15.07.87 спецрейс Ан-24 Новосибирск-Игарка 17.07.87 спецрейс Ан-26 Игарка-Хатанга 22.07.87 спецрейс Ми-8 Хатанга-мыс Цветкова 29.08.87 спецрейс Ми-8 мыс Цветкова - Хатанга 03.09.87 спецрейс Ан-26 Хатанга-Игарка 07.09.87 спецрейс Ан-24 Игарка-Новосибирск

Глава 1. Вперед на встречу с морем Лаптевых!

Дело было летом 1987 г. Работал в составе группы новосибирских геологов. Изучали выходы юрских и триасовых отложений по береговым обрывам на Восточном Таймыре в районе мыса Цветкова и бухты Моржовой. Приключения начались уже при подготовке к экспедиции. В советские времена до начала М.С.Горбачевым компании по борьбе с алкоголем геологи возили в поле спирт с помощью канистр. Спирт получали для протирки образцов от клея и обработки оптических приборов - микроскопов и бинокуляров. В условиях севера сей продукт просто необходим - это и лекарство, и валюта, и продукт для психологического равновесия в коллективе. В 1987 году компания по борьбе с алкоголем была в разгаре. При отправке груза из Новосибирска пришлось упаковывать спирт в банки из-под египетского апельсинового сока, чтобы его не конфисковали при досмотре. Технология была проста: с банки аккуратно снималась упаковочная бумажная полоса, с боку высверливались две дырки небольшого диаметра с помощью ручной дрели и тонкого сверла, сок сливался, а шприцем закачивался спирт. Затем банка запаивалась, а запаянные места заклеивались по окружности упаковочной бумажной полосой. Сие нехитрое ноу-хау освобождало от общения с милицией, которая ръяно боролась за моральные устои геологов.
      Вылетели из Новосибирска 15.07.87 спецрейсом АН-24 в Игарку. В Игарке разместились на базе СНИИГГИМСа, получили снаряжение. Я получил должность с гордо звучащим наименованием - начальник партии. 17.07.87 спецрейсом АН-26 партию, состоящую из двух отрядов перебросили в Хатангу. А 22.07.87 нас забросили вертолетом МИ-8 на точки работ. Наш отряд из 5 человек высадили в районе бухты Моржовой. Второй отряд из 3 человек был высажен на р. Чернохребетной.
Глава 2. Начало в тумане

хижина охотника в бухте Моржовой хижина охотника в бухте Моржовой
юго-западная оконечность обнажения 2 юго-западная оконечность обнажения 2
Когда выгрузились из вертолета погода стояла ужасная. Дул сильнейший ветер, температура около нуля, поэтому палатку ставить не стали, а разместились в домике местного охотника. Затем на неделю все побережье накрыл туман, решили начало работ отложить, поскольку лед еще не оттаял от обнажений - собирать фауну не возможно, от лагеря уходить далеко опасно - можно заблудиться в тумане или нарваться на белого медведя. В этих условиях пригодились запасы спирта и колода карт. Преферанс в хорошей компании и традиционный геологический напиток, разлитый по кружкам и употребленный в медицинских целях, скрасил погодные неурядицы. Пока не установилась погода сделали короткую вылазку (около 1 км на северо-восток от вершины бухты Моржовой) на ближайшее обнажение выходов триаса. Работать было совсем не комфортно – все время ощущался «наезд» со стороны моря Лаптевых. Береговой лед, достигающий в высоту около 5-8 м, постоянно двигался и шевелился. Создавалось ощущение, что можно оказаться в ледяной ловушке во время прилива и быть прижатым к стенке обнажения. Поэтому глубоко не удаляясь от края обнажения, мы с коллегами постучали пару часов по плитам песчаника, фауны не нашли и ретировались в лагерь дописывать утреннюю «пулю».
Глава 3. Школа выживания

в поисках места под сеть в поисках места под сеть
в поисках дичи в поисках дичи
северный омуль северный омуль
коса Моржовая коса Моржовая

Всем в отряде было понятно, что если не добудем подножного корма, то вскоре загрустим. Тушенку в те годы выдавали в отделе снабжения СНИИГГИМСа из расчета 33 грамма на человека в сутки. Поэтому прежде, чем начать активные научные изыскания пришлось сделать заготовки. С помощью резиновой 300-ки метрах в 100 от основания бухты Моржовой поставили сеть перпендикулярно косе в надежде хоть что-то поймать. Обнаружили, что почти над нашим лагерем проходил путь перелета разнообразных пернатых. Отхожее место сделали метрах в 300 от лагеря за бочками из-под солярки. И пока совершался утренний ритуал, прячась за бочками и захватив с собой ружьё, можно было настрелять пролетающих низко над головами гусей и уток. На утро появился и первый улов: настоящий северный омуль, по сравнению с которым  байкальский собрат выглядит "селедкой". Северный омуль и больше и толще. Вряд ли какая рыба может сравниться по вкусу с малосольным свежим северным омулем! Довольно быстро удалось добыть и дичь. Местные гуси оказались не готовы к не званым гостям и долго не могли привыкнуть к осторожности. Поэтому наши запасы даров природы быстро пополнились и мы наконец-то выдвинулись на разрез.

Глава 4. И закипела работа!

спуск на веревке на обнажение триаса у мыса Цветкова спуск на веревке на обнажение триаса у мыса Цветкова
ледяные барьеры ледяные барьеры
пермские столбы пермские столбы
береговой лед береговой лед
Сначала сделали рекогносцировочный маршрут на самую дальнюю точку. Здесь обнаружились необыкновенно экзотические выходы пермских пород, которые торчали прямо из воды, образуя причудливые столбы. Коллеги, изучавшие триасовые отложения, спустились к интересующему их обнажению на веревках. Другого пути пробраться на берег сначала не было, поскольку береговой лед образовывал ледяные барьеры из отдельных льдин разной величины. На резиновой лодке в условиях волнения проехать к обнажениям было самоубийством, а моторной лодкой, принадлежащей местному охотнику, мы воспользоваться не имели права в его отсутствие.
Глава 5. Первые открытия

рядом со льдинами рядом со льдинами
у вездехода у вездехода
солярий на льду солярий на льду
ледовое поле в бухте Моржовая ледовое поле в бухте Моржовая

29.07.87 начали описывать первое обнажение в 3-3,5 км от основания бухты Моржовой на северо-восток. В высоком береговом обрыве вскрываются отложения верхнего триаса и отложения рэта (это выяснилось значительно позже). Впервые в этом разрезе нами была обнаружена фауна рэтского облика.

05.08.87 перешли к описанию обнажения 2 в 2,5 км от основания бухты Моржовой на северо-восток. В распадке также впервые в этом обнажении была обнаружна нижнеюрская фауна.

Погода стала постепенно улучшаться: появилось яркое солнце, лед начал интенсивно таять и отходить от берега. Огромные льдины во время отлива образовывали бесподобные по красоте ледовые замки. Нам удалось завести стоявший на приколе вездеход. По рассказам местного охотника, с которым мы познакомились еще в Игарке, он сумел собрать его из деталей, собранных на свалке в поселке Хатанга и перегнать его по льду в зимнее время. Получив разрешение на использование вездехода, мы начали перемещаться с помощью его на дальние обнажения.

Глава 6. Моржи приплыли.

встреча двух отрядов встреча двух отрядов
сушка одежды в маршруте на р.Чернохребетную сушка одежды в маршруте на р.Чернохребетную
выхды нижнеюрских отложений в обнажении 3 выхды нижнеюрских отложений в обнажении 3
привал в маршруте на Чернохребетную привал в маршруте на Чернохребетную

10.08.87, перешли к работе на обнажении 3, расположенному в 2,5-3,5 км на юго-запад от бухты Моржовой. К сожалению, лед на берегу недостаточно расстаял и пришлось ограничится описанием и сборами фауны только части обнажения.  К этому времени на нашем берегу появился местный охотник и нам пришлось переехать из хижины в палатки.  Неожиданным для нас было появление жутких звуков, доносившихся из моря. Оказалось, что в гости к нам приплыло стадо моржей, которое загнездилось на окончании косы Моржовой. Приблизившись к ним, с удивлением обнаружили остутствие страха у этих диковинных животных. Получили большое удовольствие от общение с дикой природой. Вечером по рации пришло сообщение о том, что наши коллеги из второго отряда на р.Чернохребетной испытывают дефицит сигарет. Оказалось, ребята решили бросить курить, приехав в поле. Эксперимент оказался неудачным, попросили выручить. Утром следующего дня наш отряд двинулся в район устья р.Чернохребетной. Встреча была приятной, при этом удалось отлично поохотиться: набрели на стаю диких уток. Добычу разделили между отрядами. Поздно вечером вернулись в лагерь.

Глава 7. Последняя неделя

верхний тоар верхний тоар
на тоарских глинах на тоарских глинах
перекус у обнажения перекус у обнажения
на обнажении тоара на обнажении тоара
23.08.87 погода окончательно установилась. Море освободилось ото льда. Охотник разрешил нам пользоваться моторной лодкой. Мы описали пограничные отложения нижней и средней юры в наиболее удаленном обнажении на юго-запад от основания бухты Моржовой. Еще раз съездили на р.Чернохребетную на вездеходе. Сделали несколько важных фаунистических находок, допили последние запасы спирта, поставили брагу и стали ждать вертолета на большую землю. Неожиданно в море на горизонте появилось неизвестное судно. На берег высадилось человек около десяти. Оказались метерологи с острова Преображения. В одночасье недостоявшаяся брага в объеме более 10 литров рассосалась в организмах островитян. Было интересно пообщаться с людьми, которые большую часть жизни посвятили проживанию и работе в экстремальных условиях. К сожалению, это были последние положительные эмоции полевого сезона. В конце августа нас снял вертолет. Затем мы перелетели в Игарку и спецрейсом вылетели в Новосибирск. В аэропорту Игарки милиция сделала обыск самолета и конфисковала у большинства возвращавшихся геологов из других отрядов дары природы: рыбу, мясо, шкурки. Нас пронесло. Начинался период мракобесия. Работать в геологии стало неинтересно.