ЛЕМВА-ПРАВАЯ ГРУБЕЮ-ГРУБЕЮ-ЛЕМВА-УСА 2016
ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ 2 КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ЮЖНОЙ ЧАСТИ ПОЛЯРНОГО УРАЛА,
СОВЕРШЕННОМ ТУРИСТАМИ ИЗ ПЕРМИ С 30.07.2016 ПО 16.08.2016
Желание странствовать – не профессия, а склонность души.
Она или есть, или нет. У кого есть, тот уже ничего поделать
не может. У кого нет, тому и незачем. …………………
Олег Куваев.
Инта – брод через Лемву – сплав по р. Лемва до устья р. Хайма – переход к р. Правая Грубею – сплав по Правой Грубею, Грубею, Лемве и Усе до пос. Абезь
|
30.07.2016
|
Пермь – Киров
|
500 км
|
Газель
|
30-31.07.2016
|
Киров - Инта (В Инте в 2-30 мск 01.08. 2016)
|
1144 км
|
поезд
|
01.08
2015
|
1 день
|
Инта – брод через Лемву
Сборка катамаранов
Сплав до р. Бол. Надота
|
80 км
10.5 км
|
вахтовка
Урал
сплав
|
02.08
|
2 день
|
Сплав до Устья р. Хайма
Проводка судов вверх до 1-го брода
|
18 км
1.5 км
|
сплав
|
03.08
|
3 день
|
Переход до первого левого притока ручья Покойникшор
|
3 км
|
пешком
|
04.08
|
4 день
|
Переход до истоков ручья Мылькторшор
|
9 км
|
пешком
|
05.08
|
5 день
|
Переход до р. Прав Грубею в районе безымянного притока
|
9.5 км
|
пешком
|
06.08
|
6 день
|
Радиалка до каменных болванов ручья Грубевож
|
18 км
|
пешком
|
07.08
|
7 день
|
Сплав до стрелки с р.Левая Грубею
|
9.6 км
|
сплав
|
08.08
|
8 день
|
Сплав до стоянки Красная Скала
|
22 км
|
сплав
|
09.08
|
9 день
|
Сплав до стоянки Рыбная Яма
|
10 км
|
сплав
|
10.08
|
10 день
|
Дневка, баня, рыбалка
|
|
|
11.08
|
11 день
|
Сплав до устья р. Грубею и далее по р.Лемва
|
15+15 км
|
сплав
|
12.08
|
12 день
|
Сплав до устья р. Харута , далее до устья р. Пага и до пос. Епа
|
17+14 км
|
сплав
|
13.08
|
13 день
|
Сплав до устья Лемвы
|
29км
|
сплав
|
14.08
|
14 день
|
Сплав по р. Уса до п. Абезь.
Проезд на станцию Абезь, 2 км.
Переезд на ст. Марков
|
13
2 км
8 км
|
сплав
трактор
поезд
|
15-16.08.2016
|
Ст. Марков-Киров (п. Воркута –Ниж. Новгород)
|
1244 км
|
поезд
|
16.08.2016
|
Киров -Пермь (прибытие в Пермь 16.08 днем)
|
500 км
|
Газель
|
|
Протяженность пешки (пешком, с атамараном)
|
23км 3 дня
|
радиалка в горы (пешком без груза)
|
18 км 1 день
|
Сплав (катамаран) 9 дней
|
28.5 + 90.5 + 91 = 210 км
|
Итого активными способами передвижения
|
251 км
|
Дорога туда: Пермь-Киров
Киров-Инта
|
Газель 8 час
Поезд 27 час
|
500 км
1144 км
|
Дорога обратно: Абезь –Марков-Киров
Киров - Пермь
|
Поезд 0.2+29 час
Газель 8 час
|
1243 км
500 км
|
Итого 18 дней (14 активн. + 4 дорога)
|
|
|
Примерный бюджет похода
|
Пермь – Киров, Газель
|
16000 руб/9 чел
|
1780 руб/чел
|
Киров – Инта, поезд
|
|
2550 руб/чел
|
Инта – верховья Лемвы, вахтовка
|
15000 руб/10 чел
|
1500 руб/чел
|
Ст. Абезь – ст. Марков
|
|
50 руб/чел
|
Ст. Марков – Киров, поезд
|
|
2700 руб/чел
|
Киров - Пермь
|
16000 руб/9 чел
|
1780 руб/чел
|
Продукты (без С2Н5ОН)
|
|
3000 руб/чел
|
Питание в дороге
|
|
600 руб/чел
|
Разное, дополнительное снаряжение
|
|
400 руб/чел
|
Итого
|
|
15500 руб/чел
|
Состав группы 9 человек, средства сплава – 2 катамарана, Басег-2 и Басег-4п.
Катамаран Басег-2 Катамаран Басег-4п
- Алексеев В.В. 1) Ширинкин В.А.
- Шерстнев Ю.В. 2) Ширинкин Г.В.
- Рогальский С.А. 3) Ширинкина Е.Н.
- Зырянова Ю.В. 4)Спешилова Л.Н. 5) Кадебская Л.Ю.
Общая характеристика района – Полярный Урал
Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. (Смотрим на карту. Верховья Хулги это 65040? северной широты, Константинов Камень это 68050? северной широты. Река Лемва и ее притоки расположены в этом диапазоне широт, хотя в некоторых источниках Лемву пытаются отнести к Приполярному Уралу, это географически неправильно). На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв. км.
Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные, полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустальночистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае.
КЛИМАТ И ПОГОДА
Климат Полярного Урала суровый, резко континентальный; холодная, дождливая осень быстро сменяется зимой, а короткая, прохладная весна - летом. Обычно уже в начале сентября вершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинает сходить снег.
3има с обильными снегопадами, сильными метелями и буранами, продолжительная и очень морозная. В декабре-феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до минус 54 градусов, а в июле поднимается до 31 градуса. В горах - на наиболее возвышенных плато, хребтах и массивах зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах; она продолжается здесь 8-9 месяцев, но морозы слабее, чем на равнинах, и редко достигают минус 45 градусов. При антициклональной - ясной, безветренной и морозной погоде высоко в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху бывает на 15 - 25 градусов теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Это происходит оттого, что более холодный, а следовательно, более плотный и тяжелый воздух стекает с гор вниз и застаивается в долинах и на равнинах. Наоборот, во время вторжения циклонов - при ветрах и снегопадах - в предгорьях теплее, чем в горах: на каждые 100 м высоты температура воздуха понижается примерно на 0,6 градуса.
Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2 - 3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400 - 600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть - весной, летом и осенью.
Средняя годовая температура воздуха в различных районах Полярного Урала изменяется от -5 до -8 градусов. Самый холодный месяц - февраль. Средняя температура февраля в горах и на равнине около 19 градусов мороза. Почти так же холодно в декабре, январе и марте. Средняя температура этих месяцев нигде не выше -16 градусов. Значительно теплее становится лишь в апреле (от -8 - -9 градусов на равнине до -10 - -12 градусов в горах). В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но ночью еще мороз и средняя месячная температура воздуха отрицательная (-2 градуса на равнине, до -5 градусов в горах).
Лето поздно приходит на Полярный Урал. Еще в мае в тундре и в горах завывают метели, и только в июне наступают теплые дни. К середине месяца весенние лучи солнца сгоняют снег. Глубокие сугробы остаются лишь в оврагах и в горах. В июне ночью еще часты заморозки, но днем температура поднимается даже в горах до +20 градусов. Средняя месячная температура воздуха на равнинах плюс 7-9 градусов, а в различных горных районах всего 2-5 градусов.
С наступлением теплых дней в тундре и тайге появляется бич севера - комар и мошка (гнус); все лето, особенно в тихие вечера перед дождем, тучи гнуса не дают покоя ни людям, ни животным.
Но коротко лето в горах Полярного Урала. В середине июля на склонах хребтов местами еще белеет снег, а в конце августа - начале сентября вершины гор уже одеваются новым снежным покровом. Нередко и летом в горах проносятся снежные бураны, и тогда пейзаж становится однообразно белым, зимним.
Летняя погода на Полярном Урале непостоянна: теплые солнечные дни с температурой воздуха 28-30 градусов в течение нескольких часов могут смениться ненастьем и резким похолоданием, которое почти всегда связано с вторжением циклонов с запада. Восточные ветры, наоборот, обычно приносят сухую и теплую погоду. Средняя температура самого теплого месяца - июля - изменяется от 12-14 градусов на равнинах и до 9-10 градусов на высоких плато. Август уже значительно прохладнее, в конце месяца нередки ночные заморозки, но все же средняя месячная температура в горах около 5-7 градусов, а на равнинах не ниже 10 градусов.
Различие в погоде и количестве осадков, на западном и восточном склонах объясняется тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. Благодаря более теплому, сухому и продолжительному лету, на восточном склоне Полярного Урала лиственничные и березовые леса встречаются по долинам рек Щучьей (67 градусов 45' с. ш.) и Байдараты (67 градусов 55' с. ш.) на 100 км севернее и значительно выше в горах, чем на западном склоне.
В разные годы летняя погода на Полярном Урале различна. Бывают годы, когда в горах и на равнинах теплые ясные дни без дождей стоят неделями.
На восточном склоне Полярного Урала и на Ямале лето 2016 года стало самым жарким за всю историю метеонаблюдений (с 1861 года) в арктическом регионе. Максимальная температура достигала 38 градусов, а вечная мерзлота оттаяла в некоторых местах до глубины 2 метра. Это привело к таянию скотомогильников в районе разведения домашних северных оленей и возникновению эпидемии сибирской язвы. Был введен карантин, в результате которого восточный склон Полярного Урала летом 2016 года был недоступен для туристов.
В некоторые годы большую часть лета стоят пасмурные дни. В горах температура воздуха редко поднимается выше 15 градусов. Низкие сплошные облака нависают над хребтами, закрывая вершины. По нескольку дней подряд моросит дождь и, дует холодный порывистый северо-западный ветер.
В начале августа ночи становятся темными. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет трава, ночи становятся длинными, темными, нередки заморозки и туманы. Частая сетка дождя почти каждый день закрывает горизонт. Хмурыми и неприветливыми становятся горы и тундра. Птицы и их молодое поколение, готовясь к отлету, собираются в стаи. Только в конце сентября, когда выпадет снег и начнет замерзать вода, в озерах, птицы решаются пуститься в дальний путь.
Разноцветным мозаичным ковром выглядит тундра в начале сентября, когда ночные заморозки разукрасят травы, полярную иву и березку в красновато-желтые цвета самых различных оттенков. А горы в это время уже покрыты снежной пеленой. Снег выпадает и на равнинах, но сразу же тает. Через неделю-другую в опустевшую тундру приходит зима: замерзают озера, заносятся снегом низины, холмы. Октябрь на Полярном Урале - глубокая зима с частыми метелями (от 6 дней с метелью на равнинах до 19-20 дней в горах), сильными ветрами и морозами до -25 град. Реки скованы льдом, и лишь на порогах стремительно бежит темная вода между сверкающими на солнце обледенелыми валунами и каменными глыбами.
Краткий дневник похода.
О выборе маршрута.
Куда люди ездят в отпуск? Обычно на теплый южный берег, на берег Черного, Красного или Средиземного морей. Мы вот уже четвертый год отдыхаем вблизи южного берега… Ледовитого океана. Потому что Ледовитый океан - самый теплый, у него нет северных берегов, только южные. Ну как там на северном берегу Индийского океана в Индии и в Шри Ланке слоны и тигры выживают, ведь это же северный берег, замерзнуть можно. Отдыхать нужно только на южном берегу, там должно быть теплее.
Маршрут у нас получился разбит на 4 условных участка:
- Сплав по верхней Лемве от брода до устья реки Хайма, 28 км;
- Переход в верховья реки Правая Грубею, 24.5 км;
- Сплав по р. Правая Грубею и р. Грубею, 91 км;
- Сплав по нижней Лемве и Усе до пос. Абезь, 92 км.
Дорога из Перми до Инты 30 июля – 01. 08. 2016.
Забрасывались до Кирова на микроавтобусе «Газель» с прицепом. Из Перми (я загружался последним в Закамске) выехали в 12-45, до Кирова добрались за 7 часов с двумя небольшими остановками. В Кирове пообедали (или скорее поужинали) в кафе в торговом центре напротив вокзала. Загрузились в поезд, который в 22-50 московского (0-50 по-пермски) повез нас на север. 31 июля провели в поезде, отсыпались, пили вятское пиво.
Город Инта. Поселение Инта-рудник основано в 1942 году, статус города получен 4 октября 1954 года. Город Инта расположен в лесотундре к западу от Уральских гор на северо-востоке республики Коми, координаты 660 02мин сев. шир. 60008мин в.д.. В Инте велась интенсивная добыча угля объединением «Интауголь». В 90-х годах, когда закрылись 5 из 6 шахт объединения, население города стало стремительно уменьшаться, если в 1992 году в городе было 60.7 тыс. жителей, то в 2005 году 38.8 тыс., в 2010 году 32.1 тыс., 2015 год 27.7 тыс. жителей, а на 1 января 2016 года 26983 чел.
Участники похода
Первый катамаран
Алексеев Владимир - капитан 1-го катамарана, руководитель похода
Шерстнев Юрий – фотограф
Рогальский Сергей – главный рыбак
Зырянова Юлия
Второй катамаран
Ширинкин Виктор – капитан 2-го катамарана, Кинооператор
Ширинкина Елена – завхоз и фотограф
Спешилова Лариса
Ширинкин Георгий и Кадебская Люба – студенты МГУ, уже 2 курс
Первый день похода 01.08.2016 (Приезд в Инту, на вахтовке 80 км до брода через Лемву и сплав до притока р. Бол. Надота.)
День первый 01. 08. 2016. Дорога из Инты до Лемвы. Сплав 11 км.
В Инту приехали в 4-25 (здесь и далее время пермское, Инта и Пермь физически находятся в одном часовом поясе, хотя Инта и живет по московскому времени, а солнце светит по пермскому времени, жили в походе по пермскому времени, так удобнее). На вокзале нас уже ждала вахтовка, вместе с попутчиком из Лысьвы в 5-30 выехали. Рюкзаки и катамараны погрузили в салон вахтовки. За 3.5 часа проехали 80 км по дороге плохого качества до брода через Лемву. Попросили перевезти нас на правый берег, так как ожидалось в этот день еще прибытие трех вахтовок с туристами.
За 4 часа собрали катамараны и сварили обед. Пока собирались, прибыли две вахтовки с туристами, одна выгрузила туристов на левом берегу, другая рядом с нами, у них был катамаран и две двухместные надувные байдарки. Соседи обед не стали варить, потому они вышли раньше нас, мы их потом встретим.
После переправы на Лемве начинается отрезок проток, завалов и прижимов к кустам протяженностью 5-7 км под названием «Зеленые коридоры». Довольно опасный участок, примерно 2-3 к. сл. После этого участка препятствий на самой Лемве нет, дальше идет матрасно-рыболовный сплав до поселка Абезь. По описаниям рекомендуется идти этот участок по правым протокам, мы шли по центральным.
При выходе из участка проток встретили на правом берегу группу, которая собиралась рядом с нами. У них паника, одна из байдарок перевернулась, девушка вылезла на берег, а парня с байдаркой куда-то унесло. Через 800 метров на левом берегу встретили этого «утопленника» с байдаркой и без спасика, объяснили ему, что его ищут. Он посетовал, что у него смыло обувь и по камням ему будет сложно подняться к своим. У нас лишней обуви не нашлось, но видно решили проблему, вечером на стоянке они стояли все вместе недалеко от нас.
По дороге неоднократно останавливались на предполагаемых рыбных местах для рыбалки, рыба клевала хорошо.
Перед устьем р. Большая Надота на оборудованной стоянке на левом берегу встретили группу с нашим знакомым «утопленником», все у них дальше было нормально. Мы же остановились на правом берегу сразу за устьем Бол. Надоты на хорошей поляне.
Вечером был изготовлен торт, отмечали день рождения студента Гоши Ширинкина
Выгружаемся из поезда.
Дорога на Лемву идет через тундру.
Переехали брод через Лемву и собираем катамараны.
У переправы через Лемву.
Дело спорится.

Катамараны готовятся к отплытию.
Загрузка рюкзаков.
Лемва после участка завалов и проток «Зеленые коридоры». Дальше на Лемве сложных препятствий нет.

Первая рыбалка оказалась удачной.
Первая стоянка, ниже впадения р. Бол. Надота
День второй 02. 08. 2016. Сплав 18 км до р. Хайма и начало подъема вверх по Хайме до первого брода.
Отплыли со стоянки в 10-30 по Пермскому времени, на противоположном берегу народ только начал просыпаться, видно живут по московскому времени. Через 3 км дошли до устья реки Парнакаю, где на правом берегу на хорошей поляне встретили нашего попутчика по заброске Володю из Лысьвы. Рыба в «Рыбной яме» в устье притока не ловилась, видно выловили рыбаки и туристы. Ловили рыбу ниже многочисленных перекатов, клевало хорошо. На одном из таких перекатов остановились на обед.
В этот день у нас был запланирован сплав до правого притока, до р. Хайма и подъем вверх по притоку 3 км до второго брода вездеходной дороги, по которой дальше нам предстояло идти на Грубею. К устью Хаймы подошли в 19-00, начали подъем бечевой вверх по течению. Опыта подъема вверх по течению у нас не было, умаялись с непривычки. Дошли до первого брода через Хайму, время было уже позднее, пора было вставать на ночлег. В районе первого брода встретили большой вездеход МЛТУ, который возвращался с заброски группы туристов на Северную Чигимхаруту, в предпоследний день сплава мы встретим на Лемве двух из них, байдарочный экипаж из Москвы. Решили завтра начинать пешую часть. На ужин была жареная рыба. Ночью прошел сильный дождь.
Рыбная яма ниже устья Большой Надоты. Но рыба почему-то не клевала. Много туристов здесь останавливаются, выловили всю рыбу.
Впадение Большой Надоты в Лемву.
Лемва в верховьях.
Осматриваем стоянку ниже устья р. Парнакаю у рыбной ямы.
Турист-одиночка из Лысьвы (Пермский край) Володя (снами на вахтовке забрасывался) и его лодка.
Лемва в районе устья Парнакаю.
Остановка на обед на перекате, заодно и порыбачили.
Женщины тоже рыбачили.
Рыбалка на обеденной стоянке.
Вверх по притоку Лемвы, по Хайме. Начало маршрута в верховья р. Правая Грубею.
Вверх по Хайме, проводка катамаранов.
На стоянке в районе чуть выше первого брода вездеходной дороги через Хайму.
День третий 03. 08. 2016. Начало волока в верховья р. Грубею.
Из-за сильного ночного дождя и утреннего дождя вышли поздно, в 11-30. Пешую часть решили начинать от первого брода через Хайму, нет пока у нас навыков поднимать катамараны против течения. От первого брода через Хайму вездеходная дорога вполне нормального качества идет в гору и через 1 км спускается ко второму броду. Катамараны не разбирали и не спускали, челночили. Сначала переносили рюкзаки, потом возвращались за катамаранами. На втором броде катамараны пригодились, на них переправились на противоположный берег. Сразу после второго брода идет участок очень плохой болотистой дороги. Потом дорога поднялась на плато и стала вполне нормальной. В первый день пешего перехода прошли всего 3 км, на стоянку остановились у первого пересекающего вездеходку притока ручья Покойникшор. Погода в первый день перехода была теплая и солнечная. Вечером было приятно посидеть у костра на сухой поляне среди зарослей карликовой березы.
Начало пешего пути, от первого брода через Хайму.
В районе второго брода через Хайму, сюда можно было провести по воде катамараны.
Второй брод через Хайму, катамараны пригодились для переправы.
Такое вот болотистое начало пути от Хаймы.
Потом дорога стала посуше. Дорога идет вдоль притока Хаймы ручья Покойникшор
Кратковременный отдых между переходами.
Первый день пешего перехода оказался тяжелым, еще не приспособились, прошли мало
На вечернюю стоянку остановились возле первого ручья, притока ручья Покойникшор.
Наш лагерь на сухой возвышенности, среди зарослей карликовой березы.
Теплый вечер в тундре, чай у вечернего костра.
Вечерние посиделки
Четвертый день похода 04.08.2016. Второй день пешего перехода.
Утром небо затянуло тучами, но дождя не было до вечера. Наконец-то приноровились к графику движения. Сначала в первый переход переносили все личные рюкзаки на 1 км (контролировали по навигатору). Затем отдых 10-15 минут. Потом 4 человека возвращались за катамаранами, остальные переносили свои рюкзаки еще на 0.6 км и возвращались за рюкзаками переносчиков катамаранов, которые переносили катамараны не 1 км, а уже 1.6 км. Таким образом, за полный челночный цикл продвижение было 1.6 км (полный километраж для переносчиков катамаранов 3.6 км: 2.6 км с грузом и 1 км без груза, для переносчиков рюкзаков 2.8 км : 2.2 км с грузом и 0.6 км без груза). Уже после приезда домой решил задачу, чтобы у всех была равномерная нагрузка, нужно, чтобы длины первого и второго отрезка челночного цикла были равны.
Приходилось преодолевать притоки ручья Покойникшор, чаще всего подболоченные. Приходилось переобуваться в сапоги. После преодоления одного из притоков устроили обеденный перекус. (Движение челноком занимает много времени, поэтому остановку на полноценный горячий обед, занимающий как минимум 1 час 40 мин, не делали). Под вечер преодолели водораздел между бассейнами ручьев Покойникшор и Мылькторшор, спустились к первому притоку ручья Мылькторшор, где по плану была намечена ночевка. Хорошее место для стоянки на сухом высоком берегу перед притоком, за притоком страшно болотистый участок длиной примерно 200 метров перед выходом на сухой подъем. Решили преодолеть болото, чтобы назавтра с болотом не заморачиваться. Место для стоянки получилось похуже, чем перед притоком, за водой нужно через болото 200 метров топать. С дровами проблем не было, нашлись сухие лиственницы.
Перед притоком встретили вездеход-пневмоколесник, возвращался в Инту после заброски туристов на восточный склон Урала.
Вечером, когда готовили ужин, поднялся сильнейший ветер, потом пошел дождь, который шел и ночью. Ужинали под тентом. За день прошли 9.5 км (по навигатору).
После брода через очередной приток ручья Покойникшор. Приходится сапоги одевать.
Брод через очередной приток ручья Покойникшор.
Перенос катамаранов через очередной приток ручья Покойникшор.
Катамараны не разбирали, челночили, сначала рюкзаки, потом катамараны.
Отдых перед подъемом на водораздел между ручьями Покойникшор и Мылькторшор
Вид на пройденную дорогу с водораздела.
Когда тундра сменяется лесотундрой, на дороге появлялись медвежьи следы.
Стоянка после брода через болотистую пойму притока ручья Мылькторшор.
Пятый день похода 05.08.2016. Третий и последний день пешего перехода.
На сегодня нужно будет дойти до начала сплава, до верховьев реки Правая Грубею, 9.5 км. Вышли при мелком дожде, поднялись по дороге на плато. Много времени потратили на преодоление верхового болотистого участка, ночной дождь напитал влагой болото, перед болотцем сапоги не одели, поэтому пришлось выискивать сухие кочки. Несколько переходов шли через лесотундру, где следы на дороге указывали на присутствие медведей. Для возможной встрече с медведями были приобретены перед походом файеры (которые применяются футбольными фанатами). Не знаю, помогли ли бы они нам при встрече, но вблизи нам встречаться не пришлось.
Вышли на высокий водораздел между ручьем Мылькторшор и рекой Левая Грубею, с которого открылся вид на наш дальнейший путь, на спуск в долину Левой Грубею и крутой подъем на водораздел между Левой Грубею и Правой Грубею. За два перехода спустились к реке в долину Левой Грубею, которая заросла елово-пихтовым лесом (не лесотундра, а лес), истинно медвежий край, в котором даже запах медведей ощущался.
По перекату перешли реку, на галечной косе правого берега сделали остановку на 40 минут для перекуса и отдыха перед заключительным рывком до Правой Грубею.
Сначала был довольно крутой подъем из лесной зоны на тундровое плато. Потом несколько переходов по тундре. И вот наконец к 20-00 подошли к реке Правая Грубею в районе пересечения вездеходной дороги безымянного притока. Спустили рюкзаки и катамараны с крутых стен каньона левого берега, переправились на противоположный берег на катамаранах и встали на стоянку на каменистой поляне у крутых стен каньона правого берега. Очень красивое место. Но с дровами проблема, чахлые березки вокруг на стенах каньона, на выходе тундра, но все же найти можно.
Быстро разбили лагерь, поставили наши 4 палатки и лагерный тент. Погода под вечер наладилась. До ужина успели искупаться в реке, вода на удивление не холодная. Был эмоциональный подъем, мы дошли, хотя вездеходчики из Инты, которых мы встретили возле первого брода через Хайму, сильно сомневались, что мы с таким грузом дойдем за 3 дня.
Утро третьего дня пешего перехода. Ночью прошла гроза.
На высоком водоразделе между ручьем Мылькторшор и рекой Левая Грубею.
Фото на вершине водораздела. С водораздела видна долины реки Левая Грубею и выход вездеходной дороги на водораздел между Левой и Правой Грубею.
Брод через Левую Грубею.
Перекус после брода, на пешей части на полноценный горячий обед время не тратили, ограничивались перекусами из-за дефицита времени.
Перекусили, готовимся к последнему 5-ти часовому броску до Правой Грубею.
Отдых на сухом месте на водоразделе. Сил почти не осталось.
Дорога перед рекой Правая Грубею. Почти дошли.
А это уже на скалах каньона Правой Грубею в районе впадения безымянного притока.
Спустились по крутым скалам каньона и переправляемся на противоположный берег, где будет лагерь.
Женщины во время перехода по тундре насобирали грибов, будет грибовница.
Шестой день похода 06.08.2016. Радиалка на каменные останцы.
День шестой 06. 08. 2016. Радиалка на каменные болваны ручья Грубевож.
С утра очень хорошая погода, безоблачное небо и тепло. Запланирована радиалка на каменные болваны ручья Грубевож, 9 км в одну сторону. Пошли не все, Сергей Рогальский и Владимир Алексеев остались в лагере.
На катамаране переправились на левый берег реки Правая Грубею, по нерастаявшему снежнику поднялись на левый берег каньона. Далее 7 км по вездеходной дороге по тундре до брода через Правую Грубею вблизи впадения ручья Грубевож. После брода поднялись на 2 км вдоль ручья Грубевож к каменным болванам. С них открывается прекрасный вид на водораздельный хребет, разделяющий Урал на западный и восточный склоны с главенствующей вершиной Грубеиз, 1435 м. Видели издалека действующий лагерь оленеводов в средней части ручья Грубевож.
На обратной дороге попали под сильный летний дождь. При возвращении в лагерь во время ужина дождик накрыл нас снова, ужинали под тентом. Сильные летние дожди навевали на мысль, что воды в Правой Грубею будет достаточно для сплава, но не тут то было. Высохшие верховые болота, из которых берет начало река, жадно впитывали влагу и не отдавали ее реке.
Наш лагерь на каменистой поляне у крутых скал правого берега каньона.
Народ собрался на радиалку на каменные болваны ручья Грубевож. Нужно переправиться на левый берег.
Наш лагерь, вид со снежника.
Подъем по снежнику на стены каньона.
Наш лагерь, вид со стен левого берега каньона.
По тундре, по вездеходной дороге, вверх по течению Правой Грубею.
Гриб надберезовик, выше зарослей карликовой березы.
Дорога в сторону Уральского хребта, самая высокая вершина по центру это гора Грубеиз, 1435 м.
Коренной житель тундры лемминг.
Дорога идет вброд через Правую Грубею и далее вдоль Уральского хребта. По ней на вездеходах забрасываются на Колокольню и Северную Чигимхаруту.
Стоянка оленеводов вблизи ручья Грубевож.
На каменных останцах. Вдали гора Грубеиз, 1435 м, за ней Азия.
Каменные останцы.
Дорога обратно в лагерь. Попали под дождь.
Летний дождь, обед под тентом.
Нормальные дрова в каньоне отсутствуют. С трудом насобирали высохших березок для вечернего костра.
Вечер в каньоне. В районе устья безымянного ручья.