Выход с маршрута 
Река Войкар 7 - 8 июля

     7 июля (продолжение дня)

     Начался Войкар, пошли места, знакомые по прошлому году, только тогда мы тащили катамаран вверх по реке. На участке до Варчатывиса Войкар – красавец с кристально чистой голубой водой: всё дно как на ладони независимо от глубины. Каменная мозаика дна проносится под днищем катамарана. Временами чувствуется большая глубина под нами, даже мурашки бегут по спине. Проводили взглядом поляну, на которой мы ремонтировали в прошлом году оболочку. Надо же, от неё до Кокпелы мы вели катамаран больше часа, а теперь доплыли минут за десять. Многие места узнаваемы, наверно, потому что пройдены пешком.
    А вот и огромная галечная отмель, сузившая русло. На плавном левом повороте катамаран разгоняется как на центрифуге и влетает в единственный на Войкаре порог, образованный несколькими крупными камнями красно-коричневого цвета. Линия движения читается с ходу, порог проходится легко, но всё равно надо быть внимательными, т.к. на входе есть навал на камни.
     Вскоре началась серия проток между островами. Высокая вода позволяла нам выбирать любую понравившуюся, но мы прижимались к левому берегу: хотелось ещё раз окинуть взглядом места, где мы ходили год назад.
     Показался знакомый домик у впадения Варчатывиса, где мы встретились в прошлый раз с орнитологами. Причаливая, услышали ровный гул большого мотора. Оказалось, что на стрелке рек стоит катер («белый пароход» - так я его потом звала). Команда катера ждала своих высокопоставленных пассажиров (из администрации Шурышкарского района), которые залетели на вертолёте на базу отдыха озера Варчаты.
Стрелка рек Войкара и Варчатывиса
     - Когда пойдёте в Мужи?
     - Дня через два-три. Программа у наших хозяев большая. Они ещё вверх по Войкару хотят подняться вот на этой моторной лодке, что лежит на катере.
     - Подберите нас, когда будете проходить мимо.
     - Мы здесь ничего не решаем. И даже не знаем, сколько человек сядет на катер, будет ли для вас место.
     Вода Варчатывиса была грязно-серого цвета, а это значило, что озеро Варчаты здорово взбаламучено сильными ветрами. Войкар сразу перестал быть голубым и прозрачным. Быстрое течение несло нас вперёд, теперь мы с интересом разглядывали незнакомые для нас места. Войкар стал шире, мощнее, но глубоководные перекаты время от времени радовали нас.
     На обеденный отдых и рыбалку мы остановились у устья Нелкаёгана с почти стоячей коричневой водой. На высоком берегу есть несколько кострищ, но с дровами плоховато, хотя кругом тайга. Видно, что это место пользуется популярностью. У воды нашли потерянную кем-то блесну. Как и ожидалось, рыбалка здесь была удачной: легко поймали несколько крупных окуней и большую щуку. Всех отпустили на волю.
Щука Войкара
     Ещё с Пятиречья погода была прохладной. Над Уральским хребтом всё также висела плотная шапка облаков, а над нами была переменная облачность и ветер, ветер…. В основном он был попутным, но иногда мешал плаванию. Тогда мы выбирали подветренный берег и под его прикрытием плыли. После обеда облака начали сгущаться в дождевые тучи.
     - Хоть бы дождь прошёл, что ли, тогда сразу потеплеет. Так хочется искупаться, ведь последний раз плескались ещё на Харе, – мечтала я.
     Ближе к вечеру в отдалении мы увидели долгожданный летний ливень. Всё, погода должна измениться в лучшую сторону.
     Вечером долго искали место бивака, ничего путного не попадалось, все берега какие-то нежилые. Не видели ни одной туристской стоянки. Неужели все проплывают этот участок, не останавливаясь? Мы уже изрядно устали, хотелось перед сном половить рыбки и отдыхать.
     Наконец, увидели на правом берегу домик, причалили. Катамаран разгрузили и вытащили на террасу. Около часа бродили со спиннингами, но рыбалка не удалась, хотя берег был многообещающий, много насиженных и утоптанных мест. Под берегом сразу глубоко и травка есть.
     По всему было видно, что домик недавно покинули рыбаки, но нам хотелось назвать их браконьерами. Вся территория в округе напоминала большую мусорную свалку: валялись связки брошенных и уже вздувшихся окуней (зачем тогда ловили?), щучьи хвосты, кострище было завалено сваренной рыбой, кругом мусор, грязь, зелёные мухи. И с дровами большая проблема.
     - Тебе хочется здесь ночевать? – спросил Володя.
     - Конечно, нет.
     Мы быстро и молча загрузили катамаран, переплыли Войкар и высадились на противоположном берегу. Здесь оказалась великолепная туристская стоянка. С воды она совершенно не видна в густой и высокой траве береговой террасы. Чистота, аккуратное кострище, невдалеке упавшая сухая ель. Рядом было устье р. Ванктывис, где была поймана небольшая щука. К сожалению, только одна. Конечно, её отпустили на доращивание. Весь берег здесь также был истоптан не одной парой сапог.

     8 июля

     Войкар становился всё шире, а течение замедлялось, но ещё до обеда река баловала нас перекатами. Начались первые, ещё небольшие, острова. Мы плыли и понимали, что последние дни, а, может, часы наслаждаемся дикой природой, рекой, тишиной. На берегу видели отдыхающего северного оленя, а чуть подальше, на другом берегу, в осиннике лосиху. Если олень на нас не обратил никакого внимания, то лосиха, после пристального рассматривания, ломанулась в чащу.
Вода в Войкаре стала чище, муть Варчатывиса почти вся осела, но до идеальной прозрачности было далеко.
Река Войкар
     В устье р. Ламбеёган была последняя рыбалка в походе. Жареного хариуса с Лагорты было столько, что, казалось, никогда не съедим. А ловить и выпускать надоело, да и не было того обилия рыбы, как на Танью. Интерес к рыбалке у нас постепенно угас.
     В обед я, наконец, вымыла голову. Мир стал ещё прекраснее.
Обед на реке Войкар
     Во второй половине дня пошли большие острова, которых очень много в нижнем течении Войкара. Чувствовался подпор Сора, течение почти прекратилось, приходилось много грести. Протоки широченные, а тут ещё этот неунимающийся ветер. Он, в основном, дул сбоку, мешал равномерной гребле, крутя катамаран. Иногда я вспоминала о «белом пароходе». Где он? Хотелось прокатиться на нём по необъятным водным просторам, в которые постепенно превращался Войкар. По берегам хороших мест для стоянок нет, по крайней мере, в тех протоках, в которых мы плыли.
     Ориентироваться в этом водном царстве сложно, т.к. действительность иногда сильно отличалась от карты. Некоторые протоки попадались очень мелководные, но, благодаря малой осадке катамарана, мы проходили их без проблем. Очень хотелось к основному берегу, который мы видели только издалека в просветах проток, но подойти к нему мешал ветер. Чуть мы поворачивали в направлении берега, как ветер из бокового превращался в лобовой. Но один раз мы всё-таки рискнули и пошли к берегу, упираясь изо всех сил. Катамаран швыряло на волнах и сносило в бок, но наше упорство победило. Мы вышли к основному берегу, но для высадки и бивака он был непригоден. Ни одной мало-мальски приемлемой площадки, хотя наши требования к удобству минимальны: маленький пятачок для палатки и наличие любых дров. А здесь вдоль берега мы имели или подтопленные места, или кусты, заходящие в воду, или обрыв какой-нибудь.
     Вечером далеко в стороне увидели первую моторную лодку. Заметили, куда она повернула, и решили, что она, скорее всего, возвращается в посёлок после рыбалки. Доплыв, свернули в эту же протоку и мы. Протока относительно узкая, по берегам – сенокосные угодья, некоторые ещё затоплены. Вскоре показались дома Вершины-Войкар.
Селение Вершина-Войкар
Было уже поздно, 9 часов вечера по московскому времени. Медленно проплыли вдоль берега посёлка, разглядывая его. Мы очень устали, и, наверно, поэтому вдруг возникло желание резко окончить поход, если попадётся попутная лодка. Но берег был пустынен, только вдалеке дети катались на велосипеде. Активных действий мы предпринимать не стали, т.к. даже сквозь сильную усталость, понимали, что логически поход лучше закончить после Сора.
     Левый берег после посёлка – безлесная низина, поэтому пришлось ради ночёвки пересечь широченный Войкар, опять воюя с волнами и ветром. Правый берег возвышенный, каменистый, таёжный. Он пригоден для бивака на большом протяжении.
Последняя ночевка на р. Войкар
Последняя ночевка на реке Войкар
     Когда у нас стояла уже палатка, мы увидели две лодки, вышедшие из посёлка Вершина-Войкар в направлении Сора. Где вы были раньше? От накопившейся усталости мне не хотелось больше лопатить воду. Где мой «белый пароход»? Как оказалось позднее, именно в эту ночь (в четыре часа утра) «белый пароход» прошёл мимо нас в Мужи, когда мы крепко спали.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.
Ссылка: