Сплав по реке Шахдара до г.Хорог с обносом , сплав по реке Гунт до г.Хорог
Памир 
Общая смысловая идея похода

Изучая библиотеку отчетов прошлых лет, мы пришли к выводу, что реки Памира не часто посещаются водниками. По крайней мере, подробных и точных отчетов с лоциями мы не нашли. Идея приобрела очертания и выглядела очень заманчиво. Собрать группу тоже задача не из легких. Некоторые участники познакомились друг с другом только в этом походе. Команда оказалась разновозрастная, с разным уровнем подготовки и опыта водных походов. Был только один постоянный экипаж, всем остальным предстояло проходить спортивное слаживание непосредственно на сложнейшей реке! Средний возраст группы 39,7 лет, разная физическая подготовка. Особо отметили, что сплав начинается на высоте более 3200 метров. Учитывали, что несмотря на высокий личный опыт большинства спортсменов, не все ежегодно ходят в сложные водные путешествия, не принимают участия в соревнованиях. Тем не менее, изучив характер рек, мы поняли, что это именно то, что нам и нужно! Протяженность сплава по каждой из рек сама по себе не большая, в пределах ста километров, но с очень высокой концентрацией самых разнообразных препятствий. Такое сочетание позволит каждому экипажу выбрать то, что ему по силам и опыту, обнести сложные на их взгляд участки. Переезд с реки на реку компенсирует нагрузки и позволит восстановить силы перед штурмом следующей реки. Внимательно оценили вопросы безопасности. Весь маршрут пролегает в населенной зоне, вдоль рек идут автодороги. Постоянное сопровождение группы автомашиной экономит очень много времени и сил участников, значительно ускоряя сам сплав. Почти везде устойчивая мобильная связь. Архив метеопрогнозов позволил твердо надеяться на теплую и сухую погоду в течении всего похода. Из отчетов было ясно, что мы увидим уникальную природу одной из самых высоких горных систем в мире. Было интересно увидеть, как живут люди в таком труднодоступном для нашего понимания месте. И постараться открыть Памир заново!

Из полученной информации сложились тезисы нашего предстоящего путешествия: - интересный туристский район как в спортивном, так и в познавательном

отношениях, подзабытый в силу объективных событий последних десятилетий; - не длинные реки с быстрым течением обладают полным набором

разнообразных по сложности и типу препятствий; - возможность удобного обноса позволяет исключить сложные препятствия

для менее опытных экипажей, легко преодолеть непроходные участки, организовать удобную страховку;

- маршрут идеален с точки зрения транспортной заброски и выхода, максимального обеспечения безопасности, экстренной эвакуации, оказания специализированной помощи;

Варианты подъезда и отъезда

Маршрут очень привлекателен с точки зрения транспортной заброски. За 3,5 часа полета на самолете Boeing 737-400 непосредственно из Казани, преодолев 2700 км, вы сразу попадаете с 55 на 37 параллель северной широты. Кто прочитает наш отчет и соберется на Памир, надо отметить, что полет авиакомпанией «Татарстан» с пересадкой в Казани в среднем на 3 тысячи рублей дешевле прямых рейсов Москва – Душанбе. Из столицы Таджикистана наш путь продолжился на автомашинах. Преодолев более 700 км по головокружительным, захватывающим дух горным серпантинам, с завораживающей панорамой гор Памира, мы были на точке стапеля! Автомобильная

часть пути заняла полтора суток с двумя ночлегами. Как альтернативный вариант, из Душанбе в Хорог летает небольшой самолет Ан-28, в нем 17 мест. На обратном пути мы интересовались возможностью вылететь самолетом, но места распроданы заранее. Без сомнения полет над долиной грозного Пянджа в окружении ледяных шеститысячников мог бы стать очень захватывающим дополнением похода.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Вдоль выбранных нами рек идут автомобильные дороги. Много населенных пунктов. Группу постоянно сопровождает автомашина, что делает аварийный выход предельно быстрым.

Изменения маршрута и их причины

Исключение из плана маршрута реки Язгулем в первую очередь обусловлено сложностью в обеспечении безопасности на воде. Уже при завершении прохождения реки Шахдара было принято такое решение, когда стало ясно, что недостаточно времени для слаживания экипажей трех катамаранов из четырех. Кроме того, один из участников команды получил травму.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

6.09-9.09

     Из Казани до Душанбе долетели хорошо. За перевес багажа денег не взяли. Заранее написали письмо на имя директора «Татавио» (новое название авиакомпании «Татарстан»), за что большое им спасибо! В Душанбе прилетели ночью, где нас встречали машины. Ночевать поехали  на станцию туристов у «Зеленого базара», по предварительной договорённости. С утра занялись до оформлением документов и закупкой продуктов. Нужно оформить регистрацию, а разрешения на въезд в пограничную зону были сделаны заранее фирмой «Таджикавиатур». Из продуктов из Казани взяли кофе, сало, гречку и сухое молоко. Все продукты купили в основном на рынке. В магазине купили овсянку, тушенку и местную колбасу (предварительно попробовав). Документы были готовы к 6 вечера. Сразу же выехали из Душанбе, и к 2 ночи приехали к Голубому озеру. Выехали в 7 утра. Пообедали в ошхоне на подъеме на перевал. К  17.00 приехали в Хорог, перед городом пробили колесо, запасное колесо тоже стало травить, поменяли на запаску с другой машины. К 20.00 выехали из города. Ночевали на берегу Шахдары у поста БАД (таджикский аналог поста ДПС) на выезде из города. С утра водители закупили новые покрышки. Выехали в 10.00 и около 15 часов были на горячих источниках в верховьях  Шахдары.

 

Камни

Искупались в ванне.   Собрали катамараны. Еду приготовили у местных жителей. Есть электроплитка и печка. Одну машину отпустили. Второй микроавтобус остался для сопровождения группы на маршруте.

 

Ванны

10.09.

Первый день: прошли 7 км.

     Погрузив все вещи в микроавтобус, вышли в 10.30.  К 12.30 подошли к Седжскому непроходу 6В. С того места, как дорога по правому берегу начинает уходить вверх, надо быть наготове: впереди начало опаснейшего препятствия реки – Сеждского непрохода. Если группа не собирается штурмовать «непроход», то необходимо зачалиться заранее, где выход на дорогу более удобный. Впереди река делает слабый левый, а потом резкий правый повороты. Скалы сжимают реку и на правом повороте видны большие камни в русле и на левом берегу. Последнее место, где можно зачалиться - в одном из уловов перед большими камнями к левому берегу. Наиболее подготовленная и схоженная двойка К-21 зачалилась на левом берегу, а остальная группа на правом.

     После просмотра порога сверху и снизу, было решено его обвезти (кстати еще один несомненный +, не только обнос, но и обвоз!). Очень много камней и мощная струя, для первого дня похода явно перебор.

