Река Танью – озеро Варчаты. 28 июня – 2 июля
Верхняя Танью. 28 июня – 29 июня

28 июня

Проснулись достаточно поздно. С одной стороны у нас сегодня днёвка с постройкой катамарана, с другой – ночью и утром шёл дождь. Когда капли перестали барабанить по тенту палатки, вышли на «улицу». Позавтракали вчерашним жареным хариусом и пошли бродить по лесу в поисках строительного материала для каркаса катамарана. Ходить пришлось далеко и много: длинные и тонкие деревца были редки. Тем не менее, к обеду необходимое количество жердей из березы и лиственницы лежало на месте стапеля. В сыром лесу мы изрядно промокли.
Пятиречье. Место нашей ночевки
     Отдохнули на берегу со спиннингом в руках. Поймали несколько штук хариусов и засолили их. Затем приступили к сборке катамарана. Сильный порыв ветра подхватил надутую, но еще не привязанную к раме гондолу, и она, сметая всё на своём пути, покатилась к костру. Поймали мы её вовремя, но лишились обеденного супа: гондола опрокинула котелок. Пришлось довольствоваться всё тем же жареным хариусом и чаем.
     Во время сборки катамарана Володя спросил:
     - А тебе не надоело это место?
     - Здесь уютно, всё знакомо, но уже хочется чего-то новенького. Да и комары достали, ведь бивак у нас в лесу.
     - Давай сменим место ночёвки.
     - Давай, но недалеко. У нас сегодня как будто днёвка. И при полном отсутствии ветра во время старта. С меня прошлого года хватит.
     Как по заказу ветер стал постепенно стихать, облачность поднялась.
     Ближе к шести часам вечера свернули лагерь, загрузили катамаран. Тихо. Полное безветрие. Перед самым стартом заметили, что уровень воды в Бурхойле за последние три часа поднялся на 5-6 см, а он и так был высоким.
Пятиречье. Катамаран готов к плаванию
Всё, поехали.
Пятиречье. Первые минуты после старта
Сто метров спокойного плавания по Бурхойле заканчиваются сливом напротив устья Левой Пайеры, после которого начинается хаос разнокалиберных камней, «бочек», между которыми мчит основная струя. Линия движения читается легко. Высокий уровень воды позволил нам без проблем пройти порог, ни разу не коснувшись ни одного камня, хотя были иногда отдельные элементы слалома с разворотами на месте, с пересечением струи в разных направлениях.
     Проплыли впадение р. Пайтывис, которое в прошлом году не заметили, не до того было. А вот и полноводная Хойла. Отсюда, после слияния четырёх рек, начинается пятая – Танью.
     Сижу на катамаране, гляжу по сторонам, любуюсь окружающей природой, и вдруг моё созерцательно-мечтательное состояние прервал возглас Володи:
     - Валы!
     «Откуда тут могут быть валы?» – думаю. «Да, помню, на левом повороте реки из-за сужения русла был приличный перекат, он нас даже не забрызгал, но чтобы валы….»
     Я покрепче сжала весло, и вот уже нос катамарана взлетел вверх, а корма провалилась в яму. Следующий вал катамаран прорезал насквозь, и масса воды, прокатившись по тенту, окатила нас по пояс. Ещё мгновение, и корма вместе с нами взлетает на верхушку третьего вала. Интуитивно хватаюсь за поперечину рамы. Тут же бросаю её и ещё крепче сжимаю весло. У нас одна задача: удержать катамаран носом к валам, иначе могут быть неприятности. Наконец, полутораметровые валы позади. Танью стремительно мчит нас к следующему, вздыбленному и ревущему участку.
     - Володь, я больше не хочу в валы. Прохладно вечером в мокрой одежде сидеть.
     - Объедем. Без проблем. Ширина здесь позволяет.
     Мы быстро неслись, но и по сторонам успевали смотреть. Красиво! По берегам много скальных выходов, ярко зелёный лес, на уютных полянках масса стоянок, и все такие удобные. Только слишком уж стремительно течение.
Река Танью перед впадением реки Лагортаю
     - Володя, ты помнишь такую Танью?
     - Нет, это совершенно другая река. Ты же знаешь: дважды в одну воду не войдёшь.
     - Где остановимся?
     - Посмотрим. Но максимально до устья Лагортаю.
     Перекат следовал за перекатом, мы наслаждались этой новой Танью, её скоростью.
Река Танью напротив впадения реки Лагортаю
Вот справа открылась долина Лагортаю. Видим оборудованную стоянку на левом берегу, но река мчит так, что мы не успеваем ничего решить. Стрелка рек позади, очередной пенный перекат. Прямо на нём заметили слева удобное для ночёвки место и тут же начали бурно грести к берегу. Всё, причалить успели.
     Хорошо оборудованный бивак находился на террасе в лесу, но там, естественно, безумство комаров, поэтому расположили палатку на берегу на приподнятой луговой полянке.
Ночевка на реке Танью напротив впадения р. Лагортаю
Катамаран отнесли подальше от реки и привязали к дереву. Поставили метку уровня воды, чтобы назавтра оценить. Все прибрежные кусты подтоплены. Пытались ловить рыбу, но все попытки были безуспешными. Разлившаяся Танью скрыла мелководные каменистые участки, за которые при проводке многократно цеплялась блесна.
Так закончилась наша «днёвка».
Комары достали

29 июня

Утром обнаружили, что вода в реке упала на 15-20 см. Отнеслись к этому положительно, т.к. при понижении уровня обычно улучшается клёв рыбы. Погода чудная: не жарко, легкий попутный ветерок. Собрались быстро, и в путь. Воды в Танью ещё очень много, поэтому течение хорошее. Плывём, любуемся вновь открывающимися видами, пытаясь узнать запомнившиеся в прошлом году места. Иногда удаётся.
     В районе впадения ручья Элькошор сделали капитальную остановку.
Река Танью в районе впадения р. Элькошор
Согласно описаниям здесь есть коптильни для рыбы. Это нас соблазнило, очень хотелось попробовать копчёного хариуса. Чувствуется, что место популярно: масса кострищ, много полянок под палатки, построены сушила для рыбы, несколько коптилен для холодного и горячего копчения, встречается даже кухонная утварь, аккуратно развешенная на сучках, вёдра для соления. Но и масса бытового мусора, который портит всю картину. Мы не удивились, когда увидели наезженную вездеходную дорогу.
     Место для рыбалки прямо идеальное: конец длинного и бурного переката заканчивается ямой почти без течения, есть граница струй, где любит сидеть хариус, галечный берег удобен для спиннингистов на большом протяжении, противоположный берег скалистый. Но к нашему великому сожалению все наши попытки поймать хариуса, не увенчались успехом.
Рыбалка в районе впадения р. Элькошор в Танью
Мы меняли блёсны, места и углы заброса, всё безрезультатно. На одной из стоянок мы видели элементы сетей, может, этим всё объясняется? Единственной нашей добычей на Элькошоре стала фотография бабочек.
Бабочки тусуются
     Что же, поплыли дальше. Река сама по себе прекрасна, будем пока любоваться природой, которая удивительна.
     Вот и острова, которые мы хорошо помним. Мелей сейчас нет, проходима любая протока, но, тем не менее, мы с удивлением обнаружили, что выбираем те же протоки, что и в прошлом году. К 10 часам утра доплыли до места нашего прошлогоднего обеда. Узнали его сходу, что очень обрадовало. Вышли, побродили по берегу. Такое ощущение, что никто после нас тут не останавливался. В районе резкого поворота реки влево вдруг налетел резкий встречный ветер. Катамаран будто споткнулся и остановился. Пришлось упираться изо всех сил метров триста, после поворота всё стихло.
     Мы всей душой стремились к устью Сизимъёгана, помня о нашей великолепной рыбалке. Мечтали сделать там полуднёвку и порыбачить от души, ловя окуней и щук. Заветное место быстро приближалось, а мы вспоминали, как трудно нам приходилось в прошлом году в этих местах: встречный ветер сильно тормозил нас, мы ползли как черепахи, не то, что сейчас.
     Вот и долгожданное устье. Но как всё изменилось. На правом высоком берегу Танью бригада строителей возводит шикарный двухэтажный с резными колонами «охотничий домик». И сюда добралась цивилизация! Мы почему-то расстроены этим. Высаживаться и подходить к ним не стали, т.к. нам страстно хотелось быстрее начать рыбную ловлю на нашем месте. Но что это? Всё затоплено половодьем, в том числе и берег, с которого мы ловили рыбу. Стали искать, где бы высадиться. В итоге вошли в ставшее таким широким устье Сизимъёгана, чуть поднялись вверх по стоячей коричневатой воде и, выбрав не сильно заросший участок на острове, причалили. Спешим так, как будто нас кто-то гонит. И вот уже первый мерный шестисотграммовый окунь Танью прыгает на берегу, к нему присоединяется второй, третий…. Потихоньку дошли до самой стрелки. Крупные окуни регулярно хватают блесну, попалась небольшая щука, но той бешеной прошлогодней рыбалки, что жива у нас в памяти, нет.
Улов в устье реки Сезимъёган
     Смотрим, к нам посетители. Двое строителей на смешной прямоугольной (без носа и кормы) лодке пожаловали в гости. Побеседовали. Мы узнали, что это строительство ведёт та же организация, которая строит базу на оз. Варчаты, а сами строители из Кировской области. Сказали, что у них тут повсюду сети. Похвастались, что даже таймень однажды попался. Так вот почему сейчас нет такого азартного клёва: рыбы меньше стало благодаря их усилиям. Попросили у нас сигарет и, осчастливленные подарком, поехали назад.
     Вскоре после их отъезда мы с Володей по очереди были наказаны за свою безалабер-ность: в рыбацком ажиотаже не сменили лески на более прочные, и были за это наказаны. Я была расстроена: щука утащила мою самую любимую уловистую блесну. Пришлось быстро исправлять оплошность. Через некоторое время вижу, как в тёмной воде Сизимъёгана у кромки травы, чуть ли не у меня под ногами, покачиваясь, играя на солнце, не спеша, плывёт мой розовый тандем. Зажмурила глаза: может, мираж, думаю. Открываю: блесна всё также размеренно движется вдоль берега, медленно уходя в чёрную глубину. Саму рыбину я не заметила, но, вспоминая, с какой элегантной лёгкостью, абсолютно без напряжения, была оборвана леска, рассчитанная на 10 кг, можно представить её размеры.
     Прикинув, что пойманной рыбы нам более чем достаточно, за 40 минут доплыли до мыса, где в прошлом году было гнездо белохвостого орлана. Гнездо на месте, орлан на месте, всё хорошо. Большой песчаный пляж, на котором мы гуляли в прошлом году, теперь сузился до полоски, и, судя по следам воды, 2-3 дня назад и её не было.
Песчаный мыс на месте ночевки у гнезда орлана
     Всю вторую половину дня учились получать филе из окуней по методу егеря Андрея, отбиваясь от армии комаров, которые варварски набрасывались на наши незащищенные репеллентом руки. Вечером бесконечно жарили и ели филе. Великолепное блюдо! В палатку заползли с туго набитыми животами.