Осенний велопробег 
С 18 по 21 ноября 2011 года, я со своим товарищем Титковым Кириллом совершил небольшой велопоход по Смоленской и Брянской областям. Это был мой дебют в этой ипостаси туризма. О нем и пойдет речь.
Предисловие

Эмблема

Еще летом мы с Кириллом стали обладателями двух велосипедов  GT  AGGRESSOR.  Покатавшись по Москве и окрестностям, у нас возникло желание выгулять своих «педальных коней»  и себя самих, где-нибудь подальше и подольше.  По уважительным и не очень причинам  удалось это сделать только в ноябре. Неподходящее время года для данного мероприятия нас не смущало.

Изначально, нитка маршрута выглядела так - Рудня – Гусино – Красный – Викторово – Татарск – Монастырщина – Хиславичи – Шумячи – Ершичи – Рухань (Смоленская обл.) – Алексеевка – Сураж – Гордеевка – Красная Гора – Яловка – Стар. Боровичи – Новозыбков (Брянская обл.).

Но в процессе путешествия были изменения в пути следования. Они коснулись только Брянской обл. От Рухани, фактическая нитка маршрута стала следующей – Рухань – Харитоновка – Клетня – Брянск.


Участники:






ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

 
Первый день пути.

 Рудня – Дубровка – Приволье – Комиссарово – Гусино – Красный – Викторово – Самсоны.

В половине шестого утра мы высадились на ст. Рудня.  Пассажиры, сошедшие вместе с нами, подхваченные встречающими, разошлись и разъехались. На перроне остались только мы. Не спеша собрали велосипеды и сфотографировавшись на фоне здания вокзала, покатили, ведомые «товарищем Гармином», предварительно забив в него ,в качестве ориентира, ближайший населенный пункт по ходу следования. Но он никак не хотел нас вести верной дорогой, и мы потратили около часа, катаясь по улочкам Рудни. Затем, как в том анекдоте, посмотрели на карту и навигатор, решили спросить у местного населения, благо, несмотря на ранний час, отдельные его представители начали встречаться на улице. Внимательно выслушав указания, едем дальше, но уже в нужную сторону. Вот и «Катюша», про которую нам говорили. Еще немого, и мы покинем Рудню.


Но прежде чем это сделать, хочу немного рассказать о стоящей на постаменте «Катюше». Именно здесь, в пригороде города Рудня, получили свое первое боевое крещение гвардейские реактивные минометы.  14 июля 1941 года, батарея этих грозных орудий, под руководством капитана Флерова Ивана Андреевича, обстреляла прямой наводкой скопления немецких войск на базарной площади, тем самым поддержав, обороняющиеся части Красной Армии.

Пятнадцать километров асфальта и мы в Дубровке. Уже окончательно рассвело, и прекратился снег, который был нашим спутником от самой Рудни. Далее нам предстояло преодолеть около семи – восьми километров ухабистой лесной дороги, что мы и сделали – с шутками, да прибаутками, временами поминая, чью-то мать.

В десять часов были в д. Морозовка, где решили позавтракать, так как в поезде нам это сделать не удалось.

От Морозовки до Минской трассы, возле д. Комиссарово – хорошая грейдерная дорога.  До Красного – вполне приличное асфальтовое покрытие, а далее, до Самсон, асфальт оставлял желать лучшего, но всяко, ехать по нему намного приятнее, чем по тому- же грейдеру.

Участок дороги Дубровка - Морозовка

Участок дороги Морозовка - Комиссарово


Проехали ст. Гусино, пересекли Днепр… Настроение бодрое, мысли в голове - шапкозакидательские – какой там, сто километров в день, мы можем и больше проехать.

Станция Гусино

Река Днепр

На подъезде к поселку Красный пыл поостыл, начала ощущаться усталость, да и кушать захотелось.  Пока мы перекусываем, расскажу, чем знаменит пос. Красный.

С 15 по 18 ноября 1812 года (по новому стилю) возле Красного произошло сражение между русской армией, под командованием Кутузова и отступающими французами. Если, Наполеону, и удалось избежать полного разгрома, однако его войско изрядно поредело.

