Сплав по Ва

Фото 12 Чип и Дейл по-тайски Фото 12 Чип и Дейл по-тайски
Фото 13 Дары джунглей Фото 13 Дары джунглей
Фото 14 Лагерь отважных рафтеров Фото 14 Лагерь отважных рафтеров
Фото 15 Ужин чем Будда послал Фото 15 Ужин чем Будда послал
Фото 16 Девичий ужас Фото 16 Девичий ужас
Фото 17 Самый крутой порог реки Фото 17 Самый крутой порог реки
Фото 18 Мы пойдем другим путем Фото 18 Мы пойдем другим путем
Фото 19 Глаыный слив позади Фото 19 Глаыный слив позади
Фото 20 Очередные бурунчики Фото 20 Очередные бурунчики
Фото 21 А ну-ка угадай куда идти Фото 21 А ну-ка угадай куда идти
Фото 22 По кочкам в ямку БУХ Фото 22 По кочкам в ямку БУХ
Фото 23 А вам не завидно Фото 23 А вам не завидно
Фото 24 Утреннее умывание Фото 24 Утреннее умывание
Фото 25 Рыбалка без снастей Фото 25 Рыбалка без снастей
Фото 26 Последний порог Фото 26 Последний порог
Река у села течет ламинарным потоком шириной метров двадцать. На струе достать веслом дна не удается, то есть глубина более полутора метров. Сразу за деревней исчезают следы пребывания человека. Мы плывем между крутых берегов, покрытых буйной растительностью.
Первый час сплава заметных препятствий практически нет, после чего падение реки увеличивается и мы проходим длинную шиверу, лавируя между камнями в центре реки. Рафт на удивление неплохо управляется. Видимо сказывается то, что раньше на сплавах на рафте на носу сидел только один человек, понимающий что и как надо делать – я, а теперь рядом сидит мой товарищ с приличным опытом водных походов. После шиверы река проходит через серию коротких сливов и уходит в каменный коридор, который заканчивается длинным порогом.
До этого порога никаких разговоров с тайцами у нас вообще не было, и я смекнул, что надо самому начинать разговор, чтобы не вылететь где-нибудь на постамент. Пороги не сложны и не опасны, но висеть на камнях гордость не дает, а с воды не всегда все видно. Кстати и имя у рулевого оказалось подходящее – Чо. Знание английского у него на уровне выпускника районной сельской школы – то есть на уровне отдельных слов. Передаю нашу беседу, которую я вел, повернувшись к рулевому лицом, перед порогами, где линия движения была не очевидна.

- Ну Чо. Влево, по центру или справа?
- Йес!
- А фиг ли Йес! Ты рукой покажи туда, туда или сюда.
- Йес! (показывает рукой)
- О кеу! Блин!
После первых порогов женщины окончательно осмелели. Если в первых порогах они смотрели на воду с обреченностью Муму, то спустя некоторое время неожиданно распрямились, перестали хвататься за все близлежащие веревки и даже начали грести. Они осознали, что если их и собираются топить, то не сегодня. А раз не сегодня, то почему мы вот так вот проплываем мимо всяких там деревьев и лиан, которые увешаны неведомыми фруктами. Дальше рафт шел, как маршрутка. Завидев впереди что-нибудь свисающее дамы орали что то типа “Стой, басурманин”. Если то, что свисало было съедобно, то маршрутка прижималась к тротуару и останавливалась (то есть рафт причаливал к берегу). Из рафта мигом, как “двое из ларца” выскакивали тайцы и обтрясали указанные фрукты с ловкостью Чипа и Дэйла. После этого, фрукты переносились в нору (на рафт), где и потреблялись нашими дамами в невероятных количествах. Лишь изредка рулевой говорил, что эти фрукты несъедобны, не вкусны или он их просто не знает, поскольку в джунглях их растет более двух тысяч наименований. К сожалению, на сплаве окончательно сдохла видеокамера. Не любит эта техника, когда влажность сто процентов, сверху морось, а снизу брызги. Поэтому дальше снимали только на один фотоаппарат, закаленный в водных походах. На него же я надиктовывал лоцию, поскольку у фотоаппарата есть возможность работать в качестве диктофона.
Меж тем шиверы и пороги продолжаются еще около получаса, после чего склоны ущелья несколько расходятся, над рекой висят остатки подвесного моста, по склонам видны узкие тропинки. Ниже еще один подвесной мост, после которого река вновь уходит в ущелье. Через 20 минут сплава по несложным шиверам слева в реку впадает крутопадающий ручей, в устье которого на дереве прибита табличка с надписью www.nantouring.com, а дальше тайские корябушки. На крутом склоне холма виден рафтерский лагерь. Мы проплыли его и остановились в двадцати метрах ниже ручья перед небольшим островком в центре реки у второго рафтерского лагеря. Сплав в этот день занял два часа.
Лагеря рафтеров обычно расположены на крутом склоне холма на искусственно выровненных площадках. Иногда стоянки устраивают и около воды, но, видимо, если наплыв клиентов уж очень велик и всем не хватает места в основном лагере. Лагерь включает в себя длинный стол с лавками, размещенный под навесом, кухню с настилом для ночлега обслуживающего персонала (тоже под навесом), несколько туалетов и кабинок для переодевания, оборудованных душем и выровненные места под 16 – 20 двухместных (по нашим меркам четырехместных) палаток.
Что делают российские туристы, когда останавливаются на ночлег. Первым делом после разгрузки и зачалки судов ставятся групповой тент, палатки и разводится костер, после чего уже можно разгидриться и сбегать в ближайшие кустики, в том числе и за дровами. Что делают тайцы. Разгрузка и зачалка проводится также, но клиенты и рулевой несут в лагерь только свои вещи. После этого налаживается водопровод. Так как Ва течет по глине, то цвет и вид воды не очень то влечет ее использовать. Нет, в мои юные годы на Риони весной одна девочка из нашей группы посветила фонариком в кипящий суп и спросила: “Ой, мальчики, кто это чай в суп засыпал”? “Погаси свет, дура! Здесь вода такая”, - прозвучало ей в ответ. Так вот, в Тайланде ко всем лагерям рафтеров проведены трубопроводы, по которым из горных источников течет кристально чистая вода. Первая задача обслуги заново состыковать эти трубы, которые могут быть разорваны ветром, птицами или дикими зверями. Как только потекла вода, ее тут же дают в душ. Вот что значит европейское воспитание. Это у нас в лучшем случае одна баня за месячный поход, а здесь – душ ежедневно – утром и вечером. Затем вода подводится к кранам, которые заодно служат и умывальниками. Типа для тех, кому лениво дойти до душа. А потом вообще фантастика – вода подводится к туалетам. Нет, не к домику с русским названием “очко”, а к халабуде с бетонным полом в который вмонтирован самый обычный городской унитаз. Вот только воду в него вы должны залить сами из крана ведром. В общем, отдыхает не только Алтай с его кустиками и “зеленой газетой”, но даже заимка в Саянах, сделанная по команде Шойгу для Лужкова на берегу Каа-Хема – там всего лишь пресловутое “очко”, но с туалетной бумагой.
И только убедившись, что клиентам есть чем заняться – помыться, переодеться, обслуга приступает к установке палаток. Сначала вешается общий тент на 2 палатки на бамбуковую раму, а уже под этим тентом ставится обычные палатки со своими тентами. Делается это затем, чтобы во-первых, палатки не намокали во время установки, если идет дождь; во-вторых, один тент нормальный тропический ливень пробивает, как кнопка газету, а вот второй тент, уже нет. По мере установки палаток клиентам остается только метнуть в нее свои вещи и разложить спальник. Одно “но” – коврик не предусмотрен. Это не очень страшно, так как земля теплая, да и температура воздуха ночью такова, что спишь в основном на спальнике, а не внутри него.
И только после этого разводится огонь и начинается приготовление ужина. Огонь разводится либо из сухого бамбука, либо используется газовый баллон. Местные деревья настолько пропитаны водой, что не горят, а бамбук зачастую специально подрубают, чтобы он подсох. Когда котелок уже булькает, кто-нибудь из обслуги отправляется за дарами природы. В нашем случае, так как фруктов у нас на рафте и так было предостаточно, это были молодые побеги бамбука, которые выкапываются из-под земли около корня растения. В сыром виде они напоминают редиску, в вареном – вареную редиску. То есть мы ели только в сыром.
Вечереет, и вот тут начинается основной концерт. Цикады начинают объяснения в любви. Это не те жалкие козявки, стрекотание которых описывали поэты в Крыму и на Кавказе, это матерые зверюги, которые сообщают всем окружающим джунглям, что им хочется найти партнера! Очень!! Как кавказцу, вожделеющему блондинку!!! Если стрекотание наших цикад можно сравнить с песнями девок у околицы села про “одинокую гармонь”, то тайские – это скорее Паваротти с верхним фа в двух метрах от вас. А по лирике исполнения кажется, что сосед в соседней квартире создал малое предприятие по распилке кругляка в штапики и пока он не распилит весь добытый непомерным трудом вагон леса, он свою циркулярку не остановит. Это не шутка, “циркулярка” цикад звучит почти до полуночи.
Здесь же подлетают и “пернатые” друзья, которым не терпится отведать “тела вашего пряного”. Насекомые очень тактичны, ни звона, ни зудения, а жрутся, как в России. Нет, их конечно меньше, чем у нас в Карелии или в Сибирских болотах, но вполне сравнимо с подмосковными лесами. Дэта и прочие гадости помогают, но слабо и не надолго. А, впрочем, вот уже несут ужин: супчик, курицу с рисом, овощной салат, жареные овощи, свежие фрукты, чай, лепешки и побеги бамбука на закуску. Приправы по вкусу отдельно. Клиенты кушают за основным столом, обслуга на кухне. Лавки и стол перед подачей пищи обычно накрываются банановыми листами вместо скатерти, благо бананы в округе растут в изобилии. За ужином поднимаем стопки, вырезанные из бамбука, за первый день сплава и за первые пороги на реке выше второй категории сложности, которые наши дамы до этого не ходили.
Утром следующего дня нас ждал завтрак и быстрые сборы. Уже в 9.30 утра мы вышли на воду. Примечательно то, что на стоянке не осталось вообще никакого мусора. Мусор полностью собирается в бочку и забирается с собой на рафт. Поэтому стоянка всегда чистая.
За следующим поворотом реки вверху виден еще один рафтерский лагерь, из чего становится ясно, что минимум три фирмы регулярно осуществляют сплав по Ва. Характер реки немного изменился. Камни в реке часто образуют пороги и шиверы приблизительно третьей категории сложности, за которыми следуют откровенные плесы. Но мы не в Карелии. В Тайланде клиенты развлекаются на порогах, а “подвесные моторы” гонят рафт вперед на плесах. Ловлю себя на том, что уже появились достаточно внушительные бочки, а мы все идем без фотографий. Так ведь ничего на память не останется. Говорю об этом Чо. Он кивает головой и отвечает, что достойные с его точки зрения пороги мы обязательно посмотрим и сфотографируем их прохождение.
Мы уже около часа сплавляемся по реке, преодолевая короткие крутые сливы до полутора метров и длинные каменистые пороги и шиверы, требующие лавировки в струе. Изредка река сжимается невысокими короткими скальными каньонами, а в прочих местах течет в очень живописном крутом ущелье полностью заросшим влажным тропическим лесом. По берегам нет ни дорог, ни тропинок. Останавливаемся только для пополнения запасов фруктов, которые экипаж хомячит почти без остановки. Один раз встречаем охотника, пробирающегося вверх по реке по береговым камням. На поясе у него висит широкий тесак, а в руках он держит ружье, которое несколько длиннее своего хозяина. Наверно этот карамультук сделали задолго до первой мировой войны. Я бы не очень удивился, если бы узнал, что оно заряжается с дула. На мой вопрос, на кого здесь можно охотиться, Чо ответил, что на тигра, кабана и вообще на все, что движется, но это браконьер, так как мы плывем по заповеднику.
Наконец реку преграждает оползень с левого берега, к которому мы зачаливаемся, чтобы осмотреть первый достойный порог. Порог представляет из себя одиночный крутой полутораметровый слив с внушительной бочкой за ним. Всего то и делов – разогнаться и прыгнуть в слив, желательно ровно и ближе к левому берегу. Но ведь тогда дамы не почувствуют удовольствия от прохождения. Нет, их надо за ручку отвести к порогу, рассуждая, что будет, если неправильно зайти в порог, если прыгнуть со слива лагом, если бочка перевернет или остановит рафт, ну, в общем, слегка “закашмарить” их. Только в этом случае после прохождения слива фотоаппарат запечатлеет по настоящему счастливые лица.
Через пару поворотов река образует уже действительно серьезный порог. Идем на просмотр. Порог образован двумя грядами камней. Падение на первой гряде около трех метров, на второй не более двух метров. Между грядами промежуток 10 – 15 метров. В первой гряде чистый широкий слив по центру выводит на острый надводный камень в десяти метрах ниже слива. Уход вправо от этого камня, куда и устремляется большая часть воды, приведет к прыжкам по полуобливным камням и пробиванию бочек во второй ступени. Чистый проход остается слева от центрального камня. На двойке или разгруженной четверке уйти туда можно без особых проблем, но на груженом рафте чистое прохождение вряд ли осуществимо. Тут уже Чо советуется со мной потому, что они обычно ходят по центру. В большую воду камень в центре будет залит, а в малую от него будет отбой. Я предложил идти не в центр, а вдоль левого берега через двухметровый водопадный слив, так как это наверняка позволит нам обойти камень в центре слева. Именно так мы и прошли.
Ниже порога вновь идут шиверы, перемежающиеся плесами. Долина немного расширяется, по берегам заросли бананов. На каждом повороте реки крутой перекат. В русле реки торчат кусты. Видимо, по малой воде здесь острова. На одном из поворотов причаливаем к песчаной отмели для обеда. В конце отмели стоит небольшой шалашик, которым можно пользоваться при дожде, вокруг нас порхают около десятка красивых бабочек. На обед жареная рыба с рисом из термоса (ее жарили утром), свежие фрукты и овощи и вода из бутылок.
После обеда сплав продолжился. Идем по несложным порогам, многие из которых заканчиваются скальными коридорами или просто красивыми скальными выходами. Ущелье снова сузилось и береговые виды по-прежнему очень красивы. На берегу видели одинокого рыбака, но люди здесь по-видимому все же бывают, так как у берегов иногда встречаются бамбуковые плотики, на которых тайцы переправляются через реку. Никаких признаков тропы мы так и не заметили. Через час сплава связка из двух красивых порогов, разделенных притоком слева. Можно было бы пройти чисто и красиво, но рулевой ведет грязно и надежно через обливные камни. Дальше снова сорок пять минут сплава по плесам, которые прерываются тремя относительно простыми порогами, где линия движения читается с воды.
Ниже начинается пятнадцатиминутный сплав по насыщенному порогами участку. Пороги длиной 150 – 200 метров с большими валами и крутыми сливами разделены быстротоками такой же протяженности. Участок заканчивается серьезным порогом, где вся вода наваливает на большой камень в струе левее центра, а потом еще и на затопленное бревно. Проход по основной струе возможен, но нужен четкий маневр. Мы же шли в узкий проход между зубьями и далее через водопадный слив у правого берега.
За порогом вода практически останавливается, правый берег понижается, на правом берегу у реки рафтинговый лагерь. На левом берегу под деревьями обширная поляна. Впереди видно расширение долины, слева впадает приток. Отсюда еще 15 минут сплава через два простых, но бурных переката до песчаной отмели левого берега с тропинкой, уводящей вверх к лагерю рафтеров. Внизу у реки на отмели тоже стоит стол, но он, видимо, используется редко.
У стола на стоянке растет очень эротичный банан и этим, а точнее его сладкими соцветиями, объясняется внушительно количество муравьев вокруг стола. То есть стоит вам уронить на стол пару крошек и пожалуйста – целая колонна муравьев лезет к вам в гости. О насекомых уже много сказано, но упомяну еще о некоторых и прежде всего термитах.. Безобидные на первый взгляд зверюшки. Но в эту ночь мой товарищ оставил зонтик не в палатке, а между первым и вторым тентами палатки. С утра зонтик напоминал шумовку. Термиты прожрали в нем сотни маленьких кругленьких дырочек. Действительно, что за рацион у них – гнилушки да деревья, а тут болонья – деликатес, да и только. Еще помяну пауков. Их здесь немного и они поменьше, чем в Индии – не больше чайного блюдца. Спокойные и уверенные в себе. Несмотря на призывы ни кто из нас не захотел протянуть им палец дружбы.
Вечер прошел также, как и предыдущий, за исключением того, что мы с товарищем (который очень неплохо поет) спели дуэтом пару туристских песен, стараясь забить цикадам баки. Видимо удалось, потому что к нам от кухни пришел Чо и поинтересовался у меня: “Мистер интересовался домашним тайским виски, так вот я могу его вам предложить”. Наши целомудренные дамы наотрез отказались пить непонятно чо с непонятным Чо. Мы же с товарищем приглашение приняли и пошли смотреть кухонный быт тайского коммерческого сплава.
В советской России при разливе поллитры в закутке большой популярностью пользовались вафельные стаканчики, в которых продавали весовое мороженое. С эту тару наливалась норма, выпивалась, а потом норма тарой закусывалась. В Тайланде – очень похоже, вы и пьете из бамбука и закусываете побегами бамбука. Но вот качество спиртного, налитого, кстати, из обычного запаянного полиэтиленового пакета, – такого шмурдяка я не пробовал даже в провинциальных сибирских городках, где по слухам гонят из еловых иголок. У китайцев из того же самого риса, что и в Тайланде, напиток получается гораздо лучше. После второй рюмочки пришлось посетить загашник, где у меня лежала нетронутая бутылочка настоящего медицинского спирта. Здесь, как и в Индии в прошлом году, местные жители впервые пили напиток настоящих русских туристов – водников. Естественно, Чо и его коллег пришлось учить этой нехитрой премудрости (ну, не разбавлять же!). Однако, если в Индии уже после первой рюмки обнявшись можно проорать на чистом индийском “Хинди Руси бхай бхай” (индус и русский братья), то для подобной вещи в Тайланде не знаю, сколько надо выпить, ну не можем мы так мяукать. В общем, вечер прошел не зря.
С утра мои соплаватели смотрели на меня исподлобья, задавая вопрос “Ты что с мальчишками сделал? Ты посмотри на свою ряху и на их кости … ”. Я же отвечал им, ссылаясь на закон Петра Первого о насильниках. “… Виновных казнить смертию. Но перед тем разбирательство учинить, кричала она, али нет, и сопротивлялась ли? Ибо иной раз видно бывает, что и сама к тому немалую охоту имела… ”. Благо завтрак был подан вовремя и на воду мы вышли на десять минут раньше, чем вчера.
Полчаса после начала сплава идем по практически спокойной воде. Ниже падение реки увеличивается и следует серия из пяти порогов, четыре из которых относительно просты и следуют один за другим, а пятый – следует после длинного плеса, где река изгибается влево, за крытым правым поворотом. Порог представляет из себя крутую горку с хаотически наваленными обливными камнями, за которыми бочки и пенные ямы. Хмурый Чо забыл, видимо, что на порогах, которые можно заснять следует остановиться, поэтому шли этот порог без остановки. Впрочем, вполне возможно, что он затаил таки на меня некоторое свинство, так как практически без скорости вывел рафт на обливник, с которого мы падали 1,5 метра в пенную яму размером больше, чем рафт. Носовые гребцы ушли под воду с головой. Рафт остановился и подвсплыл. Только тогда носовые смогли зацепиться за воду и вытащить судно из ямы – упоров-то нет, и в пене приходилось держаться за леер, чтобы не вымыло. Есть и еще одно предположение. Во многих рафтерских фирмах от рулевого требуют сделать хотя бы один оверкиль во время сплава, потому что это – фан, как они говорят. На Даламане я в порогах не дал рулевому ни разу положить наш рафт, хотя попыток было много. Он так расстроился, что посадил меня рулевым, надеясь на то, что я сжалюсь. И я сжалился – он положил все-таки наш рафт (не без моей помощи) но не в камнях, где можно побиться без щитков, а в валах на быстротоке. После этого на его лице было выражение выполненного долга.
После прохождения этого порога Чо и компания выглядели уже не такими хмурыми. По-видимому, водные процедуры вполне заменяют стакан рассола. Следующие двадцать минут снова шли по относительно ровной воде. Я еще раз напомнил Чо о желании запечатлеть наш сплав на цифровые носители. Чо очередной раз сказал “Йес” и практически сразу зачалил рафт. Впереди был двухступенчатый порог, который тайцы считают двумя порогами. Вообще-то по тайской лоции эти две секции реки содержат 35 порогов, но в рекламе вы прочтете - “более ста”.
Порог не очень сложный, но запомнился он совсем другим. Перед порогом в реку впадает чистый приток шириной метра два. Чо спросил у меня, не будет ли мистер против, если они наловят рыбы на обед. Я был не против. Рыбачили они руками, ловко выхватывая рыбешку из-под камней и корней деревьев. Одна из наших дам тоже попробовала этот способ рыбной ловли, но ее добычей стал лишь мелкий речной краб.
Двухступенчатый порог прошли без проблем и через пять минут нас ждало следующее, последнее препятствие, где Чо опять почему-то не зачалился. Последний порог напоминает порог “Воронка” на Оноте. Река растекается широко по отмели перед порогом, а затем собирается в одну узкую струю и уходит в скальный коридор. Высота коридора здесь около пяти метров и на нем лежит плавник, что говорит о возможном уровне воды в Ва во время паводка.
От конца порога уже видна отмель правого берега с отдельными строениями – конечная точка нашего маршрута. Конечная точка, как и точка старта тоже оборудована помещениями для переодевания, туалетами и душем. Здесь, как и в начале сплава нам был предложен горячий обед. После обеда мы погрузились в пришедший за нами грузовичок с местами для пассажиров. То есть шофер и мы сидели внутри, а вещи и обслуга – в кузове. Минут пятнадцать грузовичок карабкался по проселочной дороге по склону холма, после чего выехал на шоссе и через полчаса привез нас в офис рафтерской конторы. Погода установилась солнечная и за полтора часа, пока мы ждали минибас, который должен был везти нас дальше, мы переоделись и высушили все вещи.


Комментарии
Guest18.02.12, 08:03
Круто. 
Сами зимуем на юге Тайланда и собираемся повторить маш маршрут на севере. Спасибо за подробное описание!
Editor09.12.09, 15:31
Видно потешались как хотели... и вы над ними )) 
- Ну Чо. Влево, по центру или справа?
- Йес!
- А фиг ли Йес! Ты рукой покажи туда, туда или сюда.
- Йес! (показывает рукой)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте