Ангкор

Фото 01 Въезд в Камбоджу Фото 01 Въезд в Камбоджу
Фото 02 Храм Байон Фото 02 Храм Байон
Фото 03 Джунгли наступают на храмы Фото 03 Джунгли наступают на храмы
Фото 04 Здесь недавно были динозавры Фото 04 Здесь недавно были динозавры
Фото 05 Нерукотворный Будда Фото 05 Нерукотворный Будда
Фото 06 Здесь сидел Прокаженный король Фото 06 Здесь сидел Прокаженный король
Фото 07 Плывунцы Тараканы Саранча к столу Фото 07 Плывунцы Тараканы Саранча к столу
Фото 08 Школа Буддизма города Нан Фото 08 Школа Буддизма города Нан
Фото 09 Старый храм около города Нан Фото 09 Старый храм около города Нан
Фото 10 Школьное практическое занятие Фото 10 Школьное практическое занятие
Фото 11 Чо с нами на сплаве Фото 11 Чо с нами на сплаве
Перелет прошел успешно и мы прибыли в Бангкок точно по расписанию. При выходе из аэропорта желательно зорко смотреть по сторонам – на стеллажах расставлены схемы Бангкока, которые купить или взять в городе практически невозможно. Здесь же можно и поменять валюту, так как все расчеты в Тайланде возможны только в батах. Курсы обмена в не очень разняться в разных меняльных конторах, поэтому не важно, где именно вы поменяете свои доллары или евро. На выходе из здания аэропорта мы подошли к будочке у остановки такси и уже через несколько минут ехали на машине на Северный автовокзал.
Автобусы до границы с Камбоджей ходят очень часто, проблем с билетами – никаких. Автобус не доезжает до границы пару километров – здесь лучше взять тук-тук, хотя можно и пешком. Дело в том, что воздух в такси, здании автовокзала и автобусе кондиционированный, а когда выходишь на улицу, то жара и влажность как бы дают тебе по голове невидимой боксерской перчаткой. Мягко, но со всей силы! Это в полной мере ощущаешь, когда сходишь с тук-тука и плетешься под грузом своих вещей к дверям сначала одного, а потом другого погранпоста. При покупке визы в Камбоджу никаких проблем нет – заполняешь анкету и платишь деньги. Европейцам зачем-то измеряют температуру, местных пропускают без этой формальности. Что ты ввозишь или вывозишь тоже всем до лампочки. На площади за таможней на камбоджийской стороне нас уже ждало такси, которое пришло за нами из Сием Рипа, но можно было его и не заказывать – такси здесь не проблема. Таксист знал, куда нас везти, поэтому сразу привез нас в нужную гостиницу. Кстати, английский у камбоджийцев если не лучше, чем у тайцев, то, во всяком случае, понятнее. По крайней мере на мяу-мяу они не скатываются.
Гостиница оказалась хорошей и, как выяснилось впоследствии, самой дорогой у нас в поездке. Мы платили “сумасшедшие деньги” – 25 долларов за ночь за двухместный номер. За это мы имели право расслабляться в бассейне, приносить в гостиницу что угодно, включая дурианы и наслаждаться завтраком, который очень неспешно по утрам готовил обслуживающий персонал. В отместку за эту неспешность наши дамы приносили в гостиницу все кокосовые орехи, выпитые нами за день, и требовали разбить их, лакомясь собственно кокосом, а не только кокосовым соком.