«Общие потери французов под Красным оцениваются между 6—13 тысячами убитых и раненых, а также 20—26 тысяч пленными. Клаузевиц оценил потери французской армии за 4 дня боёв в 33 тыс. человек и 230 орудий. Суммарные потери французов сравнимы с потерями при Бородино. Французы потеряли более 200 орудий и практически все орудийные заряды».            ВикипедиЯ

Пообедав и передохнув, поехали дальше. Педали крутятся бодро, но в голове уже нет, тех героических мыслей, которые были в начале пути. На подъезде к Викторово, все чаще смотрю, на велокомпьютер – сколько мы проехали. Отмеряю, себе дистанцию в 10 км, чтобы остановиться отдохнуть. Окончание этого участка, как раз приходиться на Викторово. Ради забавы, фотографируюсь возле указателя – Виктор в Викторово.  До Самсон остается совсем немного, а там, как мы и планировали – ночевка. Приехали туда, когда уже начало смеркаться.

Виктор в Викторово

Место под палатку выбрали возле заброшенной водокачки. Посеребренная ночным заморозком пожухлая трава, голые деревья и проглядывающая, сквозь тучи, луна придавали месту некую таинственность – вспомнились сказки Гоголя, про всякую нечисть.  

В первый день мы проехали – 114 км, причем километров шесть- семь намотали по Рудне, когда пытались из нее выбраться.



ДЕНЬ ВТОРОЙ

 Второй день пути. 

Самсоны – Верезубы – Татарск – Монастырщина – Гоголевка - Хиславичи

Утром проснулись отдохнувшими, и черти нас не унесли. Позавтракав, в десять  часов снова в седла и вперед. Встретившаяся в деревне бабушка сказала, что в Верезубы мы не проедем, дорога сильно заросла и местами перерыта кабанами. Но мы решили рискнуть – не обратно же ехать, а альтернативных путей  не было.


Описывая этот участок пути, протяженностью около семи – восьми километров, так и хочется слово – дорога, заключить в кавычки. Это старая полевая дорога колея, которая очень напоминает среднеазиатские арыки – ее борта иногда достигают уровня – «выше колена».

Участок дороги Самсоны - Верезубы


Возле речки Вешенка все было перекопано кабанами. Иногда приходилось идти пешком, педали цеплялись, то за траву, то за борта колеи.  На пути нам должна была попасться деревушка Вербилово, но мы ее не увидели, хотя навигатор показывал, что мы ее прошли. С учетом того, что в GPS были закачены  генштабовские карты, можно было не удивляться – столько лет прошло. Если города достаточно быстро стираются с лица Земли то, что можно говорить о маленькой деревушке.  Дорога дальше улучшилась и была   «под горку», и по ней стало можно ехать. Но начала портиться погода, стал накрапывать дождик. От Верезуб до Татарска  - около 12 км грейдера, а дальше до Монастырщины асфальт. Этот поселок получил свое название из-за монастырского скита, который располагался там, в VIII веке.

Участок дороги Верезубы - Татарск

Участок дороги Татарск - Монастырщина

Церковь в пос. Монастырщина

Погода окончательно испортилась, пошел мокрый снег с дождем. Добравшись до Гоголевки, под прикрытием автобусной остановки устроили небольшой перекус. Пока сидели, отдыхали, вокруг распогодилось. Но… Кончился асфальт. Пожалуй, этот участок до Хиславичей был самым тяжелым для меня в эту поездку. Дорога была засыпана песком, колеса сильно вязли, что сильно изматывало. В поселок уже приехали по темноте. В ближайшем продуктовом магазине закупили продукты и пару бутылочек пива, захотелось себя немного побаловать за ужином. Заночевать решили уже за поселком.

Если между населенными пунктами впереди ехал Кирилл, то по ним я, как обладатель навигатора. Товарищ Гармин, больше не путал нас, как в Рудне и вел нас верной дорогой, и нам даже не приходилось прибегать к помощи местного населения.

На ночевку остановились в пару километрах от Хиславичей, не далеко от дороги, возле не многочисленных вокруг деревьев.  


За день проехали 91 км.


Позволю себе совершить небольшой экскурс в историю поселка, возле которого мы нашли свое временное пристанище.

Начиная с VIII века Хиславичи, или Хославичи (как они назывались в те времена), являлись третьим по величине еврейским  религиозным центром в Восточной Белоруссии. В поселке насчитывалось семь синагог, а разговорным языком являлся Идиш. В конце XIX века, начала ХХ в Хиславичах проживало 5100 человек, из 4700 евреев. В годы фашисткой оккупации, здесь было еврейское гетто и было расстреляно около тысячи человек еврейской национальности, включая стариков и детей.

И еще:

Где то, между Монастырщиной и Хиславичами проезжали мимо небольшой деревушки, с названием Буда. Этот топоним, достаточно часто встречается в Смоленской и Брянской областях – Старая Буда, Литвинова Буда и т.д. Я понимаю, что имя основателя одной из мировых религий пишется через две буквы Д.  Но ассоциативно эти названия навивали мысли на известное восточное учение. Уже по приезду в Москву я прочитал в Интернете, что «Буда — старинное название предприятия по производству поташа. В этом значении широко используется в наименованиях населённых пунктов в славянских странах».

 


 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Третий день пути.

Хиславичи – Микшино – Русское – Шумячи – Ершичи – Рухань



Этот день был провозглашен Днем асфальта и хорошей погоды. Ночью, правда, шел дождь, а с утра было пасмурно. Но проехав километров двенадцать от места ночевки, возле д. Микшино в небе начали появляться просветы, а под колесами асфальт. Дальше, до речки Немка,  дорога была в основном «под горку». Потом начались затяжные подъемы - «тягуны» и ухудшилось дорожное покрытие – до очень разбитого асфальта.

На подъезде к Русскому, Кирилл уехал далеко в перед, а мне пришлось «пообщаться» с местным населением. Ко мне привязались три парня на гужевом транспорте, весьма активно отмечающих выходные. Сначала стали требовать паспорт, в доказательство, что я не являюсь белорусским шпионом. Потом пошли предложения вкусить с ними плодово-выгодного портвейна. До «разборок» дело не дошло, но пришлось потратить время и выкурить с ними сигарету и немного пообщаться.

В Русском были в час дня. Погода улучшалась на глазах. На подъезде к пос. Шумячи распогодилось окончательно – синее небо, солнышко.

Участок дороги Русское - Шумячи


Выехав из Шумячи в 15:00, остановились на обед возле трассы Москва-Бобруйск, традиционно использовав  автобусную остановку. 

Дальше, до самой Рухани, дорога без подъемов и по хорошему асфальту. В Ершичах, где мы были в 18:00, закупили продуктов и набрали воды. На конечную точку сегодняшнего перехода, в деревню Рухань приехали около восьми. Здесь и заканчивается путешествие по Смоленской области, завтра, за рекой Ипуть, начинается Брянская.

Происхождением имени, деревня обязана Екатерине II, по преданию, увидев крытые соломой избы, императрица презрительно назвала их «рухань», а жителей деревни потом долго дразнили «руханцы-голодранцы». С именем императрицы так же связывают происхождение расположенного недалеко от Рухани села Блинные Кучи. Вместо традиционного каравая с солью, жители села преподнесли Екатерине огромную стопку блинов.

За день проехали почти 113 км.




ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Четвертый день пути.

 Рухань – Корсики  - р. Ипуть – Харитоновка – Клетня – Синицкое

Проснулись под опадающий с потолка палатки иней, ночью подморозило, и вся внутренняя палатка покрылась замерзшим конденсатом. Утро тоже жарким не было, обувшись, какое-то время бегали и прыгали, чтобы согреть ноги.

Этот день вошел в анналы путешествия черным цветом. Началось с того, что я горелкой прожег палатку, затем отказал велокомпьютер, и что самое прискорбное, мной был утерян навигатор.

По плану нам надо было вброд перейти р. Ипуть  и дальше на Алексеевку и Сураж. Добравшись до берега, увидели покрытую тонким льдом реку. Походили по нему, но переправляться не рискнули.

р. Ипуть

При подъезде к броду, мной и был утрачен «товарищ Гармин». Скорей  всего он слетел с руля, когда я упал, зацепившись педалью за траву. Самое смешное, что еще перед отъездом, когда мы покупали чехлы для перевозки велосипедов в Велоснаряге, парнишка продавец рассказал, что они потеряли такой же навигатор. А я еще спросил, разве  нельзя было его подстраховать веревочкой? Нет слов…

Хотя место, где я его потерял, было достаточно локально, но два часа поиска не увенчались успехом. Дорожка, по которой мы ехали к берегу, поросла высокой травой, и я никак не мог вспомнить, где я падал, тем более я это делал пару раз.

Коль в брод не удалось перейти, прибегаем к запасному варианту, и едем через Корсики и переправляемся на другой берег по мосту возле деревни Симяричи.

В Харитоновке, где мы были в три часа дня, принимаем решение ехать в Клетню, а далее на Брянск, иначе мы могли не успеть на поезд в Новозыбкове. Звоню брату в Москву и заказываю билеты на следующий день, уже не из Новозыбкова, а из Брянска. Великая вещь интернет и Е – билеты. Можно купить, не выходя из дома и потом достаточно паспорта – подходишь к проводнику и показываешь документ.  Через час приходит СМСка с номерами поезда и вагона.

В половине пятого были в Клетне. Планируем ехать насколько нам позволят силы, чтобы уже наверняка успеть к поезду. Но для начала решаем перекусить, чтобы этих сил, было побольше. На этот раз в нашем распоряжении не автобусная остановка, а вполне приличный столик.


Стемнело.  Когда возникли мысли о ночевке, все ни как не могли найти подходящее место.  В результате проехали еще километров десять.  За деревней Синицкое, не доехав двенадцать километров до трассы А 141, ведущую в сторону Брянска, нашли хорошие площадки под палатку. Стоящий тут же диван, восприняли, как знак свыше.

Перед сном, немного посибаритствовали. Я достал бутылку Кашинского бальзама, а Кирилл, кем-то подаренную  ему, сигару. Заодно помянули «товарища Гармина».

До Брянска осталось около 80 км. За день проехали – 71 км. 




ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Пятый день пути.

Синицкое – Косик - Брянск

С утра все как обычно – завтрак, сборы и в путь…


За пять дней в седле, ноги потеряли гибкость, и я периодически развлекал Кирилла зрелищем моей посадки на велосипед.

Участок дороги перед поворотом на трассу

Свернув на трассу А 141(Витебск-Орел), сразу почувствовали себя не уютно, после пустынных то дорог.  И тем более ехать пришлось по заснеженной обочине. Кирилл ехал прямо по снегу, а я старался все- таки по асфальту, иначе мне было тяжеловато крутить педали. 

На трассе А 141


Еще было много подъемов и остановок – час ехали, потом отдыхали. Перед самым Брянском завернули в кафе, пообедать.


Мы в Брянске

Финиш

На вокзал приехали вовремя и с хорошим запасом. Разобрав и упаковав велосипеды, сдали их в камеру  хранения, а сами пошли в кафе ужинать...

За день проехали 83 км. Весь маршрут, за пять дней - 474 км.

На следующий день  были в Москве.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Так как весь маршрут проходил по населенным местам, продукты с собой не брали, все покупали по необходимости в магазинах. С собой взяли только чай, сахар и соль. Воду набирали в колодцах и колонках, или покупали в магазинах.

Кострами не пользовались, готовили на системе приготовления пищи  Jetboil PBL-075. 


Jetboil, я купил уже давно, и он побывал со мной во многих путешествиях, и с каждым разом он мне нравится все больше и больше. Это маленькая горелка, со стаканом 0,75 л с неопреновым чехлом. При необходимости, стакан можно заменить специальной подставкой для котелка, и тогда Jetboil превращается в компактную газовую горелку. Достаточно безопасен для готовки в тесной палатке. Несколько раз опрокидывали, без пожарных последствий. Описанный мной случай, когда я прожег палатку, произошел по собственной безалаберности – не закрепил должным образом стакан к горелке.

Мой велосипедный опыт скуден, и я не могу квалифицированно описать поведение наших двухколесных друзей. На третий день путешествия, на ходовых скоростях появился неприятный скрежет, который лечился протиркой и смазкой цепи. Иногда скорости отказывались нормально переключаться – во многих случаях виной была трава, намотавшаяся на задние звездочки. А в целом я остался доволен велосипедом.

На велосипеде Кирилла, постоянно что-то было с тормозами. По Брянску он ехал уже без них.

У него в отличие от моих дисковых, стоят  вебрейки.

Что еще? Надо перед такими поездками лучше тренироваться, у меня на момент старта было наезжено чуть больше тысячи километров за три месяца.

И…  …навигаторы, закрепленные на руле, надо подстраховывать веревочкой или ремешком…



Комментарии
О Маршруте
Опубликовал Виктор