Переход на Лагорту. 3 - 4 июля
На озеро Дзёля-Варчаты

Переход с озера Варчаты на озеро Дзёля-Варчаты и далее на реку Лагорта мы не встречали в прочитанных туристских отчетах. Этот переход по горно-таёжной местности абсолютно без троп и дорог связывал две такие разные и интересные реки: Танью и Лагорту, причем в нашем варианте Танью проходилась полностью, а от Лагорты отсекалась мелководная верхняя часть, где много проводок, которые нас совсем не интересовали. То, что местность проходима, мы знали из отчета 2002 г. группы из Снежинска, которая делала радиальный выход с Лагорты на оз. Дзёля-Варчаты.

3 июля

Первое, что я услышала утром:
     - Вера, посмотри на озеро.
     За тихой прибрежной полосой воды в метрах в трестах от берега ясно были видны белые барашки волн.
     - Мы смогли бы выгрести против такого ветра? – продолжал Володя.
     - Конечно, нет, о чем ты говоришь. Если возникли барашки, там и высота волн приличная.
     - Видишь, как мы правильно сделали, что переплыли озеро вчера. А ты не хотела.
     - Устала очень.
     Как оказалось впоследствии, только эти полтора дня плавания после сидения на берегу Танью в ожидании, когда ветер уймётся, и были относительно безветренны. Всевышний утихомирил стихию ровно на столько времени, сколько нам было нужно. После этого хочешь – верь в Бога, хочешь – не верь.
Ночевка на озере Варчаты
     Разобрали катамаран, высушили его, позавтракали и в путь. Нам предстояло пройти немного: до озера Дзёля-Варчаты, встать на его противоположном берегу и ловить рыбку. Это по карте всего четыре километра. Так планировалось. В действительности все оказалось совсем иначе.
     Вышли в час дня. Напрямик к озеру не пошли, т.к. не хотели кормить комаров в лесу. Продвигались открытыми тундровыми участками немного наискосок к южной оконечности озера. Встречались иногда участки старых исчезающих следов вездехода. Ветрено, прохладно. Дошли часа за полтора. До истока р. Дзёля-Варчатывис от той точки, куда мы вышли, было около 300 метров. Хорошо был виден густой ивняк по обоим берегам. Западный берег – возвышенный, тундровый, основной массив леса находится в отдалении от него. На северном – тундра с двумя участками ивняка в устьях притоков. На самом озере сильный ветер нагулял высокие волны, которые с шумом разбивались о каменистый берег у наших ног.
     - Здесь ловить рыбу неудобно, надо идти на подветренный берег, тем более мы хотели там ночевать, - сказал Володя. Потом продолжил:
     - Как подсказывает мой туристский опыт, река, впадающая в озеро, обычно мельче реки, вытекающей. Вполне возможно, что и дно у истока реки Дзёля-Варчатывис топкое. Тебе хочется лезть глубоко в воду в такую погоду?
     - Нет. Холодно.
     - Я предлагаю обойти озеро, которое длиной всего полтора километра, с севера. Там притоки, там заливы, рыба хорошо должна клевать. Подумаешь, чуть больше пройдем. Все равно его огибать.
     Сначала пошли по песчано-каменистой кромке у воды, но метров через 150 пришлось отойти от берега, т.к. далее был сплошной непроход из-за нависающих и подтопленных кустов. По самому берегу узкой полоской стояли кусты, чередующиеся с отдельными участками леса, потом полоса тундры, местами болотистой, а за ней – основной массив леса перед грядой Варчатымусюр. Мы пошли по открытым участкам. Старый, едва различимый, вездеходный след вывел на старую стоянку, наверно, геологов, т.к. мы обнаружили разрушенные временем части свинцовых аккумуляторов.
     Примерно час потребовался нам, чтобы дойти до северного берега. И вот здесь началось самое «интересное». На преодоление этого «интересного» у нас ушло 3,5 часа, все силы и всё настроение.
     Песчано-каменистые берега у северной оконечности перешли в топкие. В районе впадения речки, текущей вдоль упомянутой гряды, широкое длинное кочковатое болото, заросшее густым ивняком. Рыбку у устья не половишь. Мелко и очень топко. Пришлось делать обход, удаляясь от озера до полукилометра. И речку перешли где-то там. Она, в самом деле, была мелкая с песчаным дном. Довелось много полазить и по прибрежному ивняку. Наконец, все кончилось. По сухой тундре вернулись на берег озера, но и здесь ловить рыбу было неудобно: мелко, прибой. Пройти по нему удалось немного: узкая обрывистая глубокая протока, незаметная даже за несколько метров, соединяла Дзёля-Варчаты с болотистым заливом, глубоко врезающимся в берег. После этой горловины впереди берег смотрелся единой полосой. Ладно, обойдем. Обошли, отойдя в сторону на 300-500 м, вернулись на берег. Несколько десятков метров – опять узкая горловина, опять топкий залив. И так повторялось несколько раз. Горловин из-за их узости не было видно в складках местности, а заливы смотрелись самостоятельными озерками.
     Шел час за часом, а мы фактически не продвигались вперед, каждый раз надеясь, что этот залив – последний. Топтание на месте злило, обижало и раздражало нас, естественно, отнимало время и силы. Кроме того, нас здорово доставали комары, особенно на отдыхе.
     Когда мы вышли на неширокий с редкими лиственницами перешеек между Дзёля-Варчаты и маленьким круглым озером, было уже семь часов вечера. Здесь и решили заночевать. До обоих озер не более ста метров, нет проблем с дровами, а сильный ветер сдувал комаров.
     На рыбалку пошли на Дзёля-Варчаты. На берегу видели старое заросшее кострище. Володя быстро поймал небольшую щуку и крупного окуня, которого отпустили. У меня же вообще не было ни одной поклёвки. На этом рыбную ловлю закончили. Щуку зажарили. К ночи здорово похолодало, комары исчезли.
     Много позже, обсуждая этот день, Володя сказал:
     - Если бы мы знали, что заливы так глубоко врезаются в берег, лучше бы пошли южным путем и брод через Дзёля-Варчатывис сделали, несмотря на холод. А, может, там и мелко было.
     - Надо было карту внимательнее смотреть. На ней виден изрезанный северный берег. А то ты ни о чём, кроме рыбалки не думаешь.
     Не совсем удачную рыбную ловлю на озере Дзёля-Варчаты мы связываем с ухудшением погоды и высоким уровнем воды.