5.05.10

Встали мы в 7 по местному. Прохладненько!
Еще бы немножко поспать, но нужно собираться, так как нас ждут в Ягодном...
Погодка уже не такая ветренная, но и не солнечная.
Приготовили кофе, чай, кашку. Поели, попили и пошли в деревню.
Места там красивые конечно...сосновый лес очень приятен.
Деревня оказалась достаточно длинной. День был рабочий и людей мы встречали мало.
Мы прошли всю деревню по главной улице. Дома надо сказать оченьб аккуратно выглядели, некоторые вполне ухоженные и красивые. Но были и заброшенные, заколоченные.
Мы вышли из деревни к озеру , нигде никакой машины мы не встретили.
Мы решили идти вокруг озера по дороге (я помнил что мы вчера здесь проезжали) и надеялись что за нами приедут и заберут.
По дороге мы стали вспоминать разные истории из нашей жизни.
Когда мы обошли все озеро (прошло около часа с назначенного времени), мы решили стопить всех, кто едет в сторону трассы. Первая же машины остановилась и пожилой молчаливый бурят довез нас прямо в Гусиноозерск прямо к дацану.

Дяденька привез нас прямо в Гусиоозерский дацан.
Мы поблагодарили его и пошли внутрь, покрутив сначала молитвенные барабаны. Кодга поднялись по лестнице к двери увидели надпись, в которй написано что по этой лестнице могут подниматься или спускаться только ламы, прихожане могут подниматься только по боковым лестницам. То есть пока ты не поднялся наверх, ты не узнаешь, что поднялся не правильно!! :)
Дацан выглядел как обычное кирпичное здание, только крыша походила на крыши буддийских храмов.
В дацане сидела очередь на прием к ламам. Мы хотели подняться на второй этаж, но тетенька из очереди сказала, что там все закрыто и там просто пустой коридор. И если мы хотим посмотреть место для служб, то сейчас можем пройти в левый коридор и в конце его есть комната. В комнате сидел молодой бурят в монашеском одеянии и что-то читал. Тетенька объяснила нам как можно пройти и посмотреть все вокруг ичто выходить из комнаты нужно лицом к алтарю. Комната была не очень большой и божеств было тоже не очень много.
Тут же в дацане (вернее сказать в дугане Гусиноозерского дацана. А так как он был один кроме него ничего не было вокруг, то он и был самим дацаном) была столовая. Здесь мы сообщили Евгению Гудкову с хоспиталитиклаборга, что мы уже в городе и будем ждать его в дацане.
Мы купили поесть и решили немного дозарядить коммуникатор. Евгений ответил что заедет за нами через полтора часа. У нас было время немного ознакомиться с городом и еще стояла задача снять денег с карточки сбербанка.
Мы пошли по улице на которой находился дацан. В дали виднелись дома с разбитыми стеклами.
видимо заброшенные, это были пятиэтажные здания.
Вскоре мы вышли на, как нам показалось, главную улицу. Она упиралась в здание управления или театра, я так и не понял. Здание красивое с колоннами.
В середине этой улицы проходила алея выложенная плиткой и какие-то работяги обустраивали памятник, видимо ко дню Победы.
В конце улицы мы вышли к достаточно оживленной площади с разбитым в дребезги асфальтом. Машины там ездили медленно (ямы вокруг) и люди поэтому ходили спокойно.
И вообще я вдруг почувтвовал всю неспешность, не суетливость, которой был пропитан народ .
Одеты многие были довольно скромно и не вычурно и видно, что одежда не вчера куплена и ее берегут.
Тут мы нашли банкомат и пока я снимал деньги и платил за телефон, Вика во дворике хрущевки общалась с местным дедулькой.
Потом она сказала, что он удивлялся: "А че сюда приехали? у вас же там у самих красота и горы!"
Дальше мы пошли у по более модным местам, там было много молодежи в модных одежках. Школьники угарали над нами, видимо не часто там бывают чуваки с рюкзаками.
Постепенно мы вырулили на ту улицу, где стоит дацан и направились к нему.
Пока мы пили чай и заряжали комминикатор, приехал Евгений Гудков и пригласил нас к себе в гости на чай.
Оказалось он приехал на мини грузовичке. В кабине есть два пассажирских места, а рюкзаки можно везти в кузове.
По дороге Евгений предложил нам душ, чему Вика очень обрадовалась. А я обрадовался за нее.
У дома мы встретили маму Евгения. Я заметил, что он обращается к ней на вы.
Дома Евгений пригласил нас за стол, быстренько приготовил сосисок и заставил весь стол всякими ништяками, даже кружку с чаем некуда было поставить.
И начались разговоры и распросы. Евгений предложил перейти на ты, хотя по привычке я называл его на вы, но в конце концов он стал Женей.
Вика успела помыться пока мы пили чай и даже я успел помыться пока они пили чай.
Примерно через 1,5-2 часа мы двинулись с Женей на его грузовичке к нему на пасеку.
По дороге он хотел нам показать местные достопримечательности.
Он рассказал, что город возник при двух градообразующих предприятиях. Это  угольный разрез на берегу Гусиного озера и ГРЭС, которая раньше передавала электроэнергию даже в Монголию. Но дальше перестройка и все как везде...

Когда мы выехали из города, Женя стал рассказывать про исторически интересные места рядом с Гусиноозерском. Вдоль дороги довольно долго тянулись дачные участки с разрушенными домами.
Мы не увидели ни одного целого дома и ни одного ухоженного участка. Все выглядело как после войны.
Женя сказал что когда горнодобывающий комбинат закрыли, город стал умирать, люди стали уезжать и бросать участки. И их тут же начали грабить и разрушать... Странно именно разрушать, вместо того чтобы просто взять в свои руки и продолжать там что-то выращивать. Это были не просто оставленный без присмотра дома, это именно разрушенные специально. На это были потрачены человеческие усилия!!
Дорога из города поднималась все выше и выше. Здесь на самой высокой точке стоит монумент в память о дневнем сражении. Монумент скорее языческий чем буддийский, но там все-равно висят хий морины как везде... Все смешалось тут в бурятии буддизм, шаманизм, язычество, страрообрядчество.
Около монумента праздновали свадьбу какие-то видимо высокопоставленные города. мы пофоткались и поехали дальше.
Дорога перевалила через маленький перевальчик и теперь мы уже не видели Гусиного озера и перед нами открылась степь и сопками. Мы ехали в сторону долины реки Селенга.
Около Новоселенгинска мы свернули по указателю "Памятник декабристам" и поехали по вполне хорошей асфальтированной дороге.


Вокруг дороги была свалка мусора. Что интересно, дорога доходила прямо к памятнику, дальше дорог не было никаких! И жилых домов в прямой видимости тоже не было. То есть дорога специально было проложена именно к памятнику и это около 7-8 км от основной трассы, соединяющей Новоселенгинск и Гусиноозерск. Здесь Женя рассказал нам что Староселенгинск находился на другой стороне реки, но так как его постояно затапливало рекой и постоянные пожары мучали город, то в конце концов он переселился на левый берег Селенгии перестал быть именно городом. В свое время это был достаточно большой город и являлся крупнейшим цетром обмена и торговли на юге бурятии. Здесь проходили караваны из Монголии и Китая. Теперь мы могли наблюдать лишь некоторые постройки на другом берегу.
Например остатки православного храма. Мы опять стали сетовать что очень мало времени у нас в этот раз. Можно было бы посетить ту старую часть города, но времени в обрез.


Так же Женя показал нам известную скалу "Англичанка" - это высокая скала на берегу реки. По легенде какая-то англичанка сбросилась с этой скалы. По другой версии в этих местах вместе с декабристами проживали и занимались наукой (как собственно и декабристы) английские ученые и они любили часто собираться у скалы.
Я конечно же хотел бы побывать на самой скале, но она была достаточно далеко и времени у нас было мало...
Далее мы двинулись в пос. Гусиное озеро в Тамчинский дацан. Женя сказал что раньше озеро было не таким большим как сейчас и дацан находился ниже . Но когда озеро начало наполняться подземными водами, дацан ушел под воду. И есть люди которые плавая на лодках в тихую погоду видели под водой строения..

По дороге к пос. Гусиное озеро Женя рассказал нам что поселок умирает. Это началось со времен перестройки, а потом когда взорвался склад боеприпасов на военном складе тут рядом, и когда многие
дееспособный погибли от взрывов на полях, поселок совсем загнулся. Остались только старики, которые не могут никуда уехать и те кому не к кому уезжать.
Дорога к поселку гравийка и промоинами и ямами. Как там бедный пассажир в кузове не понятно (холодильник). в поселке находится Тамчинский дацан. Названный от названия этой местности ("Тамча").
Этот дацан был во времена расцвета буддизма в бурятии и россии самым крупным и главным дацаном.
Здесь находились самые важные ламы.


Когда мы приехали в дацан было около 21 часов и все храмы уже были закрыты. Мы спросили Женю, а разве монахи живут где-то в других домах и чем они сейчас занимаются. Он ответил что ламы живут где-то по соседству. И он даже знает одного из них. И скорее всего сейчас они пьянствуют, т.к. уже вечер. Мы спросили, а разве ламы могут пить? Женя сказал что сам был удивлен и спрашивал одного из лам дацана, на что тот отвечал "ну а что вы хотели... они же тоже люди!".
Мы совершили обход храмов дацана как принято в буддизме по часовой стрелке. Первый дацан который мы там увидели был явно в состоянии ремонта. на територии дацана мы увидели несколько больших камней на постаментах  не камнях были надписи и рисунки. тут на территории были о хозяйственные постройки, но в них тоже никого небыло. Все дома были на замках. Около главного храма стоит оленный камень с какими-то надписями. Сам храм выглядит не так красочно как храмы Иволгинского дацана, но по размеру он был больше любого в Иволгинском дацане, как мне показалось. С точки зрения истории он представлял больший интерес.
Женя немного рассказал нам про буддийские традиции этих мест. Затем мы поехали дальше. Нам хотелось посетить пещеры.

Едем мимо заброшенной военной части. там на пригорке, где она расположена видим пламя. Жени сказал, что скорее всего там обжигают снаряды от пороха. Он сказал что мы сейчас едем практически по минному полю. Здесь после взрыва склада боеприпасов все вокруг было усыпано снарядами и болванками. Некоторые торчали воткнувшись в землю и были еще не разорвавшимися. Несколько лет наши саперы разминировали это поле. Местные жители пытаясь заработать на сдаче металлолома, пытались собирать снаряды и гибли десятками от мин и снарядов, которые взрывались тут на поле. Погибло и пострадало куча ребятишек, которых науськивали их страшие товарищи.
Вдоль дороги действительно лежали гильзы от снарядов.
Мы проехали мимо всех военых заброшенных зданий и повернули в долину реки Темник. Тут на левых орографически склонах долины стали появляться скальные выходы.
Подъезжаем к одному такому скальному выходу и в нем Женя показывает нам пещеру.


Мы поднимаемся туда. Здесь отличный вид на долину. Как раз на закат.
Я залез в одну из ниш с видом на закат. Видно, что здесь часто бывали люди и видно то место, на котором они сидели, оно вытерно до блеска. Думаю все это люди практикующие медитацию.
Это не совсем пещера - это скорее большой грот, где можно укрываться от не погоды. В нем есть несколько ниш. Одна из ниш достаточно глубокая, в ней могут поместиться 3-4 человека на ночлег. Сейчас там были следы проживания птиц. Кое-где на камнях есть остатки петроглифов. Женя показал нам где они. Мы пофотографировались в гроте и спустились вниз. Тут я вскарабкался, почти как профессиональный карабкер на ближайшую скалу. Погрелся об нее и спустился вниз.
Мы развернулись и поехали на пасеку к Жене.

Едем опять по минным полям. Разговариваем на философские темы. Вспоминаем разные примеры про жизнь и смерть. Женя спросил видели ли мы фильм "Дух времени" и что мы по этому поводу думаем. Он сказал что слышал мнение о фильме - что это подготовка нас теми людьми (о которых говориться в фильме - "тайное правительтво") к тому о чем говориться с осуждением в фильме. Меня понесло про разные возможные варианты возникновения фильма и о причастности к нему учения Толтеков (как я слышал опять же). Пока болтали проехали поворот к деревне. Пришлось разворачиваться и ехать обратно. Женя каким-то образом из многих поворотов выбрал один еле заметный и мы поехали почти среди мин.
На поле действительно валялись гильзы от снарядов.
Через некоторое время приехали к броду через реку, он окзался сухим. Потом очень долго кружили по кустам. Вокруг были непролазные заросли облепихи. Женя сказал, что раньше здесь был колхозный сад и показал нам оставшиеся кое-где ровные ряды кустов. Теперь сад в очень плачевном состоянии, но продолжает плодоносить и местное население бывает не плохо зарабатывает на этом .
Люди собирают облепиху зимой, когда она превращается в ледяные шарики. Народ собирает ее мешкам из под сахара. И за сезон набирают и сдают ее так что хватает денег на несколько месяцев. Собирание облепихи это весьма муторное и травмирующее занятие. Женя говорит, что не только руки, но все тело исколото колючками. Некоторые люди повредили себе глаза при этом занятии. Лечить тут в деревне их некому.
Что самое интересное, в советское время здесь работали алтайские сельскохозяйственники. И там (в пос. Темник) до сих пор стоит завод по переработке облепихи, правда теперь он тоже полуразвалившийся и в плачевном состоянии. В свое время здесь занимались выведением новых сортов облепихи на основе алтайской облепихи, которая произрастала и произрастает в Горном Алтае на берегах рек Катунь и Чуя в верхнем течении.
В разговорах мы приехали к мосту, аккуратно переехав сухое русло рядом с мостом, мы въехали в деревушку. Бедный холодильник проделал весь этот путь с нами. Все эти минные поля и кочки...Мы не знали жив ли он после этого.
Сначала мы заехали к хозяину нового холодильника. Мы выгрузили его и занесли в дом. Пожилые хозяева пытались отблагодарить Женю, но тот отказался и мы поехали к нему на пасеку.

Приехали к Жене на "фазенду", как он ее назвал. Это небольшой домик, а рядом участок уставленный ульями. Все улья стоят ровненько и на равном расстоянии друг от друга. Я впервые вижу рабочую пасеку.
В доме прихожка и две маленькие комнаты в центре дома стоит не большая печь. В одной комнате как я понял у Жени кабинет и спальня. Там стоит компьютер, тренажер, диван и полки с книгами.

В углу я заметил баян. Очень редко выдается возможность поиграть на баяне. Я спросил можно ли поиграть и предупредил что играть я не умею. Звук очень интересный получался, я чуть не впал в медитацию...

Женя решил устроить пир для новых знакомых , то-есть для нас :) кроме купленных наших "ништяков" на маленьком столе еще куча всяких вкусностей найденных Женей у него дома. Салатик порубили, буузы сварили (буузы, позы это национальное блюдо бурят. Оно очень похоже на известные манты, фарш баранины со специями заворачивается в лепешку и готовятся на пару. Отличается формой - похожи на купола). Пытаемся совместить сразу три интересные вещи : смотрим фильм "Сансара", разговариваем (вопросы -ответы) и кушаем :).
Ух!!! насыщенный денек сегодня был!!
Женя постелил нам на своем диване - прям как для супер почетных гостей.
Спасибо ему!


Комментарии
Guest05.03.12, 00:10
Култук.рф 
Култук.рф - тут много фотографий, очень много.
Guest18.11.10, 09:59
вопрос автору. 
почему нет фотографий заброшеной военной части .если есть фото плиз выложи я там 10 лет служил .
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Ярослав Писарев