полуостров Кольский / Автотуризм
 

Путешествие по Кольскому в июле 2011 года

10 - 28 июля 2011 г.
С чего все началось 
Предисловие

Состав участников: Степановы Владимир и Людмила, Нестеров Андрей, Данилова Мария


     Идея поездки на самый север Мурманской области возникла зимой 2011 года. Володя Степанов, начитавшись и насмотревшись материалов по поездкам на полуостров Рыбачий,  решил опробовать свой «Туксон» на бездорожье Заполярья. Сейчас, уже после поездки, он всячески отказывается от того, что именно ему принадлежит идея. Но тому есть доказательство – пришедшая зимой от него почта с названием «А не слабо?...». Мы с Андреем давно хотели посмотреть  северную часть Кольского, т.к. дальше Хибин и Ловозер мы не разу не бывали и с большим воодушевлением поддержали идею поездки.

     Ближе к лету я начала активно просматривать все имеющиеся в интернете материалы по Рыбачему. Стало ясно, что на нашей «Калине» нечего даже пробовать заехать на Рыбачий. И, уже за 10 дней до выезда из Москвы, я поняла, что, если мы не найдем кого-нибудь в Мурманске, кто сможет провести нас по Рыбачему и Среднему, то велик шанс, что мы доедем вчетвером на «Туксоне» до первого серьезного препятствия  на Рыбачем, и вернемся так ничего и не увидев.

   После некоторых поисков в интернете, я наконец натыкаюсь на сайт мурманской турфирмы «Nord Extrime Tour» и, без особой надежды на успех, созваниваюсь с руководителем  турфирмы – Оксаной. Я прекрасно понимаю, что такие экспедиции надо заказывать заранее, хотя бы за месяц,   потому что сейчас у турфирмы может просто не оказаться свободных машин.  Однако Оксана обещает постараться на нужные нам дни организовать поездку на «буханке», и, если Володя останется при своем желании проехать самостоятельно на своем «Туксоне», постараться провести нас таким маршрутом, где на его машине еще есть шанс проехать. Рассказываю Володе о результате своих переговоров с Мурманском. Он неохотно соглашается, что мы поедем не самостоятельно, а в сопровождении мурманской турфирмы.

   Уже в ночь перед выездом от Оксаны из Мурманска приходит почта с подтверждением, что она нашла на нужные нам дни машину с водителем, и готова ехать с нами гидом на Рыбачий и Средний.  Во все остальные пункты нашего маршрута по Кольскому мы прекрасно проедем на своих машинах. Все складывается очень удачно и мы трогаемся в путь.

Путешествие по полуостровам Рыбачий и Средний 
Дорога на Мурманск

1-й день. 10.07.2011 г Воскресенье.  - 3-й день. 12.07.2011 г. Вторник

     Три дня мы просто едем до Мурманска. Едем не спеша, по дороге заезжая на озера, осматривая достопримечательности

    К вечеру 3-го дня мы в Мурманске. По дороге обзванивали гостиницы. Забронировали номера в гостинице «69-я параллель».

    Встречаемся с Оксаной и Андреем (водитель, который повезет нас на «буханке»). Володя говорит, что хочет проехать на своей машине. Мурманские ребята не возражают (с некоторым сомнением в голосе). Договариваемся выехать утром в полдевятого от гостиницы.

 Заселяемся в гостинице. Переупаковываем часть вещей – что-то запихиваем в нашу «Калину» - она останется стоять у гостиницы все три дня, которые мы будем кататься по Рыбачьему и Среднему. Остальное укладываем так, чтобы быстро завтра покидать в «буханку».    Ложимся спать. Ночью начинается ливень, который не прекращается до самого утра.

Полуостров Рыбачий и переезд на полуостров Средний

4-й день. 13.07.2011г. Среда.

 

Встаем, быстро завтракаем в кафе и в 830 выходим из гостиницы. Льет дождь, температура около 14 градусов, сильный ветер. Подъезжают Оксана и Андрей на «буханке». Быстро закидываем наши вещи в их машину и  в 845 выезжаем. Едем по шоссе в сторону границы с Норвегией.

   Примерно в 10 часов мы в Долине Славы. В этих местах проходила линия обороны во время Великой Отечественной войны. Представить себе, что в этих местах нужно воевать почти невозможно. Даже сейчас, летом, очень холодно. А что же здесь бывает зимой! Осматриваем мемориал под дождем и ветром и едем дальше.

    Доезжаем до поста пограничников. У нас проверяют паспорта и пропускают. Погранзона в этих местах отменена. С российским гражданством больше никаких документов не требуется.

    Сразу за погранпунктом поворачиваем направо, на дорогу на Рыбачий. Небольшое количество старого асфальта и начинается грунтовка. Пока – вполне приличная, хотя и с довольно большими лужами.

   Примерно в 1040 останавливаемся посмотреть очень красивый водопад. Дождь льет, не переставая, съемки затруднены – заливает объектив.

  Примерно в 1125 останавливаемся перед перевалом через  хребет Муста-Тунтури. Здесь оборудовано место, на котором принято остановиться и выпить по 50 грамм за воевавших в этих местах. В народе  это место называется «Пьяный ручей». Как сказал Андрей (водитель «буханки»): трезвым по Рыбачему никто не ездит.

   Едем через перевал в Муста-Тунтури.  Пытаемся хоть что-то заснять под проливным дождем и сильным ветром. Места очень красивые. Примерно в 12 часов впереди видим машины и группу людей, которая что-то делает около дороги. По отчаянным жестам понимаем, что сейчас что-то взорвется! Резко рвем вперед и останавливаемся за машинами милиции и военных. Через минуту раздается взрыв!  Выяснять почему и что тут рвали совсем рядом с дорогой, мы не стали. Проскочили – и хорошо. Взрывчик то был не слабый! 

    В 13 часов въезжаем на Рыбачий. Здесь, в п. Б. Озерки оборудовано что-то типа небольшой гостиницы – турбазы для приезжающих рыбаков. Едем в  бывший военный поселок Б. Озерки. Жуткое зрелище брошенных домов.

   До сих пор дорога была более-менее нормальная. Проехать до Б. Озерков можно даже на легковой машине, правда желательно не слишком низкой – камни и лужи попадаются уже и на этой дороге.

    А дальше начинается нечто! Дороги - то на Рыбачем, конечно, есть. Если это можно назвать дорогами. В общем, под ветром, дождем едем, иногда почти плывем в сторону Вайда-губы.

   Здесь небольшое отступление: для настоящих джипов – здесь особых проблем нет. Хотя кое-где и для них  дорога настоящая. Тем более, что выбор места, где преодалевать очередное препятствие, не всегда очевиден. И здесь нам сразу стало ясно, что без помощи Оксаны и Андрея (мурманская турфирма Норд Экстрим Тур) мы бы просто доехали до первой, максимум второй, лужи, и вернулись бы обратно несолоно хлебавши.  Для нас машина – это способ доехать до тех мест, которые мы хотим посмотреть, а не джиперское развлечение.   И то, что нашим мурманским друзьям удалось провести за собой наш «Туксон», - это хорошее знание местных дорог и большой водительский, внедорожный опыт Андрея (водитель из Мурманска).  Да и вообще, в этих местах одной машиной лучше не ездить.

   Не могу сказать, в какой именно момент у Володи появилась мечта увидеть перед собой ровную дорогу. Но когда мы остановились около Вайда- губы  и спросили его: «Ты доволен?», то в ответ услышали: «Я буду доволен, когда увижу перед собой асфальт».

   В 15 часов мы доехали до мыса Немецкий – самая северная точка не только  Рыбачего, но и  всей европейской части России.  Погода великолепная: дождь, сильный ветер, холодно. Не смотря на погоду,  идем гулять и смотреть как набегают сильные волны. Зрелище невероятное: серое небо, серое море и бирюзовый прибой.

    Поскольку дождь не прекращается, все забираемся в «буханку», ставим примус, греем чай, и перекусываем.

   В 16 часов выезжаем обратно. Надо успеть проскочить по береговой части дороги до полного прилива. Неожиданная остановка.  Перед нами картина: «Козел», прицепленный к бензовозу (видимо, привозил горючее для метеостанции на Немецком). Под козликом кто-то ковыряется, и что-то пытается починить. Объехать их негде. Ждем пока они двинуться дальше. Потом некоторое время едем за ними, с восторгом наблюдая за  процессом буксировки. Если наш водитель выбирает по возможности места помельче, то бензовоз прет напрямую по всем водным преградам,  и из «козлика» время от времени прямо из дверей выливается вода. Наконец появляется возможность обогнать эту парочку.

    Проскакиваем береговую дорогу – море уже совсем рядом.

   Дождь льет, не переставая. Доезжаем до Б. Озерков. Чуть поколебавшись, проезжаем турбазу, даже не став выяснять – можно ли здесь остановиться. Наши мурманские гиды уверены, что мы сможем проехать на  полуостров Средний, на Земляной Стан, к брошенным зданиям бывшей погранзаставы, и там  переночуем.

    Проезжаем перешеек между Рыбачим и Среднем и сворачиваем на Средний. Дорога не слишком хорошая, но мы движемся вперед. По окрестным горушкам на северной стороне лежат остатки снега. Льет дождь.

    Примерно в 21 час мы подъезжаем к погранзаставе, находим комнату, в которой остались невыбитые окна и устраиваемся на ночевку. Ужинаем. Неожиданно дождь заканчивается, и мы идем на прогулку по побережью Земляного Стана(Пуманки) к мысу. Долго снимаем набегающие волны и пейзажи полуостровов. Рыбачий-напротив, через залив Большой Волоковой губы.

    Ложимся спать в начале первого ночи. Разве это ночь? Светло, хотя солнца сегодня мы не видели.

    Дневной пробег: по асфальту – примерно 90 км и 100 км от поворота с трассы до ночевки.

Вокруг полуострова Средний и возвращение в Мурманск

14 июля 2011 г. Четверг. 5-й день

 

  Выезд с ночевки в 10 часов. Погода прекрасная, светит солнце, ветер ослаб, температура приближается к 20 градусам. Резкий контраст со вчерашним днем.

     Преодалеваем брод через речку Выкат по какому-то нестандартному месту, про которое вспомнил наш мурманский водитель Андрей. По стандартному пути «Туксон» вряд ли бы перебрался.

   Едем к мысу Земляной. Часто останавливаемся, чтобы посмотреть и пофотографировать. Смотрим дот времен ВОВ.

    В 12 часов  останавливаемся около саамского капища «Два брата». Место просто невероятно красивое. Все разбредаются в разные стороны – еле собрали народ в конце концов.  В 1250 переезжаем на мыс: обед, купание, фотографирование морского прибоя. Около берега проторчали очень долго: оторваться от зрелища набегающей морской волны просто невозможно.  Очень красивый берег. Светит солнышко. Жизнь прекрасна и удивительна (особенно после вчерашнего дня).

   В 1530 выезжаем с обеда. Едем немного назад (снова мимо Двух Братьев), напрямую наверх на наших машинах подняться невозможно.

   Дорога по Среднему вся залита – машины больше плывут, чем едут. Здесь дороги и так то не слишком хорошие, а тут еще вчера целый день шел дождь.

   Доезжаем до заброшенной дальнобойной батареи. Лазаем - смотрим пушки и все сооружения под ними.

    Дальше движемся по западной стороне п-ва Средний.  Решаем спуститься и ехать береговой дорогой – она короче. Очень крутой спуск по крупным камням и дальше по довольно крупной гальке вдоль берега.

    Казалось все идет замечательно. Однако уже почти в конце дня в 1840 мы подъезжаем к броду через речку. Буханка проезжает и влезает на крутой берег. Наш  мурманский водитель Андрей  выскакивает из машины и машет Володе, чтобы он остановился.   «Туксон» в этом месте с большой вероятностью стукнется при подъеме. Есть второй переезд – прямо рядом с морем, там достаточно полого. Володя разворачивается, переезжает к другому броду, останавливается, чтобы посмотреть брод. Дальше машина ехать отказывается. Как оказалось  - сгорело сцепление. Попытка перетащить Туксон Буханкой кончилась тем, что буксировочный трос порвался, когда Володина машина была в речке. Медленно вытаскивать не получалось, т.к. буханка начала буксовать на гальке, а при попытке вытянуть рывком два раза рвался трос. Вывод – в такие места трос надо брать хороший! На наше счастье рядом стояла машина МЧС – ГАЗ-66, который с этой задачей справился безо всяких проблем.

   Дальше мы тащим Володин «Туксон» на буксире. Раньше в планах был еще один брод, чтобы подъехать  на стоянку под Муста-Тунтури у Малой Волоковой губы, чтобы завтра погулять пешком по хребту Муста-Тунтури. Однако, теперь приходится менять планы.

   Ищем стоянку рядом с дорогой.  В 20 часов встаем лагерем (немного съехав с дороги) у озера с видом на Муста-Тунтури. Поход на Муста-Тунтури отменяется. Завтра надо оттаскивать Туксон в Мурманск и отдавать в ремонт. Проблема состоит еще в том, что  «буханка» не сможет затащить «тушканчика» на перевал через Муста-Тунтури – есть риск сжечь сцепление и на ней. Так что завтра надо вытащить машину на основную дорогу и ждать подходящую машину, которая перетащит «Туксон» через перевал. Вечером Володя сознается, что сцепление попахивало уже давно, т.к. чтобы ехать потише через лужи, он часто ехал по полу выжатом сцеплении. Так что брод тут и не при чем.

   Ужинаем, погода начинает портиться. Ставим лагерь, пытаемся выйти погулять в сторону Муста-Тунтури, но начинается дождь, который загоняет нас в палатки. Пожалуй на сегодня хватит.

  Дневной пробег всего 53 км, из них 7 км мы тащили Туксон на буксире.

 

15 июля 2011 года. Пятница. 6-й день.

 

Выезжаем из лагеря в 1045 на сцепке. Едем, а в основном плывем по дороге по Среднему. В 1120 мы на основной дороге вдоль Муста-Тунтури около Ботовского залива. Андрей(Нестеров) уходит гулять в предгория Муста-Тунтури, а мы остаемся ждать попутную  подходящую машину.

    1435 – проходящая «СКАНИЯ» берет «Туксон» на прицеп и тащит  его на перевал. Мы едем следом (Андрей уже прибежал сверху с кучей всяких военных железок).

   1510 – мы на перевале, перецепляем Туксон за «буханкой». Скания уезжает куда-то в другую сторону по своим делам. Потом нас догоняют новосибирские (!) джипы, мы просим их дотянуть «Туксон» до асфальта.

    В 1530 мы на трассе. Асфальт!   В 16 20 нас догоняет грузовая машина МЧС. Прицепляет «Туксон» к себе и на бешеной скорости скрывается из поля видимости. В 17 часов мы догоняем одиноко стоящий на шоссе «Туксон». МЧСовская машина потеряла наш «Туксон» (опять порвался трос), и даже не заметила потери.  В 1735 к нашему удивлению МЧС возвращается (где-то они все же заметили, что потеряли  буксируюмую машину) и со словами – еще раз потеряетесь, больше не вернемся -  берут Володю на новый буксир.

В 1835 мы в Мурманске. Едем на сцепке в ремонт. На наше счастье мурманский Андрей работает в автосервисе и обещает (если будут запчасти)  по возможности быстро починить нам машину, чтобы мы могли продолжить маршрут.

   В  1945 мы снова  в гостинице «69 параллель». Первая часть нашего путешествия закончена.

Итого всего за три дня по бездорожью мы проехали 186 км, из них 146 – до поломки сцепления, остальное –  «Туксон» ехал на буксире.  И 180 км по асфальту. Володя говорит, что наибольшего страху он натерпелся, когда ехал на буксире за МЧС по асфальту.

 Фильм о этой части поездки можно посмотреть здесь:

http://youtu.be/EKEjdDQhgMs

А дорожное видео, которое было записано с «Туксона» здесь:

http://youtu.be/aaEz52DUtuk

16 июля 2011 г. Суббота. 7-й день

 

    Запчасти нашли, машина стоит в ремонте, а мы с 1330 до 2030 гуляем по Мурманску. Оксана устроила нам великолепную экскурсию по городу с заездом на все смотровые точки и вкусным обедом в  кафе в Коле.

   Оксане Сметаниной – отдельное огромное спасибо за все! И за организацию нам экспедиции по Рыбачему и Среднему, за очень интересную экскурсию по Мурманску,  за ее знание родных мест, и за теплое отношение к нам, свалившимся  к ней без предварительных договоренностей и без опыта поездок по серьезному бездорожью. Без нее в этих местах мы ничего бы не увидели. Без всякой рекламы я подтверждаю, что все что написано на сайте турфирмы – полная правда. Оксана действительно идет навстречу пожеланиям туристов, которые приезжают к ней, и, если планировать поездку заранее, а не так как это сделали мы – почти перед самым выездом, то можно придумать все, что захочется.

   Хочется пожелать ей, чтобы ее турфирма «Норд Экстрим Тур» процветала и продолжала работать еще много-много лет.  Я надеюсь, что мы еще вернемся в Мурманск и съездим с Оксаной в какие-нибудь интересные места, которых на Кольском очень много.

 

17 июля 2011 г. Воскресенье.8-й день.

 

Идем самостоятельно на экскурсию на ледокол «Ленин», который стоит на приколе в Мурманском порту. Потом бездумно болтаемся пешком по Мурманску.

  «Туксон» пока стоит на ремонте.

Вечером звонит Оксана. Кажется, есть шанс завтра получить починенную машину.

Териберка и дорога на Дальние Зеленцы. 
Дорога на п. Териберку и окрестности Териберки

18 июля 2011 г. Понедельник. 9-й день

  

  В 11 утра нам подгоняют к гостинице починенную машину! Можно двигаться дальше. Заправка  при выезде из Мурманска, покупка нового буксировочного троса (старый весь изорван) и в 1230 мы сворачиваем с трассы в сторону Териберки. Проехав километров 10-15,  от поворота видим много съездов к озерам по левой стороне. В случае необходимости можно ночевать около Мурманска без гостиницы.

   В 1410 доезжаем до поворота на Териберку. Тут асфальт заканчивается. Дальше – хорошая грунтовка.   Ехали мы  с большим количеством остановок для съемок. Дорога очень красивая. Начинается царство тундр. Описать это невозможно, да ни  фото, ни кино не дает полного представления об этих местах. Там надо просто быть.

   Едем по грунтовке к Териберке. До этого поворота – 90 км асфальтовой дороги. Снова бесконечные остановки, чтобы посмотреть и пофотографировать. Дорога потрясающе красивая.  Очень красивый вид на перевале – перед В.Териберским водохранилищем.

   В 1530 мы в Териберской губе. Поворачиваем направо, через мост на Старую Териберку, быстро оглядываем удручающего вида поселок и брошенные, сгнившие баркасы у берега. Созваниваемся с Оксаной – она где-то рядом с новой группой туристов. Она нам объясняет,  как проехать на побережье  через Новую Териберку (Лодейное). Едем снова через мост и направляемся в новую Териберку. Издалека показалось, что это нормальный жилой поселок, но когда подъехали ближе, стало видно, что почти половина домов – пустые, а жилые дома имеют кошмарный вид. В поселке живет около 1000 человек.

   Проезжаем по береговой дороге и заезжаем к двум озерам, окруженным сопками. На побережье, около моря стоит компания дайверов. Встречаемся около озера с Оксаной, которая рассказывает нам,  куда здесь можно пойти погулять. Они уже собираются уезжать. Очень жаль расставаться, но ей надо вести своих туристов в Мурманск.

    Ставим лагерь  на берегу озера и идем гулять. Смотрим водопад, вылезаем на побережье, смотрим старую береговую батарею. К водопаду на нашей «Калине» не подъедешь, а на более высоких машинах можно, хотя дорога очень плохая.

   Возвращаемся в лагерь. Гуляем вокруг озер, купаемся.

Дневной пробег- 140 км.

 

19июля 2011года. Вторник 10-й день

 

     С утра гуляем по окрестным сопкам. Вылезаем к триангулятору, который было видно с нашей стоянки. Виды вокруг невероятно красивые.

    Выезжаем из лагеря в 1530. Едем в старую Териберку. Смотрим поселок, гуляем по песчаному пляжу. Поселок производит гнетущее впечатление. Некогда это был богатый рыболовецкий поселок, а теперь он просто медленно умирает. Местные говорят, что у них вся надежда на строительство рядом с поселком газпромовского предприятия по сжижению природного газа.  Хотя, с нашей точки зрения,  это место просто идеально подходит для развития туристического бизнеса. Но, видимо, это не в нашей стране.  А вот газпромовское предприятие способно разрушить всю эту красоту. Вспоминаются норвежские поселки, расположенные также на краю земли. Сравнение печальное.

   Пробуем проехать к месту строительства завода по пробитому в скалах тоннелю.  Там стоят  грузовые машины, бытовки,  дальше проезда нет, особого оживления не наблюдается.

   В 1725 выезжаем из Териберки, по дороге заезжаем к нижней ГЭС. Хочется еще погулять в этих местах. Тогда и возникает идея попробовать проехать в Дальние Зеленцы. К этой поездке мы не готовились. На гуглевской карте в новигаторе дорога туда  вроде видна, но насколько она проезжая – это неизвестно. Решаем попробовать, и выезжаем с надеждой посмотреть еще что-то новое. В конце концов,  ночи здесь нет, и  ехать можно, сколько сил хватит.

Дорога на Дальние Зеленцы

   Продолжения дня 19.07 2011. С 19 до 2020 часов останавливаемся на озере на перекус. Купаемся. В 2030 на развилке шоссе Кола-Туманный  поворачиваем налево на Туманный (43 км до Туманного и еще 13 км до ГЭС, а там и должен быть поворот на Зеленцы).  Думали, что эта дорога будет и дальше асфальтовой, но она  мгновенно становиться грунтовой. Эту загадку наших дорог мы так и не разгадали. Почему от Колы  до развилки на Териберку и Туманный идет хорошая асфальтовая дорога длиной 90 км, хотя там нет ни одного населенного пункта (кроме нескольких  - рядом с Мурманском), а потом к обоим довольно крупным поселкам идет грунтовка – осталось для нас загадкой.

  Долго едем мимо Серебрянского водохранилища на р. Вороньей. Местность совсем другая – сильно отличается от дороги на Териберку.

   В 2030 проезжаем поворот на п. Туманный. По дороге гуляет какая-то парочка. Спрашиваем про дорогу на Д. Зеленцы. Говорят - есть, даже указатель на нее стоит.

  В 2140 мы поворачиваем на Д. Зеленцы. Сначала дорога вполне приличная. Потом начинают появляться крупные булыжники в дороге. Но места кругом очень красивые, и тоже отличаются от того, что мы видели раньше. И кто говорит, что тундровая зона однообразна? Несколько мест «Калина» преодолевает на пределе возможностей. Андрей пересаживает меня  в Степановский «Туксон» где-то посередине дороги. Решаем, что доедем только до  Ярнышной губы и сегодня же вернемся обратно до ГЭС, оттуда проблем уже не будет. В случае, если  завтра пойдет дождь, несколько мест на дороге  могут для «Калины» оказаться  трудно проходными. Ведь собирались же в Москве немного поднять «Калину», но не сделали. Кого теперь винить? Да и запаса бензина у нас с собой нет.

   В 2325 мы доезжаем до того места, где дорога сворачивает от Ярнышной губы к Зеленцам, проехав 25 км по дороге, и не доехав километра 2-3 до Д. Зеленцов. Останавливаемся. Решаем, что отдохнем здесь, поедим и поедем обратно. Ох, как мы потом, в Москве об этом пожалели. Надо было не только доехать туда, но и остаться там на один- два дня. Судя по фотографиям,  места там тоже очень интересные. Придется туда съездить еще раз, но уже в подготовленной машине.

   Отдыхаем, ужинаем в 12 часов ночи, купаемся на прощание в Баренцевом море.  В 020 выезжаем обратно. Обратно, как это ни странно, мы доехали  без приключений (только в одном месте у «Калины» были проблемы на крутом подъеме с большим количеством крупных камней в дороге).  Но едем долго: постоянно останавливаемся фотографировать незаходящие солнце в сопках.

   В 2 часа ночи останавливаемся, немного съехав с дороги, чуть не доехав до ГЭС. Долго сидим и обсуждаем сегодняшний день. Спать ложимся только в 4 ночи.

   Завтра у нас предстоит переброска на Терский берег Белого моря.

  Дневной пробег: 169 км (из них 50 км -  по дороге на Д. Зеленцы и обратно)

  Фильм по этой части поездки (Териберка и дорога на Д.Зеленцы) можно посмотреть здесь:

http://youtu.be/Y_ATAi32ovo

А дорожное видео от Териберки до Д. Зеленцов здесь:

http://youtu.be/VFoZrWgx378

 

Терский берег Белого моря. 
Переезд на Терский берег

20 июля 2011 г. Среда. 11-й день

 

После вчерашних подвигов выезжаем со стоянки только в 13-30.   Сегодня день переезда на Терский берег. Итак, 14 -00 поворот на Туманный, 14-45 – развилка Туманный-Териберка. Дальше едем по асфальту. 15-55 – мы на мурманской трассе. Заправляемся,  докупаем съестное на заправке. 16-20 выезд  от поворота на Колу. 18-35- 19-35 – обед около р. Пиринга. 

 В   20 45 – 2055 – в Кандалакше докупаем продукты. В 2150 мы на стоянке у Колвицкого озера (съезд сразу после 49 км и вниз по левой дороге через лес). Стоянка, на которой мы стояли 2 года назад приводит в ужас – все замусорено, похоже, что здесь был какой-то большой пикник. Отъезжаем немного в сторону и встаем – деваться уже некуда. Хотя, как оказалось на обратной дороге, надо было проехать еще немного по трассе после 50 км – следующая стоянка в более менее нормальном состоянии. Там мы ночевали на обратной дороге.

 Дневной пробег – 440 км.   

 

21 июля 2011 г. Четверг, 12-й день.

  Выезжаем в 1130. В 1220 мы в Умбе. (108 км от Кандалакши). Заправляемся и едем дальше.

   В 1330 после р. Хлебная съезжаем к морю. Отлив.

    На 53 км асфальт кончается, начинается грунтовка (похоже, за два года ничего не изменилось). Все тот же красный грунт, который проникает в машину повсеместно. (Уже будучи в Москве, продолжаем изо всех щелей  в машине вытаскивать этот песок).

    В 1450   заезжаем в Кашкаранцы (100 км от Умбы),  1510  - едем дальше. Видим указатель на источник и часовню (столб 108 км), которые мы не нашли  два года назад. Но сейчас решили не останавливаться.

   Съехали на 111 км на береговую дорогу , хотя удобнее съезжать прямо на 109 км – за мостиком. Проехали по старой прибрежной дороге до Корабля,  и решили откатиться назад, в зону низкого берега к зарослям можжевельника, чтобы там встать лагерем. Правда, комаров и мошки там оказалось – просто тьма.

   В 19 часов выходим пешком к  аметистовому берегу втроем: я , Андрей и Люся. Время, конечно, не самое хорошее – прилив. Но не терпится поковыряться в камнях. Прогуляли до 2230. Кое-что насобирали. Но главный выход за аметистами – завтра. Поужинали и в  12 ночи легли спать. Хотя мы и выехали из заполярья, но ночи все равно нет.  Правда, мы очень близко к полярному кругу.

Дневной пробег – примерно – 150 км.

На Терском берегу

22 июля 2011 г. Пятница 13-й день

 

 C 1230 до 17 30  копаемся  в камнях на аметистовом берегу в районе Корабля. В глазах у всех нездоровый блеск, а в рюкзаках – добыча. Андрей сегодня больше фотографирует, чем собирает.

  В 18-20 – едем смотреть источник и часовню.  Гуляем между источником и часовней безымянного инока.

        На дороге Андрей меняет проколотое где-то на береговой дороге колесо. Острых камней там хватает – где-то прокололи и не заметили.

   Дальше решаем попробовать проехать береговой дорогой в сторону песков Кузоменя. Проезжаем по основной дороге до р. Лодочный, переезжаем речку (ее вдоль берега нам не проехать)   и  сворачиваем в лес на береговую дорогу. Едем, любуясь морскими просторами.  По дороге  попадаются остатки домов. Потом дорога ныряет среди кустарников и выводит  к руслу речки. Дальше нам не проехать. Сейчас время прилива и русло прямо на глазах заполняется морской водой. Ждать отлива слишком долго,  и мы возвращаемся к лагерю. В 22 часа – мы в лагере, который сегодня не снимали.

 Туда- сюда накатали около 50 км.

 

23 июля 2011 г. Суббота. 14-й день

   В 5 утра Андрей вскакивает и едет на аметистовый берег – набирает еще большое количество камней. А том числе один булыжник весом 23 кг, который дарит мне для украшения моего участка.  Машина оказывается загружена почти до предела.

   Выезжаем в 1035 в направлении к Варзуге. В 1135 – мы в Варзуге, смотрим поселок и церкви. Описывать Варзугу не буду – по ней много информации в интернете. Мы там были два года назад. Поселок очень ухоженный, живой и красивый.

   В 1240 выезжаем в сторону песков Кузоменя. Поворот очень близко к Варзуге. Сначала дорога очень хорошая, даже стоят километровые столбы. Потом песок на дороге становиться все глубже и глубже, и в 1315, не доехав до границы леса метров 300, наша «Калина»  увязает в песке. Мы совершили ошибку – нам на «Калине» надо было ехать первыми, с той скоростью, которая  нам была нужна, чтобы не застрять.  Два года назад мы здесь уже проезжали. Для «Туксона» на этой дороге проблем нет. Однако дело сделано.

 Пытаемся вытащить «Калину» «Туксоном», но «Туксон» просто начал зарываться в песок. Потом пытаемся применить лебедку и понимаем, что так мы машину будем вытаскивать до утра. Откапываем дорогу перед «Калиной», подкладываем сандтраки, и просто втроем выталкиваем  завязшую машину.   В 1415 подъезжаем к краю леса, останавливаемся в лесу на поляне перед дюнами. Выходим на дюны и решаем, что остаемся здесь на ночевку.

       Перекусываем и идем гулять по кузоменьской пустыне в сторону моря.

Можно было, конечно, проехать другой дорогой к морю: прямо перед тем, как начинаются дюны,  есть дорога, которая уходит направо, через лес к морю. Она явно проезжая для наших машин. Но нам хотелось побродить по этим местам пешком. И мы ничуть об этом не пожалели.  Прошли до моря (примерно 3, 5 км), посмотрели на барханы, песок, засаженный крохотными соснами берег реки Варзуги, посидели у моря и пошли обратно. Идти по песку, конечно, не слишком легко, но из окна машины все это пролетело бы мимо. А так получилась очень интересная прогулка.  

       Вернулись в лагерь в 9 вечера.

Дневной пробег всего 53 км ( у нас) и 7 км – пешком по пескам.

Дорога домой 
Дорога домой с заездом в Чупинскую губу (Карелия)

24 июля 2011 г Воскресенье. 15-й день.

  В 8 утра меня разбудила команда бешеных джиперов, приехавших из Кузоменя через пески. Не спится же людям!

     Выезжаем в 1130. В общем –то отсюда уже начинается дорога к дому.

  1410 – сворачиваем  в Оленицу. Здесь по описанием можно найти беломорскую рогульку (глендонит). Идем на побережье искать – сами не знаем чего. Местные жители объясняют  и показывают нам беломорскую рогульку. Долго бродим по отливу – кое что находим, фотографируем. Довольно любопытные минералы. Говорят, водится только здесь и в Австралии.

   В 1710 – мы в Умбе. Заезжаем на заправку, ищем продуктовый магазин – находим магазин с сувенирами терского берега (2года назад его не было!), и застреваем там надолго. Великолепный магазин!  Насколько нас разочаровал магазин сувениров в Кировске два года назад, настолько сейчас мы в восторге от того, что увидели здесь. Спустив всю имеющуюся на руках наличность, едем дальше.

   В 1945 останавливаемся на ночевку на Колвицком озере

   Пробег – 229 км.

25июля 2011 г. 16-й день

  Сегодня мы должны переехать в Карелию – в Чупинскую губу.

В 11 часов выезд.  Проезжаем Кандалакшу. Снова мурманская трасса.

 По дороге заезжаем в п.Ковда – гуляем там некоторое время – очень красивые виды.

  В 17 часов мы в Чупе, сворачиваем на п. Чкаловский. 

   В 1940 мы в Чкаловском, находим место для стоянки в каменоломнях над Чкаловским  Вечером сидим и разрабатываем грандиозные планы – куда мы еще поедем (после того как завтра поковыряемся в карьерах около п. Плотина).

   Дневной пробег -264 км.

26 июля 2011г Вторник. 17-й день

     В 11 часов выезжаем со стоянки, заезжаем в сам Чкаловский. Обнаруживаем, что здесь потихоньку начал развиваться туристический бизнес. У воды – небольшая гостиница. Можно нанять катер, чтобы сплавать по островам. Можно договориться, чтобы забросили катером на какой-нибудь из островов, а потом через несколько дней забрали. Есть предложения по организации морской рыбалки и дайвинга. Может быть, есть надежда, что это место оживет?

  Я чувствую, что мне очень не хочется уезжать отсюда. Но вроде вчера договорились, что мы едем на Ладогу.  Всегда надо прислушиваться к своим чувствам!  Надо было, конечно, остаться там. Но мы уезжаем.

  Останавливаемся на отвалах, не доезжая до п. Плотина и 2,5 часа ковыряемся в отвалах. Кое-что интересное находим (например, розовый кварц).  Опять у меня возникает чувство, что мы с Андреем делаем что-то не то. Надо бы остаться в этих местах. Мы бы с удовольствием поковырялись еще и остались бы еще на день. Но! Велика сила инерции. Едем в сторону Чупы.

    В 1340  мы в Чупе. Едем на мурманскую трассу.

   1620  - остановка на обед на р. Поньгома. И тут я понимаю – все, больше не могу. Я больше не могу сидеть в машине. Я не хочу еще  5 дней сидеть в машине!  Я хочу – или обратно, куда-нибудь на природу и просто погулять, или уж лучше прямо ехать домой.  Мы с Андреем решаем, что обратно возвращаться  как-то уж совсем нелогично – надо было тогда с утра никуда не уезжать. Решаем ехать прямо к дому. Степановы решают все-таки съездить на Ладогу. Принимаем общее решение разъезжаться, чтобы не испортить друг другу конец поездки.

   На повороте на Беломорск мы расстаемся. Степановы сворачивают в Беломорск – посмотреть беломорские петроглифы, а   мы едем дальше по мурманской трасе.

  В 2110  останавливаемся на ночевку на Сегеже.

 Дневной пробег примерно 400 км

 Фильм по этой части поездки можно посмотреть здесь:

http://youtu.be/WhCzA4jCcd8

27 июля 2011 г Среда. 18-й день -28 июля 2011 г. Четверг – 19-й день.

  Здесь писать особенно нечего. Мы просто едем домой, останавливаясь по дороге всюду, где можно было искупаться. За два дня, не спеша проехали примерно  1200км.

Итого за поездку на нашей машине мы наездили 5230 км  примерно 390 км на «буханке» по Рыбачему и Среднему).

   Надеемся, что мы еще не раз приедем на Кольский.  Тут осталось еще много мест, где мы не успели побывать.

 До свидания, Кольский!

 


Комментарии
Guest28.09.13, 18:46
Не Паньгома, а Поньгома! 
Damary15.09.12, 23:32
Все классно, но... 
Спасибо внимательному читателю. Извиняюсь за опечатку. Название исправила
Guest14.09.12, 16:33
Все классно, но... 
Все замечательно, можно позавидовать, единственно что огорчает - это невнимательность автора к местным названиям. Если те, кто не жил в этих местах, внимания на это не обратят, посколько этого не знают, то у тех кто знает режет зрение и слух. К примеру: .."обед на реке Пиринга", на указателе, на трассе название реки - "Пиренга".
О Маршруте