Над пропастью Тундуксая

г.Аделунга - 4301 г.Аделунга - 4301
Ущелье Тундук-сая Ущелье Тундук-сая
Тропа по ущелью Тундук Тропа по ущелью Тундук
Утром, я проснулся поздно, солнце никак не хотело вставать из-за горы, а вот вылазить на собачий холод совсем не хотелось. Лежал до победного, пока меня уже не стали вытаскивать на свежий воздух буквально за ноги. Ух… какое холодное утро!!! Мороз только-только начал отступать, и оставил после себя красивые узоры на земле и на мокрой траве возле ручья: прозрачные ледяные сосульки по берегам и замёрзшие овощи оставшиеся после нашего ужина.
Улыбнула ледяная «крышка» – замерзшая вода в кастрюльке от горохового супа!
Также замёрзли и вода в баклажке и огурец с помидоркой (она кстати, прошла с нами целой и невредимой, аж до последней стоянки, так сильно замёрзла).
В холоде и голоде мы начали собирать вещи и палатки, пока солнце ласково не коснулось нашего палаточного городка и на душе ка-то повеселело, тут же стало тепло и хорошо. Вышли в дорогу.Наш путь лежал дальше вверх по пологому склону горы Тундук обращённому на запад, в каньон Тундук-сая.Тропа быстро набирала высоту и была плохо заметна в окружающем жёлто-коричневом море выгоревшей травы, и тут приятная встреча! В 100м от нас, у подмерзающего ручья, сидели 5-6 коз! Нашей радости небыло предела!
Фотографы поймут как тяжело в природе заснять дикое животное в естественной среде, да ещё и так близко и такое пугливое животное как горные козы. В небольшом стаде было несколько детёнышей и один здоровый рогатый и как и положено бородатый козёл. Ещё ближе к нам стояли ещё три козла и их мы рассмотрели ещё лучше и конечно же хорошо пофоткали.
Но не прошло и 5-пяти минут, как стадо резко встрепенулось и поднялось на ноги подняв облачко пыли в воздух. Вожак развернулся и быстро повёл стадо вверх по крутому склону оврага на лысую поросшую жёлтой низкой травой. Козы с козлятами тоже неотступно последовали за ним. На плоской вершине оврага они остановились и все как один уставились в нашу сторону — нас засветили! Ещё ближе стояли четверо бородатых козлов, их сфотографировать оказалось проще, но и они вскоре покинули нас пробежав вверх по склону, навстречу главенствующему тут силуэту горы Бештор.
А мы пошли дальше, к нашей, пока даже ни разу не отмеченной на горизонте цели — перевалу Кызылтор (3800м).
Тропинка резко вывернула на крутой наветренный склон горы Тундук. Тропка я хочу вам сказать весьма слабенькая, вся усеяна катящимися под ногами мелкими камешками, кое-где терялась в сплошных осыпях. Страху тут я натерпелся, ой-ой-ой!!!
Идти по ней долго, полтора световых дня точно, так что если соберётесь идти туда, нужно настроить себя на долгий и некомфортный путь. Воды по дороге нет. Нет совершенно, выпить неоткуда, только та вода что мы несли с собой, а её немного. Взору открывается великолепный вид на окрестные горы, и на царицу здешней горной страны — гору Аделунга. Сказать, что я мечтал её увидеть — значит не сказать ничего. Я бежал к ней, старался увидеть ещё с самого Пскема, но четно — её видно только отсюда.
на действительно необычная, величественная и кажется такой суровой и неприступной. Серые каменные склоны издали видны как неприступные стены, а снежные шапки за плечами только добавляют особого горного романтизма.Тропа вскоре занимает единственное пологое место на склоне окружающих высоченных гор, внизу, буквально в 5метрах от тропы резкий спуск в каменный каньон Тундук-сая, реки не слышно и даже не видно, только сильный холодный ветер воет по ущелью.Временами тропинка проложенная какими-то камикадзе подходит ОЧЕНЬ близко к осыпям (или они к ней уже так близко подошли), тропа бежит прямо ка камням, сожжённая солнцем жёлтая трава только вверху, внизу те же камни настойчиво приглашающие пешехода экспрессом скатиться на дно огромной котловины Тундук-сая. Пару раз я потерял тал силу духа и даже недобрым слово вспоминал руководителя группы, который сюда раньше не ходил. Честно скажу два раза простился с жизнью, когда под ногами поехали камни и потащили меня вниз к родной матери-земле. Но всё полностью компенсировалось величием видов горной страны открывающимся тут. Именно в этот поход я почувствовал себя в настоящих горах, далеко от цивилизации и на большой высоте. Ещё пару раз мы встречали диких горных коз, испуганных неожиданным появлением тут человека, люди ушли отсюда много лет назад и природа постепенно возвращает себе окрестности Великих гор: Аделунги и Бештора.По последним данным с передовой (сентябрь 2010), тропинка окончательно осыпалась и передвигаться там стало не только трудно, но и опасно, вот такие вот дела!
И так, вечерело, воды нигде не было, места под стоянку тоже не было. Полностью деморализованными мы добрались до некоего подобия короны из скал вокруг высочайшего «бетонного» пика Аделунги.
Немного пройдя вперёд мы поняли что тут тропа окончательно потерялась и идти дальше в сгущающихся сумерках совершенно некуда. Остановились тут. Единственная ровная площадка располагалась на чистом от камней «пупке» горы, окружённого с трёх сторон огромными валунами и склонами, а совсем рядом начинался ставший уже привычным экспресс-спуск к реке. Тут же ютились, подобно нам, несколько кустов арчового стланика, сухие ветки которого пошли нам на чайник чая, единственной еды этим днём.
Но всё с лихвой компенсируется видом заходящего солнца и невероятными красками уходящего горного дня.
Ночь, надо сказать было очень холодной. Ветер трепал палатку всю ночь, и как не проснёшься, он всё стучали и стучал по стенкам палатки. От дождя правда нас мать-природа уберегала весь маршрут, за что её огромное спасибо!