Турция / Спортивный туризм | Велотуризм

8 - 19 октября 2011 г.
Аладаглар
14 окт (пт) Предгорья

Утром  мы продолжаем путь-подъём к Аладаглару. Ещё прокол. В этот раз у Олега. Проезжая деревню, непременно в центре обнаруживаем чайную. И мы обязательно пьём чай. Прозрачные чашечки (почти рюмки) чёрного свежего чая с 2-мя кусочками сахара. Денег, между прочим,  с нас и не берут уже. Мы тут - экзотика. Собственно подъём рельефа очень плавный. Вокруг нас - сады. И сейчас - самый сбор яблок.  Море яблок! Яблочный рай. Это правда - так есть в природе, когда зелёного (листьев) и красного (яблок)  - на дереве ПОРОВНУ! Красные, светлые, пёстрые, оргомные, сладкие и хрусткие яблоки и, как сорняк иногда  на столбах - плети с гроздьями винограда :-)

_MG_2730

Последняя деревня перед перевалом - Сулуджаова. Почти 2000 м по альтиметру. Нееет, чайные уже тут не водятся... так что набираем воды и под любопытными взглядами местных начинаем реальный подъём. Вроде где-то тут - ещё прокол у Олега.  Ночуем на 2000м. Прохладно. Почти холодно с заходом солнца.

_MG_2743

15 окт (сб) Перевал 3150м

Сегодня нам надо взять 3 тысячный перевал. Едем. Асфальта уже давно нет в помине. Дорога то ровно-глиняная на луговинах, то щебёнчато-булыжная вверх. И вот тогда-то у меня уже не хватает мощности для велосипединга. Спешиваюсь и везу вел вверх руками. А вот Юрик с Олегом - как маленькие  бульдозеры - медленно, но верно одолевают подъём за подъёмом. И это при том, что мой велорюкзак - просто цыплячий по весу, по сравнению с их грузом (палатка, продукты, горелки, вода...в общем всё). А у Олега к тому времени уже пару дней как болит колено ("левое, когда еду и правое, когда иду",  и посмеивается ещё!).

_MG_2768

Слева у дороги бренчат бубенчиками овцы и сидят 2 пастуха с осликом,  собакой и... Олегом (он был впереди). Машут "иди, мол, к нам". Я - как положено, улыбаюсь - "хаер, тешекюр эдерим, хаер" (нет, мол, спасибо). Машут. Подхожу на плохо гнущихся уже ногах. Падаю на предложенную кошму. Беру чай.Отщипываю от большой краюхи кусок. И, вдогонку - кусочек овечьева сыра. Улыбаюсь. И только тут догоняет ощущение - какая же всё-таки чудесная страна Турция. С бескорыстными, открытыми и трудолюбивыми людьми. Лепотаааа. А вот и Юрик. Чаёвничаем, пока не пробивает "поехали". Из взятых с собой "в подарок" предметов  - презентовали пастухам самый подходящий - турбозажигалку с компасом  на карабинчике от "экспедиция".

_MG_2774

Дальше. Дальше. Горы. Ветер. Солнце и облака вперемешку. То прохладно, то пот в 3 ручья на подъёмах. Передышка и снова "в 3 ручья" :-) А вот и дежа вю - снова трактор. Правда навстречу. И без прицепа. И с 2-мя мужиками с ружьями. Охотники (в горах вообще много видели капсюлей от патронов охотничьих). Попытка - не пытка. Поднимаю руку (иду последней, тащу велик вверх по камням....жалко себя прямо, маленькую и обессиленную). Остановились. По-русски клянчу "дяденьки, а закиньте нас наверх, вон уже ноги не ходя-а-ат". И нате вам - один выходит с ружьём и начинает мой велик подвешивать сзади трактора. Рукой машет - рюкзаки, мол, в кабину давай. Мы помялись-помялись и  затолкали в трактор всё, кроме Юрика с  его пустым великом :-) Он вот хотел больше всех "позадираться" на перевалах.  В общем, трактор нас подкинул с Олегом почти до перевала, денег тракторист взять отказался наотрез. У меня под рукой была ручка с логотипом моей конторы - подарила, "из России с любовью".

_MG_2821

А Юрик-то кабааан! Почти сразу и подъехал!  Поразминались, посчитали потери (вот блин жалко - оторвалось зеркало с руля. И ладно бы от падения...Так ведь - от халявной транспортировки и собственной невнимательности). А по высоте - до перевала ещё метров 200.  И вдоль дороги, как в "Сталкере" - погромыхивающие на ветру листья жести, железки, безлюдные белые бараки.... Перекусили и - на перевал.

_MG_2838

Где там наши 3 150м?  Вот они! Ветер! Фотографируемся, называем этот no-name перевал - "перевалом неизвестного тракториста" (т.к. имя подвозившего нас доброго человека мы так и не выяснили).

_MG_2847

А теперь -  быстро вниз, т.к.  смеркается :-) Нас ждал адреналиновый, фантастический по красоте (которую мы почти не видели по сумеркам-то) и скорости (которую мы как раз чуяли всем телом) сброс мимо шахт. Какие шахты мы толком не знали, мимо проносились одинокие тёмные трактора и кучи отработок. Иногда, когда руки уж совсем уставали давить на тормоза и замерзали, мы останавивались на серпантине.  Олег даже как-то на остановке всё-же не поленился и заглянул в одну шахту - “Длинная! До конца не дошёл, нашёл узкоколейку с вагонеткой и развернулся.”

_MG_2855

Нас начало выносить в выполаживающиеся в камнях долинки и в одной из них мы остановились. Раз - сумерки, два - нагоняет тучи, три - уютное безветрие, как в земляной ложке. Неподалёку какие-то бараки, т.е. м.б. даже люди. Урочище Катырнарым, как просветил нас Олег.  Палатка. Не так уж и холодно ночью. Особенно, когда спишь в центре. И  когда в спальник заползаешь не в летнем термобелье, а в 3-х слоях одежды, что есть с собой ;-)

16 окт (вс) Вниз - Вверх

Утром уже привычно-деловито собрались и снова спуски-подъёмы.

Едем по долине вниз

На одном из них я отпускаю Аленку вперед чтобы сделать красивый кадр и тут же прокалываю колесо.

_MG_2884

Но кадр стоил того.

А теперь опять вверх

Перепады, впрочем, локальные и уже не изматывающие (ага, тот что на фотке сверху метров 400). Но! Но тут мы начали сбиваться с трека. И не раз. Однажды поехав на развилке "ну более-менее туда", мы вывалились в чудесную наполовину луговую, наполовину засеянную и уже скошенную долину. Опять же, какой-то домик а-ля палатка, лошадь и больше никого рядом. И внезапно пропадающие в жнивье дороги.

Долина закончившихся дорог

Назвали мы её после "долиной закончившихся дорог".  Но это после. А пока - пришлось разворачиваться и пыхтеть вверх по такому чудному поначалу съезду в долинку :-) Вверх. Вверх. Ага, пропущенная развилка! А теперь вниз.

О! Я была уверена раньше, что по ТАКИМ спускам ходят исключительно ногами, медленно, аккуратно ведя вел руками.  Чтож, я ошибалась :-) Круто. В смысле и ошибалась круто и дорога крутая была! И, главное, дорога - это сильно сказано. Реально это были  полосы щебня перемежающиеся участками наваленных булыганов. Офигеть! Страшно! Честное слово,  просто страшно-о! Я только помню постоянные предупреждения Юрика сзади - "будь осторожна" и своё бормотание под нос “выстегни контакты. выстегни. левый. правый. и только теперь меееедленно вперёд". О'кей! Сумасшедший каменный спуск кончается. Нет, дорога вниз и дальше, но нас выносит в симпатичную долинку,  в центре которой цепочка цинковых лоханок, в которых, как в каскадных фонтанах, переливается вода. Ба, да это поилки для овец. Вокруг, по-прежнему никого, но вода - железный аргумент.  Называем долинку "овечьей" и ставим палатку у единственного дерева. Высота - 1820м.

_MG_2931

17 окт (пн) Горки, дождь, грязь. Конец переклюку.

Утренний ранний подъём. Вроде как быстрый завтрак и ранний выезд. Тарам-пам-пам, малацы! Не тут-то было....ранний выезд, ха. Во всех косяках виноваты женщины. В общем, сначала я попросила подкачать  переднюю шину. Нормальную в целом, прошу заметить. Потом это долго не получалось. Как выяснилось  - мои особенные камеры с "велонипелем" особо непрочны в месте где этот самый нипель срощен с камерой. Ну или технологии накачки авто- и вело-нипелей отличаются. Ну а мы поначалу не шарили. В итоге через некоторое время  на руках  у нас были  2 трупа камер (вырванные с мясом) и одна камера, пока ещё живая. Последняя. Накачивали по-очереди. Практически не дыша. Получилось! Но выехали мы, гхм, как обычно между 9-ю и 10-ю

_MG_2971

Весь день: вверх и вниз....вверх и ...вниз. За день снова сбивались с трека 2 раза. Возвращались. С потерей времени и сил. Один раз, после каменного "пешего" уже традиционно спуска вниз, когда стало ясно после радиальных разведок, что нам надо только назад по ЭТОМУ спуску, но вверх, Олег с Юрой поспорили о времени "выхода". Ставки отличались аж в 6 раз ("час" - Олег, "шесть часов" - Юрик). Поднимались этапами. Отдельно велик, отдельно велорюкзак. Вот тут у Олега открылось "второе дыхание" и он ухитрялся  подниматься с 2-мя предметами (то со своим великом+моим рюкзаком, то с +Юриным). Выиграть спор хотел, не иначе :-))))) Выиграл. Вышли  за ~ 1час 5-10 мин.

_MG_2977

Начался дождь. Такой серьёзный уже. Усилился ветер.Дорога выполаживалась, но глина налипала на колёса и...да на всё она налипала. Так что я, падала духом перед мало-мальски поднимающейся  почти гладкой дорогой, соскакивала с велика и удручённо двигала его по глине перед собой. И...похоже мы опять сбились с трека. О! Шит! А наверху, впереди - какое-то подобие метеостанции. Но сначала мы решили, что раз явно сбились надо разворачиваться и возвращаться. Позже выяснилось что мы ехали правильно (в этом месте врала карта), нужная нам развилка была за “метеостанцией”.

_MG_2988

Вооот! вот тут-то всё и случилось. Олег ехал первым. Вдруг остановился. Дождь. Ветер. Подъехали. Видим комья глины на веле у Олега и слышим - "конец заднему переклюку". Первое паническое - "пипец. пропади всё! ставим палатку, прячемся. сначала согреться, а потом уже подумаем как быть". Второе - более здравое - "потопали ногами к "метеостанции". Авось - есть люди. А то и транспорт. Потопали мы с Олегом. Юрик, самоотверженно присел на свои "велоштаны" и закурил, пряча огонёк от дождя. СтОик!
Мы в итоге достучались до дежурных на этой "метеостанции", были приглашены внутрь, обогреты и напоены чаем! Увидели сразу за станцией крутой серпантин вниз. Узнали, что в 7-ми км ниже "большая деревня".  Вернулось здравомыслие и созрел план - демонтировать нах переклюк, напрямую замкнуть цепь и всем троим съехать вниз (вниз-то - не вверх, вел Олега просто поедет) в упомянутую деревню. Так и сделали. Пока Юрик с Олегом размыкали-замыкали цепь, подъехал на тракторе пацан (второй метеоролог). Долго стоял неподвижно,  за процессом следил.  В итоге через полчасаа взгромоздились на велы и поехали.
Сбрасывались долго-долго по красивой, извилистой глиняной дороге в начавшихся соснах. Сначала глина была темная, потом светло зелёная. Скорость. Руки на тормозах. Уже не страшно. Деревня называлась на GPSе - G,amlica. Большая, гхм, это десяток дворов! Но улицы, вау, улица - мощеные булыжником ;-) За одним поворотиком углядели микроавтобус во дворе и поняли, выход - вот он. На нас стянулись поглазеть тут же и турки и турчанки с детьми. И пока Олег и Юрик  пытались объясниться с мужской частью, женская увлекла меня во двор. В итоге, я прониклась теорией относительности :-) Так как пришла в себя сидя на втором этаже турецкого дома, в тёплой кухне, переодетая в юбку и детские полосатые розовые носочки. Причём мои велолосины, гольфы и перчатки сохли над печкой, а сама я увлечённо пила чай и рассматривала выпекание лепёшек рядом. И ведь вела оживлённый разговор!! Т.е. я на русском, хозяйка со товарками на турецком. Отлично понимая друг друга при этом! Дальше - больше. Возник стол. На нём чай, выпеченные лепёшки, нарезанные помидоры, 2 вида сыра, йогурт в мисочке, маслины и оливки. Как-то народу мгновенно стало больше, а места наоборот. Это зашли все мужчины, стоявшие во дворе.  Ужин, так ужин! Никто ж не отказывается! Тут мы, как правильные гости, спозватываемся (сувенир же есть, как раз на такой случай) и дарим  хозяевам дома русскую матрёшку. О! Матрёшка  имела  успех! На неё сбежалась поглазеть, как показалось, вся вторая половина деревни :-)))
В целом выяснилось, что за 100 лир нас вывезут в ближайший городок (
Yahyali). Ну а в нём аж 2 гостиницы.  Поели, попрощались. Вещи и велики грязные до умопомрачения уже принайтованы к крыше микроавтобуса. Едем? И тут приходит русскоговорящий товарищ турок (“я - Харитон”, жил год в Москве). И тут, пока неспешно течёт беседа,  Олега пробивает на конгениальный план: попробовать договориться  о ночёвке прямо тут. Ведь всё удобнее и дешевле, чем в непонятную гостиницу  Ях'яллы ночью селиться, в ожидании утреннего автобуса в Кайсери.
Хараон (Харитон) появился неслучайно. Вначале, когда мы договаривались о машине, водитель позвонил ему и он помог нам объясниться по телефону. Позже он подъехал, чтобы поговорить с нами лично. Расхваливал местные красоты, приглашал приехать еще раз. Оставил свой телефон.
Разворачиваемся. В смысле вылезаем из маршрутки. Договариваемся. Снова возвращаемся в дом. У нас в итоге - целый вечер отдыха. Тихонько наблюдаем за жизнью дома. Вот старый  хозяин моет ноги при нас, ничуть этого не смущаясь. Вот пошёл совершать намаз в специальной комнате. Нас даже попытались туда тоже завести, видимо для общего ознакомления, но мы смутились и вежливо отнекались. Вот молодой хозяин (сын) сидит с нами, как привязанный, глазами ест. Вот Зелма (жена сына) что-то делает, не останавливаюсь ни на минуту, но улыбаясь и всё время что-то предлагая, заботясь. Устраивают нас по-царски - тепло, у каждого  - своя кровать. Вокруг люди, что-то говорящие на турецком и ломаном английском. Я на каком-то ментальном уровне, миновав языковой барьер, умудрилась с молодой хозяйкой, той самой Зелмой, организовать стирку-сушку нашего барахлишка (поди ж ты - стиральная машинка в доме нашлась), помывку нашей изгвазданой обуви и даже душ для себя. Попутно обсудив: особенности женского нижнего белья, наших фигур, детей,  семейного положения, потрескавшихся пяток Зелмы и старого хозяина. В общем  общение а-ля "Особенности национальной охоты":  "-да я финского-то даже не знаю. - да ладно, вы всю ночь с финном трепались за жизнь".

_MG_3017

Сброска

18 окт (вт) — Всю ночь шёл дождь. Но утром мы - сухие, чистые и снова накормленные до отвала, усаживаемся в микроавтобус. Олег вспоминает о фотоаппарате и устраивает фотосессию всей семье. С записыванием адреса и обещанием фотки выслать этому гостиприимнейшему семейству.
Пока суть да дело - мы оказались в микроавтобусе не одни! Под "проезд иностранцы оплатили", маршрутка набилась турчанками в сиреневых платках и турками в костюмах. и вот мы мчим на север. Поначалу дорога - горный серпантин, извилистый и крутой. Без асфальта и ограничителей. Мимо электростанции. Небольшой, но, вроде, работающей. Вот и асфальт. Трасса. Городишко. У автостанции уже стоит нужный нам автобус в Кайсери. Пакуем грязные велики в велочехлы. Пока турки грузят нашу уже "недвижимость", мы не отказываемся от приглашения на чай в фотосалон. Хозяин  - курд. Не преминул об этом сказать со значением. Дальше - ловим отходняк в автобусе до Кайсери. Автостанция в Кайсери - большая, новая и современная,  похожа скорее на небольшой аэропорт, чем на автовокзал.  Аха, до автобуса в Стамбул - 40 минут. Отличччно! Ухитряемся прямо у зеркальной  стены автовокзала на горелке!!!  сварить чечевицу. Зря что ли мы ещё вчера утром её замочили (на ужин). И очень даже вкусно! Да ещё с нарезанной колбасой и чесноком. А то, что люди смотрят, что ж. Это их дело, не наше ;-)))) Автобус в Стамбул.
12 часов. Ночь на автовокзале Стамбула.

19 окт (ср) — Тыбыдымская ночная и +утренняя пробежка в поисках работающих инет-кафе. Быстрое даже не отмывание, а обтряхивание великов от засохшей грязи. Раннее метро в аэропорт ( как хорошо, что таскать груз совсем немного!). Перебивание с доплатой авиабилетов на ближайший рейс. Традиционная закупка крепких напитков и шоколада в дъюти фри. Самолёт. И вот и она "наша Родина, сынок". Шереметьево. Дома. Мы дома.