Хребет Кунгей-Алатау и национальный парк "Чонг-Кемин"

Семеновское ущелье Семеновское ущелье
Дорога на перевал Кокбель Дорога на перевал Кокбель
Мост через р. Чонг-Ак-Суу Мост через р. Чонг-Ак-Суу
Дальше дороги нет Дальше дороги нет
Место ночевки Место ночевки


День 16 - 18.07.2011

Ананьево – Семеновка – Семеновское ущ – пер Кок-Бель(авто, 2376м) – р. Чонг-Ак-Суу, пробег 56.2 км, средняя скорость 8ю3 км/ч, высота ночевки 3120м, набор высоты за день 1818м, температура +26С, ясно.

До Семеновки доехали вместе, а дальше наши пути расходятся – нам Костей направо в горы, девченкам с Виталием прямо. Желаем друг другу удачи и договариваемся о месте встрече через два дня в долине Чонг-Кемина.

Сразу за поселком начинается Семеновское ущелье. Место красивое и чем-то напоминющее пройденное ранее ущелье Капчигай – крутые склоны поросшие хвойным лесом, но в связи с близостью к Иссык-Кулю довольно попсовое – множество машин с туристами, хотя по словам Кости сегодня их в разы меньше, чем в воскресенье.

Проехав ущелье, спускаемся к реке Чонг-Аксу через небольшой перевал Кокбель(2370м). Дальше либо налево вниз по Григорьевскому ущелью, как и ребята вчера, либо вверх вдоль р.Чонг-Аксу. Дорога хорошего качества идет с небольшими наборами-спусками по хвойному лесу чуть в стороне от реки. Периодически проезжаем пасущиеся сами по себе табуны лошадей. Распространенная практика, когда стадо загоняется вверх по ущелью и пасется без всякого надзора по несколько недель, деваться им всё равно некуда.

Заканчивается дорога на высоте 2700м, дальше набитая тропа, круто уходящая на высокую террасу. Ехать уже нельзя, перевешиваем рюкзаки на спину и идём пешком. Тропа оказалась коварной, раз уйдя вверх она так и продолжала идти высоко по склону. Смеркается и пора вставать, но сделать это на 45-градусном склоне абсолютно нереально. Идем до упора, находя нормальный спуск к реке лишь почти в полной темноте.

Каменные реки Каменные реки
А можно было спокойно пройти низом А можно было спокойно пройти низом
Хребет Кунгей-Алатау Хребет Кунгей-Алатау
Перевальный взлет на пер. Аксу Северный Перевальный взлет на пер. Аксу Северный
На перевале Аксу Северный На перевале Аксу Северный
Ледник Аксу Восточный Ледник Аксу Восточный
Снежная буря Снежная буря
На леднике На леднике

День 17 - 19.07.2011

р. Чонг-Ак-Суу – пер. Аксу Северный(1А, 4052м) – лед. Аксу Восточный – р. Зап. Ак-Суу, пробег 18.5 км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 3200м, набор высоты за день 963м, температура +0..+12С, пасмутрно, временами снег/дождь.

Хмурое утро. Вчера, да и все дни на Иссык-Куле погода радовала солнцем и отсутствием осадков, но сегодня от неё ничего хорошего ждать не приходится. Выходим под начинающий моросить дождь.

В самом начале сделали ошибку, перебродив реку и уйдя на противоположный берег вверх к пастбищу, соблазнившись хорошей тропой. Пастбище закончилось, сменившись каменным лабиринтом, обрывающимся на полсотню метров опасной осыпью. С большим трудом и риском спускаемся вниз, потеряв на все не меньше полутора часов. Правильнее было переходить выше и спокойно идти вдоль р.Чонг-Аксу.

Километр по сранительно ровной долине, а далее, следуя карте, надо уходить вправо через сплошную сетку линий горизонталей, на деле означающих очень крутой уклон. Что не удивительно, до перевала всего три километра, а набирать ещё больше 800 метров.

Здесь немного повезло, на подъеме догнали трое всадников из местных пастухов, направляющихся через перевал к родственникам в Чонг-Кемин - лошади заметно утоптали тропу, облегчив продвижение по осыпным участкам.

Далее пожалуй стоило дать слово Косте, его рассказ о прохождении перевала был бы более красочным и эмоциональным, мои же оценки куда как скромнее, проходить подобное и даже сложнее приходилось не раз и эмоции как-то сглаживаются. Вообще, что такое категорийный перевал 1А? В методике написано - осыпной, снежный или скальный склон крутизной до 30 градусов, проходимый без применения специально альпинисткого снаряжения. Ну то есть по уклону примерно как экскалатор в метро высотой под километр, только вместо ступеней под ногами замля, камни, осыпь, снег. Тяжело? Очень. Но подготовленному человеку вполне по силам, да и никто не гонит вперед, идешь в своем темпе, отдыхая по мере необходимости.

И всё бы неплохо, но дождь, до этого почти незаметный, резко усилился, переходя на 3500м в снег, задул ветер. Идти по такой погоде просто нереально, тело мгновенно задубело, перед глазами сплошная снежная пелена. Спас Костин велочехол – сели на пенку и накрывшись сверху, переждали непогоду. К счастью, протянуло минут за десять.

Перевала не видно до самого последнего момента, тропа несколько раз поворачивает вправо, огибая склон. И вот он – ой-ооо, да еще больше сотни метров набора по почти отвесной сыпухе! Ничего не остается как сжав зубы лезь вверх, особо не разбирая тропы.

Перевал. Взгляд на другую сторону на ледник Восточный Аксу. Широченная долина полностью заполненная льдом, километры льда, стекающего вниз... С противоположного склона срывается обломок скалы, разгоняя за собой настоящий камнепад. Внизу слышно как трещит лед. Впечатляет. Долго не засиживаемся, со стороны спуска по ущелью заползает огромная туча. Записка в перевальный тур, несколько фото на память и быстрее вниз.

Тропа как и на подъеме идет траверсом по склону. На 3700м накрывает вторая волна непогоды. Снег, шедший больше часа. Традиционно отсиживаемся под велочехлом.

Продолжив спуск почти сразу теряем засыпанную снегом тропу, идти же по осыпи без неё крайне сложно, ноги неконтролируемо съезжают вниз. Решаем спускаться вниз на краевую морену ледника. Читатель далекий от гор спросит, что же скрывается за этим красивым словом морена? А ничего хорошего, каменная река, если в двух словах. Ледник постоянно движется, увлекая за собой горную породу со склонов. Пока камни небольшие идти более-менее нормально, но постепенно они переходят в завалы из валунов в человеческий рост, пролезать через которые получается с огромным трудом.

Нет, так дело не пойдет, надо уходить на ледник. Иду на разведку. Опасность любого ледника в трещинах, особенно если ледник закрытый, то есть засыпанный снегом. Но нет, здесь снега нет и трещин не видно. Небольшой уклон и почти нет камней, при большом желании даже можно съехать на велосипеде.

Встаем на высоте 3200м, пройдя весь ледник и ещё километр по сильно каменистой долине.

Тяжелый спуск по долине р. Западная Аксу Тяжелый спуск по долине р. Западная Аксу
Р. Западная Аксу Р. Западная Аксу
Долина р. Чонг-Кемин Долина р. Чонг-Кемин
Серпантин перевала Озерный Серпантин перевала Озерный
Один из бродов Один из бродов

День 18 - 20.07.2011

р. Чонг-Ак-Суу – долина р. Чонг-Кемин – р. Орто-Кой-Суу, пробег 34.5 км, средняя скорость 6.9 км/ч, высота ночевки 2578, набор высоты за день 462м, температура +20С, облачно.

Очень холодная ночь. По утру тент палатки покрыт льдом, лед и на реке у берега. Сборы вышли стремительные – лишь только поставили котелок на горелку с неба начала сыпать снежная крошка. Памятуя о вчерашних катаклизмах кидаем вещи по рюкзакам, выливаем так и не вскипевшую воду и всего через несколько минут готовы к выходу. Я весь поход пытался придумать как сократить время на утренние сборы, а всё оказывается так просто.

Долго идём оставшиеся два километра до конца ущелья р Западная Аксу. По эту сторону от перевала спуск сильно каменистый что серьезно его усложняет.

В конце концов спускаемся в долину Чонг-Кемина. Вдоль реки широкие травяные террасы, по которым уже можно потихоньку ехать. Пересекаем два несложных брода через притоки Чонг-Кемина применяя командную тактику – один перепрыгивает через рукав реки, второй передает вещи и велосипеды.

Видим на другой стороне серпантин на перевал Озерный(3503м), дорога от которого идёт в одну сторону на Алма-Ату, а в другую к Иссык-Кулю через проходимый в это время второй частью нашей команды перевал Кок-Айрык.

У этой дороги грустная история. Идея была очень правильная – почти в три раза сократить путь от Алма-Аты до Иссык-Куля. Стройка, начавшаяся ещё в советское время, с огромным трудом была завершена в 2000 году. И оказалось, что дорога никому не нужна. Из-за большой высоты перевалов проехать можно только в летние месяцы, кроме того уклоны и покрытие оставляли шанс только внедорожникам и грузовикам. Да и Казахстан с Киргизией к тому времени уже почти десять лет были независимыми государствами с зачастую несовпадающими интересами. Алма-Атинские байкеры рассказывали, что в начале нулевых, когда дорога ещё была в хорошем состоянии самым стойким из них удавалось проехать от Алма-Аты до Иссык-Куля за день, затрачивая чуть больше 12 часов. Были даже планы проводить там международные ХС-марафоны и думаю они бы имели успех - трасс с такими наборами(около 4000м на 90км) и высотами(через перевалы 3889м и 3503м) в мире не много. Сейчас же об этом не может быть и речи, мост через Чонг-Кемин смыло, перевалы заброшены и дорога там неуклонно разрушается.

Через два километра от перевала дорога перешла на наш берег, моста как я уже отметил давно нет, но нам на другую сторону и не надо. Сначала довольно много камней и щебенки, но чем дальше, тем лучше.

К вечеру доехали до поворота к перевалу Кок-Айрык, на спуске с которого увидев много свежих велосипедных следов. Хороший знак, значит и у наших тоже всё сложилось и перевал пройден успешно.

Долина р. Чонг-Кемин Долина р. Чонг-Кемин
Мост Мост
Мертвое озеро Мертвое озеро
Р.Чонг-Кемин Р.Чонг-Кемин
Перевал Кок-Айрык Перевал Кок-Айрык
Серпантин перевала Кок-Айрык Серпантин перевала Кок-Айрык

День 19 - 21.07.2011

р. Орто-Кой-Суу – долина р. Чонг-Кемин – Новороссийуа - Кызыл-Октябрь, пробег 108.5 км, средняя скорость 17.3 км/ч, высота ночевки 1204м, набор высоты за день 562м, температура +29С, малооблачно.

Утром продолжили спуск по долине Чонг-Кемина. Природа вокруг незаметно поменялась – больше нет километровой ширины ущелья, бескрайние луга верховий уступили место лесу Тянь-Шаньской ели.

Всё чаще стали попадаться кошары пастухов и даже несколько встречных машин. У одной нам сказали, что наши друзья всего в часе впереди. И тут у Кости взыграла кровь гонца, ломанул как на последнем километре МСЛ. Я пытался метров двести поддержать темп, но быстро осознал тщетность этих попыток и дальше поехал в своём темпе. И ведь догнал Костя - не прошло и часа как на одном из пригорков я увидел всю нашу команду в сборе. Долгие рассказы и обмен впечатлениями.

Со слов ребят перевал Кок-Айрык оказался совсем не простым. На подъеме ещё боле-менее нормальная дорога, по которой частично можно ехать, а на спуске до высоты 3500м почти полностью засыпана обвалами и снегом. Приходилось перетаскивать вещи через завалы, тропить как на Тоне.

Воссоединенной командой едем до асфальта в Новороссийке, откуда по Чуйской долине до с. Кызыл-Курган. С Валей решили не ставить палатку и спать под открытым небом, ночь теплая и безоблачная.

Токмак Токмак
Токмак. Финиш маршрута Токмак. Финиш маршрута

День 20 - 22.07.2011

Кызыл-Октябрь – Токмак – (авто) – Бишкек – (авто) - Алма-Ата, пробег 42 км, средняя скорость 24.0 км/ч, высота ночевки -м, набор высоты за день 4м, температура +33С, ясно.

До конца маршрута всего ничего – осталось только докатить по асфальту сорок километров до Токмака, что и сделали, отметив коллективным фото в центре города окончание похода.

Дальше нашли одну машину до Бишкека, затем вторую до Алма-Аты.

В оставшиеся до отлёта домой полтора дня катались по Алма-Ате и окресностям, съездив на местные достопримечательности – высокогорный каток Медео и Большое Алмаатинское озеро и даже поучавствовали в велопробеге в поддержку казахского велогонщика Александра Винокурова.

Подводя итоги, хочется сказать, что Тянь-Шань оправдал все ожидания - кристальные реки, леса, чистейший воздух и горы, взгянуть на вершины которых можно только запрокинув голову. Увидели многое, но ещё больше осталось непройденным - высокогорные долины Внутреннего Тянь-Шаня, леса и озера Сары-Челека, степи и реки Джунгарии. А потому мой рассказ о Тянь-Шане ещё не закончен, напротив, всё только начинается...


Комментарии
Guest25.05.12, 16:26
Кыргызский горец 
Уважаемые русские туристы горный красивый и необычный кыргызстан открыт для вас, приежайте и отдыхайте, сейчас в любой части страны есть мобильный интернет, и полиция работает, так что не переживайте за безопасность плюс местное кыргызское население относится хорошо к русским
Terra09.11.11, 23:18
Да 
Озерный находится на границе Киргизии и Казахстана , сквозной проход там невозможен.
Galcha09.11.11, 22:14
Озерный 
я так поняла, что через перевал Озерный нельзя проехать? там нет моста? и нет погранпоста, те пересечение границы будет незаконным??
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Киргизия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало