Устье Танью - о. Варчаты. 2 июля

Щуки Щуки
Река Танью. Щука отправляется в родную стихию Река Танью. Щука отправляется в родную стихию
     Утро безветренное. Быстро собрались, отчалили. Каждый день на Танью мы отмечали понижение уровня воды на пару десятков сантиметров. Но все равно к низовьям, река оставалась полноводной, становясь только шире и спокойнее. Появился лёгкий попутный ветерок. Мы плыли размеренно, не торопясь, но, тем не менее, быстро продвигались вперёд. Над Уральским хребтом висела белая плотная шапка облаков, от которой отрывались куски-тучи и уплывали куда-то в Азию. Эта шапка облаков надолго прижилась над горами, она не растаяла до конца нашего похода.
     Незадолго перед обедом вышли половить рыбу на правом притоке напротив хребта Манюкумусюр. Одновременно параллельно забросили спиннинги и, после непродолжительного вываживания, синхронно выволокли на берег двух щук по пять-семь килограммов каждая. Одну сразу же отпустили, а вторую оставили себе. Немного побросали ещё: щуки этого же габарита ловились методично: три-четыре заброса, и вот уже кто-нибудь из нас, упираясь, выводит очередной экземпляр. Кажется, ещё поймали пять щук, всех выпустили, охотничий азарт немного угас, тем более для еды нам нужна была всего одна.

На обеде сварили часть щуки, остальную часть тушки оставили. Было не жарко, не испортится до вечера, решили мы.
Приготовление "завтрака туриста"
Завтрак туриста

Ещё в Ульяновске, разрабатывая маршрут, Володя предложил попытаться найти самую правую длинную старицу в устье Танью, которая, судя по карте, начиналась недалеко от берега в районе острова перед левым поворотом реки. Связь с Танью она уже потеряла, а вот с Варчаты, кажется, нет, и позволяла здорово сократить путь по озеру, т.к. потом наш путь лежал на оз. Дзёля-Варчаты.

Около шести вечера мы были в районе этой старицы. Высадились на берег и отправились её искать. Бродили по тундре около часа, но наши поиски результата не дали, может быть, мы слегка промахнулись. Зато немного отдохнули от «сидячей жизни».
     Вернувшись к катамарану долго, наверно, полчаса мы обсуждали, что нам теперь делать. До озера Варчаты оставалось по реке около 7-8 км. К вечеру ветер усилился. Сейчас он был для нас попутным. На Варчаты после поворота в «правый угол» он будет для нас лобовым. Сможем ли мы там плыть или зависнем в болотистом устье – вот в чём вопрос.
     Рассматривали три варианта:
     1. Плыть дальше по Танью до озера, а там уже принимать решение, когда его пересекать.
     2. Остаться на ночёвку где-то здесь.
     3. Разобрать катамаран и прямо по тундре выйти к озеру Дзёля-Варчаты, т.к. местность нам показалась вполне проходимой. Этот путь имел определённый туристский интерес своей новизной.
     Мы долго колебались. В конце концов, молча приняли первый вариант и поплыли по широченной Танью вниз. Многие берега затоплены и неузнаваемы. Ветер нагулял волну, и нас качало, как на качелях. Течения в реке уже нет – подпор озера.
     Вошли, как и в прошлый раз в самую крайнюю правую устьевую протоку. Вот и знакомые остатки вездехода.
     В какой-то момент времени я заметила справа сквозь кусты большую открытую воду и сообщила об этом Володе. Мы тут же причалили и перешли на другую сторону узкого мыса посмотреть, что мы здесь имеем. Нужный нам северный берег озера темнел полоской леса в 5-6 км. Как и предполагалось, ветер встречный, но терпимый, плыть можно. Решаем прямо здесь перетащить катамаран на другую сторону, а не плыть дальше по протоке и огибать мыс. Этим манёвром мы сокращали проходимое против ветра расстояние примерно на километр. Для этой цели спилили несколько сухих ветвей и вертикально просунули катамаран в образовавшуюся щель среди высоких кустов. До открытой воды было метров пятьдесят по кочковатому болоту. Проваливаясь в воду выше колен, донесли катамаран до места, где уже можно было плыть, отталкиваясь от редких кочек. Переоделись, утеплились, перекусили. Девять вечера (по-местному – одиннадцать). История повторяется. Видно, нам судьбой суждено выходить в Варчаты ночью. И как в прошлый раз – позади целый ходовой день, и мы, конечно, устали.
     Мотивацией позднего выхода был всё тот же пресловутый ветер. Он уже украл у нас сутки. Сейчас поздно, но плыть можно. Что будет утром, неизвестно. Мы уже убедились, что в условиях полярного дня ждать стихания ветра к утру бесперспективно.
     Поплыли вдоль правого «берега» озера, который представлял собой кусты, стоящие «по колено» в воде. Где настоящая земля, не видно. Насколько позволяла видимость – кусты в воде.
     Пересекая один заливчик за другим, двинулись вперёд, хотя и не очень быстро. Встречный ветер здорово тормозил нас, а низкие кусты ивы лишь немного прикрывали от него. В голову лезли дурные мысли типа, что, если случится какая-нибудь нештатная ситуация, высадится некуда. Через некоторое время заметили слева полоску земли с настоящими деревьями. Поняли, что так выглядит мыс северо-восточного берега примерно на полпути до планируемого места ночлега. Просто озеро сейчас разлилось, много низких берегов оказалось под водой, очертания изменились.
     - Сейчас в какой-нибудь тупик заплывём, если продолжим углубляться в залив, – сказал Володя.
     - Ну, и что. Возвращаться не будем, здесь волны меньше и плыть легче, – ответила я, – а вдруг проход есть.
     Прохода не оказалось. Чтобы выйти опять в озеро, пришлось перетаскивать катамаран через узкую песчаную косу шириной метров десять. Зато приятно было походить по твёрдой земле после бесконечных водных просторов.
     Теперь мы продолжали плыть вдоль настоящего берега, ища у него защиты от ветра, который и не думал успокаиваться. Очень устали, т.к. приходилось непрерывно грести. Во время отдыха нас просто могло отнести назад. Кажется, видели ту старицу, что искали четыре часа назад, она была широкой, зарастающей и сейчас, в половодье, с озером соединялась. Два раза видели возможные места стоянок, но о высадке речь не шла: нам надо было достигнуть точки, откуда начнётся наш дальнейший пеший переход.
     Вместе с береговой линией постепенно повернули влево, и вот тут берег по-настоящему стал защищать нас от ветра. В принципе мы достигли финиша, но плыть нам пришлось ещё долго в поисках места ночлега, т.к. вдоль низкого берега шла заболоченная тундра. И только достигнув леса, мы увидели сквозь густые прибрежные кусты какое-то сооружение из жердей. Чуть далее нашли проход между кустами, в который с трудом удалось протиснуть катамаран. Мы оказались на рыболовецкой стоянке: поплавки и груз для сетей, сушила для рыбы, полмешка соли на дереве, место под палатку, куча хвороста. Толстый слой опавших листьев на кострище говорил о том, что в этом году никто здесь не был.
     С трудом сползли с катамарана, мышцы все свело от напряжения, пальцы на руках не разгибались. Всё тело болело, особенно шея. А часы бесстрастно говорили, что от устья Танью мы плыли сюда всего два часа. Нам же казалось – вечность.
     Так закончилась первая водная часть маршрута.