Турция / Спортивный туризм | Автостоп | Самостоятельная поездка
 

Впервые за границу, или через 6 стран в «свободном полёте»

30 июня - 23 июля 2000 г.
18 августа. 19-ый день. Цхинвали.

Вчерашний день был наполнен неожиданными встречами. Что ожидает нас сегодня? Поживём, увидим.
А пока что идём гулять по утреннему городу, т. к. у нас образовалось свободное время. В 9-00 Инал обещал посадить нас на машину, идущую через Рокский тоннель.
На улицах Цхинвала много следов от пуль, взрывов снарядов и фугасов. Дороги разбиты воронками. Разруха наблюдается повсюду. Ассортимент продовольственных товаров скуп. Заходим на рынок, там нам удаётся поменять оставшуюся бесполезную здесь грузинскую валюту на рубли.
В 9-20 мы садимся на иномарку Инала и едем на выезд из города к посту ГАИ. Инал немного катает нас по улицам, показывая разрушенные войной дома без перспективы восстановления.
Наш гостеприимный товарищ сдаёт нас с рук на руки, желает нам удачи и уезжает. Очень скоро нас подсаживают на старый, обшарпанный автобус марки ЛАЗ, где часть сидений отсутствует для того, чтобы перевозить груз.
В автобусе уже сидят четыре пассажира. Вся группа вместе с шофёром направляется в город Пятигорск в Россию за каким-то товаром. Вновь большая удача. Это означает, что скоро мы вернёмся на родину. Недалеко от Пятигорска находится город Нальчик, где проживает мой дядя по отцовской линии. Там мы сможем остановиться и передохнуть. Но судьба приготовила нам нечто иное на этот день.
А пока км за км мы поднимаемся всё выше в горы по живописной дороге. Наш автобус то и дело попадает в ямы, потому что их так много на дороге, что объехать практически невозможно. С ностальгией вспоминаем зеркальной поверхности дороги в Турции и вздыхаем.
Рокский тоннель пронизывает гору насквозь и выходит через 4 км уже с северной стороны Главного Кавказского хребта. Но территория Южной Осетии (Respublica Hussar Iriston) ещё не закончилась. Несколько км на спуск, и мы подъезжаем к границе с Россией.
Время 13-00. Перед пропускными пограничными воротами скопилась огромная очередь из машин. Трудно представить, на сколько времени всё это может затянуться. Стоит нестерпимая жара, а найти тень негде. В автобусе оставаться душно. Туалета поблизости нет, и люди ходят куда-то очень далеко. Очередь на границе продвигается мучительно медленно. От работающих моторов воздух наполнился выхлопными газами. У меня сильно разболелась голова. Прошло два часа, а мы едва ли сдвинулись с места.
Все только и говорят о том, что пропускают в первую очередь тех, кто предлагает пограничникам и таможенникам взятку. Через границу везут много контрабандного товара, но все знают, что подкупить российского таможенника – пара пустяков. Отсюда на границе бардак и неразбериха.
Солдаты-пограничники здесь грязные, какие-то облезлые и оборванные. Прошло четыре часа, наш автобус продвинулся не на много. Я сильно хочу есть, но поесть у нас нечего. Ильдар тоже в шоке от увиденного, у него даже аппетит пропал. У меня в рюкзаке оказалась половина батона хлеба. Я покупаю два стакана растворимого кофе у торговок и с жадностью поглощаю пищу. Прошла головная боль, и мне тут же стало легче.
К вечеру в горах холодает, я вспоминаю о своей утерянной в Турции куртке. Время 21-00, а мы ещё не подъехали к пограничным воротам, впереди около десятка машин в три ряда. У солдат пересмена. Старшие по званию обыскивают подчинённых солдат в поисках денег, которые те насобирали в качестве взяток за внеочередной подъезд к воротам. Всё это происходит на глазах у всей публики. Водители и пассажиры комментируют происходящее. Проклятия и мат летят в сторону правительства, Горбачёва, Ельцина и других, разваливших страну.
Уже темно. Очередь двигается еле-еле. Все на пределе. Наш автобус в борьбе за место в очереди отрывает кусок бампера какому-то УАЗику. Начинается скандал и разборки. Но в нашем автобусе больше мужиков, и они по-грузински перекрикивают оппонентов из «УАЗа». В конце концов, кто-то взял молоток и стал выправлять бампер. Дело замялось.
22-00. Наконец-то мы стали первыми у пограничных ворот спустя 9 часов ожидания в «аду». Стоим ещё час. Странно, почему не открывают ворота. Начинается очень сильный дождь, просто ливень. Я достаю зонт и накидку, чтобы быть готовым выйти из автобуса на проверку документов. Наконец в 23-30 из ворот выходит пограничник и объявляет, что впереди в ущелье сошёл мощный сель (вода с грязью и камнями) и срезал большой участок дороги.
Пассажиры в автобусе были до того возбуждены томительным ожиданием, что не поверили и стали требовать пропуска через границу. Солдатам ничего не остаётся делать, как пропустить нас через ворота. Быстро у нас проверяют документы и вот мы уже на российской территории. Но ура кричать рано.
Под проливным дождём едем вниз км два-три и останавливаемся. Кто-то из шоферов других машин сообщает, что действительно дорогу буквально снесло селевым потоком.
Что делать? Объявляется ночёвка прямо в автобусе. Нам перенести это легче, чем другим, т. к. у нас есть спальники и коврики, и места в грузовом отсеке в автобусе хватает. Остальным приходиться ночевать сидя на креслах. Водитель за деньги подсаживает женщину с двумя детьми на свободные сидячие места. Дети спать не хотели, то и дело бегали по автобусу и орали. И всё же ночь прошла для нас в относительном комфорте.

Комментарии
Guest13.12.08, 22:21
Гульнара  
всегда мечтала о подобном путешествии , так как наверное человек становится крепче духом .молодцы , ваша направляющая сила была храбрость, все трудности одержали с достоинством
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте