О Т Ч Е Т о водном туристском походе шестой категории сложности на катамаранах в районе Восточного Саяна по реке ОНОТ, совершённом с 24.07.2006 по 11.08.2006

О Т Ч Е Т

Гильд Игорь Анатольевич

e-mail: igild@jazzband.com.ua

Киев 2006

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Содержание

24.07.2006 -

11.08.2006

1.2. Район похода:

Россия (Республика Бурятия, Иркутская область), Восточный Саян.

1.3. Детальная нитка маршрута:

Пеший переход: прииск Самарта - перевал Малгайта-Жалга (2300 м, н/к) - р.Арлык-Гол - перевал Саган-Сайр-Дабан (2410 м, н/к)- р. Саган-Сайр - перевал Оспин-Дабан (2518 м, н/к) - верховья р. Онот;

Сплав по р.Онот: прохождение Верхнего каньона (обнос вдп "Спартак"), Ильчирский каскад (обнос каскада), каскад Убур-Жалгинский, каньон Дабанский, каньон "Чертог" (обнос вдп 3, 5, 8, 15 м), Гранд-Каньон (обнос вдп 35 м и пр.NК16-17), Нижний каньон - пос. Онот

1.4. Вид плавсредств: катамаран-2ка - 3 шт.,

катамаран-4ка - 2 шт.

1.5. Уровень воды: верховья - средний, Гранд-Каньон и ниже - низкий ближе к среднему

1.6. Сведения об участниках похода:

N

п/п

Ф.И.О., распределение по средствам сплава

Год

Евгений Романович

1983

Г. Киев, ул. Хмельницкого, 25, кв.63

М. Лаба, Аксаут (гид-инструктор)

скальное обеспечение, фото

1979

г. Львов, ул. В. Ве-ликого, д.91,кв64

Кутсайоки-Тумча 4У

1.7. Материалы для рассмотрения в МКК не подавались.

1.8. Местонахождение отчета: http://turizm.lib.ru/g/gilxd_i_a/onot2006.shtml

1.9. Автор отчета: Гильд И. А., Горячий В.В.

1.10. Фотографии: Вязьмин Д., Дука Е., Даугель-Дауге А., Маслов П.

У руководителя есть видеофильм о походе продолжительностью 40 минут.

Используемые (кроме общепринятых) в тексте сокращения:

л.б. - левый берег, п.б. - правый берег,

В разделе 2.6. "Техописание..." после названия препятствия приводится его сложность в категориях по шкале оценки СССР.

2. ОТЧЕТ

2.1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна

Идея прохождения реки Онот принадлежит Банько Евгению Григорьевичу (г. Киев), моему учителю и руководителю многих наших походов до недавнего прошлого.

Привлекало в маршруте: обилие каньонов с интересными препятствиями, потрясающая красота реки и возможность первопрохождения Гранд-Каньона, о прохождении которого в официальных источниках до сих пор не было информации, включая отчеты в библиотеке МГЦТК. Вызывали опасения: малорасходность реки, большой уклон в сочетании с необходимостью проводок в верховьях, и общий дефицит точной информации по маршруту.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу активной части маршрута:

До станции Слюдянка часть нашей группы ехала на поезде N340 Москва - Чита, который прибывает в 13-00 по местному времени. Вторая часть группы летела самолетом до Иркутска, рейс ДД409. Продолжительность перелета 6 часов, время прибытия самолета в Иркутск - 9-00 по местному времени. От Иркутска до Слюдянки можно добраться за 3 часа электричкой, либо проходящим поездом, либо на такси за 1,5-2 часа и 1500 -2000 рублей за машину. Учитывая небольшой запас по времени (наш самолет опоздал на 2 часа) мы решили ехать микроавтобусом, который с приключениями и большим опозданием довез нас до Слюдянки за 3,5 часа, т.е. к 16-00. Ребята, приехавшие поездом, уже нашли машину до пос. Монды (за 5000р.) с условием, что если мы не найдем машину там, то этот же водитель довезет нас на прииск Самарта (за 9000р.)

Из Монд до места начала сплава на р. Онот необходимо искать только вездеходные машины типа Урал, ЗИЛ-131 или ГАЗ-66, так как на участке от Самарты до Онота необходимо преодолеть три брода через Китой и несколько раз через Саган-Сайр.

К сожалению, нам не удалось заказать заранее машину из Иркутска (мы не очень искали, понадеявшись на старые контакты в Мондах), и напрасно. В Мондах большинство старых машин уже несколько лет как поломаны, и ремонтировать их некому. Не надейтесь найти там машину, договаривайтесь заранее! На прииске Самарта в помощи с транспортом нам попросту отказали. На Урик они возят а на Онот не хотят.

На самом деле дорога очень хорошая и заехать на Онот вполне реально! В верховьях Онота и на перевале Оспин-Дабан сейчас активно ведутся геологические и работы, и дорогу от Китоя вверх по Саган-Сайру поддерживают в рабочем состоянии. При нас по ней прошло три машины Иркутского горного комбината. К сожалению, подъезжать нам уже смысла не было, (мы встретились на перевале Оспин-Дабан) но ребята сказали, что машины ходят несколько раз в месяц и можно заказать машину в Иркутске, выйдя на сайт http://www.nefrit.ru/

Итак, прибыв на прииск Самарта в час ночи, мы разместились в вагончиках перед шлагбаумом. На следующий день, не договорившись о транспорте, пришлось нам, сцепив зубы, начать пеший переход через 3 перевала в верховья реки Онот.

Отъезд из конечной точки активной части маршрута.

Из пос. Онот до станции Черемхово ежедневно в 7-00 отправляется автобус "ПАЗ" от центрального магазина (это в центре поселка Онот). Если группа большая или тем более не одна, необходимо найти водителя и с вечера с ним обо всем договориться, предварительно договорившись между группами. Иначе могут не пустить в переполненный автобус. У нас были проблемы, и мы грузились чуть ли не силой. Правда, была суббота, и многие ехали в город. Автобус до Черемхово идет 3,5 часа.

В Черемхово группа разделилась. Часть села на ночной поезд до Москвы и далее на Киев, Львов (у нас были обратные билеты), а часть доехала до Иркутска на электричке и утром следующего дня улетела самолетом на Москву и далее поездами до Киева, Днепропетровска.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Пешая часть маршрута проходит по местам, посещаемым геологами, поэтому здесь можно сойти с маршрута в любом месте. Геологи могут помочь добраться до Иркутска.

Водная часть проходит по абсолютно ненаселенной местности, поэтому сойти с маршрута невозможно - двигаться можно только вниз по долине Онота до одноименного поселка (либо по воде, обнося все препятствия, либо пешком по берегу). Практически на всем протяжении реки на ЛБ есть тропа, местами плохая, местами очень плохая. Хорошая тропа появляется в районе Гранд-Каньона и идет до пос. Онот.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден без изменений всеми участниками.

2.5. График движения

27.07

Стапель

28.07

Сплав от стапеля -до вдп "Спартак"

6км

4км/3км

Сплав/ пешком

31.07

Устье руч.Дарма - пр. N18 начало каскада Убур-Жалга,- установка лагеря на вдп "Гномик"

6км/3км

Сплав/ пешком

01.08

Прохождение каскада Убур-Жалга, пороги N19 - N25 вдп "Гномик"

02.08

Пр. N25 вдп "Гномик"- пр. N35 порог "Хаос"

10км

03.08

Пр.N35 порог "Хаос" - пр.N43, прохождение Дабанского каньона, установка базового лагеря в устье притока Доодо-Бузар-Горхом

3км/3км

пешком/ сплав

07.08

Обнос пр.NК16-17, прохождение Гранд-Каньона пр.NК18 - пр.NК33

Погрузка вещей на суда в устье Улета-Желга, сплав до р. Узина

11км

08.08

Дневка

09.08

Устье р.Узина - пр.N75 порог "Хайло"

21км

2.6. Техническое описание маршрута

2.6.1. Пеший переход в верховья р.Онот

24.07.06

Если Вы планируете идти пешком, то не нужно ехать на сам прииск. Тропа на перевал начинается, не доезжая до Самарты 3км. От дороги, видна гора Малгайта и распадок р.Малгайта--Жалга. Наш пеший переход начался от шлагбаума на прииске. Мы вернулись по дороге 1,5км, перешли вброд р.Самарта, которая в этом месте представяет собой несколько мелководных проток. Глубина брода до 0,5 м. Пройдя вниз по лб Самарты еще на 1-1,5 км, мы подошли к месту, где дорога уходит от реки по долине ручья Малгайта-Жалга. Здесь начинается крутой подъем в верховья ручья. Сначала шли по дороге, затем продолжили движение вдоль ручья и через 2 часа (здесь и дальше время приводится чистое ходовое) вышли на перевал Малгайта-Жалга. Высота перевала 2300 м. Гора Малгайта(2538м) имеет характерный предвершинный скальный венчик, из-за которого её ещё называют Малахай. Сейчас существует дорога которая идет левее, в следующий распадок от перевала, там немного выше подъем но значительно короче путь и, главное, гораздо лучше спуск в долину Арлык-Гола. Правильней идти по этой дороге. На перевале мы сняли записку лыжной группы Кулешова О.А. от 2002г.

Спуск в долину р. Арлык-Гол оказался достаточно крутым, особенно его нижняя часть, и занял у нас 50 мин. Брод через Арлык-Гол не вызвал затруднений. Ширина брода около 10 м, глубина до 0,5 м. Левобережная тропа вдоль Арлык-Гола часто теряется, много заболоченных участков. Дойдя до ближайшего лесочка, мы остановились на ночлег.

25.07.06

На следующий день продолжили подъем вдоль Арлык-Гола. Двигались практически без тропы по левому берегу. Через 2-2,5 часа вышли к скальной перемычке, с которой Арлык-Гол падал двумя водопадами. Выше перемычки длинное озеро. Не доходя 300м до перемычки, начинается тропа на перевал Саган-Сайр-Дабан. К самой перемычке мы не пошли а сразу начали забирать вправо к перевалу траверсируя склон. Справа от тропы подъема - распадок ручья глубиной около 30м. Тропа серпантином поднимается по склону на верх хребта. Подъем крутой (около 300 м по вертикали). Вышли наверх за 1ч 20 мин. Отсюда видна перевальная седловина, к которой идет пологий заболоченный подъем. Тропы практически нет. Через 40 мин подъема, к 18-00, вышли на пер.Саган-Сайр-Дабан. Высота перевала 2410 м. Сам тур расположен правее седловины и метра на 1,5 выше ее. Погода отличная. На северных склонах много снежников.

Сняли записки групп из Казани и Усолья-Сибирского от 8.08.2002г. следующих на Онот 5к.с. и группы из Южного-Кузбасса следующих на Онот 6к.с., рук Козин С.В.

С перевала в Юго-Восточном направлении идет крутой каменистый спуск, с которого видна долина р.Саган-Сайр и распадок, по которому надо подниматься на перевал Оспин-Дабан. Тропа серпантином спускается к ручью (правый приток р.Саган-Сайр), текущему из правого по ходу распадка. Видно как ниже ручей уходит в небольшой каньон. Слева над ручьем крутой каменистый склон. Тропа идет вдоль осыпного склона с несколькими опасными участками. После разведки выяснили что можно идти двумя вариантами: или прямо по тропе, или спуститься в каньон ручья и с несколькими бродами выйти к невысокому (метров 10-13) подъему по мелкой осыпи на левый берег в конце опасного склона. Мы выбрали первый вариант и прошли по осыпному склону ЛБ, предварительно подготовив ступени на опасных участках.

Спуск с перевала на 200 м по вертикали занял у нас 30 мин. Дальнейший спуск к слиянию двух истоков р.Саган-Сайр занял ещё 1 ч. 10 мин. После брода через левый приток тропа полого спускается вдоль левого берега и выходит к брошенной базе геологов, от которой вниз уходит тракторная дорога. Дорога переходит на правый берег, а тропа продолжает идти дальше по левому, пройдя от базы еще около 1км, мы выбрали сухую террасу и стали лагерем.

26.07.06

От лагеря видна дорога на третий перевал. С утра пока собирались, по дороге проехал трактор. Продолжили движение по тропе, которая теряясь, вывела нас к озеру через 45мин. Обойдя его слева и перебродив левую составляющую р.Саган-Сайр начали подъем, подрезая левый по ходу движения склон. Еще через час движения мы вышли на тракторную дорогу и через 2 ч. поднялись на перевал Оспин-Дабан(2518). На подходе к перевалу мы встретились с двумя КАМАЗами Иркутского горного комбината, которые возвращались в Иркутск. На перевале стоял балок на санях и перевалочная база с запасом дров, воды и топлива. С перевала дорога крутым серпантином уходит вниз. На перевале мы были в 14-30 и остановились на обед. В домике есть стол, печь и пара кроватей.

Спуск с перевала крутой, дорога идет серпантином вниз, до брода через левую составляющую р.Онот спуск занимает около 40мин. После брода дорога вышла на более пологий склон ЛБ. Отсюда до первых деревьев еще 10 мин. Вправо открывается красивый вид на массив Оспинского хребта, главная вершина которого г.Оспин-Улан-Сарьдаг имеет высоту 3110 м. От слияния двух ручьев вниз уходит река, которая на одних картах обозначена как Онот, а на других как Оспа или вообще без названия. По второму варианту Онот начинается от слияния этой реки с р.Барун-Оспа. (istoki_onota.jpg)

Продолжив спуск вниз по дороге, мы дошли до базы геологов, расположенной напротив впадения правого притока р.Зун-Оспа. Здесь активно разрабатывают и строят прииски и рудники. На базе есть несколько домов для круглогодичного проживания, дизель-электростанция и даже спутниковая связь и Интернет! Правда ниже поселка дорога заканчивается и начинается глухая тайга без признаков человека. Много заболоченных мест, где движение с рюкзаком очень затруднено. Сухих участков тропы явно меньше. Место для строительства катамаранов мы нашли примерно в 4км ниже базы геологов т.е. на 1,5 км выше впадения р.Барун-Оспа, там где река собирается в одно русло и появляются скалы формируя мини каньон. Весь путь от первых деревьев до стоянки занял у нас 2 ч. 30 мин.

27.07.06

Разведка показала, что после вчерашних дождей воды в реке достаточно для начала сплава, поэтому мы приступили к постройке судов. К вечеру все пять катамаранов были готовы.

2.6.2. Сплав по р. Онот.

2.6.2.1. Верхний Онот (пр.NВ1-В9; 1-2)

28.07.06

До слияния с р.Барун-Оспа Онот еще несколько раз разливается на рукава и несмотря на явно мутную воду, двигаться сложно - очень мелко и много острых камней. Воды для нормального сплава явно не достаточно! Через 1км после старта К-2(1) и К-4(1) получили разрезы шкуры и вынуждены были ремонтироваться во время обеда. После слияния Онот сразу входит в первый каньон, русло собирается воедино, и начинаются пороги. Так как в базовой лоции эти пороги не описаны, предлагаю собственную нумерацию для верхнего каньона.

N В1 (II). Простой слив. Узко и мелко. Прошли сходу, страхуя друг друга с воды. Вход осложнен обливными и полуобливными камнями.

N В2 (II+). Короткий порог. Вход осложнен полуобливными камнями, в центре слива обливной камень. Налетев на него сходу, К-2-1, шедший первым, сломал первую поперечину.

N В3 (IV-... IV+). (verh_nom_3.jpg) Сложный порог, просмотр по правому берегу. Расположен на крутом левом повороте. В центре слива полуобливной зуб, сразу за ним прижим к правому берегу и дальше струя, отражаясь, прижимает к камню под ЛБ. Общий перепад 3-4 метра, длина порога 50м. Шли по основной струе, пытаясь пройти между зубом в русле и ПБ, уходя при этом от прижима на ПБ. Уходить удавалось не всем экипажам.

N В4 (IV-... IV+). Расположен на плавном правом повороте. ПБ более пологий, под ним крупные камни в русле. В центре слива лежит обливная плита, в нашу воду можно прыгать через нее, основной слив вдоль левого берега с навалом на выступающую скалу левого берега. Желателен просмотр.

Шли походной колонной по основной струе, прыгая с плиты под ЛБ, уходили от навала на ЛБ скалу, далее лавируя среди камней в центре русла. Страховали друг друга с воды.

При прохождении порога К-4-2 сломала выступающий край левой продолины.

N В5 (IV). Короткий порог с общим падением 2-3 метра и сильным навалом на ПБ. Линия движения справа - налево. Необходим четкий маневр.

N В6 (III). Простой чистый слив до 0.5м. Справа приток с удобным выходом наверх. Обнос водопада Спартак удобно начинать здесь, поднявшись по распадку ручья на высокий правый берег.

N В7 (III). Простой порог с перепадом до 1м.

После порога плес и плавный левый поворот.

N В8 (IV+...V). Рваный двухметровый слив за которым, через 30м, мощной шиверой начинается двухкаскадный водопад "Спартак" высотой 8м.

Обнос водопада по правому берегу. Длина обноса 150-200 м. Тропы нет, движение осложнено неровностями рельефа и скользким ягелем. Сразу за водопадом, напротив прижима в левобережный карман есть полка у воды на лагерь 4-5 палаток. Мы после прохождения порога NВ7 поднимали катамараны веревками по крутому склону правого берега, люди поднимались используя веревку как перила. В это время нас накрыл град. Отдельные снаряды были размером с виноградины и тем, кто снял каски, пришлось очень не сладко. Град шел минут 15, после чего снова вышло солнце и подсветило окружающие вершины. Красота неописуемая.

NВ9 Водопад "Спартак". (vdp_spartak.jpg) Общая высота водопада 8м. Водопад двухступенчатый, высота ступеней по 4м. Первая ступень наклонная с боем в скалу ПБ, вторая ступень отвесно падающая. Прохождение водопада "Спартак" возможно на каяках.

Ориентир водопада - правый приток в конце порога N В6, высокие скалы и резкое сужение русла, до щели 6-8 метров шириной, место чалки необходимо разведать заранее - улова очень маленькие.

29.07.06

За водопадом "Спартак" в каньоне еще 4 простых шиверы на протяжении 2 км сплава. Дальше уклон реки плавно уменьшается, Онот начинает петлять как простая таежная река. Местами омуты глубиной до 3-5 м, но рыбы нет. Примерно через 1 час сплава (5-6 км) уклон реки возрастает, начинаются шиверы, за ними следует порог N1 по базовой лоции.

N1(IV...V). Порог шиверистого типа. Крутопадающая горка с обливных валунов, длина примерно 80м, перепад 5-6м. Ориентир порога - резко возросший уклон и длинная и широкая крупновалунная отмель у левого берега. Проходили порог под ПБ по основной струе, уходя от навала на камни в русле.

За порогом следует участок мелководных шивер, ширина русла 60-80м, сразу за ними расположен порог N2.

N2 порог (IV+...V). В правой части русла много крупных валунов. Основная струя идет под левым берегом и падает с обливных плит. Проходы очень узкие и требуют четкого маневра. Мы прошли порог тремя двойками, а обе четверки обнесли, для починки шкур, которые сильно пострадали в первом каньоне. Над порогом есть хорошее место для стоянки, на котором мы остановились на ночлег.

30.07.06

Далее после участка чистого быстротока длиной 3,5 км Онот крутой шиверой устремляется вниз. Характерные особенности участка - широкое русло, очень большой уклон, крайне мелко. Это начало Ильчирского каскада, длина которого 3 км.

Заканчивается каскад в устье правого притока Дарма.

2.6.2.2. Ильчирский каскад (пр.N3-13)

N 3 - крутопадающая шивера (IV). Ширина русла до 100 м. Пройдя первую половину шиверы N3, пришли к выводу, что дальше двигаться проблематично. При таком уклоне уровень воды не позволяет безаварийно проходить препятствия. Дальнейшая разведка показала, что характер реки не меняется на протяжении всего каскада. Очень мелко, узкие проходы, большое количество острых обломков в русле. Было принято решение обнести весь каскад по тропе левого берега, до устья реки Дарма, в целях сохранения катамаранов и экономии времени на прохождение Гранд-Каньона. Обнос закончили к 20-00, лагерь поставили под развесистыми кедрами ЛБ, на правом берегу р.Дарма.

Ниже приводится лоция Ильчирского каскада, препятствия которого наша группа не шла.

N 4 - порог (IV...V-). В левой части русла много камней, проходов нет. Основная струя крутой лестницей падает вниз у правого берега. На выходе: левый берег - скальная стенка высотой до 15 метров.

N 5 - порог "Рвач" (IV+...V). Начинается за крутым левым поворотом. В правой части русла много камней. Слева поток падает лестницей. Косой слив в камни левого берега, затем струя бьёт в карман левого берега под нависающий карниз.

N 6 - порог (V-...V+). Порог водопадного типа. Правая часть струи перекрыта крупными камнями, слева ряд сливов. Под левым берегом проход шириной 3 м, навал на левобережную скалу, потом водопадный слив более 1 м высотой и 2,5 м шириной.

N 7 -водопад "Нефрит" (VI). (vdp_nefrit.jpg) Следует через 15 м после порога N 6 . Высота водопада 4 м.

N 8 - порог(IV+...V-). Через 30 м после водопада русло перекрыто справа полуобливным скальным обломком. Крутой слив под левый берег с нависающей скалой.

N 9 - порог "Лестница" (IV+...V-). В правой части русла надводные камни, по центру ряд сливов.

N 10 - шивера (IV).

N 11 - порог (III). Расположен на плавном левом повороте. В центре надводные камни. В конце порога свал воды под правую скальную стенку.

N 12 - шивера (III). Длинная каменистая шивера, в конце которой справа двумя рукавами впадает р.Ильчир.

N 13 - порог (III). Расположен сразу за устьем р.Ильчир.

Далее идет длинная каменистая шивера с большим количеством камней в русле.

31.07.06

Сплав продолжили от устья р. Дарма. Река - сплошная мелководная шивера до порога N14.

N 14 - порог (III+...IV-). Длина порога около 200 м, падение 6-7 м. В русле много камней. Проходили по центру с несколькими посадками на камни.

N 15 - порог (III+...IV-). Прямой порог длиной 100 м, падение 5-7 м. Проходили по центральной части русла.

N 16 - порог "Шашлык"(III+...IV-). (porog_shashlyk.jpg) после порога N 15 за правым поворотом в русле остров с лесом, на правом берегу осыпи с красными камнями. Левая протока мелководна. Правая протока поворачивает влево почти на 90Њ и на повороте бьёт в правобережную гладкую, почти вертикальную скалу. Отбоя почти нет. Перед скалой крутая горка со сливами. В большую воду порог опасен. Разведка с левого берега. Проходили в левой части русла. При нашем уровне воды навал на скалу был слабым и отработать от него не представляло большого труда. Сразу за порогом большой омут и пляж.

N 17 - порог (IV-...IV+). Начинается на левом повороте сразу за омутом. Гряда камней с проходами по центру. Затем еще два слива. Проходили по основной струе. Желательна разведка по левому берегу, последний слив неровный с обломком в центре. Высота слива до 1м.

После порога N 17 на протяжении 500 м идет простая для сплава и чрезвычайно сложная для проводки шивера с массой камней, ширина реки метров 120-140. Очень мелко. Проводка заняла много времени. В конце шиверы на правом повороте уклон возрастает. Виден большой остров. Левая протока узкая, в правой - мощная шивера, переходящая в порог, которым начинается двухкилометровый каскад Убур-Жалга.

2.6.2.3. Каскад Убур-Жалга (пр.N18-27)

N 18 - шивера (V-...V). Мощная и сложная шивера с огромным количеством крупных плит и камней, узкими проходами и большим уклоном. При нашем уровне воды шивера была непроходима, и мы сделали проводку судов по левой протоке. Отсюда мы обнесли вещи до водопада "Гномик" и установили здесь базовый лагерь. Шли без тропы то по береговой кромке, то траверсируя обрывистый ЛБ склон. Тропу обноса обнаружили на следующий день возвращаясь к судам. Нужно сначала подняться метров 70 вверх от реки, далее по старой вездеходной дороге дойти до р. Убур-Жалга и спуститься вдоль нее к Оноту. Оставшиеся 600 м до водопада тропа идет вдоль Онота.

1.08.06

N 19 - мощный порог (V+...VI). Начинается сразу от слияния проток. Огромный уклон, масса камней. Узкие проходы с навалом на крупные валуны. Линия движения сложная. Проходил порог только К-2-1. Вся остальная группа была задействована на страховке и фото-видео съемке.

N 20 - порог "Десятка" (IV+...V+). Начинается на левом повороте. Берега скальные, в русле много камней. На выходе зигзагообразное скальное сужение с навалом сначала на левую, а затем на правую стенки. На входе в порог пришлось сделать небольшую проводку, а затем все экипажи прошли порог по центральной части русла со сложной лавировкой. При прохождении опять порвалась К-4-1. Ремонт проводили во время разведки и прохождения остальной группой порога "Очко".

N 21 - порог (IV-...IV+). Простой порог на прямом участке. Сливы до 1,5м, ворота из камней шириной немногим более 2 метров. Проходили по основной струе.

N 22 - порог "Очко"(V... VI-). (por_ochko.jpg, por_ochko2.jpg) Расположен после впадения ручья с правого берега. На заходе в центре крупные камни. Затем ряд мощных сливов, заканчивающихся узким мощным сливом с жесткой косой бочкой под отвесной скалой левого берега и прижимом к нему. Перепад около 8м. Разведка и страховка с правого берега. Страховали живцом, 3-мя морковками и катамараном двойкой с воды. Все суда прошли успешно.

N 23 - порог (IV...V-). В русле очень много камней, сложная линия движения. Проходили в левой части русла с несколькими посадками на камни.

N 24 - порог (IV+...V). В правой части русла крупные камни. В левой части ряд сливов, в конце узкий проход в центре и свал воды вправо. Заходили в порог в правой части русла, а затем уходили в центр. Без посадок на камни и здесь не обошлось - маловато воды.

N 25 - порог-водопад "Гномик"(VI). (vdp_gnomik.jpg) Начинается узким сливом высотой около 1 м между большим скальным выступом левого берега и скалами правого берега. Сразу за сливом острый обливной клык, который не позволяет разогнаться и ровно выйти на слив при нашем уровне воды. Далее по диагонали от центра к ПБ идет небольшой желоб длиной метров 8, в конце которого река почти отвесно падает с 4-метровой высоты. Мы заходили по желобу, огибали клык и, равняя катамараны на гребне, прыгали с водопада. К-4 сборная перевернулась по диагонали через левый нос, К-2-1 перевернулась под водой через левый борт, К-2-2 устояла, благодаря тому, что левый гребец был брошен в центр катамарана и таким образом облегчил левый баллон.

02.08.06

После водопада уклон уменьшается и до порога "Островной" следует несколько шивер, читаемых с воды. В одной из них есть слив через всю реку 0,7-0,8 м.

N 26 - сложный порог "Островной" (IV+...V). Начинается на зигзагообразном правом повороте реки. В русле два острова. Левая протока сухая, средняя мелководная, основная часть воды идет под правым берегом. Начинается порог мощной шиверой под скальным правым берегом. Ниже острова в русле гранитные плиты, серия сливов. Заканчивается порог сливом под левобережной скальной стенкой. Проходили порог по основной струе, держась её центральной части.

N 27 -порог "Лоток" (IV... IV+). Расположен за левым поворотом после впадения ручья с ПБ. За ручьём справа в русле крупные глыбы, слева крупная плита, которая не полностью обливается водой. Основная струя идет тремя сливами по узкому крутому лотку. Эмоциональный и фотогеничный порог с перепадом 7-8м.

N 28 - порог (IV-...IV). В центре русла скальный обломок, который делит струю на две равные части. В проходах сливы до 1 м. Проходили в левой половине русла. За порогом шивера и конец каскада Убур-Жалга.

N 29 - порог (III+...IV). Расположен на левом повороте реки. В устье правого притока слив через обливные камни. Через 20 м еще один более мощный слив с сужением до1м. За ним бочка. Перед порогом и за ним шиверы. Проходили в правой половине русла.

Далее на протяжении 1 км каскад простых шивер. Сливы, прижимы. Левый берег крутой.

N 30 - порог (III+...IV). Состоит из двух каскадов. Сначала слив у правого берега, затем у левого. За вторым сливом прижим к левому скальному берегу.

N 31 - порог (III+...IV). В русле остров с кустами. Левая протока полноводная, правая более мелкая и узкая. В основной протоке горка с валами. Проходили по основной струе левой протоки.

N 32 - порог (III+...IV). Аналогичный порогу N 31 . За порогом справа впадает ручей, за ним за крутым правым поворотом порог N 33. Разведка обязательна.

N 33 - порог "Бычок"(V...VI-). (por_bichok.jpg ) Расположен за крутым правым поворотом. На входе группа камней у правого берега, сразу за ними крупный камень в центре русла, на него сильный навал. В конце порога камни у левого берега, а под правым слив через плиту. Длина порога метров 35-40, падение около 5 м. Проходили порог под правым берегом.

N 34 - мощный порог ("миниХаос") (V...VI-). В русле огромные нагромождения камней. На входе камень в виде параллелограмма. Основная струя идет у правого берега. На выходе слив с пенной ямой. Навал на скалы. Разведка по правому берегу. Проходили по основной струе. Этот порог мы приняли за "Хаос" и назвали его "миниХаос".

За поворотом шивера, проход вдоль левого берега. Через 300 м ещё одна шивера, за которой надо остановиться для разведки порога "Хаос". Впереди поперёк реки встаёт нагромождение камней - это порог "Хаос".

N 35 - порог "Хаос"(V+..VI-). (haos.jpg) Русло завалено огромным количеством гладких валунов разной величины (есть экземпляры диаметром 3-5 м). Проходы узкие. Длина порога 200м, общее падение 10 м. Линия движения сильно зависит от уровня воды. Заходили по центру, затем уходили в суводь за камень, стоящий в левой половине русла, после чего пересекали струю к правому берегу. Далее прыгали в слив у правого берега, резко траверсировали струю за центральными валунами и проходили нижнюю часть порога слева в центр по бурному сливу. Разведка обязательна и возможна по любому берегу. На наш взгляд осмотр и обнос удобнее проводить по правому берегу. Перед началом порога на ПБ есть хорошее место для стоянки, которым мы и воспользовались. Все наши двойки прошли порог в конце дня, а утром следующего дня мы обнесли четверки, поскольку узкие проходы, большой уклон и малое расстояние между ступенями порога не оставляют их экипажам шансов пройти препятствие безаварийно.

03.08.06

После порога река входит в скальный коридор и резко сворачивает влево - это начало Дабанского каньона, длина которого около 1 км. Проведя разведку, мы решили не разгружать катамараны, а идти сквозным сплавом. Это решение существенно сэкономило нам время.

2.6.2.4. Дабанский каньон (пр.N36-39)

N 36 - порог (IV..V-). Расположен на левом повороте, имеет три ступени. В первой ступени слив у левого берега в устье правого притока р.Дабан-Жалга. Во второй ступени слив по центру, между ступенями 30 м. Третья ступень через 20 м после второй - представляет собой слив вдоль скал правого берега. Проходили весь порог по основной струе. Разведка по правому берегу.

N 37 - порог (V-..V+). (dabanskiy_kanion.jpg) Расположен на левом повороте в 50 м за порогом N 36. На входе русло перегорожено двумя большими яйцеобразными камнями, проход слева от них. Через 30 м огромная глыба перегораживает почти всю реку. Левая протока забита камнями, в правой слив через обливные камни, за ним бой в карман правого берега и еще один мощный слив до 1,5м. Ниже следуют ещё два слива. Заходили в порог под левым берегом, затем проходили правее глыбы, дальше шли левой частью струи, уходя от навала влево. Разведка со скал левого берега.

N 38 - порог (V..V+). Длинный сложный порог с многочисленными сливами, узкими проходами и ломаной линией движения. Заходили в порог в левой половине русла, затем со сложной лавировкой проходили по центральной части русла. Разведка по левому берегу. Шли связками -впереди К-2-1 за ним К-4-1. На выходе из порога справа впадает крупный приток.

N 39 - порог (IV.. V-). На входе большая глыба в центре, проходы по сливам справа и слева. Проходили в правой половине русла. Разведка по левому берегу. Этим порогом заканчиваются препятствия Дабанского каньона.

N 40 - порог (IV..IV+). Группа крупных камней в центре русла, проход лучше слева. На выходе сужение со сливами более 1 м, валы. Заходим слева, затем шли по центру. Разведка по правому берегу.

N 41 - порог (IV..IV+). Слева русло забито камнями, справа сливы между камней, навал на выступ правого берега, затем навал на скалу левого берега. Заходили в правой части русла, затем отрабатывали от навалов. Разведка по правому берегу.

N 42 - порог (IV..IV+). Слив 1,5 м через всю реку, далее каменные ворота. Пройдя этот слив, мы уходили вправо между камней и затем чалились к левому берегу.

N 43 - порог (IV+..V), последний порог перед входом в каньон "Чертог". В пороге большое количество камней, сливы более 1 м в узких проходах. Длина порога 50 м. За порогом 30 м быстротока и река водопадами срывается в каньон. Проходили по центру, после чего вынесли катамараны и груз на левобережную тропу. Быстро собрав вещи, мы обнесли их до левого притока Доодо-Бузар-Горхом, где установили базовый лагерь на стене каньона в 70м от Онота по вертикали. В этот же день мы провели разведку каньона Чертог.

2.6.2.5. Каньон ертог" (пр.N44-58)

Длина каньона 3 км. Начинается в двух километрах ниже правого притока р.Дабан-Жалга и заканчивается в устье левого притока р.Доодо-Бузар-Жалга. Стены каньона отвесные, высота их от 20 до 70 м, со стен водопадами падают притоки. Разведка и обнос по хорошей тропе левого берега. (kanion_chertog.jpg, kanion_chertog2.jpg)

04.08.06

С утра было принято решение К-4-2 обнести за порог "Колючий" для организации страховки. Остальные экипажи обнесли катамараны до 46 порога и к 14-00 спустили их в каньон. В этом месте удобная почти отвесная гладкая стенка каньона дает возможность беспрепятственно спустить суда к воде; люди могут спуститься по расщелине в скале.

N 44 - водопадный участок (прорыв "Ахмет"). (pror_ahmet.jpg) Начинается сразу за препятствием N 43 каскадом водопадных сливов высотой 3, 5, 8. Через 200 м быстротока, расположен Малый Онотский водопад высотой 15 м. Сплав возможен сразу за этим водопадом, но первое место, где можно спустить суда и экипажи к воде, это крутой кулуар в 500 м ниже водопада, над 46м порогом. Для спуска необходимы две веревки по 40 м.

N 45 - порог (V-...V). Мощный слив с прижимом к скалам левого берега, находится в 70 м ниже Малого Онотского водопада 15 м (maliy_onotskiy_vdp.jpg). Препятствия N 44-45 мы не проходили.

N 46 - порог (IV...IV+). Расположен в месте спуска судов. На входе сливы под отвесным правым берегом, по центру навал на большие камни. В конце порога слив у левого берега с навалом на скальную стенку. Мы начали сплав с середины этого порога, т.к. в начале порога ЛБ - отвесная стена.

N 47 - порог "Пупок" (IV ...V-). В левой части русла много камней, узкие проходы. В правой части пологие сливы, ниже которых струя бьёт в камень "Пупок". На выходе правая часть струи наваливает на правобережный скальный выступ. В верхней части порога двойки шли справа, а четверка слева по более чистому сливу, затем проходили в центральной части русла, оставив камень "Пупок" слева, после чего на выходе порога ушли влево. Порог снизу полностью не просматривается, поэтому разведку надо делать заранее сверху. В этом пороге перевернулась К-2 -3, наехав в сливе правым баллоном на камень.

N 48 - порог "Дельфин"(V-...V). Перед порогом справа впадает водопадом приток с большой наледью, свисающей над водой. При разведке поверху в центре порога хорошо виден камень в форме дельфина. Крутой слив между камней в центре русла, на выходе навал на скальную стенку правого берега. Заходили в левой половине русла, затем отрабатывали от навала. Разведка сверху.

N 49 - порог "Бобслей"(V-...V+). Справа перед порогом впадает водопадный ручей. Разведка по левому берегу. На входе в порог в русле много камней, затем река уходит под правобережную стенку, после чего следует резкое сужение русла, которое превращается в "каньон в каньоне" длиной 70 м, шириной 4-6 м и высотой стенок до 1,5 м. Река с большой скоростью течет в скальном почти прямом коридоре, образуя серию прямых и косых мощных сливов высотой более 1 м. Вся вода белая. По пологим скальным полкам обоих берегов возможен проход вдоль препятствия для организации страховки и, что очень важно, фотографирования. Ниже порога узкий скальный коридор с нависающими скалами, с которых капает вода, справа впадает ручей-водопад. Проходили по основной струе. Шли К-2-1 и К-2-2 тандемом, страхуя К-4-1 и К-2-3 из улова ЛБ сразу за порогом.

N 50 - порог "Лапа"(IV-...V+). Порог водопадного типа. При нашем уровне воды прохода не было, сделали проводку. При большем уровне воды справа двухметровый слив, ниже которого струя бьёт в острый скальный выступ правого берега. При еще большем уровне воды появляется водопадный слив и в левой части русла. Разведка порога возможна только с воды (при нашем уровне воды подпорное озеро позволяло подойти вплотную к глыбам, между которых текла вода). Взобравшись на одну из них, можно оценить ситуацию. Вдоль берега пройти нельзя - скальные стены. Суда переставляли через скальную гряду под ЛБ и прыгали во второй слив. За порогом участок несильного быстротока.

N 51 - порог (IV+...V). Перед порогом слева впадает водопадный ручей. В русле много камней, основной слив около 1,5 м. В верхней части порога проходили в правой половине русла, а затем, смещаясь к центру, проходили по сливу.

N 52 - порог "Колючий"(V+...VI). Самый сложный и эмоциональный порог каньона. В правой половине русла много крупных камней, основная струя идет вдоль левого берега, где следует серия мощных, косых сливов, самыми мощными из которых являются предпоследний - 2-2,5 м и вертикальный последний - около 1,5 м. За порогом плес в скальном коридоре. Перед сливом 2,5м образована воронка сбивающая катамараны вправо. Четверка была брошена в правую стену и получила пробоину, пробив смятый нос баллона продолиной. (компостер). Разведка порога возможна с правого берега, а вот выставить страховку проблематично. Над сливом 2-2,5м полка заканчивается и начинается вертикальная стена. Без скальной обработки этого препятствия первое судно вынуждено двигаться в штурмовом варианте и обладать повышенным запасом надежности.

Проходили тандемом К-2-2 и за ним К-2-1 с разрывом в 15 м, оба экипажа прошли порог успешно. Далее прошла К-4-1 усиленная Александром Даугелем. К-2-3 столкнули в порог для автономного прохождения самосплавом. Девчонки прыгали с 5-метровой скалы в улово за порог. Все мероприятие прошло успешно.

После порога "Колючий" река несколько упрощается. Следующие препятствия технически проще и менее мощные.

N 53 - порог "Карман"(IV...V-). Расположен на крутом левом повороте. Сливы до 1м, навал в карман правого берега. Заходили в правой части русла, а затем уходили влево от навала.

N 54 - порог (IV-...IV). Расположен на крутом правом повороте. В русле несколько крупных камней. Сливы около 1м под скалы левого берега.

N 55 - порог (III+...IV-). Перед порогом с правого берега впадают водопадами два ручья. Слева в русле камни, правая струя уходит под скалу. Проходили по центру русла.

N 56 - порог (III-...III+). Простой слив, не доходя 100-150 м до устья р.Доодо-Бузар-Горхон, водопадом впадающего в Онот с ЛБ. Проходили по центру.

Пройдя этот порог, несколько неожиданно увидели на левой полке каньона свой лагерь, в этом месте можно выбраться из каньона по крутому левобережному склону, выйдя, таким образом, на ПБ левого притока Доодо-Бузар-Горхом. Мы приняли решение закончить на сегодня сплав, хотя планировали пройти все пороги каньона. Для экономии времени оставшиеся пороги решили завтра идти на загруженных вещами судах.

05.08.06

С утра свернули лагерь и с помощью веревки спустились в каньон к катамаранам. Нашли лопасть от плотовой греби, забитую между камнями.

N 57 - порог (IV-...IV+). Левая часть русла забита камнями. Справа два слива и прижим к правобережным скалам. Проходили в правой половине русла. Прижим очень слабый, выходили из порога вдоль стены.

N 58 - порог (III-...III). Камни в левой части русла, под правым берегом слив с навалом на правобережную скалу. Проходили в правой половине русла.

Это последнее препятствие каньона "Чертог". До устья левого притока р.Доодо-Бузар-Жалга одна шивера. После нее берега выполаживаются и на протяжении 5 км имеется 6 шивер средней сложности. Некоторые из них требуют проводки, т.к. Онот разливается широко.

N 59 - порог (IV-...IV+). Образован выходами коренных пород в центре русла. Левая часть завалена камнями, проход под скалами правого берега, где на выходе слив около 1,5 м. В нашу воду слева от острова тоже есть протока, и мы двигались по ней, смещаясь за островом к правому берегу.

После порога река делает крутой правый поворот уже в скальном окружении. Дальше следует шивера. За шиверой обязательна чалка к правому берегу. Впереди Большой Онотский водопад, который с высоты 35 м падает в Гранд-Каньон.

Перед прохождением пр. N59 его обязательно нужно просмотреть. Мы прошли порог N59, шиверу за ним и зачалились на ПБ. Проведя разведку тропы по обоим берегам, пришли к однозначному выводу, что обнос Гранд-Каньона гораздо удобнее делать по хорошо набитой тропе ПБ. Тем, кто планирует обносить и катамараны, рекомендуем отвязать баллоны и разобрать раму. Для катамаранов-четверок и плотов, возможно, правильнее будет изготовить новую раму в конце каньона. В этот же день мы обнесли вещи до правого притока Улета-Жалга и установили там базовый лагерь. Как оказалось, логичнее было бы поставить лагерь в районе пр. N К19-20 (т.е. не доходя Улета-Жалги 1,5-2 км), где впоследствии мы заново построили 4-ки и спустили их в каньон. Здесь и вода недалеко, и к реке поближе.

2.6.2.6. Гранданьон (пр.NК1-К33)

Мы не располагали официальной информацией о прохождении Гранд-Каньона, но препятствия в нем пронумерованы согласно схеме Измайлова Л.Д. Ниже дается описание препятствий и линии их прохождения.

Гранд-Каньон начинается водопадом 35 м (Большой Онотский водопад). (grand_kan.jpg) Длина каньона не менее 5 км, высота стен 70-120 м ширина каньона в его начале 30-40м и 50-70м во второй части. Условно каньон можно разделить на 3 участка.

1. Участок от водопада до порога N К17 "Турбина". Сплошные отвесные скальные стенки до 100 м, ширина реки 30-40 м, сложность порогов от III до VI, нарастает постепенно, достигая максимальной перед К17 Турбиной. (пороги N К15, N К16). Осмотр большинства порогов возможен не только сверху, но и снизу, т.е. при сплаве, зачалившись непосредственно перед препятствием. Характер и строение большинства порогов можно увидеть сверху при проведении обноса вещей в базовый лагерь.

2. Участок от порога К17 "Турбина" до устья реки Улета-Жалга. Высота стен 100-120 м, ширина русла 50-70 м, скалы имеют разрывы в виде кулуаров и крутых лесистых склонов. После порога N К21 сложность препятствий мы оценили 3-ей, местами усложненной категорией. Уклон заметно меньше, чем на первом участке. Спустить суда и начать сплав удобно в районе порога N К19.

3. Участок от устья р. Улета-Жалга и до конца каньона. Характеризуется плавным понижением стенок; река сильно петляет извивается, прижимаясь то к правой, то к левой стене. Основные препятствия на реке - прижимы и перекаты, местами с мощной выходной струей.

Общая тактика прохождения Гранданьона:

Установить базовый лагерь на правом борту каньона непосредственно над связкой порогов К19-К20. Отсюда открывается красивый вид на порог К17 Турбина и озеро за ним. Здесь удобное место для стоянки, рядом есть ручей и относительно пологий спуск к реке (человек с рюкзаком может спуститься сам).

Прохождение Гранд-Каньона можно начать через 300 м ниже водопада 35 м. Для этого придется обнести суда по ЛБ около 300 м до первого кулуара, по которому можно спуститься в каньон в районе порога NК1. Также можно обнести водопад 35 м по ПБ и через 500 м спуститься в каньон по руслу ручья в районе порога N К3. (Учитывая крайнюю сложность порога NК1, мы остановились на втором варианте).

Пройти налегке (без вещей) первый участок каньона, включая порог N К15. Сразу за ним поднять суда на правый борт каньона.

Обнести верхом препятствия К16-К17 (длина обноса не более 100 м, но по бурелому), спустить катамараны в озеро сразу за пр. NК17 "Турбина".

Продолжить сплав по Гранд-Каньону от пр. NК18 с его прохождением. В районе пр. К19-20 спуститься в каньон с вещами и загрузить суда.

06.08.06

С утра мы приступили к обносу судов. Четверки и К-2-3 обнесли до порога N К18. Рамы для четверок решили сделать новые; К-2-1 и К-2-2 спустить в начало каньона по правому ручью (для спуска катамаранов необходима веревка 40-50 м). По дороге из лагеря к катамаранам еще раз детально просмотрели каньон сверху.

N К1 - сложнейший порог (VI). Расположен ниже вдп 35 м на 50 м. В скальном коридоре два слива. Первый слив рваный до 3 м, второй 1,5-2 м с сильным навалом сначала на ПБ и, отражаясь, сразу в левый нависающий карман. Мы этот порог не проходили, т.к. спустились в каньон на 300 м ниже.

N К2 - простой порог (III). Слив до 0,5м через все русло.

N К3 - простой порог (III). Слив до 0,5м через все русло.

N К4 - порог (IV-..IV+). Расположен на крутом левом повороте. Слив до 1 м с прижимом влево.

N К5 - порог (IV-...IV+). Расположен на плавном правом повороте. Слив 1-1,5м через рваные скальные обломки, с навалом на группу камней справа. Возможен осмотр по правому берегу. Сразу за порогом река входит в узкий скальный коридор шириной 4-6 м и длиной 200 м.

N К6 - простой порог(III+..IV). Слив через всю реку с легким прижимом влево. В центре слива полуобливной камень.

N К7 - шивера(III+...IV-) с прижимом влево.

N К8 - шивера "Молочная" (III+...IV-). Длина 50 м, расположена между двумя притоками, молочно-белыми струями, впадающими в Онот с лб.

На входе крупная глыба делит поток на две части. Линия движения простая, ближе к Пб.

N К9 - простой порог(III). Образован грядой камней через все русло. Основной проход ближе к левому берегу.

N К10 порог "Медвежонок" (V+...VI-). (por_medvejonok.jpg) Представляет собой узкий поток вдоль отвесной, а в центре порога нависающей скалы правого берега с несколькими сливами и навалом на крупный камень в русле на выходе порога. Расположен на крутом правом повороте. Правый берег - вертикальная стена, вдоль левого берега крупновалунная отмель, переходящая в лесистую полку, на которой можно поставить лагерь и подняться по кулуару на левый борт каньона. По этому берегу возможен осмотр и обнос. Длина порога до100 м при ширине в самом узком месте порога 3-5 м. Общее падение 4-5м. Вход в порог осложнен группами камней с узкими проходами.

N К11 - сложный длинный порог (V...V+). Состоит из двух частей. Первая ступень - до 100 м длиной, В русле много крупных валунов, между которыми слаломная линия движения. Вторая ступень - крутопадающая горка вдоль левого берега с тремя выраженными сливами до 1,5м. Правая часть русла забита валунами. Вход осложнен группами камней. В конце порога озерцо и узкий скальный коридор, уходящий зигзагом вправо. Над коридором нависают скалы. Очень красиво.

Через 150 м от скальных ворот начинается плавный левый поворот, справа впадает приток, за которым сразу порог N К12.

N К12 - простой порог (III+...IV+). Пологий слив вдоль правого берега с легким навалом на правую стенку.

N К13 - порог. Валун в центре делит слив на две части. Проход в узкий слив справа до 1,5м.

N К14 - простой порог (IV-...IV). Длина порога около 150 м, серия сливов до 1 м по центру реки.

N К15 - мощный порог (V+...VI). (por_k15.jpg) Левая часть русла завалена камнями, вдоль правого берега идут подряд три слива с бочками 1,5 м, 2 м, 2 м. Особенно мощная бочка за вторым сливом. После этого порога необходимо причалить к ПБ для обноса связки порогов К16-К17. Мы прошли порог, зачалились на ПБ и за 2 часа подняли катамараны на борт каньона с помощью веревки. Склон здесь крутой, но не отвесный и на нем растут деревья. Высота склона не менее 130 м. Используя веревку 50 м, каждый катамаран мы поднимали в три приема.

Перед прохождением порога К15 рекомендуем осмотреть участок реки и выставить надежную страховку т.к. впереди сложный порог К16 и сразу за ним опаснейший порог К17 "Турбина"!

N К16 - мощный порог (V+..VI). Слив через гряду камней вдоль левого берега с навалом на крупный валун. Сразу за порогом короткий быстроток в скальных стенах и начинается порог К17.

N К17 - опаснейший порог "Турбина" (VI+). (turbina.jpg) В узких скальных стенах два крутопадающих слива 3 и 2,5 м. Второй слив бьет под нависающую скалу правого берега и, резко отражаясь от подводной ее части, под углом 90® бьет в скалу левого берега, образуя водобойную яму и мертвую зону у левого берега. Выбраться из этого пространства самостоятельно невозможно, а страховку можно только свесить на веревках.

07.08.06

Пока большая часть группы спускала на воду вновь собранные четверки у порога N К19, экипажи К-2-1 и К-2-2 закончили обнос связки порогов N К16-17 и спуск судов в "озеро" за порогом К17.

N К18 - сложный порог (V+...VI-). В русле много очень крупных валунов до 4-6м в диаметре, между которыми узкие слаломные проходы с навалом на некоторые их них. Общая линия движения вдоль ЛБ с резкими уходами к центру. Осмотр порога по скалам ПБ. Входную часть в этом пороге мы провели, т.к. не нашли безопасных проходов, а затем шли вторую и третью часть вдоль ЛБ.

N К19 - мощный порог (V...V+). (por_k19.jpg) Длина порога 70 м. На входе группа камней, заход слева от них. Дальше крупный камень в центре - проходы возможны слева и справа, на выходе порога мощная бочка через все русло. Этот порог мы проходили уже всей группой. Все экипажи шли под ЛБ с уходом от навала на камень в центре русла и далее уходя от навала на скалу ЛБ.

N К20 - порог (IV-...IV+). Локальный узкий слив шириной 3 м и высотой 1 м через всю реку с навалом на ЛБ.

N К21 - порог шиверистого типа (IV-...IV+) с большим количеством обливных камней. Каньон резко расширяется до 50-60 м. Шли по центру, страхуя друг друга с воды.

N К22 - N К28 - однотипные пороги шиверистого типа (III-...III+) каждый длиной 50-70 м следуют с интервалом в 200 м. Порог N К28 расположен непосредственно перед устьем правого притока Улета-Жалга. Остановились на ПБ для спуска вещей с места стоянки к судам. Высота стены здесь не более 50 м, но подъем очень крутой, и рюкзаки нужно спускать на веревке. Вся процедура заняла около двух часов.

Загрузив вещи, мы продолжили сплав с намереньем дойти до Узины.

До конца каньона основные препятствия - прижимы к крутым скальным стенкам и мелкие перекаты с мощной выходной струей. Река Имтэ-Жалга впадает в Онот в конце второго каньона. За каньоном долина расширяется, река разбивается на протоки.

Через 1 час 5 минут сплава после окончания второго каньона река собирается в одно русло, на ЛБ остов охотничьего сруба и бани, сгоревших пару лет назад. Слева тремя протоками впадает крупный приток р. Узина, самая мощная из них третья. Между протоками удобно стоять на песчаных пляжах левого берега. На р.Узина есть водопад в нескольких км выше ее впадения в Онот. Сразу за устьем Узины на Оноте начинается порог длиной около 150 м, правый берег - скальная стенка. Порог (II+) читается с воды, проход по центру основной струи.

Мы остановились на р.Узино и решили сделать дневку. Погода нам благоприятствовала. Хотелось наконец сбросить усталость и напряжение накопившееся за изнурительные дни.

09.08.06

От устья Узины до правого притока - реки Бурун-Богдашки примерно 1 час сплава. Падение на этом участке 6-7 м/км. Далее до начала Нижнего каньона мы дошли за 30 минут. Здесь Река делает плавный левый поворот, перед которым на ЛБ скальный выступ высотой 6-8 м. За поворотом чалка к правому берегу - отсюда начинается Нижний каньон.

2.6.2.7. Нижний каньон (пр.N61-77)

N 61 - порог "Прелюдия"(III+...IV-). Простой порог с валами до 1м. Шли по основной струе.

N 62 - порог "Встречный" ("Желоб") (V). Начинается сразу за порогом N 61 шиверой с валами до 1 м. Затем следует резкий поворот вправо, на котором несколько мощных сливов с косыми бочками вдоль левого берега. На выходе валы до 1,5м. За поворотом река входит в скальный коридор, где валы становятся меньше, но скорость течения не падает. Заканчивается порог слабым навалом на правобережную скальную стенку. Проходили по основной струе, идущей в левой трети русла. Разведка по правому берегу, страховка с воды за порогом.

N 63 - порог "Несси" ("Боец")(IV...IV+). Начинается сразу за левым поворотом грядой камней в центре русла, сливы слева и справа от камней. Далее река несколько успокаивается и затем следует косая гряда полуобливных и выступающих камней от правого берега к левому. Верхнюю часть порога проходили в левой половине русла, нижнюю - по центральной части.

N 64 - шивера (III).

N 65 - порог "Ступеньки"(IV-...IV+). На входе в порог гряда камней, в половине русла большие скальные обломки. Далее идёт сужение русла с мощными сливами и валами. Проходили по центральной части.

N 66 - порог " Вираж" ("Воронка")(IV+...V). Расположен за крутым правым поворотом. Длина порога 60-70 м, перепад 5-6 м. В верхней части несколько сливов с плит, затем шиверистый участок, в конце которого сужение русла и мощный слив с бочкой. Проходили по центральной части.

N 67 - порог "Змейка"(III+...IV-). Простой порог длиной около 50 м. Проходили по центру.

N 68 - шивера(III).

N 69 - прижим к левому берегу(III).

N 70 - короткая шивера(III).

N 71 - порог "Трек"(III+..IV-). Состоит из двух ступеней, между которыми водопадом впадает ручей справа. В первой ступени гряда камней поперек всего русла, основная струя идет у правого берега. Вторая ступень - прижим к скальной стенке правого берега. Проходили в правой половине русла.

N 72 - порог "Вехи"(III+...IV). Вдоль русла два ряда выступающих камней, сливы. Проходили по центральной части.

N 73 - порог "Ворота"(III+...IV). Расположен перед поворотом реки влево. Слив около 1 м поперек всего русла, затем прижим к скале левого берега. Проходили в левой половине русла. За порогом каньон с отвесными стенами высотой до 10 м, в конце которого перед правым поворотом реки надо причалить к левому берегу для разведки самого сложного порога "Нижнего" каньона. Мы решили дойти до порога "Хайло" и стать лагерем.

N 74 - порог "Хайло" ("Финита") (V...V+). Мощный порог, начинается шиверой длиной 200 м, в которой много камней. Заканчивается шивера сливом с гряды камней, за которым следует поворот направо в резком сужении русла, а затем поворот влево. На поворотах косые закрученные валы-бочки. Предпороговую шиверу проходили по центру с лавировкой между камнями, а сам порог по основной струе. На левом берегу прямо над порогом хорошее место для стоянки. В омутах за порогом ловится некрупный хариус, есть ленок. В лесу полно грибов на любой вкус.

10.08.06

N 75 - порог "Беспросветный" (IV-...IV+). Начинается за правым поворотом реки. В русле много обливных и выступающих камней. Основная струя идет у правого берега, где мы и проходили порог. Два следующих порога проходятся вместе и читаются с воды.

N 76 - порог "Прыжок"(IV-...IV). В русле галечный остров. Основная часть воды идет левой протокой. В конце скальной стены левого берега эту протоку перегораживает плита, с которой идет косой слив. Мы проходили по этому сливу, а затем уходили в центральную часть русла и на левом повороте заходили в следующий порог.

N 77 - порог "Плотина"(IV-...IV). В этом месте река перегорожена галечным валом длиной около 100 м, в середине которого идет основная струя несколькими сливами. Мы проходили по центру. Этим порогом заканчивается "Нижний" каньон.

Дальнейшие препятствия - это шиверы 2й-3й категории (Пр.N78-95), которые большого спортивного интереса не представляют.

От Нижнего каньона до левого притока р.Усан-Гол около 3 часов ходового времени, еще около 2,5 часов до р.Б.Нарин.

11.08.06

Последующий участок реки до пос. Онот мы прошли за 1 час 55 мин. Течение остается до самого поселка Онот.

За 2км до поселка расположен трехпролетный железобетонный мост, ведущий к слюдяному руднику на ПБ. От моста до поселка вдоль реки идет дорога. Удобные стоянки на ЛБ от моста до поселка есть везде.

2.7. Определяющие препятствия маршрута

N п/п

Вид,наименование

препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, проч.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Водопад "Спартак"

Прижим "Шашлык"

3 / 5

150м

Горка с сильным прижимом в высокую воду к ПБ

По правой протоке, прижимаясь к острову

каскад Убур-Жалгинский

Каскад из 10ти порогов 5-6к.сл., вдп Гномик-4м

Порог "Хаос"

200м

Обилие валунов, сложная линия движения

Верхнюю часть вдоль ПБ в центре резко смещаясь к ЛБ, выход вдоль ЛБ

Каскад водопадов (Прорыв Ахмет)

800м

Каскад 3; 3; 5; 8 м, 15м (Малый Онотский вдп.)

непроход

Каньон "Чертог"

3км

Каньон с 8 порогами 5-6к.сл.

Большой Онотский Водопад

Водопад 35 м

непроход

Гранд - каньон (без преп. К16-К17)

6км

Каньон с 9 порогами 5-6к.сл.

Каньон нижний (без прг. "Финита")

4 / 5

7км

Каньон с 11 порогами 4-5к.сл.

Порог "Финита"

200м

Сложная линия движения с двумя сливами до 1,5м

Входная часть вдоль ЛБ, по стуе к ПБ, уход от прижима к ПБ

2.8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

На участке пешего подхода к р.Онот местами приходится двигаться по курумам и осыпям, существует опасность срыва камей с крутых склонов. В случае дождя опасность возростает.

На участке сплава особое внимание следует уделить разведке каньонов и водопадов, большинство из них скрыты скалами и не видны с наплыва. Наиболее опасны прорыв Ахмет с малым Онотским водопадом и Гранд Каньон с Большим Онотским водопадом и порогом Турбина.

Следует также учитывать что пеший подход к реке и сплав по верхнему Оноту проходит в условиях высокогорья с резким колебанием суточных температур. Ночью возможны заморозки и град.

2.9. наиболее интересные природные, исторические и другие объекты (занятия) на маршруте

При пешем подходе к реке можно посетить озера в верховьях р.Арлык-Гол.

На притоке Ильчир есть заброшенный нефритовый рудник.

Стоит выделить время на осмотр Малого и Большого Онотских водопада, которые не видны с тропы обноса, а также запланировать дневку в каньоне Чертог.

2.10. Дополнительные сведения о походе

2.10.1Краткая характеристика района путешествия

Активная часть маршрута проходит по территории Бурятской Республики в восточной оконечности Восточного Саяна. Восточный Саян начинается на левобережье Енисея к юго-западу от Красноярска и тянется более чем на 1000 км в юго-восточном направлении до долины р. Зун-Мурин, которую считают условной границей между Саяном и хр. Хамар-Дабан. Хр. Хамар-Дабан протянулся от долины р. Зун-Мурин на северо-восток до р. Селенга. Длина 350 км, ширина до 30 км, наибольшие высоты (до 2323 м) расположены в западной его части.

2.10.2 Климат

Находясь вдалеке от океана, почти в центре Азии, Саяны отличаются резко континентальным климатом. На склонах горных хребтов средняя температура января составляет около -20С, в котловинах, где происходит застаивание воздуха, до -30С, а абсолютный минимум температур достигает -50С. Летом, когда к югу от Саян устанавливается пониженное давление и усиливается циклоническая деятельность, определяющее влияние на погоду оказывает западный перенос воздушных масс, приносящий большую часть осадков. Особенно обильные осадки выпадают на западных склонах наиболее крупных хребтов, где их количество нередко достигает 800-1200мм. Северо-восточные склоны хребтов Восточного Саяна, расположенные в дождевой тени, получают осадков в 2 раза меньше. Средняя температура июля +10 - +15С в горах и +15 - +20С в межгорных котловинах. Абсолютные максимумы доходят в котловинах до +40С. Наиболее резкие колебания среднесуточных температур приурочены к осени, когда они достигают 30С.

2.10.3. Фауна

В лесах обитают лоси, маралы, косули, бурые медведи, рыси, росомахи, соболи, барсуки, бурундуки, белки, кроты и т.д. У верхней границы леса держится кабарга. Из птиц - рябчик, глухарь, несколько видов дятлов, кедровка и др. В высокогорном поясе - северный олень, белая куропатка. Из рыб во всех крупных реках водятся хариус, налим, ленок, таймень.

2.10.4. Флора

Большая часть Саян покрыта горными лесами таежного типа. На юго-восточных склонах из-за малого количества осадков горная лесостепь поднимается до 1000м, сменяясь выше узким поясом лиственных лесов с примесью кедра. Верхняя граница леса лежит на высоте 1800-2100м. Нижняя часть северных склонов покрыта почти чистыми сосняками, которые выше 1200м сменяются сырыми кедрово-лиственными лесами. Выше идут кедровые леса и лесотундры с густым ягельным и моховым покровом. Верхняя граница леса лежит на высоте 2000м, далее начинаются альпийские и субальпийские луга. Значительные пространства заняты каменистыми россыпями, мохово-лишайниковой и каменистой тундрой. Встречаются, особенно на южных склонах, заросли рододендрона, березы, ивы.

2.10.5. Гидрография

В связи с достаточной увлажненностью горных хребтов гидрографическая сеть Саян густо разветвлена. Все реки принадлежат бассейну Енисея, носят горно-таежный характер, большую часть года многоводны и текут в крутостенных долинах. Питание рек главным образом дождевое и снеговое.

С западной половины Восточного Саяна в Енисей текут: Сегда, Сисим, Мана, Кан с Агулом. С северных склонов восточной части Восточного Саяна - Бирюса с Тагулом, притоки Ангары: Уда, Ия, Ока, Белая, Китой, Ирукут; с южной - Бий-Хем и его правые притоки, Хамсара, Азас.

С точки зрения спортивного сплава наиболее просты (2-3 к.с.) реки северо-западной части Восточного Саяна. В связи с относительно большой разветвленностью автомобильных дорог в этом районе, подъезды к ним достаточно удобны.

Реки притоки Ангары имеют в основном 3-4 к.с. Наиболее распространенным подъездом к ним является дорога Култук-Монды. Многие реки, требуют пеших подходов от 20 до 120км.

Наиболее интересны реки южной части В.Саяна. категория их сложности, как правило, на уровне 4 - 6.

2.10.6. Характеристика реки Онот.

Река Онот принадлежит Бельскому речному бассейну и является крупным левым притоком реки Малая Белая. Онот берет свое начало со склонов хребта Китойские Гольцы на высоте более 3200 м, примерно в том же районе, что и Китой. На своем нелегком пути река преодолевает 130 км, причем основное падение приходится на каньонные участки реки, которых здесь пять. Первый каньон: - протяженность каньона около 8 км, высота стен от 5 до 20 м, заканчивается каньон водопадом Спартак 8м. Затем следует спокойный четырехкилометровый участок реки, за которым следует Ильчирский каскад, каскад Убур-Жалга, далее следуют каньоны Дабанский и Чертог после которых практически сразу водопадом 35 метров начинается Гранд каньон протяженностью 5 км. По окончанию Гранд каньона, Онот - обычная горная Саянская река со средним уклоном 6 м/км. Участки шивер и коротких порогов чередуются с небольшими плесами. Длина этого отрезка около 30 км. В 7-10 км. ниже правого притока - Богдашки- начинается последний каньон Онота протяженностью 7 км, представляющий собой целую серию каньонов длиной от 50 до 300 м с невысокими стенками в котором расположены основные препятствия нижнего Онота. После этого каньона препятствия становятся заметно проще и носят символический характер, однако быстрое течение и перекаты продолжаются до самого п.Онот

2.11. Стоимость питания и средств передвижения

130

ст. Черемхово - Иркутск электричка

26,7

Москва - Днепр (Киев, Львов)

поезд плацкарта

790

26,7

Переезды с вокзала на вокзал

метро, маршрутки (ориентировочно)

180

26,7

Питание на маршруте (раскладка)

укр. гривна

280

5,0

Питание на подъездах

540

26,7

Аптечка, ремнабор, др. обществ. затраты

140

Гостиница г. Иркутск

470

Итого поездом: 344 $

Итого самолетом: 657 $

Все продукты на активную часть маршрута были приобретены дома, по приезду в Иркутск или Слюдянку можно докупить недостающие. Расчетный вес суточного рациона питания составил 500 г.

2.12. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Пройденный нами маршрут очень интересен и сложен технически. Река изобилует каньонами потрясающей красоты, водопадами и примечательными местами. Изюминкой маршрута являются Гранд-каньон и каньон Чертог. Прохождению этих препятствий стоит уделить максимум времени и внимания.

Для экономии времени стоит позаботиться заранее о транспорте из Иркутска. Заброска в верховья реки вполне реальна. Тем не менее, пешеходная заброска также имеет право на жизнь т.к. проходит по живописным местам и весьма интересна. Можно посетить нефритовый рудник в верховьях р.Ильчир.

Верховья реки Онот крайне мелководны. Площадь водосбора небольшая, поэтому надеяться на серьезный подъем воды не приходиться. Учитывая большой уклон и обилие острых обломков в русле необходимо иметь прочные катамараны с усиленным днищем. Для четверок много габаритных непроходов. Серьезные требования и к комплектации ремнабора, особенно к запасам ниток и латок.

Возможно, логичнее начинать сплав по Оноту с каскада Убур-Жалга. Попасть туда можно сплавившись по Китою до левого притока Горлык-Гола и далее пешком вверх по Горлык-Голу около 30 км через Ильчирский перевал.

Обилие каньонов и водопадов на реке требует скальной подготовки группы и соответствующего снаряжения. Обязательно наличие двух основных веревок по 50м.

Наш график движения был достаточно плотным и не может быть рекомендован другим группам. Рекомендуем иметь 2-3 дня запаса для организации дневок и менее напряженных переходов.

Обязательным элементом снаряжения должны быть радиостанции (минимум 2, лучше 3), для координации действий в каньонах.

Рыба на реке есть, но только ниже порога "Турбина". Есть хариус, ленок и вероятно таймень. Грибов и ягод изобилие. Есть кедровая шишка.

В условиях высокой влажности и резких суточных перепадов температуры (ночью около 0), быстро садятся батареи у камер. Необходимо иметь хороший запас элементов питания.

2.13. Литература

1. С.Тихомиров - Онот 1995. http://db.serv.pspi.ru/~ant/onot.html

2. Шишков Д.- Китой-Онот 2005 с GPS kitoyonot.narod.ru

3. Айбатулин P. Китой 2002 http://whitewater.ru/

4. Отчет N4275 ([маршрут] рук. Воротынцев М.А., Москва). Библиотека МГЦТК. 1985.

5. Отчет N4673 ([маршрут] рук. Хаит С.К., Свердловск). Библиотека МГЦТК. 1983.

6. Отчет N4853 ([маршрут] рук. Волков А.В., Москва). Библиотека МГЦТК.

7. Отчет N4355 ([маршрут], рук., год). Библиотека МГЦТК.