Автопутешествие на 4-х авто. Новосибирск - Барнаул - Бийск - Солонешное - Тюнгур - Онгудай - Акташ - Чемал - Барнаул - Новосибирск
Нитка маршрута
Новосибирск - Барнаул - Бийск - Солонешное - Тюнгур - Онгудай - Акташ - Чемал - Барнаул - Новосибирск
 
Круиз по Алтаю

Доброго времени суток любителям Горного Алтая!

Читая с интересом отзывы и рекомендации по Алтаю на различных сайтах, решил поделиться этим опытом и сам написать свой рассказ или фотоотчет автопутешевствия по Горному Алтаю в июле 2015 г.. Только прошу строго не судить за грамматику.

В прошлом году с друзьями, с которыми и раньше бывали в разных местах решили прокатиться по Алтаю на машинах, а мне было поручено разработать маршрут.

При разработке маршрута я преследовал цель – максимально уложиться в 10 дней, по возможности ночевки в палатках, проехать как можно дальше, посмотреть как можно больше, спать и сидеть на одном месте как можно меньше!

Если указать маршрут по крупным точкам, то выглядел он следующим образом: Новосибирск-Бийск- Солонешное-Тюнгур-Онгудай-Акташ-Чемал-Новосибирск. Расчетное расстояние 2037,5 км. (расчет расстояний выполнен с помощью отличного сайта www.liveroads.ru)

 

Точка отправления: г. Новосибирск


Длина участка, км

Участок

Дорога (по которой проходит участок)

Расстояние от точки отправления, км

56

г. Новосибирск - г. Искитим

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

56

9

г. Искитим - пос. Ложок

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

65

39

пос. Ложок - г. Черепаново

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

104

0

г. Черепаново - Пост ДПС "Черепаново"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

104

1

Пост ДПС "Черепаново" - Мемориал Т. Снежиной и С. Бугаева

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

105

14,5

Мемориал Т. Снежиной и С. Бугаева - ст. Безменово

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

119,5

15,5

ст. Безменово - Граница Новосибирской области и Алтайского края по М-52

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

135

19

Граница Новосибирской области и Алтайского края по М-52 - Пост ДПС "Чумыш"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

154

8

Пост ДПС "Чумыш" - М-52, 162 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

162

27

М-52, 162 км. - г. Сибирский

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

189

14

г. Сибирский - М-52, 203 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

203

9

М-52, 203 км. - М-52, 212 км (Барнаул)

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

212

47

М-52, 212 км (Барнаул) - село Полковниково

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

259

33

село Полковниково - М-52, 292 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

292

26,5

М-52, 292 км. - Мемориал М.С.Евдокимова

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

318,5

37,5

Мемориал М.С.Евдокимова - г. Бийск

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

356

20

г. Бийск - Бийск - Усть-Кан, 20 км.

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

376

16

Бийск - Усть-Кан, 20 км. - село Смоленское

Бийск - Усть-Кан

392

26

село Смоленское - Бийск - Усть-Кан, 62 км

Бийск - Усть-Кан

418

33

Бийск - Усть-Кан, 62 км - село Солоновка

Бийск - Усть-Кан

451

10

село Солоновка - Бийск - Усть-Кан, 105-ый км

Бийск - Усть-Кан

461

44

Бийск - Усть-Кан, 105-ый км - село Солонешное

Бийск - Усть-Кан

505

49

село Солонешное - село Чёрный Ануй

Бийск - Усть-Кан

554

37

село Чёрный Ануй - село Яконур

Бийск - Усть-Кан

591

18

село Яконур - село Усть-Кан

Бийск - Усть-Кан

609

55

село Усть-Кан - село Талда

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

664

56

село Талда - село Усть-Кокса

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

720

58

село Усть-Кокса - село Тюнгур

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

778

58

село Тюнгур - село Усть-Кокса

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

836

56

село Усть-Кокса - село Талда

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

892

55

село Талда - село Усть-Кан

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

947

20

село Усть-Кан - село Ябоган

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

967

68

село Ябоган - М-52, 611 км (Туэкта)

М-52, 611 км (Туэкта) - Тюнгур

1035

11

М-52, 611 км (Туэкта) - село Каракол

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1046

0,5

село Каракол - село Курота

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1046,5

5,5

село Курота - село Шашикман

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1052

6

село Шашикман - село Онгудай

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1058

9

село Онгудай - Кафе "Придорожное"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1067

14

Кафе "Придорожное" - село Хабаровка

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1081

8

село Хабаровка - Перевал Чике-Таман

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1089

8

Перевал Чике-Таман - село Купчегень

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1097

22,5

село Купчегень - село Малый Яломан

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1119,5

8,5

село Малый Яломан - село Иня

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1128

19

село Иня - Калбак-Таш

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1147

5

Калбак-Таш - Менгир "Каменный воин"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1152

7,3

Менгир "Каменный воин" - село Иодро

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1159,3

47,5

село Иодро - село Чибит

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1206,8

12,2

село Чибит - пос. Акташ

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1219

8

пос. Акташ - Скалы "Красные ворота"

Акташ - Балыктуюль

1227

12

Скалы "Красные ворота" - Акташ - Балыктуюль, 20-ый км.

Акташ - Балыктуюль

1239

12

Акташ - Балыктуюль, 20-ый км. - Скалы "Красные ворота"

Акташ - Балыктуюль

1251

8

Скалы "Красные ворота" - пос. Акташ

Акташ - Балыктуюль

1259

12,2

пос. Акташ - село Чибит

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1271,2

47,5

село Чибит - село Иодро

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1318,7

7,3

село Иодро - Менгир "Каменный воин"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1326

5

Менгир "Каменный воин" - Калбак-Таш

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1331

19

Калбак-Таш - село Иня

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1350

8,5

село Иня - село Малый Яломан

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1358,5

22,5

село Малый Яломан - село Купчегень

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1381

8

село Купчегень - Перевал Чике-Таман

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1389

8

Перевал Чике-Таман - село Хабаровка

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1397

14

село Хабаровка - Кафе "Придорожное"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1411

9

Кафе "Придорожное" - село Онгудай

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1420

6

село Онгудай - село Шашикман

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1426

5,5

село Шашикман - село Курота

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1431,5

0,5

село Курота - село Каракол

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1432

11

село Каракол - М-52, 611 км (Туэкта)

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1443

17

М-52, 611 км (Туэкта) - село Зайсанская елань

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1460

11

село Зайсанская елань - Перевал Семинский

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1471

11

Перевал Семинский - село Топучая

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1482

10

село Топучая - пос. Кумалыр

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1492

16,5

пос. Кумалыр - село Шебалино

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1508,5

10,5

село Шебалино - село Мыюта

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1519

6

село Мыюта - Кафе "Ирбис"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1525

4

Кафе "Ирбис" - пос. Барлак

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1529

10,5

пос. Барлак - село Черга

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1539,5

20

село Черга - Маральник "Белый марал"

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1559,5

8

Маральник "Белый марал" - Перевал Комаринский

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1567,5

6

Перевал Комаринский - село Комар

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1573,5

16

село Комар - село Сараса

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1589,5

5

село Сараса - село Алтайское

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1594,5

39

село Алтайское - село Советское

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1633,5

28

село Советское - Бийск - Усть-Кан, 20 км.

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1661,5

20

Бийск - Усть-Кан, 20 км. - г. Бийск

"Старый Чуйский тракт" Бийск - Черга

1681,5

37,5

г. Бийск - Мемориал М.С.Евдокимова

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1719

26,5

Мемориал М.С.Евдокимова - М-52, 292 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1745,5

33

М-52, 292 км. - село Полковниково

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1778,5

47

село Полковниково - М-52, 212 км (Барнаул)

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1825,5

9

М-52, 212 км (Барнаул) - М-52, 203 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1834,5

14

М-52, 203 км. - г. Сибирский

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1848,5

27

г. Сибирский - М-52, 162 км.

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1875,5

8

М-52, 162 км. - Пост ДПС "Чумыш"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1883,5

19

Пост ДПС "Чумыш" - Граница Новосибирской области и Алтайского края по М-52

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1902,5

15,5

Граница Новосибирской области и Алтайского края по М-52 - ст. Безменово

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1918

14,5

ст. Безменово - Мемориал Т. Снежиной и С. Бугаева

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1932,5

1

Мемориал Т. Снежиной и С. Бугаева - Пост ДПС "Черепаново"

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1933,5

0

Пост ДПС "Черепаново" - г. Черепаново

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1933,5

39

г. Черепаново - пос. Ложок

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1972,5

9

пос. Ложок - г. Искитим

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

1981,5

56

г. Искитим - г. Новосибирск

М-52 (Р-256) "Чуйский тракт" Новосибирск - Ташанта

2037,5



 

Я сознательно исключил из маршрута «попсовый» Алтай, т.к. для меня больше привлекает природа яркая, чистая и наименее посещаемая туристами. 

Итак, состав группы состоял из 13 человек, моей собаки и 4-х машин. Я с женой Катей, старший сын Санька с женой Наташей и тещей Алёной, младший сын Миха, сестра жены Оксана с моим крестником Ромахой, мой шуряк Колян с женой Леной, дружок Олежка с женой Олей и дочкой Регишкой – вот такая банда!

День первый: Выехали на 2-х машинах (полноприводные Toyota Highlander и  Mitsubishi Outlander) из Сиба в 04:20, в 05:30 в Линево к нам подстыковались остальные члены банды, также на 2-х авто (переднеприводные Honda CR-V, Лада Приора) . Пообнимались, зарядились позитивом, ну и сразу первое фото:

 

В поездку с собой брали охотничьи рации в первую и последнюю машины, очень удобно и оперативно переговариваться в пути, особенно когда связи другой нет.

Утром пока ехали периодически шел дождь, было прохладно, но дружок Олежка, наш шаман J (это погоняло он получил на прошлой поездке в Алтай за точные предсказания дождя), объяснял это лишь отсутствием кондиционера в его Приоре, ехать мол не жарко, а когда приедем, всё будет ОК. Мы тут с ним не спорим – шаман все таки, знает чего делает!

Дорогу я выбрал через Солонешное, потому что просто хотелось посмотреть все пути до Тюнгура (через Семинский и Верх-Кукуйю уже ездил как-то), да и чтобы обратно маршрут не повторялся. Первую остановку сделали недалеко от трассы на Белокуриху, на красивой и ягодной полянке у речки Песчаная, после с.Смоленское.

 

1

Перекусили и решили заехать в Белокуриху прокатиться на канатке. Погода 100 % по заказу нашего шамана Олежки выровнялась на отлично. В общем, очень даже не плохо прокатились и было всем интересно. Сверху вид тоже впечатляющий…

 

2

3

Барбоса своего на канатку пронес в сумке, за что он от Михи получил своё новое погоняло – «сумчатый». Думаю ему как и всем, тоже понравилось!

4

Погуляли, спустились и поехали дальше. По пути в Солонешное мой навигатор упорно вёл меня по каким-то неведомым маршрутам, хоть и недалеко, но все-таки пару раз приходилось всей банде разворачиваться на перекрестках, ну и так вопросительно на меня уже начали поглядывать… Поэтому вывод - не всегда нужно верить гаджетам, а поглядывать таки иногда карту.

Итак, едем по  Солонешенской трассе и наслаждаемся цветущими лугами, поросшими холмами,  чистым воздухом, наполненным хорошим настроением и предвкушением впечатлений от дальнейшего путешествия. Дорога плавно виляет по сторонам показывая нам всё новые и новые прекрасности нашей природы!

5

 

6

 Доехали до Солонешного (нам принимать левее, не заезжая в село), заправились до полного и поехали уже по гравийке. Дальше нужно сказать, почти до Усть-Кана асфальта нет. На Хайлендере тряска ощущалась не очень, а вот сыну с его командой в Аутлендере немного досталось… Пути обратного нет – едем дальше, все радуемся увиденному.

Вид за окном постепенно меняется, дорога практически всегда идет вдоль речки, не давая скучать глазам и скрашивая ухабы на пути. Грейдера судя по всему здесь не было сравнительно давно и конечно сильно не разгонишься.

6

7

 По пути снова периодически шел небольшой дождь и мы с вопросом в глазах смотрели на Олежку – мол имей совесть нам уже стоянку скоро делать, давай погоду!

Ну и вот наконец погода снова начала выравниваться, а мы тем временем доехали до Денисовой пещеры. Её не проедешь мимо, т.к. большой указательный щит со стоянкой для машин сразу привлекает внимание.  Хоть по отзывам она и не очень впечатляет, несмотря на исторические ценности находок в ней при ведущихся и по сей день раскопках, мы не могли не включить её в свой список достопримечательностей. Выходим из машин на стояночке и идем к пещере.

8

Вход в пещеру символически платный 10 руб. на человека без экскурсовода, 60 руб. с экскурсоводом.

9

Экономя время мы пошли без чужого экскурсовода, но зато со своим. Моя Катя может сложить любую легенду и рассказать её на зависть всем экскурсоводам. Как правило она начинается со слов «Однажды давным давно….». В общем посетили, посмотрели, далеко нас работающие земляки студенты археологи из НГУ не пустили и мы довольные пошли в машины, т.к. погода нам благоволила уже спешить и разбивать первый лагерь для ночевки.

Проехав за указатель границы «Республика Алтай», буквально через 1 км увидели замечательную поляну у речки Ч.Ануй. Проехали до конца поляны, огородились машинами и начали ставить лагерь.

10

 С дровами на этом берегу было не густо, поэтому пришлось добывать на противоположном, благо не глубоко и течение позволяло совершать такие переходы. Тапки не потеряли, но без намоченности репутации конечно не обошлось …

11

12

Водичка в реке не особо отличалась своей родниковостью, поэтому чистая вода в баклашках от шамана Олежки, точно была не лишней.

 Лагерь получился классный, вечер веселый, в палатках спалось хорошо!

 День второй: Утром погода отличная, завтрак из быстрых каш и тушенки, чаек, кофеёк и в путь до девичьих плесов за Усть-Кан.

Дорога по прежнему сносная гравийка, перед Усть-Каном километров за 10 начинается асфальт, поначалу местами  даже хуже чем гравийка. Выехали на трассу, въехали в Усть-Кан – снова дождь моросит и весьма прохладно. Зашли в магаз, пополнили запасы, опять смотрим на Олежку – ты мол будешь за погодой следить, шаман блин? На что он нас сразу осадил. Ребята, говорит, такая погода будет 2 дня и ничего поделать не могу!

Ну чего с шаманом спорить, сели и поехали по плану на Девичьи плёсы.

13

 Дорога на плёсы идет на Усть-Кумир, через село Тюдрала, перед автомобильным мостом не доезжая 1 км. до Усть-Кумира. Снова дождь, лужи, дорога  гравийная и местами прилично убитая. За всю дорогу обогнали пару машин, но наградой за то стало пробитое колесо на Хонде у Коляна. Заметили быстро, заменили на банан, поехали дальше. Как раз на Кумирском мосту встретили мужика, как оказалось хозяин кемпинга на плёсах. Он сказал, что в деревне есть шиномонтаж. Сворачивать не стали, поехали искать чудо мастеров. Дороги в деревне прилично развезло и на разведку к хозяину шиномонтажки я поехал сам. Мастерская оборудованная прям во дворе частного дома и как оказалось, помочь нам ничем не могут, т.к. всего одна фаза электричества в деревне, станок бортовальный не работает. Повернулись и поехали на базу к этому мужику, который нам встретился у моста. Сразу после спуска с трассы у Кумирского моста, справа стояла неплохая турбаза, состоящая из 2-х корпусов.

14

 

15

 

16

 

17


18

Территория большая чистая, кролики повсюду ручные бегают, банька есть и самое главное от сюда возят на Девичьи плесы, всего 1300 руб. за 11-ми местный УАЗик. Решили машины не бить, судьбу не пытать. Разместились в неплохих номерах (600 руб. с чел), покушали (есть общая кухня и беседки) и поехали на Плесы. Погода как по заказу снова наладилась, но лужи на дороге указывали на её быструю переменчивость. Дорога на плесы весьма сложная (камни, ямы, склоны). УАЗик конечно только усилиливал острые ощущения, т.к. даже не большая кочка, приводила кузов и находящихся в ней нас, в  веселую болтанку.

На плёсах конечно красиво! Бушующие потоки воды, зажатые в разломах горной породы, ревут с неистовой силой, затем выходят на разлив в плёсах  и почти успокаиваются. Сила и энергия потока просто завораживает!

19
20

21

 

22

 Небольшой водопадик на той стороне реки.

Ну что же, пока мы завораживались видами, водитель починил сломанную рессору на нашем транспорте и мы не спеша выдвинулись обратно. В одну сторону путь занял минут 40.

В сухую погоду на паркетнике проехать думаю можно без особых проблем, а на пузотёрках вероятно без битых порогов не обойдется (зависит конечно много и от водителя).

Вернулись на базу, заказали на вечер баньку, сварили ужин – в общем всё замечательно!

Можно ещё отметить, что мы все разместились в первом корпусе на 2-м этаже турбазы, а рядом стоял еще новый модуль, с шикарной отделкой. Как мы поняли, тогда на мосту нам и встретился хозяин этого модуля. Модуль был пуст, закрыт и рассмотреть его можно было только снаружи. Говорят здесь номера подороже, но как вариант весьма интересный. Также есть свое место для парковки, две интересные беседки и т.д.

 

2324

 

День третий: Погода, как и предсказывал наш шаман Олежка была весьма прохладной и временами дождливой, поэтому вариант с палатками отпадал минимум на 2 дня. Подтверждал предсказания Олежки и официальный прогноз погоды. Поэтому прямо с утра выдвинулись в Мульту, с целью остановки на базе и поездки Мультинские озера. По пути в Усть-Кане Колян починил колесо (как выяснилось пробито стеклом от битой бутылки). Немного дозатарились в магазе и двинули дальше.

Дорога от Усть-Кана до Усть-Коксы делится районами примерно пополам и существенно отличается качеством. По Усть-Канскому району весьма отвратная (местами битый асфальт, неважная гравийка, скорость 70-80 км/ч).

25

 Дороги Усть-Коксинского района выглядят куда более приглядно  (если гравийка - то сходная, если асфальт – то хороший,  скорость 100-120 км/ч), пейзажи даже из окна авто - просто класс.

26

 

27

Итак, мы прибыли в с. Мульта, переехали мостик с речкой, оказались в с. Замульта (местный прикол такой). Сразу видим рекламу братьев Боровиковых, туры на озера и пр. развлечения.

Зашли к ним на базу узнать про номера для ночевки – оказались свободными только недостроенная гостиница с ценой 850 руб. с чел. и вагончик с двухярусными кроватями 600 руб. с чел. Эта гостиница сейчас пока строится и выглядит как неструганный барак со щелями и сыростью, отделки нет никакой. Предлагаемый нам вагончик забит до предела двух-ярусными кроватями под потолок, со щелями в стенах и кривыми дверями. На вопрос – «за что такие деньги берете?», услышали ответ – «здесь ведь как, не нравиться – до свиданья!». Мы были просто в шоке от такого отношения и пошли по деревне искать варианты. Прямо за этой базой увидели другую. Как оказалось, это база второго брата Боровикова - Алексея. Здесь и домики получше и отношение хозяйки к гостям другое. Единственное, что свободных мест было только на 8 человек (600 руб. с человека). Она предложила еще пятерых разместить на соседней базе, метров через 300 от этого места. Мы поблагодарили её и пошли договориваться дальше. К нашему удивлению, новая база поразила нас своим качеством дизайном выстроенных новых домиков, чистотой, уютом, сервисом (на кухне печь, большой холодильник, стиралка-автомат, новенькая баня, классный двор, парковки и весьма доброжелательная хозяйка). База была полностью свободна. Цена в 650 с человека за эту находку нас устроила без вопросов. Пришлось извиниться перед предыдущей хозяйкой за суету, а чтобы ей не было обидно, у неё заказали однодневный тур на ГАЗ-66 на Мультинские (1100 руб. с человека), внесли залог и пошли устраиваться в номера. Все расписывать не буду, но если Вам придется там быть начните именно с этой базы – не пожалеете это точно. Для хозяев сложность в том, что эта база находится в дальнем углу деревни и её не видно с дороги, соответственно люди не знают и размещаются сразу на въезде, считая, что других баз здесь просто нет.

 28

   Комната.                                                                                                   
29

 

30

      Кухня.                                                                                                   
31

Центральный домик с кухней.

32

Т.к. погода вечером была прохладной, в домике нам разрешили затопить печь, а где не было печи принесли обогреватели. В этот день у шамана Олежки с его женой Олей был юбилей свадьбы, поэтому быстро заселились, приготовили шикарный ужин и отметили это событие не хуже чем на самой свадьбе 24 года назад.

 

День червертый:  Погода хорошая, солнечная, едем с утра на Мультинские озера. Дорога на озера в одну сторону заняла почти 2 часа. Это было весьма экстримально, т.к. болтанка в кунге ГАЗ-66 та ещё… Сама дорога или точнее сказать траектория движения, преимущественно представляет собой либо 2 глубокие колеи с водой, либо брод по ручьям, либо просто большие камни. На УАЗике думаю мы бы доехали чуть быстрее и возможно комфортнее, но нас 13 человек, поэтому решили ехать одной группой на ГАЗ-66.

33
34

 Доехали до первого озера. Вид обалденный! Слева от озера поросшая лесом гора, временами с отвесными скалами. Справа – более ровная местность с мощными лиственницами и кедром по кромке озера. Прямо, в конце озера - «шумы», это огромные валуны, через которые вода бурным потоком падает вниз из второго озера. Второе озеро находится выше перврого примерно на 20 метров. Чуть слева от центра, гора с профилем спящей принцессы.

35

 Вот она энергетика Горного Алтая!

Не спеша пошли по правой стороне к шумам, на другую сторону озера. Путь занял минут 40 у кого-то чуть больше.

 Сын Миха с крестником Ромкой взяли рацию, ушли далеко вперед и изредка контролировали нас, как отставший обоз.

36
37

На дальней стороне озера есть столики, лавочки, готовые костровища, дров тоже достаточно, водичка чистейшая и готовая для питья  прямо из озера.

38

 Когда пришли, сразу заметил моторку причалившую к берегу недалеко от нас и договорился с «капитаном», что он сплавит нас на тот берег примерно часа через три. Лишнее развлечение и разнообразие точно не будет лишним. Договорились одна ходка по 4-5 чел. на борту (мин. 10-15 в одну сторону) всего за 1000 руб.

 Поставили чай, достали тушенку и разные вкусности. Пока готовился обед, обследовали «шумы» до громадных валунов в центре потока, наверху у второго озера. Пришлось конечно здорово попрыгать с камня на камень, но всё как и должно было быть, обошлось без происшествий. Полюбовались вторым озером, прогулялись по лесу, я даже немного искупнулся в озере.

На моторке тоже было прикольно!

39
40

41

 Одно дело вид со стороны, а другое дело с центра озера. Была небольшая волна, но всё таки вода была фантастически чистой и бирюзовой! Со второй попытки набрали в полторашку свежей водички, первая не увенчалась успехом, т.к. на ходу у капитана вырвалась из рук бутылка, пришлось делать круг чтобы подобрать её. На берегу нас уже ждал наш ГАЗик. Часов в 6 вечера, после небольшого отдыха и фотосессии с пасущимися на поляне местными лошадьми, выдвинулись обратно на базу.

На базе нас уже ждала натопленная банька и приветливая хозяйка со свежими молочными продуктами. После баньки, поужинали, попели песни под гитарку и довольные остались на вторую ночь.

 

День пятый:  Завтрак, расчет с хозяйкой и переезд на новое место. Решили доехать до места впадения «меловой» речки Аккем в Катунь. Многие любители «попсового» Алтая и не представляют себе, что Катунь действительно бирюзовая, очень прозрачная и чистая как раз до этого места. Слышал как то, что по этому ущелью, что в ясный день можно увидеть г. Белуху. Но толи нам не очень повезло с видимостью, толи подняться нужно было повыше на холм – Белухи мы не увидели.  

Место это находится километрах в 20-ти от Тюнгура, если держаться левой стороны. Грунтовая дорога пойдет вдоль Катуни мимо памятника погибшим здесь в боях красноармейцам и их командиру Федору Сухову во время гражданской войны. Дорога приведет до брода, по которому можно проехать только на подготовленных внедорожниках. Через этот брод есть что-то вроде мостика. Чуть подняшись на горку открывается вид на слияние рек, где отчетливо видно тот «подмес», который дарит Катуни речка Аккем.

42

43
44
45

 

46

Место тоже интересное, дорога хоть и не лучшая, но никто не пожалел, что сюда заехали.

С палатками здесь решили не останавливаться, решили сразу направиться обратно до У-Коксы на стоянку. Река Кокса также впадает в Катунь и может поспорить с Катунью (до их слияния) по своей полноводности и чистоте воды. Лет 8 назад мы уже делали стоянку на Коксе и т.к. это место очень уж запало в душу Коляну,  мы не долго думая выдвинулись в обратный путь. Чуть выше от реки здесь была еще одна достопримечательность – каменные грибы, но как-то народ не был настроен сегодня больше отклоняться от маршрута, мы проехали мимо, к Тюнгуру.

 Температура воздуха была больше 25 градусов, тучки начали заметно сгущаться, но это никак не отражалось на приподнятом и боевом настроении.

Наша излюбленная стоянка находится рядом с. Власьево, только по другую сторону дороги у реки.

Немного попетляли по полевым дорогам у реки, но все таки нашли это место.

47

48

 Быстро раскидали лагерь, ибо каждый уже знал и слаженно выполнял свои обязанности.

Ввиду ожидаемого дождя, большую палатку мы оборудовали для столовой. Здесь можно было стоять в полный рост, разместить два больших раскладных стола и сесть вокруг всей нашей бандой.

Сварили ужин, накрыли стол и дождь со смачной грозой не заставили себя долго ждать. Это конечно было что-то…  Весь наш лагерь стоял под деревьями, и хотя палатки были несколько защищены от дождя, сам факт сочетания грозы и деревьев сильно не давал расслабиться. Пока ужинали, гроза стихла, дождь почти прекратился и после небольшой культурной программы, мы чуть уставшие начали расходиться по палаткам.

 

День шестой:  Утро замечательное, погода классная. Когда я вышел из палатки дружок Олежка уже сидел у костра и грел нам всем чай.

49

50

 

51

 

После завтрака Колян с Леной удивили нас возведением переносной баньки. Процесс установки, Коля по хозяйски взял в свои руки и не давал нам шанса проявить инициативу, за исключением распила дров, под определенный им же размер полена.

52

Для удобства принятия водных процедур, баньку он предусмотрительно разместил в трех метрах от песчаного входа в речку. Как положено сделал отвод канализации, на травку положил резиновый коврик.

Состав бани: Палатка с отверстием для дымохода, небольшая и легкая печка, место для камней и на дымоходе, котел для горячей воды, составной дымоход. Всё кроме бачка для воды, входит внутрь печки и складывается в одну сумку 60х40х60 общим весом около 20 кг.

53

 Как и другие члены банды, я первый раз опробовал такое чудо на природе. Даже думал - бутафория всё это, а на деле всё получилось совсем иначе. Когда поддали водички на каменку, мы аж присели! Настолько жар сильный был! Напарились свежими веничками и вот вам пожалуйста - ледяная и чистая водичка!

 

54

 55

56

 Было конечно бесподобно и днем, и вечером и следующей ночью!

  День седьмой:  Утро замечательное, погода классная, но пора ехать в сторону Акташа до заветного Кату-Ярыка в Улаганской долине. Позавтракали, свернули лагерь и двинули через Усть-Кан, Ябоганский перевал в сторону Онгудая. Много раз слышал про красивые места за Онгудаем и про сам Чуйский тракт, но как-то считал про себя, что вероятно люди просто мало посещали Усть-Коксинский район (гора Красная, Мультинские озера, Белуха и многое другое).

На въезде на очередную заправку в Онгудае, у Олежки на Приоре засвистел генератор. Краткое обследование показало, что заклинил сам вал генератора и ремень банально буксует. На моей машине объехали десяток мастерских в Онгудае и никто нам особо не смог чем-то помочь. На наше счастье из семи магазинов, только в одном нашли заветный генератор.

57

 

Сами заменили и поехали дальше, потеряв примерно 2 часа времени на всё про всё.

58

Места после Онгудая, тоже действительно классные. Чего стоит красивейший перевал Чике-Таман в сочетании с серпантином и безупречной трассой М-52. Природа тоже заметно изменилась за этим перевалом и чуть дальше. Воздух более сухой и прогретый, растительность чаще степная, кустарниковая. Сами горы и рядом стоящие холмы абсолютно отличаются друг от друга, постоянно меняют и преобретают различные оттенки, включая в свою цветовую гамму желтые и желто-зеленые, красные тона. Красивейшая трасса практически везде идет рядом с какой либо рекой. Заехали посмотреть на каменных баб, сходили на водопад Ширлак (алт. девичьи слезы) – доступный (100 м от дороги) и очень красивый.

59

Любуясь и восторгаясь красотой в пути, мы не заметили как уже наступил вечер и нужно было снова ставить лагерь. Попытки съехать с трассы и поискать достойное место на речках не увенчались успехом, а совсем у дороги ночевать не хотелось. Приняли решение ехать до Акташа, и уже там искать место для ночлега.

За Акташем на 796 км. съезжаем с трассы и останавливаемся на новой турбазе «Красный лис» Арендовали шикарную поляну с местом под свои палатки и машины, недалеко от чистого ручья. Быстро разбили лагерь, поужинали и легли спать.

60

 

61

 

День восьмой:  Утро замечательное, погода хорошая. После завтрака и зарядки кипятком всех термосов, собираем лагерь и едем еще 1 км. до следующей базы Мёны (не остановились на ней вечером, т.к. не было мест для палаток), через эту базу все проходят на гейзерное озеро. Проход платный - 60 руб. с чел.

62

Миха мой, видать полностью согласен с этим призывом!

 Идти до озера  всего метров 300.

Снова удивлен и поражен богатством, загадками и сюрпризами Горного Алтая. Читая описания в инете думал, что посмотрим, усмехнемся и пойдем (озеро-то всего 20 м. в диаметре). Но когда попали на место и увидели живую, постоянно меняющуюся картинку из белой, синей глины на глубине чуть более метра, все конечно на какое-то время замерли, потом начали кричать «Смотри! Смотри!». Это похоже на едва прорывающееся, спокойное дыхание Земли.

63

Вобщем, с утра заряженные позитивом, двинули на конечную точку путешествия - перевал Кату-Ярык.

По пути останавливались на «Красных воротах», притормаживали у речек и озер, на верхушках перевалов, курганах с древними захоронениями.

64

65

Дорога от Акташа до Улагана впринципе нормальная (асфальт, местами хорошая гравийка), до Балыктуюля уже похуже, а на Кату-Ярык было еще почти 30 км по конкретно убитой местами дороге.

Скажу сразу, что спуск с перевала не предусматривался по причине нехватки времени и не готовности каждой машины для таких испытаний. Но как раз красивейший вид на всю эту долину открывается как раз сверху.

66

Сам перевал (перепад высоты 800 м.) и захватывающий вид всей долины просто завораживают своей красотой и величием! Сам спуск состоит из 9 гигантских зигзагов, прорубленных в очень крутой и плоской скале, общей длиной 3,5 км. 

Левее открывается вид на долину, в сторону юга Телецкого озера.

 67

68

Я спускался чуть ниже, цепляясь за кустарники, чтобы лучше рассмотреть перевал. Поднимался на высокую точку с обратной стороны смотровой площадки. Но как ни крути, с собой эту красоту можно увезти только на фото, а это конечно уже совсем не то.

 Тряска, крутые спуски и подъемы по пути сюда всерьёз насторожили наших вторых половин и пока мы наслаждались красотами долины реки Чулышман и вынашивали провокационный план по спуску и дополнительной ночевке на Чулышмане, они уже поджидали нас для короткого перекуса и пути обратного. Делать нечего договор есть договор, решили с Олежкой в следующий раз приехать сюда целенаправленно для отдыха, рыбалки и похода на водопад Учар.

Обратный путь, несмотря на крутые подъемы, оказался даже несколько проще и быстрее.

После того, как в Акташе закинули в себя свежей и горячей домашней выпечки от придорожного киоска, все окончательно пришли в себя от тряски и мы снова выехали на Чуйский тракт, только в обратный путь.

69
Был дождь, а зонта рядом не оказалось!

 Ближе к вечеру, проехав за Онгудай и Шашикман стали присматривать местечко для ночевки. Ввиду отсутствия большого выбора и времени, решили остановиться на базе «Шелковый путь» с левой стороны дороги сразу за Туектой (если ехать в сторону Н-ска), за небольшой речкой Урсул неподалёку от трассы. Домики на базе небольшие (двухместные), но чистые и теплые. Есть беседка с большим круглым столом. Автостоянка сразу на вьезде на базу, но хозяин азербайджанец, позволил таки мой авто с большим кол-вом вещей поставить рядом с домиком на территории.

70
 
71

 Если пройти через железный мостик (за территорией базы), то выйдешь к придорожному кафе-гостинице «Шелковый путь».

После ужина, уже прилично утомленные трудным Улаганским маршрутом, пошли отдыхать.

 День девятый:  Утро доброе! Как ни крути - выезд домой. По пути, после Семинского перевала, заехали в с. Камлак на пасеку за медом и медовухой. В Баранголе, на первом за весь путь базарчике, купил подарок Олежке в подарок классную тюбетейку, чему он был безгранично рад. После очередной остановки в Сростках для перекуса на местном базарчике, без остановок поехали домой в Новосибирск.

Общее расстояние путешествия по факту получилось 2360 км, средний расход бензина 10,2 л на 100 км (Хайлендер 3,5 л, 249 л.с.).

Несмотря на очень плотный график, никто не устал и не просился поспать до обеда. Всем хотелось как можно больше посетить интересных и красивых мест. В итоге, все очень довольны полученными впечатлениями и зарядом бодрости от Горного Алтая!

72

Надеюсь, что мой рассказ немного и Вас впечатлил, а возможно был полезен для планирования своих собственных маршрутов.

Любите Алтай! Цените Алтай! Обязательно посещайте Алтай! Желаю удачи и счастливого пути!!!

 

 

 


Комментарии
FedorV20.05.18, 14:53
 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте