Мали

Мали Мали
Рассвет Рассвет
Цвета окружающего мира такие, что рвёт мозг! Цвета окружающего мира такие, что рвёт мозг!
Город и Большая Мечеть с крыши гостиницы Город и Большая Мечеть с крыши гостиницы
Дети по-прежнему беззаботно гоняют по улицам старые покрышки Дети по-прежнему беззаботно гоняют по улицам старые покрышки
Большая Мечеть Большая Мечеть
Свадьба Свадьба
Торговка Торговка
Внутренний дворик отеля Внутренний дворик отеля
Кирпичный завод Кирпичный завод
Пожалуй, самая экзотическая, самая красивая и самая дружелюбная страна из увиденных нами в Африке.
Хочется столько всего показать и рассказать, что пришлось разбить главу на две части.

Итак, въехали мы в страну уже вечером и проехав буквально несколько километров свернули с дороги для ночёвки. Пустыня тут уже кончилась и началась саванна - земля песчаного цвета, покрытая сухой травой и редкими низкорослыми деревьями. Пока поставили палатки и приготовили ужин, уже стемнело.

Пространство вокруг было наполнено сотнями звуков! Трудно поверить, но вокруг нас кипела жизнь. Мы нашли три проявления: пойдя по маленькому, в 20 метрах от палаток наткнулись на двух верблюдов, мирно евших дерево, англичане нашли, как они выразились shit beatle (такой жук, который катает шарики из навоза), но самое ужасное – в свете налобного фонаря было видно, как множество светящихся глаз наблюдают за тобой отовсюду! При ближайшем рассмотрении они оказались пауками. Не очень приятно, однако…

Неподалёку от места нашей стоянки торчал одинокий холм метров 50 высотой. Проснувшись очень рано, я решил встретить рассвет на нём.
С восходом солнца всё вокруг ожило. Прилетела стая птичек. Тут же цветёт какое-то невысокое дерево, силуэтом похожее на баобаб.

Этим утром аккумулятор вообще не подавал признаков жизни, хотя на ночь мы отключили массу. Прикурили и поехали в ближайший город Ниоро регистрироваться в полиции и искать новый аккумулятор. Обошелся он нам чуть меньше 50 евро после хорошего торга.

В полиции кабинет инспектора, оформлявшего нам документы, и он сам почему-то стойко вызывали ассоциации с Чегеварой. В комнате находился стол с пишущей машинкой, АК-47 и старый-старый мотоцикл. Сам полицейский был в камуфляже и берете. Жаль, сфотографировать не разрешил.

Бензин в Мали дороже, чем в Марокко и Мавритании и стоит почти 1 евро, но за то есть везде!

Вскоре начали попадаться характерные для этой части Африки домики и многочисленные баобабы.
Самый большой из измеренных был 12 обхватов.

Пока мы искали аккумулятор, англичане готовили обед в тени акации. Тут мы их и нагнали.

Цвета окружающего мира такие, что рвёт мозг! Чёрный асфальт, коричневая земля, желтая трава и зелёные деревья. Хоть небо привычно голубое…

Заночевали уже на подъезде к Бамако.
Проехав всего километров 400, мы оказались в практически лесу.

Местные жители почти не употребляют алкоголь, да и дорогой он для них. Поэтому купить пиво тут – огромная проблема. Про холодное вообще молчу. В последнем перед ночевкой городке нашли точку. В наличие был всего ящик, и продавать на вынос они отказались, требуя немедленной сдачи бутылок. Кое-как договорились, заплатив ещё и за бутылки. Утром осчастливили случайного велосипедиста полным ящиком пустой стеклотары. Дядька пытался приспособить его на велосипед, но не выходило. За этим увлекательным занятием мы его и оставили, чтобы вскоре въехать в Бамако.

Lonely planet обещал нам самый африканский город в Африке. С ужасным трафиком, пробками, рынками, грязью, толпами людей и т.д. Тут живёт около 1 млн. человек, что составляет примерно 10% от общего населения страны. Африканская Москва одним словом :)

Город расположен на берегах реки Нигер (англичане политкорректно произносят Найджер). Поэтому один из символов города – бегемот.
По улицам ездят тематические такси.

