Папелац (или «Разведдень прогульшиков»)

Гоблин некоторое время что-то подозрительно выщупывает в кармане, и достаёт, зажав в ладони.
- Смотрите, что у меня есть! – он открывает ладонь – там монета 10 рублей 2006г. Видавшая виды открытого воздуха.
- Хм…
- Биметаллическая, сейчас таких не делают.
- Интересно, что она делает тут, - осмотрев монету, спросил я.
- Да вот, на куруме нашёл… Какая прелесть…
- Прелесть?
- Ага. Моя прелесть.
- Хммм… знакомый базар. «Прелесть»… А в огонь её не совал? Может что на боку проявится?
- В горелку чтоль? Не. А и так видно: «Банк России».
Гоблин пошёл её всем показывать, дольше всех её смотрел Эльф, но заявив, что тут что-то не так, вернул её Гоблину. Тот забрал её и крутил в руке: «Моя прелесть»…
Монета всевластия «Прелесть» Гоблина
Вода Зелёной гостиницы
Ручей на ЗГ

Пока мы собираемся в разведку-прогулку, наши соседи стоящие посередине болота свернули лагерь, и утопали наверх, в сторону Купола. Так что на Зелёной Гостинице с этого момента мы остались одни.

Трава ЗГ

Седловина ЗГ с видом на водопад
Водопад
Житель Зелёной гостиницы
Вид вниз с пирамидальной горы

Стоянки древних туристов

Тем временем, утро требует действий. Для начала я с Эльфом и Сталкером отправились на фотосессию – в солнечных лучах сама ЗГ и виды с неё особенно яркие. Вид на Большой Актру в особенности, всё очень эффектно подсвечено. Но потом засобирались для главной сегодняшней миссии – разведка перевала и поиска ближайшей розетки… Кроме Этого Эльф хочет походить тут под флагом.
В разведку через ЗГ

Как ни странно, но даже в этом деле кое-кто умудрился «закопаться» при сборах, поэтому Гоблина и ТанЯлу пришлось дожидаться тормозя на тропинке вверх к Куполу. Резидент же, как обычно, решил выделится, и не смотря на то, что мы находимся в субарктической зоне климата и идём в практически в арктическую, вышел в своих любимых шортах – солнце же светит…
Легенда Тюте - 2016
Поднимаемся по тропе вверх на разведку
Вид с тропы подъёма на ЗГ и пирамидальную гору. Видна стоянка (мелко)
«Пенисный камень» - ориентир на тропе. Может сюда всех «посылают»?

Первое, что видишь, поднявшись по тропе к подъёму в сторону Купола, кроме его самого и ледника Водопадный, это папелац. Классический, бочкообразный. При приближении им оказывается стальная бочка для воды, но как она тут очутилась без гравицаппы – загадка. Гравицаппы, кстати, в папелаце нет…
«Папелац» на склоне под Куполом

Знаменосец и его свита

Собравшись вместе у папелаца, мы приступили к реализации своего плана: полутраверсом подняться на склон над перевалом Тюте и сделать рекогносцировку. Далее уже траверсом вдоль подножия Водопадного выйти к Домику Гляциологов «Избу-тупильню», и посмотреть, что там изменилось за последние 7 лет. Есть вероятность, что те ребята, что стояли на ЗГ могут быть там, хотя сомнительно.
Легенда Тюте - 2016
Вид на пер.Тюте со стороны «пепелаца»

Мы пошли по ровному, если смотреть издалека, наклонному полю в сторону перевала Тюте, немного забирая к верху, чтобы в конце иметь больший обзор, да и заодно понять как мы будем тут себя чувствовать с велосипедами. Дело в том, что место ровное только с виду: прожилки их травы и мха между каменных выходов, никаких валунов и скал с провалами. Но для велосипеда всё не так просто, хотя и не страшно – просто целина из камней разного размера, в местах выхода – небольших кулуаров, где сходит вода – они крупнее и окатистей, больше напоминают небольшие курумы, но прокатить велосипед можно везде не снимая рюкзаков. Хотя проехать получится от силы в 40-50% от всего расстояния. Цель перехода – выступающий, как утёс камень над склоном перевала со стороны Купола – оттуда должен быть наиболее лучший вид на перевал. Эльф идёт с флагом, придавая нашей процессии какой-то эпически-возвышенный вид и смысл.
Утёс-Камень оправдал ожидания, но не так, как хотелось бы. Разведчики под флагом ощутили себя немного учёными, исследующими что-то непонятное – чем больше находишь ответов, тем больше появляется новых вопросов.
Дошли до точки наблюдения

Всматриваемся вдаль заперевалья
Перевал Тюте как он есть

Итак, мы рассматриваем сам перевал, и самое главное – что за ним. За ним – небольшой снежник (небольшой в смысле – неглубокий и объезжабельный), далее – непонятная и неровная зелёнка. После камни, а за ними уже озеро. Первое озеро… Троп или чего-то похожего не видно вовсе.
Внимательное изучение позволило сделать некоторые выводы – чтобы въехать и переехать перевал – придётся спустится со склона, проехать прямо по перевалу на северную сторону, чтобы выбрать необходимый запас для объезда снежника, и спустится севернее снежника. Тут всё примерно одинаковое – достаточно пологий спуск, но по камням и целине, так что нужно быть внимательным и не спешить. За снежником – или поле, или болото, может и проехать можно, а может и нет, но проходимо. Около озера – вообще лафа – там не только ровно, но и видно что достаточно твёрдо и сухо, езжай на веле сколько влезет. Но вот каменная гряда, и странно торчащие с образованием горизонта камни после озера вызывают сомнения.
Легенда Тюте - 2016

Заперевалье Тюте: видно первое озеро каменную стенку, горизонт
Снежник за перевалом

Отсюда они, эти камни, выглядят вполне мирно – розовато-желтоватая полоска камешков, словно щебёнка, пересекает «заперевалье» полностью, и видно, что камни словно волнами застыли поперёк пути, и никаких троп там не видно. Что касается горизонта за первым озером – то что за ним и как там проходить можно разобраться только забравшись туда, или оказавшись с другой стороны долины Тюте, что понятно невозможно сейчас.
Высокогорные травы

В итоге составили такой план на завтра: катим велы до тропы вверх, там поднимаем их и рюки по двух-проходной схеме (подъём очень крут, чтобы катить, и тропа узкая) – собираемся у Папелаца. От него уже едем, если не получится – идём полутраверсом, не таким как сейчас, а более пологим, до выхода вниз на перевал, и оттуда съезжаем, переезжаем перевал Тюте на велосипедах вдоль и спускаемся к камням. Ну да, впервые в истории велопроезжание и прохождение перевала Тюте. Не то что бы это феноменально сложно, просто раньше нас до этого никто не догадался. Ну или просто запаса идиотизма не хватает никому такого… А вот дальше «по ситуации» - если совсем плохо – перенесём двупроходом до первого озера, всё остальное – положительные плюшки, т.е. проще. В любом случае разведка нужна.
- Разведка займёт время.
- Мы идём не просто в первопроход, а по сути в терру-инкогнита. Описаний, отчётов этих мест нет, так что лучше разведать…
- Ну, бум разведывать…
Легенда Тюте - 2016

Сколько не смотри, а проще не становится

В общем, разведка перевала показала, что нужна разведка заперевалья.
Мы двинулись всё знаменосной толпой немного забрав к верху назад, в сторону Водопадного и Избы-тупильни. Идём по границе небольшого моренного наноса ледника, пересекая стекающие с него ручьи. Природа действительно арктическая – камни, быстроцветущие приземистые цветы устойчивые ко льдам и морозам, ледниковые ручейки. При этом суровая первобытная красота этого места настраивает на пещеры, шкуры и каменные топоры.
Вдоль ледниковой морены в.Купол

Снега и ручьи ледника
Цветы арктической зоны
Легенда Тюте - 2016

Впереди – домик гляциологов.

Разведчики
Водопадный домик гляциологов

Ледник Водопадный

Домик гляциологов оказался ниже нас, поскольку морена ледника образует некоторый бордюр перед спуском на поле с домиком, где тот в безопасности от лавин, а мы идём по нему прямо. Сворачиваем, и спускаемся по диагонали. Что интересно – вокруг никого, даже туристов-альпинистов. Зато у самой избы-тупильни вид вполне как декорация к Кин-Дза-Дза, или даже не декорации: какие-то непонятные ржавые устройства, да и сам домик имеет странный вид, даже по сравнению с собой 7 лет назад – из него торчат какие-то затычки, пакеты, листы металла отколупаны ветрами. Зато дверь плотно закрыта на замки. На случай, если внутри кто окопался, типа стоявших на ЗГ туристов, после стука в дверь добавляю:
- Откройте! Проверка приборов учёта статического электричества!
Другого тут наверно и быть не может. Но никто не открыл, и мы вломились внутрь сами.
Заходим в избу-тупильню

Внутри – чисто, аккуратно, и даже ухожено, как бы это не странно звучало в таком месте. На полке при входе – некоторый запас продуктов и газа, внутри тот же лежак и стол. Старая ржавая печка давно вынесена и кин-дза-дзует снаружи, но в щелях крыши заткнуты пакеты. Раньше ни дыр, ни пакетов не было. Да и розетки тоже.
Запасы в Домике гляциологов
Розетка в Домике гляциологов
Мы и кин-дза-дзовыйе виды
Ритуальное фото у Избы-тупильне

Хотя розетку мы нашли, но проверить не можем – все сетевые зарядники и устройства остались в Белом Боме. Мы с Резидентом молча помянули наше славное тупление тут с Юлей и Йоргом 7 лет назад, и как тут бичевал Сова потом… Снаружи провели ритуальную фотосессию. Резидент чувствуется начал замерзать в своих шортах, и запросился «до стоянки». ТанЯла пошла к Леднику и Куполу, а Сталкер с Гоблином решили провести блиц-разведку перевала – им не даёт покоя кулуарный подъём прямо из Зелёной Гостиницы на перевал Тюте, тем более видна какая-то тропинка.
Разведчики на фоне перевала Тюте

ТанЯла на фоне Купола трёх озёр и склона со снежниками

Мы разделились, условившись держаться на связи, и я с Эльфом направился вниз, за Резидентом.
До стоянки путь недолгий, и мы уже вскоре больше думали о том, что пожевать из запасов, перед тем как продолжить дневные мероприятия. По рации при этом периодически всплывает довольно забавный радиообмен на тему «кто – где?» и явным героем дня выступает ТанЯла – она не только совершила большой вояж в сторону Купола, но и прогулялась на перевал. Но Сталкер там успел побывать первым и вернуться с Гоблином. Задержка ТанЯлы при неясном позиционировании вызывают беспокойство у Гоблина, и вскоре после возвращения Сталкера на стоянку он идёт на её поиски.
Зелёная гостиница – каменное плато

Перекусив, мы продолжили днёвочные дела уже в жёлтых вечерних лучах солнца. В связи с подсадкой аккумуляторов сложилась очень выгодная ситуация снять видеоролик про цаппу – и делегацией из Сталкера, Эльфа и меня направилась к второй седловине с видом на водопад и Бол.Актру для съёмки сюжета про это зарядное устройство. В контексте кин-дза-дзовых видов около домика гляциологов у Водопадного, это ощущается весьма логично и цельно.

Кручение цаппы ПЗУ-5М на зелёной гостинице

Легенда Тюте - 2016

Натюрморт с цаппой и горами

Съёмка получилась такой как надо – от пейзажа до исполнения. Кроме этого вокруг нас опять много красивого пейзажа, природных предметов и прочего, а общий настрой располагает к некоторому естественному хулиганству. Следовательно днёвку-адаптацию на Зелёной Гостинице можно считать удачно-завершённой, хотя результат Гоблинско-Сталкерской разведки перевала и заперевалья никакой ясности к уже имеющимся данным не прибавляет – они установили, что тропе от ЗГ теряется под перевалом, потом сложный бугристо-трявяной подъём на перевал, хотя и короче чем через «папелац», но круче и сложнее, а камни за перевалом только кажутся близко от него, на самом деле туда идти – целое путешествие, которое они уже не осилили – далеко. ТанЯла тоже не смогла внести ясность – сил на дальнюю разведку не хватило даже при поддержке пришедшего к ней Гоблина. Всё это добавляет интриги завтрашнему дню, а сегодня нам ещё надо как следует наестся, и отдохнуть.

Вечер на Зелёной гостинице

Ужин начали готовить пораньше, на горелках, а на камне у палаток организовали «швыдский стол» с нужными явствами. Расположившись вокруг мы буквально пируем, отмечая завершение одного важного и тяжёлого этапа, и начало другого – полного неизвестности интриги. Однако томный ужин закончился для Гоблина весьма неожиданным событием:
- Никто не видел?..
- Чего?
- «Моя прелесть» пропала!
- Как так?
- Пропала, нету… Моя «прелесть»…
Поиски вокруг стола и стоянки результатов не дали, да и начинало темнеть. Вспомнили только, что Эльф отдал «прелесть» Гоблину, а тот помнил, что мацал и ныкал её, но куда – не помнит.
- Чую, с этой монетной, «прелестью» что-то не так, и вообще что-то это всё мне напоминает.
- Монета всевластия? – предположил Эльф.
- Да… что-то в ней есть такое – тёмное и колдунское. Не нравится мне всё это, особенно после того что было с Гоблином.
- Странно всё это.
Легенда Тюте - 2016
Гоблин ищет свою «прелесть»

Тем не менее, перерыв всё досконально ещё раз, Гоблин вполне спокойно устаивается спать. И вообще, он почувствовал себя намного лучше без «прелести».
Я же решил уже в сумерках сходить на брудершафт, но его ещё найти надо среди камней ЗГ. Кто не в курсе – то брудершафт у немцев означает бухание с перекрещиванием рук. У нас же всё куда прозаичнее: справлять нужду приходится в одном месте, и там и струю можно скрестить, и прочие выделения, важно место, оно одно, и сало быть оно и есть – брудершафт. Кстати, по наблюдениям, если пол-часа сидеть на брудершафте – то приходит брудершафтный конь. Впрочем, оседлать брудершафтного коня можно и быстрее. В городах он (конь брудершафтный) обычно белый, а вот в таких местах как тут – любых сочетаний и цветов.
Один брудершафт у меня уже присмотрен – там много камней в навалку и небольшие скально-торчащие вокруг, закрывающие от ветра со всех сторон, кроме курума и горы с другой его стороны. Меж камнями глубокие провалы, в которые всё замечательно утилизируется. И вот на подходе к брудершафту Зелёной гостиницы я встречаю в сумерках Резидента – он как раз ищет брудершафт. Показываю ему его – всё хорошо, но тесновато, так что пришлось засесть на брудершафт и дать залп дуплетом. Я бы все эти подробности не описывал, если бы не то, что последовало за этим.
- Беркут, смотри, что-это там? – Резидент показал на седловинку скалистой горы напротив, через курум.
- Там жизнь.
- Лошади? – в сумерках деталей на таком расстоянии не видно, нужно всматриваться, не отвлекаясь от брудершафта.
- Не-а. Это маралы. Вижу троих.
- А вот ещё один, за седловиной.
- Угу. И ещё вон, ниже по камням скачут…
Мы сидели едва ли не полчаса, рискуя дождаться ещё и коня, наблюдая в сумерках за скачками и играми диких маралов на седловине напротив. Они там чувстуют себя в полной безопасности – в такое место ни один турист не добирается, хотя его и видно хорошо. Стадо маралов и на нас не обращает никакого внимания, и продолжает там резвится даже тогда, когда мы уходим с брудершафта спать.
Утро Беркута на ЗГ

Ножевой натюрморт – «Малые Лесные Ножи»

Утро, как и положено, выдалось ярким и солнечным, и мы, как водится, почти полностью его проспали. Плюс к этому долгие сборы, во время которых я успел собрать наши малые лесные ножи, и сделать им небольшую фотосессию, а потом стуча ими и размахивая порычать со скал на собирающихся. Гоблин всё ещё носится в поисках своей «прелести», а Эльф, Сталкер и Резидент уже готовы выдвигаться. Труднее всего сборы идут почему-то у ТанЯлы – рюкзак никак не хочет складываться, а сложившись – не хочет на велосипеде держаться. Отвык.

Сборы на ЗГ на перевал Тюте

В итоге, когда мы с Резидентом и Эльфом уже начали поднимать пожитки по тропе к «папелацу», Гоблин и ТанЯла были ещё на стоянке. Сталкер сначала хотел пойти по кулуару, но потом передумал, и пошёл по тропе как все. Гоблин же не смог удержаться от соблазна пойти альтернативным путём, и попёр по кулуару. Тан Яла выбралась со стоянки, когда я уже положив рюкзак у «папелаца», спускался за велосипедом.

Подъём рюкзака по тропе к «папелацу» с ЗГ

Отчёт Резидента

Наверное, кто никогда не был в алтайских горах, не имеет представление, что такое алтайское утро. Попробую на одном из примеров, объяснить, что же это такое. Просыпаешься на высоте 2840 метров над уровнем моря. Вылезаешь из палатки, а вокруг зеленеет трава, недалеко внизу журчит речушка. Только груши здесь не растут, и то, только потому, что по ночам их отпугивают холодом соседние ледники. Но здесь не растут не только груши: никаких деревьев не растет. Поэтому пользуемся горелками. А пока Эльф – наш главный погорельщик (специалист по горелкам) спит, можно никуда не торопиться. Картину алтайского утра на высоте 2840 дополняют велосипеды, уже и не важно, как здесь оказавшиеся. Зато они уже готовы ехать и бьют себя рулями в грудь. Правда такую ретивость они проявляют, пока их не нагрузили рюкзаками. Но хорошо, что хоть кто-то уже готов ехать.
Когда проснулись Беркут и Эльф, я спросил Беркута: «Что будем готовить?»
«Еду» - ответил Беркут, и как-то всем сразу стало ясно, что готовить. Гоблин еще успел к теплому супу, а Тань Яла лишь к чаю прискакала. Я как-то расслабился, думая, что все равно всех догоню. А остальные оперативно собрались и пошли вверх навстречу перевалу и озерам. Я спросил удаляющегося Бекрута:
- Где встречаемся?
- Под бочком у бочки.
- Какой еще бочки?
- Она появилась там после сильного снегопада, видимо, это новый вид осадков, поскольку никто так и не признался, что именно он ее туда приволок. Прилетела. Папелац.
- Я понял, что ты имеешь ввиду. Это та самая высокогорная железная хреномудрия, расписанная под хохлому.
- Она самая, но я планирую ее расписать в другом стиле.
- В стиле Navi?
- Ну, а как же еще? …Догоняй.
У подножия подъема к домику гляциологов я догнал группу.
- Как мы тут шли в 2009? – спросил я Беркута, сунувшись на подъем, не снимая рюкзак с велосипеда
- Здесь двупроход. Иначе либо ты, либо велосипед улетят с тропы.
- Разве?
- Резидент, да ты все забыл. Двупроход без вариантов.
По этой тропе поднималась не одна сотня групп туристов, альпинистов и присоединившихся к ним пофигистов. И как-то никто не искал других путей подъема. А все потому, что у них недостаток партизанской крови. Зато она в достатке у Гоблина. Понятно, что в мирное время он не может в Москве работать партизаном и косит под инженера. Но здесь никто не помешает пойти ему своим путем. Тропы под ногами и колесами нет, зато есть приключения. Но не тащиться же своим путем одному! Поэтому Гоблин уговорил пойти с ним и Сталкера. Но у Сталкера на первом же ручье велосипед встал на попа, так что было не понятно куда теперь легче катить вверх или вперед. Катить вперед мешала глубина ручья, куда попало заднее колесо с рюкзаком и никак не хотевшее оттуда вылезать. А вверх по воздуху велосипед не катился из-за непонятно откуда взявшегося закона всемирного тяготения. Раскинув мозгами, Сталкер все-таки сделал выбор между вверх и вперед: он поехал назад. Чуть вернувшись, он как и все пошел по проторенной тропе. А Гоблин, одев рюкзак на плечи, прошел своим путем до конца. Слава партизанам!

Подъём велосипеда по тропе к «папелацу» с ЗГ
Гоблин при штурме «прямика» через кулуар на Тюте

Движение на тропе ЗГ-«папелац» при этом бурное – кто-то поднимается, кто-то спускается, что-то носится. Эльфу сложнее всех – из-за не совсем нормального состояния рюкзака он один рюкзак поднимет в 2 прохода, а ещё велосипед. Зато хорошо видно, как Гоблин мужественно штурмует целинный подъём напрямки к перевалу, пока мы собираемся у «папелаца». С курума через ЗГ на тропе появляется туристка – судя по отстранённо-высокомерному виду из какого-то мегаполиса, типа Питера или Москвы, которая гордо воротя от нас нос, уходит в сторону Купола. Ну да, мы не вписываемся в её картину мира, но уже тогда приходит интуиция, что это последний человек, которого мы видим на долгое время.
«Папелац»

У «папелаца»
Легенда Тюте - 2016
Резидент: «Мы гавайские гитары… Пойдём планету делить?»

- Может я возьму камеру и засниму ваш спуск через перевал? – спросил Гоблин по рации, когда всё же забрался на перевал.
- Было бы здорово, но надо тебе взять камеру..
- Ща приду.
Гоблин пришёл к «папелацу», когда мы уже все там собрались, и неспешно и тяжело навьючиваем велосипеды.
- Гоблин, я нашла твою «прелесть», - заявила ТанЯла.
- Где?
- А там.. на стоянке нашла.
- О, потом отдашь, - ответил Гоблин, который тоже начал догадываться, что с монеткой что-то не так.
Легенда Тюте - 2016
Гоблин пришёл к «папелацу»

При этом со стороны Актру к нам движется совсем недружелюбное облако, под которым видно дождь, а на такой высоте он скорее всего станет снегом. Камни станут скользкими, что добавит драйва.
- Надо шаманить.
- Шаманим.
- Но куртки лучше надеть…
Надвигается непогода…

На фоне надвигающейся непогоды неизменные шорты Резидента смотрятся особенно вызывающе. Гоблин ушёл к своему велосипеду на перевал, подкарауливать спуск, а мы приготовились к походу через перевал. Что нас ждёт после этого – вообще загадка.