Турция / Спортивный туризм | Автостоп | Самостоятельная поездка

Впервые за границу, или через 6 стран в «свободном полёте»

30 июня - 23 июля 2000 г.
13 июля. 14-ый день путешествия.

Как всегда ранний подъём, и я иду купаться в море. Я стараюсь купаться всегда и везде при любой температуре воды. Ильдар к воде и купанию относится умеренно положительно, если не сказать настороженно. В кемпинге имелся душ.
Я предлагаю напарнику остаться здесь на денёк: поваляться на песочке, покупаться в море, расслабиться. Ильдар – человек движения, он с трудом переживает время бездействия. Решаем ехать дальше.
На завтрак у нас сочная сладкая дыня. Выходим на шоссе. Движения транспорта не наблюдается. Наконец появляется грузовик красного цвета компании Крайслер. С волнением я подбегаю к водителю и произношу следующие фразы: «Салам алейкум! Нерейе гидейорсан?» (Здравствуйте! Куда вы едете?) Водитель что-то бормочет в ответ по-турецки, я его не понимаю. Сую ему под нос карту, указывая место, где мы находимся и куда нам надо. Названия пунктов на турецком языке, поэтому скоро он нам сообщает, что едет до Коджаали, т. е. нам по пути с ним 20 км. Это нас устраивает, т. к. машин вообще нет.
Поехали. Почти всю дорогу молчали, от волнения позабыли все турецкие слова и выражения. Высаживаемся на перекрёстке прямо напротив турецкой жандармерии (регулярные турецкие войска, несущие службу в провинции). У ворот стоят два грозных автоматчика с Клашниковым на перевес. Только этого нам не хватало. Ильдар показывает мне жестом, что нужно уйти от греха подальше. Но сделать мы этого не успеваем, т. к. уже привлекли внимание. Один из жандармов активно зазывает нас рукой к себе. Делать нечего, приходиться повиноваться. Тут же собираются другие солдаты. Они с любопытством разглядывают нас. Вдруг один из них довольно прилично начинает говорить по-английски. Я рассказываю ему, откуда мы и куда едем, а также суть нашего путешествия. «Чем вам помочь?», – спрашивает англоговорящий. Я сказал, что у нас всё в порядке. Тогда он пригласил нас на завтрак, на что я сообщил, что мы только что позавтракали. Тогда он буркнул что-то по-турецки одному из солдат, и тот куда-то побежал. Через минуту видим, посыльный бежит назад с бумажкой в руке. Бумажкой оказалась купюра в 5 млн лир (около 10 долларов). Мы стали отказываться, но дающий не хотел и слушать наших возражений. Поблагодарили за помощь, оставили наши визитки и распрощались.
Жизнь снова повернулась к нам светлой стороной, и как бы в подтверждение этого, нас тут же забирает легковушка фирмы «Рено». За рулём очень «грамотный» турок, с ним у нас устанавливается хороший контакт, хотя он и не говорит по-английски. Просто очень понятливый. Везёт он нас не более 30 км до курортного городка Акчакоча. С ним мы продолжаем учить турецкий язык. Водитель, как мы поняли, работает в банке.
Время 9-00. Пока мы в городе, нужно поменять доллары. По пути заходим в «Информейшен Офис» и забираем несколько красочных буклетов о местных достопримечательностях. Жаль, что мы ограничены во времени и средствах. Открыв брошюры, мы поняли, что мы теряем: в округе очень много чего интересного.
35 км до Эрегли мы преодолели на двух машинах. Сначала в кузове пикапа «Тойота», затем на обычной легковой машине. Постепенно мы понимаем, что выбрали не самый лучший путь для передвижения автостопом. Машин мало, в основном они передвигаются локально, и часто до отказа забитые пассажирами. Если же турок едет с женщиной, то ещё менее вероятно, что он остановиться.
В Эрегли мы застряли. Жара. Что ж, у нас есть жандармский подарок, и мы снова садимся на автобус. Зонгульдак, Бартин, Амасра, ещё 70 км едем цивильно. Зато минуем два больших города, которые проходить автостопом особенно сложно.
Вновь переходим на попутный транспорт. Автобусы пожирают наши деньги немилосердно.
Трудно поверить, но за рулём остановившейся легковой машины сидит турчанка лет 30-ти, на ней нет косынки, она курит «Парламент», даже предлагает нам. Продвинутая какая-то. Рядом с ней такой же современный турок. Они мало обращают на нас внимание и всю дорогу беседуют между собой, зная, что мы «ни бельмеса» по-турецки. Выглядели они очень по европейски, и это смотрелось необычно в турецкой глуши. Провезли они нас около 60 км. Затем нас сразу же «подбирает» грузовик. Мы ехали по живописной горной дороге с многочисленными перевалами и серпантинами. Бирюзово-лазурное море с «дикими» галечными пляжами смотрелось, словно картинка из райской жизни. Будь у нас своя машина, мы бы обязательно остановились здесь на ночлег.
Тяжёлая машина шла медленно, сильно грелась и у нас «горели» ноги от двигателя. Вечереет. Преодолеваем последний перевал и спускаемся к приморскому городку Щидэ. На самом въезде в город грузовик ломается, но мы уже почти приехали. Прощаемся с водителем и идём набирать воду для ужина и омовения после купания в море. Теперь каждый из нас носит по два 1,5 л баллона. Два на покушать, два на помыться. Заходим в магазин и покупаем персики, хлеб и местное печенье фирмы “ULKER”. На песчаном пляже выбираем себе место для палатки. Рядом палатки других отдыхающих. Я как всегда иду купаться в вечернем море и «ловлю кайф». Нехитрый ужин с удовольствием нам вкусить не удаётся, потому что поднимается сильный ветер, а затем шторм. Всё сдувает напрочь. Едва успели укрепить палатку булыжниками. Уже внутри заканчиваем ужин и сразу на боковую. Но спать нам фактически не пришлось в эту ночь. Ветер разыгрался не на шутку, колья от палатки периодически вырывает, приходиться выходить и восстанавливать. Рычащие волны всё ближе и ближе приближаются к нашему жилищу. Кажется, ещё волна и нас смоет к «чёртовой матери». Объявляем для себя авральное положение. Упаковываем рюкзаки и ложимся одетыми на дно палатки без ковриков и спальников, готовые в любой момент покинуть палатку бегством. Я предложил Ильдару для спокойствия переместиться в город и где-нибудь во дворе под укрытием домов найти себе убежище. Решили остаться на месте и ждать у моря погоды. Вода, к счастью, до нас так и не дошла, но порывистый ветер сильно трепал скаты палатки, едва ли позволяя впасть в сон. Так «розы» вновь сменились «шипами». Но мы пережили и этот момент. К утру ветер стих, хотя небо оставалось заволоченным густыми облаками.