Польша / Самостоятельная поездка | Велотуризм | Спортивный туризм
 

Одиночный велопоход Гусев-Ольштын-Мальборк-Гданьск-Торунь-Варшава

13 - 23 мая 2013 г.
 
Краткое предисловие.

 Одиночный велопоход по Польше, длившийся с 12 мая по 23 мая 2013 года.

Общий километраж: 996 км + перегон электричкой от Гданьска до Быдгоща.

Основная нить маршрута: десантирование поездом «Москва-Калиниград» в городе Гусев, Калининградской области - пограничный переход Гусев-Голдап – Голдап - Венгожево – Вольфшанце – Кентшин – Швента Липка - Ольштын – Ольштынек – Грюнвальд – Русь – Мораунг – Эльблаунг – Мальборк – Новы-Двур Гданьский – Гданьск – электричка «Гданьск-Быдгощ» - Быдгощ – Фордон – Торунь – Серпц – Плоньск – Новы-Двур Мазовецкий – Блоне – Брвинов – Варшава. 

Ссылка на примерный трек на Google Maps: http://goo.gl/maps/j476c

Ссылка на GPS-трек второй половины велопохода (после Гданьска), первая часть была по неосторожности удалена: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=geziwudhbsyqlxhx

Примитивный он-лайн дневник, который я вёл во время путешествия: http://vk.com/rowerpolska
 
Где-то под Гданьском.
 

Подготовка к данному велопоходу проводилась мной с октября 2012 года по конец апреля 2013 года. Обо всех её подробностях можно написать отдельный, не менее объёмный текст, нежели тот, который вы прочитаете ниже. Данный отчёт отражает моё субъективное восприятие дороги и событий на ней, свидетелем которых мне довелось стать. Акценты путешествия были расставлены таким образом: исторические места (прежде всего относящиеся к временам Первой и Второй мировых войн, а также к позднему европейскому средневековью), архитектурные достопримечательности, общение с людьми и определённый километраж, пройденный посредством велосипеда.

Для языковой коммуникации использовались польский, английский и русский языки (я не боялся показаться смешным или кого-то обидеть, но в любой ситуации, я всегда старался сказать что-либо на польском, в меру своих знаний). Проблем с полным непониманием не возникло ни разу.

Хочу сказать, что все мои ожидания оправдались более чем на 100 процентов. Я получил массу положительных впечатлений, и каждый день был до такой степени заполнен чем-то новым, что случившееся днём ранее казалось произошедшим пару недель назад. Такая вот иллюзия.

Ну, что же, начнем…
День первый (12.05.13):

Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год. Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год.
Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год. Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год.
Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год. Воинское захоронение времён Первой мировой войны. 1914 год.
Памятный знак на вокзале ГСС Гусев С.И. Памятный знак на вокзале ГСС Гусев С.И.
Начало пути. Первые метры. Начало пути. Первые метры.
Перед стартом. Перед стартом.
Символ города Гусев (Гумбиннен). Символ города Гусев (Гумбиннен).
Точка десантирования. Точка десантирования.

Гусев-Голдап.

Около 16:20 по местному времени я выгрузился из вагона и неспешно собрал велосипед и снарядил на него велобаул. День был воскресный и купить польскую валюту, как я планировал, мне не удалось. Сам город Гусев ранее назывался Гумбиннен, символом города является лось, статуя которого имеется на одной из площадей города. Подробный осмотр Гусева я не стал производить – всё-таки вторая половина дня, а у меня ещё было много задумок. Выехал из города, закупил на заправке водицу и поехал в сторону Совхозного. Дороги в Калининградской области, (да и вообще, во всей бывшей Восточной Пруссии), узкие, с высаженными по обочинам деревьями. В маленьких деревнях множество непривязанных собак, естественно, стремящихся неласково встретить велосипедиста. Сориентировался по карте, доехал до Совхозного. Там меня очень интересовало воинское русско-германское захоронение времён Первой мировой войны. Более точно название его: «Воинский мемориал «Маттишкемен»».Более подробная информация о нём:
 
 

Вечером на кладбище тишина и покой. Представляется начало конца Российской Империи. В реальность возвращают только кровососущие.

Дальше мне предстояло ехать в сторону пограничного перехода «Гусев-Голдап». Километров за десять до границы по обеим сторонам от дороги показалась «колючка», с периодически встречающими предупредительными табличками. На самом пограничном переходе ни единого транспортного средства. Как объяснил пограничник – с недавнего времени большегрузный транспорт здесь не ездит.

Польские пограничники отнеслись корректно, хотя на вопросы я отвечал нечётко (виза у меня была чешская, всвязи с недружественной политикой выдачи виз польским консульством). Хотя, не врал я им, – на вопрос о том: «Куда едете?», отвечал: «В Прагу», («Прага» это один из районов Варшавы).  Был предупреждён о возможном штрафе и «бане» на въезд в Шенгенскую зону, если виза будет просрочена на момент выезда в Россию. Велобаул осмотрели только для проформы, серьёзного «шмона» не было.  

Процедура пересечения границы заняла, в общей сложности, минут двадцать.

В сумерках доехал до Голдапа. Покружил по городу в поисках гостиницы (номер был забронирован ранее). Отужинал частью армейского сухпайка (к слову, я впоследствии так и довёз остатки от него до самой Варшавы).

 Километраж: 64 километра.

День второй (13.05.13):

Ветряк на одном из поле. Ветряк на одном из поле.
Ремонт дороги рядом с Голдапом. Ремонт дороги рядом с Голдапом.
Коровы размером с блоху. Коровы размером с блоху.
Поле рядом с Голдапом. Поле рядом с Голдапом.
Второстепенная дорога на Венгожево. Второстепенная дорога на Венгожево.
Разрешено движение велосипеда. Разрешено движение велосипеда.
На подъезде к Вольфшанце. На подъезде к Вольфшанце.
Скупка улиток!!! Скупка улиток!!!
Венгожево. Костёл св. Петра и Павла. 17-й век. Венгожево. Костёл св. Петра и Павла. 17-й век.
Венгожево. Костёл св. Петра и Павла. 17-й век. Венгожево. Костёл св. Петра и Павла. 17-й век.
Венгожево. Музей народной культуры. Венгожево. Музей народной культуры.
Венгожево. Музей народной культуры. Венгожево. Музей народной культуры.
Венгожево. Музей народной культуры. Венгожево. Музей народной культуры.
Замок Лендорфов в Штынорте. 17-й век. Аппартаменты Риббентропа. Замок Лендорфов в Штынорте. 17-й век. Аппартаменты Риббентропа.
Замок Лендорфов в Штынорте. 17-й век. Замок Лендорфов в Штынорте. 17-й век.
Ключ от номера в Вольфшанце. Ключ от номера в Вольфшанце.
Велодорожка на выезде из Голдапа. Велодорожка на выезде из Голдапа.

Голдап-Венгожево-Вольфшанце (Вилчи Шаньец).

 

Утро выдалось пасмурное и дождливое, но дождь досаждал не очень сильно. Больше раздражал порывистый холодный ветер. В самом городке день будний. Наблюдал школьников и маршировавших по улице солдат (пограничники?). Выехал за город по велодорожке, которая была выложена плиткой. Как потом оказалось – велодорожки в польских городках, причём даже небольших, присутствуют очень часто. Но вот какая закавыка: выложены плиткой, что ещё терпимо, но на малых и больших перекрёстках бордюры такой высоты, что никакого удовольствия от езды на нагруженном велосипеде по такой велодорожке не получаешь. Единственным городом, где мне очень понравилась велоинфраструтура, оказался Гданьск, но о нём расскажу несколько позже.

 

Начал движение по второстепенной дороге. На всём протяжении до Венгожева велись ремонтные работы, временами с асфальта приходилось съезжать в грязь, но таких участков было немного. По сторонам от дороги возделываемые земли, с пасущимися коровами. Также встречались ветряки, а в попадающихся деревеньках частые объявления о продаже солнечных батарей. В самих деревнях, по сравнению с нашей средней полосой, жизнь кипит. Люди, идущие навстречу, нередко кивают и здороваются. При въезде в каждую деревню асфальт заканчивается и начинается брусчатка. Как мне потом объяснили – это наследство от немцев и часто асфальт положен на такую же брусчатку. Повсеместно попадаются аисты, как и везде их здесь, по всей видимости, очень уважают. Высокие насесты, сделанные человеком на каждом углу. Один раз спугнул такого красавца – он оказался на дороге, собирая разбросанные прутья. Для кого-то мелочь, а для меня приятная экзотика. На окраине каждой деревни можно было видеть украшенный лентами крест или статую Девы Марии.

 

Рельеф выражено холмистый, но ехалось вполне себе комфортно.

 

К двум часам дня прибыл в Венгожево. Как-то сразу выехал в центр к  костёлу Св. Петра и Павла 17-го века. Сразу же, перед костёлом, камень с барельефом Иоанна Павла Второго и плиты с цитатами из его высказываний да очередная статуя Девы Марии с высеченным на постаменте;  «Святая Матерь Божья, молись за нас…». Такие инсталляции часто встречались мне в дороге. Вообще, Кароль Вотыйла в Польше, как у нас дедушка Ленин. Мост имени…, парк имени…, улица имени…

Поднялся на пригорок к костелу катя рядом с собой велосипед. Увидев пожилого человека собиравшего мелкий сор с травы граблями, спросил его, можно ли поснимать костёл на фото, и разрешён ли вход внутрь. Он вежливо сказал, что снимать можно, но сам костёл сейчас закрыт. Разговорились. Он оказался священником служащим здесь, звали его отцом Клеменсом. Спросил меня, не страшно ли одному в дороге, рассказал, что год назад тоже группа велотуристов из России здесь проезжала. В результате пригласил отобедать вместе с ним, от чего я не отказался. Трапеза была простая, сытная и привычная славянину: барщ (barszcz), курица с картошкой, огурчики маринованные (покупные), чай да печенье. Во время обеда рассказал я о себе, как сумел на польском да русском языках. Спросил его, что можно посмотреть в городе, но кроме осмотра яхтенного порта он мне ничего предложить не смог. После я спросил, как мне его отблагодарить, но священник сказал, что всё в порядке и финансовой благодарности не требуется, да и ящик с пожертвованиями находится в костёле (который закрыт). От просьбы-предложения сфотографировать его он также отказался. В общем, распрощались сердечно, и поехал я дальше, опять же, наугад.

 

Этот самый «наугад» привёл меня к зданию с вывеской “Muzeum kultury ludowej” – «Музей народного творчества». Решил туда зайти. Так вот, для города с населением в 17 тысяч человек это очень мощный музей. Несколько зданий: главное, гончарный цех, ткацкий цех, этнографический отдел. Последний представляет собой несколько изб и строений общего назначения («пожарка», амбары и т.д. и т.п.) либо полностью аутентичных, либо восстановленных. Гончарный и ткацкий цеха функционируют исправно: фестивали, мастер-классы, работа с детьми. Всё это я узнал из обзорной экскурсии, которую для меня провела вежливая польская барышня. Экскурсия была на польском, однако понял я немало (что было весьма радостно для меня).

Сайт музея.

 

Пришло время двигаться дальше. Погода оставалась пасмурной, однако дождь и ветер прекратились. Совсем к вечеру вовсе распогодилось и стало солнечно и жарко. Где-то между Огоньками (Ogonki) и Харшем (Harsz) мой велосипед получил немного стрессовых нагрузок в виде 5-7 километров брусчатки. Было страшно за багажник, но он вынес все тяготы достойно. На одной из автобусных остановок увидел забавное рекламное объявление о скупке виноградных улиток, коих здесь превеликое количество. Часто эти моллюски выползают на дорогу, где во множестве гибнут.

Местность стала напоминать те края, где я проживаю. Такие же перелески, озёра и даже запахи. Та часть Мазур, которую мне довелось повидать, не очень впечатлила меня в отношении природы. Не потому, что некрасиво, а потому, что очень похоже на родные места. И комарьё такое же.

 

В Штынорте осмотрел по периметру замок фон Ленсдорфов (14-й век). Его, видимо, пытаются реставрировать, но заметно, что эти попытки несистематичные. Перед дворцом памятный камень последнему из рода (был казнён за участие в заговоре Штауффенберга против Гитлера). Даже в вечернее время к замку постоянно подъезжают экскурсионные автобусы.

 

Вечерело. По плану ночёвка у меня должна была быть в кемпинге в Мазурландии (аналог местного Диснейленда, плюс аттракционы на тематику Второй Мировой войны). Подъехав к территории обнаружил, что она закрыта, а сторож на вопрос о ночёвке сказал про Вилчи Шаньец. Ну что ж, всё складывалось ещё лучше чем я предполагал. В сумерках подкатил к Волчьему Логову. На въезде меня ориентировали охранники, и ночевал я в результате в местной гостинице, в аутентичном и единственном не взорванном здании в котором раньше проживали личные охранники Гитлера. Обстановка была спартанской, но душ наличествовал. Отошёл ко сну, никаких мистических снов не видел.

 

Километраж: 104 км. 

День третий (14.05.13):

_DSC0002 _DSC0002
Вольфшанце. Место неудачного покушения на Гитлера. Вольфшанце. Место неудачного покушения на Гитлера.
_DSC0013 _DSC0013
_DSC0022 _DSC0022
_DSC0026 _DSC0026
Вольшанце. Памятник польским сапёрам погибшим при разминировании Вольшанце. Памятник польским сапёрам погибшим при разминировании
Кентшын. Костёл св. Георгия. Кентшын. Костёл св. Георгия.
Кентшын. Костёл св. Георгия. Кентшын. Костёл св. Георгия.
Кентшын. Костёл св. Георгия. Кентшын. Костёл св. Георгия.
Швента Липка. Иезуитский костёл. Швента Липка. Иезуитский костёл.
Швента Липка. Иезуитский костёл. Швента Липка. Иезуитский костёл.
Швента Липка. Иезуитский костёл. Швента Липка. Иезуитский костёл.

Вилчи Шаньец (Вольфшанце)-Кентшин-Швента Липка-Бискупец-Ольштын

 

Поднялся рано утром, пошел на завтрак. «Ресторация» находилась в том же здании, оформлена таким же спартанским образом и стилизована под немецкие питейные заведения сороковых годов двадцатого столетия. В полумраке тихо играют немецкие эстрадные песни тех же времён. Откушал яичницей с бутербродами, по возвращении в номер, проходя мимо велостоянки, обнаружил, что камера переднего колеса спустила. К слову, заметил, что мало-помалу травила воздух она ещё вчера. Пришлось потерять немного времени на её замену.

 

А день начал уже вступать в свою силу. К стоянке подъезжали экскурсионные автобусы один за другим. Вольфшанце оказалось раскрученным туристическим местом. На въезде свои услуги предлагали экскурсоводы. За шестьдесят злотых мне провёл экскурсию пожилой поляк. Рассказ вёл на хорошем русском. Немалая часть фактов мне была уже известна, но и нового я узнал много. Плюс индивидуальной экскурсии ещё и в том, что нет толп жадных до зрелищ людей рядом с тобой. Да и в кое-какие закоулки можно попасть не случайно, а со знанием, что здесь раньше было. Стены бункеров, развороченные при подрыве, и стоящие под углом к земле ради веселья туристы подпирают прутьями. На одном обломке арматуры, точащем из бетона, увидел привязанную георгиевскую ленточку.

 

Однако, время поджимало и наскоро собравшись, я продолжил свой путь. С погодой повезло. Облачность переменная, не жарко, температур комфортная. Доехал до Кентшина, также, импровизируя, подъехал к первому же попавшемуся костёлу. Им оказался  костёл Св. Георгия. Здание аутентично, большая же часть Старого Города сильно пострадала во время Второй Мировой. Перед входом стоял смотритель, к которому я обратился с вопросом о съёмке и осмотре. Смотритель отреагировал радушно, чуть ли не за руку ввёл в костёл. Показал на очередную картину с папой Иоанном Павлом Вторым, упомянул, что в ковчеге хранится реликвия – кровь папы Римского. Подвёл меня к тёмной нише, сказал, что в средневековье здесь, то ли замуровывали, то ли просто содержали в заточении протестантов (точно я не понял). Потом показал на лестницу и предложил подняться, чтобы посмотреть на город с высоты. Я забрался на верхотуру и отснял несколько кадров. На выход из костёла возникло маленькое недоразумение. Оказывается, посещение и съёмка там платные. Проблемой это для меня не было, несколько смутило только, что смотритель не сказал мне об этом с самого начала. Ну, ничего. Рассчитался, нацепил шлем и поехал себе дальше. Напротив костёла, на заборе висит плакат, на котором изображено дитё, склонившее голову в молитве и надпись: «Люби Бога».

Плакат напротив Коллегиацкой базилики св. Георгия. в Кентшыне. 
 
 

Покатил дальше, на выезд из города. Дороги второстепенного характера всё-таки не очень высокого качества. Бывают и ямки и колейность по узенькой обочине. Плюс был только в том, что трафик, в основном, низкий. И снова поля по обе стороны от дороги, засеянные рапсом, волны аромата которого сносят тебя с седла. Навстречу, один раз, попалась пара на тандеме. Мы поприветствовали друг друга, но не остановились. Я уходил на спуск, а тандем только забирался на очередной «тягун». Местность оставалась очень холмистой. Так «вверх-вниз» и въехал в Швенту Липку, которая затерялась в низине. Там же и расположился католический паломнический костёл 17-го века.

 

Пообедал плотно в «ресторации» «Голубой ангел», расположенной как раз напротив костёла. Потягивал сок и наслаждался видом (это ли не награда за весьма интенсивное вкручивание). Закончив трапезу, пошёл осматривать костёл изнутри. Сооружение грандиозное и очень красивое, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Людей приезжает туда также очень много. Автобусы снуют один за другим. Но мне повезло, я как раз попал в «окно», и сам интерьер осматривал практически в полном одиночестве. Фрески и убранство прекрасны. Уезжал я из Швентой Липки в весьма благостном расположении духа. Только педали было тяжко крутить из-за набитого брюха. (О! Стих, типа. J)

 

Тем временем день уже перевалил за середину, а до конечной точки сегодняшнего дня – Ольштына ещё ехать и ехать. Потихоньку раскочегарился – нарастил каденс. Примерно в шесть вечера влетел в Бикупец, где благополучно пробил камеру на переднем колесе. В процессе её замены ответил на приветствие проходящих мимо подростков. Устранив проблему, снова запрыгнул в седло и без осмотра города поехал на выезд, но упёрся в эстакаду, которая выводила на трассу. Не поверив загруженному в GPS, самим же собой созданному, треку свернул на параллельную дорогу. Это было ошибкой – через пару километров она закончилась тупиком. Пришлось возвращаться и выезжать туда, куда очень не хотелось. Но в результате всё сложилось неплохо. Первостепенные трассы в Польше – классные. Да, – там высокий трафик, но очень широкая техническая обочина. Удавалось поддерживать темп 25-28 км\ч. Качество дороги резко упало при въезде в Ольштын. Снова появилась колейность с сопутствующими ямками. Сквозь вечерние сумерки замаячил квест по поиску ночлега.

Сделаю маленькое отступление. При планировании ночёвок я использовал несколько вариантов: бронирование через Booking.com, социальная сеть для велотуристов „Warmshowers”, социальная сеть „Couchsurfing”, палатка (как крайний, и не пригодившийся вариант).

 

В Ольштыне запланированная ночёвка через „Warmshowers” обломалась – человек, хотя я делал запрос и получал подтверждение за месяц до поездки, на связь не вышел. Ну, да ладно, тем интереснее.

 

По правую сторону от дороги, краем глаза, я увидел баннер с надписью: „Agroturystika”. Заехал на территорию и, увидев людей, поздоровался и спросил о наличии номеров. Навстречу, отделившись от группы, вышел полноватый мужик, лет за пятьдесят и ответил, что номер одноместный за восемьдесят злотых и плюс ещё десять за завтрак. Я  уточнил про возможность оплаты банковской картой, на что он ответил: «Только наличные». Я в свою очередь поинтересовался, где тут банкомат. Диалог закончился тем, что пан Янек, (так мужик представился), предложил загнать мне байк в пристройку, под замок, а сам подогнал автомобиль, и мы двинули к банкомату. Пока ехали, беседовали «за жизнь». Пан Янек спросил меня, откуда я и куда я, да чем занимаюсь. Припомнил, что пару лет назад у него останавливались байкеры из Калининграда. Посмеялся над тем, что когда они расслаблялись алкоголем, по объёмам употребления оного всех переплюнула барышня из той компании. Так, за доброй беседой доехали до банкомата. Наличку я снял, рассчитался за постой, да завтрак. Но этим дело не закончилось. Пан Янек пригласил ещё и отужинать. Это были горы пищи. Даже после дня кручения педалей и не жалуясь на плохой аппетит, объелся как волк из известного мультфильма. Очень долго отказывался от добавки, на что пан Янек рассказал коротенькую историю: «Отец мой, мол, когда в сибирских лагерях сидел, так после одного из завтраков\обедов\ужинов его спрашивают: -Ну, что, имярек, поел?, -Поел, -Наелся?, -Наелся, -А ещё будешь?, -Буду». Я посмеялся и сказал, что у нас полстраны тогда сидело, а другие полстраны караулило. С этим пан Янек согласился, припомнив ещё кое-чего из отцовских рассказов.

 

Всё это плавно перешло в поздний вечер, я удалился в свой номер. Перед сном заклеил пробитые камеры. День этот, безусловно, удался.

 

Километраж: 96 км. 

День четвёртый (15.05.13)

Польша. Ольштын. Кафедральная базилика св. Якуба. Польша. Ольштын. Кафедральная базилика св. Якуба.
Польша. Ольштын. Кафедральная базилика св. Якуба. Польша. Ольштын. Кафедральная базилика св. Якуба.
_DSC0015 _DSC0015
Ольштын. Памятник Николаю Копернику. Ольштын. Памятник Николаю Копернику.
_DSC0032 _DSC0032
_DSC0059 _DSC0059
Ольштын. Музей Вармии и Мазур. Ольштын. Музей Вармии и Мазур.
_DSC0067 _DSC0067
_DSC0065 _DSC0065
_DSC0036а _DSC0036а
_DSC0071 _DSC0071
_DSC0072 _DSC0072
_DSC0078 _DSC0078
_DSC0082 _DSC0082
_DSC0085 _DSC0085
_DSC0087 _DSC0087
_DSC0089 _DSC0089
_DSC0090 _DSC0090
_DSC0095 _DSC0095
_DSC0097 _DSC0097
_DSC0102а _DSC0102а
_DSC0106 _DSC0106

Ольштын-Ольштынек-Грюнвальд-Русь-Мораг

 

Эпиграф этого дня: «Дайте боги здоровья пану Яну». Ибо завтрак был также обилен, как и ужин. Собрал пожитки, распрощался, поблагодарил и поехал себе дальше.

 

Утро выдалось солнечное и тёплое. Докатил до Старого Города, пошлялся пешим ходом по улочкам. Здесь мне впервые встретились бомжи стреляющие мелочь и подбирающие «бычки». В Старом Городе посетил кафедральную базилику св. Якуба. Замечательная архитектура и  интерьеры, сводчатый купол. В очередной раз, бесцельно покружив по улочкам, вышел к музею Вармии и Мазур. Он же – замок Варминского капитула. Перед входом памятник Николаю Копернику, который и в Ольштыне натворил дел (в хорошем смысле этого слова). В музей зашёл, экскурсию решил не брать ввиду нехватки времени. Хвостом за мной ходила смотрительница. Прошёл галопом три этажа музея. Самый высокий этаж – экспозиция работ современных польских художников, этажом ниже зал с православными русскими и украинскими иконами (каким он тут боком, так и не понял, может временная выставка). Скользнул взглядом по астрономическим таблицам Коперника в одной из галерей. Ну, и самый нижний этаж – этнография и история Варминско-Мазурского воеводства. Полюбовался очередными кристаллическими сводами в трапезной.

сайт музея

Однако пора было уже двигаться дальше по маршруту, ибо время было уже около одиннадцати.

Купив несколько бутылок воды и фруктов на одном из многочисленных лотков, я выехал из города. Местность оставалась холмистой, ехать пришлось по-прежнему по трассе. В Ольштынек заезжать не стал (как всегда время поджимало) – оценил панораму города издалека. Свернул на второстепенную дорогу к Грюнвальду и, в середине дня, был уже в Стембарке (бывший Танненберг). Совсем маленькое поселение. Перед тем, как посетить поле Грюнвальдской битвы и музей при ней, я плотно отобедал в заведении с каким-то «рыцарским» названием. Попытался выведать у официантки, где тут есть музей Первой мировой (мне взбрело в голову, что он тут тоже должен быть), но она ничем мне помочь не смогла.

 

Грюнвальдское поле и музей Грюнвальдской битвы были крайними на сегодняшний день точками моего маршрута в этот день. При подъезде к ним появляются дорожные указатели. Зашёл в сам музей, оплатил посещение и фотосъёмку. Прошёлся по нему, также без экскурсовода. Экспозиция представлена, в основном, реконструкциями доспехов и оружия. Оригиналов не увидел. На стендах карты и краткие вводные. Более подробная информация на интерактивных электронных панелях. Сам зал экспозиции весьма невелик. В отдельном зале отлично выполненная диорама Грюнвальдской битвы. Масштаб моделей 1:35. Смотрительница также открыла мини-ангар с гобеленом представляющий собой копию картины Яна Матейко «Грюнвальдская битва». Весьма нехилых размеров гобелен, нужно сказать. И таких же размеров список мастеров его ткавших.

Вышел я также обозреть простор Грюнвальдского поля. Не почувствовал грандиозности, но, думаю, что во время фестиваля здесь проходящего дух былого возвращается сюда. Побродил рядом с памятным монументом, поснимал. Понаблюдал за выпорхнувшими из экскурсионного автобуса школьниками. Ушло у меня на всё-провсё около часа. Последним штрихом было посещение сувенирных лотков. Хотел прикупить себе рыцарский щит, чтобы прицепить на велобаул, но решил ограничится традиционным приобретением магнита на холодильник. Профессиональная деформация психики велотуриста – «а сколько это весит и как отразится на общем весе и объёме?».

 

И двинулся дальше при ясной погоде и, практически полном, безветрии. Опять местность стала холмистой и даже, в кои-то веки, начались лесистые участки. Указатели также говорили мне, что я вернулся в Вармию и Мазуры, только недавно из них выехав. Остаток суточного маршрута пролёг по второстепенной дороге с незначительным трафиком. Один раз возникло искушение остановиться палаткой в кемпинге. Отказался от него только по причине заложенного километража. Вот так, на позитиве и въехал в город Мораг. В силу узости городской дороги поехал по тротуару. Нагнал впереди идущий взвод маленьких барышень. Услышал от них родную речь: «Пропустите велосипедиста!» J. Аккуратно обогнал группу одинаково одетых крепких парней. Доехал до хотелика и заселился. Хотелик стоял на Старой площади и вид из окна был на старый костёл и такие же старые здания. Ко сну отходил морально удовлетворённым. Кусочки пазлла из детства с картинами Матейко «Коперник. Разговор с Богом» и «Грюнвальдская битва», виденными мной в Детской энциклопедии издательства «Просвещение», сложились с кусочками пазлла в реальности. Я был там.

 

Километраж: 119 км.


Комментарии
О Маршруте
Ссылка: