Байкальский хребет, с.Байкальское, мыс Котельникова, пик Черского, оз. Верхнеирельское, пер. Роза Ветров, пер. Галкина - Северо-западная оконечность оз.Байкал

Байкальский

Берег Байкала Берег Байкала
Прощание с Байкалом Прощание с Байкалом
М. Северобайкальськ –,с.Байкальське, р.Гуалга, р.Горяча
Мис Котєльнікова,р. Молокон, пер. Молокон(н\к) пер. №16(1А),
Пер. Луговий(н\к), р.Куркула(Ленс), оз. Верхнеирельское, р. В.Ірель
пер.Роза Ветров(1А),оз. Гітара, г.Птиця(2А) рад., пер.Крутой (2А)рад,
Р.Куркула (Байк),р.Водопадний, пер.Галкіна(1Б) ,-р.Горемика, оз Рибноє,.
С.Байкальське-оз.Слюдянка,м.Северебайкальск.
Техописание маршрута
Тема: Подробное описание

Р. Куркула (Байкальская) Р. Куркула (Байкальская)
Озеро "Гитара" Озеро "Гитара"
Техническое описание маршрута 26.07. (1 день) с.Байкальское - р.Горемыка Длина пути = 10 км; ЧХВ = 2 часа 30 минут Маршрут начинается в с.Байкальское (Ф-1,2) от нового моста (Ф-3) через р.Рель (Ф-4). От него на юг идет хорошая дорога. Мимо фермы дорога выходит из лесу в поля. На раз-вилках выбираем более наезженную (правую) дорогу(Ф-5). В районе старой поливной станции ушли направо(Ф-6). Через 500 м вышли к р.Горемыка (10м х 80см), которую пе-решли вброд (Ф-7)- переправа 1А. Переправились в месте автомобильного брода. Позже выяснилось, что в 200м. выше есть мостик Под вечер появился распадок на правом берегу р.Горемыка. Далее двигаемся по азимуту через тайгу 1Б в направлении распадка. Заноче-вали на берегу реки. 27.07.(2 день) р.Горемыка - р.Гуалга Длина пути = 19 км; ЧХВ = 6 часов Утром вышли на вездеходную дорогу, которая идет по правому (орографически) берегу р.Горемыка. Через 500 м налево ушла пешеходная "конная" тропа, по которой начинаем набор высоты, крутизна до 20°. Далее развилок нет - двигаемся весь день по тропе. Идти тяжело (жарко, воды нет), так как в связи с двумя жаркими месяцами все ручьи, реки (р.Гуалга, Л.пр.р.Горячая), болота пересохли. Этот участок используется коммерческими конными группами, и содержится в относительно хорошем состоянии. 28.07.(3 день) р.Гуалга - верховья р.Горячей Длина пути 14 км.4ч.30 мин. Нечто среднее между зимником и конной тропой. Мошка и комары свирепствуют. Жарко. Ночуем на хорошей стоянке в устье Л.пр.р.Горячая на р.Горячей (вода есть). 29.07.(4 день) р.Горячая - мин.ист. Котельниковский Длина пути = 22 км; ЧХВ = 6 часов 30 минут. «Если сегодня дойдём – то завтра будет днёвка» – неплохой стимулятор! Двигаемся по тропе вниз вдоль р.Горячей. 70% реки - это сухое русло (похоже вода идет под камнями). В междуречье р.Горячей и р.Куркулы (Байкальской) тропа теряется - идем по высокой траве. На выходе реки в пойму – значительный заболоченный участок 1А-1Б 2 км. В районе обозначенной на карте избы (Ф-8) выходим на тропу (на местности нахо-дится сарай и в 10 мин. ходьбы изба), которая далее переходит в дорогу. По дороге выхо-дим на побережье оз.Байкал в районе мин.ист. Котельниковский. Ночуем на хорошей сто-янке южнее минеральных источников.. 30.07.(5 день) Побережье оз.Байкал (мин.ист. Котельниковский Днёвка Купание в источниках. На источники ходим двумя группами. Источники представляют из себя несколько ям, вырытых на побережье среди камней(Ф-9), температура которых от 30 до 70°, в зависимости от того сколько воды попадает к ним из оз.Байкал. На источниках построен санаторий (Ф-10), по слухам эту территорию купили московские бизнесмены, и соответственно, оградили высоким забором. Пока на нас (находящихся снаружи забора) особого внимания никто не обращал 31.07.(6 день) Побережье оз.Байкал (мин.ист. Котельниковский - м.Котельниковский - каньон р.Куркула (Байкальская) - устье р.Татарниково Русло) Длина пути = 17 км; ЧХВ = 5 часа 30 минут По берегу оз.Байкал двигаемся в направлении м.Котельниковский по дороге, проложен-ной по прибрежной гальке . На мысе стоит старый деревянный маяк. Далее двигаемся по дороге до зимовья. Сворачиваем к озеру и двигаемся по прибрежной гальке, впереди по-казался скальный прижим . Пройдя устье ручья, уходим в лес и находим тропу, которая доводит до полянки перед прижимом. На полянке стоит партия археологов, и что-то уси-ленно роют, несмотря на жару. Пообщаться толком не получилась. После непродолжи-тельных поисков (3-5 мин.), находим тропу, которая серпантином поднимается наверх в обход прижима (фото 11). Далее двигаемся по тропе траверсом травянистых склонов хол-ма 728,3м, иногда встречаются каменистые россыпи. Спуск к р.Куркула (Байкальская) серпантином по тропе. Река Куркула (Байкальская) после выхода из каньона (фото 12 ) в устье разливается. Из-за нежелания лезть в холодную воду и очень удачного расположения опор быстренько наводим навесную переправу (2б) на выходе из каньона. (фото 13,14,15,16. ) Далее двигаемся вдоль озера по прибрежной, мелкой гальке, в которой вязнут ноги, сна-чала вдоль скальных сбросов, а затем вдоль заболоченного луга. Подойдя к лесу, находим тропу, которая постоянно разветвляется - выбираем наиболее натоптанную и далеко не уводящую от побережья. По тропе доходим до устья р.Татарниково Русло, которое пред-ставляет из себя "каменистые" рукава дельты реки, раскинувшейся на большом расстоя-нии (до 1 км) вдоль озера. (Ф-17) На ночевку останавливаемся на оборудованной стоянке на втором по х/д рукаве. 01.08.