Каждую пятницу огромная вереница автомобилей, загруженных до предела палатками, едой, мангалами, удочками и всей остальной кемпинговой утварью, тянется по Ленинградскому шоссе от Москвы до г.Осташков. Это городские жители спешат к жемчужине Тверской области, краю озёр и лесов, чтобы провести свои выходные на самом живописном озере Тверской области и всей центральной части России – озере Селигер.
д.Пески - оз.Селигер - оз.Белое - оз.Селигер - оз.Щучье - оз.Селигер - д.Пески
Незабываемые выходные на Селигере
Немного о Селигере

Из источников. Селигер - одно из значительных озер нашей страны. Площадь его - около 260 км2, в том числе под островами - 38 км2. Озеро протянулось на 66 км с севера на юг и на 37 км с запада на восток.  В целом береговая линия составляет более 500км. Средняя глубина озера - 5,8, максимальная - 24 м. Селигер лежит на высоте около 205 м над уровнем моря. Площадь бассейна - 2 275 км2. Свое название озеро получило от первых обитателей этого края - древних финнов. В переводе с финского Селигер толкуется как "озеро на волоке", "прозрачное озеро", "изрезанное озеро". Характерная особенность озера - зеленеющие повсюду над голубой гладью большие и малые острова. Всего островов здесь 169. В центре озера - огромный остров Хачин (31км2). Крупные острова также - Городомля, Кличен, Журавка, Столбный, Кошелев, Скребель, Старицкий, Великий, Бежачий.

Я много раз бывал на берегах озера Селигер, проезжал эти места на автомобиле и велосипеде, но именно в прошедшем с 5 по 8 августа 2016г. байдарочном походе я понял, что этим озером, всё-таки, нужно любоваться с воды.

Дорога к стапелю 05.08.2016 Пятница

В пятницу вечером, преодолев долгий путь до д.Светлица, наш автомобиль выехал в намеченное заранее место к озеру Селигер. Однако нам не суждено было встать именно в том месте, где планировали заранее. А планировали мы встать на красивом песчаном пляже, недалеко от того места, где когда-то проходил Молодёжный Селигерский форум. Форум там уже давно не проходит, а подъезд к берегу закрыт, периметр охраняется. Уже в 11 часу вечера начинаем поиски другого места стоянки, но, как оказалось, в преддверии выходных, да и ещё и в темноте, эта задача была не из лёгких. Все возможные места стоянки заполонили сотни машин, палаток, тентов, столов и стульчиков, народ приехал на выходные отдыхать. После получасовых поисков, наконец, находим пятачок у озера, где можно поставить пару машин и палатки. Отзваниваюсь Павлу П. (у нас в команде было 2 Павла, поэтому буду писать так), он с Ксюхой ещё в пути, сообщаю ему, что у нас изменилась точка сбора и отправляю ему СМСкой новые координаты.
Первый день маршрута 06.08.2016 Суббота

Утро начинается с купания в мелком и заросшем озерце, в темноте нашли не самое удачное место, но нам же только переночевать…. Утром на рисовую кашу к нам присоединяется Павел И. с Леной. Они приехали в д.Светлица аж в шестом часу утра, наш лагерь не нашли и встали неподалёку. После завтрака собираемся и выезжаем в д.Пески. Там нас уже ждёт Денис с 2-мя дочками. Правильное решение, так как нужно иногда отрывать молодое поколение от мониторов электронных гаджетов и показывать им другой мир, в который современная молодёжь так редко углубляется, мир туризма и путешествий, мир живых, весёлых и, порой, безбашенных людей. На берегу собираем байдарки, ставим машины на платную стоянку (150 руб в сутки), которая находится тут же в 20 метрах от берега, купаемся и отправляемся в путь. Я побил свой рекорд по сборке «Маринки» в одиночку – 50мин., а вот ребята с байдаркой «Нева» что-то долго пыхтели, одна застёжка никак не давала им покоя.
На открытом пространстве хозяйничает сильный ветер, на борт нашей байдарки он нагоняет приличные волны с «барашками». Тут-то мы и пожалели, что не надели «юбки». Время от времени в байдарку заливалось приличное количество воды. Мокрые, но счастливые мы продолжаем грести к намеченной цели.
Наша первая цель – озеро Белое. Находится это озеро внутри о.Хачин. К нему ведёт относительно широкая протока, больше похожая не небольшую реку, я её сравнил с рекой Созь, которая протекает по Оршинским болотам от озера Великого и впадает в р.Волга. Перед входом в протоку слева видим другую протоку – это Копанка. Копанка – искусственный канал, около 100 метров в длину, вырытый вручную монахами Нило-Столобенской пустыни ещё в XVII веке. По каналу на лодках доставляли кирпич в монастырь, сокращая расстояние. Копанка кратчайшим путем соединяет в этом месте восточное и западное побережья озера. Озеро Белое, практически идеальной формы, скрытое от сильного ветра со всех сторон высокими сосновыми берегами, привлекает в свою тихую гавань огромное количество туристов на самых различных плавательных средствах. По озеру, разрезая водную гладь, несётся моторная лодка, а за ней, как брошенная галька, скачет по образовавшимся от лодки волнам вейкбордист, упавший с доски :) . На этом озере у нас запланирован обед, легко находим отличное место на берегу, купаемся и отдыхаем.
1 . На фоне Ниловой пустыни
На фоне Ниловой пустыни
После обеда выплываем к ключевой точке нашего маршрута – озеро Щучье. Плывём вдоль берега острова Хачин. Позади нас остаётся Нилова Пустынь, на фоне которой мы делаем красивое фото. Справа от нас открывается вид на с.Кровотынь, оно находится в 5 км от нас, но церковь с куполами и крестами видно отчётливо. Очень красиво, любуемся красотами. Грести практически не приходится, так как ветер сильно подгоняет нас в спину. В этот момент наши экипажи разделяются. Почему-то 2 байдарки с навигаторами поплыли за мыс Толстик в сторону Кравотыни, а нам нужно было продолжать движение вдоль берега до мыса Тищенко. Быстро ещё раз сверяюсь со своей картой 2-хкилометровкой. Всё верно, наш экипаж держит верный курс. А ребята в это время, подгоняемые попутным ветром, уже удалились от нас на приличное расстояние. Кричу им, что они плывут не в ту сторону. Удаётся докричаться. Павел И. и Лена подплывают ко мне, чтобы сверить маршрут навигатора с моей картой. Оказывается, навигатор нагло врал и повёл к озеру Щучьему какими-то окольными путями, которыми до него и не добраться. Заходим в красивую заводь. С первого взгляда, протокой на какое-либо озеро «и не пахнет». Весь берег плотно зарос камышом. Ещё раз сверяемся с картой, определяем наше местоположение по навигатору, берём ориентиры и точно определяем место захода в протоку. Издалека так сразу её и не заметишь.
2. Заходим  в протоку на Щучье
Заходим в протоку на Щучье
3. Заходим в протоку на Щучье
Тут начинается, наверное, самая интересная и запоминающаяся часть нашего водного приключения. Узкая заросшая протока петляет в высоком камыше, как змея. Среди группы начинают ходить нездоровые разговоры о верности нашего направления: «А может назад?», «А мы туда, вообще, плывём?», «А куда мы плывём?», «А зачем мы плывём?». О местных аллигаторах, которые славятся не своими укусами, а своей ужасной привычкой – присасываться к ногам :) , т.е. пиявках.
4. Постепенно протока сужается
Постепенно протока сужается
Мой интерес при этом только нарастал, особенно, когда протока заметно обмелела и стала пригодна только для того, чтобы байдарку по ней тащили волоком. Выпрыгиваю из байдарки и сразу засасываюсь по колено в грязную чёрную болотную жижу…..в воздухе запахло сероводородом. Нет, мне не было настолько страшно – это пузыри болотного газа поднялись из глубины болота по моим ногам и забурлили на поверхности грязной черной массы. Экипаж Павла П. и Ксении вежливо пропускает нас вперёд. Высаживаю Наталью из байдарки и, как бурлак, волоком за нос тяну наше плавсредсво по мели.
5. Всё мельче и мельче
Всё мельче и мельче
6. Приходится тащить байдарку волоком
Приходится тащить байдарку волоком
За очередным поворотом встречаем белую цаплю. Так близко в живой природе я её ещё ни разу не видел. Любуемся грациозной птичкой и продолжаем движение. И вот, когда уже впереди показался чётко различимый ручей с песчаным дном, в самой последней грязевой луже меня конкретно засасывает. Борюсь с силой природы и выхожу на песчаное дно ручья. Кажется, вот оно…всё….теперь будет легче. Но, по факту, волочить гружёную байдарку по мелкому ручью оказалось очень нелёгкой задачей.
7. Последняя грязевая лужа
Засосало по самые помидоры
Пока я метнулся кабанчиком вдоль ручья, чтобы посмотреть, далеко ли до озера, Павел И. решил обойти ту грязную лужу и попал в самую настоящую болотную трясину. Когда я вернулся с радостной вестью (до озера оставалось не многим более 100 метров), то моему взору открылась потрясающая картина. Павел стоит практически по пояс увязший в болоте, а кто-то из девушек (не помню кто именно) протягивает ему длинную сухую палку. Спасательная операция длилась недолго и закончилась успешно. По словам Павла, он впервые ощутил на себе, что значит попасть в болотную трясину, когда каждое твоё движение и каждая попытка как-то выбраться самому провоцирует ещё больше проблем и ускоряет процесс увязания.
8. Пашка тонет в грязи
Пашка тонет в грязи
Наши старания были вознаграждены потрясающим видом, который открывается при выходе из протоки. Глухое лесное озеро, окружённое высокими соснами, практически идеальная гладь зеленоватой воды.
9. Спокойствие не озере Щучье
Спокойствие не озере Щучье
На озере немного отдыхающих ввиду его труднодоступности, они добрались сюда по суше: где-то выгрузились на берег острова Хачин с моторных лодок и через лес прошли в это, скрытое от всей мирской суеты, место. Находим хорошее место стоянки, просторное и ровное. В таких местах поиск места под палатку не вызывает проблем, главное, убрать из-под палатки сосновые шишки. На противоположном берегу есть ухоженный родник с чистой и холодной ключевой водой. Разводим костёр, готовим ужин, купаемся в озере. У костра завязываются разговоры о походах, шутки и анекдоты, даже запустили праздничный фейерверк …. было весело. Когда совсем стемнело и часть нашего лагеря завалилось спать после трудового дня (особенно утомило таскание байдарок по протоке), я спустился к озеру. У кромки воды сидела в полной темноте Наталья, я решил составить ей компанию, расположившись рядом. Наслаждаемся тишиной. Звёздное небо отражается в ночной глади озера, идеальная тишина, свежий воздух с запахом сосновой хвои. Яркий метеорит появляется откуда-то из глубины космоса и сгорает за линией леса: «Вот оно какое, наше болото» (из м/ф «Большое ухо»), в голове играет музыка из этого мультфильма, ты ждёшь, что сейчас в центре озера раскроется большая белая кувшинка.
Второй день маршрута, дорога домой 07.08.2016 Воскресенье

Наш лагерь проснулся рано. На свежем воздухе спится хорошо и крепко, быстро восстанавливаешь силы и высыпаешься. Пока все копошатся в своих палатках, я ухожу на озеро, утренний заплыв окончательно прогоняет сон и даёт заряд бодрости на весь день. Завтракаем, собираемся и выплываем в обратный путь.
10. Сразу видно - лагерь водников
Сразу видно - лагерь водников
Я и Наталья всех опередили на приличное время при выходе из протоки в Селигер. Ребята решили часть вещей пронести по берегу до глубокого места протоки, чтобы меньше мучиться с волоком гружёных байдарок на мелководье. Моя «Маринка», ввиду особого профиля киля, позволяет проходить нормально даже мелководные участки. Выходим в озеро и ждём остальных. Я решил не терять время зря и раскладываю спиннинг. Несколько пустых забросов. Видно, что места рыбные, не может быть, что здесь никто не клюёт. Меняю блесну, опять пусто, меняю на другую блесну. На втором-третьем забросе поклёвка. От неожиданности затряслись руки…щука..да…щука. Тащу. Наталья готовится схватить её со своей стороны рукой. Рыба сходит прямо у борта лодки. Видимо, я от неожиданности плохо подсёк рыбу и она сошла. Ветер сносит нашу байдарку с места первой поклёвки метров на 150. Я не теряю надежды: «Значит, рыба здесь есть». На втором забросе мощная поклёвка. Нет, в этот раз я не упущу свою добычу. Делаю сильную подсечку. Леска натягивается как струна. Полные энтузиазма и эмоций мы празднуем победу, ещё даже не выловив щуку. Крики радости разносятся на весь Селигер. Наконец хорошая красивая Селигерская щука бьётся у меня в руке. Руки ужасно дрожат от адреналина. С трудом работаю экстрактором, чтобы извлечь крючок из клыкастой пасти. Уха на обед гарантирована.
11. Вот она какая
Вот она какая, Селигерская щука

Плывём к месту антистапеля, ребята уже успели выплыть с протоки и уйти далеко вперёд. Быстрая «Маринка» несёт нас по волнам на «широкой воде», огибаем Нилову пустынь и заходим в небольшой заливчик у д.Пески. Здесь команда уже собирает байдарки, а я чищу рыбу и начинаю готовить уху. После обеда, грузимся по машинам и прощаемся. Все 4 экипажа едут в разные стороны. Надеюсь, скоро мы снова соберёмся такой вот весёлой компанией, а может даже и большей, и отправимся в наше очередное приключение полное новых и ярких впечатлений, смешных эпизодов и новых знакомств…