Южный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм | Горный туризм

Краткий юмористический очерк о прелестях межсезонья на Южном Урале

1 - 8 октября 2004 г.
Нитка маршрута: оз. Зюраткуль – хр. Нургуш (частичный траверз)– п. Тюлюк – г. Мал. Иремель

Краткий юмористический очерк о прелестях межсезонья

на Южном Урале.

(Пешеходный поход оз. Зюраткуль – хр. Нургуш – п. Тюлюк – г. Мал. Иремель.

1 октября 2004 г. - 8 октября 2004 г.)

Состав группы:

1) Евгений (идущий первым 8)

2) Артем (врач)

3) Константин (писарь, начинающий фотограф)

«Темна Зюраткульская ночь, но сало нужно перепрятать!»

«Polartec – фуфло, собачьи волосы forever

1 октября.

Договорились с Женей о встрече на трамвайной остановке, чтобы вместе поехать на вокзал. Засранец, как всегда, опоздал на двадцать минут. Ну неужели нельзя, хотя бы перед походом, в день выезда, придти вовремя!!!

Выехали из Челябинска в 13:20 на автобусе Челябинск - Сатка. На входе тетка проверяющая билеты заставила платить за багаж в полном объеме. Уговоры и угрозы ни к чему не привели. Мы подумали, что хребет «Бол. Сука» (ударение на последнюю букву), это в честь нее.

По дороге уговорили пол литру «Союз Виктан» и полуторку Теминого морса, после чего пришлось останавливать автобус по малой нужде… Пассажиры были недовольны нашей выходкой: даже через кусты, на спине ощущались их недоброжелательные взгляды.

В Сатку прибыли около пяти вечера. Нас встретили мои родственники, которые были очень рады моему приезду, но пожурили меня за то, что заезжаю только набегами, на два-три часа. Плотно поужинав (плотнее, чем хотелось бы), мы выехали в направлении оз. Зюраткуль. Примерно за час, на дядькиной «жучке» долетаем до места назначения. Шлагбаум на кардоне был приветливо поднят, так что мы промчались под ним, даже не останавливаясь. Лесник, куривший рядом со шлагбаумом, немного опешил от такой наглости (ведь въезд на территорию национального парка платный). Ну, как грится – сам виноват…

В 19:30 перекурив, стартуем из поселка Зюраткуль по плотине (против часовой стрелки) вдоль берега.

Быстро темнеет. Противная морось. Дорога проселочная, почти без подлеска, но сумерки все портят, и уже через пол часа ощущаю приятное хлюпанье в ботинках (плохо видно куда наступаешь).

Через полтора часа выходим на кардон «Шаровский» (две избы посреди леса, да небольшой покос). Там нас встретила тетка, которая сказала, что до притока Зюраткуля, реки Мал. Кыл (где мы решили заночевать), идти  осталось около часа.

Припомнив один из главных законов туристов: «послушай аборигена и иди в другую сторону», мы все-таки выходим на тропу указанную теткой.

Темно. Включаем фонарики. Дождь усиливается. Скучно.

Встречаем метки. Пересекаем поперечную дорогу. Затем встречаем развилку, проходим выше (метров на десять) и обнаруживаем еще одну. Основная дорога заканчивается. Решаем идти в сторону озера (т.е. налево).

Еще скучнее.

Минут через двадцать замечаем свороток. У берега виден костер. Он оказывается рыбацким: четыре мужика, да машина с лодкой. Они объясняют нам, что до реки еще с пол километра: заметно повышается настроение и уже чувствуется скорое приближение ужина.

Возвращаемся на дорогу. Пролетев еще один свороток налево, выходим на развилку, сваливаемся к озеру и, наконец, вылетаем к речке. УРА!!!

Искать дрова при свете фонарика ломает, решаем обойтись сух. пайком. Ставим палатку. Из темноты, со стороны Нургуша, на нас выходят пара обитателей Шаровского кардона, которые размечали тропу. И то заметно: с ног до головы в краске.

Залезаем в палатку. Пьем водку, едим консервы. БЛАГОДАТЬ!!!

Выбираюсь из палатки. На несколько минут выглянула луна. КРАСОТИЩА!!! Надеюсь, фотка получится.

P.S. Фотка все-таки не поучилась (нужно читать инструкцию к фотоаппарату…).

Женя настаивает на высококалорийном питании.

2 октября.

Утро. Погода – фуфло: метрах в ста над нами висит облако. Мелкая морось.

Всю ночь порол сильный дождь с грозой. Я думал нас смоет в озеро (шутка).

Вылезать из палатки не охота. Хотя выспались мы от души: в палатке тепло и уютно.

От нашей стоянки уходит маркированная тропа на Бол. Нургуш. По ней, наверное, и двинемся (сегодня план минимум добежать хотя бы до подножия).

20:00 (примерно). ДУБАК! Очень холодно и сыро. Стоим в облаке, чуть ниже вершины 1406 м. (высшая точка хребта Нургуш). Это уже вечер, днем было не лучше…

Вышли сегодня поздно (часа в два дня). Время примерное: у нас нет часов (понадеявшись друг на друга, ни кто их не взял). Проковырялись с завтраком. Костер не хотел разгораться в течение получаса.

Тропа на Нургуш нахоженная, чуть приболоченная и очень скучная. Пролетаем несколько своротков, и примерно через пару часов выходим на оборудованную стоянку. С нее можно радиалить на вершину Бол. Нургуш. Рядом оказывается добротный ручей. Единственный минус – стоянка эта популярная, соответственно есть небольшая проблемка с дровами.

На стоянке встречаем группу Челябинцев из шести человек (три тетки и два мужика… и еще один). Все оказались медиками и поэтому сразу нашли общий язык с Темой (Женя нашел его еще раньше).

Попили чайку (сготовленном на халявном костре), треснули по пятьдесят и двинули дальше (о чем сейчас жалеем, я по крайней мере).

Вышли на маркированную тропу (правую). Сразу начался крутой подъем на хребет. Идти в горку трудно (это видимо пятьдесят грамм боком выходят), каждые метров пятьдесят приходится останавливаться и восстанавливать дыхание.

Забираемся на плато. Облако. Очень сильный ветер. Темнеет. Очень холодно. Решаем искать вершину, чтобы взять с нее азимут.

Включаем фонарики. Толку от них мало: весь свет тонет в тумане.

Очень замерзли ноги (да и сам весь как снеговик уже). Многими теплыми вещами пришлось пожертвовать ради общей снаряги (они остались дома). Сейчас я об этом жалею…

Дело в том, что Артем с Евгением взяли небольшие (60-80 л.) рюкзаки и вполне естественно, что в них влезла только личная снаряга и часть продуктов. Поэтому порешали, что они берут маленькое и тяжелое, а я легкое и объемное. В результате ко мне перекочевали палатка и котлы (и так, по мелочи), поэтому часть моей личной снаряги заготовленной к упаковке не влезла.

Поднимаясь на очередную «ступень», выясняем, что и это не вершина. Я ратую за остановку. Искать вершину при свете фонарика, да еще по такой погоде, это из цикла «развлечения значкистов на северной стене К2». Женя ни чего не слушает. Тема с ним солидарен.

Дождь усиливается. Почти не чувствую пальцев на руках. В плане вещей я не был готов к такой засаде… МЕЖСЕЗОНЬЕ!!! Урок дуракам на будущее – выходишь в осень, готовься к зиме…

Нашли немного голубики. Вкусно, но очень холодно.

Еще раз предлагаю искать стоянку, по причине того, что дальше лучше не будет. Еще раз меня игнорируют. А ведь потом окажется, что я был прав.

Через пятнадцать минут, все-таки вылетаем на вершину. Немного в стороне стоит мраморная плита с выцветшей фотографией и абсолютно не читаемой надписью (в смысле при свете фонарика). Как выяснилось позже, обелиск поставлен в память о пропавшем мальчике (в июле 2001г. при восхождении на гору Большой Нургуш (1406м) пропал мальчик, шедший в составе группы спортивно-оздоровительного лагеря, базировавшегося на озере Зюраткуль). Его так и не нашли…

Двигаем дальше, прихватив с собою записку из тура. Немного отойдя от вершины, уже ВСЕ понимают, что нужно разбивать лагерь (хотя был план спустится пониже к лесу,  вследствие того, что вершина представляет собой тундровую местность продуваемую насквозь всеми ветрами).

Находим небольшой закуток среди низкорослых елочек (хоть какая-то защита от ветра) и ставим палатку. Руки отказываются слушаться, и поэтому процесс установки занимает очень много времени.

После того как скинул «грелку» (рюкзак тобиш), начало трясти как с похмелья. Холодно! Очень холодно!

Залезли в палатку. Пытаемся все вместе переодеться:  получается плохо (торопимся, толкаем друг друга). Через пятнадцать минут начинаем согреваться. В воздухе висит водяная пыль, поэтому сухие шмотки одетые на нас начинают отсыревать. Даже палатка не спасает от облака.

Дождь на улице только усиливается. Достаем «маленькую». Остограмились. Полегчало. Опять консервы с ледяной водой, которую тащили снизу. Хочу супа.

Достаем из Теминого анарака записку из тура. Она напрочь промокла, но еще читаема. С трудом разбираем написанные каракули. Оказывается, что это не отчетная записка, а меню на поход. Обидно…

Ложимся спать.

3 октября.

Утро. ПОЧЕМУ МЫ НЕ ВЗЯЛИ ГОРЕЛКУ?!?!?! Эта умная мысль приходит в наши умы после холодной ночевки.

Стоим в облаке. Видимость метров пятьдесят. Холодно. Всю ночь порол дождь, но к утру утих.

Тема уходит за водой и даже ее находит (в лужице на камне). Принес еще немного голубики, за что ему отдельное спасибо.

За ночь все отсырело (практически все), сухим осталось только то, что было внутри спальников.

Завтракаем хлебом с консервами. Нужно идти, но так неохота (здесь надо заметить, какой кайф напяливать на себя абсолютно мокрые застывшие вещи, которые всю ночь провалялись в тамбуре палатки…).

23:00 (примерно). Темно. Сидишь, прислонившись спиной к березке. Рядом шаит нодья. Смотришь на пламя, почти спишь после положенной дозы беленькой. С неба не спеша, падает снег, но тебе по барабану. Хорошо. Полная умиротворенность.

Это отступление, а теперь как прошел этот день.

На маршрут сегодня вышли часов в десять утра. Двинули по азимуту, который взяли вчера. Облако. Сыро. Передвигаемся по курумникам. SALOMON’ы скользят (подводит CONTRA GRIP). Часа полтора-два двигаемся вдоль хребта (то вниз, то вверх), после чего вылетаем на небольшое плато. Каким-то чудом находим тропинку (или она нас находит). Женя в этом вопросе со мной не согласен, он уверен, что мы вышли на нее по азимуту. Решаем сваливаться по тропе вниз.

Кругом туча ягод, но жрать их не охота: все промерзли до костей (на плато очень сильный ветер) и дождь со снегом.

Ссыпаемся по тропе, видим свежие следы. Далее находим небольшую стоянку с еле дымящимся костром: мы здесь не одни дураки (нас здесь трое – подписал Женя). Решаем раздуть костер и накипятить чаю.

Первый раз за поход показалось солнце!!! ОХРЕНЕТЬ!!!

Через пару минут, набежала туча, и оно исчезло, но оставило нам хорошее настроение.

Пьем чай, с водкой и салом. Немного сушимся, потом много сушимся.

Халявные дрова заканчиваются. Начинаем кидать в огонь все, что попадается на глаза (в смысле хотя бы отдаленно напоминающее дерево). Неожиданно вспыхивает елка, под которой мы жгли костер. Далее вспыхивают все шмотки, которые на ней сохли. Удается спасти все кроме Теминой перчатки. Но недаром с нами врач. После сложнейшей операции по ампутации пальцев, перчатку удается спасти. Еще поживет.

Двигаем дальше практически сухие. Тропа маркирована и жить хорошо.

Вылетаем на перевалочную дорогу (Березяк – Калагаза). Дальше тропы нет. Решаем ее  поискать.

Идет дождь, не очень сильный, но раздражающий.

Я поднимаюсь вверх по дороге (в направлении Березяка), а Тема уходит в другую сторону искать продолжение тропы. Женя по большой нужде остается посередине.

Через несколько минут слышу приближающийся звук мотора. Его источником оказывается навороченный УАЗ. Пытаюсь голосовать: удачно. В кабине сидит мужик, видимо со своим сыном. Оба смотрят на меня как на умалишенного (чего, мол, в такую погоду дома не сидится?).

Мужичек, в конце концов понимает, чего мне от него нужно, и объясняет, что тропы по Нургушу дальше нет.

Но мы не больно то и расстраиваемся. Чего толку траверз делать, когда на верху не видно ни хрена. Посовещавшись, решаем двинуться вверх до реки Бол. Березяк.

Дорога нудная и мокрая, то тут, то там ее пересекают здоровые ручьи, а местами и сама дорога превращается в небольшую речку. Несколько раз купаюсь по колено. Мужикам везет несколько больше.

Часа через два дорогу пересекла река. Переправы нет. Чуть выше по течению Березяк разделяется на несколько маленьких потоков, через которые уже можно прыгать. Еще раз купаюсь…

Метрах в ста от реки, дорога поворачивает вдоль течения. Дальше идем по наитию, прошу прощения – по компасу (на пути встречается много своротков и развилок), пытаясь не уходить от реки, но и не подходя близко (там изрядно приболоченно).

Темнеет. Разбиваем лагерь. Разводим костер. Первый раз топим лиственницей: горит не плохо, но пилить хреново (она намного жестче ели).

Варим гречку на воде из лужи, которая образовалась в колее от какого-то большегруза (другого источника жидкости мы не нашли). Выпиваем три котелка чая (из той же лужи).

Наконец-то горячая еда!!! Второй раз за поход!!!

Складываем нодью. Сушим все вещи. Небезуспешно.

В три часа ночи зову всех спать. Ни кто не соглашается.

Зову еще несколько раз и ухожу в палатку. Злыдни они: в палатке одному холодно. Заваливаюсь на спальник. Записываю несколько строк в отчет.

Через пятнадцать минут заваливаются «слоны» и начинают укладываться, мешая мне вести записи.

Ложимся спать. В кой то веки в палатке сухо и тепло.

Завтра решаем идти до Тюлюка и заночевать там у кого-нибудь в доме.

Несколько строк в этот вечер написал Женька:

Идя с перевальной дороги, видели четырех тетеревов. Надо брать с собой ружье.

Костя выпил водки (это было уже вечером у костра), после чего стал засыпать. Но это еще пол беды: шел бы в палатку и спал. Так он стал всех зазывать спать. У него видимо паническая боязнь спанья в палатке в одиночку (поклеп).

На меня Костя с Темой гонят, что с моих носков из собачьей шерсти, лезут волосы во все, что попало. Врут.

Спокойной ночи.

P.S. Везде собачьи волосы с Женькиных носков: в супе, в чае, в карманах и даже в неоткрытой банке тушенки!

4 октября.

Лег снег: красота неописуемая. Как интересно встретить первый снег в горах.

Вчерашняя нодья до сих пор шаит. Подкидываем веток и готовим завтрак: рис с рыбными консервами. Вокруг костра в радиусе трех метров – осень, дальше – зима (это костер не дал снегу к себе подобраться).

У меня першит горло. Мужики потирают руки: хотят меня залечить. Посмотрим, что у них получиться.

На маршрут вышли часов в одиннадцать. Двинули дальше по той же дороге, по которой шли вчера. Встречаем массу развилок, но предпочитаем придерживаться наезженных путей.

Через пару часов справа от дороги появляются скальные останцы. Наверное, это  отметка 835 м. «Наверное», это потому, что у нас нет куска карты (приблизительно пять квадратных килоетров), и где мы сейчас находимся, говорить можно только примерно (и то в пол голоса…).

Мужики решают сползать на скалки, сориентироваться тобишь. Я остаюсь внизу с рюкзаками. Через пятнадцать минут слышу крик сверху: компас принеси! Ну дают: полезли азимут брать, а компас внизу забыли. Лезу наверх. Хорошо, что захватил фотоаппарат: виды от сюда шикарные, правда все подернуто дымкой.

Потихоньку двигаем дальше. Тюлюка все не видно. Топаем еще пару часов и выходим к реке Березяк.

На берегу отличный подарок: новый сруб, баня, хоз. постройки и даже деревянный клозет. Все это для общественного пользования, и как удивительно, ни чего не сломано и не сожжено.

Сразу колем дрова колуном (любезно предоставленным стоянкой). Кстати дров тоже в достатке: под навесом находим напиленные сосновые чурбачки.

Топим баню. Таскаем воду.

Растопили печь в доме. Она сильно коптит (в бане та же история): подкидываешь полешко и выходишь до воздуха на три минуты, ждешь, пока проветрится. Но на халяву пойдет.

Пытаемся сварить еду на печи, пока ни чего не получается. Женя с Темой сегодня насобирали немного грибов и собираются с них варить суп.

Сегодня видели массу глухарей и тетеревов. Тема очень расстроился по поводу того, что не взял с собой ни чего огнестрельного.

Скоро пойдем в баню. Завтра решаем сделать дневку.

Уже потемну пошли в баню. В ней холодно, но если поддавать почаще, то на некоторое время становиться жарко (мужики поправляют: поддавать - в смысле воды на камни).

У меня прочистился нос  и горло. Даже подумал, что завтра проснусь здоровым.

Отметелили друг друга пихтовым веником. Жалко иголки с него быстро осыпались, и поэтому Жене досталось голыми ветками. Он долго матерился.

Моемся.

Мыло смывается плохо (жесткая водичка в Березяке), поэтому решаем искупаться в речке.

Последующие события нужно было снимать на камеру: три голых мужика с одним фонариком, взявшись за руки (чтобы не потеряться в потемках) прутся к реке. С неба падает снег… Грязь по колено…

До Березяка от бани метров сто пятьдесят, поэтому энтузиазм быстро пропадает. В результате на пол дороги разворачиваемся и мчимся обратно в парилку: очень холодно.

Возвращаемся в дом, собираемся отметить баню.

Дом натопили по самое не могу: очень жарко (не хватает веников)! Проснулась муха, она всех достает!

5 октября.

Утро встретили в холодной избе: за ночь тепло ушло. Во сне потел, как мышь (вечером мужики заставили меня выпить залпом, грамм двести водки с красным перцем: удовольствие не для новичков – чуть не помер). Это мало помогло: горло чувствует себя хуже, чем вчера, зато нос прочистился, и побежали сопли. Температура у меня 370  с копейками.

Через пару часов, когда наконец удалось завести печку, начинаю чувствовать себя получше. Полощу горло фурацилином и подставляю его для осмотра нашему доктору Айболиту – Теме. Он говорит, что дело идет на поправку: это радует.

На улице валит снег и уже не тает. Зима не спеша вступает в свои права. Скоро завтрак…

«Завтракали» часа четыре (кто-то предложил треснуть по пятьдесят грамм для аппетита…). В перерывах полощу горло фурацилином и рассасываю разные таблетки (завтра я должен быть здоров, ведь впереди Иремель).

Мужики уходят на прогулку (я себе этой вольности позволить не могу). Пытаюсь вскипятить воду для чая (печка у нас обогревает только дом, а готовить на ней трудно).

Идет снег. Настроение поэтическое: тишина, снежное безмолвие и только Березяк немного шумит в стороне, да печка дружески потрескивает рядом. Как хорошо в лесу!!! Это состояние трудно выразить словами.

Проснувшаяся муха, ни как не успокоится (домашнее животное, блин!).

А вот и еще одно животное: холеная и упитанная местная мыша выползла из норки. Я не двигаюсь – боюсь спугнуть. Медленно, как бы нехотя, она начинает обследование избы, на предмет чего-нибудь съестного. На меня ноль внимания: « расселся тут!».

Кидаю в нее поленом. Промахиваюсь. Жаль…

Через час возвращается Тема: весь в снегу, тихо подкрадывается к дому (типа я его через окно не вижу). Женя еще не вернулся: пошел вверх по Березяку, хочет сделать побольше хороших снимков.

Через час собираемся у стола – продолжать трапезу. Как хорошо! Неописуемо хорошо! Сидеть с близкими людьми у стола, за водкой и еще не приготовленным ужином. Душа поет…

6 октября.

Проснулся часов в девять. Чувствую себя получше, чем вчера, но кашель остался.

Развожу костер на улице – времени заводить печку нет, сегодня еще до Тюлюка топать. Мужики все не просыпаются. Готовлю гречку (нашли блин самого здорового у костра прыгать), забываю ее посолить, но съедается она со свистом.

Выходим поздно, примерно часов в двенадцать, прибравшись в домике и оставив записку. Идем вдоль Березяка, вниз по течению. По нашим представлениям до Тюлюка от силы километров десять.

Дорога приболоченная, поэтому практически сразу зачерпываю в ботинок. Мужики держаться чуть дольше.

Через час выходим к реке Кириешка (или как там ее…). Думаем куда идтить: переправы нет и тропы в нужном направлении тоже. Женя лезет на сосну, дабы взять азимут. Тема предложил достать фотоаппарат, чтобы заснять момент падения. Затем начинаем глумиться не по детски и подрубать дерево. Сверху слышен мат Жени и крики о том, что он с нами сделает, когда спустится.

Через десять минут появился источник крика (сам слез). Говорит, что вроде бы видел Зигальгу. Решаем форсировать реку (в смысле Кирюшку). Находим бревно и переходим на ту сторону. Удивительно – ни кто не искупался.

Находим дорогу и двигаемся по ней. Множество развилок и тропок. Выбираем те, что идут в правильном направлении. Несколько раз попадаем в болото: ледяная вода по колено. Непередаваемо…

Километра три идем вдоль Березяка. Очень красиво.

Дальше начинается «Мапет Шоу»: такое ощущение, что водит нас леший. Масса развилок, идем непонятно куда. Мужики говорят, что твердо знают в каком направлении надо двигаться, я с ними не спорю. Долго блукаем. Темнеет. Холодно. Настроения нет. Снег по колено. Почти зима.

Часов в восемь выходим на развилку. Видим табличку с надписью: «Национальный парк Зюраткуль: охота запрещена». Лучше бы написали, в какой стороне Тюлюк!

Выбираем самую наезженную дорогу и топаем по ней. Через полчаса впереди появляются огоньки. УРА!!!

Остается найти ночлег. Топаем к автобусной остановке. Стучимся в первый попавшийся дом. Лай собаки. Никто не открывает. Стучимся в следующий. Та же история.

Наконец в третьем доме из-за ворот раздается голос:

- Чего надо?!

- Не подскажите, где переночевать можно?

- У нас нельзя! - звук закрывающейся двери.

Да мы ж не у вас хотим ночевать, а просто спросить, где за деньги на постой берут. Но говорить это уже не кому, нас проигнорировали.

В четвертом доме лучше – даже ворота открыли и рассказали о гостинице. О гостинице то мы и сами знали, только уж больно дорого там, нам бы где подешевле!

Заходим в магазин. Затариваемся пивом и сладостями – душа стосковалась. Женя ведет нас к Мифодию (местный старовер). Он уже у него как то ночевал. Но ведет с неохотой, мол на халяву не хочется.

Мифодия дома не оказывается, на двери висит записка: «Я на базе Роза Ветров». Чего за база такая? Проходим метров двести выше и находим ее: добротный дом, с баней и хоз. постройками. Ночевка там стоит 80 руб. с носа. Нас это вполне устраивает.

В просторной прихожей много народа. Нас проводят в нашу комнату: четыре двухъярусные кровати, кресло и самое главное батареи вдоль стенки!

Распаковываемся. Я открываю пиво (не утерпел до ужина). С нас берут деньги за постой с ужином и приносят постельное белье. Шикарно. Просто офигеть, за восемьдесят то рублей! Еда тоже не дорогая: всего тридцать рублей.

В общем, не плохо день закончился! Скоро будем ужинать мантами с пивом!!! А завтра на Бол. Иремель и баня!

7 октября.

Манты вчера потребляли с купленным в магазине пивом. Манты оказались офигенными (после недели-то походной жрачки), к ним подали прокрученное на мясорубке сало с чесноком (тоже обалденная вещь, правда под водку она пошла бы лучше).

Затем сняли со стены гитару, после чего к нам подсел Мансур (местный проводник). Сегодня он ведет группу чайников на Бол. Иремель. После третьего стакана оказалось, что он капитан запаса (замполит вроде как) и неплохо играет на гитаре.

После пятого стакана, чтобы не мешать остальным обитателям приюта, перемещаемся в баню. Баня тоже шикарная, как и все остальное в «Розе Ветров», но так как ее вчера ни кто не топил, в ней достаточно холодно.

Кружки мне не достается, так что приходится пить из банного ковша. Первый раз в жизни пил пиво из двухлитровой посуды!

Поем, разговариваем. Начисто срываю и без того больное горло. Спать ложимся в четыре часа утра.

Подъем в восемь. Вставать трудно, после вчерашнего забега (прикинули по карте – протопали мы вчера около тридцати пяти километров). Все тело ломит и колбасит. Горло у меня… Разговариваю только шепотом.

Встаем. Пьем чай с пряниками. В девять утра выходим на Иремель.

Сразу промахиваемся с дорогой (давненько я здесь не был), и Женя решает топать по азимуту.

Находим небольшую пещеру, обследуем ее с Артемом. Небольшая: метров десять в длину и три в высоту. Практически весь пол покрывает вода.

Переходим по бревну р. Тюлюк, и вылетаем на поперечную дорогу. Немного бредем по ней и опять поворачиваем по азимуту (т.к. дорога идет не в том направлении).

Встречаем свежие следы сохатого, похоже, это мы его спугнули. Находим небольшую елку, которую он немного погрыз – обтесана «по самое не могу» (как карандаш!).

Берем в лоб Малый Иремель (причем я до последнего думал, что мы все таки идем на Большой). Подъем достаточно крутой. Снегу здесь уже по колено, хотя в окрестностях Тюлюка его почти нет.

Забираемся в облако, становиться значительно холоднее. Мы решили, что практически минус десять. Очень замерзли ноги, почти не чувствую пальцев. Махи ногами мало помогают (хватает минут на десять): мои ботинки не рассчитаны на такую засаду!... Мдя, выходишь в осень, готовься к зиме…

Выходим к границе курумников, здесь вовсю царит зима, поэтому решаем дальше не лазить. Без труда можно переломать ноги: снег еще не устоялся.

Перекусываем. Пьем по сто грамм для сугрева и без особых происшествий слетаем в Тюлюк. Вялое предложение Жени поискать дорогу на Бол. Иремель не вызывает ни у кого особого энтузиазма.

Вернувшись в «Розу Ветров», я залег спать. Мужики пошли в магазин тарить пиво к бане.

В баню пошли крайними, поэтому там было достаточно прохладно. Мы ее немного подтопили, и стало заметно теплее. Мужики отхлестали меня пихтовыми вениками (было круто!) и я пошел спать. Как оказалось было уже два часа ночи…

8 октября.

Проснулся в шесть утра, чтобы успеть собраться к автобусу Тюлюк – Трехгорный. Он должен выехать в девять.

Мужиков распинал только к семи. Пьем кофе, сваренный на плите (любезно предоставленной нам поваром Геной), закусываем вчерашними пряниками.

Собираемся. Вставляем в фотоаппарат новые батарейки, купленные вчера в местном магазине, решаем сфоткаться на прощание.

Оказалось, что батарейки не рабочие. Но так как куплено было два комплекта, мы не особо расстроились. Через пять минут выяснилось, что и второй комплект тоже нерабочий. Мало того, одна батарейка взорвалась у Жени в руках.

Тут мы окончательно разозлились и пожалели о том, что не успеваем дойти до магазина и разбить пару стекол злополучными батарейками.

Пол девятого выходим на остановку.

Удивительно красивый пейзаж открывается нашим взорам: хребет Зигальга в облаках, освещенный солнцем чуть больше других хребтов (хотел написать «см. фото», блин…).

В девять падаем в ПАЗик, который через полтора часа вывозит нас к городу Трехгорному.

Два часа, на морозе, дожидаемся автобуса на Вязовую, и через двадцать минут мы уже на станции. Оказалось, что электричка на Челябинск, будет только в пять часов, так что придется достаточно долго торчать на вокзале.

Доедаем консервы, ждем электричку.

Путешествие закончилось.

P.S. Дорога от Тюлюка до Челябинска, обошлась мне в 10 рублей, которые я отдал за багаж в автобусе Тюлюк – Трехгорный. От остальных расходов меня спасло удостоверение офицера. Очень жалко, что нам в скором времени убрали опцию бесплатного проезда на пригородном транспорте…

·               Часто используемые в походе фразы:

1)            "Да тут идти – панты осталось!"

2)             "Ща, за этим перевалом Тюлюк будет… наверное."

·     Особенности похода:

1)             Каким-то чудом, выжил мой фотоаппарат, хотя мы им разве что, дрова не кололи.

2)            Очень много не получившихся фотографий: надо читать инструкцию!