Untitled3
Untitled4


     Даже при одной ошибке экипажа последствия не предсказуемы. Обвезли катамараны за водопады. Еду приготовили перед непроходом, где много дров. Встали на ночлег в кишлаке в огороде у дороги после третьего водопада. До темноты осмотрели водопады.

     Первый водопад (6С), высотой около десяти метров, находится в узкой щели. Подойти к нему можно по скалам ПБ. Вся опасность заключается в том, что после падения почти вся вода уходит в отвратительный «карман» левого берега, куда, скорее всего, и попадет все, что упадет сверху. Если этого не бояться или предпринять беспрецедентные меры безопасности, то с водопада прыгнуть реально. Далее следует спокойный участок реки, длиной около 200 метров, где река зажата в узком глубоком каньоне с высотой стенок порядка 70-80 метров. Просмотр сверху со скал ПБ. Дорога в этом месте делает крюк и подходит к реке уже в конце каньона. Водопадный каньон заканчивается отвесным двухметровым и относительно пологим пятиметровым  водопадами (6А-5С), разделенными между собой тридцатиметровым уловом.

Untitled5


Подняться ко второму водопаду можно по скальному урезу левого берега, на который над третьим водопадом перекинут  подвесной мостик. Если идти только третий водопад, то к нему можно подойти непосредственно по камням того же левого берега или через мостик и по правому. Было решено начать прохождение со второго водопада.

Untitled6


11.09.

Второй день: прошли 7 км.

     К 10 утра выставили катамараны для прохождения второго водопада. Одна двойка вышла на страховку в улово левого берега ниже третьего водопада, вторую двойку спустили в карман перед подсосом воды под скалу, сразу за вторым водопадом у левого берега в качестве отбойника. Между водопадами встали страховщики с принудительными чалками. К-2начал прохождение водопада непосредственно перед сливом. Попытка прыгнуть с правого берега на левую часть водопада особо успехом не увенчалась, судно сбило струей в лево и катамаран прошел порог вдоль скалы правого берега. 

Untitled7

Но вышел на ровном киле и зачалился между водопадами у правого берега.

Untitled8

     Остальные экипажи катамаранов от прохождения второго водопада отказались. Третий водопад прошли по очереди  все катамараны, страховали с воды и с берега. Переворот в пороге маловероятен, практически при любом заходе. Первые два К-21 и К-22 прошли вдоль правого берега,

Порог


     а К-4 и  К-23 свалились в яму у левого берегa

Untitled10


     Но все удачно зачалились за водопадом  у правого берега. После перекуса  вышли в 13.00 и к 14.00 подошли к порогу Шахрез.

     Порог «Шахрез» (4 к.с.) - единственный локальный порог на Шахдаре (все остальные пороги объединены в каскады). Находится на 1 км выше устья левого притока р. Баджомдары. После прижима к отвесной скале ЛБ, слева каменистая отмель, справа немного выше тополиная роща. Впереди пешеходный мостик. Чалка перед мостиком к любому берегу. Порог сразу за мостиком. Несколько крупных камней хаотично разбросаны по руслу на участке длинной до 100 м. Есть пологие сливы. Ниже порога более 10 километров разбоев и плесов. Порог прошли после осмотра. 

Четверка порвала оболочку. После ремонта вышли в 15.00. В 17.30 встали на правом берегу у дороги.  Хорошая стоянка с дровами без лишних глаз местных жителей.

 

12.09.

Третий день: прошли 23 км.

     Вышли в 9.30, в 10.00 подошли к порогу «Бедиз».

     Каскад «Бедиз» (5А). Конец плёсового участка с лесом на островах. Река собирается в одно русло, дорога поднимается на 8-10 м. Перед левым поворотом можно зачалиться, если хотите посмотреть каскад Бедиз. Начало на левом повороте. По берегам и в русле крупные камни. Через 200-300 м мост (в начале каскада с воды не виден). ПБ (за дорогой) отвесная скала, на ЛБ сады-огороды. Просмотр с любого берега (можно бр). Длина 300 м, заканчивается на 50 м ниже моста. Много крупных камней по берегам и иногда в русле. Улова есть практически на всём протяжении каскада. Самая сложная часть начинается после правого поворота и заканчивается под мостом.  Порог прошли сходу с взаимостраховкой в конце порога. Через 10 минут сплава подошли к порогу «Сорж».

     Каскад «Сорж» («Цорж») (5В-5С). Резкий правый, затем левый повороты, в русле огромная скала. Мост. Слева приток Вездара. Чалка до моста к ЛБ. Просмотр и страховка с ЛБ. Начинается прорыв 100 м шиверой. После 30 м быстротока.

     1-ая  часть 80 м (5С). В начале очень крупные камни по берегам, которыми русло сильно сжато. Серия сливов на 50 м через каждые 5-10 м. Валы, бочки, гребёнка камней у ПБ на заходе, камни в русле.

     2-ая часть 250 м (5Б-5С). Серия сливов, камней с навалом и валов до крупных камней в русле. В конце улово на ПБ и более подходящее на ЛБ. У нас между первой и второй ступенью чалки не было. Страховка и чалка в конце ступени у ПБ.

     3-ая часть(4 кс) 200-300 м. Шивера-порог. Постепенно (на 1 км) переходит в быстроток. В конце участка нагромождение огромных камней пугает, но вода между ними спокойна.

После  осмотра с дороги левого берега, прошли порог со страховкой в конце основной части порога с левого берега

 

 

Untitled42

Untitled43
 

В 11.15 начали прохождение  3 части каскада Сорж, колонной с взаимостраховкой. Далее до Рошткалинского каскада относительно спокойный сплав. К 12.00 подошли к Рошткалинскому непроходу. Каскад начинается примерно через 1 км после моста, по которому дорога вдоль Шахдары переходит с ЛБ на ПБ. Перед каскадом по широкому ПБ около воды идет поле. Между полем и рекой растут тополя. Отсюда около 400 метров до начала каскада. Впереди видны очень крупные камни на ПБ. На ПБ дорога подходит к реке и идет в 15 м над водой, справа впадает река Трейд, над ней автодорожный мост. Ориентиром может служить отвесная скала ЛБ после слабого левого поворота. Последнее место чалки в устье ручья на ПБ .  Отсюда можно вынести катамараны на дорогу. Удобнее это сделать метров на 100 выше. Длина каскада 1.5 км.                                                                      Каскад начинается чуть выше устья реки Трейд.   

     1-й порог (6С). Очень опасный порог. Длинна 150 м. Серия высоких сливов, затем река зажимается в щель шириной 5-7 м. В щели обливная плита делит поток на две неравные части, большая из которых сильно наваливает на скалу ЛБ , образуя высокий отбойник. После чего, соединяясь, поток наваливает на крупную глыбу, лежащую у ПБ. После резкого правого поворота русло расширяется; на повороте серия из трех сливов и бочек. Отсюда начинается вторая, более простая часть прорыва.

     2-я  часть (5С). Через 30-40-м после 1 го. Длинна 500 м. Хаотичные камни, сливы, валы, бочки.

     3-я  часть (5Б). Длинна около 800 м. Хаотичные камни, сливы, валы, острова из камней, через которые просачивается вода. Затем длинный прижим к ЛБ. Заканчивается под мостом в к-ке Рошткала. Потом река упрощается. До следующего препятствия около 2.5 час. сплава по плесам и разбоям.

Воды очень мало для чистого прохода (фото 13).  Обнесли порог по дороге к 3 части порога. Катамаран К-21 прошел вторую часть порога. В 13.00 пошли дальше с взаимостраховкой  (фото 14).

      В 15.30 подошли к Чагевскому каскаду, где догнали группу Снегирь, решили встать рядом с ней, после прохождения входной шиверы (фото 15). 

 


  Каскад  Чагев. У кишлаков Парзунч и Миденшарв Шахдара входит в Нижнее ущелье, 25 км почти непрерывных порогов до слияния с Гунтом. Ущелье начинается Чагевским каскадом. Каскад плавно переходит в каскад Нижний (разделение условно), затем, после небольшого участка быстротока, переходит в каскад Реджист. Общая длинна каскадов Чагев – Нижний около 9 км. К-д Чагев начинается после плёсов в районе кишлаков Даштак и Парзунч. На локальном правом повороте видны крупные камни начала каскада. Возможным ориентиром является пешеходный мост с опорой в центре реки между кишлаками Парзунч и Миденшарв. ПБ становится обрывистым, впереди видны большие обломки скал. Здесь надо зачалиться.

     Часть 1 (4 кс). Длинна 500 м. Мощная шивера. В начале много крупных камней, в конце остров на правом повороте. В 20 м ниже слияния проток надо зачалиться к ЛБ.

     Часть 2 (5С). На прямом участке. На ЛБ сад, берег огорожен каменной оградой, осмотр по ЛБ. Длина 250 м. Начинается группой расположенных в шахматном порядке крупных обливных камней. Затем серия из сливов. Потом до правого поворота мощная шивера, на правом повороте в русле и по берегам группа крупных камней. За поворотом река падает вниз по большим обливным камням (5-7 м на 40 м). Узкий проход между камнями. Ниже 15 м плес, которым заканчивается порог.

     Часть 3 (5Б-5С). Река становится несколько проще. Цепь порогов и шивер на протяжении около 2,5 км. Мощные сливы, группы камней. Особое внимание следует обратить на шиверу-порог на между правым и левым поворотами вокруг острова в районе кишлака Миденшарв. Через 600 м сложнейшая часть каскада.

     Часть 4 (6В) Через 500 м от края к. Миденшарв. Ориентиры выделить сложно. Река сужается до 20 м, на ЛБ появляется зелень. Навал на огромный камень в центре. На ПБ после камня видны большие глыбы. В центре русла остроконечный очень крупный камень («шлем»). Длинна порога около 100 м. Варианты обноса: (1) обнести порог и предшествующую шиверу, (2) более трудоемко, зачалиться перед непроходом, подняться на 10 м по осыпи на дорогу и обнести непроход.

     Часть 5 (5Б). Постепенно упрощающаяся серия сливов разной конфигурации, длинной около 700 м. В русле валы, бочки. Иногда камни. У берегов группы камней отжимают реку то влево то вправо. Конец участка перед правым поворотом. Река на повороте разливается, становится проще.

13.09.

Четвертый день: прошли  11 км; ч.х.в. 2 часа 30мин.

     Вышли в 9.30. Препятствия начинаются после плавного левого поворота. Пошли сходу, повторяя и корректируя линию движения  впередиидущих катамаранов. Шли с взаимостраховкой с воды. В конце порога после прыжка с обливника четверка пробила баллон. Встали на ремонт после порога на левом берегу в 9.45(фото 16)

      Вышли после ремонта в 10.45. К 12.00 подошли к сложнейшей четвертой части Чагевского каскада. После осмотра порога (фото 17) было решено его обнести.

Четверка не успевает чисто пройти в лабиринте камней, для двойки есть большая вероятность киля, а качественно организовать страховку в этом длинном насыщенном препятствии русле проблематично. Осмотр и обнос порога по дороге правого берега занял около часа. Далее пошли колонной с взаимостраховкой на сложных участках.

     Каскад «Нижний». Через 200-400 м после к-да Чагев. Фон около 4 кс. Короткие мощные пороги-ступени, как правило, в сужении русла, разделенные участками быстротока.

     Часть 1. (4-5 кс) За начало можно принять место, откуда становится виден, основательный пешеходный мост в р-не к. Чагев. Цепочка практически непрерывных шивер, порогов (2-2,5 км). Сливы, большие бочки. Выделяется участок после зигзага правый/левый повороты перед третьим мостом. Есть места, где река перегорожена глыбами, но проходы имеются. Заканчивается за третьим по счёту мостом (автомобильным) от начала (включая тот, что служит ориентиром начала каскада).

     Часть 2 (5С) 1,2-1,5 км после моста. После левого поворота в русле большие глыбы. На ПБ к Тавдем, ПБ отгорожен забором. Над серединой порога мост. Сложный порог с серией высоких крутых узких сливов в первой ступени, слева мелкая протока. Вторая ступень – группа крупных камней, навалы на камни, бочки.

    Часть 3 (5В) Через 1,5 км после 2-й части. На правом повороте в русле большие глыбы. Справа всё ещё кишлак Тавдем. Порог выделен в описании как последний в каскаде, на самом деле между Ч2 и Ч3 есть несколько мест, близких по сложности к Ч3. Осмотр с ПБ затруднён тем, что основная ступень находится в левой протоке, а в правой протоке мелко. Начинается на правом повороте прижимом к ЛБ, затем серия пологих сливов и бочек на протяжении 100 м.

     На одной из чалок четверки после препятствия, Воробьев Д.С. ударил колено о камень. Подойдя к последнему препятствию  первой части Нижнего каскада  в 14.00, было решено для прохождения его сделать замену. Порог проходили со страховкой с берега. Двойка успевали зайти в улово у левого берега

     четверка шла напрямую с наездом на камень, для маневров из за большой инерции не хватает места и времени.

      Просмотр и прохождение порога заняло полтора часа. Из-за травмированного было решено искать место для ночлега и за мостом была найдена прекрасная поляна.  Были проведены лечебно профилактические процедуры у двух участников похода.

 

14.09.

Пятый день.

    Травмированная нога Воробьева не смотря на принятые меры отказывалась сгибаться, у тяжеловеса Маршалова тоже с ножками было не все хорошо, поэтому было решено разобрать катамаран менее опытных участников, а экипаж, Дубинина и Боровкова, пересадить на четверку. В данном случае четверка только выиграла в маневренности, так как она стала легче на 50 кг. Вышли тремя экипажами в 9.00, скорость прохождения препятствий тремя экипажами намного выросла. Машина с двумя больными ехала до очередного  серьезного препятствия, по рации сообщалась место очередной чалки для осмотра порога. Такой тандем оказался очень полезным, скорость и безопасность прохождения реки возросла. В 9.15 подошли ко второй части нижнего каскада. После просмотра проходили по очереди с промежуточной чалкой сразу за мостом. Проходили разными вариантами, двойка К-22 траверсировала к левому  берегу и там проходила наиболее сложную часть препятствия.

     Четверка и первая двойка проходили традиционно вдоль левого берега, не обходилось без наездов на камни в последних сливах

 

     В 9. 45 закончили прохождение второй части.

     К каскаду «Реджист» подошли в 10.30,

     Каскад Реджист. Находится в районе кишлака Хидорджев. Длина около 500 м. Осматривать по дороге на ПБ. Начинается через 50-100 м после пешеходного моста, заканчивается после автомобильного. Это мощный и длинный порог, состоящий из множества следующих друг за другом сливов. В каскаде 3 ступени.

     Первая  ступень (5А). Начинается в 50 м ниже пешеходного моста. Река сжата скалой у ПБ и полуобливным камнем у ЛБ. В сужении слив и валы. Дальше навалы на ПБ и на ЛБ.

     Вторая  ступень (5С) Сразу за первой. Река слева забита камнями. Горка длиной 20 м с падением 4-5 м. За горкой в центре скала, мешающая уходу от надводного камня, на который идет мощный навал воды. Ступень заканчивается участком быстротока.

     Третья  ступень (4-5 кс) начинается под автомобильным мостом мощным крутым сливом. Ниже правая часть реки перекрыта камнями, а в левой еще два мощных, но пологих слива.

     После осмотра по правому берегу, двойки прошли тандемом  со страховкой с берега 

     Четверка прошла после прохождения двоек и установки страховки.

     Закончили прохождение второй ступени каскада Реджист в 11.15. Третью ступень прошли колонной. Дальше  пару км сплава по несложным шиверам. После этого река делает левый поворот, ЛБ переходит в 100 м обрыв, ПБ поднимается над водой и кишлак на нем сменяет поле. Ниже прямо у воды дом с садом. Это ориентир порога.

     Порог (5А) начинается на прямом участке и продолжается около 200 м. Мощный порог, проходимый по основной струе.

     К порогу подошли к 12.00. После осмотра прошли по очереди с подстраховкой.

     Дальше около часа сплава сначала по мощным и красивым шиверам и коротким порогам (4-5 кс), а потом по спокойному участку реки. На ЛБ ворота и плакаты, сообщающие, что вы въезжаете в Хорог. Дорога уходит вверх. Река поворачивает налево, впереди в русле видны большие камни. Это ориентир последнего сложного участка сплава.

     Каскад «Последний». Начинается на прямом участке реки короткой шиверой, которая проходится по основной струе. Далее порог 5А к.с. Мощные водоскаты. Дальше до подвесного моста мощная шивера, а за ней следующий более сложный порог.

     Порог (5В). Начинается узкими проходами между большими камнями. Ниже в центре реки выступает верхушка скалы, за ней в реке гребенка камней. В 20 м ниже река сжимается скалами и падает вниз пологим сливом. Сразу за сливом тридцатиметровый участок быстротока, потом шивера с валами. Дальше в русле стоят отдельные камни, на которые наваливает вода, проходы широкие с валами. Пороги проходили с разведкой  колонной. Дальше можно выделить еще не сложную (4-5 кс), но мощную шиверу под автомостом. В шивере обливные камни, сливы, валы. Чалка и выход на дорогу на окраине Хорога. Можно плыть дальше по Шахдаре до впадения в Гунт и около 3 км Гунту до больницы. Валы, простые шиверы. Около больницы (за трехэтажным зданием на ЛБ, выходящим прямо на реку) удобная чалка и выход на ЛБ. Проблема одна: в Хороге идет стройка, и эту удобную чалку могут застроить. 

В 15.00 часов зачалились в Хороге перед мостом через Гунт, где на берегу разобрали катамараны и договорились с местным жителем о ночлеге. Из купленных продуктов хозяйкой дома нам был приготовлен вкусный плов

 


 

15.09.

Шестой день.

Рано утром съездили на рынок, купили необходимые товары и продукты, за 150 сомони (около 1000 рублей) договорились с машиной (маленький китайский минивен) о заброске до горячих источников 7 человек. До источников 110 км по дороге. В 8.00 двумя машинами выехали в верховья Гунта. По дороге в 9.30 позавтракали в очень приличном кафе.

 

     Доехали до хорошо, но давно оборудованных источников. Искупавшись в них, решили, что эта пошарканная цивилизация нам не подходит. Вернулись немного назад, к ванне в срубе, с одиноким дедушкой хозяином.

 

     Тут нас все удовлетворяло,  почти природные ванны, отсутствие других людей, хорошее место для ночлега, возможность приготовить пищу (фото). Было решено сделать дневку и совершить радиальный выход в сторону взорванных рубиновых шахт.

 

16.09.

Седьмой день: проплыли 35 км,  ч.х.в. 7 часа.

     Приняли горячую целебную ванну перед завтраком.

 

     В 9.00 вышли в радиальную прогулку. Двое участников остались, для них была поставлена задача купить барана и приготовить жаркое. Перешли через Гунт по подвесному мостику. Вышли на заброшенную дорогу и пошли вверх по ручью.

 

     Поднялись до высоты 4200 м.

Группа


 

Untitled37

     Кожевников как самый подготовленный участник, поднялся выше на 100м и дошел до озера. Вернулись к 16.00. Баранина уже готовилась, из-за большой высоты приготовление идет медленно. Очень приятно после пешей прогулки расслабится в горячей ванне. Вечером на ужин пришел чабан и хозяин с племянником. Мясо доедали два дня.

17.09.

Восьмой день: проплыли 41 км, ч.х.в. 6 час;

     Приняв утреннюю ванну.

Ванны


     В 7.00 двумя рейсами отъехали на 50 км вниз по реке. На хорошем ровном месте с дровами и без местных жителей, собрали катамараны. Вышли в 12.00

Untitled39


     Через 15 минут дошли до Чартымского завала.

     Чартымский  завал (6 С). Правый поворот. На ЛБ песчано-галечная отмель. Справа навал крупных камней. Длина 300 м. Множество очень крупных камней сложенных крайне разнообразно.

 

Untitled40

      Высокие узкие (даже для каяка) сливы. Обнос по дороге ЛБ. Последние 100 м можно пройти (кс 6а), но очень сложный спуск катамаранов.

 

Красота

После осмотра и обноса прорыва  катамаран К-11 спустили для прохождения выходной части прорыва. Экипаж успешно прошел выходную часть. 

Untitled42
Untitled43


     После прохождения, произошел неприятный момент, местный пьяный участковый (суббота) отобрал права у нашего водителя за вроде как неправильный экологический талон, на наши претензии к нему, наехал на нас что он за нас отвечает и какое мы имеем право проходить порог. Показали маршрутку, посмотрев её «вверх ногами» он сказал, что все  в порядке и за 4 сомони отдал права водителя.

Untitled44
 

     В 15.00 пошли дальше. В 16 часов зачалились на стоянку перед началом Вирского каскада.  Прекрасная стоянка недалеко от дороги, много дров.

 

18.09.

Девятый день: проплыли 6 км, ч.х.в. 3 часа 30 мин.

     Вышли в 9 часов.

     Вирский каскад (5А). Плавный левый поворот перед к. Вир после очередного подвесного моста. Река собирается в одно русло, турбулентность увеличивается, начинает угадываться падение. Серия мощных, беспрерывно идущих шивер, общей протяженностью порядка 8 км. Препятствия технически несложные, но мощные. Место окончания каскада условно в долине реки Зувордара (ширина долины около 2-х км). Шли походной колонной. Прохождение заняло около 45 минут. Берега низкие, дорога идет по ЛБ, но на значительном удалении от воды. Концом каскада можно считать кишлак Штам на ПБ реки. В районе кишлака Штам Гунт немного успокаивается, но ненадолго – через семь-восемь минут необходимо зачалиться для просмотра порога «Девяткова». К порогу подошли к 10часам.

     Порог Девяткова (5А). Начинается после правого поворота, слева видна дорога. Очень красивый, с декорациями в русле в виде крупных обломков скал, раскиданных после взрывных работ при прокладывании дороги . Общая протяженность ~1,5км. Выделяется первая часть порога – до левого поворота и вторая – после поворота. Осмотр по дороге ЛБ.

     После осмотра  первую часть порога проходили по очереди со страховкой.

Untitled45
Untitled47


  Вторую часть порога прошли колонной.  От порога «Девяткова» до следующего именного препятствия Гунта – порога «Демьяновского» порядка 40-45 минут сплава. Река на этом участке неспешно шиверит, собирая свои силы для следующего броска через пороги.

     Порог Демьяновский (6А). Второй глобальный правый поворот после пор. Девяткова. Окончание разбоев, впереди ПБ – скальная стена, в русле несколько крупных камней. Длина около 1 км плюс 300-500м выходная шивера. Осмотр по ЛБ. Мощный и сложный. ПБ на протяжении всего порога отвесная скальная стена. Бочки, сливы. Мощная основная струя с валами. В основном, идется справа у скалы. Порог можно разбить на две ступени и проходить по частям. Потом мост в к. Дехмиена, выходная шивера продолжается после моста 100-150 м.

Untitled48


Порог после осмотра начали проходить в 12.00. Первая проходила четверка с заменой травмированного Вроробьева (нога в одном из сливов получила лишнюю нагрузку и опять с трудом сгибалась) Минзяновым.

Жестокая река


      При чалке на правый берег после основной части порога вошли боком в небольшую бочку, где неплохо тряхнуло.

      Первые две двойки легко прошли порог, последний малоопытный экипаж немного замешкался на заходе, но концовку прошел идеально выдержав намеченную линию движения.

Untitled50
Untitled51
Горная тишина
Untitled53


      После прохождения основной части порога, в 13.30 колонной сплавились до моста. Там решили  катамаран К-22 разобрать. Заменили травмированного Воробьева Абсалямовым.  А ветерану Кожевникову дать немного передохнуть. После перекуса тремя катамаранами колонной пошли дальше, а машина с двумя участниками осталась разбирать катамаран.

     Крутопадающие шиверы (5А). Начинаются после к. Горджвин (около 8 км от Демьяновского порога). Плавный ЛП и более крутой ПП. Пешеходный мост. Каскад мощных шивер, самая сложная во второй половине каскада, ближе к финишу просто валы до 2 м. Иногда, между шиверами недлинные участки быстротока. Окончание участка у к. Ривак (на глобальном правом повороте). Общая длинна 2-3 км. Далее несколько км до плотины Памирской ГЭС и следующего препятствия.

     К вечеру дует очень сильный встречный ветер. В шиверах катамаран почти зависает. А на прогонах приходилось грести. С большим трудом к 17.00 подошли к забору ГЭС.

 

      Там нас у дороги ждала машина, на правом берегу в огороде у дороги был разбит бивуак, дрова есть.

19.08.

Десятый день.

     С утра после осмотра порога «Сюрприз», взвешивания всех за и против, было решено что дальше «в бой пойдут одни старики». Тяжеловеса Маршалова, травмированного Воробьева и малоопытную двойку К-23 списали в группу сопровождения. Двойку К-23 разобрали, а усиленная четверка и К-11 стартовали тандемом  от правого берега из под платины в 10.00. Порогом «Сюрприз» начинаются препятствия нижнего течения Гунта, и створки плотины гидроэлектростанции, построенной здесь недавно, являются их своеобразными воротами. Небольшая часть воды отводится по каналу для работы турбины электростанции. Зачалились перед основной частью порога на левый берег.

     Каскад Сюрприз (6А). Каскад «Сюрприз» начинаются препятствия нижнего течения. Начало за плотиной Тангской ГЭС. Осмотр порога и обнос плотины по ЛБ по старой дороге. Длинна порога около 3 км. Мощный каскад  порог-шивер с двумя порогами 6А кс в середине. Идется с промежуточными чалками. За ориентир середины порога можно считать крупный каменистую россыпь камней в русле. В основном, мощные элементы, характерные для порогов как то: бочки, камни, сливы, навалы – расположенные далеко друг от друга, что дает возможность для маневра по всей ширине русла. Порог опасен, так как эффективная страховка на нем невозможна, а мощь и протяженность препятствия велики.

     После просмотра, порог прошли тандемом с промежуточной чалкой с взаимостраховкой. Проводили видеосъемку от старой дороги по левому берегу. Такие протяженные и насыщенные препятствия идти тандемом безопаснее, чем страховать с берега. В дальнейшем все протяженные препятствия мы шли тандемом: двойка первая как более динамичное и слаженное судно, а четверка идет, учитывая линию движения двойки и всегда готовая догнать и подстраховать.

     Разделение от следующего препятствия – порога «Чертов мост» довольно условно – участок быстротока порядка 200-300 метров. После него становится виден старый мост, за сотню метров до которого неплохо бы причалить к ЛБ для разведки.

     Порог «Чертов мост» (5В). Начинается под старым недействующим мостом и тянется порядка 300 метров до нового автомобильного моста. По своему характеру препятствие напоминает какую-нибудь часть «Сюрприза», и можно даже считать его продолжением этого порога. Сам по себе технически не сложен, но довольно мощный. Открытых камней в русле нет, только валы и сильная турбулентность.

 

     После осмотра порог прошли тандемом. На следующих трех-четырех километрах Гунт снова продолжает мощно шиверить. В русле попадаются действительно серьезные бочки. По левому берегу в прямой видимости проходит дорога. Перед порогом «Пьедестал» зачалились на левый берег.

     Порог «Пьедестал» (5В). Один из немногих локальных порогов на реке. Длина ~60м. Весь поток валит на огромную плиту, перегораживающую весь центр русла, оставляя узкие нетривиальные проходы под берегами.

     После осмотра порога, выставили страховку с левого берега после плиты. Четверка решила обойти камень слева. Заходя в слив перед камнем с правого берега, был недооценен сам слив.

 

Untitled56
Untitled55

     Проходить его под углом оказалось небезопасно. Поэтому прострелить  его и уйти в улово под левым берегом не удалось. Катамаран заехал боком на камень и перевернуло

     Катамаран был туту же зачален спасконцом к левому берегу. Получился учебно-показательный киль. Двойка  с телемарком уверенно обошла камень с права.

     До следующего именного порога «Безымянный» минут пять сплава. Течение быстрое; как и ранее по всему руслу то и дело встречаются совсем не маленькие бочки.

     Порог «Безымянный» (4С). Короткий, находится под подвесным мостом, в русле несколько камней, вокруг которых обтекает вода. Совершенно не выделяется даже фоне шивер.

     Порог прошли тандемом без осмотра. Дальше, на протяжении примерно двадцати минут, продолжаются шиверы средней сложности, усложняющиеся на поворотах реки.

Впереди видно сужение, на ЛБ кишлак – это ориентиры красивого и сложного порога «Олимпийский».

 

     Порог «Олимпийский» (или «Вольный ветер») (5В). Просмотр по ЛБ. Интересный порог трекового типа. Начинается сильной бочкой по центру русла на слабом ЛП, после чего русло закладывает петлю под ПБ, образуя мощный трек с камнями и навалами. Трек заканчивается сливом и навалом на скалу ЛБ. После порога большой плес. Просмотрели порог по крупноглыбовому левому берегу. После чего прошли его по очереди. Четверка наехала в конце порога на камень.

Untitled57
Untitled58
Untitled59


     После плеса метров через двести впереди виден мост Памирского тракта. Под ним находится сложный слив. Зачалились перед порогом на правый берег в 15.00, куда подходит дорога.

     «Слив под мостом Памирского тракта» (5В). Перед мостом река немного разливается, просмотр с ПБ и с моста. Представляет собой мощный слив под мостом в сужении русла. От левого берега идет высокий косой вал.  Опасен тем, что в непосредственной близости от него, за поворотом, находится водопад «Вертушка», и в случае переворота есть определенный риск уйти в водопад. От предыдущего порога до водопада «Вертушка» порядка 150м. Сначала на реке локальный ЛП, потом ПП, на котором нужно чалиться на ЛБ.

     Водопад «Вертушка» (6С). Название полностью оправдывает себя: вся река сжимается до 4-5 метров и двумя винтообразными водопадными ступенями сваливается в мощный непроносной котел , после которого вода начинает течь только метров через десять. Обнос по крупноглыбовому левому берегу.

     Осмотрев слив решили, что на сегодня приключений нам уже хватит, пора искать место для ночлега. Проехав на машине вперед, нашли приемлемое место у реки куда может подъехать машина и нет местного населения. Было решено обвести катамараны да места стоянки. Просмотрели реку с машины до поста милиции.

20.09.

Одиннадцатый день: проплыли 3 км,  ч.х.в.  30 мин.

     Вышли в 8.00. Как всегда двойка первая четверка в метрах 50 сзади. В порогах четверка идет немного быстрее. Незадолго до того как она начинает уходить наверх, на склон хребта, начинаются очень мощные «Тоннельные» пороги.  

     «Тоннельные» пороги (6А-6В) Названы так, потому что дорога на больших участках проходит высоко над рекой в искусственных тоннелях.  Начинаются после поста милиции, на плавном левом повороте. Протяженность порядка двух километров. Очень мощные препятствия.  Сильная струя, по всей ширине русла встречаются крупные бочки, валы и мощные турбулентные струи. Ширина русла от 15 до 50-ти метров.

     Зачалились к левому берегу перед началом сложного участка на левом повороте реки. Ориентир начала сложного участка - вход дороги в первый туннель. Осмотр показал что препятствие очень длинное и не очень сложное в пределах видимости. Пошли как обычно тандемом. Порог проходили под правым берегом, обходя при возможностях бочки. Пороги как и обещали в начале были на уровне 6А, затем река начала усложнятся, начался порог который можно уверенно считать самым сложным на маршруте. Хорошего места для чалки нет двойка шла на грани выживаемости, уйти со струи очень сложно. Сложнейшее место оказалось на плавном правом повороте, посреди реки стоит огромный камень перед ним нагромождение камней, струя делится на два прохода. Основная струя уходит под левый берег, где после слива большая бочка с пенным котлом и прижимом к левому берегу. Правый проход малорасходный, но с лавировкой между камнями. Нужно уйти вправо но на такой скорости и насыщенности препятствия сделать это чрезвычайно сложно, двойка с трудом проскочила, а четверка наехала на камень. Передохнув и отдышавшись, задом по треку съехали в левую часть порога. Далее река немного успокаивается и до плотины метров 300 идет порог-шивера 5С. В заключительной части четверка  порвала правую оболочку об острый прибрежный камень. Двойка зачалилась на левый берег, быстро обнесла плотину и перечалилась на правый берег после плотины. Четверка зачалилась  на правый  берег чуть раньше для ремонта, и по дороге обнесла плотину, где на ровном месте у плотину заклеили дыру.

 

     Во время ремонта просмотрели реку на километр ниже и наметили место следующей чалки. Обнос плотины возможен как по левому берегу, так и по правому, правда по левому берегу короче и легче!

Плотина


     Нижний каскад 6А-6В.


    
Первый сложный участок находится в 500 метрах ниже плотины (проходили под левым берегом),на левом повороте реки. Хороший просмотр по правому берегу,  вдоль обводного канала идет дорога с которой можно  спуститься вплотную к реке для детального просмотра.  Шли также, как и тоннельный порог тандемом, со взаимостраховкой.
     Протяженность этого участка около 400 метров, он представляет собой зигзагообразный проход (левый и правый повороты реки). На левом повороте полуобливные камни, сразу за ними по правому берегу стоит огромный валун, к которому жмет поток воды, затем на правом повороте вдоль левого берега большие бочки и камни. Линию движения наметили с берега, которую удачно и выдержали оба ката. Заходили по центру, огибая серию полуобливных камней по левому берегу, затем смещались влево, уходя от скалы и далее резко вправо пытаясь обойти бочки.                        Зачалились на правом берегу после дырявой водопроводной трубы над рекой и ручья на правом берегу реки.

Untitled61


     Второй сложный участок нижнего каскада начинается через 800-900 метров и представляет собой каньон шириной 8-10 метров , в котором находятся несколько сливов идущих друг за другом, высотой от 1 до 1,5 метров. Каньонный участок начинается локальным левым и правым поворотом и пешеходным мостиком над рекой. Шли без разведки, тандемом. Двойка, пробив первую более слабую бочку, ушла под правый берег зацепив мощную бочару одним пилоном, а третью обойдя полностью. Катамаран четверка шел по центру удачно пробивая все бочки. Далее река успокаивается и после правого поворота слева впадает река Шахдара. Финишировали в 11.30.

      Гунт пройден!

 

Группа

     Спортивная часть похода закончена. Все довольны, поздравляют друг друга. Немного жаль, что не все экипажи дошли до победного конца, но, в целом, группа выполнила поставленную перед ней задачу – в сжатые сроки по максимуму пройти две красивейших реки Памира – Шахдару и Гунт.

     От прохождения реки Язгулем мы отказались примерно в середине похода, нам не хватает времени для безопасного прохождения.

     Зачалились для разборки на правом берегу в метрах 500 ниже моста, прекрасный травянистый парк с высоченными яблонями, удобный подъезд. Быстро разобрались, подъехала вторая машин, выехали в направление Душанбе. Ночевали на т/б «Голубое озеро».

Достопримечательности и природные объекты

          Почти для всех членов нашей команды район похода был новым. Знакомства с достопримечательностями мы начали еще в столице Таджикистана. Душанбе – город молодой. Его строили в 30-е годы ХХ века специально, как столицу советского Таджикистана и поэтому древних памятников истории и культуры нет, зато много красивых памятников знаменитым ученым и просветителям древности. Центр города очень зеленый. Вдоль улиц проложены арыки. Много фонтанов, а выросшие за 70 – 80 лет огромные деревья на центральных улицах создают зеленый коридор.  Можно посетить традиционные музеи – Национальный краеведческий (пересечение ул.Айни и пр.Рудаки), и музей Этнографии (ул.Ак.Раджабова,9). Есть музей музыкальных инструментов (ул.Бохтар,23). Несомненные достопримечательности Душанбе – рынки. «Зеленый базар» (рынок Шох-Мансур) в самом центре города и огромный «Саховат» в южной части. Есть несколько рынков поменьше. Все необходимые продукты в поход мы приобретали в основном на рынках, нет никакой необходимости что-то везти с собой, тем более, если летишь самолетом. Общественное питание на любой вкус. Как традиционное местное, так и вполне привычные нам кафе с русской и европейской кухней.

После оформления всех формальностей по получению временной регистрации и разрешений на въезд в пограничную зону, мы совершили более чем 700-километровое ралли по Памиру. Уже сама поездка – приключение! Мы проехали по маршруту Душанбе – Вахдат – Обигарм – Тавильдара – Калайхум – Хорог. Поднялись по горному серпантину на перевал Хабурабат 3252 метра. Затем автомобильный слалом по берегу Пянджа и прибыли в Хорог.    Хорог – столица Горного Бадахшана, единственный настоящий городок на Памире, протянулся на 10 км вдоль рек Пяндж и Гунт. Из достопримечательностей в Хороге – самый высокогорный в СНГ Ботанический сад, поднимающийся до 3600 метров над уровнем моря. Затем наш путь лежал вверх по Шахдаре до точки начала сплава. Каков был наш восторг от первых горячих источников на точке стапеля, передать невозможно, как невозможно передать и ощущения, погружаясь в горячую воду на высоте 3200 м! Усталость после многотрудной дороги снимает как рукой! Юго-Западный Памир известен своими горячими источниками. Особенно много их по дороге от Хорога в сторону Ишкашима, и самый знаменитый из них Гарм-Чишма. К сожалению до него мы не добрались, он южнее нашей нитки маршрута, но всем рекомендуем запланировать один день для посещения.

Завершив прохождение Шахдары, мы отправились в верховья реки Гунт, заранее зная, что и там есть горячие минеральные источники. Местечко называется Джеланды, расположено на высоте 3500 метров над уровнем моря. В начале мы посетили верхние источники. Они представляют собой некое подобие примитивного курорта. Есть что-то похожее на маленькую гостиницу. К сожалению все очень запущено и не уютно. Но нам, походникам, привыкшим ночевать под вечным звездным небом, прикосновение к цивилизации сейчас ни к чему. И мы возвращаемся на почти дикий горячий источник, оставшийся в пяти километрах ранее. Он состоит из двух ванн. Одна отлита из бетона размером 4 х 4 метра и расположена в срубе. Вторая – углубление в земле 1,5 х 2,5 метра, обложенное камнями, чтобы защитить от постоянно дующего ветра.  Вода очень горячая. Разумеется источники не совсем «дикие». Это частная собственность, рядом расположен небольшой домик, где мы нашли гостеприимный приют у хозяина – почтенного памирца «дяди Саши». Неземное удовольствие заставит нас провести на источниках 1,5 суток, которые команда честно заслужила. На следующий день желающие совершили радиальный выход по долине ручья до высоты 4200 метров, а оставшимся дежурным было поручено купить барана и приготовить из него жаркое. Пешая прогулка в середине водного похода, который постоянно сопровождает машина, пошла только на пользу.

На обратном пути, не доезжая 90 км до Душанбе, мы заехали еще на один источник недалеко от населенного пункта Обигарм. После Джеланды он не произвел на нас впечатления. Но в 50 км от столицы есть настоящий курорт, построенный еще при советской власти – Khojaobigarm (так он называется на карте). Дорога до него идет вдоль реки Кафирниган, она платная и лучшая в Таджикистане. Сам курорт расположен в очень живописном ущелье. До 16 часов работают ванны, можно получить физиотерапевтические процедуры, все стоит очень не дорого. Мы приехали позже и нам подсказали, что рядом есть новый небольшой  частный курорт «Сароб». Мы принимали сероводородную сауну и снова купались в теплой минеральной воде. Кстати «Сароб» - отличное место, чтобы провести там 2 – 3 дня. 

Большое впечатление на нас произвело общение с местными жителями. Уважение старших, почитание и сохранение традиций семьи и общины, трудолюбие, этими качествами обладают народы Таджикистана и Памира. Именно благодаря обычаю исключительного радушия, мы сразу почувствовали себя желанными гостями в этом благодатном крае. Гостеприимны не только простые местные жители. Гостеприимны милиционеры, сотрудники постов БАД (аналог нашего ДПС) где мы однажды и заночевали по соседству с их любезного приглашения. Гостеприимны таможенные служащие и пограничники и у нас создалось впечатление, что они искренне удивлены, что между Россией и Таджикистаном существует граница.  Все  стараются как можно быстрее соблюсти формальности, не утруждать приехавших гостей, при этом обязательно будут улыбаться, с удовольствием с вами поговорят, ответят на любой вопрос и пожелают хорошо провести отдых у них в стране. Если мы останавливались на ночлег в кишлаке, то житель ближайшего дома подходил и приглашал всю нашу группу к себе. Отказываться не принято и мы как правило выбирали средний вариант. Жили у хозяина в саду, или в достархане. Там же готовили еду, нам пекли лепешки, угощали фруктами. Соседи приходили побеседовать, а вездесущие дети глазели на наши странные для них катамараны, нашу спортивную экипировку и готовы были во всем помогать. Невозможно не заметить почти абсолютную трезвость всего общества. При очень низкой цене на водку, все к ней равнодушны, а встретить на улице выпившего человека большая редкость. Радушие и теплый приём заслуживают самой высокой благодарности от нас, как гостей Таджикистана и уважения ко всем народам этой гостеприимной страны.

Стоимость транспорта и проживания

                Самолет из Казани в Душанбе и обратно обошелся нам в 16500 рублей на человека. Если есть возможность планировать поход еще зимой, то можно еще сэкономить, купив билеты за полгода. Авиакомпания «Татарстан» обязательно предоставит скидку на группу. Еще раз обращаем внимание, что полет из другого города с пересадкой в Казани вполне может оказаться дешевле, чем к примеру пересадка в московском авиаузле. К тому же парк воздушных судов авиакомпании «Татарстан» состоит в основном из новых «Boeing-737» Провоз сверхнормативного багажа стоит 105 рублей за 1 кг, но в нашем случае авиакомпания «Татарстан» любезно не взимала плату за 165 кг сверх разрешенных 200 кг на 10 человек команды.

Об автомашинах мы договорились заранее. На Памир ходят альпинисты и они дали нам координаты водителей, занимающихся перевозками групп. За доставку из Душанбе на Шахдару с нас попросили по 20 тысяч рублей за каждую автомашину. Мы ожидали увидеть привычные нам автомашины УАЗ, но были изумлены и приятно удивлены когда ночью в аэропорту нас встречали две иномарки. Одна из них останется с нами весь маршрут за 1000 рублей в сутки + заправка. Нужно учитывать, что бензин в Таджикистане дороже чем в России. Его цена доходила до 38 рублей за литр.

В Душанбе было необходимо оформить временную регистрацию и получить разрешение на въезд в погранзону Горно-Бадахшанской автономной области. На эти формальности мы отвели сутки, а  значит нужно было где-то разместиться. И снова к нам на помощь пришли друзья-альпинисты и порекомендовали очень оригинальное на наш взгляд место - Республиканскую станцию туристов. Она расположена напротив северного входа на Зеленый базар, в самом центре Душанбе, рядом с Министерством образования. Большая огороженная территория, вся в зелени. Размещение в жилищах-вагончиках с кроватями и чистым бельем. По центру - большая травянистая поляна под деревьями, где желающие могут ставить палатки или просто расстелить спальник.  Санузел к сожалению заслуживает критики. Стоимость – 25 сомони или около 5 долларов с человека в сутки, вне зависимости пойдете вы в вагончик или останетесь на поляне.

После того, как мы прибыли на Шахдару одна машина ушла, вторая осталась с нами на весь маршрут, а водитель Надир стал нашим 11 членом команды. После прохождения Шахдары наш путь лежал на Гунт, предстояло проехать около 120 км. Вторую машину наняли на Хорогском базаре за 1000 рублей. Это был китайский не то минивэн, не то микроавтобус. Узкая, низкая машинка с маленькими колесами, гремящим корпусом, но на удивление мощным двигателем. Конечно в нем было тесно, жестко и тряско, но мы же рассчитывали вначале вообще на УАЗ!

Стоит сразу отметить, что нанять машину на месте будет дешевле, чем заранее договариваться. На всех рынках стоят машины самых разных марок и на любой вкус, готовые везти вас в любую точку Таджикистана. Именно поэтому обратно мы уже ехали не за 20 тысяч с машины, а заплатили всего 28 тысяч за обе иномарки. Водители не долго раздумывая сделали скидку, как и принято на азиатском базаре. Нанимая машину будет лучше, чтобы водитель был жителем Памира или хотя бы хорошо знал тот район.

Официальные дела нам оформляла туристическая фирма «Таджикавиатур». А непосредственно мы поддерживали контакт с Дмитрием Мельничковым. Стоимость оформления регистрации временного пребывания и разрешения на въезд в погранзону стоит в «Таджикавиатуре» по 40 долларов с человека за каждый документ. Это конечно не дешево, если считать, что сама пошлина стоит по 75 сомони, или около 600 рублей. Но улаживать формальности самостоятельно скучное занятие. Образовавшееся свободное время в ожидании документов мы посвятили прогулкам по Душанбе, приобрели продукты на маршрут.

 

Контакты и литература


Авиакомпания «Татарстан» в Казани +7 (843) 267-86-83, отдел продаж         254-00-62.

Представительство авиакомпании «Татарстан» в Таджикистане (992) 372-230-969, находится на противоположной стороне почти напротив главного входа на Зеленый рынок, на улице Lakhuti.

О транспорте мы договаривались еще из Казани с Галиматом (992)935-886-509. Водитель Надир (992) 935-985-710 – наш постоянный, надежный и очень ответственный спутник во время всего маршрута. Не просто водитель, а переводчик, и пресс-секретарь, ответственный за связи с общественностью и официальными органами власти. Единственное, чего нам не удалось, так это прокатить Надира на катамаране, даже в качестве пассажира!

Республиканская станция туристов, адрес: ул. Мухамад (бывшая Чехова) дом 13/1. Зовут администратора Эмом, его телефон: (992) 919-555-287.

«Таджикавиатур» Дмитрий Мельничков (992) 372-274-725 электронная почта: dmelnichkov@hotmail.

Антон Кротов «Таджикистан. Памир» Практический транспортный путеводитель М., «Гео-МТ» 2011 ISBN 978-5-98296-064-1.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Опубликовала Эвелина Вор