Через какое-то время к нам приехал наш гид, но не Пан Вирак, который вынужден был срочно уехать из города на неопределенный срок, а его товарищ, который тоже учился в Москве и довольно прилично говорил по-русски. С ним обсудили нашу программу поездок и договорились о встрече на следующее утро. Вечером, когда жара спала, сходили на разведку по городу, а заодно и поужинали. Цены в Камбодже смешные – в самом крутом ресторане с автографом и фото Сталлоне на стене никому из нас не удалось съесть и выпить даже на 10 долларов. Замечу, однако, что ничего крепче пива в ресторане не брали. Оплату принимают местными деньгами, но можно и тайскими, и долларами, и евро. Рублями расплачиваться не пробовали, но, возможно, взяли бы и их. Ресторанчики, гостиницы и массажные салоны повсюду. Женщин нестрогого поведения, а тем более трансвеститов не видели – это не Патайя, хотя по отдельным признакам видно, что и Сием Рип не без греха. Одна из наших дам решилась на самое экзотическое развлечение. Ты подходишь к бассейну, даешь мальцу 5 долларов и опускаешь в бассейн ноги. На эту приманку тут же бросается туча рыбешек длиной по сантиметру – полтора, которые ловко обжирают отмершую кожу и мозоли. Этакий живой скраб. Клиент сначала визжит, видимо от удовольствия, а потом привыкает и терпеливо переносит получасовую процедуру. Я предложил мальцу запустить в бассейн пару пираний или хотя бы крокодильчика для остроты ощущений, но он почему-то отказался.
Утром едем в Ангкор. После некоторого обсуждения договариваемся, что смотрим храмы с 8 утра до полудня, днем возвращаемся в гостиницу, где отдыхаем и обедаем, а в три часа дня продолжаем экскурсию до вечера. Весь день провести в Ангкоре тяжело – жарко и душно. Расстояния большие – без машины ничего не увидишь. Без гида тоже не сахар – гид знает не только последовательность в которой целесообразно осматривать сооружения Ангкора, но и дает информацию в разы превышающую ту, которая приводится в путеводителях. Билеты для посещения продаются на один день и на три. Покупаем, естественно, на три. Я, конечно, поинтересовался – почем билет на две недели, чем вогнал в ступор кассиршу. Оказалось, что на три дня покупали билет не зря, поскольку он действует не только в Ангкоре, но и в ближайших к нему храмах.
Два дня смотрели Ангкор. Не буду рассказывать о нем. О Ангкоре и так очень много написано. Приведу только вывод – Ангкор стоит обедни. Тут и сами величественные храмы, и деревья, проросшие через эти храмы насквозь, и стелы с надписями на санскрите, и стены с резными сценами из Рамаямы и даже резные изображения динозавров.
Режим посещения тоже оказался как нельзя удачным. Уже начался сезон дождей, причем дождь лил каждый день где-то с 13 до 14 и с 18 до 19.30. За три дня в этом графике не было колебаний больше чем на полчаса в ту или иную сторону. Так что мы практически под дождь не попадали и за два дня успели посмотреть все сколько-нибудь значимые сооружения комплекса и даже успели поболтаться над ним на воздушном шаре и подружиться с местными макаками. Но не все обитатели местного леса так миролюбивы. Под деревьями и в их листве полно муравьев, которые при первой возможности впиваются вам в кожу. Но муравьи это полбеды. Главная опасность тут – пчелиные гнезда свисающие повсюду. Да, да, тех самых пчел, которые описаны у Киплинга в “Маугли”. Гид рассказал нам, что прошлой зимой в Ангкор прибыла семейка из России – мама, папа – недоумок и сын – раздолбай. Почему папа недоумок? Потому что он в первый же день купил на рынке в подарок сыну местную рогатку – довольно убойную штуку, которую местные используют, чтобы отгонять собак, обезьян и птиц. Папа по скудоумию не подумал, к чему это может привести, а малолетний сын, которому все красоты Ангкора были до лампочки, выбрал в качестве мишени крупное пчелиное гнездо. Выбрано, сделано. Подходящий камень, рогатка и гнездо на земле. Пчелы, конечно, не стали искать конкретного обидчика, а просто стали жалить все, кто стоял рядом с местом падения. А рядом стояло довольно много народу, поскольку был самый сезон и в Ангкоре - аншлаг. Не знаю, кто больше наказал эту семейку – взбешенные пчелы или взбешенные туристы, знаю только то, что до позднего вечера Ангкор был пуст в радиусе полукилометра от падения пчелиного гнезда.
