Северная Америка / Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Парки Калифорнии, Гранд Каньон и Долина смерти

22 сентября - 7 октября 2011 г.
Штат Аризона. Гранд Каньон
28 сентября. Гранд Каньон. День первый. Спуск.

Начало пути в Гранд Каньон Начало пути в Гранд Каньон
Вещи перевозятся на лошадях. Внутри каньона Вещи перевозятся на лошадях. Внутри каньона
Идем внутри каньона Идем внутри каньона
Водопад, недалеко от деревни супаев Водопад, недалеко от деревни супаев
Скалы  Wigleeva. Поселок Супаев Скалы Wigleeva. Поселок Супаев
Внутри каньона Внутри каньона
Дурман-цветок Дурман-цветок
Индейцы супаи Индейцы супаи
Водопад , недалеко от деревни супаев Водопад , недалеко от деревни супаев
Водопад Хавасу падает с высоты - 37 метров Водопад Хавасу падает с высоты - 37 метров
Рано утром завтракаем и выезжаем в сторону Каньона (дорога на машине примерно 50 минут заняла).
В 8.15 выходим на маршрут. Поставили машину на стоянку, договорились о лошадях,оставили рюкзаки для погрузки на лошадей (их индейцы позже привяжут и привезут вниз часам к 3 дня). Сами идем налегке. С маленькими рюкзаками - вода, фотоаппапарт, перекус. Спускаемся и идем по Хавасу трэйл (Havasu trail), единственной дороге в деревню индейцев Супаи (Hava supai): единственной деревне в Гранд Каньоне.

В настоящее время племя хавасупаи насчитывает около 650 человек, примерно 450 из них живут в деревне Супаи в Большом Каньоне.
Слово «хавасупаи» можно дословно перевести как «люди лазурной воды». Таким образом их название отражает особенности места, где они проживают (резервация индейцев хавасупаи, находящейся на дне юго-восточной части Большого Каньона в Аризоне (США).

Племя хавасупаи является самой маленькой народностью среди всех коренных народов Америки. На протяжении веков хавасупаи обитали на территории Гранд-Каньона, возделывали землю, занимались охотой на обширных территориях плато. Первый контакт с европейцами произошел в 1776 году. Следующий раз белого человека они увидели спустя почти столетия. С того времени их патриархальный образ жизни кардинальным образом изменился – прибывшие сюда старатели и скотоводы захватили их земли и создали для них резервацию площадью всего 210 гектаров.
Образование Национального парка Гранд-Каньон в 1919 году поставило племя хавасупаи на грань выживания, поскольку их земли постоянно использовались службой Управления национального парка. На протяжении последнего века племя использовало судебную систему Соединенных Штатов для возвращения контроля над землями, принадлежавшие им на протяжении многих веков, а затем бесцеремонно отобранных. В конце концов, в 1975 году, после многих безуспешных лет борьбы, Конгресс США постановил возвратить хавасупаи 75 000 гектаров земли их предков - самая крупная площадь земли, когда-либо возвращенная одному племени.
Сегодня, около 450 хавасупаи проживают в Супаи, другие 200 или около того членов племени проживают вне пределов поселка.
Поселок Супаи расположен в окружении внушительных скал Wigleeva высотой несколько сотен метров. Эти скалы являются священными для хавасупаи, занимая центральное место в дошедших до наших дней племенных легендах. Легенды гласят, что если они разрушатся, рухнет и каньон, поглотив все вокруг себя.

Спуск 10 миль (1 миля-1,6 км) . Тропа вниз не сложная, по пути водопады,стены каньона разной формы, печет солнце.
Водопад недалеко от деревни супаев

В 10.45 были уже в деревне.Тут зашли в магазин, купили водички в дорогу, перекусили в кафе. Надо сказать-индейцы толстенькие очень .....-как женщины, так и мужчины. Они живут в резервации и мало двигаются (тут особо и некуда). Питание чаще всего завозят вертолетом (хотя иногда и мулами или лошадьми). Отсюда до обустроенного места под лагерь не спеша 1 час.
И сразу чуть ниже деревни проходим потрясающий водопад Хавасу!
Водопад Хавасу

Хавасу является одним из четырех крупнейших водопадов на территории резервации Хавасупаи. Водопады Навахо, Муни, и Бивер также находятся в этом красивом ущелье, каждый со своими уникальными качествами. Хавасу падает с высоты - 37 метров.
Вода с вершины изливается вниз двумя потоками. У подножия водопада Хавасу вода приобретает сине-зеленый оттенок.
Из-за высокого содержания минеральных веществ в воде, цвет водопада Хавасу постоянно меняется. Вода падает в большой, чистый водоем, приятный для купания в жаркий день. Прямо напротив водопада расположена большая пляжная зона для отдыха. При желании можно подняться на вершину водопада и сверху осмотреть красивый ландшафт.
Многие считают водопад Хавасу жемчужиной Большого Каньона благодаря изумрудно-зеленому цвету воды и уникальной красоте. Он уже давно ассоциируется с племенем хавасупаи, проживающим на территории Гранд-Каньона вот уже более восьми столетий.

Внизу-обустроенное место под палатки. Есть пресная вода. Есть очень приличный туалет. Есть столики со скамейками около палаточных мест. Разместили рюкзаки по веткам деревьев от белок, чтобы не лазили вовнутрь- все дело в том, что тут белки не прыгают по веткам, а бегают по земле! Вообщем, все продумано, чисто и красиво. Река разделяет места для кемпинга на 2 стороны. В конце лагеря-красивейший водопад 60 метров- водопад Муни!
Водопад Муни и как написано на табличке-Mother or Falls

Полтора километра от водопада Хавасу расположен невероятно высокий Муни, названный в честь погибшего старателя. В 1880 году или около того, Джеймс Муни обвязал себя веревкой и спускался над обрывом, в котором речушка Хавасу Крик падает с высоты 64 метров. Веревка оборвалась, старатель погиб, а место с тех пор до сих пор называют водопадом Муни. Спуск к подножию водопада обозначен множеством предупредительных знаков, напоминающих о грозящей опасности. Спуск по крутой узкой тропе ведет к подножия водопада. Брызги воды делают тропинку скользкой. В некоторых местах к скалам прикреплены цепи, служащие поручнями в наиболее опасных местах. На последнем этапе туристы спускаются по лестницах. Водоем Муне крупнейший из всех четырех водопадов, включая Хавасу.

29 сентября. Гранд Каньон. Река Колорадо. День второй.

Водопад Муни, и как написано на табличке-Mother or Falls Водопад Муни, и как написано на табличке-Mother or Falls
Спускаемся вниз около водопада Муни Спускаемся вниз около водопада Муни
По этой веревке взбираемся наверх По этой веревке взбираемся наверх
По этой веревке взбираемся наверх. По дороге к Колорадо По этой веревке взбираемся наверх. По дороге к Колорадо
Сегодня хотим дойти до реки Колорадо, она прорезает Гранд Каньона.

Уже 5 миллионов лет река Колорадо вымывает песчаник, буквально формируя ландшафт. В результате длительной эрозии почвы образовались глубокие каньоны на Земле,такие как американский Большой Каньон.

Вышли в 9 утра, не торопясь спустились вниз по водопаду (спуск недалеко от лагеря). Спуск почти вертикально по скале - в стенах закреплены цепи,з а которые держишься, кое где есть металлическая лестница — это уже в самом низу. Спустились под водопад Муни - Mother of Falls (9.30), здесь река образует красивый бассейн.Наша дорога пролегает вдоль реки Хавасу.

2,5 километра до поселка Супаи маршрут пересекает красивая река Хавасу. Система Гранд Каньон включает в себя около 600 каньонов, но только единицы из них имеют текущие на протяжении круглого года реки, среди которых Хавасу наиболее красивая. Она является вторым по величине притоком реки Колорадо на территории Национального парка Гранд-Каньон. В отличие от реки Колорадо, температура воды в Хавасу неизменно составляет 21°C в течение года. Река знаменита сине-зеленым цветом благодаря большому количеству растворенного в воде карбоната кальция. Причем цвет воды меняется постоянно. Это происходит потому, что любые элементы, попадающие в реку, очень быстро минерализуется и изменяют цвет воды.

Гранд каньон река Хавасу

По разным источникам до Колорадо от 9-10 миль (1 миля-1,6 км). Дорога не простая,несколько раз переходим реку вброд (вода как правило чуть выше колен), взбираемся по вертикальной стене по веревке (где то на половине пути), перелазим по камням. Время поджимает,нам надо в лагерь вернуться засветло, а это до 18.30.Время около 3-х часов уже. Дорога живописная. Вначале дороги проходили через поля виноградников (виноград мелкий, дикий, но съедобный).
Неоднократно переходим реку вброд. По дороге к реке Колорадо

Река Хавасу сама очень красивого цвета-бело-голубая,скалы и стены каньона отвесны и высоки, красно-коричневого,кирпично цвета. Ну и вообще,путешествие по дну каньона вдоль красных скал песчаника являет собой увлекательное путешествие.

В начале четвертого дошли до реки Колорадо-она «грязная» если так можно сказать, коричнего цвета и в нее вливается чистейшая вода реки Хавасу-бело-голубого цвета....Посидели , передохнули на Колорадо и обратно тронулись-тут уже шли быстрее-во первых той же самой дорогой (знали где броды), да и торопились засветло. Успели прямо до темна!Когда поднимались по водопаду Муни-были уже сумерки...
Ужин под звездами и спать.

30 сентября. Гранд Каньон. Выходим из каньона. День третий

Индейцы супаи Индейцы супаи
Река Хавасу Река Хавасу
Сегодня выходим из каньона. Вещи для погрузки на лошадей надо сдать к 7 часам утра, то есть принести в начало кемпинга!(от начала кемпинга нам идти еще минут 10-12). Встали около 6-ти, оперативно собрались. Решили сдать вещи, позавтракать (оставили горелку,котелок и еды немного), потом выдвинуться наверх, по пути остановившись на водопаде, поплавать. Погода замечательная для нас-на небе есть облака:) А это значит-что будет тень, и идти будет не так тяжело. По дороге остановились на водопадах, как планировали, отдохнули. И решили выходить из каньона сразу (ранее планировали побыть до обеда, а выходить начать часа в 4-5 вечера, когда солнце ослабнет). Но раз такое дело и на небе облака, - решили не откладывать выход. Возвращаемся тем же путем-через деревню Супаев (здесь мы посидели, и докупили воды ). Тут, кстати, все на вертолетах завозят, вывозят и т.д.),при нас привез вертолет подукты в магазин, высадил индейца со сломанной рукой (видать в госпиталь отвозили) и забрал несколько туристов, которым лень выходить из каньона пешком. Потом вообще он весь день летал туда-сюда. Здесь есть wi f i (тел.связи нет), во всяком случае в кафе ловит. Кстати, тут со связью туго - если что случится- иного способа как оставить человека с водой и пойти пешком (н или на лошади) за помощью. То есть ни мобильные ни спутниковые телефоны не работают.
Вообщем, купили в магазине соков, воды, фруктов (потому как следующие 6 миль негде будет взять воды) и продолжили выход из каньона.
Водопад недалеко от деревни супаев

Погода действительно отличная для нас! Местами облака, всегда можно найти тень, а в далеке вообще видно-где то гуляют тучи. Дорога вообщем то не сложная, подъем незаметный совсем, только перед самым выходом надо попыхтеть все время вверх, достаточно длительно..Но мы шли-тень была и дул ветер-так что особо не напрягались. Вышли из каньона около 5 ти вечера (а кто и пораньше) и выехали в наш мотель.И начался дождь!!!!И похолодало заметно. И гром и молнии!В мотеле не смогли дать номеров с wi f i, он там есть, но он работает во внутреннем дворике, и соответственно в тех номерах, что сконцентрованы ближе к дворику. Нам дали номера в соседнем корпусе. Решили здесь в таком случае не останавливаться (тем более дождь идет и во дворике с инетом не посидишь), и поехали в соседний город, в 20 милях. Тут разместились в уютном мотеле Arizonas. Очень холодно на улице, реально, одели теплые вещи и куртки когда поехали на ужин, дождь шел до поздна...