День 3. 21.06. Алимова балка - урочище Медведь - Сюйреньская крепость - Челтер-Коба

С вечера мы рискнули подняться на балку без воды и, немного волнуясь, источник нашли не сразу. Набирали воду мы перед самым закатом в одном из ручьев возле турстоянки. Сам же источник, который мы обнаружили уже утром, находится немного выше первых мест, оборудованных под ночлег, прямо на тропе. Уже ночью мы поняли, что пещерный археолог нас не обманул, и Алимова балка действительно оказалась местом необычным. Видимо туристы сюда заходят не каждый день, и появление новых людей вызывает у обитателей леса вполне законный интерес.

На следующий день нам предстоял переход через лес Касле, откуда через Змеиную балку и урочище Медведь можно попасть в долину реки Бельбек. Именно урочище Медведь и было нашей промежуточной целью. Чтобы попасть в него нужно свернуть с тропы, что идет от Алимовой балки на юго-запад, пройти 2,5 км на юго-восток, а затем вновь свернуть на юго-запад. Однако дорожки, нанесенные на карту, и реальные лесные тропинки отличаются, и нужный поворот мы нашли почти у входа в балку Змеиную. Вернувшись несколько километров на северо-восток, мы обнаружили-таки несколько известных смотровых площадок с видом на Тепе-Кермен и Качи-Кальон. Дневной переход через лес Касле немного утомителен и на дорогу стоит набрать воды. На выходе из урочища Медведь мы обнаружили еще один источник, прямо посреди тропы.

Пройдя селение Кучук-Сюрень (Малое и Большое Садовое), попадешь на развилку: направо уходит дорога на Мангуп, а налево – подъем в Сюйреньскую крепость и пещерный монастырь Челтер-Коба. Здесь мы совершили ошибку, остановившись на ночь на территории крепости: уж очень красивый открывается вид с обрывов горы Куле-Бурун. В крепости в годовщину начала Отечественной войны наша палатка подверглась бомбардировке, благо не такой разрушительной как Киев 68 лет назад. Воинственная энергия Сюйрени повлияла на дух жителей соседнего палаточного лагеря, и они всерьез были готовы отомстить немецко-фашистским войскам, решившим когда-то оккупировать Киев. На будущее рекомендую все-таки пройти чуть-чуть на юго-восток, в сторону горы Бурун-Кая, иначе говоря, Утюг. Здесь есть великолепная смотровая площадка и более мирная атмосфера.

Сюйрень – пограничная крепость, охранявшая с севера и северо-востока княжество Феодоро, столицей которого был пещерный город Мангуп. На соседней от Сюйрени скале Джениче-Бурун находится пещерный монастырь Челтыр-Коба. Здесь есть постоянный источник и восстановленная монахами купальня. Все желающие вполне могут набрать воды и окунуться в святую воду. Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату, погибшему 8 февраля 319 в Гераклее Понтийской (совр. Эрегли, Турция).


День 4. 22.06. Сюйреньская крепость - Челтер-Коба – Мангуп-Кале

Переход из Сюйрени на Мангуп занимает несколько часов, поэтому мы решили не торопиться и снова заглянули в монастырь. Из всех небольших пещерных монастырей Крыма Челтер-Коба больше всего страдает от внимания туристов, поэтому на будущее рекомендую не досаждать монахам. Правильнее будет с вечера набрать воды на ужин и завтрак, а утром - выйти на Мангуп через лесную тропу, что уходит вверх по ущелью (на юго-восток). Обогнув монастырские скалы, вы без труда выйдете на грунтовку, ведущую в самый крупный пещерный город Крыма.
 
За посещение Мангупа мы заплатили по 15 грн и получили классическое предупреждение о том, что ночевать, разводить костры и ставить палатки в пещерном городе нельзя. Если учесть наличие нескольких полноводных источников и десятков археологических палаток, стоящих на плато чуть ли не круглый год, это особенно удивительно. Тем не менее, на самом богатом достопримечательностями восточном мысе Тешкли-бурун (Дырявом) лучше не останавливаться. Соседний с ним мыс Елли-бурун (Ветреный) более привлекателен и суров, третий с востока Караимский мыс (Чуфут-Чеараг-бурун) – обитель археологов со всеми вытекающими последствиями, а западный мыс Чамну-бурун (Сосновый) – самый большой и безлюдный. Если же вам не нравятся вершины – вполне можно попытать счастья в оврагах и на южном склоне, где обосновался Магупский Благовещенский монастырь.
 
Первые укрепления в городе были построены в V веке. В те времена Мангуп назывался Дорос и был столицей страны Дори, население которой составляли алано-готы. Руины базилики, что находится на плато, между Караимским и Ветреным мысом принадлежат к тем временам. В VII веке Дорос захватили хазары, а во времена Крымского ханства город стал столицей княжества Феодоро или Крымской Готии. В XIII—XV веках крымские готы – православное германское население города находилось в тесной связи с Византийской империей, здесь правил греческий род Гаврасов армянского происхождения. В 1475 году город захватила турецкая армия, позже там жила община караимов.


Комментарии
Damary10.12.10, 01:10
Интересно! 
Спасибо за интересный рассказ. В этих местах не была. Надо обязательно съездить
Guest22.03.10, 18:30
Спасибо 
спасибо за такой подробный отчет,много лет хожу по Крыму и ни разу не сделала описание пройденного. продолжайте удивлять нас ,лентяев, дальше. Надежда
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: