1. Околесица вокруг Троицы

Сразу же хочу заявить, если вам интересны наиподробнейшие подробности о черногорских крепостях, то лучший Дерсу Узала - это несомненно Алексей Коимшиди . Его ЖЖ – кладезь!
Поэтому я не сомневался ни на минуту, заранее выбирая себе провожатого, для экспедиции в район Боки. И еще раз хочу поблагодарить Алексея за отличное совместное путешествие. Очень надеюсь, это был не случайный эпизод.
Как что-то про крепости можно писать после Алексея? Ума не приложу!
Поэтому, в отличие от своего всезнающего проводника, я, видимо по причине малых знаний, больше просто впечатляюсь от увиденного, чем выискиваю на месте ответы на какие-либо исторические загадки и подтверждения уже известных исторических фактов. А если мне потребуются какие-либо подробности, то буду обращаться к первоисточникам.
Первоисточниками, по причине их чрезвычайной малости, в этот раз мы назначим работу черногорских авторов Ilija LALOŠEVIC, Radojica PAVICEVIC «Fortifikacioni sistem Воке Kotorske austrougarskog perioda», и сайт Австрийского общества исследования крепостей (ÖsterreichischeGesellschaft für Festungsforschung)
Информацию по вооружению я нашел на сайте Ульриха Мосланга (Ulrich Mößlang) 


***

Я весьма скептически отношусь к высказываниям типа: «Какие классные места! Сюда надо туристов водить!».
А вот и не надо! Пусть господа-туристы ограничатся Старой Будвой и Которской Твердыней. В полуразрушенных черногорских крепостях им делать нечего … иначе мне меньше достанется ;-)
Реставрировать их (крепости) никто не собирается (свежее исключение лишь крепость Бесац в Вирпазаре), так что лучше пусть поменьше народу по руинам шастает.
Правда остается гнусный фактор мародерства, но о нем надо говорить отдельно.

***

Но что-то я всё не о том.
Пора уже выдвигаться на встречу с Алексеем. Созвонились - сел – поехал.
Встретились на нейтральной территории – на кругу с дорогами в Котор и Тиват.
Место было выбрано Алексеем неспроста. Выбор был стратегически верный ;-)
 картинка из книжки
 
Ключом первой половины дня наших путешествий стала маленькая крепость Троица (Тринита).
Эту ТРОИЦУ мы проезжали ТРИЖДЫ за день! Так и колесили вокруг неё. Уж больно расположение у неё выгодное. Поездки к крепостям Врмац и Горажда вновь возвращали нас к Троице.
 




Сегодня Троица представляет собой невысокую гранёную полуразрушенную башню, оседлавшую перевал и стратегический перекресток дорог, и подковообразное одноэтажное строение (бастион? редут? каземат?), которое выстроено весьма основательно, сохранилось прекрасно, и используется сейчас местными жителями.
Вот только смотрю я на старую карту и понимаю, что бастион то был замкнутый. Он опоясывал башню непрерывно. Однако сейчас от бОльшей его части не осталось и следа.
 
 
 
Совсем немного информации я нашел в работе Ильи Лалошевича.

После того как территория отошла к Австро-Венгрии, Форт Троица был немедленно реконструирован (четырехэтажная башня осталась еще с венецианского периода). В 1878-1886 годах была выстроена новая батарея, вооруженная четырьмя пушками 120 мм M-04. Остатки старой четырехэтажной крепости сохранились и были включены в единый блок с новой батареей.
Задачей батареи было контролировать перевал и коммуникации, которые вели в Котор, Тиват, Будву и Негуши, а так же борьба с черногорской артиллерией на склонах Ловчена. Контроль этого пространства осуществлялся во взаимодействии с крепостями Горажда и Врмац.
 


В информации Ильи Лалошевича, которой я буду пользоваться и далее, по моему мнению сомнительны лишь данные о вооружении австрийских крепостей, перепутаны индексы орудий и их калибры. Но о Троице иных данных я не нашел.
 

Вот собственно и всё.
Сообщение получилось небольшим … как сама крепость :-)
О следующих, посещенный нами местах я смогу написать больше.
2. Врмац без изюминки

У форта Троица нет смысла задерживаться надолго. Тем более, что следующая остановка форт Врмац.
 
Старая австрийская дорога находится в весьма хорошем состоянии. И вот скалы примыкающие к дороге справа отступают, и мы оказываемся в царстве угрюмой и строгой каменной австрийской геометрии. 
 



Мы здесь сегодня не первые. Рядком выстроилась пятерка серьезно подготовленных больших экспедиционных внедорожников с польскими номерами. Поляки к нашему прибытию уже покидали крепость и под ногами у нас не мешались.
 
Чуть в стороне от крепости стоят две "будочки" не совсем понятного назначения
 
Нынешний контингент крепости. На первом плане квадратный бетонный "бассейн", назначение которого тоже не понятно 
 
 
Ров перегорожен стрелковыми казематами 
 
 Крыша каземата
 
Главные ворота крепости
  
Эх! Одна проблема портила мне настроение весь этот день. Мой верный Pentax приболел, и поэтому в этот раз я взял с собой дочкин Canon. Но и с ним оказалось не всё в порядке - не работала вспышка!
Ну и как, скажите, я буду фотографировать внутри крепостей? А вот и никак. Обидно!
 



По-прежнему не буду ничего выдумывать сам. Всю информацию буду цитировать с найденных мной источников. Немецким и сербским не владею. Так-что в тексте вполне возможны нелепицы.

Начнем с австрийского описания.

Укрепление Врмац возводилось с 1894 года на месте построенного в 1887 «временного укрепления Врмац». Первоначально «первый форт Врмац» существовал на этом месте уже с 1860 г., и играл только незначительную роль в восстаниях 1869 и 1882.

Тактические задачи:            Контроль Krstac-Sattels, борьба с вражескими огневыми позициями в области Kuk и Zalazi, конроль уровня Zupa-Ebene и подъемов на Vermac-Rücken. Поддержка батареи Skaljari и Werk Gorazda в защите дороги Котор-Цетинье.
Сроки строительства:     1894 – 1897
Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 177 нижних чинов
Вооружение:                           
8 х 120мм                       MinSchKan M 80/85 (орудия в казематах)
4 х 100мм                       PH M05 (гаубицы в куполах)
(ранее были установлены 150мм мортиры M80)
12 х                                   оружейных лафетов

После завершения строительства в течение долгого времени Врмац был самым современным укреплением на восточном фронте сухопутной обороны военно-морского порта Котор.
Врмац очень похож на укрепления «Periode Vogl» в Южном Тироле. Первоначально сверху были открыто установлены 4 полевых пушки для ближнего боя. С фронтальной стороны и флангов ружейно-пулеметный огонь мог производиться через бойницы. Позднее все орудия были защищены бронированными лафетами, или спрятаны в бронированные казематы.
По состоянию на 1905 год, Черногория обладала тяжелыми артиллерийскими  орудиями, поэтому открытый ближний бой в открытых позиций стал невозможен, необходимо было увеличить безопасность укрепления. Реконструкция проводилась в 1906 – 1907 годах. Открытые казематы удалялись, так же как и защищенные только от осколков наблюдательные пункты. Потолок усиливался слоем бетона толщиной примерно 1,5 м. Имперская комиссия обозначила Врмац теперь как «укрепление дальнего боя».
Укрепление построено на двух уровнях и имеет несимметричную  пятиугольную форму. Защита рва была обеспечена тремя капонирами. Все вооружение было установлено в бронированных казематах, гаубицы в стальных куполах. Дополнительно оборудовано два купола наблюдения. Вся броня выпущена на заводе Шкода.
Впоследствии стало ясно, что эта работа оказалась не соответствующей текущим задачам. Было запланировано строительство современного укрепления Hohen Vermac (Sveti Ilija), которое так и не было построено.

После начала Первой Мировой войны черногорцы старались подавить артиллерию укреплений Которского района. Врмац был обстрелян самым интенсивным образом (орудиями калибра до 24 см) и сильно поврежден. Весной 1916 года крепость Врмац была полностью отремонтирована, однако частично разоружена. Не в последнюю очередь исходя из опыта обстрела этого укрепления. Вероятно это повлияло и на разоружение старых укреплений и в Южном Тироле.
После Второй Мировой войны укрепление было передано югославской армии. Сколько времени прошло в использовании, не известно.

Черногорские данные во многом повторяют данные австрийцев, однако есть некоторые отличия.

Первая временная крепость Врмац была построена а 1858 году. Затем в период с 1894 по 1897год были построены постоянные укрепления.
Крепость была первоначально вооружена
8 х 120мм                       гаубицы MKS M 80/85
4х 150мм                        бронированные гаубицы PM M 78
6 х 80мм                          полевые орудия FKM 75
Позднее вооружение было изменено
8 х 120мм                       гаубицы MKS M 80/85
4 х 100мм                       бронированные гаубицы PH M 05)
 
 
Капонирное орудие М80 (М96)
 
Бронированный купол для 15см гаубици М80
 
10см М5 в креплении от М80
 
Бронекупол. Вид изнутри
 
Примерно так выглядели бронекупола с установленными в них 10см гаубицами М05

 
 
23 октября 1914 года Крепость Врмац была жестоко обстреляна черногорцами, получила 176 попаданий и была готова сдаться. Врмац не обстреливали пушки калибра 240 мм, как заявляют австро-венгерские источники. Таких орудий у черногорцев в то время не было. Обстрел велся из орудий 120 мм и 155 мм.
 
Орудийные казематы обращенные в сторону Которского залива
 
Которский залив нынче виден с большим трудом
 
Вид на Тиватский залив и аэропрот
 
А теперь вспомним о неработающей вспышке моего фотоаппарата.
Еще раз посетую на невозможность съемки внутри куполов и казематов.
Увы, в прямом смысле слова, осталось неосвященным и самое необычное место в крепости Врмац. В одном из помещений уже после разоружения крепости поселился православный священник. Из обломков камней он сложил в углу печку, а стену расписал иконами. Вот эти то иконы я видел, а фотоаппарат без вспышки увы …

Закончив с осмотром Врмаца, мы тронулись в обратный путь.
У Алексея была надежда пробраться к артиллерийским батареям поблизости, но прошедшие дожди превратили дорогу к ним в озера. А пока мы с печалью разглядывали размытую дождями дорогу, по серпантину мимо нас шустренько прожужжал в сторону Врмаца крошечный Дэу Матис с российскими номерами!
Спорить не буду. Такая маленькая машинка возможно удобна на серпантинах. Но пилить на этой коробчонке через всю Европу! Ого! Еще то удовольствие.
Но не будем долго задерживаться. Садимся в машину и вниз, опять к Троице  ...
3. Горажда – твердокаменная грибница

 
Опять ломается серпантином дорога унося нас от Троицы. И вновь желаемое появляется как-то неожиданно. Вот только что нас окружали скалы и пропасти, как вдруг машина выскакивает на открытое пространство, посреди которого холм, вершину которого венчает коричневая шапка исполинского гриба.
  

Может кто-то еще помнит, был у Красной армии такой монстроподобный танк – Т-35.
Т-35
 
Так вот если это чудо увеличить многократно, а потом закопать в землю по башни, оставить вокруг него ров, то получиться что-то, отдаленно напоминающее крепость Годажда.
 
 
Главный вход в крепость. Еще совсем недавно створки ворот были на своих местах.
 

 
 
Опять начнем изучение с развед.данных захваченных у австрийцев. ;-)

Форт Горажда установлен на доминирующей вершине высотой 453 м, в 3 км к югу от Котора.

Тактические задачи:            Контроль дороги между Котором и Цетинье. Борьба с вражескими батареями в области Крстач; наряду с укреплением Качач контроль долины Зупа.

Период строительства:  1884 – 1886
Гарнизон в военное время: 8 офицеров и 195 нижних чинов
Вооружение:
6 х 120мм                                   MinSchKan M 80
2 х 90мм                                     KasKan M4
3 х 8мм                                        MG M4
2 х 8мм                                        MG M7
25 х                                               оружейных лафетов
Вооружение по информации Ульриха Мосланга:
6 х 120мм                                   MSK M80 (2 из которых в куполе Грусона)
4 х 120мм                                   KK M61 (во фланговых каменных казематах)
3 х 8мм                                        MG М4 (2 в наблюдательных куполах, один во фронтальном укреплении)
 
На этом месте уже находилось более раннее укрепление, которое было почти занято черногорскими повстанцами в восстании 1869 года. После восстания 1882-83 года, которое продемонстрировало слабость большинства существующих укреплений, а так же для безопасности недавно построенной дороги между Котором и столицей Черногории Цетине, было решено строить новую крепость.
Одновременно с возведенным в то же время укреплением Скальяри (Skaljari), артиллерия Горажды не должна была дать противнику легко и быстро установить орудия в возвышенной области Крстач.
По этой причине это укрепление было одним из немногих получивших закупленные в Германии бронированные башни. Впервые также бронированными конструкциями усиливались орудийные казематы.
 
Мне удалось найти картинки внутренностей бронекупола Шкода для двух орудий калибра 150мм. Думаю, он не сильно отличается от того, что установлен на Горажде (2х120мм).
 


План укрепления выполнен необычной симметричной формы с поперечным горлом. Интересно, что горло расположено перед казематами. Здание имеет два этажа, и потолки усилены еще большим земляным валом. Сверху для защиты располагалась пехота. Укрепление было усилено в 1915 году еще двумя бетонными сооружениями. На крыльях пехотных позиций в 1906-07 годах были установлены 2 вращающихся наблюдательных пункта.
Укрепление модернизировалось постоянно. В 1910 году был принят план реконструкции, по которому должны были быть установлены еще две башни с гаубицами и постоянные наблюдательные посты, вооруженные пулеметами MG. Все это однако не было реализовано. После завершения работ на высоком укреплении Врмац работы в крепости Горажда были прекращены.
После начала Первой Мировой войны укрепление принимало участие в боях. Черногорцы обстреливали Горажду из орудий калибром до 24 см, но без особого успеха. После успешной компании против Черногории весной 1916 года укрепление было разоружено. Все повреждения от нападения были отремонтированы.
Укрепление могло бы быть использовано до начала 1990-ых годов Югославской армией как склад.
 
Вид на главный вход изнутри.
 
Вот интересно: эта итальянская надпись осталась еще с времен Второй мировой?

Тише! Под сводом мирно спит летучая мышь.

 
Дополним данные информацией от союзников-черногорцев. :-)
Крепость Горажда возводилась в несколько этапов. Еще 1869году на этом месте была установлена артиллерийская батарея, которую перестроили и перевооружилив 1878-м. Основное строительство закончено в 1886 году. …
На батарее Горажда в 1869 было установлено одно гладкоствольное орудие и одна гаубица. Вооружение регулярно обновлялось, и к началу Первой мировой войны в Горажде была установлена батарея из четырех 120-мм гаубиц в крепостных казематах и две 120 мм гаубицы (МSК-М-8) в стальном куполе. А так же 4 x 120 мм ККМ-61 и три пулемета. 8 мм М-6-04.
19 и 23 октября 1914 года форт подвергся массированному артобстрелу. Черногорцы вели огонь по крепости из орудий калибра 120 мм и 155 мм (8 орудий - 2 батареи). 19 октября обстрел не нанес укреплению серьезных повреждений. Артиллерийская битва между батареями крепости и черногорской артиллерией, установленной на склонах горного массива Ловчен возобновились 25 и 26 октября. Особенно удачным для черногорцев стал день 25 октября, когда крепость получила весьма серьезные повреждения.
 
И всё же эта австрийская грибница с бронированными шляпками оказалась черногорцам не по зубам.
 
 
Заветные ступеньки на "крышу"
"Кучка" в дали, на краю ровной площадки - артиллерийская батарея на хребте Врмац, до которой мы добраться не смогли
Алексей с хозяйским видом осматривает окрестности. Из Котора выходит круизный лайнер, который мы встретим в этот день еще не раз
Тиватский Залив
Бронированный куполок наблюдательного пункта и бетонная пулеметная точка установлены в 1915 году
маленькая "шляпка" как и главный купол сделаны на заводе Шкода
Схема наблюдательного бронекупола
Главная "шляпка". Попасть в этот купол изнутри невозможно
 
Покидаем Горажду и третий раз проезжаем мимо Троицы.

Но в этот день список посещенных австрийских крепостей не был исчерпан. Впереди нас еще ждали Трасте/Грабовац и Радишевич.
 
Часовой на посту!
4. Грабовац / Трасте – два в одном

И что у нас на самом деле? Поход или как?! 
Сели - поехали ... опять сели, и опять поехали. Но вот наконец пришло время и ноги размять.
До крепости Трасте можно добраться от асфальтированной дороги на джипе. Можно попытаться даже и на легковушке ... но о-о-очень осторожно! Старая дорога усыпана весьма острыми обломками камней.
Мой провожатый решил пройтись пешком. И я не мог не согласиться ;-)
 
Перед заключительным поворотом к крепости около дороги обнаруживается пара разрушенных строений
 
А вот и лайнер, который мы видели из Горажды в Которском заливе
 
На самом деле в группе Трасте австрийцы выстроили множество разных укреплений.
Основой группы являлась одноименная крепость Трасте и база пехоты Грабовац. 
 
На фотографии видно, что Трасте и Врмац несомненно родственники!
Такую печь мы в других крепостях не видели.
Проблема межэтажных перекрытий в крепости была решена весьма бюджетно. На двутавровые стальные балки укладывались гфрированные листы, которые заливались бетоном. Увы время не пощадило эти конструкции. Балки сгнили или были срезаны охотниками за металлоломом, гофролисты полностью проржавели. Бетонные перекрытия обрушились. В тех местах, где они еще сохранились наступать на них очень опасно.
 
Остатки балок, которые поддерживали межэтажные перекрытия
Стены есть, а пол и потолок отсутствуют. Но нам очень надо еа второй этаж! 
 

Для полноты картины Алексею не хватало одной детали. Крепость и базу соединял подземный ход.
Вот его-то и хотелось найти. Вход в патерну мы обнаружили на втором этаже, на который пробрались с большим трудом.
 
Форт Трасте. Фотография из книжки
 
Место установки гаубицы прикрыто бронекуполом 
 
Но сначала опять почитаем шпаргалку от Общества изучения крепостей.
К 1905 году Черногория располагала тяжелыми артиллерийскими орудиями. Поэтому австрийскими вооруженными силами была предпринята коренная реорганизация обороны. Специально созданная «Комиссия по укреплению военного порта Котор» выработала необходимые меры к 1906 году, по которым было организованно перемещение системы военно-морского флота и, прежде всего, якорных стоянок военных кораблей в Котор из Тивата, Зеленики и Будвы. Однако к этому времени безопасность на суше гарантировалась только цепью полевых, частично временных, сооружений постройки 1859-60 годов, которые находились в плохом состоянии. Кроме того, не исключалась возможность вражеского десанта в заливе Трасте.
Комиссия приняла решение, возвести группу укреплений на месте бывшего укрепления Трасте V. Укрепление Трасте должно было бороться с потенциальными вражескими батареями на противоположных возвышенностях в южном направлении, контролировать  долину Зупа вместе с укреплением Горажда, находящемся на ее другой стороне, и предотвращать возможность десанта в заливе Трасте.
По решению комиссии с 1907 по 1909 осуществлялась создание группы Трасте, которая состояла из укрепления Трасте и передовой базы пехоты в Грабоваце.
 
Тактические задачи:            Защита долины Зупа и контроль гребня горной цепи по направлению к Будве, поддержка береговой батареи Радишевич и пресечение попыток высадки десанта в заливе Трасте
Период строительства: 1907-1909
Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 143 нижних чинов
Вооружение:                           
4 х 100мм                                   PH M06 (заменены на PH M99F)
2 х 8мм                                       MG M4
3 х                                                оружейных лафета
 
Гаубица М99
Гаубица М99 (100мм) в бронекуполе
 
 
Для дальнего боя служила бронированная батарея с 4-мя 100мм гаубицами в куполах защищающих от огня полевых орудий и 4 пулемета MG для ближнего боя. Укрепление и база пехоты были окружены каждая постоянными проволочными заграждениями. Кроме того, проволочное заграждение окружало всю группу. База пехоты и укрепление связаны подземным коридором (потерной) длиной примерно 200 м.
Уже в 1911, через очень короткое время после завершения укрепления, стала обсуждаться возможность его уничтожения или замены его более новым укреплением на полуострове Lustica с применением бронированных куполов, выше прибрежных батарей Радишевич. Однако балканская война 1912-13 года прервала обсуждение, и было принято решение оставить укрепление Трасте в прежнем состоянии, пока укрепления, созданные для его замены, не будут закончены.
С осени 1914 года крепость Трасте принимала участие в боях и была обстреляна черногорцами. Обстрел производился только из полевых орудий и имел очень незначительный эффект.
Вот что интересно. В работе Ильи Лалошевича ни разу не употребляется название «Трасте». Всё укрепление у него носит название Грабовац.
Укрепления Грабовац возводились до Первой мировой войны в 1906 - 1914 года и являлись одними из самых современных на тот момент . Комплекс состоит из гаубичной батареи в бронированных куполах, наблюдательных куполов, пулеметных позиций, казематов, казарм, складов различного назначения, цистерны для воды. … Грабовац был вооружен четырьмя современными 100 -мм гаубицами М-5 в стальных бронекуполах.
 
Прогулявшись по подземному ходу, мы выползли на базу Врмац. В зарослях колючих кустов здесь спрятались многочисленные останки австрийских укреплений.
К крепости мы пошли по верху. Направление подземного хода нам подсказывали вентиляционные шахты.
С трудом угадываются большие забетонированные площадки, служившие для сбора дождевой воды.
Вернувшись в крепость, залезаем на крышу артиллерийской батареи.
Даже в такой пасмурный день вид на Тиватский залив удивительный!
Маленький бронекупол наблюдательного поста. Второй такой же выкорчевали и украли.
 
Четыре бронекупола 100мм гаубиц.  
 
Общее замечание по всем трём крепостям, о которых пришлось писать.
Удивительно, но в сети нет НИ ОДНОЙ старой фотографии этих оборонительных сооружений!
Если плохонькие чертежи и картинки кое-каких пушек мне отыскать удалось, то того, что было построено увидеть невозможно.
Исключение составляет крепость, о которой я расскажу в следующем сообщении.
С ней все наоборот: информации очень мало, но есть фота, по которой можно неплохо представить, как форт выглядел в свои лучшие годы.

Что же, не будем медлить! Пешочком до машины, и дальше в путь ...
5. Радишевич. Спасибо, что живой.

Три крепости за день, не считая трижды виденной Троицы! И вы думаете, на этом дело кончилось?
Конечно «война - войной, а обед по расписанию»! Без этого не обойтись.
Но вот подкрепившись, мы опять трогаемся в путь. На этот раз на полуостров Луштица, где очень надеемся пробраться в крепость Радишевич.
Крепость находится на территории бывшей Югославской военной базы. На картах-гугли она обозначена как "Бывшие югославские Казармы "Milan Spasic" в Радовичах". Теперь эта территория принадлежит египетской компании, которая занимается застройкой полуострова. Но территория по-прежнему обтянута колючей проволокой.
Помните замечательное кино «Старики – разбойники»?
«Надо всё делать честно! Мы несём Рембрандта!» (с)
Вот и мы совершенно открыто прошагали через главные ворота … а потом постарались быстренько юркнуть между складами в кусты – зачем же зря светиться? ;-)
По задворкам складских строений мы добрались до того, что раньше было самым большим и мощным фортом в округе.
Жутковатое зрелище гигантского рассыпанного Лего, с поломанными громадными кубиками серого цвета!
 
Среди хаоса можно обнаружить остатки орудийных лафетов


Про эту крепость у австрийцев я ничего не нашел, но местные авторы буквально пару фраз всё же написали.
 
 Форт Радишевич. Фотография из работы Ильи Лалошевича
 
Сначала австрийскими властями в этом месте были установлены объекты полевого типа. В период с 1866-1890 были выстроены постоянные укрепления, в 1866 году построена артиллерийская батарея, которая была отремонтирована и перевооружена к 1890 году.
Форт Радишевич построен в начале ХХ века (1908-1912), и предназначен для того, чтобы закрыть линию обороны от залива Трасте до Тиватского залива, для борьбы с кораблями противника и предотвращения высадки вражеского десанта, а также, вместе с фортом Трасте, для препятствия проникновения вражеских сухопутных войск через Радановичи в Тиват.
Форт был вооружен двумя пушками 150мм D40 и гаубичной батареей 4 х 210мм М80 (более современного типа, как на фортах Мамула и Оштро).

При подготовке предыдущих сообщений я худо-бедно стал чуточку разбираться в многочисленных типах артиллерии, которую австрийцы устанавливали в своих крепостях. Поэтому считаю, что в этом тексте явная путаница с вооружением.
Судя по фотографии форта, и исходя из означенных в тексте калибров, на нем видимо были установлены примерно такие гаубицы.
210мм гаубица М18

Картинки пушек калибра 15 см можно посмотреть в сообщении о крепости Врмац. Но орудий с индексом «D» я не нашел вовсе.
В любом случае артиллерия Форта Радишевич была самой мощной из всех крепостей этого района.
 
 
 
Крепость была взорвана немцами во время Второй Мировой войны.
Целым остался лишь небольшой фрагмент форта с одним бастионом, в который видимо снизу подавались боеприпасы для двух орудий установленных справа и слева от него.
Кто и когда надстроил стальной колпак наблюдательного пункта неизвестно.
Впечатляет грандиозный ров и громадные арки, пронизывающие крепость насквозь.
 
Часть добротной каменной облицовки форта сохранилась после подрыва


За рвом, со стороны суши, в непроходимых нынче зарослях прячутся многочисленные вспомогательные крепостные сооружения. Множество их разбросано и по обширной территории бывшей военной базы.
 


Кстати о базе. Юги видимо использовали останки крепости как склад. Внутри сохранившихся помещений и во рву валяется множество армейских артефактов того времени. 


Но вот взорванную часть крепости они не тронули.
Этот хаос зарос кустарником и, вполне солидно вымахавшими за семь десятков лет, деревьями.
Дальнейшая судьба форта непонятна.


Вот теперь наконец можно сказать: «Всё! На сегодня хватит!»
Это был замечательный день. Не устану говорить «спасибо» Алексею.
Чтобы добраться до СТОЛЬКИХ мест без его помощи мне бы потребовалось не меньше недели!

Комментарии
О Маршруте