно что огорчает - это невнимательность автора к местным названиям. Если те, кто не жил в этих местах, внимания на это не обратят, посколько этого не знают, то у тех кто знает режет зрение и слух. К примеру: .."обед на реке Пиринга", на указателе, на трассе название реки - "Пиренга".
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте