Россия / Спелеология | Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка

Комплекс Ледяная Гора и Кунгурская Ледяная Пещера: Заповедка

19 - 20 июля 2011 г.
Ледяная гора и Кунгурская Ледяная пещера (самая большая в крае пещера в гипсах с многолетним льдом) Расположение: Кунгурский район Тип памятника: Карстологический Краткая характеристика: Стратотип иренского горизонта кунгурского яруса нижней перми P1ir. Карстовые формы рельефа на поверхности горы и старейшая в мире экскурсионная гипсовая пещера (5700 м) с многолетним оледенением Статус: Историко-природный комплекс регионального значения Комплекс участвовал в конкурсе "7 чудес России" Сегодня Кунгурская Ледяная Пещера является памятником природы всероссийского значения и единственной оборудованной для экскурсий пещерой России.
Путешествие к Пупу Земли
На берегу красавицы Сылвы, в старинном городе Кунгуре, в недрах Ледяной горы, спрятана жемчужина Урала - Кунгурская Ледяная пещера. Жемчужиной природы, подлинным национальным достоянием является Кунгурская ледяная пещера - седьмая в мире по протяженности среди гипсовых пещер, пожалуй, первая по красоте. Магия подземных озер и исполинских гротов, застывшая поэзия льда и камня переносят туристов в фантастический мир древней пещеры. По определению ученых, возраст пещеры 10-12 тысяч лет. За это время в результате многочисленных обвалов своды большинства гротов Кунгурской пещеры приобрели куполообразную форму. Первые исследования в пещере были проведены в далеком 18 веке. Сегодня Ледяная пещера является памятником природы всероссийского значения, единственной оборудованной для экскурсий пещерой России. Она находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северо-восточной окраине города Кунгур, является выдающимся карстовым объектом, крупнейшей гипсовой пещерой Урала, шестой в мире по протяженности (5600 м) среди пещер гипсового карста. Суммарный объем гротов пещеры более 100 тыс. кубических метров. В пещере 60 озер с изумительно чистой водой. Оледенение пещеры было максимальным в 18 веке. Многолетние льды встречались в Метеорном гроте на расстоянии 440 метров от входа. Сейчас многолетние льды встречаются до Крестового грота на 270 метров от входа. Состояние льдов пещеры зависит от температурного режима , создаваемого естественной вентиляцией. Чем ниже температура на поверхности, тем больше пещера запасает холода. Наиболее красивыми местами кристаллизации льда являются гроты Бриллиантовый и Полярный. Бриллиантовый грот украшен особенно крупными кристаллами лотковой и игольчатой формы. Красота, величие и история исследования пещеры отражены в названиях гротов: Бриллиантовый, Космический, Данте, Руины, Геологов, Смелых, Великан, Полярный и др. Подземное царство сталактитов и сталагмитов, застывшая симфония камня и льда, величие и галактическая тишина - все это оставляет ни с чем не сравнимые ощущения. Поэтому с давних времен Кунгурская пещера является гордостью жителей Кунгура. Когда приезжему гостю посчастливится оказаться в Кунгуре, его обязательно ведут посмотреть редкую природную диковинку. Одно лишь упоминание Кунгура вызывает в воображении многих людей необычайное подземное приключение, памятное порой с детских лет. Еще вначале двадцатого столетия вход в Ледяную пещеру был закрыт дверью, и экскурсантов сопровождали проводники. Первым "хозяином" и хранителем пещеры, посвятившим ей свою жизнь был А.Г.Хлебников, который с 1914 по 1951 годы водил экскурсии, проводил работы по благоустройству и занимался исследованиями пещеры. Во многом благодаря этому замечательному человеку началось обустройство пещеры. В настоящее время длина оборудованного, для посещений туристами, маршрута около 1,5 км. Вход и выход разделены. Около пещеры находится туристический комплекс "Сталагмит", состоящий из гостиницы, ресторана, автостоянки. В связке с удобным географическим положением это обуславливает высокую посещаемость пещеры.
Первый опыт

Рождение Кунгурской пещеры
Пещера находится в гипсах и ангидритах кунгурского яруса пермской геологической системы, которые чередуются с пластами известняков и доломитов. Эти породы образовались 260 миллионов лет назад в пермский период геологической истории Земли. В те далекие времена здесь располагалось море, которое тянулось вдоль западного склона Уральского хребта до нынешнего Каспийского моря. В воде и на дне моря в несметном количестве обитали морские организмы. Отмирая, они оставляли скелеты и раковины, которые смешивались с донным илом, постепенно образуя огромные залежи. Так возникли пласты известняков в основании пещеры. В связи с новым поднятием Уральского хребта море обмелело, оставив большие заливы. Климат в Предуралье в те времена был теплый, и вода в заливах испарялась. По мере того, как рассолы сгущались, на дно выпадал белый гипсовый осадок, ставший впоследствии горной породой - гипсом. На это ушел не один миллион лет. Во второй половине пермского периода море ушло из пределов нынешней Пермской области. Дождевые и снеговые воды проникали в толщу пород, растворяя их, создавая при этом многочисленные пустоты. В разработке гротов и галерей участвовали и воды реки Сылвы, вторгаясь во время паводков в глубину Ледяной горы. Это был длительный процесс, который тянулся не одну сотню тысяч лет. Последующие периоды геологической истории были отмечены новыми поднятиями земли, в результате реки углубили свои долины и врезались в толщу окаменевших морских осадков. По крутым берегам выступали белые гипсовые и известняковые скалы, которые и ныне украшают природу Кунгурского района. Вслед за углублением речного русла снижался и уровень подземных вод. При этом старые пещерные галереи обрушивались и заполнялись обломками пород и глиной. Этот процесс растворения горной породы с выносом растворенного вещества называется карстом.
По определению ученых, возраст пещеры 10-12 тысяч лет.
За это время в результате многочисленных обвалов своды большинства гротов пещеры приобрели куполообразную форму. Обвалы наблюдаются и в наше время, особенно после наводнения. Например, в 1983 году в гроте Данте упал камень, сломав при этом глыбу гипса, которая запомнилась многим туристам тем, что напоминала чудовище. Однако за последние 80 лет посещения пещеры туристами не наблюдалось ни одного несчастного случая, хотя по ней прошли миллионы людей. Во многом благодаря горной службе, которая проверяет своды над тропой.

В цифрах
Положение входа
г. Кунгур, правый берег р. Сылва, основание склона Ледяной горы
Заложение пещеры
ангидриты, гипсы ледянопещерской пачки, доломиты и доломитизированные известняки неволинской пачки иренского горизонта кунгурского яруса нижнего отдела пермской системы (Р1К).
Высотная отметка входа: 119,99 м.
Средняя мощность кровли: 65,0 м.
Размеры пещеры:
Протяженность ~ 5,7 км. Амплитуда – 30 м (+27 м / -3 м).
Площадь – 65,0 тыс. м2. Объем – 206,0 тыс. м3.
Количество гротов:
48 шт. (самые крупные – грот Географов, ~50 тыс. м3, на маршруте – грот Великан, ~45 тыс. м3).
Количество озер:
70 шт. (самое крупное Большое подземное озеро, площадь 1460 м2).
Количество органных труб:
146 шт. (самая высокая в гроте Эфирный, 22 м).
В гроте Дружбы Народов:
Средняя температура воздуха: +5,0°С.
Средняя температура воды в Большом озере: +5,2°С.
Средняя влажность воздуха: абсолютная: 8,3 мб, относительная – 100% .
Средний газовый состав воздуха: О2 – 20,47; N2 – 78,38; СО2 – 1,15 об. %.
Гамма-фон, мкР/час: 5 (зима), 26 (лето).
Средняя минерализация воды, мг/л и ее гидрохимический тип:
капель из трещин: 1925, СК.
капель из органных труб: 1822, СМК.
капель со сводов: 2130, СК-СМК.
вода в Большом озере: 2170, СК.
вода в р. Сылва: 510, СГМК.
Минимальная температура воздуха
грот Бриллиантовый: -32,0°С;
грот Вышка: -17,7°С;
грот Скульптурный 0,0°С.
Режим охраны
По указу губернатора Пермской области от 26.06.2001 г., № 163 «Ледяная гора» и «Кунгурская Ледяная пещера представляют собой историко-природный комплекс.
Туристское использование
Протяженность подземного маршрута:
по Большому кольцу - 1300 м, по Малому кольцу - 1250 м
Среднее время прохождения маршрута, часы-минуты: 1-20 – 1-30.

Я неоднократно бывала в разных пещерах на экскурсионных тропах, но свой первый спелеоопыт приобрела именно в Заповедной части Кунгурской Ледяной Пещеры. Группа в составе 5 человек: Константин Х. - младший научный сотрудник Кунгурской лаборатории-стационара Горного Института Уральского отделения РАН, Владимир - главный геолог, Я - горный инженер по ОГР, Мария - студентка-геолог 3 курса Пермского Государственного Университета, Юлия - студентка-геолог 4 курса Пермского Государственного Университета.

соблюдая указания Кости мы двинулись внутрь

с первых метров пещера приятно удивляла нас извилистыми лабиринтами и расщелинами, заполнеными водой

после лабиринта нас ждала глиняная топь, пройти, которую можно только наступив на два малюсеньких камешка, но их еще надо увидеть )

лабиринты пройдены, наползавшись вдоволь на животе, на спине, то ногами, то головой вперёд, перемещаемся из грота в грот.
наша цель - наблюдение новообразований гипса, гипсоангидрита, доломита, белого селенита,
ну и конечно не без романтической составляющей: дотронуться до Пупа Земли и загадать желание.

пред нами предстала огромная плита, имеющая название Теннисный стол, на которую мы тут взгромоздились и устроили фотосессию )

последние метры до цели

и вот оно: Чудо природы - Пуп Земли!

насобирав по пути к Пупу образцов, синяков и шишек, мы повернули назад.
обратный путь был легче, поскольку уже был известен, и мы не спеша фотографировали )

но тут меня ждал неожиданный "сюрприз" на Теннисном столе, который не был замечен в первый раз
шли шутили, смеялись, Костя травил байки про Белого Спелеолога и тут я провалилась...
за доли секунд перед глазами пронеслись кадры из фильма "127 часов" )
слава Богу обошлось: ногу выдернула, не сломала, но получила огромную гематому и шишку на всё бедро. скрипя зубами, пошла дальше

на обратном пути мы зашли в самый Большой грот пещеры - грот Географов (50 тыс. м3), чтобы увидеть громадную органную трубу

снова глиняная топь, от смеха не могли сосредоточить внимание и таки найти камешки
в конечном итоге просто прыгали куда попало в надежде, что мужчины нас вытащят, а они только посмеивались над нами с другого берега )))

водопой перед входом в лабиринт
тяжёлый вход: протиснуться можно только левым боком, под спиной острый камень...
Юля застряла

чудеса на каменных виражах: то вверх, то вниз, то влево, то вправо, извиваемся, как змеи )))

балдеем на озере, отдыхаем, делимся впечатлениями  ))

разница температур при выходе на поверхность составила 30 градусов )
оптика сразу же запотела
Фото пещеры, сделанные мной в разное время

лучше время для посещения пещеры конец зимы - начало весны, именно тогда вы можете наблюдать активный рост льда.

дополнительную информацию можно получить тут:

ссылка

гостиничный комплекс "Сталагмит" расположен рядом с пещерой и предлагает обширную экскурсионную программу, прокат туристического снаряжения для сплавов и пеших походов, а так же горные велосипеды и др.

Пермский край, Кунгурский р-он, с.Филипповка, гостинично-туристический комплекс «Сталагмит»

Телефон администратора (34271) 6-26-02
Телефон отдела продаж (34271) 6-26-10
Факс (34271) 6-26-09
e-mail stalagmit@rambler.ru
Сайт www.kungurcave.ru
Ледяная Гора

Ледяная гора входит в состав островной Кунгурской лесостепи, выделенной и описанной еще в XIX в. Этот островок лесостепи расположен в подзоне южной тайги. На высокой равнине, а также на покатых частях коренных склонов развиты темно-серые лесные среднеоподзоленные, среднесуглинистые почвы.

Наличие крутых склонов способствует развитию эрозии, смыву рыхлых поверхностных отложений, обнажению коренных пород, образованию на них смытых маломощных каменистых почв.

Растительность Ледяной горы представлена тремя типами: лесным, луговым, значительно остепененным на близко прилегающих к склонам долины р. Сылвы участках, и растительностью гипсовых и известняковых обнажений. Наибольший интерес представляет именно сохранившая свой естественный облик растительность каменистых обнажений коренного берега р. Сылвы. В их флористическом составе господствуют в основном степные виды. На Ледяной горе можно встретить следующие охраняемые виды растений: ковыль перистый, пыльцеголовник красный, солнцецвет монетолистный, тимьян Талиева.

Поверхность Ледяной горы и Кунгурская Ледяная пещера тесно связаны друг с другом: через органные трубы и воронки на поверхности пещера дышит, благодаря легко проницаемым породам, в которых заложена пещера, на Ледяной горе растут степные растения. Поэтому памятники природы "Ледяная гора" и "Кунгурская Ледяная пещера" были объединены в 2001 г. в один историко-природный комплекс "Ледяная гора и Кунгурская Ледяная пещера", площадь которого составляет 106,5 га. На Ледяной горе запрещено рвать цветы, собирать лекарственные травы, вырубать деревья, разжигать костры. Помните: на местах вырванного или растоптанного растения остается голая каменистая осыпь.

Поверхность Ледяной горы покрыта карстовыми воронками. Это блюдцеобразные и конусообразные понижения с задернованными склонами или обрывистыми края Самые крупные воронки достигают 50 м в поперечнике и 10-15 м в глубину. Воронки по большей части сухие. Лишь немногие из них заполнены водой и представляют собой карстовые озера. Изредка встречаются неглубокие карстовые котловины с поперечником до 0,5-1 км.

Вторая по частоте встречаемости карстовая форма - провалы. На плиоценовых террасах их насчитывается около 120. 90% провалов имеют поперечник до 5 м, 10% - 5-10 м. Наряду с одиночными провалами встречаются группы провальных впадин разной величины.

В присклоновой части Ледяной горы имеются линейно вытянутые понижения с обрывистыми краями - карстовые рвы.

После снеготаяния на Ледяной горе возникают небольшие ручьи, исчезающие в понорах на дне карстовых воронок. Они поглощают и отводят в глубь массива до 35% выпадающих осадков.

Карстовые формы распределены неравномерно: местами они отсутствуют, а по соседству плотность их достигает 2000-3000 шт./км2. Нередко впадины образуют крупные скопления - "поля". Самое крупное "поле" расположено на северо-западной окраине Ледяной горы, в урочище Байдарашки.

Поднявшись на гору у Ледяной Пещеры можно пройти по ней несколько км и спуститься на горнолыжной базе "Светлячок" (ссылка)

Горнолыжный комплекс «Светлячок» находится на горе Ледяной, с вершины которой как на ладони виден весь г. Кунгур. Сезон катания открывается в ноябре, заканчивается в апреле. Одна из трасс, проложенных на склонах Ледяной, имеет высокий уровень сложности, вторая подходит начинающим сноубордистам и лыжникам. Для обучения новичков работает штат инструкторов-профессионалов, проводящих индивидуальные и групповые занятия. В вечернее время трассы хорошо освещены. Две канатные дороги с высокой пропускной способностью поднимают посетителей комплекса на вершину, дошкольники поднимаются бесплатно, а дети до десяти лет за половину стоимости. Снаряжение различных категорий предоставляется в прокате, цена зависит от категории, продаются абонементы на прокат лыж, ботинок, сноубордов на целый день. Так же на территории комплекса работает магазин, в ассортименте которого горнолыжное снаряжение самых популярных производителей: FISHER, ATOMIC, ROSSIGNOL и т.д.

Контактная информация
617470, Пермский край, г. Кунгур ул. Уральская, 95
Телефон 8(34271)22637
Деревня Ермака у Ледяной пещеры

Музей крестьянского быта под открытым небом «Деревня Ермака»

Музей находится на территории живописного парка вблизи Ледяной пещеры. Представляет он собой небольшую старинную деревеньку, огороженную забором. Здесь расположены два небольших домика – это «Изба Ермака» и «Ремесленный двор», а также множество деревянных скульптур, таких как мельница, колодец, шаман, «Золотая лодка Ермака» и т.д. Музей «Деревня Ермака» наглядным образом рассказывает о истории, этнографии и культуры русского народа. На территории музея хорошо проводить традиционные русские праздники, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Помимо праздников в музее проходят две тематические экскурсии:

- «Тайна Ермака». Экскурсия для учащихся школ, лицеев, гимназий. Представляет собой урок по истории. Учащихся на наглядном примере познакомят с народным бытом, культурой, обычаями, национальными духовными чертами, экономической жизнью и трудом XVI века.

- «В гостях у атамана». Экскурсия для детей дошкольного возраста в форме сказки, которая доступным языком рассказывает малышам о жизни, учит их, и освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложной ситуации.

После экскурсии Вы можете заказать обед по старинным русским рецептам в кафе «У Тимофеича».

Режим работы:
Понедельник – пятница: по предварительным заявкам (группы от 15 чел.)
Суббота, воскресенье:
Экскурсии: 12:15; 13:15; 14:15; 15:15; 16:15.
Стоимость билета: 25 руб/чел.
        Предлагаем Вам уникальный шанс сфотографироваться в русском народном костюме в «Избе Ермака» (прокат костюма для фото 50 руб.)

Соляная камера

Теперь, чтобы подышать воздухом, насыщенным солями и биполярными аэроинами, не нужно ездить к соленому Мертвому морю, на соленые озера, на юг или дальнее зарубежье. Посетите соляную камеру в нашем комплексе и спелеокамеру в Кунгурской Ледяной пещере. Это обойдется намного дешевле, но даст не меньший положительный результат.

Стоимость одной процедуры в соляной камере: для взрослого - 200р., для ребенка - 150р.
Стоимость одной процедуры в спелеокамере: для взрослого - 150р., для ребенка - 100р.

БЮРО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «СТАЛАГМИТ» предлагает:
Историко-этнографические экскурсии по Пермскому краю (ссылка)

сплавы, конные прогулки, прокат туристического снаряжения, горные велосипеды и многое другое (ссылка)