город Сочи / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Автотуризм | Спортивный туризм

В городе Сочи здорово очень. Часть 1-я: Парк Ривьера, Дендрарий и 33 водопада

13 - 16 сентября 2021 г.
Ривьерский мост. Дендрарий и Сергей Николаевич Худеков. Греческая беседка. Фонтан «Амуры». Памятник главному Иванушке International. Якорь и пушка. Иван Айвазовский и десант в Субаши. Отец краснодарского чая. Легенда о 33 водопадах. По реке Шахе на шишиге.
Москва - Сочи - Дагомыс - Большой Кичмай

Москва - Сочи

День 1-й, Понедельник, 13 сентября 2021 года. Отлет

Понедельник – день тяжелый. Аэропорт Домодедово, задержка рейса. Крошка-картошка. Улица Роз. Квартира в английском стиле.

Идея слетать на недельку в Сочи неслучайно возникла: из-за пандемии COVID-19 передвижения по миру затруднительными стали, а вот по России – пожалуйста. На майские праздники на Байкале побывали, а в сентябре решили Сочи посетить. Тем более, что ни жена, ни свояченица никогда в Сочи не были, а я последний раз в Сочи 16 лет назад побывал и сильно подозревал, что после XXII Олимпийских зимних игр 2014 года город сильно изменился. Компанию нам с женой и свояченицей кум свояченицы с подругой составить должны были.

Главной причиной, благодаря которой мы Сочи для путешествия выбрали, дешевые авиабилеты оказались, купленные в «Уральских авиалиниях», да и на море хотелось. Стоил билет в оба конца 5191 рубль, плюс 300 рублей за бронирование места в салоне, при этом в стоимость билета багаж весом до 10 кг входил. До пандемии пользовался я услугами «Уральских авиалиний» довольно часто и даже зарегистрировался в бонусной программе авиакомпании («Крылья»): бонусы мне начисляют исправно, вот только потратить их пока не удалось ни разу. Кум свояченицы, желая путешествовать с комфортом, даже дополнительное багажное место себе купил: стоило оно, правда, дороже самого билета (около 6 тысяч рублей). В это дополнительное багажное место мы бутылку джина пристроили.

001-Электронный билет
002-Бонусы

После этого жена со свояченицей стали искать подходящую квартиру в Сочи на Booking. сom. С отелями в самостоятельной поездке смысла связываться нет: дорого и неудобно, а в арендованной квартире живешь как дома. Проблема (и не малая) в том заключалась, что на пятерых человек нам квартира с двумя санузлами нужна была. И барышни ее (в самом центре Сочи) нашли. Аренда на неделю 49 тысяч рублей стоила, т.е. 9800 рублей на человека. Забронировав квартиру, отправили ее хозяину предоплату в размере 10 тысяч рублей и стали к поездке готовиться. Сергей, наш общий знакомый, работающий в Сочи в цирке, пообещал за нами в тамошний аэропорт «Газель» прислать.

Чуть более чем за две недели до поездки свояченица Ковидом (несмотря на прививку Спутником V) переболела и еле из карантина выползла, заставив-таки признать Роспотребнадзор ее отрицательный тест чуть ли не накануне поездки. Все с облегчением вздохнули, но не тут-то было.

Утро 13 сентября 2021 года добрым назвать было трудно. Нет, погода в Москве замечательная стояла, но свояченице позвонил кум и сообщил, что у него тетя умерла, поэтому он с подругой в Сочи не полетит. И перевел свояченице на карту 20 тысяч рублей – их долю за снятую в Сочи квартиру. Деньги, понятно, свояченица вернула, но теперь плата за квартиру на троих распределялась – по 16,3 тысячи рублей на нос. С такими не слишком веселыми мыслями мы сели в такси, которое за 1500 рублей в 14-20 доставило нас в Домодедово.

003-Домодедово

С первого же взгляда на табло стало понятно, что рейс наш с 16-00 на 16-55 перенесли.

004-Табло

Но, по крайней мере, мы сдали багаж и посадочные талоны получили.

005-Посадочный талон

После чего на улицу отправились кофе (с сигаретой) пить. Капучино на улице всего 130 рублей стоил.

006-У аэропорта

Свояченица отправила СМС-ки хозяину квартиры и водителю «Газели» о задержке рейса. Хозяин квартиры (в ответной СМС-ке) сообщил, где он ключ от квартиры спрятал и что ждать нас не будет, а завтра в 12-00 зайдет.

арник (так водителя «Газели» зовут) мне еще вчера вечером позвонил, -сообщила свояченица.- И спросил, получили ли мы уже багаж. Сережа что-то перепутал и Гарник нас сегодня второй раз встречать будет.

Несмотря на прекрасную погоду, долго мы на улице не усидели и, пройдя личный контроль, в зону посадки отправились.

«Медвежья лавка» по-прежнему функционировала, продавщица по-прежнему зазывала покупателей, но желающих не находилось: банка медвежьей тушенки в лавке 1300 рублей стоила.

007-Медвежья лавка

Рейсы «Уральских авиалиний» почти все задерживались. Объясняли это поздним прилетом самолетов. Так что людей в залах вылета было много.

008-Домодедово

Обойдя все залы, решили перекусить и выбор свой на «Крошке-картошке» остановили. Цены там вполне приемлемыми оказались: порция картошки с двумя начинками 320 рублей стоила. Лично я с мясным салатом и сосисками взял, свояченица – тунец с имбирем плюс мясной салат, жена – тунец с имбирем плюс сосиски. Перекусили, в общем.

009-Крошка-картошка
010-Крошка-картошка
011-Крошка-картошка

В 17-20 нас вместе с остальными пассажирами запустили в аэробус А 321-200 NX.

012-Домодедово
013-Домодедово

Сели вместе, благо за это заплачено было, рядом в соседнем ряду пустовали два места: кума свояченицы и его подруги. Впрочем, ряд за нами тоже пустовал: похоже, не у одного кума потери в семье случились.

Взлетели мы только в 17-55.

014-Домодедово
015-Домодедово

В полете по стакану воды выдали (газированной или без газа – на выбор), впрочем, летели всего 2 часа 5 минут, так что в 20-00 самолет благополучно в Сочи приземлился.

016-Стакан воды

В полете впервые в жизни встречный самолет увидел: он чуть ниже по левому борту проскользнул.

017-В полете

Багаж минут 50 ждали.

018-В ожидании багажа

Получив багаж, вышли из нового аэропорта и к олимпийским кольцам отправились: оттуда мы водителю Гарнику позвонить должны были, что и сделали.

019-Аэропорт Сочи
020-Аэропорт Сочи
021-Аэропорт Сочи
022-Аэропорт Сочи
023-Аэропорт Сочи
024-Аэропорт Сочи

Гарник подъехал, и мы загрузились в его «Газель».

-А где старый аэропорт? –спросил я Гарника.

-Да вон он, неподалеку, -ответил тот.- Его вроде бы военным отдали.

Мы созвонились с Сережей, который посоветовал по дороге на квартиру в «Перекресток» в районе Светлана заехать: спиртное в Сочи до 22-00 продают, а наш джин в чемодане у кума остался. Да и продуктов на вечер купить следовало. С учетом пробки, в которой мы из аэропорта еле двигались, поспешить следовало и Гарник поспешил.

Города я совершенно не узнавал.

025-Район Светлана
026-Перекресток

В «Перекрестке» купили чай, хлеб, колбасу, йогурты, охотничьи колбаски и копченую курицу, а также маринованные огурцы и патиссоны, пару бутылок водки и бутылку яблочного «Джим Бима». То есть голодная смерть нам не грозила, да и засохнуть бы не удалось.

027-Перекресток

Навигатором Гарник не пользовался, но улицу Роз нашел сразу, а вот дом 6/6 на ней – только после расспросов. Взглянув на обнаруженный современный дом, Гарник сообщил нам, что квартиру мы в центре самого центра сняли.

028-Карта

Сережа просил нас заплатить Гарнику 500 рублей, но мы ему (с учетом заезда в магазин) 1000 рублей отдали. Еле запихнули, а то Гарник отказывался.

Код от домофона у нас имелся, поэтому на свой 10-й этаж мы без труда попали. За левой нижней петлей двери обнаружили (как и сообщил хозяин) ключ от квартиры.

Войдя в квартиру, сделанную в английском стиле, просто обомлели. В такой квартире, площадью 120 кв. метров, жить нам еще не приходилось.

029-Прихожая

Рядом с прихожей туалет находился.

030-Туалет

Следом шла ванная комната с душевой кабиной и ванной, но почему-то без унитаза. Так что заявленные два санузла довольно условными оказались. Но это был единственный недостаток квартиры.

031-Ванная

Длинный коридор вел в кухню. На детском стульчике в коридоре располагался роутер и лежала бумажка с паролем от WI-FI.

032-Коридор
033-Коридор

Кухня была оборудована полностью. В зеленом деревянном шкафу встроенный холодильник оказался.

034-Кухня
035-Кухня
036-Кухня

С другой стороны коридора две комнаты располагались. Одна из них явно хозяйской спальней была, в ней также закуток для гладильни имелся.

037-Хозяйская спальня
038-Хозяйская спальня
039-Хозяйская спальня

Другая комната похожа на детскую.

040-Детская

Напротив кухни гостиная находилась.

041-Гостиная
042-Гостиная

Гостиная на три зоны делилась: собственно гостиную, барную зону и закуток с тренажером.

044-Гостиная
043-Гостиная
045-Гостиная
046-Гостиная

Из гостиной и из детской выход на длинный балкон имелся.

047-Гостиная

Все это великолепие не менее получаса изучали, пока сориентировались.

Барышни позвонили хозяину квартиры Стасу и попросили принести одеяла. Тот очень удивился, сообщив, что в Сочи под одеялами не спят, но пообещал принести их завтра.

Разложив нехитрую снедь на кухне, в половину первого к позднему ужину приступили. Спать в 2 часа ночи легли.

Парк Ривьера и Дендрарий

День 2-й, Вторник, 14 сентября 2021 года. Парк Ривьера и Дендрарий

Ривьерский мост. Парк «Ривьера» и Василий Алексеевич Хлудов. Аллея писателей. Бздыхи в Сочи. Дендрарий и Сергей Николаевич Худеков. Лох серебристый. Греческая (она же Мавританская) беседка. Беседка с орлами. Мармеладная пальма. Фонтан «Амуры». Финик канарский. Кипарисы и молния. Гиппомен и Аталанта. Ароматы Сочи. Самый дорогой орех в мире. Вашингтония нитеносная. Мексиканский уголок. Скульптурная группа «Утро». Фейховое варенье. Саговник поникающий. Бамбуковая роща. Самшит и бабочка-огневка. Слоновая пальма. Судьба виллы «Надежда». Статуя «Танцовщицы» в подарок. Пальма на свадьбу. Павлины и страусы. Фонтаны «Купальщица» и «Мальчик с рыбкой». Нижний парк Дендрария. Скульптуры «Мальчик» и «Адам и Ева». Навагинский полк, Навагинский форт и Навагинская улица.

Проснулся я в 9-30, к тому времени сестренки уже полчаса утреннюю зарядку делали. Умывшись и почистив зубы, еще раз по квартире прошелся.

В туалете крохотная раковина нашлась и мини-библиотека. Вообще книг в квартире много было. Я так и не понял, почему в ванной комнате еще один унитаз не поставили. Хотя, если сопоставить книги и отсутствие второго унитаза, выходило, что изначально квартира вовсе не под сдачу предназначалась.

001-Туалет
002-Туалет

В прихожей стильный почтовый ящик висел.

003-Прихожая

За гостиной – уютный уголок с диваном (рядом с тренажером).

004-Гостиная
005-Диван

Ну и наконец балкон с диваном и цветущей геранью.

006-Балкон
007-Балкон

Окна квартиры на разные стороны выходили, в том числе и на море.

008-Вид из квартиры
009-Вид из квартиры
010-Вид из квартиры
012-Вид из квартиры
013-Вид из квартиры
014-Вид из квартиры
015-Вид из квартиры

И даже сочинский автовокзал виднелся.

011-Вид из квартиры

К тому времени сестренки зарядку закончили, и мы на кухню чай пить отправились. Закусывали чай творогом «Агуша».

016-Кухня

В 12-00 в дверь позвонил Стас, хозяин квартиры, который принес новые одеяла в запечатанных упаковках. К утру мы (правда) и сами поняли, что в Сочи в это время года одеяла не нужны. Стас оказался вполне милым человеком лет 35-ти. Мы отдали ему деньги за квартиру, и Стас сообщил, что квартиру сдавать недавно начал, поэтому так дешево за нее берет – клиентуру наработать нужно, то есть отзывов хороших получить. В квартире этой он действительно с семьей обитал, но жена с ребенком теперь в других условиях живут. В итоге Стасу надоело одному по огромной квартире слоняться, он снял себе однокомнатную и теперь эту квартиру (и еще две чужие) сдает. Узнав, что 20 сентября мы только в 16-00 съезжаем, Стас великодушно решил доплату с нас не брать.

-Все-равно следующие жильцы только 21 сентября заезжают, -сообщил он.- Если проблемы какие возникнут, звоните мне в любое время.

На прощанье Стас показал нам дорогу к морю.

Собрав в мешок мусор (мусоропровода в новом доме не имелось), отправились на улицу. Там я сфотографировал барышень на фоне нашего дома – чтобы им было чем похвастаться.

017-На фоне дома

Завернув на улицу Парковая, по Малому Ривьерскому мосту перешли реку Сочи. На месте этого моста когда-то автомобильный мост находился. На мосту очаровательная псина дрыхла, не обращавшая на окружавших никакого внимания. Сочинские собаки вообще все расслабленные – видимо, из-за климата.

024-Малый Ривьерский мост

Слева от моста Ривьерский мост виднелся, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жолтовского в 1936 году. В свое время самым красивым мостом страны считался.

020-Ривьерский мост
021-Ривьерский мост

Ривьерский мост

022-Река Сочи
023-Река Сочи

Река Сочи

025-Малый Ривьерский мост

Сойдя с Малого Ривьерского моста, попали в подземный переход, ведущий в парк «Ривьера». В экскурсионном киоске взяли бумажку со списком экскурсий, пообещав хозяйке киоска подумать.

026-Киоск
027-Экскурсии
028-Экскурсии
029-Схема парка
030-Парк Ривьера

Парк «Ривьера» создан в 1898 году. Основателем парка стал московский потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Хлудов. В 1882 году он получил наследство после смерти отца и приехал в Сочи, купив земли на правом берегу реки Сочи. В 1883 году Хлудов купил у купца первой гильдии Николая Николаевича Мамонтова имение «Раздольное»: после развода с женой Мамонтов нуждался в деньгах. Именно на бывших мамонтовских землях и появился парк «Ривьера».

018-Карта

В.А. Хлудов разбил парк в самой лучшей (равнинной) части своего имения. В 1896 году закончилось строительство дачи Хлудова по проекту Л.Н. Кекушева: от нее лучами расходились аллеи. На территории высажены были экзотические растения.

019-Карта

Хлудов хотел на своих землях эффективное сельскохозяйственное предприятие организовать. Он расчистил от леса большие участки земли, высадив на них плодовые деревья и виноградники. Молочную ферму построил. Всего в имение больше миллиона рублей вложил, но дело не пошло. Крымские яблони не прижились, гранаты кислыми вырастали, вино плохое получалось – имение одни убытки приносило. Хлудов разорился и в 1900-1901 годах продал почти все свои земли казне. В 1902 году Хлудовский парк объявлен был общедоступным, а с 1937 года он «Ривьера» называться стал.

031-Парк Ривьера
032-Парк Ривьера
033-Парк Ривьера
034-Парк Ривьера

«Ривьера» в переводе с итальянского «побережье» означает. В 1898 году специальная комиссия исследовала Сочи, Мацесту и район Красной Поляны. Комиссия пришла к выводу, что Черноморское побережье Кавказа (Кавказская Ривьера) по климату и прочим достоинствам Французской Ривьере вполне соответствует.

035-Парк Ривьера

Большинство аттракционов в парке не работало, но вид имели действующий.

036-Парк Ривьера
037-Парк Ривьера
038-Парк Ривьера
039-Парк Ривьера
040-Парк Ривьера
041-Парк Ривьера
042-Парк Ривьера

В 50-е года прошлого века в парке Аллею писателей создали: 21 бюст из армированного бетона. В 80-е годы того же века бюсты на бронзовые заменили.

043-Бюст Маяковского

055-Парк Ривьера
056-Парк Ривьера
057-Парк Ривьера

Тут нам позвонил Сережа, сообщил, что мы в месте паломничества бздыхов находимся, и посоветовал на автобусе по Курортному проспекту доехать до цирка, где он работает. У него часа два свободного времени для нас найдется.

Вышли мы из главного входа в парк «Ривьера» и на автобусную остановку пошли.

058-Улица Егорова
059-Парк Ривьера

Недалеко от главного входа в парк в апреле 1980 г. установлена 8-метровая стела с мозаичным портретом В.И. Ленина, к 110-летию со дня его рождения. Автор – художник-монументалист Т. Джалагония, архитекторы – Ю. Красовский и О. Свердлов из сочинских производственных художественных мастерских.

060-Стела с Лениным

Метро в Сочи не имеется, зато городские автобусы работают отлично: их много на самых разнообразных маршрутах. Стоимость поездки – 28 рублей, оплата при выходе (можно картой). Маски в автобусе немногие носили.

073-Карта Сочи
061-Курортный проспект
062-Курортный проспект
063-Курортный проспект
064-Курортный проспект
065-Курортный проспект

Курортный проспект

Ехали мы минут 15 и высадились у цирка.

066-Цирк

Здание цирка одним из самых красивых считается. При его закладке Юрий Никулин присутствовал. Цирк в 1971 году открылся.

068-Цирк

Рядом с ним очередная экскурсионная будка имелась. Хозяйка ее, Раиса, очень поездку в Абхазию рекламировала.

069-Раиса

-В прошлом году к нам в Сочи 6 млн. гостей приехали, -рассказывала она.- Из них 4,5 млн. в Абхазию утекло. В Сочи пачка сигарет 120 рублей стоит, а в Абхазии – 32 рубля, если блок взять.

Мы взяли у Раисы программу экскурсий, пообещав подумать. И за 100 рублей карту Сочи купили.

-Сдалась вам эта Абхазия, -заметил я.- С тех пор, как я 16 лет назад там побывал, ничего не изменилось – разруха по-прежнему. Еще и очередь на границе. Для того, чтобы в море у Пицунды поплавать, тощую форельку на озере Рица съесть и стаканом паршивого вина ее запить, целый день убить придется.

-И вообще: я эти их расписания не понимаю - в столбце «общая стоимость» у некоторых экскурсий три цены указаны, плюс столбец «дополнительные расходы». А по-человечески стоимость поездки указать они не пробовали?

070-Расписание экскурсий
071-Расписание экскурсий

Позвонили Сереже и он вышел на улицу. Встреча была радостной – давно все не виделись.

072-С Сережей

Сережа угостил нас кофе в придорожной кофейне. Там же мы обсудили список экскурсий. Сережа сходу отмел Абхазию, заметив, что мы там на границе полдня провести можем. Чем очень меня порадовал. Сообщил, что в Красную Поляну съездить можно, а также на 33 водопада.

-18 сентября в цирке состоится премьера новой программы, которую привез Анатолий Сокол. Называется она «Шоу Воды, Огня и Света», -сказал Сережа.- Не забудьте подойти к кассам цирка в 16-30, чтобы я вынес вам приглашения.

Далее он поведал, как от клоуна до заместителя директора цирка вырос, а жену Юлю буфетом в цирк заведовать определил. К 2019 году они с женой 8 млн. рублей накопили и собрались уже в Сочи двухкомнатную квартиру (56 кв. м) купить, но тут заболела Сережина мама и часть денег на ее лечение потратить пришлось. Когда же они с женой к вопросу покупки квартиры вернулись, цены на недвижимость в Сочи просто взлетели.

-Пандемия началась, поэтому москвичи и питерцы жилье в Сочи прикупить решили, -рассказывал Сережа.- Чтобы возможность от карантина отдохнуть иметь. Квартира, которую мы выбрали, каждую неделю дорожала и в итоге вместо 8 млн. рублей 28 млн. стоить стала. Так что мы с женой Юлей и дочерью Улей в общежитии живем: в двушке, евроотремонтированной. В жилом комплексе слева от цирка 1 кв. метр на первом этаже 450 тыс. рублей стоит, а в пентхаусе – 1,8 млн. рублей. 2020 год тяжелым выдался – все закрыто было, цирк не работал. Сейчас получше.

-Недвижимость в Сочи сильно переоценена. Массовая застройка в 2007 году началась: люди за копейки участки земли скупали и застраивали, бешеную прибыль получали.

067-Цирк

-А что ты там про бздыхов по телефону говорил? –спросила свояченица.

-Бздых – это турист, приехавший в Сочи бабло спускать, -пояснил Сережа.- Так местные приезжих называют. Много вариантов происхождения, один из них - от убыхского слова, которое произносилось как «гхздых» и переводилось как «иноземец», «чужак». Бздыхов сочинцы на раз-два-три отличают: в купальных костюмах по городу ходят; обгорелая или слишком белая кожа; пьют и едят на ходу; носки с сандалиями носят; вместо того, чтобы в общественном транспорте выйти через переднюю дверь и расплатиться с водителем за поездку, пытаются при входе заплатить.

-А я как раз при входе в автобус заплатить пыталась, -задумалась вслух свояченица.- А водитель меня послал подальше. Выходит, что я - бздых?

-Именно, -подтвердил Сережа.- Плати как все (при выходе) – тогда за местную сойдешь. И не ешь вареную кукурузу и сладкую вату на набережной.

-Сами-то сочинцы расслабленные, никуда не спешат. А зачем? Они за 4 месяца сдачи квартир весь год живут, а то и новую квартиру покупают.

-Сейчас в Сочи шоу Татьяны Навки «Руслан и Людмила» и Ильи Авербуха «Анна Каренина» гастролируют, -сказала свояченица.- Я бы на одно из них попасть хотела, а то в Москве на эти шоу цены кусаются.

-На Авербуха мы с Юлей ходили, -сообщил Сережа.- После первого действия ушли – очень уж музыка депрессивная. Что касается Навки: самый дешевый билет на ее шоу – 2800 рублей. Оно тебе надо? Хотя, конечно, благодаря этим шоу наш цирк для посещения открыли: все возмутились, что на ледовые шоу ходить можно, а в цирк – нельзя.

076-Анна Каренина
077-Анна Каренина

-Сходите в Дендрарий пока, только дорогу перейти, а вечером вместе с женой и дочерью по набережной погуляем.

-Неплохо бы туалет в начале посетить, -заметили барышни.

-Я вас в цирк проведу, -сказал Сережа.- Там и посетите.

075-В цирке

В туалет мы попали, но Сережа на полчаса в бухгалтерии залип.

074-В цирке

Вернувшийся из бухгалтерии Сережа отвел нас к станции канатной дороги, вагончики которой доставляют туристов к высшей точке Верхнего парка Дендрария. Но канатка в этот день не работала.

078-Канатная дорога

-С ней не угадаешь, -прокомментировал Сережа.- То она работает, то на ремонте.

И мы отправились в Дендрарий через дорогу пешком.

079-Дендрарий
080-Дендрарий
081-Дендрарий

Тут нам неожиданно повезло: оказалось, что именно во вторник вход в Дендрарий для пенсионеров бесплатен, но требовалось паспорт предъявить. Барышни мои прошли по возрасту, я же – нет (пенсионный возраст повысили). Так что за мой входной билет 320 рублей заплатить пришлось. Плюс в 15-05 экскурсия платная по Дендрарию начиналась и стоила она по 200 рублей с человека (независимо от возраста). Мы, понятно, билеты на нее купили.

082-Дендрарий

Группа большая набралась, но нам повезло с гидом, звали его Константин.

086-Константин

-Наше путешествие в зеленое ожерелье Черноморья начнем от бюста Сергея Николаевича Худекова, -сообщил Константин.- Худеков – человек-легенда, сегодня мы у него в гостях. Именно Худеков создал этот парк.

083-Бюст Худекова
084-Бюст Худекова

-Родился Сергей Николаевич в Москве в год смерти Пушкина, в 1837 году, в семье мелкопоместного дворянина. Учился на юридическом факультете Московского университета, служил в армии, в Крымской войне участие принимал. Уволившись из армии в чине майора, Худеков купил «Петербургскую газету» и сделал ее ежедневной и популярной. На следующий день после публикации в газете своего рассказа «Последняя могиканша» А.П. Чехов стал в России известным писателем.

085-Бюст Худекова

-Худеков – автор либретто пяти балетов, самый известный из них – «Баядерка». Он же написал четырехтомник «Танцы всех времен и народов», до сих пор актуальный.

-За час мы с вами полтора километра пройдем и подойдем к вилле «Надежда», так что устать вы не успеете. Просьба никакие листья и цветы не рвать – без них парк голый будет, к тому же многие из них ядовиты.

-Вы, наверное, слышали выражение «обыкновенный лох»? Он перед вами – это кустарник лох серебристый. На барбарис похож.

087-Лох серебристый

-В 1889 году в Москве дают отвод 52 десятин земли дикого непроходимого леса на южном склоне Лысой горы примерно в 2 км от проектируемого центра Сочи: в те времена ни центра, ни самого Сочи еще не было. Худеков тут же, только на бумаги взглянув, землю эту купил. Приехав в Сочи, Худеков в землю эту влюбился: он понял, что склон Лысой горы идеален для создания ландшафтного парка, как в Италии или Франции.

088-Схема парка

-Здесь он часто бывал. Вместе с немецким садоводом Карлом Лангау Худеков сделал проект парка. Там, где сейчас верхняя станция канатной дороги, Худяков построил охотничий дом и тут же на диких кабанов охотился. Дом этот он на торгах в Париже купил и привез сюда в разобранном виде. И это в 19-м веке, когда здесь малярия свирепствовала, сплошное бездорожье и жаркий климат.

-Парк с нуля создан был. Здесь у Худекова виноградники располагались, плодовые деревья росли, грядки и питомники располагались. Ближе к морю эвкалипты, лавры, олеандры, магнолии и пальмы высажены были, навсегда изменив здешний пейзаж. 150 лет назад ни одной пальмы в Сочи не было. 1892 год считается годом основания Дендрария.

-Перед нами – сосна поникшая, названная так из-за формы хвои. А всего в парке 85 видов хвойных растений имеется.

089-Сосна поникшая
090-Сосна поникшая

-Худеков наполнил парк деревьями и легендами – вот почему здесь появилась Греческая или Мавританская беседка (1903 год). Во времена СССР все изменилось: беседку розовой называть стали, потому что ее розы увивали.

091-Дендрарий
092-Греческая беседка

-Наверху колонны – вышедшая из пены морской Афродита, богиня любви и плодородия.

094-Греческая беседка

-На крыше у левого вазона виден сын Афродиты, Амур (он же Купидон или Эрос). Он на дельфине сидит и на трубе играет.

095-Греческая беседка

-Рядом с беседкой два лежащих льва. Что не так со львами? При Худекове только один лев (символ дворянства) был, второй позже появился. Второй лев – копия первого, только в другую сторону смотрит, т.е. они – не пара.

096-Греческая беседка

-Многих дорожек в парке когда-то не было: эта, по которой я вас к беседке с орлами веду, в 70-х годах прошлого века появилась. Отсюда отличный вид на Греческую беседку открывается, особенно на ее левую часть, с куполом. Мавританской беседку (вполне возможно) за сходство с куполом мечети называли. Под куполом – великолепная акустика: будучи романтиком, Сергей Николаевич здесь стихи своей жене Надежде Алексеевне (1846 – 1918) читал.

097-Греческая беседка
098-Греческая беседка
099-Портрет Худековой

Портрет Надежды Алексеевны Худековой, Константин Маковский, 1885

-Парк Худеков (в честь жены) «Надежда» назвал.

-Беседка с орлами. Пара орлов смотрит друг на друга, но они не подлинные. Подлинные мраморные орлы после революции утрачены были. Никто не знает, что с ними случилось – то ли разбили, то ли растащили. В 2009 году по старым фотографиям копии орлов (из мраморной крошки) сделали. В антивандальных целях клювы орлам прикрыли – у подлинных они открытыми были.

100-Беседка с орлами

-Все семейство Худековых ранним утром в беседку с орлами приходило – посмотреть, как первые лучи солнца пьедестал Афродиты освещают. Вечером из Греческой беседки закатом солнца любовались – оно ровно между двумя орлами садилось. Деревья тогда ниже были и панорама прекрасная открывалась.

101-Беседка с орлами

-Лужайка между беседками часто местом съемки становилась: на ней Олег Даль в крикет играет в фильме «Приключения принца Флоризеля» (1979), в мини-сериале «Жена Сталина» (2006) лужайка тоже использовалась. Сейчас в парке фильм «Чебурашка» снимают.

148-Беседка
102-Лужайка между беседками
103-Приключения принца Флоризеля
104-Приключения принца Флоризеля

-Моя любимая пальма, родом из Бразилии: бутия головчатая или мармеладная пальма. Из ее плодов, поздней осенью вызревающих, варенье можно варить и мармелад делать. Плод (небольшой рыжий абрикос с вишневой косточкой) по вкусу манго, облепиху и ананас одновременно напоминает.

105-Мармеладная пальма

Мармеладная пальма

-Все пальмы по типу листьев на веерные и перистолистые делятся. Мармеладная пальма – перистолистая.

107-Китайская веерная пальма

Китайская веерная пальма

-Кипарисник золотистый или горохоносный. На солнце золотится – все его за мимозу издалека принимают. Горохоносным его из-за шишки размером с горох назвали.

106-Кипарисник золотистый

Кипарисник золотистый

-Между кипарисами видна вилла «Надежда», построенная в 1899 году и также Худековым в честь жены названная.

109-Фонтан Амуры
110-Фонтан Амуры

108-Вилла Надежда

-Фонтан «Амуры».

111-Фонтан Амуры
112-Фонтан Амуры
113-Фонтан Амуры

-Амуры держат чашу, полную воды.

114-Фонтан Амуры

-Струи из нее падают в бассейн, где даже в советские времена росли гигантские лотосы, на листья которых (как на плоты) сажали детей и фотографировали.

122-Фонтан Амуры

-Водонапорная система фонтана немецкой фирмой в конце 19-го века сделана и до сих пор работает.

116-Фонтан Амуры

-Четыре рыбы-кит на четыре стороны света смотрят.

115-Фонтан Амуры

-Вокруг фонтана – Пальмонарий, малая коллекция пальм.

-Это финик канарский, изображенный на гербе города Сочи как олицетворение богатства юга.

118-Финик канарский

Финик канарский

117-Герб Сочи

-Цветет весной: ярко-рыжая 2-х метровая метелка – мужское соцветие. На женских растениях вырастают плоды, больше на оливки похожие.

119-Финик канарский

-Я как-то спросил детей в группе: «Можно ли есть плоды любых пальм?». И один мальчик мне ответил: «Плоды любых пальм есть можно, но только помыв». Пришлось ему объяснить, что плоды любых пальм есть действительно можно, но некоторые – только один раз. А те, которые один раз, можно и не мыть.

-Перед виллой «Надежда» два кипариса растут. Их из Сицилии в 1916 году уже крупномерами (то есть взрослыми) привезли. Кипарисы идеальной формы, их никто никогда в жизни не постригал. Однажды молния в левый кипарис ударила и верхушку его отсекла, поэтому высота правого кипариса – 32 метра, а левого – только 30. Если левой рукой до левого кипариса дотронуться, то (по поверью) желание исполнится.

120-Кипарисы

-Вдоль лестницы, ведущей к вилле «Надежда», выше фонтана «Амуры», установлены фигуры Гиппомена и Аталанты, героев древнегреческих мифов. Миф этот и Овидием в «Метаморфозах» описан.

121-Гиппомен и Аталанта
147-Фонтан

-Суть мифа в том, что Аталанта для папы, ожидавшего сына, нежеланной дочерью оказалась и папа ее в лесу на погибель оставил. Но девочку медведица вырастила и Аталанта прекрасной бегуньей стала, желая во всем на богиню охоты Диану походить.

123-Аталанта
124-Аталанта
125-Аталанта

-Аталанте смерть в случае замужества предсказали, а девушка красавицей выросла и (чтобы отбиться от домогательств многочисленных поклонников) всем претендентам на ее руку и сердце она смертельное состязание в беге предлагала: в случае проигрыша поклонника (а они всегда проигрывали) Аталанта его кинжалом закалывала.

-Если присмотреться, то в левой руке Аталанты  рукоять кинжала зажата.

126-Аталанта

-Гиппомен осуждал безумство воздыхателей, но его самого поразила стрела Амура. Желая победить в состязании, Гиппомен попросил о помощи Афродиту, и та дала ему три золотых яблока: Аталанта либо споткнется о них, либо поднимет.

127-Гиппомен

-Так все и вышло: любопытная Аталанта подняла все три яблока и состязание проиграла, выйдя за Гиппомена в итоге замуж. Но Гиппомен, увлекшись новобрачной, забыл поблагодарить Афродиту, а та, обозлившись и заставши влюбленных в храме Кибелы в интересной позе, превратила их во львов.

128-Гиппомен

-Именно поэтому львы у Греческой беседки – не пара и в разные стороны смотрят, а Афродита с вершины той же беседки в сторону Аталанты и Гиппомена глядит.

129-Лев

-Фонтаны, скульптуры и вазы, украшающие центральную часть усадьбы, отлиты в Санкт-Петербурге на знаменитой фабрике чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли по моделям скульпторов Пьетро Капелларо и Антуана Дюрэна.

-Худяковская коллекция европейских кустарниковых пальм. Пальмы эти высокими не вырастают, стволы их серо-бурым волокном покрыты – из него самую лучшую в мире парусину делают.

130-Европейская пальма

Тут парк заволокло дымом, киношники, снимавшие «Чебурашку», попросили нас убраться с аллеи, и свояченица сделала несколько удачных снимков. Как говорится: война в Крыму, все в дыму и ничего не видно.

131-Дендрарий
132-Дендрарий
133-Дендрарий

Пока суетились киношники, Константин подвел нас к одинокому киоску «Ароматы Сочи».

134-Ароматы Сочи

Хозяйка киоска устроила презентацию ароматов, капая все новые и новые масла на руки желающих.

135-Ароматы Сочи

Ароматы нам понравились. Оказалось, что это концентрированные духи и мы купили три упаковки с разными ароматами по 700 рублей: их нам в фирменный пакетик сложили.

137-Ароматы Сочи
138-Ароматы Сочи
139-Ароматы Сочи
136-Ароматы Сочи

Возле киоска огромное дерево росло.

140-Пекан

-Обратите на ствол, - предложил гид.- Видите, что кора у него разного цвета? У пня – более темная. В свое время на дичок Карию Иллинойскую привили и дерево выросло. Кария пекан, или Пекан обыкновенный плодоносит орехами пекан: очень жирный орех, без скорлупы похож на грецкий, но без горчинки.

142-Пекан

-Дерево это до тонны орехов дает. Белки местные самый дорогой орех в мире бесплатно дегустируют.

141-Пекан

-Взгляните на эту пальму, а теперь по ее стволу постучите. Слышите: звук, как будто ствол пустой. Дело в том, что весь ствол пальмы Вашингтонии нитеносной капиллярами пронизан. В честь первого американского президента пальму назвали.

143-Вашингтония нитеносная
144-Вашингтония нитеносная

Вашингтония нитеносная

145-Кипарисы

Тут опять киношники появились и всю группу с лестницы согнали. Группа не растерялась и к левому кипарису рванула – желания загадывать. Мы втроем с иронией сцену эту наблюдали.

146-У левого кипариса

Когда киношники угомонились, Константин нас к вилле «Надежда» повел.

149-Вилла Надежда

-Однажды возле казино в Монако Худеков мексиканский уголок увидел, -рассказывал гид.- Ему очень понравилось и он выписал из Мексики кактусы, юкки и агавы и завел возле виллы свой мексиканский уголок.

150-Мексиканский уголок

-Одна из гипотез гласит, что название Мексики от богини агавы Мектли происходит.

-В уголке растет голубая агава с сизыми листьями. Из агавы производят мескаль, пульке и знаменитую текилу. Сейчас в агаве молоденький богомол поселился.

151-Мексиканский уголок

-Юкка изумительно цветет. Она выбрасывает, как султан, огромное, до метра в высоту, соцветие с крупными белыми цветками. Они похожи на колокольчики. Цветки оберегают листья с очень острыми, как металлические пики, концами. Юкка цветет два раза в год – в начале лета и осенью. Худеков и его гости очень любили мексиканский уголок. Сохранилось много дореволюционных фотографий – дамы и их дети в кактусах и среди агав.

-Итак, центральная лестница приводит нас к верхней террасе. Скульптуры, здесь установленные, объединены в общую композицию «Утро».

152-Утро

-Петушок, кричащий по утрам, рыбак, забрасывающий сеть и пастушок, играющий на свирели. Сам Худеков говорил, что вставать рано нужно и под крики петуха. Сам он так и делал и много работал.

153-Утро
154-Утро
155-Утро
156-Кипарисы

-Некоторые гости возмущаются: почему сухие листья на пальмах не убирают? Дело в том, что сухие листья для пальм – как шуба, иначе они зимой замерзнут.

157-Пальмы

-Вот это дерево фейхоа называется. Плод сливу напоминает. Растереть один к одному с сахаром и лимоном – варенье получится.

158-Фейхоа

Фейхоа

159-Фейхоа

-Как варенье из фейхоа называется?

-Фейхуевое? – предположила жена сходу.

160-Фейхоа

-Фейховое, -поправил ее гид.- Хотя ваш вариант мне тоже нравится.

-Вот эта пальма еще во времена динозавров появилась, Саговник поникающий называется.

161-Саговник поникающий

Саговник поникающий

-Его так назвали, потому что ни один ствол у него прямо не растет. Уже не папоротник, но еще не хвойник. Ствол саговника чешуйками покрыт – как шишка. Листья саговника ядовиты как для людей, так и для животных. Плод саговника на небольшой каштан, в красную оболочку завернутый, похож. Внутри – бело-желтый орех. Кушать много раз можно. Я его в Турции пробовал, здесь плоды мелкими вырастают.

162-Саговник поникающий

-Перед нами бамбуковая роща.

163-Бамбуковая роща

-Этот вид бамбука (а всего их 140) листоколосник бамбуковидный называется.

164-Бамбуковая роща
166-Бамбуковая роща

-Бамбук – самая высокая трава в мире: до 40 метров и выше вырастает. Растет очень быстро: от 10 см до 2 метров в сутки. Ночью слышно, как бамбуковая роща потрескивает – так растет бамбук. Как определить возраст бамбука? Очень просто: вот на этом стволе «Лена + Света 2002» вырезано, на этом – «Маша 2017», а вот вообще свежий – «Саша 2021». Вандализм, конечно – надписи эти на бамбуке на всю жизнь останутся.

168-Бамбуковая роща
165-Бамбуковая роща

-Живет бамбук 100-150 лет. Зацвести на 100-й год может, цветок – как кукурузная метелка. После цветения бамбук погибает – жизненный цикл его заканчивается. Чтобы семена выросли, бамбук все силы отдает.

167-Бамбуковая роща

-Бамбуковая роща – единый живой организм, связанный между собой корнями. У бамбука потрясающая генетическая память: если срезать росток, отвезти его на другой конец света и посадить, то он зацветет и погибнет в то же время, что и роща, из которой его взяли. Этой бамбуковой роще всего 50 лет, так что все у нее впереди.

-У бамбука нет коры, из него что только не делают: музыкальные инструменты, трубы водопроводные, леса для строительства, мебель, посуду, носки, одеяла и носки, бумагу.

-Кто ест бамбук?

-Панда, -моментально ответили дети в группе.

-Полная противоположность бамбуку – самшит, -продолжил Константин.- Я, признаться, его не любил, слишком скучным считал. Потому что он и зимой, и летом одинаковый. Растет самшит буквально по миллиметру в год, в огне не горит, его с железным деревом и мрамором сравнивают. Самшит годовых колец не имеет, чтобы узнать его возраст, нужно линейку взять и к результату измерений справа ноль добавить. Во время войны из самшита шестеренки для подводных лодок делали, для их производства токарные станки с алмазными резцами использовались.

169-Самшит
170-Самшит

-Пережив миллионы лет, самшит гибнет из-за человеческой беспечности. В ходе подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года только при строительстве дороги на Красную Поляну было вырублено более 23 га самшита колхидского, потому что пересадить его нельзя было – самшит на скалах растет. В 2012 году ущерб решили компенсировать и высадили на территории олимпийской деревни саженцы самшита вечнозеленого (другого вида самшита), привезенные из Италии. Вместе с саженцами, как оказалось, завезли гусениц самшитовой огневки.

171-Самшит

-Бабочка быстро размножилась и ее гусеницы съели листья самшита, а листья – это легкие дерева. Гусеницы самшитовой огневки токсичны и птицы их не клюют. Самшит растет либо на особо охраняемых территориях, либо у воды, поэтому применять химию для его опрыскивания во время Олимпиады запретили. А мы в Дендрарии тихонько лестницы подставили и опрыскивали самшит дихлофосом. Уничтожив самшит в районе Сочи, самшитовая огневка и до Абхазии добралась. Самшитовые кустики на клумбах снова высадили, но чтобы самшитовый лес восстановился, от 800 до 1000 лет потребуется.

172-Огневка самшитовая
Огневка самшитовая

-Вырубленный самшит сочинские мастера выкупили и 10 лет ждали, пока он высохнет. Сейчас из него разные поделки делают, а кухонные принадлежности из самшита даже на свадьбы дарят.

-Перед нами Юбея чилийская, или Слоновая пальма. Слоновой ее прозвали, потому что нижняя часть ствола на слоновью ногу похожа. В этой пальме 400 литров сладкого сока, похожего на жидкий мед, содержится, поэтому пальму еще и медовой зовут. На родине племена индейцев эту пальму повывели – сок сливали немилосердно. У нас индейцев не водится, поэтому пальме ничего не угрожает.

173-Слоновая пальма
174-Слоновая пальма

-В 1917 году революция случилась и все прахом пошло (а ведь Худекову уже 80 лет стукнуло). Худеков в Петроград перебрался, в 1918 году умерла его жена Надежда Алексеевна, а сам Худеков переживал, что его сочинский парк на дрова порубили. Сергей Николаевич умер в 1928 году (в возрасте 90 лет) уже в Ленинграде.

175-Портрет Худекова

Портрет Сергея Николаевича Худекова, Константин Маковский, 1890

-Парк сохранили и даже приумножили, а вот судьба виллы «Надежда» по-другому сложилась: уцелела она случайно. На первом этаже виллы столовая находилась – небольшая комната на шесть окон. Кухня находилась в деревянной пристройке, рядом с домом. Надежда Алексеевна не переносила запаха готовящейся пищи, поэтому еду готовили отдельно и через окно подавали уже готовые блюда. На второй этаж винтовая лестница вела. Двухэтажный особняк увенчан бельведером – смотровой башенкой для обозрения «прекрасных видов».

176-Вилла Надежда

-После революции виллу как подсобное помещение использовали. В 1978 году на кухне в пристройке электропроводку замкнуло и пожар начался. Весь интерьер сгорел, включая библиотеку Худекова – 3,5 тысячи книг по ботанике и искусству. Виллу заколотили, решетки на окна поставили и забыли про виллу – сама, мол, сгниет.

177-Вилла Надежда

-В 2010 году Координационная комиссия МОК по Играм в Сочи 2014 года Дендрарий посетила, а ее председатель, горнолыжник Жан-Клод Килли, взойти на бельведер пожелал. Работники парка переглянулись и сбили замок на двери. Внутри – кошмар, ветер по пустым комнатам гуляет. Француз спросил: «Кто хозяин виллы?». Ему ответили: «Худеков построил».

178-Вилла Надежда

-Это тот, кто балет в Париж привозил? –уточнил Килли.- И с легендарным Мариусом Петипа работал?

-Балетом Худеков занимался точно, -подтвердили работники.

-Во время переговоров с Президентом России Жан-Клод Килли выразил желание пожить на вилле «Надежда». Не пожил, но к 2014 году виллу отреставрировали и открыли ее для публики как Дом-музей Сергея Николаевича Худекова и Дом истории балета. В музее 6 залов, в том числе камерный зал, столовая, библиотека и многое другое. Во время экскурсии по вилле музыка звучит.

196-Дом-музей Худекова
179-Танцовщица

-Уникальная «Танцовщица». Худеков за эту статую ни рубля не заплатил. Это был подарок Франца Карловича Сан-Галли, хозяина чугунолитейного завода в Питере. Сейчас бы это откатом, кешбэком или бонусом назвали, но на самом деле это была просто благодарность Франца Карловича за большой заказ. На этом наша экскурсия заканчивается. Обязательно Нижний парк посетите.

181-Танцовщица
180-Танцовщица
182-Танцовщица

На прощание Константин подвел нас к палатке, торговавшей сувенирами, и продемонстрировал ступку и пестик из самшита.

183-Ступка из самшита

А мы поднялись по лестнице вверх к фонтану «Сказка», установленному в 1969 году. Автор – ленинградский скульптор Василий Федорович Богатырев - воссоздал образы пушкинской «Сказки о царе Салтане». Венчает фонтан 4-метровая фигура Царевны-Лебеди. Здесь же изображены Гвидон, корабль, плывущий под всеми парусами, белка, грызущая золотые орехи, Черномор с богатырями.

184-Фонтан Сказка
185-Фонтан Сказка

Путеводители утверждают, что «это единственное в нашей стране белокаменное литье. Сначала фигуры изготовили из гипса. Потом с них сделали восковые копии и облили их специальным теплоизоляционным материалом. Растворили до жидкого состояния камень известняк доломит мергель. При температуре 1100 градусов его влили в форму. Воск выплавился, и расплавленный камень занял форму скульптуры. Затем при температуре 750 градусов в специальных печах был сделан обжиг. Если бы его не было, то фигуры были бы прозрачные, как стекло. Фонтан уникален тем, что этот камень, из которого сделана скульптурная композиция, идеально подходит для местного климата, он не боится ни тепла, ни влаги».

186-Фонтан Сказка

Тем не менее (на мой взгляд) фонтан от ржавого налета неплохо было бы почистить.

187-Фонтан Сказка

Слегка вспотев за время экскурсии, купили мороженое по 50 рублей, продававшееся в ларьке тут же, у фонтана.

188-Мороженое

После чего налево пошли – следовало павлинов и страусов навестить.

189-Дендрарий

Тут выяснилось, что у сочинцев похвальный обычай существует – пальму в день свадьбы сажать, о чем таблички свидетельствовали.

190-Пальма
191-Пальма
192-Дендрарий
193-Дендрарий

На павлинов мы полюбовались.

194-Павлин
195-Павлин

Да и страусов увидели.

197-Страус
198-Страус

Потом дошли до грота с водопадом и пруда.

199-Грот

Пруд заросшим оказался, зато в нем выдра резвилась.

200-Выдра

Фонтан «Купальщица» мы как-то упустили, зато на фонтан «Мальчик с рыбкой» наткнулись.

202-Фонтаны Рыба и Лев
203-Бассейн Купальщицы
201-Фонтан Купальщица

Сфотографировались у Греческой беседки и через подземный переход в Нижний парк Дендрария отправились.

204-Мальчик с рыбкой
213-Скульптура Мальчик

Скульптура «Мальчик»

215-Черные лебеди

В Нижнем парке – каскад прудов. В самом большом из них на искусственном островке статуя Нептуна установлена, на берегу – стильная беседка.

214-Нижний парк
216-Нижний парк

Уже покидая парк, увидели скульптуру знакомого стиля. И угадали: композицию «Адам и Ева» Зураб Церетели еще в 70-х годах прошлого века «создал». В Дендрарии мы за два часа управились.

217-Адам и Ева

У цирка забрали Сережу и пошли на автобусную остановку. Сережа совсем забыл, что у дочери сегодня вечерняя тренировка и предложил показать магазин «Красное и Белое» недалеко от нашего дома.

218-У цирка, подъемник

Большинство автобусов в Сочи небольшие и низкие (корейского производства, кажется), поэтому высокий Сережа дождался (вместе с нами) нормального автобуса.

219-Автобус

Оказалось, что перпендикулярно Курортному проспекту вверх поднимается Навагинская улица. Улица пешеходная, как и московский Арбат. Только на Арбате деревьев нет, а на Навагинской пальмы финиковые растут.

220-Карта
221-Навагинская улица

К рыбе навага название улицы отношения никакого не имеет.

222-Навагинская улица

После неоднократной борьбы с Турцией Россия по Адрианопольскому трактату 1829 года получила от Турции все Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до порта св. Николая, находившегося южнее г. Поти. Но население побережья власти России не признавало, продолжая торговлю (в том числе и работорговлю) с Турцией. Чтобы помешать этому, российская эскадра постоянно крейсировала возле побережья, перехватывая суда контрабандистов. Кроме того, стали строить Черноморскую береговую линию, состоявшую из цепи укреплений и фортов, чтобы отрезать горцев от возможности выхода к побережью.

223-Навагинская улица

В 1837 году император Николай I посетил Кавказ и обратил внимание на прорехи в береговой линии: в то время, как северные (Новороссийск и Геленджик) и южные (Сухум и Гагры) укрепленные пункты находились во власти русских, район нынешнего Сочи оставался в руках черкесов.

224-Навагинская улица

В апреле 1838 года в устье реки Сочи (в районе нынешнего морского порта) высажен был морской десант, и после боя с горцами здесь заложили форт, названный «Александрия» в честь императрицы Александры Федоровны. Поскольку это укрепление оказалось не единственным, названным в честь императрицы, то форт переименовали в «Навагинский» в честь Навагинского пехотного полка, с 1819 года воевавшего на Кавказе.

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) гарнизону Навагинского форта так же, как и остальным гарнизонам береговых крепостей, предписано было немедленно оставить крепость. Вернулись сюда русские в 1864 году, но уже по суше.

Сейчас от форта одна стена осталась и название улицы.

В «Красном и Белом» купили девять бутылок разного (на пробу) вина и благополучно их в квартиру доставили. В ожидании звонка от Юли пару бутылок продегустировали, закусывая вино яблоками, купленными вчера в «Перекрестке».

225-На кухне

Наконец Юля позвонила, и мы на Курортном проспекте на автобусной остановке встретиться договорились. Сестренки Уле (дочери Сережи) детские книжки в Москве в подарок купили: этими книжками Сережу и нагрузили.

226-Курортный проспект

Обращали на себя внимание многочисленные афиши с московскими актерами: «чес» в Сочи во время бархатного сезона особенно приятен (по-видимому).

227-Афиша
228-Афиша
229-Афиша

Встретившись с Юлей и Улей, отправились гулять по набережной.

230-Встреча

Очень красиво Морской вокзал подсвечен.

231-Морской вокзал

237-Набережная
238-Набережная
239-Набережная

Гуляли мы по набережной долго, до 23-00.

В процессе прогулки выяснилось следующее.

Уля при Юле все время, потому что устроиться в детский сад в Сочи – нереально, а платный детский сад от 35 тысяч в месяц стоит.

Маски в Сочи никто (кроме бздыхов) не носит.

Раньше 80% платежеспособных туристов в Лазаревском отдыхали и только 20% - в самом Сочи, а теперь – наоборот.

Отопление в Сочи только 15 ноября включают.

Зима в Сочи с середины января начинается и в феврале заканчивается. Средняя температура зимы +10 и морось.

На набережной мы инжир купили – два пивных пластиковых стакана по 100 рублей.

В конце прогулки у вчерашнего «Перекрестка» в районе Светлана оказались, перед которым по-прежнему та же собака дрыхла. Здесь мы с ребятами распрощались. Сережа пообещал, что переговорит по поводу экскурсий со знакомым гидом – если тот не занят, конечно.

240-Перекресток

В «Перекрестке» купили на утро хлеб и яйца, после чего такси до дома вызвали – сил тащиться домой от автобусной остановки уже не было.

Дома перекусили остатками вчерашней еды, выпили водки, покурили на балконе и опять в два часа ночи спать завалились, решив не вставать рано.

Пляж Ривьера и прогулка по Сочи

День 3-й, Среда, 15 сентября 2021 года. Пляж Ривьера и прогулка по Сочи

Пляж Ривьера. Заказ экскурсий. Обед в «Променаде». Памятник главному Иванушке International. Памятник героям «Бриллиантовой руки». Курортный сбор. Набережная. Мидийное место. Бюст Пушкина, Пушкинская библиотека и памятник Пушкину. Якорь и пушка. Бюст Мориса Тореза. Памятник Высоцкому. Памятник Николаю Островскому. Монумент Михаила Архангела.

Встали мы в 10-00. Барышни отказались жарить яичницу, поэтому пришлось есть творог «Агушу» опять. Собрав купальные принадлежности, на море отправились. Свернув на улицу Воровского, к Ривьерскому мосту отправились, ориентируясь на пляжников с надувными матрасами и детьми. Оказалось, что Гарник не зря утверждал, будто квартира наша в самом центре центра находится: за углом Главпочтамт располагался.

001-Карта
002-Главпочтамт

Дом наш и с Ривьерского моста виден был.

003-Ривьерский мост

Река Сочи

004-Река Сочи
006-Река Сочи

На правом берегу реки Сочи экскаватор старый дом рушил.

005-Река Сочи

Спустившись по лестнице, попали на бесплатный пляж Ривьера, который нам вчера как лучший пляж Сочи Сережа отрекомендовал.

007-Пляж Ривьера
008-Пляж Ривьера
009-Пляж Ривьера

Пляж действительно оказался приличным, хотя народу на нем много находилось. Впрочем, ничего удивительного: температура воздуха - +29, температура воды - +25.

010-Пляж Ривьера

Пляж был галечным, поэтому дощатые дорожки вели к бесплатным раздевалкам.

011-Пляж Ривьера

Такие же дорожки к лежакам с зонтиками и даже целым полотняным бунгало проложены были.

012-Пляж Ривьера

Бунгало, видимо, особенно упертые бздыхи (из серии: «весь день на пляже») арендуют. В тени бунгало, как обычно, расслабленные сочинские собаки дрыхли.

013-Пляж Ривьера

Порядок на пляже идеальный поддерживался: никто не выпивал и не закусывал, даже покурить люди за пределы пляжа выходили. За этими пределами несколько харчевен находилось.

015-Харчевня

Барышень, почти полтора года в Израиле проживших, на один заход в море хватило. Потому что они к воде потеплее привыкли. Я же целых два раза искупался.

014-На пляже
016-На пляже

Пока я купался, барышни разложили списки экскурсий, собранные вчера, и принялись их изучать. Тут к ним подошел молодой человек, представившийся Никитой, и свои варианты предложил. Никита очень разумным оказался, да и цены на экскурсии внятно объяснил. Кроме того, он лично на каждой экскурсии побывал.

017-Список экскурсий
018-Список экскурсий

К обсуждению и я присоединился, когда из моря вылез. Путешествие на квадроциклах и конные прогулки, как и поездку в Абхазию, мы сходу отвергли.

-На лошадках мы в Аргентине, на ранчо ездили, -пояснил я.- От квадрациклов и в Подмосковье всех уже тошнит, а взглянуть на разруху в Абхазии за свои деньги времени и желания у нас маловато.

Тут Никита посмотрел на нас с уважением и перестал всякую ерунду предлагать.

В общем, на завтра мы «33 водопада + шоу «Свадьба горца» заказали.

-Вы только на шоу лучше мясо на мангале закажите, -посоветовал Никита.- Блюда адыгейской кухни – на любителя.

На послезавтра поездку в Красную Поляну (три курорта) плюс Вечерний Олимпийский парк выбрали.

-Не берите канатку до самого верха, -посоветовал Никита.- Доберетесь до 960 метров и достаточно – вид оттуда не хуже: переплачивать незачем.

Еще нам морская рыбалка понравилась, но касательно нее пообещали Никите отдельно позвонить.

019-У пляжа Ривьера

В 14-00 с пляжа мы ушли, решив занести домой вещи.

020-У пляжа Ривьера
021-У пляжа Ривьера

Рядом с нашим домом симпатичный ресторан «Променад» находился, и мы пообедать в нем решили.

022-Променад

Мы с женой по ухе из дальневосточной рыбы заказали, а свояченица – борщ. Плюс фокачча с пармезаном и три кофе в джезве на песке.

023-Променад
024-Променад
025-Променад

Еда нам понравилась, а кофе по-восточному (как и положено) со стаканчиком холодной воды подали, да и крохотный бисквит добавили.

026-Променад
027-Променад

Отдав 2500, пошли домой, где душ приняли, переоделись и бутылочку вина хлопнули.

028-Бутылка

После чего гулять по набережной отправились.

На Курортном проспекте рядом с нами ТЦ «Мелодия» находился. По информации Сереже этот торговый центр Андрею Григорьеву-Аполлонову принадлежит, бессменному солисту группы «Иванушки International», родившемуся в Сочи. Магазин «Рыжий», во всяком случае, в этом торговом центре имелся.

030-Счастливчик

А перед торговым центром в 2019 году установили статую «Счастливчик»: самый знаменитый Иванушка стоит на туче и держит в руках тучу, из которой пар идет. Попросили прохожего, и он нас сфотографировал у памятника.

029-Счастливчик

Торопиться некуда было, мы просто гуляли.

031-Автобусная остановка
032-Бар Лондон
033-Бар Лондон
034-Сочи

На площади перед морским вокзалом скульптурная композиция установлена, посвященная героям культового фильма «Бриллиантовая рука», часть сцен которого здесь и снималась.

035-Герои Бриллиантовой руки

Одна скульптурная группа изображает сцену проводов скромного старшего экономиста «Гипрорыбы» Семена Семеновича Горбункова его семейством в заграничный круиз на теплоходе.

036-Герои Бриллиантовой руки

Рядом два горе-контрабандиста (Геша Козодоев и Лелик) стоят.

037-Герои Бриллиантовой руки

Торжественное открытие скульптурной композиции 23 августа 2010 года состоялось. Авторы – сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александр Бутаев, отлиты скульптуры в Ростове-на-Дону.

038-Герои Бриллиантовой руки

Несмотря на утверждение (видимо, самих горе-скульпторов), что лица скульптур слеплены с фотопортретов и стоп-кадров из кинофильма, совершенно очевидно, что ни одна из скульптур ни на одного из киногероев фильма (Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Андрея Миронова и Нины Гребешковой) совершенно не похожа. Детей в расчет не берем – их все равно никто не помнит. По-хорошему, скульптуры заново отлить следовало бы – позор этот исправить.

Тем не менее, туристы (да и мы, чего греха таить) с удовольствием на фоне скульптур фотографируются. Впрочем, когда вырастет поколение, которое «Бриллиантовую руку» не посмотрит ни разу – и так сойдет.

039- Набережная

Сережа вчера рассказывал, что одним из источников благосостояния Сочи является не так давно введенный курортный сбор (10 рублей с отдыхающего в сутки): если доход от него в 2019 году 3,5 млрд рублей составил, то в 2020 году – уже 12 млрд. При этом в Ессентуки, Кисловодске, Пятигорске и Железноводске курортный сбор в пять раз выше (50 рублей, совсем офигели) и столько же - в Алтайском крае.

-Курочка по зернышку клюет, -добавил Сережа.- 10 рублей ни один человек не заметит, а вот 50 – это уже какие-никакие, но деньги.

А дальше мы на набережную вышли.

040- Набережная

На набережной тоже пляжи имелись, и мы решили расценками поинтересоваться. Не то чтобы очень дорого – для бздыхов нормально.

041- Набережная
042- Набережная
043- Набережная
044-На набережной
045-На набережной
046-На набережной
047-На набережной

На заметку заведение взяли, где рыбки-доктора отдыхающих лечили.

048-Рыбки-доктора
049-Рыбки-доктора

Очень надпись в тире понравилась: «Последним смеется тот, кто стреляет первым».

050-Тир
051-На набережной
052-На набережной
061-На набережной
062-На набережной

Будка «Караоке» удивила: залезай в него и пой, пока деньги не кончатся или не охрипнешь.

063-Караоке

064-Караоке
053-На набережной
055-На набережной

На пляже мы спросили Никиту о том, какие харчевни он в Сочи посоветует. Никита три их назвал и первым из них - «Мидийное место» на набережной, за статуей Нептуна. Куда мы и отправились.

056-Мидийное место

Порция мидий (780 грамм) 470 рублей стоила. Мы две порции взяли: в сливочно-сырном соусе и в соусе том-ям. Мидии в кастрюльках подавали, к ним картошка фри и гренки с песто и чесноком прилагались. Три стаканчика холодного Совиньон Блан (200 мл) почти в 600 рублей обошлись.

057-Мидийное место

Столики только два стула имели, чтобы не мешать гуляющим по набережной, поэтому третий стул подставить нам не разрешили, вместо этого мне подушку принесли, и я на ней на парапете устроился.

058-Мидийное место

Разместившись, к трапезе приступили: необыкновенно вкусно. Мысленно Никите зачет поставили.

059-Мидийное место

Второе место, по словам Никиты, неподалеку находилось. Следовало подняться по лестнице у кафе «Парус», тоже возле памятника Нептуну расположенного. Там, где столики возле одинокой пальмы и много людей, харчевня эта и находится.

054-На набережной

Кафе с условным названием «У пальмы» нашли легко и отправились третье (указанное Никитой) искать – «Белые ночи» на улице Орджоникидзе.

065-Кафе У пальмы
060-Карта

Поднявшись чуть выше, увидели женщину, фруктами торговавшую. Была у нас мысль на рынок за фруктами сходить, хотя Сережа идею эту вчера высмеял, заявив, что фрукты на рынке только туристы покупают: там персики по 400 рублей за килограмм продают. У женщины мы персиков и инжир по 250 рублей за кило купили.

066-Торговка фруктами
067-Фрукты

Тут же дед ракушками торговал.

068-Ракушки

Про поиски третьего кафе мы тут же забыли и решили потихоньку домой поверху возвращаться, по Приморской улице – в тени деревьев прохладнее было.

069-Приморская улица

Вначале белокаменный бюст Пушкина обнаружили. Его в 1939 году в честь 140-летия поэта совсем в другом месте установили, но в 1949 году бюст сюда перенесли, потому что на месте, где стоял бюст, монумент Сталину поставили. Монумент вскоре демонтировали, а бюст здесь так и остался.

070-Приморская улица
071-Бюст Пушкина
072-Приморская улица
073-Приморская улица

Неподалеку Пушкинская библиотека находится. Ее в 1899 году создали, накануне празднования 100-летия со дня рождения поэта. В 1912 году библиотека переехала в нынешнее здание, на добровольные пожертвования построенное.

074-Пушкинская библиотека
075-Пушкинская библиотека

Через 100 лет, в 2012 году, рядом с библиотекой памятник Пушкину открыли.

076-Памятник Пушкину

В 1913 году, в честь 75-летия основания Сочи, памятник «Якорь и пушка» появился.

077-Якорь и пушка

Вот как памятник один из путеводителей описывает:

078-Якорь и пушка

«На бетонном постаменте стоит цементный лафет со старинной корабельной пушкой. Ее отлили в 1809 г. на Александровском заводе. Работы велись кузнецом А.К. Королевым.

079-Якорь и пушка

Гигантский корабельный якорь весит 180 пудов. Он с военного фрегата «Пендераклия», который в 1840-х гг. затонул около поселка Якорная Щель (свое название поселок получил благодаря этой находке). Экипаж корабля спасся. Все, что было в трюмах, в том числе значительная сумма денег в золоте, погибло. Много лет назад водолазы нашли фрегат, достали с него много медных деталей и этот якорь, но золота не обнаружили. Местные жители шутили, что его похитило «морское чудовище». Одна из лап якоря (диаметр 25 см) надрублена горцами. Они раскаливали ее на костре, затем рубили зубилом. Так черкесы добывали металл для своих литейных изделий.»

080-Якорь и пушка

Во второй половине прошлого века памятник реконструировали и памятную табличку заменили.

081-Приморская улица
082-Приморская улица

«Напротив «Александрийского маяка» сохранился двухэтажный особняк. Это дом первого городского врача Сочи А.Л. Гордона (архитектор А.Я. Буткин). Приемный покой находился в небольшом домике на ул. Пластунской (сейчас – ул. Войкова). Три комнаты. В одной из них был «стационар» на две койки. Во второй жил фельдшер с женой-санитаркой. В третьей принимали больных и делали несложные операции. Работать было непросто. Напомним: в начале XX в. в Сочи не было ни электричества, ни водопровода, ни канализации.»

Дом Гордона

083-Дом Гордона
084-Дом Гордона

Бюст Мориса Тореза не просто так появился. До революции здесь дача профессора Миллера находилась, которую после революции национализировали и на базе ее санаторий «Красная Москва» организовали. В санатории советские партийные деятели и зарубежные гости отдыхали. В 1964 году после лечения в этом санатории на борту теплохода, следовавшего в Ялту, умер генеральный секретарь французской компартии Морис Торез и санаторий в «им. Мориса Тореза» переименовали.

085-Бюст Мориса Тореза

Море и сверху отлично видно было.

086-Море
087-Море
088-Указатель
089-Море
090-Дельфин и Пловец

Дельфин и Пловец

Отели в Сочи отличные построили.

091-Отели
092-Отели

Повернув направо, к концертному залу «Фестивальный» вышли.

093-Фестивальный

Тут же и фонтан нашелся.

094-Фонтан

Памятник Высоцкому установили в 2011 году. Скульптуру изготовил местный творец Петр Хрисанов.

095-Памятник Высоцкому

В будке я местный сочинский квас купил: пол-литра 50 рублей стоило. Неплохой.

Небольшая скульптурная композиция рядом находилась.

096-Афина вручает венок победителю

Афина вручает венок победителю

В Сочи последний год своей жизни Николай Островский прожил, здесь для него специально дом спроектировали. При росте 178 см Островский последние годы своей жизни весил 32 кг. Это было следствием полиартрита - страшной болезни, при которой перестают сгибаться суставы. Сейчас в доме – музей.

Есть и памятник Николаю Островскому.

097-Памятник Николаю Островскому
098-Памятник Николаю Островскому
099-Памятник Николаю Островскому

Миновав памятник, на Курортный проспект вышли.

100-Курортный проспект
101-Курортный проспект
102-Курортный проспект
103-Курортный проспект
104-Курортный проспект
105-Курортный проспект

Здесь, на перекрестке трех дорог, в 2006 году установили монументальную колонну со статуей архангела Михаила, главы Небесного воинства. Архангел Михаил является покровителем города Сочи. Армированная колонна высотой 21 м стоит на пьедестале из красного гранита. На нее скульптор Владимир Зеленко поместил 7-метровую фигуру архангела Михаила и 18-тонный православный бронзовый крест.

Несмотря на то, что квас барышни не пили, им в туалет захотелось. К счастью, по дороге нам «Макдоналдс» попался.

106-Макдоналдс

В начале Навагинской улицы олимпийские талисманы Сочи установлены.

107-Олимпийские талисманы

На Навагинскую мы не просто так пошли – нам в «Красное и Белое» попасть нужно было. Два следующих дня у нас экскурсионными намечались, поэтому следовало вином запастись. И мы запаслись. На всякий случай и водку «Байкал» на кедровых орешках купили.

В Сочи среди бела дня громкоговоритель часто вещал о необходимости ношения масок, но масок никто не носил.

109-Навагинская улица

Во «ВкусВилле» купили сардельки и воду, в «Ремесленном хлебе» - льняной хлеб за 120 рублей и домой отправились.

108-Ремесленный хлеб

На Навагинской аптеку «Доктор Столетов» увидели. В Москве такая сеть была когда-то.

110-Аптека

Поужинали мы колбасой, сыром «Виола» и шпротами с хлебом.

Поздно вечером под окнами нашими мусороуборочная машина к помойке подобралась наконец – днем контейнеры автомобилями блокированы.

111-Помойка

Спать чуть за полночь легли.

Аул Большой Кичмай и 33 водопада, шоу «Свадьба горца».

День 4-й, Четверг, 16 сентября 2021 года. Аул Большой Кичмай и 33 водопада, шоу «Свадьба горца».

Платановая аллея. Шумный Маяковский. Кортадерия, пампасная трава. Иван Айвазовский и десант в Субаши. Переселение горцев. Иуда Антонович Кошман, отец краснодарского чая. Черкесы, черкешенки и кавказское гостеприимство. Каштановый мед. Любимое вино Сталина и опасная Изабелла. Копченый адыгейский сыр. Легенда о 33 водопадах. По реке Шахе на шишиге. Ансамбль «Фишт».

Проснувшись утром и взглянув за окно, дождь увидели, обложивший Сочи. Никита, у которого мы вчера экскурсии покупали, позвонил и спросил, не передумали ли мы ехать. Мы подтвердили свое участие, и Никита попросил нас быть в полдень у ТЦ «Мелодия» на автобусной остановке. Он рассказывал вчера, что во время экскурсии будет дегустация вин и чачи, которые мы сможем приобрести и взять с собой на вечернее шоу «Свадьба горца». Подумав, перелили на всякий случай бутылку водки в пластиковую бутылку и положили ее в сумку.

В подень с остановки нас 20-местный «Мерседес» забрал. Гид Галина сообщила, что автобус на маленький заменить пришлось, так как многие туристы ехать отказались. Вчера Никите мы только аванс выдали, а стоила экскурсия 1750 рублей на человека – разницу Галине отдали. Автобус, заполненный примерно наполовину, двинулся по Ривьерскому мосту в сторону парка «Ривьера» и Лазаревского.

002-ТЦ Мелодия

-Платановая аллея напротив «Мелодии» учениками сочинской прогимназии к 300-летию Дома Романовых (1913 год) посажена, - рассказывала Галина.- Остальных туристов по дороге подберем.

-Название «Сочи» множество толкований имеет. Одно из них - «головы продавай», т.е. невольничий рынок. Отсюда рабов в Турцию увозили.

-В конце 19-го века здешнее побережье Кавказской Ривьерой прозвали и это был отличный маркетинговый ход, хотя слова «маркетинг» тогда еще не знали: россияне перестали во Францию ездить и в Сочи отдыхать начали.

-Самым шумным гостем курорта Владимир Маяковский оказался. В июле 1929 года он прибыл в Сочи и поселился в гостинице «Кавказская Ривьера». 26 июля Маяковский после лекции в Гагре в два часа ночи вернулся и целый час в закрытую дверь гостиницы колотил. На шум конный милиционер явился, вместе они через чужой балкон в гостиницу проникли и с трудом в номер попали. Утром Маяковский в жалобной книге огромную жалобу в стихах написал, в которой заведующего гостиницей перевести на менее подвижную работу просил – например, на должность кладбищенского сторожа.

-Нынче Сочи – череда здравниц. Сейчас идет массовая застройка города, причем безо всяких гастарбайтеров обходятся: последних в Сочи вообще нет. Виноградная улица: когда-то эти земли (от моря до Мамайки) Василий Хлудов купил и виноградники здесь высадил. Но вино у него кислое получалось: винограду для вызревания всего одного градуса тепла не хватало. Хлудов разорился и землю продал. Сегодня все по-другому: в связи с глобальным потеплением виноград вполне вызревает. С дороги виноградников не видно, но частники свои сорта выращивают.

003-Владимирский собор

Владимирский собор

-Так что экскурсию нашу туристы иногда «33 винопада» называют: впереди у нас дегустация. Направляемся мы в Большой Кичмай – черкесский аул, в 4 км от которого горный ручей Джегош и образует 33 водопада. Запишите, пожалуйста, в книгу ваши данные и номера телефонов – на случай, если отстанете.

На очередной остановке в автобус три последние (весьма увесистые) туристки влезли и одна из них немедленно в телефон бубнить начала. Тетка явно подшофе была и на замечания окружающих не реагировала. С учетом того, что автобус постоянно в пробке стоял, это раздражало. Кроме того, окна автобуса запотели и все попросили гида включить кондиционер на режим проветривания, т.к. стоять в пробке и ничего не видеть совсем грустно было.

-Справа у обочины красивая трава с пушистыми метелками растет, -продолжила Галина.- Это Кортадерия, пампасная трава. Туристы эти метелки в качестве сухих букетов собирать любят, а потом удивляются, отчего у них самочувствие плохое. Дело в том, что Кортадерия цианистые соединения содержит и в дом ее вносить сразу нельзя. Если Кортадерию полгода на чердаке подержать, то цианиды распадутся – тогда пожалуйста.

004-Кортадерия

-Трафик чудовищный. Мечтали два раза в день на водопады возить (утром и вечером), но пока только один раз получается.

-Слоистые горы (брекчия) из осадочных пород, мимо которых мы едем, продолжают расти: от 10 до 20 см в 100 лет. Толчки здесь постоянно происходят, но мы их не ощущаем: известняк подземные толчки гасит. Формировались горы очень долго: пласт в 3 см – это 5 млн. лет, 5 см – 6-7 млн лет, а 10 см – все 15 млн лет.

-Сегодня мы познакомимся с самым большим районом Сочи – Лазаревским. Когда-то на месте Сочи в аулах, разбросанных по побережью, 12 народов проживало: убыхи, абазины, шапсуги, адыги и др. Всех их черкесами называли. Черкесы здесь с незапамятных времен обитали. Землю эту (лакомый кусок для завоевателей) горцы любили, но в 16-м веке под влияние Османской империи попали. Более двух веков турецкого господства – это время спада хозяйственной и культурной жизни. В 18-м веке в борьбу с турками и Россия включается, происходит ряд русско-турецких войн, одна из них заканчивается заключением Адрианопольского договора в 1829 году: по нему Черноморское побережье Западного Кавказа России отошло.

001-Карта

-Формально побережье нашим стало, но русских солдат болота с малярийными комарами встретили, а также набеги турок с моря и черкесов с гор. Англия и Франция, обеспокоенные усилением России в регионе, горцев подстрекали. Дабы прекратить эти безобразия, император Николай I распорядился в разных районах побережья 17 десантов высадить и 17 укрепленных пунктов основать.

-Так и сделали: вдоль Черноморского побережья флот под командованием адмирала Лазарева появился. В одной такой высадке в мае 1838 года и юный художник Иван Айвазовский участвовал.

005-Десант в Субаши

Десант в Субаши, Иван Айвазовский

-Айвазовский на поляне увидел толпу обезоруженных пленных горцев и начал их зарисовывать. Один из горцев подошел к художнику и, выхватив рисунок из его рук, понес рисунок соплеменникам показывать. Через некоторое время испачканный кровью рисунок горец вернул Айвазовскому.

-А если бы я к вам в плен попал, -спросил Айвазовский.- Вы бы мне рисовать позволили?

-Нет, -ответил горец.- Ерундой ты занимаешься. Вот если бы ты портным был…

-Потом Крымская война началась, а по окончании ее – Кавказская. Слово «черкес» такими синонимами переводилось, как: «доблестный воин», «землепашец», «головорез» и «преграждающий путь». Черкесы прирожденными партизанами оказались: по ночам бесшумно целые гарнизоны вырезали, но действовали разрозненно. В 1860 году они межнациональный союз горцев создали – Черкесский меджлис - и даже общий флаг придумали: зеленого цвета с 12 звездами, в центре - три скрещенные стрелы. 12 звезд означают 12 адыгских (черкесских) племен, три перекрещенные стрелы – единство трех древнейших адыгских княжеских родов. Сейчас это - государственный флаг республики Адыгея и его часто на горских свадьбах используют.

006-Черкесский флаг

-Но уже поздно было: в мае 1864 года четыре отряда русских войск соединились в ауле Кбааде, нынешнем поселке Красная Поляна. Это был конец Кавказской войны, в честь чего там же 21 мая молебен отслужили.

-С кровопролитием заканчивать нужно было. Черкесы каждый куст на своей земле знали, с детства на конях скакали, так что пули в спины русские получать вовсе не желали. России мир и порядок на вновь обретенных берегах необходим был, поэтому Россия объявила о программе переселения черкесов из горных аулов на равнины. Черкесские князья императору Александру II петицию отправили с просьбой сохранить аулы в горах, на что решительный ответ получили: никаких аулов; все, кто с нами, на равнины переселяются; все, кто против нас – пусть в другие страны уезжают.

-И черкесы целыми аулами переселяться в Турцию стали, тем более что турки очень звали и разные бонусы (включая расселение на плодородных землях) обещали. По разным оценкам количество переселенцев от 500 до 900 тысяч человек составило. Скопившись на побережье, черкесы месяцами свою очередь для посадки на турецкие корабли ждали. От голода, эпидемий и кораблекрушений множество их погибло.

-Для примера: население Сочи сейчас - 700 тысяч человек, к миллиону приближается. Но миграция в Сочи приостановилась, потому что цены на жилье – баснословные.

-Плодороднейшие земли на годы опустели: в Красной Поляне 12 лет никого не было. 10 марта 1866 года император Александр II издал указ о заселении Черноморского округа и управлении оным. В соответствии с ним поселиться на Черноморском побережье жителей других регионов пригласили: эстонцев, белорусов и украинцев. Только христиан, мусульманам переселяться сюда запрещено было.

-Спустя годы черкесам вернуться разрешили, но только в места, где царские войска стояли. Вернулось 11 народов из 12 уехавших. Убыхи (один из народов, эмигрировавших в Турцию) не вернулись: в Турции они ассимилировались, утратили язык, а письменности у них не было. Так что убыхов не осталось. Река Шахе, куда мы направляемся, это исторически Убыхия. Шапсуги (один из 12 народов) мудрее всех оказались: перешли перевал, а потом вернулись, сохранив культуру и язык. Как раз культурой шапсугов мы любоваться и едем.

-Сегодня все сильно изменилось: в Сочи представители 180 национальностей проживают. На первом месте – русские, на втором – армяне, на шестом – шапсуги и т.д. Но все мы – сочинцы, так что Сочи – город межнационального мира.

-Поселок городского типа Дагомыс – это бывшая собственность царской семьи. Переводится как «тенистое место». Первый поезд в Дагомыс в 1909 году пришел, в Сочи – в 1915, а в Адлер – только в 1924 году. Так что если бы мы могли переместиться во времени и попасть (к примеру) сюда в 1908 году, то вполне могли бы карету Романовых увидеть. Оздоровительный комплекс «Дагомыс» на месте царского дворца построили.

007-Дагомыс

-Краснодарский чай – самый северный чай в мире, севернее Сочи чай не растет. Рано утром на чайные плантации в окрестностях Дагомыса женщины выходят, их задача – собрать флеши (молодые чайные побеги с почкой и 2-3-мя, максимум 4-6, молодыми листочками). Грубые старые листья на чайном кусте круглый год растут, но они вкус чая ухудшают. Лучший чай вручную собирают, а чаеуборочные комбайны при сборе чая и старые листья, и сучки прихватывают: чай в пакетиках как раз из этой трухи делают. Собранные нежные листики чая нужно вовремя (в течение не более чем четырех часов) на фабрику доставить. Сейчас в Дагомысе две чайные фабрики имеются.

-Русские купцы чай из Китая завозили. Считалось, что в Сочи чай не растет. В 1900 году Иуда Антонович Кошман переселился вместе с семейством в Сочи, привезя саженцы чая из Аджарии и заложив чайную плантацию.

008-Иуда Антонович Кошман

Иуда Антонович Кошман

-Чайные кусты прижились и стали давать урожай. В 1913 году Кошман отвез свой чай на выставку в Санкт-Петербург, выставив его без указания региона выращивания и этот чай лучшим признали. Родина чая – Китай, но чай, выращенный в районе Сочи, получается лучше, чем на Родине. Чаю подходят горные почвы (плодородные ему не нужны) и частый полив необходим, но заболоченных почв чайные кусты не выносят. В горах часто дожди бывают, при этом вода не застаивается – вниз стекает.

-История с краснодарским чаем через 100 лет повторилась. Обычно чай год хранится, но за рубежом чайные фабрики ввели дополнительную обработку чайного листа паром, что увеличило срок хранения его до 2-3-х лет. В 2016 году в Москве выставка состоялась, куда чаеводы со всего мира свою продукцию привезли. Допуск на выставку и сочинская фабрика «Мацеста» получила, потому что тоже дополнительную обработку чайного листа ввела. Чай фабрики «Мацеста» получил золотую медаль на ВДНХ и был лучшим в мире признан, хотя в Сочи есть чай и получше.

-Теперь про черкесов расскажу. Мужчины – рослые, стройные, широкоплечие, с узкой талией. Если черкес спал на боку и под ним в области талии кошка проползти могла, то фигура его идеальной считалась.

-Девушки-черкешенки – стройные, как лань, с талией 55-60 см. До 12 лет девочки росли свободно, после – специальный корсет носили, до замужества. У Ивана Грозного вторая жена черкешенкой была. Однажды она пришла к мужу и должность для родственника попросила, но тот отказал: через 40 минут царицу еле из петли вынули. Рано умерла: отравили.

-Невесту украсть полагалось и обязательно ночью. Попадешься – счастья не будет. Разведенную черкешенку свои замуж не возьмут, но теперь (среди 180 национальностей) кому-нибудь она да пригодится.

-Черкесы сильно обрусели и теперь обычаи свои соблюдают, но частично. Если раньше путник в горный аул попадал, то дорогим гостем на три дня и три ночи становился. Вино рекой лилось, шашлыки жарились. Рог вина (0,75 литра) до дна выпивать полагалось. Полуторалитровые бутылки нынешние – как раз на два рога. Через трое суток гость близким другом становился и ему несложную работу по дому предложить могли, поэтому умные гости домой вовремя отбывали, на неотложные дела ссылаясь. В те времена путники большой редкостью были. Сейчас Сочи в сезон 6 млн. человек принимает: понятно, что каждого так, как раньше, уже не встречают, но про законы кавказского гостеприимства рассказывать любят.

-Кичмай «рудное место», а также «железо» означает. Здесь большое количество плавильных печей было. Железную руду с горы Фишт привозили и в землю на некоторое время закапывали: считалось, что она лучше становится. Между аулами Большой и Малый Кичмай река Шахе пролегает, а так – разницы никакой: в одном ауле солнце до обеда, в другом – после.

-Первая наша остановка – на пасеке. Уникальный мед благодаря серой кавказской пчеле получается. Радиус ее полета – 7 км, длина хоботка пчелы – 7,2 мм, настоящий слоник. Когда вам мед представлять будут, обратите внимание на зеленоватые баночки – это мед с прополисом. Прополис чужие микробы убивает, он и в таблетках продается. Аэрозоль с прополисом тоже там продается – пшикнул с утра в нос, маска не нужна.

-Ковидом в Сочи не болеют. Во-первых, солнце: 15-20 минут в день под ним провести достаточно. Во-вторых, море: в нем вся таблица Менделеева, при плавании все отделы легких открываются. В-третьих, мед целебный. В-четвертых, чача: даже тех, у кого антител мало, вирус после чачи не берет.

-Обратите внимание на машину у забора слева – туристы ее 4 года назад забыли.

До пасеки мы (благодаря пробкам) 2,5 часа без санитарных остановок добирались и, несмотря на призывы Галины, все сразу в туалет бросились, а курящие (после туалета) – еще и курить. Перекурив и оправившись, пошли мед дегустировать.

009-Пасека

-Пчеловодство – работа тяжелая, -рассказывала барышня, представлявшая мед.- Растения и деревья-цветоносы в разных местах находятся и в разное время зацветают. Поэтому улья периодически на «УАЗиках» перевозят. Мед никогда одинаковым не получается, потому что пчелы нектар со всех цветов собирают. Я вам четыре сорта меда представлю.

010-Дегустация меда

-Первый сорт меда – разнотравье. Собирают его на альпийских лугах на высоте 1100-1200 метров. Там на 1 кв. метре 25 цветов произрастают. А всего в создании этого меда 300 медоносов участие принимают, но самый главный из них – девясил. Мед при бессоннице и сердечно-сосудистых заболеваниях принимают.

-Акациевый мед – самый легкий мед, не вызывает аллергии. Если 1 к 5 его кипяченой водой разбавить, то в глаза закапывать можно – зрение улучшает.

-Каштановый – царь медов. Черноморское побережье Кавказа – единственное место в России, где каштан растет. Он и в Черногории, и во Франции растет, но там нет серой кавказской пчелы. У каштанового меда горький привкус, помогает при простудных заболеваниях и варикозе.

-Взбитый рапсовый мед с лесными ягодами – самый вкусный мед. Рапсовый мед с прополисом. Прополис в мед добавляют, потому что сам прополис довольно специфический вкус имеет. Пчелиное маточное молочко тоже крайне полезно.

011-Дегустация меда

В заключение нам продемонстрировали, как определить подлинность меда. Нужно немного меда в тарелку налить, сверху воды добавить и повращать тарелку, после чего мед на дне тарелки форму шестигранника примет: мед вроде бы генетическую память имеет.

013-Дегустация меда

По окончании дегустации туристы мед скупать бросились. Я тоже маленькую баночку каштанового меда (за 250 рублей) для матушки купил.

012-Дегустация меда

Следующая дегустация (чая) в самый раз после меда пришлась. Проводила ее молоденькая барышня, но без огонька как-то. Похоже, что торговля чаем не такая успешная, как медом.

016-Чаепитие

-Черный, зеленый, желтый и белый – это чаи с одной плантации, -сообщила барышня.- Все дело в различной ферментации. Черный чай с добавлением лепестков розы и василька.

014-Чаепитие

-Зеленый чай. Первую заварку сливают обязательно – горечь убирают. До восьми раз заваривать можно. К зеленому чаю варенье из сосновой шишки подают – очень при простуде полезно.

015-Чаепитие

-Третий чай – травяной сбор. Заваривать только один раз можно.

Здесь же банкетный зал находился, где нам ужинать предстояло. Галина предложила выбрать по меню и заплатить, желательно наличными.

018-Карточки

-Он-лайн переводы тоже возможны, но тут Интернет слабый, -пояснила она.- Только шашлык из свинины не берите – его в тандыре готовят и у повара он всегда не получается.

017-Меню

Мы выбрали три солянки по-грузински (по 550 рублей) и три картофеля по-деревенски (по 250 рублей). Ужин, таким образом, по 800 рублей на человека вышел. Заплатив, получили 6 карточек с изображением выбранных блюд.

019-Карточки

Кроме того, Галина выдала нам карточки для входа на территорию 33 водопадов, пояснив, что их контролер при входе заберет.

020-Карточки

Перекурив, поехали дальше.

021-После чаепития

Отъехали мы совсем не далеко и пошли на винную дегустацию. Галина предупредила, чтобы мы с собой на вечер что-нибудь купили.

Вел дегустацию весьма уверенный в себе мужчина.

022-Винная дегустация

-Все вина по старинным кавказским технологиям приготовлены, -заявил он.- Первые два вида – десертные вина. Отпейте треть и добавьте кипяченой воды – вкус раскрывается. Много воды не наливаем, с рынком не соревнуемся.

-Итак, янтарный (золотистый) мускат. На территории края 54 сорта муската выращивают. Стаканчиками с водой делимся. Все вина и без холодильника хорошо хранятся, до того, как бутылку откроете, но в тени – вино солнца не любит. Бутылки из пищевого пластика делают, полгода хранения выдерживают, дома лучше в стекло перелить. Сам я десертные вина не очень люблю.

-Вино с ежевикой (13-14 градусов). Его лучше водкой разбавить – отличная наливка получится.

-Третий и четвертый виды – вина под мясо. Третий – из винограда Молдова с добавлением сока кизила и граната. 8-10 градусов, ближе к десертному.

-Четвертый вид – условное название «Киндзмараули» или любимое вино Сталина. Для его изготовления пять сортов винограда использованы: белый Совиньон, Саперави, Изабелла, Мерло и Качич. 9-11 градусов, ближе к полусладкому. Изабелла в нем придушила все.

-Изабеллу же вроде и в США, и в Европе запретили? –спросил один из туристов.

-Да, -согласился ведущий.- Якобы в вине из Изабеллы повышенное содержание метанола. Всю жизнь его пили, и никто не умирал. Основная причина – вино Изабелла сильнейший винный камень в бочках образует, не срежешь.

-Бальзам на травах «Черный лекарь», основа его – виноград. 17 лечебных трав, 17 градусов. Не вкусно, но надо, Федя, надо.

-Бальзам «Домашний коньяк». Виноградная чача в дубовых бочках три года выдерживается, на четвертый на перегородках грецкого ореха, вишневых косточках и ягодах боярышника настаивается. С добавлением маточного молочка. От всех болезней лечит.

-И последнее: виноградная чача (65 градусов).

Любимое вино Сталина 600 рублей стоило, остальные – по 500 рублей за полуторалитровую бутылку.

-Сухие вина делать они так и не научились, -констатировал я.- С Изабеллой еще ничего, кабы не такое сладкое.

Была у меня мысль чачу купить, но (вспомнив о бутылке водки у нас с собой) я ее отмел.

Надобно заметить, что не все из группы дегустацию достойно выдержали. Таня (та самая, которая по телефону в автобусе бубнила) на старые дрожжи новую порцию наложила и ее реально развезло. Оказалось, что у нее сегодня День Рожденья и она таким образом его с двумя подружками отпраздновать решила.

После вина сыр дегустировать отправились.

023-Сыроварня
024-Сыроварня

Представляла сыр барышня.

025-Сыроварня

-Свежий адыгейский сыр из коровьего молока делается, -рассказывала она.- У нас он до золотистой корочки жарится, не плавится. Срок хранения сыра в холодильнике – 10 суток, без холодильника – два дня.

026-Сыроварня

-Чтобы продлить срок хранения сыра, мы его коптим. Сейчас мы сыр два дня коптим, после чего его без холодильника 2 месяца хранить можно, а раньше 2-3 недели коптили: сыр каменным становился и десятки лет хранился. Использовали его так: откалывали кусочки и в мамалыгу (кукурузную кашу) бросали. Когда каша доваривалась, то и сыр нормальной консистенции достигал. У меня тут образец имеется – после дегустации можете посмотреть.

027-Каменный адыгейский сыр

Каменный адыгейский сыр

-Дальше – соленые сыры, они больше к пиву подходят. Сулугуни больше к вину подходит.

028-Сыроварня

-Копченый сыр с грецким орехом и чесноком, отдыхающие его салом прозвали. Другой копченый сыр с паприкой и острым перцем. И последний – с добавлением творога, зелени и чеснока. Цены за штуку указаны.

030-Сыроварня

Мы купили кусок так называемого «сала», т. е. копченого сыра с грецким орехом и чесноком, за 600 рублей.

029-Сыроварня

-Садимся на военную машину с цифрой 7, -предложила Галина.- На ней мы по реке Шахе до 33 водопадов, которые в урочище ручья Джегош находятся, доберемся. Река Шахе – «быстрая, как лань», «уносящая камни». Местная легенда гласит, что когда-то в урочище великан поселился и окрестные аулы разорять принялся. Избавиться от него сын местного кузнеца взялся. Он поставил в урочище бочонок меда, великан начал медом лакомиться, а на него пчелы налетели. Пока великан от пчел отмахивался, сын кузнеца вышел из засады и изрубил великана мечом. Истекая кровью, великан сумел сделать только 33 шага и рухнул наземь. На месте шагов великана и образовались уступы – водопады.

-Водопадов действительно 33, но посетим мы из них только 13. Когда в 90-е годы прошлого века водопады обустраивали, то проверили и выяснили, что до 13 из них и стар, и млад дойти точно могут – дальше дорогу делать не стали.

-На водопадах скользко, а вода холодная, так что осторожнее будьте. Маршрут закольцован – заблудиться невозможно. Подъем 20 минут, а спуск 40 минут занимают, итого – час. Пока на машине ехать будем, можно чебуреки (по 100 рублей) заказать, их нам при приезде горячими сразу выдадут. Перед входом вам с животными (попугаем, беркутом и обезьяной) сфотографироваться предлагать будут. Имейте в виду: одна фотография с одним животным на ваш телефон 300 рублей стоит. Если всеми тремя обвешаетесь – это сразу 900 рублей выйдет.

Мы пошли к машине, оказавшейся тентованным грузовиком ГАЗ-66, прозванным в народе шишигой.

Номерные знаки шишиги заботливо тряпочками замотаны оказались.

031-Шишига

Шишига понеслась по мелкой речке Шахе, подпрыгивая – то еще удовольствие. Я даже (рискуя упустить телефон) небольшое видео снял.

Разговорился с двумя девушками, оказавшимися из Минска. Те рассказали, что в Москву прилетели белорусскими авиалиниями, а в Сочи из Москвы – российской авиакомпанией, потому что белорусскими авиалиниями – очень дорого.

-У вас же границы вроде закрыты? –спросил я их.

-Да, -подтвердили они.- Но в Россию вылететь можно, а еще в Турцию или ОАЭ – на лечение как бы. Мы каждый понедельник на работу со страхом выходим: кого еще не досчитаемся? У нас по воскресеньям забирают.

Оказалось, что 33 водопада – это часть Сочинского национального парка. При входе вполне приличные машины стояли: получалось, что к водопадам и нормальное шоссе ведет, а поездка по реке – прикол для туристов.

033-33 водопада
032-33 водопада
034-33 водопада
035-33 водопада
036-33 водопада

Чебуреки, которые мы при входе получили, невкусными оказались.

051-Чебуреки

Судя по тому, что при входе стоит покрытая мхом каменная раздевалка, в водопадах летом купаются. Мы же рады и тому были, что хоть дождь кончился.

037-33 водопада

33 водопада название красивое, но лукавое: на самом деле это всего один водопад с 33 ступенями. По сравнению с водопадами Игуасу, на которых мы побывали, просто ручеек. Но сочинцы молодцы: из небольшой местной достопримечательности целую экскурсию замутить – это зачет.

038-33 водопада
039-33 водопада
040-33 водопада
041-33 водопада

Подниматься следовало по деревянной скользкой лестнице справа, а спускаться по такой же скользкой лестнице слева. Правостороннее движение в России давно принято.

042-33 водопада
043-33 водопада
044-33 водопада
045-33 водопада
046-33 водопада
047-33 водопада

Кто-то пятым водопадом ограничивался, мы же до тринадцатого дошли и назад повернули.

048-33 водопада
049-33 водопада

Я специально засек, сколько у нас подъем-спуск занял – 45 минут (с 17-00 до 17-45). Так что остальную часть группы четверть часа подождать пришлось.

050-33 водопада

Животные для фото при входе действительно имелись, но туристы от фото с ними в основном отказывались, а беркут норовил в лес удрать – хозяин его возвращал оттуда периодически.

052-33 водопада
053-33 водопада

Шишиги нас уже ждали.

054-Шишиги

Обратно, в Большой Кичмай, опять по реке Шахе поехали.

055-Шишиги

В большом банкетном зале несколько групп на ужин с шоу «Свадьба горца» собрались.

056-Банкет

Карточки с изображением блюд официантки на сами блюда меняли. С солянкой по-грузински мы не прогадали.

057-Банкет

На сцене ансамбль адыгского танца «Фишт» выступал. И не плохо выступал, между прочим.

058-Банкет

Как я не пытался уклониться, но место мне все равно рядом с именинницей Таней (и сколоченной ею компанией) досталось. Компания помимо «коньячка», купленного на дегустации, еще и Таниным напитком баловалась, да еще и мне его всучить пыталась. Напиток, насколько я понял, чачу, разбавленную «Фантой», из себя представлял.

Таня, которую я про себя «10 пудов живого счастья» прозвал, изливала душу компании. Сколько спиртного барышня в себя за сутки влила, трудно было представить. Волей-неволей и я ее историю послушал. Как я понял, в частный дом в Сочи она из Батуми вместе с мужем перебралась, но с мужем потом разошлась. Детей в Сочи тоже перетащила. Недавно в Турцию поехать собралась (7 дней за 50 тысяч рублей), но жаба задушила, к тому же Таня сообразила, что сама на курорте живет: до моря на автобусе всего минут сорок.

059-Банкет

Тут, к счастью, Таню (как именинницу) на сцену спеть позвали, и мы с облегчением покурить на улицу вышли. Когда вернулись, то шоу уже закончилось, и артисты со зрителями фотографировались (100 рублей за фото). Двое из троих танцевавших черкесов русскими оказались. Можно было и в национальных костюмах (за 200 рублей) сфотографироваться.

В 21-00 автобус наш обратно отправился и в 22-30 уже дома были. В Сочи по-прежнему дождь лил, и мы порадовались, что день в горах провели.