Экспедиция Байсун-тау 2007 Маршрут: Екатеринбург–Ташкент–хребет Байсунтау–Дюйболо–Байсун–Самарканд–Ташкент–Екатеринбург
 
Екатеринбург–Ташкент–хребет Байсунтау–Дюйболо–Байсун–Самарканд

Благодаря тем людям, которые занимались и занимаются спелеологией в самом широком смысле этого слова, и тем, кто хоть как- то к ней причастен (друзья и знакомые спелеологов), Александру Сергеевичу Вишневскому удалось организовать очередную заброску на границу Узбекистана, Афганистана и Таджикистана, на высоту около 3 000 метров, при перепадах температуры в 30 – 35 градусов, в сложнейшую пещеру Азии п. Бой-Булок. Около полумиллиона рублей на 9 участников – немалые деньги за экспедицию в пещеру, которая держала рекорд глубины, пока не распался СССР, пещеру в которой уже 9 лет никто не был. В связи с обострившейся ситуацией и различными конфликтами народностей Азии работа в одной из самых перспективных пещер Азиатского континента была приостановлена. Задел оставлен немалый – пещера, которая работалась 3-мя или 4-мя группами одновременно, открывала и показывала спелеологам и красивую натечку и длинные бесконечные тоннели и девственные засифонные части.
Открыта пещера была Студеновским в 1985, затем последовали две разведочные экспедиции 86 и 87гг. а с 1988 по 1998 спелеологи из России, Англии, Италии под руководством А.С. Вишневского планомерно занимались исследованием пещеры.
И вот наступил 20 век. 2007 год стал удачным для СГС. Узбекистан даёт добро на заброску и работу на Байсуне.
Утомительный перелет в Ташкент, двухдневная задержка вертолета, затем около 3 часов на вертушке, и мы в 500 метрах от пещеры. Полёт на вертушке, который занял времени больше чем авиаперелёт, выброска на крутой склон из висящего в воздухе вертолета и +35 – всё это сказалось на организмах участников. У половины группы несколько дней, не переставая, шла кровь из носа, тяжело билось сердце – но всё-таки мы в Азии.
29 августа в 11:35 нас высадил вертолет. Лагерь поставили в каньоне, который вскрывал вход в дыру. Палатки стояли на голом известняке – вариантов не было. Но с погодой нам повезло, как сказали местные: «у нас тепло и даже вода ночью не замерзает»!
Из кажущегося незаметным входа в пещеру вытекает ручеёк, с расходом 300 мл/сек, и дует так, как будто на тебя направили воздушную пушку. Селем, сошедшим за 3 недели до нашего приезда, вход частично замыло, и во входовой части образовался водно-грязевый полусифон протяженностью около 8 – 10 метров.
30 августа 13:05 начинается первый акклиматизационный выход в пещеру. сифон был расчищен и благополучно пройден. А за ним 400 метров восходящего меандра - около 2-х часов ходу и группа оказывается у 30 метрового колодца Мустафы. Меняем навеску и группами возвращаемся обратно.
Работа в пещере велась двойками. Каждый участник нёс по транспортному мешку (трансу), - нести больше, казалось, было невозможно, а тащить в подземные базы нужно было и тяжелый карбид и объёмные гексокухни. После первого же выхода комбезы были изрядно порваны, т.к. основной ход пещеры представляет собой довольно узкий меандр, который и истирает комбез в районе поясницы и пуза. «Я полностью деморализован» - пошутил Вадик и сел зашивать дыры на своём комбезе. Также в первый выход было заброшено несколько трансов. Игорь и Вова помогали в заброске трансов до колодцев и восстанавливались после утомительной экспедиции в Палау, Даня фотографировал и показывал себя как отличный ученик шеф-повара – заведовал меню нашей экспедиции.
Второй выход был на целый день – мы должны были забросить трансы до второго 30 метрового колодца и тоже сменить навеску, если оно того требует. А ведь второй колодец это только полпути до сифона на – 600.
Третий выход был по инициативе Шувалова: мы с ним как самые молодые, дикорастущие и наименее изорвавшиеся пошли на заброску двух мешков на базу 300. Выйдя засветло из дыры и показав лосиное время, мы убедили всех в том, что полностью акклиматизировались в дыре.
Утром того же дня тройка отважных: Гоша, Саша и Вадик отправились на базу -700 – им предстояло тащить 4 транса на троих. Мы с Шуваловым отоспались и вышли под вечер. Несли три транспортника на двоих.
… .через 8 часов ходу, когда мы с Андреем вышли на основную воду, он спросил меня: есть ли силы, я кивнул, и мы пошли менять навеску в русский тоннель. Первая тройка до -700 добралась довольно быстро и к нашему приходу ребята уже поставили базу, повесили гамаки и приготовили отличнейший супчик с мясом.
Спали недолго – часов 8. Утром разделились уже по-свойски – Саня и Андрей выдвинулись в сторону дна, Вадька с Гошей подшились, и мы с Вадиком пошли наверх, забрав два набитых хламом мешка. Шли часов 12. Вышли рано утром, всех разбудили начеркали отчётик о том что где и как, поели шурпу и спать. На следующее утро вышли остальные трое.
День отдыха, выход на водопады, небольшая поисковка и прогулка на Чуль-Баир (высшую точку массива) – и начинаем сброску до Дюйболо. Груза у нас много, поэтому Александр Сергеевич попросил у Саида ишаков. Саид, как давний друг спелеологов, предоставил нам 7 ишаков и за 4 часа мы сбросились. Приняли нас очень радушно, отменно кормили, и венцом пиршества стал «козлёнок в тандыре». Дальше до курганчи, где сев в буханку мы по серпантинам, покруче кавказских, отправились в Байсун. В Байсуне нас ждал автобус, на котором полным составом мы ночью оказались в Самарканде. Утром заказали три машины и отправились на экскурсию – самолёт вечером и нам надо было за день успеть посетить как можно больше памятников. К вечеру объехали таки весь город и немного уставшие поехали в аэропорт.
Самолёт задержался на час и мы попали как раз на пересменку грузчиков в Кольцово, - аэто значит что багаж нам задержат где-то на 30 минут. Ребята ждать не стали - нахватали тележек и давай кататься паровозиком по аэропорту распивая ром купленный в дъюти-фри. Через 1,5 часа багаж нам отдали. Мы с Сашей, Гошей и Танюхой поехали к Светке Романовой, но это уже совсем другая история……………

P.S. Благодаря А. Пластинину, Д . Позднякову и другим спонсорам, в экспедиции крылатой стала фраза: «Вот сидим мы на 3000, кушаем виноград с мёдом и чувствуем себя, прямо скажем, не хреново»

Сакулин Евгений, СГС

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Евгений Сакулин