Этот маршрут дважды пытался пройти известный кайтер Сергей Прощенко, и оба раза до конца не дошёл. Его последний отчёт заканчивался словами "Не пойду я больше туда, и не советую никому. Разве что мазохисты могут по достоинству оценить такой маршрут. Флаг им в руки!" И такой мазохист нашёлся! Смотрите видеофильм http://rutube.ru/video/83fb2a547f2233e4c0bd4eca48518615/
Нитка маршрута
Река Обь от г. Ханты-Мансийска до пос. Андра
 
"Подготовка"

Как это нередко бывает, двухнедельный поход по северной реке начался неожиданно. Городская суета никак не хотела отпускать из своих цепких лап. Каждый день проходил в сумасшедших бегах, и с трудом верилось, что когда-то это может закончится. Поход существовал скорее в мечтах, и с каждым лишним днём, проведённым в городе, она становилась всё более призрачной. Что ж поделаешь, городская жизнь не знает времён года, здесь не важно, будет ли завтра ветер или нет, ударит ли мороз или начнёт таять снег. Приход весны для меня означал лишь одно: поход, о котором я мечтал с тех самых пор, как первый раз в жизни услышал слово “кайт”, придётся отложить на целый год. А между тем, дела наваливались и наваливались. Это очень напоминало игру в тетрис, помните такую? Как фигурки в этой самой игре, на мою голову сыпались дела, и с каждым из них надо было что-то делать, иначе всё, игра окончены. Фигурки сыпались быстрей и быстрей, и казалось, что вот-вот им будет сыпаться уже некуда. Но мне так хотелось победить, что я сделал что-то невероятное, и сумел  дойти до последнего уровня. Заявление на отпуск было подписано, осталось только купить билет на поезд и собрать вещи. Снаряжение, в общем-то, было подготовлено и испытано в двухдневном походе, а вот с билетом до Сургута всё оказалось сложнее. Кто ж мог подумать, что в конце каждого месяца на севера едут вахтовики, и купить на эти числа билет бывает затруднительно ещё за месяц. Не знаю, сколько раз я нажал за день кнопку F5, обновляя страннику на РЖД. Ещё бы немного, и от этого занятия поехала бы крыша, но к вечеру случилось чудо: один билетик всё же появился. Через сутки отъезд!


Ударим кайт-походом по буржуазному легкоходству!

В загнивающем капиталистическом мире есть такое учение – легкоходный туризм. Смысл его – максимально облегчить снаряжение. Легкоходы гордятся, что вес их рюкзака составил, к примеру, 6 кг 856,38 г. У меня же предмет гордости противоположный. Вес моих двух рюкзаков никак не меньше 30-40 кг, а кроме них есть ещё двухметровые фрирайдные лыжи и сани-волокуши, изготовленные из обычных горных лыж, алюминиевых профилей и куска фанеры 120х60 см. В походе всё это барахло едет за счёт ветра, главная сложность - добраться до линии старта. Хорошо, что позвал друзей проводить до вокзала. Сам я мог всё это поднять лишь с большим трудом. Не буду рассказывать, чего мне стоило попасть в вагон, и как обрадовались такому попутчику соседи по плацкартному купе…

Поезд Астрахань – Нижневартовск. Наверное, он предназначен для несчастных жителей приморских городков, которые, устав от невыносимо тёплой зимы, выбили себе отпуск, и раз в год едут в Сургут или Когалым, Пыть-ях или Нефтеюганск, чтобы хоть ненадолго насладиться настоящей русской зимой. Однако почему-то все стремились на вахту, а отдыхать ехал во всём поезде лишь один странный тип.

IMG_0009

 

 

Первый день похода или Злоключения продолжаются

Первый день похода выдался самым настоящим ходовым. Прошёл по генеральному курсу целых 3 км. И это было поистине счастьем.

Поезд прибыл в Сургут на рассвете. Город встретил  крепким морозом и ветром. Ветром! Ветром! Ветром! Это слово – самое сладкое для кайтера, такие уж мы больные люди. Осталась самая малость – добраться до стольного Ханты-Мансийска, выйти на реку, собрать санки, разложить купол, и… Размечтался, ты сначала до остановки автобуса дотопай! Один рюкзак спереди, второй сзади, в руки связка из 4 лыж и профилей, фанерка болтается на рюкзаке. Раз-два-взяли! Автобус, автовокзал.

Смотрю расписание: в день есть несколько рейсов в Ханты, но билеты остались лишь на вечер. С горя чуть было не уехал на шахид-такси, но к счастью, задел фанеркой одну из машин, чем вызвал нешуточный гнев у таксисткой диаспоры. Надо сказать, что лица этой самой национальности составляют значительную часть населения хантайского города. Самих же хантов здесь намного меньше, одно приятно, ходят по городу в национальной одежде.

Состояние близко к отчаянью. Ведь даже вечером вместо нормального автобуса будет маршрутка, в которую и без лыж-то трудно залезть. До вечера делать решительно нечего, набрал номер местного кайтера. Оказалось, что в этот день проходили окружные соревнования. Почему бы не посмотреть на это действо? Приехал и посмотрел. Кайтерам хорошо, ветер дует, они катаются. Я бы тоже мог покататься, но ведь не за этим же я сюда приехал, чёрт возьми! Была надежда, что кто-то из кайтеров будет с Хантов и сможет меня подвезти. Но, как назло, в этот раз оттуда не приехал никто. Делать нечего, ехать на автовокзал и ждать до вечера. Один из кайтеров согласился подвезти. Кто бы мог подумать, что это начало чуда.

Едем по городу, как вдруг навстречу проезжает большой автобус с надписью “Ханты-Мансийск”. Но в расписании его не было! Обратно едет или пустой? Давай догоним! “Да как я сейчас развернусь, да он же не остановится!” “Догоняй!!!” Развернулись, через два квартала нагнали на перекрёстке. Показываю водителю автобуса нужные жесты, он в ответ показывает пальчик. Нет, не тот, который можно было ожидать. Пальчикам он показал “Одно место есть” “Да!!!”.

Остановились. Пока водитель, увидев, сколько у меня барахла, открыл рот, чтобы сказать, что не поместиться, всё барахло уже перекочевало в багажное отделение. Поехали. Да здравствует Ханты-Мансийск!

Автобуса не было в расписании по причине того, что был он проходящим. Надо сказать, что и свободного места в нём тоже не было. Я был посажен на сидение, предназначенное для второго водителя или пассажира по безбилетному тарифу. Дорога была неблизкой, приехали за два часа до темноты. Отныне время будет измеряться не в часах и минутах, а в рассветах и закатах.

Собираю санки, перекладываю рюкзаки, посылаю подальше назойливых таксистов. Теперь я сам себе такси!

Спускаюсь к реке в горнолыжных ботинках, и понимаю, что ехать не получиться. Уж слишком ветерок штилёвый. Топаю пешком. С первых же шагов умудряюсь найти подлёдную воду, мочу ботинок Иртышской водой. Посвящение! От города отойти не удалось, ставлю палатку рядом с мостом. Огонёчки светятся. Красиво!

Когда готовил еду, умудрился разлить в палатке котелок с водой. Прогноз на следующие два дня такой же штилёвый. Что ж, буду идти пешком. Хорошее начало для неудачного похода!


Штилёвые деньки

 Утро. Мороз. Скорее разжечь горелку. Теперь, кажется, можно жить. Снаружи палатки слышен шум города. Никакого намёка на ветер. Лениво собираю вещи, впрягаюсь в волокуши и трогаюсь в путь. Не прошёл и сто метров, как слегка задуло. Попробовать что ли?

Переобуваюсь в горнолыжные ботинки, раскладываю купол, привязываю удлинители строп, дёргаю. Купол наполняется воздухом, лениво поднимается над горизонтом, и сдвигает с места сначала лыжника, затем санки. Мы едем! Ура!!!
 
Штиль...
ЛЭПки и мосты

Любой нормальный кайтер боится их как огня. Любой, да только не уфимский. В Уфе нет оборудованных маршрутов для кайт-походов, вот и приходиться учиться преодолевать всевозможные препятствия. Любой нормальный кайтер считает ЛЭПину низкой, если высота проводов ниже длины строп. Для кайтера уфимского низкими считаются провода, которые сильно ниже, чем размах крыла.

Кто ж мог подумать, что на реке Оби бывают низкие провода? А вот и бывают! Всем известно, что есть посёлки, до которых доехать можно только по зимней дороге – зимнику. Оказывается, бывают и такие, в которых электрификация осуществляется по этому же принципу. В лёд реки вмораживаются брёвна, вешаются провода. Цепь замыкается, лампочка Ильича светит. Приходит весна, столбы уносит ледоходом, провода тырят местные жители, и деревня снова остаётся без света до следующей зимы. Равно как и без дороги.

Как это выглядит с точки зрения кайтера? Сначала поперёк реки идёт дорога, по бокам которой высокие отвалы заледеневшего снега. Зацепишься – порвёшь подкупольную расстроповку. Далее идут низкие провода, разделённые частыми столбами. Необходимо провести купол строго в этом промежутке, ничего не задев. А стропы-то не простые, а двойной длины 50 м! Впрочем, низковольтные (380В) провода задевать не страшно. Подтверждено многократной практикой. Электрического сопротивления у строп, соединённых в последовательную цепь с суровым кайтером, хоть отбавляй. За проводами идёт другая дорога с такими же отвалами. По дорогам иногда проезжают машины. Как только купол проходит под проводами и заходит за вторую дорогу, кайтер с санками достигает первой дороги. Теперь надо переехать через два высоких отвала, как самому, так и привязанным сзади санкам. Для этого надо крутануть куполом кайта, чтобы он в нужный момент дал сильный рывок тяги, но при этом каким-либо образом не ширкнул стропами по проводам и не зацепился за отвал второй дороги. При этом одной рукой надо контролировать санки, чтобы при перепрыгивании через отвал они не перевернулись. В слабый ветер кайт норовит упасть и запутаться. Вторую дорогу пройти уже легко, так как кайту ничего не мешает. Перемахиваешь последнюю снежную стену, и с радостным криком уносишься навстречу бескрайним просторам.

Внимание! Не пытайтесь это повторить! Для выполнения трюка не достаточно хорошего кайта и тупой головы, необходимы ещё и долгие годы тренировок!

 

Впереди мост!

Ветра становилось меньше и меньше, скорость как у пешехода: то маленькая, то совсем маленькая. Сложил купол, пошёл пешком. Мои горные лыжи, по мнению производителя, предназначены для внетрассового катания. Знали бы они, что бывает ещё и катание внегорное, с тяжёлой волокушей позади!

С расстегнутыми горнолыжными ботинками идти легче. Правда, чтобы залезть на наддув приходится применять технику "ёлочка". Затащить на наддув санки – тоже ёлочкой. Наддувы через каждые несколько метров. Но куда мне торопиться!

Заметил на берегу избушку, решил посмотреть. Дорога в полкилометра растянулась на полчаса. Оказалось, не избушка, а какой-то навес. Возвращаюсь к саням, иду дальше. А вот и ещё одна, до неё уже километр. Поборол лень и снова сходил. Точно, изба, причём хорошая. Грех отказываться от такого подарка.

Оставляю санки посреди реки. Ночью их никто не увидит, а утром я и сам заберу. Избушка большая, похоже, даже жилая. Печка сделана по уму, да и хороших дров в округе полно. Дрова отличные, легко ломаются горнолыжным ботинком. Правда, хорошими оказались они только на вид. Еле-еле разжёг. На потолке даже висела лампочка на 220, но при нажатии на выключатель чуда не произошло. Воспользовался лампой керосиновой.

Горнолыжный приют 'Усть-Иртышский'

Вот бы поспать ещё полдня, но будильник зазвонил в темноте. Надо быстрее собираться и идти за санками. На термометре -20. Деревья в инее – глаз не оторвать! Побольше бы таких апрельских деньков! За санки волновался конечно зря. Как только до них добрался, налетело облако тумана. Исчезли очертания берегов, и в мире не осталось ничего, кроме бледного солнышка и блестящихих в непроглядной пелене кристалликов инея. Немного даже жутковато, но в то же время невероятно красиво. Белое безмолвие.

За ночь покрылись инеем

Туман исчез так же неожиданно, как и появился. Ветерок в этот день то появлялся, то отключался до нуля. Когда ехал, думал о том, что надо бы сделать санкам тормоз, чтобы не догоняли. Когда ветер кончался, садился перекусывать¸ и понимал, что рядом нет подходящей для тормоза палки. Снова дул ветер, и я ехал и думал о том, как хорошо бы сделать тормоз, например из этой вот палки, мимо которой сейчас проезжаю. И так до самого вечера.

Запомнился один случай, когдя я попал в узкую протоку. Из-за деревьев ветра почти нет, но и других вариантов,  как из протоки выбраться, тоже нет. Двигаюсь буквально шагами по полметра. Ронять купол нельзя, пешком отсюда выбраться ещё тежелее: снег глубокий и рыхлый. Полчаса или час – не знаю, сколько мучался, но выбрался-таки к нормальному ветру. Купол не упал ни разу.

MVI_0034[00-19-53]

Когда за тобой кто-то с интересом наблюдает, всегда что-то идёт не так. Так и на этот раз. Ну надо же ветру было закончится, когда проезжал деревню с толпой зевак. Пришлось складываться и идти пешком. Снова нашёл ботинками воду под снегом.. А тут и ветер задул, как на зло. Как раз бы мне его хватило от посёлка отъехать.

Палатку поставил прямо на накатанном снегоходном следе. Надеюсь, ночью никто не поедет.


Дует! Дует!

Ну, наконец-то! Нет ничего лучше, кроме как, проснувшись, увидеть колышащуюся обледеневшую ткань палатки. Быстрее собираться, и в путь!

Самую первую ошибку я совершил ещё перед стартом – не убрал с купола удлинители строп. Стартанул, но оказалось, что на сильном ветру кайт с удвоенными стропами плохо управляется, к тому же скорость слишком большая, ноги не выдерживают. Проехав за полчаса расстояния двух вчерашних дней, решил остановиться, укоротить стропы. Остановился, посадил кайт, но из-за сильной рванины, он основательно запутался. Убрал удлинители строп, но решил, что на сильном ветру лучше вместо большого и сильного Экстазика взять малыша Иона. Пока складывался, раскладывался, потерял много времени. На старте Ион, не успев  наполниться воздухом, сложился в фантик. Сходил, расправил. Тронулся. Заметил, что на санках от скорости перекосило рюкзак. Остановился, и стал поправлять его одной рукой, лёжа в снегу и удерживая кайт второй рукой. Кое-как с этой задачей справился, снова поехал. Метель усилилась, очертания берегов скрылись из виду. Полёт по приборам. Достаю камеру, снимаю, как гоню в молоке. Наконец, падаю и обнаруживаю, что рюкзака-то при мне нет! Благо есть трек, и по нему можно вернуться. Уже против ветра. По уму, оставить бы санки, да сгонять налегке, но боюсь потерять последнее.

Иду в лавировку. Оказывается, очень сложно идти в молоке против ветра, ориентируясь только по навигатору. Кайт требует к себе большого внимания, норовит вывернуться. Направление ветра меняется, и периодически меня сносит вниз, о чём узнаю только по треку. Очки залепило снегом, жарко. Хочется бросить купол и сходить пешком. Как вдруг практически налетаю на рюкзак. Нашлась пропажа.

Перекус. Решил снова взять Экстазика, с ним как-то проще. Нормально привязал рюкзак к санкам. Теперь можно ехать. Эх, столько времени убил!

С Экстазиком намного проще. Отдыхаешь. Метель заровняла все неровности, лыжи словно плывут. Хочется петь. Берега укутаны слегка прозрачной мглой, силуэты деревьев словно нарисованы акварелью. Как же приятно просто ехать и созерцать окрестности! И как после этого можно не любить кайтинг!

Ехал до самого вечера, пока ветер не закончился. И вновь это произошло рядом с посёлком, ни раньше, ни позже. До берега шёл целый час. Был бы ветер - хватило бы и минуты. Опять нашёл под снегом воду. И это было не последнее водное приключение. Вечером разлил в палатке котелок, а также обнаружил, что бутылка с водой дала течь, и произошло это в рюкзаке. Ночью, ни с того ни с сего, пошёл дождь, правда, к утру прекратился.

Утро, ветер есть. Вылезаю из палатки: встречный. Что ж, Экстазик, готовься к лавировочке, халява закончилась. Впрочем, всё оказалось лучше, чем я предполагал. Несмотря на прошедший дождь, снег на реке и не думал проваливаться. После правильной настройки триммеров купол сказал мне примерно следующее: "Ну всё, с настройками ты угадал, дальше я повезу тебя сам. Можешь расслабиться и не заморачиваться с управлением". Правый галс - разворот - левый галс - разворот. На реке остаётся красивый зигзаг (будет загадка для местных), а я приближаюсь к цели.
MVI_0048[00-23-28]


Остров невезенья

Это был самый обычный островок на реке, на который я не думал заезжать, просто подъехал близко. У берега снег оказался более рыхлым, и на развороте лыжи сделали глубокую яму. Всё бы ничего, но в эту яму угодили санки. Да не просто угодили, а застряли. Капитально. Ещё не осознавая серьёзность проблемы, попытался выдернуть их рывками кайта, но кайт лишь пару раз поднял меня в небо, а санки остались как вкопанные. От третьего рывка порвалась верёвка. Делать нечего, надо сажать кайт и ремонтироваться. Нормально посадить не смог, купол запутался. Тогда я ещё не знал, что перед посадкой нужно отпустить триммеры. Операция по распутыванию купола, доставанию санок и замене верёвки оказалась не такой уж и простой, поскольку глубина сугробов была не менее, чем по пояс. Когда же всё было сделано, не смог правильно стартовать и запутал купол в конфетку. Снова пришлось дёргать за пимпочку отстрела и снова распутывать. В итоге на знакомство с островом ушло не меньше часа.
Застрял



Передоз

Этот наркомановский термин хорошо известен и понятен любому кайтеру. Означает он, что ветра не просто много, а слишком много. Сначала поднялась метель и пришлось переключаться на режим "полёт по приборам". Примерно в полукилометре на реке заметил опору ЛЭП-500. Пройду без проблем, провода высоко. И вот тут-то началось. Ударил мощный снеговой заряд, ветер превратился в ураганный. Что делать? На удивление, кайт ещё терпит и, кажется, что есть некоторый запас. Посадить его в такой ветер реально только отстрелом на страховку, при этом он капитально запутается. Ладно, отстрелить всегда успею, а пока надо попытаться "выжить". Затягиваю до предела оба триммера, изо всех сил упираюсь лыжами в снег. Лицо и маска залепляются снегом. Удаётся держать такой курс, на котором скорость движения вполне себе низкая, чтобы можно было считать полёт контролируемым. Руки вцепились в планку и судоржно совершают какие-то непонятные мозгу действия. Всё на автомате. Стоило бы лишь немного сорваться по ветру, и скорость стала бы такой, что тормозить было бы бесполезно. Стараюсь ехать как можно медленнее, изо всех сил упираясь в снег. Когда же ЛЭП, чёрт возьми! Увижу или нет?

И вдруг метель исчезла, ветер ослаб, а через минуту открылось голубое небо. До ЛЭПины оставалось метров двести. Проехал её без проблем, провода висели слишком высоко, чтобы их бояться. Правда, проехав, умудрился упасть и выронить видеокамеру, о чём заметил лишь на следующем галсе. Пришлось снова возвращаться к ЛЭПке, подбирать камеру на ходу. После этого в общем-то самого рядового падения на маленькой скорости перестал работать спутниковый треккер SPOT-2, и как выяснилось уже дома, навсегда. Связаны эти два события или нет - неизвестно, при вскрытии видимых повреждений обнаружить не удалось.

В этот и в следующий дни ветер то усиливался, то ослабевал до нуля. Иногда мне хотелось взять кайт поменьше, а уже через 10 минут я сидел и перекусывал в ожидании, когда же задует вновь.


Вечер

Предзакатное солнце окрасило мир в тёплые тона, ветер был таким же мягким и приятным. Один за другим рисовались галсы, но они уже не казались трудными. Словно в первый раз любовался красотой летящего крыла и порозовевшими очертаниями таёжного берега.

Солнце опускалось всё ниже и ниже за тучу, и вот граница света и тьмы прошла по реке. С каждым галсом, пересекая эту линию, я смотрел как заходит и снова всходит солнце. Это были как раз те самые недолгие минуты, ради которых можно терпеть все трудности походного быта, и ради которых снова и снова хочется отправиться в путь. Жаль, что я не нашёл сил остановиться и сфотографировать, жаль, что этот чудесный вечер остался лишь в памяти.


Ночёвка

Пришло время рассказать, как же проходили тёмные часы моего путешествия. Обычно темнота заставала меня в пути.

Даёшь сегодня Карымкары! Так далеко же ещё! Ничего, ехать можно, ещё чуть-чуть видно. Когда стемнело окончательно, до Карымкаров оставалось пару километров, голову наконец посетила светлая мысль, что всё равно рядом с посёлком вставать не стоит. Причаливаю к берегу, идеально паркую кайт, присыпаю снежком, и начинается малоприятная работа по обустройству быта. Отвязать и отодрать приледеневшие к санкам рюкзаки, выкопать в снегу яму, поставить палатку, переобуться в чуни и залезть вовнутрь. Замёрзшими руками попытаться зажечь горелку. В момент растопки, пока бензин не прогрелся, пламя достаёт до потолка и вмиг нагревает воздух. Жизнь начинает налаживаться. Теперь надо набрать в котелок снега и готовить еду. Я не люблю фонарики, мне гораздо приятнее, когда горит свечка. Пусть это доставляет некоторые неудобства, зато создаёт приятною атмосферу, известную по песням Юрия Визбора

В палатке-памирке моей зажигалась свеча,
Как будто звезда загоралась на небе высоком,
И слабая нота, рожденная блеском луча,
Надеюсь, к Тебе долетала, хоть это далёко.

Фонарик-то, кстати, у меня был, но он так и остался в числе вещей, которые за весь поход не пригодились ни разу.

Вода закипает, варю какую-нибудь крупу с пеммиканом. Пеммикан - великая вещь, не зря он был основой рациона многих полярных экспедиций прошлого века. Еды у меня хватает, об экономии и не думаю. В наличии имеется даже кутчуп.

Пишу дневник, раскладываю спальник с изолоновым вкладышем. Только теперь можно тушить горелку. Пытаюсь выйти с телефона в интернет, но почему-то уже третий день не получается, хотя связь хорошая, посёлок рядом. Кое-как захожу в форум, откуда узнаю, что мой SPOT перестал отсылать координаты. К счастью, удаётся отправить сообщение и даже посмотреть погоду. В прогнозе ничего хорошего. Два дня ветер, а потом дожди и встречный штиль. Как это не грустно, видимо придётся завершить маршрут в Андре. Если уехать дальше, есть шанс застрять. Зимник наверняка уже закрылся, а по-другому в межсезон оттуда не выбраться, да ещё и с полцентнером снаряги.


Пишу дневник

Ночью снится сон, что я еду по глубокому снегу против ветра, и надо сменить галс, но почему-то не получается, не могу развернуться. Кое-как понимаю, что я всё ещё лежу в спальнике, и для того чтобы повернуться на другой бок, галс менять не нужно.

К утру ветер стих, торопиться некуда. Я стою на краю тайги, значит можно совершить небольшую горнолыжную прогулку. После вчерашнего дождя воздух наполнен густым хвойным ароматом. Как же я соскучился по лесу! Так уж сложилось, что с января ни разу не довелось сходить в лыжный поход, даже на выходные. Но именно сейчас стало ясно, что зима прошла мимо. Дома в Башкирии уже наверняка всё тает, на лыжах в лесу делать нечего. Попрощаться с зимним лесом не удалось и на этот раз. Задул ветерок, значит надо собираться и трогаться в путь.

Ветер, который мне достался, лучше всего описать следующими словами: "попутный штиль с порывами до 2 м/с". Экстазик как-то умудряется ловить эти порывы и лениво тянуть. Но вот стихло совсем. Сижу, пишу дневник. Написал. Застелил лыжами сугроб, лёг загорать (не снимая куртки). Солнышко светит, хорошо!

Опять подуло. На сей раз уже встречный. Разворачиваю кайт на 180 градусов и начинаю лавировку.

IMG_0049

 

Сам себе режисёр

Пройти маршрут - ещё полдела, нужно отснять как можно больше видеоматериала. Происходит это так: на ходу снимаю рюкзак, ставлю его на колено (вторая рука занята управлением кайтом). Достаю фотоаппарат и штатив, соединяю их воедино. Останавливаюсь, подняв купол в зенит, максимально быстро организую точку съёмки. Стоит замешкаться, кайт утянет пусть даже на два метра, и придётся возвращаться к штативу. Когда всё готово, нужно покататься перед камерой, при этом попадая в кадр. Да не просто покататься, а что-то изобразить: крутой разворот или падение. Однажды, попозировав перед объективом минут 5 видео, подъехал к фотику, чтобы его отключить, и узнал, что необходимости в этом не было, так как он и не был включен. На дубль-два уже не хватило ветра. Снимал конечно и экстрим-камерой GoPro: привязывал её к ногам, санкам, куполу. Многие из этих кадров в итоге не получились. Например, снимал едущие санки, а снял свой рюкзак, который оказался выше башки-штатива. Последние кадры выглядели так: камера стоит на снегу, а я еду прямо на неё, но метров за пять до встречи запись останавливается. И вот почему: по сюжету санки должны были проехать над камерой, только вот с высотой я немного прогадал: задели. Да так задели, что от удара питание отключилась и запись оборвалась на предыдущих секундах. Вдобавок испортилось стекло защитного корпуса.


Турбула

Ветер - это хорошо. Но не всякие ветра одинаково хороши. И дело тут не только в силе и направлении. Как и положено, за каждым поворотом реки, в каждой узкой протоке кайтера поджидает коварная турбуленция. Выглядит это так: едешь себе тихонько, кайт лениво плывёт по ветровому окну. Как вдруг прилетают "кирпичи", и понеслось. Разгон, заход, планку на себя, порыв, планку отпускаешь, разгоняешься, и снова заход. И вот ты снова тихонечко едешь или вообще стоишь на месте, а кайт лениво плывёт по краю штилевого окна. До следующего "кирпича". Экстазик кончно молодец, старается всё эту гадость проглотить и сгладить, но всему есть предел. Чуть проморгаешь порыв, либо сам упадёшь, либо купол уронишь. В общем, ничего хорошего.

 

К вечеру встретил рыбака, спрашиваю про посёлок. Далеко, ещё 12 км ехать, но перед ним будет изба, правда она плохая. О, это мне кстати! Доехал до избы как раз к наступлению темноты. Припарковался, иду на разведку. Не наврал рыбак, действительно плохая. Окна и двери нет, от печки одни кирпичи остались.

Копаю яму, ставлю палатку. Почему-то очень хочется спать, и любое действие прерывается на отключку на несколько минут.  Уже традиционно проливаю воду, на сей раз на рукавицы. Промокли насквозь. Единственный выход - положить их на ночь на голый живот, чтобы вода впиталась в куртку. Изолоновый вкладыш предохраняет спальник от внутренней влаги, так что он почти не намок.

Кушал кашу с песком. Откуда песок? Из снега. Яму для палатки выкопал до земли, а, как известно, на берегах вместо земли песок. Вот он и оказался в воде, на которой готовил еду.

 

Утром встречаю людей. Подъехали к палатке на снегоходах, узнать кто такой, не нужна ли помощь. "А, в прошлом году здесь тоже какой-то дурак с парашютом катался". "Снега нынче много, как никогда. Лет двадцать таких сугробов на реке не было". В подтверждении слов, снегоход застрял в сугробе. Кое-как вытолкали.

По расписанию попутный ветер обещают после обеда. Вместе с ним идёт потепление и дожди. Снег липкий уже с утра. Лыжи скользят плохо, из-за этого двигаешься рывками: кайт начинает тянуть, ты срываешься с места, проезжаешь несколько метров и прилипаешь. Кайт разворачивается, даёт тягу, и снова срывает с места на несколько метров. Мало того, что такое дискретное передвижение не приносит никакой радости, так его ещё и довольно сложно контролировать.

К полудню раздувает, и наконец-то получается ехать по человечески. Выезжаю на прямой и широкий участок реки, тут уже и скорость появляется.

Запомнилось одно место, где высокие таёжные берега образуют идеальный полукруг. Такое ощущение, что ты находишься посреди огромной сцены. Давай, Экстазик, не подведи. За тобой вся тайга наблюдает!


MVI_0062[00-28-45]

Высокоскоростная магистраль

Участок с боковым ветром. Покрытие идеальное. Постепенно подтягиваю планочку на себя, набираю скорость. Ветер свистит, кочки замелькали перед глазами. Страшновато, но весело. Вот это я понимаю, кайтинг! Вдруг впереди появляется какая-то коричневая полоса, а за ней не видно ничего. До конца затормозить не успеваю, пролетаю через полосу в неизвестность. Оказалось, я ехал по острову, а за коричневой полосой был спуск к реке. Всё благополучно, но решаю больше не лихачить. Вдруг промоина? За весь маршрут три штуки их всё же встретил. Скорость по навигатору была 50-60 км/ч.

В районе Октябрьского ветер стал попутным. Еду бакштагами, первый раз за поход пою песни. Среди всех песен не было песни Визбора со словами:

А он чуть-чуть не долетел, совсем не много,
Не дотянул он до посадочных огней.

А надо было бы её спеть, потому что действительно не дотянул. До Андры, финальной точки похода, оставалось пару километров, как вдруг ровный снег сменился торосами и кочками. Откуда? За весь поход ничего такого не было. Ветер усилился, это уже передоз.

Падение. Лыжа отлетает. Кайт продолжает тянуть. Рука тянется к заветной красной пимпочке, но из-за толстой рукавицы не может схватиться. Снимаю рукавицу и дёргаю. Катапульта сработала. Кайт уносится прочь, повисает на страховочной стропе и начинает колыхаться, запутывая подкуполку. Извини, дорогой Экстазик, не смог довезти до конца. Распутывать уже не имеет смысла. Абы как упаковываю в мешок. Маршрут завершён.


Приключения продолжаются

Нет, до берега я дотопал благополучно. И даже за это время по телефону договорился о покупке билета на завтра. И билет сразу же был куплен.

Ставлю палатку на берегу реки рядом с ледовой переправой. Переправа даже ещё не закрылась, и рядом с палаткой всю ночь катались машины. Именно с этой переправы четыре года назад началось моё знакомство с Севером, в первой поездке автостопом. Уже тогда я понимал, путешествие на Север будет не последним, и очень рад, что не ошибся.

А вот и обещанный дождик. Хорошо, что вовремя одумался и не поехал дальше.

Поезд отправлялся во второй половине дня, значит можно не торопиться и наконец-то хорошо выспаться. Я и не торопился. Долго спал, потом долго собирался, перекладывая рюкзаки.

Мне казалось, что расстояние до Приобья - несколько километров, почему бы не пройти пешком, положив груз на санки. Выхожу к началу переправы. Грязь и глубокие лужи. Как тут идти? Прошу подвезти водителя грузовика. Он отказывается и сообщает, что осталось километров 30. Как так? Смотрю навигатор - немного меньше, но успеть пешком не реально. Придётся вспоминать, что такое автостоп. Морально настраиваюсь на долгое стояние, но сразу же останавливаю лесовоз. Правда, едет он только до половины пути. Ладно, уже что-то. От места, докуда он меня довёз, оставалось 7 км до переезда. А там либо идти по рельсам, либо по асфальту. Если поторопиться, можно и успеть. Зимник раскис, это скорее не дорога, а огромная грязная лужа. На счастье, сразу же остановил УАЗик, доехал на нём до вокзала Сергино.

Билет у меня от Приобья, но поезд всё равно проходит мимо. Вот именно, что мимо. Узнал это из расписания, а также машинист подтвердил. До отправления меньше двух часов. Как добраться до Приобья - не известно. Прознал у местных, что существует автобус и будет он через полчаса. В две перебежки перетаскиваю вещи к остановке (санки по асфальту не едут), на остановке разбираю санки, связываю лыжи. Автобус опаздывает, народ на остановке стал сомневаться, будет он или нет. Наконец появился. Да не какая-нибудь ГАЗелька, а целый ПАЗик.

Полдороги занимает процесс покупки билета (тариф 20,50 руб. + 3 за багаж). Нужная сумма на билетах аккуратно вырезается ножничками.

Как только перетаскал рюкзаки и лыжи к вокзалу, объявили посадку. Общий вагон оказался купейным, и я предусмотрительно занял верхнюю полку. Другим пассажирам пришлось спать сидя. Сразу после отправления обшмонали менты. К их великому удивлению, ничего не нашли, а про то, что в бутылке не вода, а бензин, говорить им не стал. Вид у меня, надо сказать, действительно был асоциальным. Рожа чёрная, загар до лба.

...с грустью смотрю в окно. Маршрут пройден вроде бы успешно, и в то же время всех ожиданий не оправдал. Я так толком и не погулял по тайге, не пообщался с местными, не посетил глухие посёлки. Словом, проехал мимо. Пожалуй, если бы была возможность ехать дальше, я бы ей воспользовался.

За окном проносятся сосны, берёзы, кедры. Кажется, кедров всё меньше и меньше. Завтра их не останется и вовсе. Послезавтра не будет уже и сосен. А дождь и не думал прекращаться. По прибытию в город от снега остались лишь маленькие чёрные островки.

До свидания, Север, до свидания, любимая Зима!
Город встретил грязным асфальтом


Технические вопросы.

Кайты. Paraavis Xtazy-2 12 - это песня. Он умудрялся тянуть в штиль и не передозить в передоз. Съедал добрую часть турбулы. Семистропная система конечно сложна, и в случае чего норовит запутаться. Зато когда кайт в воздухе, она оправдывает себя полностью. Важный момент. По моей просьбе кайт был отшит с усиленной подкуполкой. Нисколько не жалею, что настоял на этом решении. В условиях длительного похода часто возникают всякие ситуации вроде встречи со смёрзшимся льдом или аварийной посадки в кустарник или торосы. Крепкой стропе всё нипочём, а вот штатная порвётся - проверено горьким опытом. Конечно, толстая стропа ухудшает ходовые качества, к тому же её не желательно использовать на воде, но это вполне разумная плата за неубиваемость.

Ион-2 7 использовал за поход лишь один раз. Толку от него не много. В слабый ветер он не тянет, а непродолжительные бураны можно и на Экстазике пережить. Он бы подошёл, если бы постоянно дуло сильный ветер, но такого не случилось.

Удлинители строп. Палка о двух концах. С одной стороны, на длинных стропах кайт ощутимо лучше тянет в слабые ветра. Но с другой стороны, при нормальном ветре за полчаса можно проехать такое же расстояние, как за штилевой день. В сильный ветер управляемость кайта заметно теряется. Так что вряд ли возьму удлинители в следующий поход.

Лыжи. Длинные и широкие - отличный выбор, никаких к ним претензий. (Длина - 192, ширина в талии - 11).

Спасательный комплект. Самая серьёзная опасность виделась мне в промоинах. Перед походом я поучаствовал в тренировке, организованной союзом велосипедистов "Велоуфа". Мы прыгали в полынью в одежде и учились выбираться из воды. Я постарался максимально приблизить тренировку к условиям похода: горные лыжи, рюкзак. По результатам сделал главный вывод: выбраться из воды в общем-то реально, самое главное суметь потом переодеться в сухое. Именно поэтому я всегда возил в заплечном рюкзаке гермомешок с полным комплектом сухой одежды и обуви. К счастью, вся эта одежда в итоге вошла в список вещей, которые ни разу не пригодились за весь поход. Кроме того, со мной всё время были шильца-спасалки, с помощью которых можно выбраться на лёд. Пригодились. С их помощью очищал ото льда лыжные крепления и подошвы ботинок.

Спутниковый треккер SPOT передавал мои координаты в интернет, где за мной следили и были готовы в случае чего вызвать спасателей. К сожалению, он оказался не больно-то надёжным, сломавшись без видимых на то причин. Связано это с лёгким падением или нет - вопрос спорный.

Связь. Сам того не подозревая, я чуть было не остался без неё. Дело было так. По пути следования поезда на вокзале Тюмени купил симмку Ростелекома как наиболее представленного в регионе оператора. Смартфон у меня двухсиммочный (водозащищённый Texet-TM-3200R), но никогда до этого двухсиммочном режимом я не пользовался. Вставил вторую симмку - заработала. Казалось бы, что ещё надо. Условия тарифа прочитал невнимательно, и в первые же дни похода на Ростелекоме закончились деньги. Родная же симмка МТС продолжала работать. На ней предусмотрительно была сумма порядка 500 рублей. Интернет в роуминге стоит не так уж и дорого, так что экономил я только заряд батареи. Но, как я уже писал, почему-то при наличии хорошего сигнала интернет не работал вообще или работал отвратительно. Причём ничего не изменилась даже по прибытию в город. Причина оказалась в следующем. При установке второй симмки из-за глюка прошивки сбросились настройки первой основной. Интернет продолжал работать, но в самом тормозном режиме WAP. При этом с меня списывалось по несколько рублей за каждые 40 КБ. Но я-то и не думал проверять баланс! В итоге по возвращении в город счёт составил минус 900 рублей, при пороге отключения -950. Ещё бы немного, и остался бы я в походе без связи вообще. И некого винить. МТС не виноват, сам я выбрал такой способ выхода в интернет при наличии нормального. Автор прошивки телефона? Ну-ну...

 

Одежда. Куртка RedFox SnowMan. Можно было подобрать более специализированное изделие, но и так было нормально. Самое главное, мембрана работала. Даже после того, как ночью с её помощью высушил мокрые перчатки, за день она полностью высохла.

Горнолыжные ботинки - самые обычные, но проверенные. Намокли сильно, но это особо не мешало.

Спальник. Я уже упоминал про изолоновый вкладыш. Технология называется паробарьер. Смысл - сохранить спальник сухим, защитив от выделяемой телом влаги. В такой спальник можно без проблем залезть с головой. Для меня это актуально - раньше всегда замерзал нос. А как же влага? Влага впитывается в куртку, которую я не снимал, а днём она высыхала. Изолон оказался неудачным выбором, поскольку он сохранял форму трубы, через которую выходил тёплый воздух. В следующий раз заменю его чем-то вроде армированного полиэтилена. Без паробарьера зимой ходить не хочу.

Санки. Идея не моя, многие с такими ходят. Сделаны из горных лыж, алюминиевых профилей и фанерки с загнутым носом. Минут за 15 собираются и разбираются. Единственное, прогадал с креплением фанерки и верёвочками, которые оказались слишком тонкими и постоянно перетирались. На их ремонт ушёл весь запас верёвки, и всё равно, к концу похода от них ничего не осталось. В целом доволен. Конструкцию надо усилить, и можно идти в серьёзные походы.

Три рюкзака. Нет, всё ж это многовато. В заплечнике был только гермомешок, фотоаппарат, штатив и перекус. Всё равно, тяжеловато. Саночные рюкзаки надо очень хорошо закреплять. Думаю, сделать ремни с затяжками.

Еда. Пеммикан - вещь! Смесь орехов, кусочков шоколада и сушёных яблок также уходила на перекусах на ура. Неплохо было бы взять термос, но не завёл я такую традицию. Экономить на весе еды не надо. Чем больше ешь, тем лучше едешь. Главное, до места старта дойти и не надорваться.

Горелка. Китайская мультитопливная. Оказалась на удивление работоспособной и простой в обслуживании.  В сутки сжигал до полулитра бензина-калоши. Конечно можно было и гораздо меньше, но я особо не экономил и жёг для сугреву. На видео кажется, что в момент растопки от неё может загореться палатка, но это не так. Большое пламя длится не более 5 секунд, и то если разжигать неаккуратно. За это время мокрая ткань палатки становилась чуть тёплой, зато лицо и руки обдавало приятным жаром. Это были самые приятные моменты в походе. 
 
Фото/видео. Основная камера - Canon 650D 18-135 STM. Выбрал её именно из-за этого самого STM - следящего автофокуса при записи видео. И именно этот STM испортил треть видеоматериала. Даже при хорошем освещении, аппарат не знал, на чём фокусироваться, и елозил фокусом взад-вперёд. В общем, в другой раз буду использовать только ручной фокус. А так фотик понравился. По уму, надо было бы взять комплект из 4-5 китайских аккумуляторов, но к началу маршрута они ещё были где-то в пути. GoPro Hero-1 960P. Знаю, старая и плохая камера, но другой тогда ещё не было. Отвратительная цветопередача, вечно широкий угол, искривляющий горизонт. 4 аккумуляторов как раз хватило на весь маршрут. Само собой, снимал только при необходимости.

Маршрут. Ну что тут сказать, маршрут классический. Не самый удачный. Если до меня его с двух попыток не прошёл опытный кайтер, на что я надеялся? Впрочем, я ничего не планировал. Маршрут точно соответствовал моему уроню подготовки к нему: на более сложный я бы на тот момент не решился. На Оби как-никак есть цивилизация и связь. В этот район относительно легко добраться и выбраться. Время похода я выбрал в начале апреля. Думаю, надо было отправляться раньше. Морозы - это конечно не очень комфортно, но и в положительных температурах нет ничего положительного. Не говорю уж про дождь, из-за которого я принял окончательное решение завершить маршрут в Андре.

Точка финиша должна была определиться на пути. Так и получилось. Как учебно-тренировочный поход засчитать можно. Основная цель - испытать снаряжение и проверить свои силы - достигнута.

 

Статистика. За 6 дней прошёл по руслу реки 285 км, по треку - 425 км (с учётом лавировок). Из этих шести дней только три были хорошими ходовыми, из них один против ветра.

0 день. Прошёл 3 км по Иртышу в черте города. Встал возле моста.

1 день. Прошёл/проехал 18 км, ночевал в избе в устье Иртыша.

2 день. Прошёл/проехал 25 км. Ночевал рядом с посёлком Троица.

3 день. Проехал 77 км. Если бы не потеря рюкзака, было бы ещё больше. Ночевал у пос. Красноленинский.

4 день. Всю дорогу против ветра. Проехал 53 км, встал не доезжая пос. Карымкары.

5 день. Тоже против ветра, но ветер дул редко. По руслу вышло всего 23 км. Встал не доезжая Больших Леушей.

6 день. Последний и самый результативный. 86 км. Доехал почти до Андры.

 

 

Искренне благодарю тех, кто оказал мне помощь, как в пути, так и дома, отслеживая моё перемещение. Отдельная благодарность Сергею Прощенко как первопроходцу и вдохновителю. Его четырёхлетней давности лыжня до сих пор проглядывала из-под сугробов и указывала правильное направление.



Комментарии
Привет софт-мазохистам из Башкирии! Спасибо за подаренное ностальгическое настроение 
.
"...Иногда мне хотелось взять кайт поменьше, а уже через 10 минут я сидел и перекусывал в ожидании, когда же задует вновь..."
Ну, а что я говорил? Это и есть Ее Величество Обь!
Желаю более успешной второй попытки. Самое главное - дойти до Малой Оби, там начнется "хардкор". :)
Берегите себя!
Никнейм17.11.13, 19:52
 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: