Сайменская озёрная система, к югу от Савонлинна. Финляндия. Продолжение знакомства с красивейшим водоёмом Европы. Савонлинна - Пумала - Анттола - Лаппеенранта - Иматра - Савонлинна
 
Замысел похода

"Второму тому я не верю..."- писал В.Г.Белинский по поводу продолжения "Мёртвых душ". Видимо, мысль о нецелесообразности этого повествования терзала и Н.В.Гоголя, поэтому в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжигает рукопись второго тома...
Сказать по правде, мы тоже считаем, что продолжения , как правило менее удачны, нежели первоначальный замысел. Но, тем не менее рискнули вновь отправить себя на озеро Сайма. Дело в том, что на борту катера, на котором мы путешествовали в августе 2007 года, находились две лоции. И если страницы, иллюстрирующие северную часть Сайменской озёрной системы мы прошли, то "южные" карты остались нетронутыми, но очень располагающими к прочтению. Тем более, что по возвращении в гавань в прошлом году, хозяин чартерной фирмы любезно показал нам другой катер следующего уровня. Искушение повторить поездку стало почти непреодолимым, поскольку договорные и визовые вопросы несколько упрощались, ввиду проторённости пути. Сразу оговорюсь, что все организационные задачи, как и прежде, мы решали самостоятельно, не прибегая к услугам фирм посредников, что позволило удержать затраты в разумных рамках.
Сроки похода запланировали практически те же - вторая неделя августа. Хотя, конечно понимали, что через год погода вряд ли будет такой же замечательной. Забегая вперёд, скажу, что это подтвердилось (или опроверглось) на 50%. Солнечные погожие дни постоянно чередовались с хмурыми и дождливыми. К тому же было более ветрено и это ощущалось на открытых участках озера. Завершая вступление, сообщу технические данные катера Norppa 10 TK: длина - 10,4 м; ширина - 3,3 м; осадка - 1,0 м, дизель - 62 л.с.; скорость - до 9 узлов, число спальных мест - 8. Именно в составе 8 человек мы и отправились в Финляндию. Но комфортнее на борту будут чувствовать себя не более семи членов экипажа. Ёмкость топливного бака - 140 л, чего почти хватило на весь четырёхсоткилометровый маршрут.
На маршруте

Итак, 9 августа, прибыв рано утром в Петербург, продолжили движение к Государственной границе. На сей раз для этой цели заказали микроавтобус, благо предложений довольно много и все вопросы решили посредством телефона. Этот вариант дешевле заезда на поезде, но очередь на пропускном пункте была очень приличной. Благо, что запас времени имелся. К тому же и документы проверяли более щепетильно. Ещё дешевле заезд на чартерном автобусе. Но тут надо смотреть, ибо в город Савонлинна они ходят далеко не каждый день. Плюс надо определиться и с перемещением от автовокзала до гавани - это около семи километров. Можно городским автобусом №2, но он ходит нечасто (правда на остановках есть расписание). Разумеется, можно заехать на своей машине и оставить её на стоянке в гавани (стоимость этой услуги нам неизвестна). Чтобы закрыть тему заезда упомяну, что его даты определяются фирмой в зависимости от типа катера и несколько разнесены по дням недели.
Начав в точке прошлогоднего финиша, обогнули старинную крепость Олавинлинна и взяли курс на юг. Маршрут также проложили по кольцу, правда, его кольцеобразность не столь безусловна, как у северного варианта. В двух местах колечко слегка соприкоснулось. Окружность его выглядела следующим образом: Савонлинна - Пумала (через озеро Питкя-Пихлаявеси) - Анттола (через озеро Лиетвеси) - Лаппеенранта (вдоль западного берега озера Саймаа) - Иматра - Пумала (вдоль восточного берега озера Саймаа). От Пумала (одной из точек соприкосновения) повернули на восток в плёс Мутиконселькя. Следуя чередой красивейших плесов, вышли в озеро Пихлаявеси, откуда уже рукой подать до Савонлинна. Если есть желание побольше походить, то маршрут можно удлинить, сделав крюк в сторону Пункахарью. Мы же планировали осмотр городов, поэтому сделали две полуднёвки - в Лаппенранта и в Иматра. Полевых (правильнее сказать - береговых) ночёвок было семь. На сей раз ни разу не ночевали в оборудованных маринах, хотя на маршруте их достаточно и желающие, разумеется, могут воспользоваться их услугами.
В Лаппенранта ежегодно проводится фестиваль скульптурных композиций из песка на заданную тему. В 2008 году авторы творили по мотивам Дикого Запада. В Иматра (на следующий день) шёл дождь, поэтому очень кстати пришлось посещение аквапарка. Тем более что расположен он прямо над гостевой гаванью. Город приграничный с Россией, поэтому подавляющее большинство посетителей парка - наши соотечественники. Вечером отправились к плотине на Вуоксе. И хотя это в семи километрах от стоянки, а дождь лил не переставая, увиденное того стоило. Когда-то матушка Природа, видимо при помощи своего сына Ледника, создала здесь самый крупный в Карелии водопад, названный людьми Иматранкоски. На каком-то этапе своего развития (году так в 1932) люди сообразили, как обуздать стихию на пользу себе и перекрыли водопад плотиной. А поскольку дело было уже в суверенной Финляндии, устыдились они столь масштабного вмешательства в Природу и пообещали в память об уникальном явлении, наполнять каждый летний вечер каньон водой, дабы и потомки могли оценить великое зрелище. В 19 часов под музыку Сибелиуса и, увы, аккомпанемент дождя приоткрылись заслонки плотины, и началось завораживающее действо. Из тех, на которые можно долго смотреть. Обратно в гавань уехали на такси, куда нас без проблем посадили, несмотря на стекающие струи воды с туристов, игнорирующих в походах зонтик. По прибытии на катер ещё раз оценили присутствие на борту небольшой, но очень эффективной печурки. Также в плюсе было наличие на этом катере газовой плиты, вместо электрической в прошлогоднем. Поэтому приготовление пищи никак не было завязано с работой двигателя. И раз уж вспомнил про двигатель, ещё раз снимаю шляпу (капитанскую фуражку) перед его создателями (Sole Diesel) – никаких проблем он нам не доставил. Впрочем, как и мотор от Volvo Penta годом ранее.
Следующий день по графику был солнечный, но ветреный. Тут уже вспомнили, что озеро Саймаа водоём, достаточно серьёзный и поход на катере не просто увеселительная прогулка. Но открытые участки этой водной системы не столь протяженны и чередуются узкими плёсами и каналами. В отличие от северного кольца на южном нет ни одного шлюза. Есть пара каналов, где, образно говоря берега можно потрогать с обоих бортов катера. Правда их прохождение пришлось на дождливый день и, поэтому нет достойных снимков.
В Пумала есть интересный объект, в отличие от плотины в Иматра утилитарного значения не имеющий. Сбоку к высокому мосту приставлена стеклянная башня, внутри которой ходит лифт со стеклянными же стенками. Кабина большая – можно войти с велосипедом, чтобы потом скатиться под уклон в сторону городка. В самом верху кафешка, откуда открываются манящие дали. Внизу гостевая марина, где, кстати, единственный раз за весь поход подзаправились топливом – всего-то 20 литров, на всякий случай. Ну, а если не долили бы, то до финиша могло и не хватить. Шли мы с крейсерской скоростью – около 7,5 узлов, двигатель накручивал рекомендованные 2000 оборотов в минуту, расходуя в час чуть более четырёх литров. Можно идти быстрее, но экономичность хода ухудшится значительно. Да, на катере два поста управления. В хорошую погоду, конечно лучше управлять с верхнего, но он менее информативен, чем нижний. Все приборы, в том числе и компас, расположены под крышей. Опять же, наверху есть разъём для подключения GPS – им в основном и пользовались. Ну и, разумеется, ещё раз не могу не воздать должное финским лоциям (не обнаружили ни одного расхождения с действительностью).
Несколько слов о рыбалке. На основе приобретённого за первую поездку опыта, во-первых, контрабандой завезли наживку, а во-вторых, места для стоянки выбирали в заливчиках с травой в воде у берега. Результат заметно улучшился, хотя крупных экземпляров пока всё равно не поймали.
Также, на мой взгляд, положительно воспользовались прошлогодним опытом, придя в Савонлинна накануне сдачи катера. Ошвартовались в гостевой гавани близ крепости, практически в центре города, осмотрели, что хотели, а на ночёвку ушли на один из близлежащих островов. Утром сначала зашли в другую гавань – ту, что рядом с вокзалом – высадили большую часть команды с вещами и вдвоём пошли сдавать катер. Сдача прошла успешно. Более того, хозяин любезно предложил подбросить нас в центр на своей машине. Возвращались поездом, чтобы прибыть в Петербург в фиксированное время, ибо билеты на обратную дорогу были куплены заранее.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте