Реки Орловщины - Неполодь

Идет загрузка карты ...
Поход выходного дня, которому смело можно присвоить статус "Запиндя года 2008". В общем, пример реки, по которой плавать не надо.
 
Предисловие

Речка Неполодь, левый приток Оки, берет свое начало недалеко от деревни Парамоново Знаменского района, течет почти на всем своем протяжении на юго-восток, пересекая две автотрассы: Орел-Знаменское и Орел-Болхов. Соответственно, мы получаем две точки удобной заброски в местах пересечения реки с автодорогами. С выброской тоже все складывается хорошо - в двух километрах от устья Неполоди проходит железнодорожная ветка Москва-Орел. Ближайшая остановка электричек - полустанок 372км.

Наименование реки:
Неполодь.
Сложность: фон 0 кс, максимально 0 кс.
Дата прохождения: 18 августа 2008 г.
Погода: ясно, +28, практически без ветра.
Маршрут водной части: от дер. Неполодь на Болховской трассе до впадения Неполоди в Оку.
Протяженность маршрута: 10 км.
Ходовых часов: с 8-45 до 15-00 с перерывами.
Заброска: автобусом Орел – Болхов, 7-40 от автовокзала.
Эвакуация: электричкой Скуратово – Орел 17-01 от платформы 372 км.
Течение (скорость): средняя.
Ширина реки: 3-4 м редко разливы до 7-10 м.
Дно: грязевое, очень редко глинистое.
Цвет воды: от мутного до более-менее прозрачного.
Берега: поросли деревьями, приподняты – «река в канаве».
Естественные препятствия: многочисленные завалы.
Искусственные препятствия: несколько мостов - проходимы.

Впечатления
У меня были сведения о проходимости Неполоди на этом участке. Сведения неутешительные. К сожалению, я решил их проверить на собственном опыте. В итоге этому походу можно смело присвоить статус «Запиндя года 2008». К сожалению, у меня не было собой камеры и я не могу дополнить свой рассказ фотофактами.

Вообще, я приберегал этот поход на осень, когда уже проблематично будет съездить куда-либо с ночевкой. Но в августе выпал всего один свободный выходной, и я решил провести его на Неполоди. До моста по Болховской трассе добрался рано. В 8-15 я уже накачивал лодку. Интересно, что мост установлен на фундаменте из известняковых блоков местного происхождения. Поверх них залита бетонная подушка и стоят перекрытия. Вероятно, сам фундамент намного старше моста, построенного в советское время.

Отплыл в 8-45. Поначалу ничего не предвещало сложностей. Река неширокая – 4-5 м, мелкая – 0,5-1 м, берега сплошь поросли деревьями. Левый берег после небольшой прибрежной полочки переходит в крутой склон. Впрочем, берега слабо просматриваются за деревьями. Практически через двести-триста метров пути характер реки проявился во всей своей «красоте» и не менялся до самого финиша. Три обстоятельства делают реку малопроходимой для любого вида судов.

Во-первых – постоянные завалы на всем протяжении маршрута. Завалы по большей части глухие, когда повалены сразу 2-3 крупных дерева и перед ними все забито плавником. Хватает на реке и коряг, полупритопленных бревен и мелей, но перед завалами все эти препятствия бледнеют. Зачастую обнося один завал, уже видишь следующий, доходя до следующего, видишь третий, после третьего спускаешь судно на воду и через 50 м видишь четвертый завал. И так весь маршрут. Трудно назвать это плаванием с обносами, скорее это ходьба с лодкой на плече с элементами плавания. Кстати, уровень воды в реке не повлияет на прохождение завалов, половодье тоже вряд ли справится с этими заторами, а пилить их бессмысленно.

Во-вторых – берега. Река представляет собой самый нелюбимый мною тип водоема – «река в канаве». Практически на всем протяжении пути оба берега приподняты, что затрудняет высадку, а высаживаться приходится часто (не забываем про обносы!). Берега грязевые, что также не добавляет радости от высадки. Деревья, кусты и заросли крапивы, покрывающие берег от начала до конца маршрута, превращают обнос в продирание сквозь дебри. А спустить лодку на воду опять не просто (не забываем про крутые берега!). Буквально в двух местах река освобождается от растительности по одному берегу, и то не более чем на 10-20 м. Если вы заметите эти места, то сделайте там привал. Ничего более подходящего и тем более симпатичного вам не встретится до самой Оки.

В-третьих – населенка. Дачи тянутся от дер. Неполодь по левому берегу, прерываются совсем ненадолго в середине маршрута, потом продолжаются по правому берегу, обрываясь в полукилометре перед Окой. Все «плоды рук» дачников наличествуют в полном объеме. Мусор. В реке плывет, лежит на берегу, скапливается в завалах масса бутылок, банок, стаканов, пакетов, пенопласта и прочего хлама. Отвратительно! Встречается и «экзотика» - раковины, телевизоры, газовые плиты и т.п. Нет, деревенские жители намного более прозаичны с их вечными покрышками и тракторными запчастями. Дачники строят над рекой нужники, однозначно выражая этим свое отношение к Природе. К воде спускаются помойки-осыпи и порой тут же сделаны рыбацкие сижи. Интересно рыболовам не противно ловить в реке, сидя в окружении своих же отходов? Добавим сюда техногенный мусор в русле реки – остатки мостков с гвоздями, штыри, арматура и прочие прелести. У меня вопрос, на который я не нахожу ответа: как мои соотечественники могут так наплевательски относиться к своей малой Родине? В чем корень такой лютой злобы, согласно которой надо загадить всю Природу вокруг себя?

<Кстати, а как же водоохранная зона вокруг реки? Почему дачи розданы по самым берегам водоема? Почему не штрафуют за выброс мусора? Вопросы риторические…>

Итак, непригодность реки для сплава очевидна. Я осознал это в 13-30, пройдя примерно половину маршрута, до этого во мне еще теплилась надежда, что характер реки изменится, но оказалась, что от старта до финиша не изменится ничего. За полпути я прошел (без проблем) под парой мостов, преодолел вброд остатки плотины (над водой едва выступали пеньки от свай) и обнес десятки завалов. Я успел проколоть днище гвоздем, найти одно из редких мест с чистым берегом, высадиться и заклеить там лодку. После ремонта я проплыл еще пару километров и обнес еще несколько десятков завалов, пока, наконец, не понял, что идти с лодкой в рюкзаке будет быстрее и намного легче, чем идти с лодкой на плече. Как раз в это время я выплыл к резкому изгибу реки. С правого, внешнего берега течение смыло землю, оставив одну твердую глину, которая полочками спускалась под воду. Этот берег был обрывистый, метров 5 высотой. Я высадился, перетащил лодку наверх – там расстилался луг, частично занятый дачами, потом искупался – надо было смыть с себя пот и грязь. Вода в реке прохладная, сказывается родниковое питания. С питьевой водой, кстати, проблем в пути не должно быть.

Дальше я продолжал свой путь пешком с лодкой в рюкзаке. Дороги вдоль реки нет – видимо, она не нужна ни дачникам, ни рыбакам. Приходится идти по «улицам» садоводческих товариществ, то отдаляясь, то приближаясь к реке. Каждые полкилометра я старался выходить к воде – принципиально в характере реки ничего не менялось.

Часть дач брошена, огороды заросли высокой (по грудь) травой с желтыми метелочками цветов, домики самых экзотических конструкций пребывают в забвении. Впрочем, некоторые дачи ухожены, видны работающие или отдыхающие горожане. Тут и там вьется дымок от мангалов. Чем ближе к Оке, тем меньше брошенных дач, но они есть даже в поселке над самой Окой. Домики заканчиваются в полукилометре перед устьем Неполоди, дальше до самого впадения идет поле. Ширина Неполоди в устье – 3-4 м.

На стрелке двух рек я вновь накачал лодку, чтобы проплыть последний десяток метров по Неполоди и переплыть Оку. Я высадился на правом берегу Оки, напротив устья, у небольшого родника. Сложил лодку, привел себя в порядок и с большим удовольствием искупался. С удивлением обнаружил, что Оку в этом месте можно перейти вброд. На середине реки глубина колеблется от «по грудь» до «по пояс». Брод широкий – как минимум на 100м выше и ниже устья Неполоди.
По верху высокого правого берега Оки тоже тянется дачный поселок. Тропинка от родника вьется наверх. За поселком она снова начинается и через поле вьется к высокому зданию станции аэрации. Запах соответствующий – канализационный. За станцией идет асфальтированная дорога, по ней ходит пригородный автобус Микрорайон – Вязки. Если повернуть от станции направо, пройти около километра (мимо брошенного 4 или 5 этажного здания тюрьмы), то по левую сторону от дороги за перелеском будет железнодорожный полустанок 372 км. Я уехал электричкой в 17-01.

Посмотреть стоит
Посмотреть можно только то, какой неподходящей для сплава может быть река.

Итог
Воднику на Неполоди на участке от одноименной деревни до устья делать нечего. Проверять это на себе не рекомендую. Возможно, река интереснее выше по течению, от автодороги на Знаменское до Болховской трассы...

© 2008 Олег Скрипкин aka –Snake–

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Орловская
еще маршруты
О Маршруте