Новосибирская область / Автотуризм

На "Волчью Гриву", к последним сибирским мамонтам...

4 ноября 2008 г.
Новосибирская область, Новосибирск - Ордынское - Кочки - Каргат - Новосибирск

Волчья Грива - дорога
Тема: Как добраться. Транспорт

Выехали в 9-30 из Новосибирска от поста ДПС в стороны Ордынского, дождь.
До перекрёстка Камень-на-Оби – Кочки (119 км) доехали не торопясь, без приключений.
После поворота направо дорога стала чуть хуже, но вполне терпимо, а уж после въезда в Кочковский район (36 км до Кочек) – так совсем хорошая.
Перед Кочками (210 км) перекрёсток на Каргат – Карасук. Можно сразу поворачивать на Каргат, но решили заехать в Кочки, посмотреть - что да как. Очень много гусей.
Проехали в центр. В центре большая площадь, Дом культуры, гостиница, администрация, магазин. Зашли в магазин, хлеба купили.
Дальше – на Каргат. Примерно 15 км хорошей дороги, но как только Кочковский район закончился, закончилась и хорошая дорога. Асфальт весь побитый, проваленный, в ямах и колее. Причём местами колея такая добрая – видно, как впереди идущая машина чуть не цепляет брюхом асфальт между асфальтовыми же колеями.
Однако ехать можно, только теряем скорость и время.
Примерно на 37 км показался указатель на Мамонтовое – направо 3 км. Сворачиваем – хорошая щебёнка, едем. Перед въездом в саму деревню – табличка «Волчья грива». Понятно, что она где-то здесь, но где? Идёт дождь, в самой деревне дорога размокла и размякла, все сидят по домам, спросить не у кого. Медленно проехали по деревне – никого. Развернулись, поехали назад. И тут навстречу трактор. Выбора нет, останавливаю трактор, тракторист настороженно - удивлён и в начале к разговору не расположен.
Волчья Грива - встреча
Тема: История

Иван Петрович Фещенко Иван Петрович Фещенко
До тех пор, пока не было произнесено ключевое слово «Мамонты».
Картина сразу резко изменилась – трактор заглушен, тракторист становится добродушным и словоохотливым. Дальше цитирую его по памяти:

«Фещенко я, Иван Петрович, 79 лет, старейший комбайнер области. В прошлом месяце ко мне из города приезжали, для кино снимали, потом по телевизору показывали ( КИНО ).
Волчья грива – вот она, мы на неё и стоим. И вся деревня как раз на ней стоит.
Про мамонтов здешних всё знаю. На том конце деревни, под обрывом, их кости давным-давно лежали. Там грива эта обрывом и заканчивается. Я с академиком Окладниковым там работал, когда он американцев сюда привозил. В феврале дело было, мороз сильный.
Американцы мёрзнут, а он голыми руками эти кости перебирает, что-то им объясняет. Академик говорил, что грива эта раньше полуостровом, косой была. Вокруг гривы этой раньше болота были, а она узкая и длинная, и овраг в конце. Так мамонты сюда заходили, а обратно им уже охотники путь загораживали, самых маленьких и слабых в овраг-то и загоняли.
Я-то радистом в деревне тогда был, так мне свет поручили там провести. Потом на этом месте навес поставили, чтоб людям показывать. Давно это было, сейчас всё уже рухнуло да травой заросло. По музеям разным много разобрали, у нас в школьном музее тоже есть немного. А по деревне их до сих пор находят – кто погреб копает, кто ёще что. Тут они почти под каждым домом. Вон в том доме хозяин в погребе два бивня отрыл – один достал, а второй так там и торчит. В прошлом году к нему тоже приезжали, смотрели. Так что летом надо приезжать. Я бы тогда провёл, показал бы места…».

Потом ещё поговорили - про семью, детей...
Стало ясно, что мамонты есть, но не сезон. Распрощались, обменялись телефонами и поехали дальше (не говорю «обратно», т.к. дальше – вперёд, на Каргат). Дорога такая же битая, дождь, вокруг болота. Но километров за 15 до Каргата дорога снова выровнялась. Но дождь усилился. Долго стояли на переезде, мотались по Каргату (по объездной специально не поехали – надо же город посмотреть) – наконец, выбрались на М-51 (320 км).
Дальше без особенностей – Чулым, Дупленка, Коченёво, Чик… сумерки, дождь, фуры…
Около половины шестого были дома (520км).
Поездкой очень доволен – предполагал, что вообще ничего не найдём и не узнаем, а тут и Гриву нашли, и человека интересного. Мамонты теперь от нас не уйдут, а Ивану Петровичу – долгих лет и хорошего здоровья!