Поселились мы на холме, на южном берегу, там, где располагается местный университет и несколько научных учреждений. На стоянке этой гостиницы англичане сдавали свои машины на благотворительность и улетали домой. Нам же предстояло ещё ехать в Кот д'Ивуар. Некоторые особо стойкие товарищи совершали поездку в Тимбукту.

Вечером съездили в центр поужинать и прогуляться. Что сказать… Lonely Planet нас не обманул. Народу в центре – толпы! Продают, покупают, едут куда-то. Лекарства продают прямо на рынке. При чем таблетки лежат на лотках кучами, как семечки «мне пожалуйста стакан аспирина». Канализация в основном открытого типа. То есть сточные воды текут по специальным желобам вдоль тротуаров. Поэтому на улице не всегда приятно находиться. Хотя, быстро привыкаешь.

Белых людей на улицах нет совсем и довольно необычные ощущения от того, что все на тебя обращают внимание.

На следующее утро встали пораньше, чтобы заняться машиной. Карбюратор оказался забит песком – треснул корпус воздушного фильтра. Термостат не открывался полностью, из-за чего машина немного грелась на высокой скорости. Бензиновый фильтр был весь в грязи. Свистел подшипник генератора. Помпа была в порядке :)

Поехали в центр обедать и заодно докупить воды в дорогу. Проходивший мимо места парковки мужик предложил показать нам отличное место.

Забавный случай произошёл с нами на обратном пути. Мы проехали свой поворот и надо было развернуться. Я был за рулём и не заметил знак «разворот запрещён» на перекрёстке, где стояла полиция. Нас сразу приняли. Началась проверка всех документов. Первым делом полицейский попросил страховку, на которую мы пожалели денег на границе. Делаем вид, что ничего не понимаем по-французски. Что такое «инсуранс»??? Чувак тыкает пальцем в стекло, типа тут она должна быть. Я дал ему талон ТО – вот «инсуранс». Поверил. Потом долго требовал «грин-кард», на что мы давали ему европейскую страховку «Грин-кард». Это его бесило жутко. Оказалось, грин-кард – это документы на машину. Когда все документы оказались в порядке, нам объявили, что их изымают для дальнейших разбирательств и нам следует явиться завтра в участок. Тут мы стали показывать жестами, что участвуем в ралли, едем из Москвы в Тимбукту, денег на ночлег в гостинице нет и т.д. Отпустил :)
В сам университет я тоже зашёл. Всё в свободном доступе. Гуляй – не хочу!

С рассветом распрощались с гостеприимным Бамако и нашими английскими теперь уже друзьями и двинулись на северо-восток в сторону Тимбукту. Дальше мы путешествуем одни. В планах было в этот день доехать до Дженне.

Асфальтовые дороги в стране очень хорошие. Люди одеты ярко, особенно девушки. Среди них попадаются очень симпатичные. Особенно на западе страны.

Весь груз женщины носят на голове. Мужчин с ношей нам не попадалось. На высохших полях в сезон дождей бушует растительность. Выращивают просо, хлопок, картофель и даже рис

Заехали в Сегу поменять деньги и заодно позавтракать. Пока Серёжа был в банке, набежала толпа местной молодёжи. Предлагали купить всякое барахло. Удалось выменять симпатичные бусы на пачку чая. Ношу до сих пор :)

Другой паренёк проводил нас в местное кафе снаружи похожее на обычный российский торговый ларёк с барной стойкой в одной стене. За завтраком он рассказал нам, что места эти населяет в основном племя бамбара, исповедующее ислам и традиционную религию, что тут не любят французов, за то любят русских и англичан, что болеют за Обаму на выборах, что все тут, особенно старики, жуют орехи колы. Орех этот придаёт сил и энергии. Я попробовал – особого прихода не ощутил. На вкус горький.

Еда была просто восхитительная! Омлет и свежая рыба из Нигера. Вообще в Африке ни разу не было невкусной еды. Гастрономический рай. И недорого.

Часам к 16 подъехали к переправе через реку Бани. Моста тут нет, поэтому все переправляются на пароме. Время в пути около 5 минут. В Дженне есть ещё одна дорога с другой стороны, но она обозначена как просёлочная, и ехать ей мы не решились.

Сам город в наши дни известен главным образом Большой Мечетью. Это не только самая большая мечеть в мире (по вместимости), но и самое большое здание, построенное из самана. Некогда Дженне был одним из важнейших торговых городов западной Африки и стоял на пути транссахарских караванов.

На улицах довольно грязно, но нет ощущения всеобщей свалки, как в Мавритании.

Европейцы привезли в Африку много современных продуктов в современной упаковке из пластика и бумаги. Но к сожалению никто тут не строит мусороперерабатывающих заводов. Такая же история и с водопроводом. Добрые белые люди из благотворительных организаций построили в Тимбукту водопровод, но не догадались построить канализацию. В итоге, все стоки текут прямо по улицам. Они конечно и раньше текли, но не в таких количествах.

Дети по-прежнему беззаботно гоняют по улицам старые покрышки. Строить дома из глины, соломы и навоза здесь учат специальные учителя. Их дома представляют особую гордость.

Большая Мечеть производит впечатление своими размерами (примерно 60х60 метров). Попасть туда немусульманину, к сожалению нельзя. Вернее можно, но очень дорого и ночью.

Ещё у парома через Бани мы взяли проводника-экскурсовода. Местные имена труднопроизносимы для европейцев, и для удобства нашего дядьку звали Джон Траволта.

Благодаря Джону, мы узнали все эти интересные факты. Ещё личный гид избавляет от излишней навязчивости некоторых граждан, которые хотят что-то продать туристу или выпрашивают подарки, а так же позволяет худо-бедно общаться с местными жителями без знания французского.

Гуляя вечером по городу встретили свадьбу. Красочное шествие с музыкой и песнями. Затрудняюсь сказать, кто тут жених, а кто невеста…
В городе есть небольшой постоянный рынок и большой по понедельникам.

Зашли в сувенирную лавку. Тут продают произведения традиционного местного творчества.

Хозяйке на заметку: в гостиницах тоже можно торговаться! Двухместный номер за 15000CFA превратился в два одноместных за 10000CFA. Номер довольно простой, в душе только один кран – тёплая вода, на кровати нет одеяла

Внутренний дворик очень красивый. С дерева раздавалось громкое щебетание экзотических птиц

Некоторые особенности национальной кухни: на гарнир употребляют жаренные с луком бананы. Потрясающе вкусно! Для этого используется специальный сорт. После возвращения я пробовал жарить наши обычные. Не очень… Кофе называют не иначе как «Нэскафе», черный чай – «Липтон». То, что называют просто чаем – это традиционный африканский напиток. Очень крепко заваренная смесь из зелёного чая и мяты с огромным количеством сахара. Бодрит.

Утром местные жители вышли на рыбалку, а мы выехали в сторону Тимбукту.

На выезде из города случайно подобрали нашего гида Джона Траволту до парома. Я ему говорю «Джон, сколько у вас на рынке стоит колесо?». «Ну… если новое колесо от Мерседеса, то 5000. Хотите продать?». У нас с собой было шесть запасок, поэтому решили избавиться от четырёх из них. Место лишнее занимают. К тому же в Сахаре у нас лопнуло одно крепление багажника и колёса ехали в салоне. К парому же подъехал и покупатель товара.

Торги начались с 50000CFA за четыре колеса (это были древние колёса на с ржавых стальных дисках, купленные в Москве за 300 рублей), весело и задорно закончились 30000CFA плюс по сувениру из его лавки. Очень нам понравился процесс торгов и на этой волне мы обменяли на сувениры: старые шерстяные одеяла, старую куртку, полотенце, монтировку, пустую аптечку, чай, футболки и кучу другого не нужного нам барахла. Реально было весело так, что я даже не фотографировал :)

Ощущение, что людям вообще всё равно, что и на что менять. Главное – процесс! Либо просто хочется обладать вещью из далёкой цивилизации. У соседа такой точно нет.

По дороги в Тимбукту видели, как добывают кирпич. Технология нехитрая. В местах, где глинистая почва, после сезона дождей, вода не сразу уходит в землю, образуя грязные болотца. В таких местах из глины лепят кривоугольные параллелепипеды и оставляют сушиться на солнце.

Впечатление дня – дорога от поворота с основного шоссе на Тимбукту оказалась просёлочной, а не асфальтовой, как мы предполагали. 210 км адского грейдера!