День 3. Камнепад.

Утро третьего дня. Погодка шикарная, к тому-же пока нам вниз Утро третьего дня. Погодка шикарная, к тому-же пока нам вниз
Народ ждет, когда камнепад кончится Народ ждет, когда камнепад кончится
Встали, позавтракали, покатили дальше. Едем вдоль реки, вниз по течению, катится легко. Погода отличная. Останавливаемся пофотографировать.

После одной из остановок догоняю Мишу Бертова. Чудно – он прижался к склону, а на дорогу падают камни. Блин, да это же камнепад! Клева! Это надо заснять!

В общем, как получил камнем по фейсу я не помню.
Как это было смотреть здесь (видео Миши Бертова)
В сознание пришел через некоторое время. Вижу двух индусов – они выглядят испуганно и сочувственно. Миша Бертов обрабатывает рану на щеке. Серега Кондрашов разбавляет спирт для дезинфекции полости рта и снятия болевого шока. Не могу сконцентрировать мысли, плохо соображаю, что должен делать. Зато четко сознаю, что во рту полно крови и с зубами явно проблемы. Их жалко, очень. Болит челюсть и щека. Плечу тоже досталось. Потом нашел трещины на шлеме. Это не Москва, скорой тут нет. Тут вообще ничего нет. «Ехать можешь?», спрашивает Миша. Вроде могу. Сел, поехал. Вроде как на автопилоте. Еду, сплевываю кровь.
В Киелянге вижу грязную палатку с красным крестом. Вокруг нее грязные люди. Особого желания заезжать туда нет. Ощупываю языком зубы – как минимум один явно не на месте. Ребята купили еды на перекусы. Сунули мне пару бананов. Пытаюсь есть – жевать не очень получается. Разрезаю банан на части – пытаюсь проглотить по долькам. С трудом осилил половину. «Не поешь – не поедешь».  В голове мысли, о том, что возможно придется сойти, и о том, что подвел ребят. Грустно.
Дорога постоянно идет вверх. Появляются признаки горной болезни – колет пальцы рук и лоб. Не больно, но скажем так, неприятно. Смеркается, пора вставать. Находим неплохое место – речка, полянка, окруженная камнями, уютно. Чтобы добраться до нее – надо протащить вел по тропинке, потом по склону, а у меня при определенных положениях левой руки – возникает сильная боль. Снимаю с вела рюкзак и занимаюсь раздельной переноской барахла. Все сильно устали. Залезаем в палатку, готовим еду на палатке, греемся.
Кстати, про погоду.  Климат там резко континентальный. Это значит, что ночью минус – вода в бутылках замерзала. Днем на солнце бывало жарко – градусов 25. В тени прохладнее – 10-15. На перевалах, на высотах под 5000 конечно холоднее. Утром встаешь – колотун, но как только выглядывает солнце – становится тепло. Тактически важно поставить палатку так, чтобы она освещалась первыми лучами солнца, так теплее из нее выбираться по утрам. Воздух очень сухой, все кашляли, но как только вернулись в Дели, в тропики – кашель прекратился. За 2 недели один раз только был слабенький дождик.
Как в этот день ужинал – не помню, скорее всего практически никак. Щека опухла, жевать больно.

День 4. Перевал Баралача-ла

Вид с места ночевки Вид с места ночевки
Бертов Михаил Бертов Михаил
Переночевали на высоте 3800 недалеко от деревни Патсео. Вроде нормально.

Сегодня утром мы в тени – поэтому мерзнем. Ем немного каши.
Вытаскиваю вещи на дорогу – отдышка, сил мало, те же признаки горняшки. Едем. Сегодня первый «честный» перевал. Надо набрать 1100 метров. Сначала все неплохо – едем, иногда останавливаемся и отдыхаем. Для получения энергии кладу кусочки шоколада в рот и сосу как леденец – жевать их я не могу. Вокруг красиво. Офигительно красиво. Снег, яркое солнце. Больше таких снежных перевалов не будет. Чем дальше на север – тем меньше снега вокруг. Влагу приносят облака с юга. А они задерживаются первыми горами.

У меня на небольшой скорости запотевают очки, я их снимаю и кладу в карман. Вечером я об этом сильно пожалею.
Только с набором высоты все тяжелее становится. Кислорода явно не хватает, сначала останавливаюсь раз в час примерно, потом метров через 100 набора высоты. После  того, как набрали 4700 останавливаюсь все чаще, каждые 50 метров. Сереге Кондрашову еще тяжелее. Мише Бертову высота похоже пофигу – у него большой опыт горных походов и переносит он ее легче, намного блин.

Миша уезжает вперед, мы остаемся отдыхать. Иногда просто ложусь на теплый асфальт и пытаюсь отдышаться. Черт, кажется это не отдых, а каторга какая-то, борьба за выживание. Во время одного из перекуров (передышек вернее) рядом останавливается полицейская машина, спрашивают, не нужна ли нам помощь. Мы спрашиваем, сколько еще до перевала. Целых 2 км!!! От помощи конечно отказываемся. Генштаб снова не на высоте. По его мнению перевал находится совсем в другом месте.

И вот мы заехали!!! 4938 метра. Здорово! Только дубняк. Одеваюсь теплее и на спуск. Едем вниз. На северном склоне снега уже нет. Останавливаемся, фотографируем. Красиво, очень красиво. На спуске еще сильнее замерз. Оторвавшись немного от ребят, приезжаю в деревеньку, из нескольких кафешек. Прошу чаю. Тут же получаю чашку горячего сладкого чая с молоком. Подъезжают ребята. Серега тоже хочет чаю, но командир говорит «едем дальше». Блин у нас конечно супер-командир, но ему бы и участников соответствующих.

Кстати, о чае:  в Кашмире если вы попросите «Tea» то получите горячий черный чай с молоком. Нам это конечно непривычно. Если вы хотите получить привычный черный чай, именно так и надо просить «Black Tea, please», но и тут не все слава Богу. С большой степенью вероятности в чае уже будет сахар и его будет слишком много, либо Вам вообще забудут его принести. Поэтому надо попросить «Black Tea, Sugar separately», т.е. «черный чай, сахар отдельно». Самое интересное, что в небольших кафешках эту просьбу могут не удовлетворить – сладкий чай с молоком уже залит в термос или стоит в чайнике на плите, а черный надо готовить. Русское слово «Чай» тоже в обиходе. В некоторых местах оно и означает коричневую жижу, состоящую из черного чая, молока и сахара.
Едем дальше – под горку едется конечно замечательно, да еще и ветер попутный. Так часто бывает – на перевале воздух холодный, он тяжелый и пытается спустится вниз, и получается что мало едешь под горку, так еще и ветер помогает. Сбросили после перевала 630 метров.

Быстро и без усилий приезжаем в  Сир-Бум-Чун. Высота 4300. Время 15.40. Скоро сумерки, а мы еще ничего не ели. Настаиваем с Серегой на остановке для перекуса. Выбираю кафешку. Строение снаружи напоминает сарай, изнутри - большую палатку человек на 20 или юрту. По двум стенам – нары или топчаны. Примус, стойка. Хозяина зовут Дожди. Летом он работает здесь, зимой – живет в Лехе. Зимой перевалы закрываются, и жизни похоже, здесь нет никакой. На кафешке помимо пафосной надписи «Restaurant»,есть и другая “Hotel”. Почему бы ни остановится здесь на ночлег. Спрашиваем Дожди о цене – он отвечает что-то вроде: «сколько дадите, столько и будет». Хозяин он радушный - кизяками топит небольшую буржуйку. Рядом с ней очень тепло. Но прогорает все конечно моментально. Ложимся в спальниках – так и теплее и почище.

Вечером, при свете налобника пытаюсь посмотреть карту, в глазах вспышки,  начинают идти слезы. Вспоминаю снятые на перевале очки. У сварщиков это называется «зайчика поймать».  «Легкий ожог роговицы», философски замечает командир на следующий день.
Засыпаю моментально и очень крепко.