Река Лагорта. 5-7 июля
5 июля

В течение дня как-то легко и без напряжения, в отличие от первого стапеля на Пятиречье, построили катамаран. Для каркаса использовали березу из рядом расположенной рощи. Хариус в районе стоянки не ловился, и мы решили вечером сменить место бивака.
Место стапеля на Б. Лагорте
     Мы ночевали метрах в 100 выше впадения в Большую Лагорту второй протоки Малой Лагорты. После спуска на воду быстрое течение подхватывает катамаран. Через минуту слияние рек, далее уже несемся по совсем другой реке с названием Лагорта, о которой написано немало хорошего в разных отчетах. Например, в отчете Н. Александрова «600 км по рекам Востока» сказано (набрано курсивом по ходу текста из этого отчёта):
«… после впадения (через 8 километров) второй протоки, река становиться полноводной. Отсюда она уже называется Лагорта, и резко меняет характер. На последующем участке, вплоть до слияния с Кокпелой, река режет гряду Малый Урал, и почти на всём протяжении течёт в высоких, местами скалистых берегах, образуя мощные пороги.
     Ориентир на начало порогов голый скалистый остров посреди русла, перед поворотом реки. Идти надо левой протокой. В середине протоки поворот направо с прижимом и отбойной волной слева. Надо сказать, здесь очень живописное место, располагающее к дневке. На берегу масса удобных мест для стоянки.»
     Действительно, сразу после слияния начались мощные полноводные перекаты, следующие один за другим. Не прошло и 15 минут сплава, как начались пороги Лагорты. Все пороги были пройдены нами с ходу, без осмотра. Линия движения в них читалась легко, разведки не требовалось, особенно для катамарана. Большая глубина позволяла почти везде пройти над подводными камнями, а от торчащих камней и крупных валов легко было увернуться. Единственный порог, где мы высаживались, это первый общеизвестный с большим каменным островом посередине, делящим Лагорту на два потока: левый проходимый, правый – мелководный. Мощный поток устремляется к скалам левого берега, образуя прижим с крупными валами, от которого нетрудно было уйти, прижимаясь к скалистому острову. Остановились скорее для фотографии, чем для осмотра. Шли, естественно левой протокой, прижимаясь к камню, так что прижим к береговой скале и обливной камень посередине русла с мощной «бочкой» остались у нас по левому борту.
Порог с каменным островом
«Как уже было сказано выше, от этого места начинаются пороги. Отличительная их особенность, что они достаточно полноводны, с большим уклоном, и мощной стоячей волной, особенно на выходе. Кроме того, это и самый живописный участок реки.
Первый участок прорыва представляет собой участок порядка четырёх километров, где река течёт среди высоких берегов, как бы в трубе. По правому берегу тянется отвесная скала. Пороги следуют один за другим, с интервалом 200-300 метров.»
     Вода высокая, волны большие, но по сравнению с началом сплава по Танью они были всё-таки меньше. Почти все камни под водой. Пороги и перекаты следуют один за другим, не позволяя расхолаживаться.
     Практически в районе каждого препятствия есть капитальная туристская стоянка. Такое ощущение, что люди здесь живут подолгу, устраиваясь основательно.
     Прохождение отдельных порогов у нас вызывало трудности иного плана. Любая река петляет. В этот день, как и в предыдущие, был сильный ветер, иногда он становился встречным и, не смотря на то, что река была узкой и текла в высоких скалистых берегах, буквально останавливал нас. Приходилось, чаще всего на входе в порог, отчаянно грести, пока быстрое течение не подхватывало судно. Да и в самом пороге прикладывали максимум усилий, чтобы ветер не развернул катамаран поперёк течения.
     Зная, что вся Лагорта проходится фактически за день, мы не спешили ее быстро проскочить. Река нам сразу понравилась: красивая, уютная, с изумительно чистой водой изумрудного цвета и быстрым течением. Проплыв два-три переката-порога, высаживались на берег, пытались ловить хариуса или просто бродили, отдыхая и наслаждаясь природой. Хариус ловился плохо, удалось поймать двух после одного из порогов и ещё парочку в яме под скалой. Недалеко от этой скалы на песчаном пляже и поставили нашу палатку. Удивительно, но в этом месте не было следов человека. За вечер прошли по реке целых 2,5 км, преодолев при этом с десяток неслабых порогов и перекатов.