(7 день) Устье р. Татарниково Русло – губа Болсодей Длина пути 12 км, ЧХВ 4ч. Путь представляет собой уныло-однообразное движение по галечному пляжу, местами заваленному плавником. Если бы не полное отсутствие отдыхающих и криков «Пахлава медовая!!!» - то вполне сошло бы за ЮБК. Жарко, мухи и мошки. Зато какие виды на Бай-кал! (Ф-18) 02.08.(8 день) губа Болсодей – устье ручья Изумительный. Длина пути 16 км., ЧХВ 5ч. 30 мин. Встали рано, но утренний Байкал так вдохновил нас на фотохудожества, что раньше 10.00 выйти не получилось (фото 18). От стоянки уходит на юг вдоль берега хорошая тропа, которая вскоре заворачивает вправо – вглубь леса. На карте Кошелева её нет, но она при-мерно совпадает с туристским маршрутом, указанным точками. Петляет мало. Идём очень быстро. Ближе к Молокону тропа несколько раз разветвляется. Выбираем правые тропы. Постепенно подлесок становится гуще, чаще приходится перелезать через поваленные деревья. За две ходки по тридцать и сорок минут дошли до реки Молокон.(Ф-19). Далее тропа идёт по левому берегу и становится всё хуже. Лес по берегам сложный – час-тые завалы, очень густой подлесок. Вдоль воды идти хорошо, но часто встречаются не-большие прижимы. Поэтому стараемся не терять последние фрагменты тропы, но она скоро всё же исчезает. Иногда заходим в сухие русла реки. По ним идти легче, но некото-рые заканчиваются сплошным частоколом кустарника или непроходимым завалом из стволов деревьев, принесённых паводком. Левый приток, сбегающий с массива г. Боргунда, пересох. С открытых участков долины иногда видно седловину перевала, находящегося между г. Голец Молокон и г. 2213,0. В бинокль хорошо виден осыпной склон, спускающийся с начала гребня г. Голец Молокон. Не просматривается только самая нижняя часть. От места выхода к реке прошли ещё две ходки по 30 и 40 минут (чередовались участки растительности Н/К, 1А) и зашли в участок на столько сложного бурелома, что проще оказалось перейти на правый берег. Брод Н/К – глубина чуть выше колена, ширина 10-15 метров. Выбор места брода и сама переправа заняли не более 10 минут. (Ф-20) Далее по правому берегу идти вдоль воды не получается, поэтому углубляемся в лес. Подлесок густой, но бурелома нет (растительность 1А). Через 15 минут подошли к при-жиму. Переходим на левый берег. Характер брода такой же. Ещё 10 минут по лесу 1А и мы подошли к входу в узкое ущелье (фото 5). Видно начало длинного прижима на левом берегу, поэтому ищем место брода. Река сузилась до 10 м.(Ф-21). Глубина 70 – 80 см, течение сильное. Брод 1А, переходим по бревну(Ф-22-23). После переправы за двадцать минут по камням вдоль воды дошли до устья ручья, вытекающего из под перевала, находящегося между г. Голец Молокон и г. 2213,0. Ручей полностью пе-ресох. На карте нет названия этого ручья, поэтому мы условно назвали его Сухим ручьём. Здесь через несколько дней закончится первый кольцевой выход, поэтому прячем в кам-нях на высоком берегу заброску. Здесь же устроили обед. После обеда 50 минут ходового времени и мы уже недалеко от устья ручья Изумительный зашли в каньон.(Ф-24). По правому берегу идти стало тяжело из за очень больших кам-ней. Левый берег вообще не проходится – сплошной прижим. Поэтому поднимаемся на высокую террасу и по крупному курумнику за 45 минут доходим до устья Изумительного. На левый берег не переходим, а встаём на ночёвку чуть выше по течению на большом, поросшем лесом острове, перейдя мелкую протоку, отделяющую его от коренного берега. В паводок остров, наверное, полностью затапливается, так как среди растущих деревьев лежит много сухих брёвен, принесённых водой. Их используем в качестве дров. С места стоянки хорошо видно вход в узкую долину ручья Изумительный, а левее неё – тонкую длинную нить водопада, стекающего с высокой скальной стены (Ф-25). 03.08.(9 день) устье ручья Изумительный – пер. Молокон н\к. 6км. ЧХВ-4час. + 4:2=2км -1,5 часа радиально. После завтрака идём по правому берегу к водопаду Стеклянная лента. Через 15 минут подходим к прижиму. Переходим на левый берег. Брод Н/К – глубина по колено, ширина реки 15 – 20 метров. Пройдя 15 минут по левому берегу по камням плоского дна долины и ещё 15 минут по лесу, перешли обратно на правый берег, так как лес стал очень сложным. Брод Н/К. Далее ещё 30 минут по сухому, заросшему руслу реки и вдоль прижима по воде и мы подходим к устью ручья, образующему водопад. На пройденном участке лес Н/К, 1А: густой подлесок, завалы, особенно на левом берегу, которые нельзя обойти. Оставляем рюкзаки и поднимаемся вдоль ручья. При подъёме постоянно переходим по камням с одного берега на другой. Вскоре начинается каньон, стены которого образованы крупными блоками, а дальше почти отвесными скалами (Ф-26). Скальные блоки и стенки проходим лазанием, помогая друг другу. Решаем идти до тех пор, пока это допустимо без снаряжения. В результате поднялись довольно высоко, до места падения основной струи водопада осталась одна последняя ступень. Её тоже можно было бы пролезть, но был уже большой риск срыва – без страховочного снаряжения идти нельзя (Ф-27). Поэтому, налюбовавшись вдоволь красотой Стеклянной Ленты, спустились обратно к реке. Весь радиальный выход занял полтора часа. Пройденный участок (250 метров) оцениваю как каньон 1А. Полное прохождение до места падения основной струи – каньон 1Б. Далее идём правым берегом 10 минут и упираемся в скальный прижим.(Ф-28) Переходим на левый берег. Брод 1А: глубина 80 – 90 см., ширина реки 10 – 15 метров. Следующие 30 ходовых минут идём по берегу, не углубляясь в лес. Долина узкая, встречается несколько прижимов, но их удаётся пройти вдоль воды по камням. Если бы уровень воды в реке был на метр выше, пришлось бы лезть по крутому склону вверх, так как перейти вброд здесь очень сложно. Выше этого участка долина немного расширяется. Ищем место брода и неожиданно обна-руживаем огромный тополь, лежащий поперёк реки. Кто-то повалил его совсем недавно, листья ещё не завяли. Ширина реки около 10 метров, глубина около 1 метра. Течение очень сильное, и ствол, наполовину погруженный в воду, вибрирует. Перейти здесь вброд без использования страховочного снаряжения нашей группе было бы невозможно. После обеда идём в сторону пер. Молокон. Подъём начали в пятистах метрах к северу от устья ручья, стекающего с перевала. Примерно здесь же проходила группа москвичей под руководством Шахновича В. И. (мы получили довольно много информации из его отчёта). Склон крутизной 30 – 45°, иногда даже круче. Со склона спускаются полосы слежавшейся осыпи, отделённые друг от друга кедровым стлаником. Идем по осыпи, периодически пересекая участки стланика. За 30 минут подошли к травянистому участку, ведущему к началу кулуара. Но в кулуар мы не пошли, так как там группе Шахновича В. И. пришлось даже пилить стланик на крутом склоне. Вместо этого мы ушли влево, где началась узкая полоса леса, поднимающаяся на висячую долину. Лес с густым подлеском, иногда поваленные деревья. Но здесь идти всё-таки легче, чем продираться сквозь стланик. Подъём от реки до начала выполаживания склона занял ровно 1 час. Далее идём на юго-запад по труднопроходимому лесу (2А) – много участков завалов, густые заросли рододендрона, иногда высотою по пояс, растущего на камнях. За 20 минут доходим до ручья, текущего в лесу. Через 10 минут переходим вторую протоку ручья и выходим из леса на широкое плато, покрытое курумником и стлаником. Искать здесь седловину перевала бессмысленно. Идём к самому низкому, как нам кажется, месту на плато и через 25 мин. встаём на ночёвку у небольшого озера (фото 29,30). 04.08.(10 день) пер. Молокон – р. Молокон Ленский –ур. Крест 17км. ЧХВ 6ч30мин. Начинаем спуск на Ленский Молокон. Идем между моренными валами, легко обходя за-росли стланика. Пару раз вылезаем на вершину холмов, чтобы увидеть обозначенное на карте озеро, где рекомендован удобный ночлег. Результата нет, озеро с холмов не видно. Ходим между моренами галсами с севера на юг и обратно, пока не находим его. Озеро в 15—20 минутах прямого хода от перевала (Аз 215°). Очень симпатичное. Южный берег порос зеленой травкой, здесь не очень ровно, но возможно удобно поставить палат-ки. Рядом находим еще одно озерцо в 5 минутах хода на юго-запад за моренами. Лес ниже озер смешанный: пихта, кедр, береза. Завалы на камнях (2А), обрывки звериных троп. Из-редка встречаются сырые луговины, как бы продолжая ряд, начатый озерами под перева-лом. Возможно, что все они имеют общее ледниковое происхождение с озерами. За 35 минут выходим к стрелке ручьев, образующих Ленский Молокон. Левый ручей не-много мощнее. Его ширина 3—4 м, глубина 0.2 м. Брод по камням через правый ручей. За ним находим слабую тропу. Она с некоторыми перерывами идет до самого урочища Крест, к низу становясь все мощнее. Сначала тропа кажется звериной, идет нелогично для человека, затем на ней появляются старые заплывшие зарубки. Тропа идет правым бере-гом реки на расстоянии до 100 м от воды, то приближаясь к ней, то удаляясь. Река делится на несколько рукавов, некоторые сухие. Вблизи речных рукавов завалов больше, появля-ется высокая трава и идти становится труднее. Через лес мало что видно. Пару раз сделали фото противоположного склона долины, где видны высокие цирки с крутыми седловинами возможных перевалов. После часа движения вышли к крупной осыпи на правом склоне долины. На крупном камне находим знак, выложенный кем-то из мелких камней: круг с пирамидкой в центре. Дальше в лесу появляется в большом количестве ревень, черника, жимолость, грибы. За-метно больше стало голубики и дикого горного лука. Некрутые и невысокие травянистые склоны близко подходят к реке, образуя небольшие легко проходимые «прижимы». Обхо-дим их поверху. Путь по тропе однообразен. Долина постепенно расширяется. Слева видна крупная боко-вая долина. Справа склоны ушли далеко в сторону и их стало не видно. Наносим на карту перевалы, видные в левобережном хребте долины, оцениваем их сложность в 1Б—2А. Урочище Крест ничем не выделяется из сплошного таежного массива. Просто справа при-ходит небольшой ручей, являющийся для нас стоп-ориентиром. На пихте в устье ручья вырезана ножом и заплыла от времени стрелка в сторону перевала № 16. Лагерь ставим прямо в лесу, внимательно выбрав место, чтобы на палатки не упали сухие и полусгнив-шие свечки берез, торчащих здесь в большом количестве. С берега реки к югу от нас видна высокая седловина безымянного перевала. Подъем к ней по осыпи со стлаником на высоту около 250 м. Сложность не выше 1А. 05.08.(11 день) Ур. Крест -пер. №16(1А) - р. Куркула Ленская 10км.5ч.30мин. От урочища Крест, названного так по слиянию четырех рек, подъем по северному ручью вверх. Идем далеко от русла, набирая высоту по тайге. Много завалов, хотя выше их ко-личество уменьшается. До реки больше 200 м, поэтому шума воды не слышно. Примерно через 20 минут выходим на вытянутую с горы 1734.4 полосу курума, очень похожую на классические "каменные реки" Южного Урала.(Ф-32) За курумом в тайге завалов стало меньше, зато появилось высокотравье, хотя идти стало легче — меньше камней и неровностей. Ориентируемся по правобережным склонам до-лины, азимут выдерживаем по солнечной тени. Других ориентиров в тайге нет. Крутизна склона плавно возрастает от 5° до 40°. Вылезаем на плоский верх высоты 1305.0 м. С нее впервые становятся видны склоны нашего перевала. Продолжаем движение без сброса высоты траверсом чуть вверх. Упираемся в крупный левый распадок. По осыпи вниз метров 20 и через ручей снова вверх. Ширина ручья около метра, в его верховье виден скалистый распадок. За первым распадком вылезаем ко второму. Он меньше размером, однако оброс стлани-ком с южной стороны. Распадок такой же крутой, как предыдущий. Вода бежит в нем по скальным ступенькам. По берегам много крупной радиолы Розовой. Следующие 50 м идем вниз по этому распадку до основного русла, по которому сворачи-ваем к перевалу. Прошли по нему метров 50 и решили начать подъем на склон — впереди снова скальные прижимы и небольшое ущельице. Лезем вверх по травянистому склону крутизной 30° до скальных выходов серого цвета. Набор высоты составил 100 м. От скал начинается отличный путь: ровная, слегка с набо-ром высоты травянистая полка с редколесьем и невысокой травой. Если бы здесь еще бы-ла и вода, лучшего места для длительного отдыха не придумаешь. Выходим этими лугами прямо под перевал. Перед ним небольшой временный ручеек, где группа набрала воды для перекуса (примерно 100 метров до перевала по горизонтали). Время подъема от урочища Крест 2:10. Перевал — травянисто-осыпное седло, ориентированное с запада на восток.(Ф-33) Кое-где растут кусты кедрового стланика. Ширина седловины несколько десятков метров в обоих направлениях. На склонах южной экспозиции лежат осыпи характерного красного цвета, которые до этого нигде по маршруту видны не были. Таким образом, они могут быть ориентиром (при определенной осторожности). Имеется разрушенный тур. Записку мы в нем не нашли, но сильно удивились, когда обна-ружили ее на земле в 30 метрах к северу от тура. Это означает, что тур разрушен совсем недавно, возможно медведем, и записку еще не успело сдуть с перевала ветром. С перевала сзади на юге видны пер. № 18, далекие хребты, трудно читаемые в солнечном свете. На севере вид ограничен широкими склонами водораздела справа по ходу. Для обеспечения панорамной видимости надо пройти на север метров 100. Уходим с перевала по небольшому участку тропы. Фотографируем истоки безымянного левого притока р. Ленская Куркула, к которому нам предстоит спускаться. В верховьях этого ручья видны понижения двух перевалов: осыпная седловина 1А — южнее и скаль-но-осыпная 1Б — севернее. Озера, нарисованного на карте, не видно. Продолжаем спуск к ручью. Тропа теряется сразу же. Пересекаем полосу курума, затем проходим между кустами стланика, после которого еще более крутой курум выводит нас в зону тайги. Идем по тайге на северо-запад со спуском. Подходим к резкому перегибу склона. С него через кусты стланика едва видно, что наш ручей в 1 км ниже вваливается в узкий каньон. В его левой части видна характерная большая кубической формы серо-черная скала. Спускаемся резко вниз через стланик (35°).(Ф-34) Удачно, так как именно здесь возможен последний простой спуск к руслу перед каньоном. Ширина ручья 3 м, переходим его по камням. Время движения от перевала — 35 мин. Далее метров 100 вниз по ручью, пока явно не увидели первый слив водопада. От него по 40°—45° травянистому склону с выходами скал уходим с набором высоты на правый склон. Долго идем вдоль него по завалам и камням (1Б), пока не упираемся в полосу сплошного стланика, перегородившего весь склон. Внизу еще слишком круто, каньон продолжается, дна ущелья не видно, реку даже не слышно. Вылезаем вверх "в лоб" по склону на верх отрога. Он плоский, покрыт лесом, на карте обозначен маленькой горизонталькой. С вершины отрога впереди справа, на северо-востоке виден крупный цирк с характерным длинным снежником на скальных склонах. Спускаемся вниз по северным и северо-западным склонам отрога по завальным склонам с кедрачом (2Б). Крутизна 30°. В верхней части пересекаем скальный пояс с 10-метровыми обрывами. При спуске находим расщелину, по которой можно спуститься лазанием, при-держиваясь за крепкие и упругие ветки. Бросаем верёвку. (Ф-35). Дальше идут полосы курумов и снова завалы. Становится не так круто (до 10°), но идти очень трудно (1А). Выходим на р. Куркула Ленская (1:20 часа от подошвы перевального склона) и сразу на-ходим тропку. Она идет в 20 м от воды по левому берегу. Через 2 минуты выходим к устью левого притока Куркулы. Приток разделился на несколько рукавов и брод возмо-жен даже по камням.(Ф-36). За притоком тропа постепенно мельчает и теряется, возмож-но, уходит на правый берег. Делаем брод Куркулы (н/к) шириной 10 м, глубиной 40 см. По правому берегу идет более четкая тропа. Она находится на высокой речной террасе. Скорость передвижения заметно выросла, хотя упавшие и сильно наклоненные к реке де-ревья продолжают мешать. Тропа идет тайгой вперемешку с редколесьем, постепенно удаляясь от русла. На реке начались прижимы или каньоны, которые с тропы не видны. В нескольких местах пересекаем заболоченные луговины. За 1 час до места ночлега пересекаем большую луговину с высокой травой и редкими мо-лодыми пихтами. За ней тропа теряется, скорее всего обходит ее выше по склону. Снова преодолеваем таежные завалы, кочки (1А). Склоны везде неудобные для устройства лаге-ря. Ночлег организуем на стрелке Куркулы с ее левым притоком перед крутым поворотом реки к перевалу Солнечный и Иркутских Туристов. Куркула в этом месте слаба, вероятно фильтруется под камнями. Переходим реку на левый берег и ставим палатки на неудобной зеленой террасе. Общее время движения вверх по Куркуле составило 1:30 часа. С наступлением сумерек мошка, обычно, пропадает. Вероятно, это связано с понижением температуры. 06.08.(12 день) р. Куркула Ленская- пер.Луговой (н\к). 15 км. 6 часов Подъем дежурных, как обычно, в 6 часов. Погода устойчивая, переменная облачность (солнце, кучевые облака), жарко. Идем по лугу правого берега р. Куркула Ленская, не те-ряя высоты, легко переходя неглубокие овраги притоков. Вскоре река оказывается далеко внизу. Траверсируем осыпь над бараньими лбами. За гребнем горы (поворот в долину на-правлением север-юг) лес поднимается до нашего уровня. Идем по опушке и полянам, по траве, изредка продираясь через кусты (ива или карликовая березка?). Вдали виден тра-вянистый холм – это и есть так называемый перевал Луговой.(Ф-37) По дороге на одной из полян рвем дикий лук. Подойдя на уровень начала холма, сваливаемся через лес вниз к ручью, потом забираемся на холм. Погода хорошая, не слишком жарко. С холма спуска-емся по полянам. По бокам долины уже лес, а у нас – луга. Находим развалины избы. Воз-ле неё и ночуем.(Ф-38) 07.08.(13 день) пер. Луговой(н\к) – руч. Длинный – оз. Верхнеирельское 16,5 км. 5ч30мин. . Если верит отчетам и карте, по левой стороне долины мимо развалин должна идти тропа. Мы явной тропы не видим, трава просто кем-то примята. Эту тропку мы то теряем, то снова находим. Забираемся в лес левого берега. Тропы нет. В траве полян кто-то валял-ся – вытоптанные площадки 1х1 м, 1х1,5 м. Видимо, звери? По лесу идти плохо. Лес средней густоты, встречаются короткие завалы. Выходим в русло высохшего ручья, по нему – к основному руслу ручья Длинный. Вскоре устраиваем обед на ручье. Сложили очаг на каменной плите. В русле ручья каменные плиты образуют ванны, в которых купаемся. Вода теплая, солнце жаркое. Весь-ма довольны тем, как быстро мы идем. Верим, что можем дойти до озера Верхнеирельско-го сегодня. Находим слабую тропу по правому берегу и идем по ней по лесу. Тропа часто теря-ется. Траверсируем 30-градусный травянисто-лесной склон, ручьи переходим по камням. Ручей Длинный течет в каньоне несколько метров глубиной с отвесными скальными сте-нами, перейти его нельзя. Наконец, очередной правый приток – довольно крупный ручей – тоже течет в каньоне, и мы вынуждены искать брод. Находим его ближе к устью притока. Вместе с ним находим и тропу, по которой идем почти до впадения ручья, текущего с пер. Крутой. Здесь мы совершаем важную ошибку, возможно, стоившую лишнего полудня пути. На карте основная тропа идет по левому берегу р. Длинный, а с перевала Крутой спускается тропа, которая бродит его. В одном месте наша тропа раздваивается: вниз и вверх, мы идем вверх и выходим в долину ручья с пер. Крутой, к тому же набрав высоту по стланику. Потом понимаем, что правильнее было пойти вниз, но уже поздно, отошли далеко. Сошли с тропы и резко потеряли скорость. Медленно выходим к слиянию ручья с пер. Крутой с р. Длинный. Обдумываем ситуацию. Основная тропа слева нарисована да-леко от ручья, на левом берегу – болото. Бродим ручей с пер. Крутой по камням. Километр пути по лесу по теряющейся тропе выводит нас на крупную осыпь на правом берегу ручья. По ней идти относительно легко. После привала идем по средней осыпи. После полутора километров осыпи следуют 2 километра леса. Идем со скоростью не более 1 км/ч. Вероятно, могли бы идти и быстрее. То и дело ходим чуть влево – чуть вправо, получается то вниз, то вверх. Лес почти без подлеска, но часто встречаются завалы. К 13ч 10мин приходим на берег ручья Прямой. Еще рано и не жарко, перекус до 14ч 30мин, затем переправа по камням. Через 50 м выходим в редкий березовый лес на месте сгоревшего елового и двигаемся на северо-северо-восток. Гору все же не «подреза-ем», а следовало бы. Жарко. В березняке мнго черники, есть голубика и брусника. Спус-каемся в долину Верхнего Иреля чуть ниже озера, близ двух маленьких озер. 300 м пути по густому лесу с подлеском, и мы встаем у основания мыса, отделяющего залив от ос-новного плеса озера, у края осыпи. Здесь оборудовано место для стоянки и сложен очаг. 08.08. (14 день) оз. Верхнеирельское -Днёвка Красивое озеро(Ф-40). Погода портится. Спим. 09.08.(15 день) оз. Верхнеирельское-руч. Прямой-. 8 км. 6 ч. С юга, вдоль озера В.Ирельское, на восток тянется гряда. (Предвидя большие трудности при обходе гряды с востока), прямо от озера поднимаемся на гряду ( 80 мин.х.времени, крутизна подъема от 20 градусов, по высокотравию и осыпям ).С гряды хорошо просмат-ривается озеро Верхнеирельское. Над озером с востока проходим гряду , траверсируя склон. Выходим в долину ручья Прямой. С северного склона хорошо просматривается вся долина и седловина перевала Роза Ветров. Около километра двигаемся , траверсируя склон , но вскоре он становится круче и сплошь, заросшим стлаником. Спускаемся к ру-чью Прямой 35 мин.х.времени . Движение вдоль ручья затруднено лесом с буреломом, который чередуется с зарослями стланика. Через 150 мин.х.в. выходим на тропу .Около 3 км. двигаемся по тропе .Через 60 мин.х.в.,справа виден вход в узкое ущелье к перевалу Святого Николая . Недалеко от слияния с правым притоком, тропа теряется в высокотра-вие. А долина ручья Прямой поворачивает на юг. Останавливаемся на ночлег. 10.08.(16 день) пер. Роза Ветров(1А)-руч.Водопадный -оз.Гитара 14км. 6час От места ночевки выходим к слиянию р.Прямой с правым притоком, бродим 2 рукава, броды не большие , но течение сильное. За бродом не большая заболоченная луговина ,за ней начинаем подъем на склон с северо-востока ,в сторону пер.Роза Ветров Подъем длин-ный, около 1,5 км.(каменистый, заросший стлаником, крутизна 20 градусов, местами до 30.).Поднимаемся ,лавируя по каменистым осыпям, обходя заросли стланика. .(Ф-41) На подходе к седловине сплошной стланик. Время подъема 155 мин.х.в. Седловина перевала широкая, лысая(Ф-42), тур ближе к левой (со стороны подъема ) части седловины .Ниже седловины проходим снежник. С перевала резкий сброс высоты до ручья по крутому 30-40 градусов травянистому склону. Спускаемся по правому берегу ручья , вытекающему из под перевала. Спуск 50 мин.х.в..Берега ручья покрыты сплошными зарослями стланика , поэтому двигаемся вдоль границы каменистого и заросшего стлаником склона ,местами попадается тропа , но быстро теряется. Не спускаясь к р.Водопадному ,траверсируем склон в сторону долины р.Куркулы , идем по очень крупному курумнику. (Ф-43) Траверс затрудняет увеличивающаяся крутизна и сплошные заросли стланика . В добавок непри-кращающийся дождь делает курумник чрезвычайно скользким(Ф-44). Сбрасываем высоту до зоны леса, к реке Куркуле . Выходим на тропу . Тропа промаркирована на осыпях ка-менными пирамидками , а в лесу она нормально просматривается и движение по ней осу-ществляется без затруднений. Тропа несколько раз выходит к руслу реки. Река широкая и мелководная . Возможно движение по камням русла реки.(Ф-45) В месте ,обозначенном на карте- наледь, тропа теряется .Выходим на левый (восточный) берег и двигаемся в за-рослях стланика , то выходя на тропу ,то ее теряя . Останавливаемся на ночлег около се-верной оконечности озера Гитара (Ф-46). 11.08.(17 день) Восхождение на г.Птица (2А) – под лед. Г. Черского радиально. 14км:2=7км.9ч. Обходим озеро Гитары с правой стороны .Переходим по камням впадающий в оз. Гитара ручей , левее оз. Тазик и водопада. Поднимаемся по средней осыпи с большим количест-вом живых камней по правому ( западному) берегу(Ф-50) .Примерно , на середине пути к озеру Проточное ,переходим на другой берег ручья , который течет по "зеркалам"(Ф-49), образуя маленькие водопадики. Некоторое время идем вдоль ручья ,но потом забираем правее от ручья на "зеленку" .Озеро «Проточное»(Ф-54) остается в стороне. Выходим к озеру «Изумрудное»(Ф-53), которое обходим справа по берегу, по крупному нагроможде-нию курумника. Через 100 метров от озера начинаем подъем. Проходим 2 моренных вала (мелкая, влажная осыпь) . Ледник Черского остается слева внизу. Выходим к характерно-му перегибу, представляющему собой скальные сбросы (слева и по центру) . Поднимаем-ся на перегиб по мелкой и средней осыпи с правой стороны. Выходим к подножию юго - восточного гребня г.Птица(Ф-57). Южный склон гребня представляет собой скальные "зеркала" , почти до самой вершины(Ф-55) .Выходим на гребень с применением верти-кальных перил л.(Ф-51-52). Он местами узкий 1-1.5 м.,а местами более широкий до 3 мет-ров. Проходится довольно легко. Подъем осложняется большим количеством "живых" камней, и мокрыми после утреннего дождя камнями. Время подъема 5 часов. Вершина горы Птица довольно плоская,каменистая(Ф-58) .Сняли записку группы из г.Новосибирска. С вершины видна полоса Байкала , г.Черского(Ф-59), озера за пер.Крутой. Спускаемся в тумане , мелкий дождь. Спуск по пути подъема (до оз.Гитара 4 часа.) 12.08.(18 день) пер. Крутой (2А) – радиально 4км. 4часа 30 мин. Примерно в 1 км. от оз.Гитара начинаем подъем. Резко набираем высоту. Выбираем путь движения по осыпям, обходя заросли стланика. Местами встречается мелкая осыпь. Через 2 часа х.в.выходим в ущелье с озерами. Хорошо просматривается седловина между в. 2092,6 и 2238,4 .Обходим большую котловину около озера с юга, а само озеро слева по берегу(Ф-60). На западной оконечности озера выходы на поверхность слюды и кварца. За перегибом над озером с левой стороны обширное каменистое плато,и еще одно маленькое озерцо(Ф-61). Идем на юг вдоль крутого (60-80 гр.) хребта (20мин.). Проходим плато и спускаемся к на-чалу подъема на пер.Крутой.(Ф-62) Сначала подъем идет по средней "живой"осыпи до скальных "зеркал". Начинаем вешать перила, немного правее камнеопасного кулуара(Ф-63). Начинается мелкий дождь.Перевальная седловина представляет собой нагромождение каменных блоков с кусками снежников. Быстро фотографируем тех, кто уже успел подойти.(Ф-64) Тур не ищем. Срочно спускаемся вниз , к оз.Гитара, на юго-восток,обходя озеро в ущелье ,с правой стороны. Спуск крутой 30-40 градусов по каменистым "живым" осыпям и зарослям стланика. Через 130 мин.х.в. вышли к оз.Гитара. 13.08.(19 день) оз.Гитара – р.Водопадный-под. Пер.Галкин.(1Б). 15 км. 6час. От стоянки, по уже знакомой тропе, в обход «заливного» участка на моренном валу. На этот раз решили не повторять экспериментов по срезанию углов, а стараемся, насколь-ко это возможно следовать по тропе. (Ф-65) У места переправы через р.Водопадный тропа уходит вверх по правому берегу. По пересохшим руслам стариц, дальше по берегу у кромки воды. По сравнению с «торной» тропой по Кучурле, это даже не тропа, а направ-ление, в котором до нас кто-то, очевидно пытался пройти. Причём, не ведомо с каким ре-зультатом. Проходим точку ориентирования – створ распадков – Роза Ветров – лев. При-ток р. Водопадного.(Ф-66-67) Характер тропы не меняется до водопада.(Ф-68) Проходим водопад по нашему берегу через стланик-осыпь, и выходим к небольшому озерку(Ф-69). Тайга здесь практически исчезла, но через километр появляется вновь, хотя уже классиче-ски высокогорная. Зато напрочь исчезает даже то, что мы по наивности считали «тропой». Выход к стоянке у верхних озёр – обрадовал – это мягко сказано! Дело в том, что на всём протяжении дневного перехода, что-либо, хотя бы отдалённо напоминающее площадочку под палатку, нам не попадалось. 14.08.(20 день) Отсидка под. Пер.Галкин (1Б) Дождь, туман, скользкие камни. И вообще плоховатенько. 15.08.(21 день) пер. Галкин (1Б) – р. Горемыка 8км. 6ч. Не то, чтобы дождь перестал совсем… Скорее – наметил тенденцию, но уже нет времени. От рекомендуемой стоянки на озере в южном цирке перевала Галкин выходим в сторону ригеля, в котором ручей сделал узкий каньонообразный пропил глубиной метров три-дцать. Идем, используя фрагменты тропы, ведущей через заросли стелющегося рододенд-рона и альпийский луг. Далее резкий взлет крутизной в 20° на ригель, высота около 50 м. С вершины древнего ригеля впереди видно маленькое озерцо диаметром около 20 м. Здесь группа встретила зверька коричневой окраски размером с маленькую собаку. Зверь издавал резкий отрывистый свист. К сожалению, как он называется, никто в группе не знает. От озера выходим на курумник, валами поднимающийся к седловине. Сзади остается большое озеро, ранее закрытое невысоким водораздельчиком. Перевал Галкин с юга пред-ставляет собой широкую и некрутую (20°—25°) осыпную седловину между двумя верши-нами.(Ф-70) До гребня перевала от озера доходим за один час ходового времени.(Ф-71) Идти можно в любом месте склона, самострахуясь альпенштоком. С седловины на юг открывается пано-рама верховьев руч. Водопадный, к сожалению частично закрытая пресловутой дымкой. На северо-востоке виден цирк с озерцом в дальнем конце, где начинается зона стланика. По центру цирка расположен «пупок», вытянутый с юго-запада на северо-восток. На вос-токе проглядывается длинная перемычка перевала № 21. Оставили в туре свою записку. Спуск на север идет через скальный пояс крутизной до 80° и высотой до 150 м. Лучше всего идти от западной части седловины, где имеется неявно выраженный кулуар. Его ширина метров 15—20 при средней крутизне в 40°. Кулуар образован наклонной скальной плитой с двумя метровыми отвесными ступеньками в средней и нижней его части.(Ф-72) Закрепляем перильную наращенную до 100 м веревку в 5 м ниже перевального гребня за выступ скалы (Ф-73,73\1), и начинаем спуск с самостраховкой схватывающим узлом Ку-луар камнепадоопасный. Сначала идут наклонные монолитные плиты крутизной 50°, за-тем крутизна уменьшается. В двух местах скалы образуют отвесные ступеньки высотой 1—1.5 м. Перил хватает как раз до начала подвижной осыпи, по которой с самостраховкой альпенштоком еще 50 метров до снежника, а затем глиссированием по выполаживающемуся склону еще 100 метров. Собираемся в центре языка снежника, куда не долетают камни из кулуара (10 минут на одного, 2 часа на всю группу). Затем проходим по снежнику двести метров и по пологому курумнику поднимаемся 15 метров вверх на уже упоминавшийся «пупок». Сзади остался наш перевал, который отсюда смотрится весьма грозной и почти отвесной скальной стен-кой. Пройденный нами путь спуска был единственно правильным.(Ф-74) По гребню «пупка» тянется полоса мелкого стланика. За 20 минут доходим до северного окончания этого хребтика и там начинаем спуск по живому курумнику крутизной до 35° на северо-западный склон отрога.(Ф-75-76) Перепад высот 130 м. Далее проходим без по-тери высоты вперед по крупному курумнику 500 м и спускаемся вправо по ходу по начи-нающемуся здесь ручью на заметную издалека зеленку. На озере 1479.8 м устраиваем обед (1:20 часа от подошвы перевального склона). Озеро очень мелкое, с хорошо прогретой водой, наполовину высохшее. Высохшее дно — это мелкий темный песок с вкраплениями камней. Он хорошо пропитан водой, поэтому ставить здесь палатки нельзя. Из озера берет начало правый приток ручья, который Коше-лев А.А. предлагает называть ручей Соболиный. Правда, по пятисотметровке, именно этот ручей, а не ручей от перевала Шеровы Ворота(Ф-77), называется Горемыка. От озера виден склон перевала № 21: курумник крутизной до 30°, входящий в сужающийся к низу осыпной кулуар. Сложность этого перевала не более 1А (с запада). После обеда обходим озеро слева, пересекаем 50 м полосу не густого стланика и оказыва-емся в распадке с маленьким озерцом под северо-восточным склоном г. 1907.3. За ним начинается спуск в долину р. Горемыка по стланику. Мы же вылезаем на огромные камни курумника (по 4—5 м каждый, 2Б) и без потери высоты траверсируем склон. В начале траверса имеется наклонная скала с полкой и снежником под ней. Затем идет склон кру-тизной 25°—30°. Передвигаться трудно: не столько проходятся, сколько обходятся эти куски скал, кстати, со следами совсем недавних обвалов. На половине камней отсутствует признак состояния покоя — лишайник, а сами эти громады камней лежат очень неустойчиво и медленно переваливаются на другой бок под нашим весом(Ф-78). Примерно за час огибаем гору, постепенно спускаясь к руслу ручья, текущего от перевала Шеровы Ворота. В месте выхода группы на дно долины ручья как такового нет, он течет глубоко под камнями. Зато есть место для ночлега, дрова в редких низкорослых кустах кедрача, вода на склоне под снежниками. И, неожиданно, тур с запиской посреди долины! Группа москвичей дошла сюда радиально с р. Горемыка. Записка забавная по стилю текста. Обратного адреса, к сожалению, нет. В километре к ЮЮЗ от оз. 1571.6 устраиваем ночлег на камнях с ягелем среди пятен низ-кого стланика. Виден вход в Шеровы Ворота, в солнечном свете — склоны перемычек на р. Верхняя Ирель. На востоке — широкая стланиковая долина р. Горемыка. Горы в этой части хребта стали округлые и пологие. 16.08.(22 день) р.Горемыка до брода на Пешеходный-оз.Рыбное 17,5км. 6ч.30мин. Траверсируем осыпь с постепенным сбросом высоты. Переходим длинный простой красивый кулуар, выложенный слежавшейся осыпью. На склоне – пятна низкорослого стланика, на травянстой полке - следы пребывания людей. Первая обильная, спелая брусника. Пытаемся идти дальше по склону, но это неудобно. Подо мхом не видно неровностей склона. Возвращаемся 100 метров назад и спускаемся по кулуару. Неожиданно в кулуаре находим хорошую тропу. После спуска идем по правому берегу реки, постепенно приближаясь к ней, по слабой тропе через кусты, потом по лесу. Через некоторое время по тропе вышли к реке и потеряли тропу. По бревну перешли на левый берег Горемыки(Ф-79). Нашли здесь продолжение слабой тропы. На левом берегу встречаются низкие участки, густо заросшие ивняком. Слабую тропу то находим, то снова теряем, но постепенно она улучшается. Около 17 ч по тропе прошли мимо хорошего зимовья. Вскоре потеряли тропу и вышли к широкому разливу реки. Уровень воды низкий, идем вдоль левого берега. Находим тропу выше по склону. Она уходит очень высоко. Нам это не понравилось (а зря), пошли траверсом так. Через переход тропа вернулась обратно (идет по гребням холмов, почти параллельно реке, вдали от нее). Озеро Рыбное – мелкое и непрозрачное. Да и рыбы в нём нет.(Ф-80) На стоянку встали в начале восьмого у разлива небольшого ручейка прямо на тропе. (К северу от вершины 1399 м.) Тропа хорошая, но очень много паутины поперек нее, причем на лицо ее собирает даже участник, идущий третьим. 17.08.(23 день) р.Горемыка Брод-1 – Брод-2. 14 км. 4час. Не смотря на запугивания предшественников, тропа оказалась довольно приличной, по сравнению с той, которую мы принимали за тропу раньше. Переправа 2Б навесная через безымянный ручей.(Ф-81-82) Там где-то ниже был брод, но подходы забиты стлаником. После очередного зимовья стали даже попадаться пропилы в завалах. А их очень много, поскольку вокруг старая гарь. Одно плохо, по-прежнему масса разветвлений. И самое «топтаное» или свежее далеко не всегда оказывалось «правильным». Опять применили тактику «Два Сусанина» : - на развилках уходили вперед два участника с рациями и путём «триплексной» связи руководитель выбирал оптимальный путь. Эта методика позволяла нам неоднократно заметно выигрывать во времени и пространстве. Напротив обозначенного брода на дорогу пб. обнаружили вагончик косарей(Ф-83). Очень грязно вокруг, чувствуется приближение цивилизации. 18.08.(24 день) р.Горемыка Брод-2 – с. Байкальское. 18 км 5 ч. От вагончика по Лб. идёт просёлочная дорога(Ф-84). Лес – старая гарь, с начинающим пробиваться подлеском и травой. Встречаются покосы. Воды нет. Река – далеко справа шумит. В районе нашей первой переправы дорога выходит на огромный луг. Справа видна наша старая знакомая – насосная станция. Круг замкнут! Дальше уже по «родным местам» - к пиву! (От моста через р. Рель – сразу направо, 1 км до первого магазина с холодным пи-вом.) Кстати, возле моста прекрасные места для ночёвки, нужно, только, чуток отойти вниз по реке. Прямо сюда за нами и должен приехать автобус. Но это уже «пассивная» часть похода… Отдых - 3дня на берегу Байкала в р-не р. Слюдянка (Ф-85-88). Принятые сокращения и термины Пер. -перевал Верх. - верховья Верш. - вершина Лев. - левый (орограф.) Прав. - правый (орограф.) Р. -река Руч. - ручей Тр. - траверс Пб. – Правый берег (орограф.) Лб. – Левый берег (орограф.) Выс. - высота ГЗЛ - граница зоны леса П.х. - по ходу движения Ч.х.в. - чистое ходовое время В.н.м. - время на маршруте Н. - нижний В. - верхний