Третий день целиком ушел на поездку в первую столицу Камбоджи. Понравилось все – и нерукотворное изображение Будды в гроте, и отпечаток пятой точки прокаженного короля, так и не выпросившего исцеления, и река 1000 лингамов, и купание в водопаде на этой реке. Назад возвращались уже вечером при начинающимся дожде. Однако, усмотрев, что мы проезжаем недалеко от храма Та Пром с гигантскими баньянами, мой приятель потребовал притормозить у входа и отправился туда, чтобы еще раз насладиться необычным зрелищем. Мы уехали в гостиницу, а дождь словно бы ждал этого момента и превратился в тропический ливень. Пешком приятель в гостиницу не пошел – далеко, машины и мотоциклы разъехались. С трудом ему удалось подрядить какого-то пацана на мопеде. Все бы ничего, но вода сначала поднялась до осей колес и мопед шел, не как колесное средство, а как катер с использованием глушителя в качестве водомета. Перед городом мотор этого судна просто залило и приятель возвратился в гостиницу, пешком бредя по улице, всем своим видом доказывая, что определенным людям море по колено. Вечер закончился представлением местных танцев на сцене большого ресторана со шведским столом. Танцы оказались вполне достойными, а вот кухня ресторана не впечатлила.
На следующее утро нас уже ждало такси до границы. Камбоджа оставила у нас самые хорошие впечатления, связанные не только с уникальным Ангкором, но и камбоджийскими людьми, с которыми нам приходилось сталкиваться. Большинство из нас здесь впервые попробовали местные фрукты, включая дуриан, джек фрут и другие, поражаясь их дешевизне и громадным размерам кокосовых орехов. А вот продегустировать жуков-плавунцов, саранчу и тараканов мы как-то не решились. Не понравились и местные алкогольные напитки, особенно пальмовое и кокосовое вино, которое и вином-то назвать сложно. Исключение составило только пиво, которое вполне приличное, как по вкусу, так и по цене.
Обратная дорога в Бангкок прошла без приключений. Привычные анкеты на въезде в Тайланд, тук-тук до автобусной станции и автобус, которой отправлялся через 10 минут, после того, как мы в него сели. Дальше наш путь снова проходил через Северный автовокзал, но через другое его крыло. Выяснилось, что автобус до Нана отходит в 20-00. Мы взяли билеты и у нас осталось еще более трех часов до его отхода. После недолгих колебаний мы взяли такси и через 15 минут были у многоэтажного торгового центра, первый этаж которого занимали ресторанчики и большой продовольственный магазин. Каждый занялся своим. Женщин было не оттащить от шмоток, а мужчин от пива и закуски.
Автобус, в котором мы ехали в Нан, оказался очень комфортабельным. В большом салоне были в три ряда расположены кресла, взятые, по-видимому, из VIP-салона самолета. В таком кресле я летел только один раз, когда нас с дочкой по недоразумению посадили в самолет на VIP места в Сингапуре. Кресла в автобусе очень значительно откидывались, при этом под ноги выдвигалась подставка, что позволяло не полусидеть, как обычно, а полулежать. В пути было несколько остановок, причем одна из них, около полуночи с бесплатным перекусом. Мы, хорошо поев в Бангкоке, не бросились, как местные жители на халявную закуску, а продолжили лежать в своих креслах. Тогда стюард с извиняющей улыбкой сам принес нам чипсы, пепси-колу и шоколадки.
В Нан автобус пришел рано, около 5 утра. Нас, естественно, никто не ждал. Пришлось звонить в Active Thailand и задавать вопрос “у чом дэло?” С надцатого раза блондинка, сидящая на телефоне в Чианг Мае наконец поняла, кто мы и чего добиваемся. Еще полчаса ей потребовалось, чтобы осознать это и сообщить в Nan River Raft (www.nanriverraft.com, raftnan@hotmail.com, tel. 054-710940, fax 054-710942), что клиенты прибыли. Еще минут через 20 за нами пришел минибас с управляющим фирмы и водителем. Ориентируясь на Lonely Planet, мы выбрали недорогую гостиницу в центре города. Завтрака здесь, правда, не полагалось, зато нас тут же напоили кофе, сказав, что мы можем его пить в любое время и в любом количестве, а также выдали в придачу по бутылке питьевой воды на человека. После этого управляющий рафтинговой компании отбыл, назначив нам встречу в офисе фирмы ближе к вечеру.
“Такой город хорошо брать ранним утром”. “Сейчас как раз раннее утро”! “Но - но! Мародерства я не допущу”. Все, конечно, помнят этот диалог из “Золотого теленка”. У нас было практически так же, с той, правда, разницей, что мы не собирались открывать здесь “Рога и копыта”, а просто хотели впитать в себя атмосферу тайской глубинки. Поскольку было еще настолько раннее утро, что даже закусочные были закрыты, наши дамы отправились в номер досматривать прерванные сны, а мужчины, как и подобает добытчикам, отправились на разведку.
Город Нан невелик собой и почти все его достопримечательности собраны в кучку в центре города, который когда-то был окружен внушительной стеной и рвом. От стены, как и от рва практически ничего не осталось, но довольно хорошо сохранились несколько старых храмов. Проведя рекогносцировку на местности группа разведчиков присоединилась к обозу в отеле с целью пополнения жизненно важных запасов, то есть для завтрака.
После завтрака мы выждали до 10 часов утра, когда открываются банки и поменяли там недостающую сумму, чтобы до конца расплатиться за рафтинг. После этого мы пошли за город, чтобы посетить отдельно стоящий храм. Это примерно километра четыре от центра города. Тук-туков и такси в городе практически нет, как практически нет и европейских туристов. Возможно, в период большого наплыва гостей в ноябре – декабре тук-туки и очнутся от спячки, но у нас вариантов не было – только пешком. Хорошо, что до любого конца города недалеко. По дороге мы развлекались видами молодых тайских женщин, которые ехали на скутерах, одной рукой держа грудного младенца, а другой – зонтик, так как время от времени накрапывал мелкий дождик. Чем эти дамы управляли во время езды сказать сложно, во всяком случае, после такого зрелища, на джигита за рулем в Москве, который одной рукой держит мобилу, а второй эмоционально размахивает при разговоре я теперь смотрю, как на мурзика, по сравнению с уверенным в себе царем джунглей. Идти, однако, оказалось не просто. Становилось откровенно жарко и очень тяжело из-за стопроцентной влажности. Пришлось на полпути сделать питстоп для дозаправки свежевыжатыми соками, пивом и манго.
Храм полностью оправдал наши ожидания. Мы остались довольны нашей прогулкой, несмотря на то, что путь обратно до центра города тоже пришлось проделать пешком. В городе мы осмотрели все оставшиеся исторические храмы и музей, сильно напоминающий наши краеведческие музеи в заштатных городах. После обеда и отдыха наш путь лежал в офис рафтерской фирмы.
Рафтерская фирма занимает несколько комнат на первом этаже и дворик в относительно новом доме. Напротив офиса расположена школа, по размерам и внешнему антуражу больше напоминающая тюрьму в областном центре. В отличие от наших школ, где охрана удерживает негодяев от попыток прорваться в здание, здесь с точностью до наоборот – охрана поставлена против засранцев, пытающихся убежать с уроков. Дело это, судя по всему, непростое. Об этом красноречиво говорят пять рядов колючей проволоки над более чем четырехметровым забором и стальные решетки на окнах на первых трех этажах.
В офисе мы окончательно расплатились и узнали о тонкостях нашей водной прогулки. Выяснилось, что в принципе по большой воде местные орлы ходят и верховья реки Ва, причем пермит для прохождения получить несложно. Эх, знать бы мне это в Москве. А так получилась чисто стандартная программа, хотя и по очень неплохому уровню воды, который обеспечили сильные дожди несколькими днями раньше. Нам представили нашего рулевого и дали посмотреть фотографии со сплавов, а я в ответ поставил им подборку своих видеоклипов о прохождении нашей командой речек шестой категории сложности. Зря, наверно! Для этих ребят понятия шесть и непроходимо идентичны. В общем, меня зауважали до такой степени, что журнал с прохождением тайцами рек Нан и Ва просто подарили. Кстати, представитель фирмы довольно бойко говорил по-английски, но тоже подмяукивал и переставлял местами гласные звуки.
В 8 утра следующего дня за нами пришел минибас со всеми ведущими осями и мы вновь поехали в офис. Здесь нам выдали по драйбегу, в который уже был вложен легкий спальник. Деньги, документы и другие ценности при нас опечатали и положили в закрывающийся ящик, а остальные вещи ненужные на сплаве мы убрали в кладовку. После этого началась наша дорога к месту сплава. На выезде из города мы тормознули машину и догрузили в нее упаковку пива, которое не входило в наш all inclusive. Дорога сначала была отличной, но вскоре мы въехали в зону высоких крутых холмов и дорога резко сузилась. Хорошие виды по сторонам несколько компенсировали многочисленные повороты, крутые подъемы и спуски. К тому же дожди местами просто смыли дорожное покрытие, которое было положено прямо на глину. В таких местах даже наша полноприводная машина чувствовала себя не очень уверенно и брала подъемы иногда не с первого раза.
Мы ехали более трех часов с небольшой остановкой у придорожной харчевни, перед которой в первый и последний раз мы увидели в Тайланде змею не в вольере. Здоровая такая штучка метра два в длину неспеша переползала дорогу. Водитель ее почтительно объехал. Дальше дорога спускается к реке, которая в этом месте напоминает подмосковную Истру в нижнем течении и через несколько километров заканчивается в селе – начальной точке нашего сплава. Здесь мы остановились во дворе дома, являющегося местом сбора рафтинговых групп. Собственно дом стоит на столбах на трехметровой высоте, а под ним площадка со столами, туалет, душ и комната для переодевания. Через какое-то время к дому подъехала машина, которая привезла продукты и кухню для нашего похода – остальное прибыло вместе с нами. Нам был немедленно предложен горячий обед, после которого мы окончательно переоделись в сплавное и пошли к реке, где уже был надут рафт.
Тепло одеваться или брать на сплав гидрокостюм бессмысленно. Вода здесь теплее 20 градусов, а на воздухе около 30, несмотря на дождливую погоду. Дождь тоже небольшая проблема – он хоть и противный, но теплый. Сильного ветра не бывает, так как река течет в глубоком узком ущелье. Рафт оказался американским класса R6 без упоров для ног, но с высоко закрепленной веревкой по бортам, что в принципе позволяло держаться за нее носовым гребцам. Второй ряд гребцов мог держаться за сетку, которой сверху был накрыт весь груз, сложенный и привязанный в центре рафта. Я взял на сплав свой спасжилет и защитные штаны, остальные получили каякерские спасжилеты и каски. Кроме рулевого нам в комплект с кухней было еще выделено два молодых тайца. То есть они молодо выглядели – тощие и невысокие. Но, как говорится в пословице – маленькая собачка всю жизнь щенок, у них вполне уже могло быть по три ребенка на брата. При рафтинге обязанности четко распределены. Рулевой никогда не станет готовить и разбивать палатки, а уж клиенты и подавно. Эти два парня попробовали было угнездиться на носу, но я им достаточно грозно заявил – “Ты не руль! Ты подвесной мотор и твое место на корме”. Они, конечно, ничего не поняли, но рулевой все понял и немедленно пересадил их. Вчерашний видеосеанс, где он впервые увидел прохождение шестерок русскими, да и вообще впервые увидел живых русских, произвел на него неизгладимое впечатление. Отныне мы для тайцев стали “сагибами”, ну, или чем-то вроде полубогов, с которыми можно разговаривать, только если они с тобой заговорили первыми. А уж когда я для дам провел краткий (двухминутный) курс школы начальной туристкой подготовки, как надо грести и сплавляться на рафте, уважение стало безмерным. В целях обеспечения безопасности к рафту был привязан чальный конец, который болтался в ногах носовых гребцов. Пришлось заплести его и убрать от греха под леер на носу рафта. Кроме этого имела место короткая каякерская морковка. Имела место потому, что убиралась вместе с вещами куда подальше и на сплаве не доставалась (смоет еще набежавшей волной, а она денег стоит). Страховка была исключительно “сванская” – взглядом.

Комментарии
Guest18.02.12, 08:03
Круто. 
Сами зимуем на юге Тайланда и собираемся повторить маш маршрут на севере. Спасибо за подробное описание!
Editor09.12.09, 15:31
Видно потешались как хотели... и вы над ними )) 
- Ну Чо. Влево, по центру или справа?
- Йес!
- А фиг ли Йес! Ты рукой покажи туда, туда или сюда.
- Йес! (показывает рукой)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте