река Алара / Спортивный туризм | Водный туризм
 

Сплав на катамаранах по р. Алара (Турция)

8 - 18 апреля 2009 г.
 
Нитка маршрута

г. Москва – г. Анталия – пос. Gundogmus – пос. Umutlu – пос. Ortakonus – мост Kemer Kepru через Алару – сплав по р. Алара – крепость Алара-Хан – г. Аланья – г. Анталия – г. Москва.

Протяжённость маршрута: ~50 км.

Средства сплава: Два четырехместных (производство www.belraft.com) и один двухместный катамараны (производство http://triton-ltd.ru/).

Катамараны 4-ки: Модель «Белрафт 4ТТ». Общий объем (с дополнительными багажными поддувами) = 3600 л.

Катамаран 2-ка: Модель «Тритон-2». Общий объем = 850 л.

Уровень воды: очень высокий, паводок. Уровень воды на гидропосту в начале маршрута (~ 1 км. ниже моста Kemer Kepru) = 2.10 метра.
Выбор маршрута. Особенности региона

Климат Турции – субтропический средиземноморский: жаркое лето (от +23°С до +33°С) и теплая зима (от +13°С до +15°С). В Анкаре климат более континентальный (зимой до -2°С, летом до +37°С), в Стамбуле и Анталье средиземноморский (от +5°С в январе до +25°С в июле). Осадков выпадает до 1600 мм, в основном на склонах гор и в осеннее – зимний период. В Турцию лучше всего ехать весной или осенью с апреля по июнь или с сентября по октябрь. Анталья – жемчужина средиземноморского побережья страны, здесь в году наблюдается всего 50-60 дождливых дней.

Турция – страна разнообразная. Здесь есть и снежные горы, и песчаные пляжи. Есть горные реки, есть настоящие озера. Идея сходить в поход именно в Турции родилась давно, и пришла она довольно внезапно.
Обычно российские водники, да и весь спектр туристического сообщества, редко смотрит на «заграницу» как на территории, где можно пройти полноценные спортивные маршруты и походы. Практически все российские туристы ищут маршруты исключительно внутри России и в странах бывшего СССР.  Объясняют это тем, что: во – первых, и внутри страны можно найти  множество вариантов для разнообразного туризма, во – вторых, тем, что походы в «заграницу» гораздо дороже, чем аналоги на родине, в – третьих, на порядок сложнее в организации.
Однако, как показывает практика, это далеко не так. При выборе региона, куда хотелось бы сходить в тренировочный весенний поход, понимаешь, что выбор не так уж велик. Среди очевидных и более-менее доступных вариантов сразу приходит на ум Карелия, Кавказ, Абхазия и … все. В Карелии лежит снег, на Кавказе не протолкнуться в очередях на пороги. Мысль слетать из Москвы на Алтай разбивается о цифры стоимости авиаперелета.
Что же выбрать, если хочется новизны в маршруте, тепла после зимы, спортивного автономного маршрута, экзотики и колорита местных аборигенов? Именно задаваясь этими риторическими вопросами, мы и вышли на идею рассмотреть Турцию в качестве объекта наших интересов.
Идея развивалась по следующей цепочке: кто – то отдыхал в отеле в Турции (скучно…), они там ездили на коммерческий рафтинг (хм?..), значит там есть реки (О!). Если есть реки, на некоторых участках которых катают рафтеров, значит, там есть другие участки, скорее всего, гораздо интереснее. А если есть такие реки – значит можно организовать совершенно новый для себя поход – поход в Турции! Так и вышло. При изучении материалов интернета обнаружилось, что мы не изобрели велосипед. Оказывается уже не одна группа водников прошла самые разнообразные реки в этой стране. Среди уже пройденных рек мы выбрали себе маршрут по силам и по интересам. Пройти Алару и Манавгат нам посоветовал Дмитрий Шагаев (г. Рязань), команда которого впервые прошла эти реки в режиме автономного сплава на катамаранах в апреле 2005 года.
Это случилось весною 2008 года,- именно тогда мы впервые выехали в Турцию на речку Алара с надеждой пройти после нее один из каньонов Манавгата. В том году мы пошли в Мае и попали на очень низкую воду. Пришлось многое обнести. Тем не менее, был получен уникальный для нашей команды опыт организации и проведения спортивных автономных сплавов в Турции. А самое главное – мы поняли, что организация походов и экспедиций в Турции (да и вообще за границей) – это немногим сложнее организации путешествий в России, и абсолютно доступно и реально для большинства наших туристов.
Туристический потенциал Турции

Средиземноморское побережье Турции Средиземноморское побережье Турции
Долина реки Манавгат. Апрель 2005 Долина реки Манавгат. Апрель 2005
Долина водохранилищ реки Манавгат. Апрель 2009. Долина водохранилищ реки Манавгат. Апрель 2009.
Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09 Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09
Сплав по р. Алара. Апрель 2009 Сплав по р. Алара. Апрель 2009
1.  Водный туризм
 
В плане водного туризма, Турция имеет большой, и вместе с этим, весьма своеобразный потенциал. Реки Турции питаются в основном от таяния снегов и от дождей. Соответственно, пик паводка приходится на зиму и на начало весны. Идеальным временем для прохождения рек Южной Турции является первая половина апреля. Но так как количество снега и дождей – явление непостоянное, то и уровень рек в один и тот же месяц может кардинально отличаться год от года. Свидетельство тому – наши два похода на Алару (2008 и 2009 года). Сравнительный анализ реки в различную воду приводится в техническом описании Алары. Для рек Северной и Восточной Турции наиболее удачное время для сплава – начало Мая.
Сами реки в большинстве своем достаточно короткие, но при этом насыщенные препятствиями, в основном имеющие характер глубоких ущелий и каньонов. Полный перечень сплавных рек Турции можно посмотреть в описании Валентина Юрина.
Характер турецких рек позволяет рассматривать их как перспективную альтернативу традиционному весеннему (и осеннему) сплаву на Кавказе:
·  Относительно хорошая транспортная доступность (самолеты, паром из Сочи до Трабзона);
·  Насыщенные спортивными препятствиями реки с широким спектром сложности порогов – от средней до высшей категории сложности;
·  Реки, в основном, располагаются недалеко друг от друга, что позволяет проходить несколько рек в рамках одного маршрута;
·  Практически везде вдоль дорог идет дорога (разумеется, за исключением каньонных участков рек);
·  В меру насыщенная «населенка»: достаточная для безопасного аварийного схода с маршрута, но при этом ненавязчивая;
·  Дружелюбное отношение местного населения;
·  Теплый и очень комфортный климат;
·  Экзотика восточной страны, обилие культурных объектов для осмотра;
·  Возможность закончить маршрут выходом в открытое море и итоговым отдыхом в прибрежных отелях.
Все это создает прекрасные возможности для проведения тренировочных спортивных сплавов в весенний период.

2.  Пеший и Горный туризм


Раз есть в Турции горные реки, то это неспроста. Текут они с гор, а значит, в эти горы можно ходить. Турция, в частности ее Восточная и Южная части, располагаются на живописных и достаточно крутых и высоких горах. В Восточной Турции наиболее высокие вершины достигают 3900 м над уровнем моря, вершины высотой около 3000 м. располагаются по всему району. В Южной части характерные высоты вершин: 2500 – 3000 м. Если учесть, что рядом море (с высотой 0 метров над уровнем моря) – перепады высот получаются очень внушительными. В районе много троп, теплые скалы, холодные ручьи, и главное: практически не хоженые российскими пеше-горными туристами вершины и перевалы.
Думается, что при желании, в Южной Турции можно провести и новичковые горные походы, и, возможно, вполне серьезные восхождения по скальным отрогам. Огромный потенциал для проведения полноценных пеших и горных походов.

3.  Велосипедный туризм. Авто- и мототуризм

Вся Турция покрыта хорошими асфальтовыми и грунтовыми дорогами. Причем дороги эти практически свободны. Относительно напряженное движение можно наблюдать только в крупных прибрежных городах. При отдалении от них вглубь страны, в горы, число машин на дорогах резко уменьшается. Это создает великолепную возможность для того чтобы исследовать страну на велосипедах (или на машинах и мотоциклах). Причем это будет настоящим походом: километраж необъятный, горные подъемы и спуски. Если сесть в машины, то можно за короткий срок объехать всю страну и увидеть все основные самые интересные места в Турции, чего не увидеть ни в одном коммерческом туре.

4.  Спелеотуризм


В Южной Турции немало пещер. Карстовые полости образованы подземными реками. Только в районе Манавгата есть несколько пещер, в которые также иногда организовываются экскурсии по небольшим входовым участкам. Однако полностью эти пещеры проходятся крайне редко. До сих пор есть потенциальная возможность к первопроходам отдельных участков. Наша команда в рамках похода на Алару в апреле 2009 года совершила самостоятельную экскурсию в пещеру Алтынбешик. Пещера находится в долине реки Манавгат, примерно в двух часах езды на машине из города Манавгат. Входной грот пещеры представляет собой привходовое озеро, по которому необходимо заплывать в сам грот на каком-нибудь плавсредстве. В пещере несколько ярусов, дальние уголки практически не посещаются, несмотря на то, что туристические экскурсии по озеру совершаются очень часто.

5.  Парусный туризм


Средиземное море, омывающее Южный берег Турции, относительно спокойное. При этом само побережье довольно изрезанное, в некоторых местах имеет множество заливов и бухт, расположенных среди живописных скалистых гор. Путешествие по этим прекрасным местам можно совершить под парусом, пройдя вдоль всего южного побережья. Рядом есть остров Кипр, до которого также можно дойти под парусом.

6.  Экзотика


Возможно, турецкая экзотика – один из самых сильных аргументов в пользу выбора этой страны для спортивного туризма. Наряду с доброжелательным отношением местных жителей ко всякого рода туристам, экзотичность этих самых жителей и образа жизни народа в глубинке, вдали от заезженных отелей на побережье, сильно привлекает. Контраст можно заметить довольно быстро: в больших городах и в прибрежных отелях все говорят по-английски, многие даже по-русски. Отъехав несколько десятков вглубь страны, с какую-нибудь самобытную деревню, можно попасть совершенно в другой мир. Зачастую с местными жителями в деревнях приходится объясняться на языке жестов и рисунков. Местный колорит: мужчины, пьющие чай, и женщины, таскающие в это время дрова, мечети и минареты, с которых несколько раз в сутки звучит молитва на всю округу. Если заночевать недалеко от поселения, то примерно в 6 утра эта молитва разбудит всех туристов прямо в палатках. Местные жители в глубинке очень любят приглашать туристов к себе в гости на чай. У них это считается очень престижным. Чаепитие будет происходить так, как оно происходило сотни лет назад – на полу, вокруг большого подноса с чаем, медом и прочими сладостями. При этом и от туриста требуется соблюдать все традиции этого ритуала: есть только правой рукой, не разворачивать ног, даже если очень затекли, в сторону  хозяина или кого-либо из домашних.
Деревенские селения турков очень уютные и колоритные. По ним приятно прогуляться. Путешествие по горам, дорогам и тропам, иногда проходящее через такие поселения доставит огромное удовольствие.

7.  Выводы


Как видно из вышеизложенного, Турция предоставляет огромные возможности для самого разнообразного спортивного туризма. Горы, реки, пещеры, скалы, велосипеды, дороги, море, паруса. Как очень приятный бонус – возможность отдохнуть после похода в комфортном отеле. При этом, так как наиболее благоприятное время для проведения походов в Турции – весна и осень, время не являющимся высоким туристическим сезоном, цены на отели, да и на все услуги, значительно ниже.
Как вывод: походы в Турции логично и очень интересно делать комбинированными! Восхождение и сплав, велопоход  и парусный заплыв на несколько дней, сплав и спуск в пещеры, автомобильный тур по глубинке страны и полет на воздушном шаре. Все упирается лишь в желание и фантазию путешественников.
Справочные сведения о маршруте

Выбранный нами регион для похода (Южная Турция, район Манавгата), располагается в районе горного массива Западного Тавра. Питание рек снегодождевое, поэтому пик паводка приходится на зиму и раннюю  весну (март-апрель). Количество снега и дождей может существенно отличаться, поэтому перед отправлением на сплав хорошо бы справится у местных о количестве снега в горах, дождях, о текущем  уровне воды. Высота вершин в регионе достигает 2500 метров, при этом реки прорезают глубокие ущелья в горах, зачастую образую глубокие каньоны без выхода наверх.
Изначально нашей группой планировалось пройти две реки за поход: Алару для раскатки и участок реки Манавгат от пещеры Altinbesik до поселка Sinanhoka. Однако зима 2009 года выдалась на юге Турции очень снежной, а весна дождливой, поэтому реки серьезно вздулись, уровень воды стал паводковым. Раскаточная речка Алара, имеющая в среднюю воду расход порядка 25 м3/с и сложность 2 к.с. с элементами 4-5 к.с. и несколькими габаритными непроходами, превратилась в полноценную пятерку с расходом около 50 м3/с. Манавгат  также увеличился вдвое и его объем в верхних каньонах стал порядка 60-70 кубов. К нашему участку расход серьезно увеличивается за счет подземных источников. В то время, пока мы проходили Алару, верхние каньоны Манавгата проходила группа Равиля Айбатулина (краткий отчет см. здесь: http://kat2.ru/people/ravil/sketch/manavgat/). После связи с ними было решено отказаться от прохождения Манавгата, а не спеша и безопасно пройти паводковую Алару. Собственно весь отчет и посвящен подробному описанию Алары в высокую воду.
Долина. Долина Алары чрезвычайно красива. Крутое ущелье, красивые водопады по берегам, отвесные скалы по берегам, прозрачная вода.
Пороги. Следует отметить, что в паводковую воду на реке, тем не менее, сохраняются относительно спокойные участки. Река носит характер 3-ного (местами 4-ного) фонового сплава по быстротоку, который насыщен препятствиями 5 категории сложности. Мы начинали сплав от моста Kemer Kepru, однако, возможно, на катамаранах в большую воду и на каяках, возможно прохождения участков и каньонов выше этого моста. По этим местам ходили каякеры в марте 2009 года.
Обвалы. Отдельной особенностью Алары (а возможно и многих турецких речек), - периодические обвалы скальных стен ущелья. Вдоль Алары идет дорога, зачастую вырубленная в породе. Время от времени эта дорога, в период зимних и весенних осадков, засыпается и ее ремонтируют. При этом все камни уходят в воду. Так, зимою 2008 года появился новый порог «Обвальный», образованный глыбами, упавшими при ремонте дороги. Весною 2009 года произошел обвал, и дорога полностью обрушилась в реку. Так образовался новый порог, который до нас, судя по всему, не проходился, и который мы назвали «Тетрис».
Ночевки. Турция – страна горная. А так как деревенское население там занимается в основном земледелием и скотоводством, то любой клочок земли уже давно превращен в чей-нибудь огород или пастбище. Весьма много специально оборудованных террас. В долине Алары ситуация именно такая. Для ночевок лучше выбирать места очевидно не являющиеся огородами. Иначе хозяева могут захотеть прогнать или взять деньгами. В техническом описании подробно описаны возможные и рекомендуемые места для ночевок. Дрова есть везде и их достаточно много, кроме финальной части у крепости Алара-Хан. В Аларе весьма много форели. Местные ее ловят маленькими сетками, нам удавалось поймать и на спиннинг с маленькими блеснами.
Язык. В деревнях возле Алары практически не говорят на английском языке. В лучшем случае в магазине удастся договориться об основных продуктах, названия которых все знают. Если придется общаться более плотно, то нужно быть готовым к тому, что общение будет происходить на языке жестов и рисунков. В Мае 2008 года, при выброске через поселок Guneycik (Гунайджик), нас пригласил старейшина поселка на чай к себе в дом. Там мы и научились общаться жестами и рисунками в полной мере.
Закупка продуктов. Везти из России все продукты не имеет смысла, в Турции можно заехать в настоящий супермаркет и закупить практически все, что нужно для раскладки. Единственное, раскладка должна быть гибкой к замене некоторых ингредиентов: так, например, в Турции нет гречневой крупы, но есть какие-то другие местные крупы, которыми можно заменить гречку. Особое внимание необходимо обратить на то, что в турецких магазинах очень трудно найти мясо для походного питания. Там не продается тушенка, остаются лишь колбасы не очень высокого качества. Поэтому мы привезли с собою из России самодельное сублимированное мясо, с которым и готовили всю котловую еду.
Заброска – выброска

В Турции очень развит весь спектр туристических услуг, в том числе и все транспортные перевозки. Единственная проблема – весь этот спектр направлен на обслуживание отельного бизнеса, и трансфер обычно подразумевает доставку от аэропорта и обратно. Просьба доставить из аэропорта куда-то к реке, к какому-то мосту, вызывает удивление и непонимание. Обычно мало кто из  турецких автоагентств знает местность вне побережья. Поэтому, для того чтобы договорится быстро и без ошибок, лучше сразу высылать для согласования ссылку на гугловскую карту с отметкой о конечной точке заброски. Также, если в дальнейшем подразумевается переброска с реки на реку, то необходимо эту переброску также согласовывать с помощью отметок по карте. Договариваться за цены придется за каждую отдельную перевозку.
По нашему опыту, возможно и не имеет смысла договариваться заранее за машину при переброске или при выброске. Найти машину можно обычно в деревнях и несколько дешевле, чем при договоренности с коммерческой фирмой (ведь им придется пригнать машину с места базирования к точке, откуда группа будет выбрасываться). При выброске из отеля, машину можно заказать за невысокие, в принципе рыночные цены, прямо в отеле. Тем не менее, лучше иметь заранее договоренность с оговоркой о предупреждении за сутки об отмене перевозки или внесении изменений.
Мы, в итоге, пользовались услугами заказанного трансфера из аэропорта до Алары (мост Kemer Kepru) и из отеля до аэропорта. Машину для выброски с места антистапеля до отеля мы нашли прямо на месте антистапеля – чуть ниже крепости Алара-Хан.
Также, при заказе трансфера, необходимо сразу оговорить остановку на 1 час около супермаркета. Если этого не сделать, то при такой просьбе на месте может начаться развод на деньги из-за, якобы, неоговоренного простоя машины в «высокий» сезон. Поэтому такой заезд необходимо сразу оговаривать еще на стадии описания маршрута.
Ниже приведены координаты компаний, с которыми мы списывались. В 2009 году мы ездили с первой компанией, в 2008 – с второй. С остальными списывались, но по тем или иным причинам не поехали.

1.  Компания «Alanya Sultan»
Контакты: http://www.alanyasultan.com/; e-mail:alanyasultan@rambler.ru
Контактное лицо: Елизавета, тел.: моб.: +90 538 477 64 91; Моб.: (+90) 532 451 27 19 офис: +90 242 511 87 40
Компания занимается в основном недвижимостью, и организация перевозок не является их профильным бизнесом. Однако, только в этой фирме работают русские, и с ними гораздо проще договориться по заброске, в частности объяснить, куда и как надо заехать. Цены на перевозку вполне приемлемые. Заброска с аэропорта до Алары стоила 160 EUR, трансфер из отеля Utopia World (Алания) до аэропорта в Анталии стоил 100 EUR. Машина, которую нам предоставили: VOLKSWAGEN Volt. Сервис понятный, отношение хорошее!
В общем, рекомендуем!

Самостоятельная перевозка от крепости Алара-Хан до указанного отеля стоила 100 USD.

2.  Компания  «Antalya Touristic»
Контакты: http://antalyatouristic.com/; e-mail:info@antalyatouristic.com
С этой компанией мы ездили в 2008 году в одну сторону с аэропорта до Алары. Тогда цена составила 300$(за заброску) + 50$(за час ожидания у супермаркета). Правда, курс доллара тогда был существенно меньше. В любом случае, цена была завышена и мы не стали списываться с ними в этом году.  Тем не менее, контакт может пригодиться.
 
3.  Другие возможные компании:
·   http://antalyatravelcompany.com/; e-mail:antalyatouristic@hotmail.com
·   http://ayttur.com/; e-mail:info@ayttur.com
С этими компаниями мы списывались и договаривались в этом году, однако до реализации дело не дошло, либо цены были несколько выше предложенных ранее, либо были затруднения с объяснением места назначения.
Отдельно необходимо подчеркнуть, что водители во всех этих компаниях практически не знают английского языка. Договариваться обо всех нюансах надо с их хозяином, еще до начала самой перевозки. Иначе потом придется созваниваться с ним по телефону и выяснять все нюансы через телефон. Зачастую водители сами смутно представляют себе место назначения, так как никогда там не были. Необходимо приготовить подробную карту с отметками начала и конца трансфера.
Также есть негласная традиция при таких забросках давать водителю в конце перевозки небольшие чаевые (5-10 евро).
Финансовая справка

Справка приводится по всем основным групповым тратам похода в пересчете на рубли (по курсам валют на период поездки).
Курс Евро: 1 EUR = 44.94 RUR.
Курс доллара: 1 USD = 34.72 RUR.
Статья расходов
Сумма на 1 чел., руб.
Сумма на 10 чел., руб.
Сумма, другая валюта
Комментарии
Авиаперелет Москва-Анталия-Москва
12 160р.
 
 
 Регулярный рейс Аэрофлота. Закупали заранее, по распродажным ценам. Участники, которые покупали билет позже, заплатили больше.
Страховка
600р.
 
 
Спортивная страховка здоровья и жизни. Брали в Росгосстрахе.
Перевес в самолете
1 000р.
10 000р.
 
 Перевес был только на перелете «туда». Обратно турки отправляют гораздо проще, да и груза было поменьше.
Виза
700р.
 
20 USD
 Покупается в аэропорту Анталии.
Продукты
1 400р.
14 000р.
 
 Закупались в супермаркете Migros в Анталии. Рассчитывались по карте. Здесь указанна сумма, списанная с карты в рублях.
Сублемясо
760р.
7 600р.
 
 Самодельное мясо 1600, покупное Гала-Гала – 6000 р.
Спирт
120р.
1 200р.
 
 
Трансфер Анталия (аэропорт) – Алара (мост Kemer Kepru)
720р.
7 200р.
160 EUR
 Заказывали трансфер в alanyasultan.com
Трансфер Алара (крепость Алара-Хан) – отель Utopia World.
350р.
3 500р.
100 USD
 Машину нашли на месте антистапеля.
Трансфер Отель – Анталия (аэропорт)
450р.
4 500р.
100 EUR
 Заказывали трансфер в alanyasultan.com
Сопутствующие групповые траты
1 800р.
18 000р.
 
В сумму входят закупки группового снаряжения, расходных материалов, пополнение и формирование аптечки и ремнабора.
Итого, основные траты на 1 чел, руб.:
20 060р.
 
 
 
 
 
 
Проживание в отеле
5 250р.
 
150 USD
Отель стоил 50 долларов с человека. Жили 3 суток.
Поездка в пещеру Алтынбешик
1 400р.
 
 
 - Альтернативное развлечение. Ездили на арендованной машине самостоятельно (5 человек).
Итого, все путешествие:
26 710р.
 
  * В приведенные расчеты не входят личные траты на развлечения и на закупку личного снаряжения.
График движения

Первоначальный план маршрута предполагал прохождения двух рек: р. Алара и р. Манавгат (участок пещера Altinbesic – пос. Sinanhoka).
Заявленный график для этого плана:
Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
08.04.2009
1
Перелет Москва-Анталия. Автозаброска до р. Алара – стапель.
150
Авто
09.04.2009
2
Прохождение порогов: Мостовой, Скромный (1 и 2 ступень), Тихий (проход или обнос), ночевка у ручья
10
Сплав
10.04.2009
3
Прохождение порогов Обвальный, Черепаший, Прыжок, Зубастик, ночевка на византийском мосту или на галечных отмелях
15
Сплав
11.04.2009
4
Прохождение порогов Непортер, Портер (обнос), Зигзаг. Ночевка под крепостью (Алара-Хан), прогулки по крепости
15
Сплав
12.04.2009
5
Выход в море. Запасное время.
10
Сплав
13.04.2009
6
Переброска на р. Манавгат до пещеры Алтынбешик
80
Авто
14.04.2009
7
Дневка (запасной)
0
-
15.04.2009
8
Сплав по р. Манавгат
4
Сплав
16.04.2009
9
Сплав по р. Манавгат. Финиш в пос. Синанхока. Антистапель. Отъезд в г. Манавгат
4
Сплав
17.04.2009
10
Запасной.
0
-
18.04.2009
11
Выброска  до Анталии. Перелет Анталия - Москва
150
Авто

Итого, активными способами передвижения: Сплав ~58 км.
Данный график абсолютно реален при средней и высокой воде при условии сохранения достаточной интенсивности походного режима.
В процессе прохождения р. Алара, при получении от параллельной группы Равиля Айбатулина с р. Манавгат об аномально высокой воде в Манавгате, и рекомендации отказаться от прохождения нашего участка этой реки, было принято решение скорректировать маршрут, и, соответственно, график прохождения р. Алара.

Реальный график маршрута:
Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
08.04.2009
1
Перелет Москва-Анталия. Автозаброска до р. Алара (мост Kemer Kepru около деревни Gundogmus)
150
Авто
09.04.2009
2
Стапель. Прохождение порогов: «Переправа», «Скромный» (1 и 2 ступени). Ночевка перед пор. «Тихий»
3,5
Сплав
10.04.2009
3
Прохождения порогов: «Тихий», «Тетрис», Ночевка у ручья ПБ.
2
Сплав
11.04.2009
4
Дневка. Разведка ущелья по дороге ЛБ.
25
Пешком
12.04.2009
5
Прохождение порогов: «Обвальный», «Черепаший», ночевка на дороге ЛБ, 300 м. ниже водопада.
10
Сплав
13.04.2009
6
Прохождение пор. «Прыжок», сплав до Византийского моста,  пор. «Непортер», ночевка перед пор. «Портер» на полочках ЛБ без палаток.
15
Сплав
14.04.2009
7
Обнос пор. «Портер», прохождение пор. «Зиг-заг», ночевка на поляне ЛБ под крепостью Алара-Хан.
6
Сплав
15.04.2009
8
Короткий сплав до поляны ЛБ, антистапель, отъезд с маршрута.
1
Сплав, Авто
16.04.2009
9
Свободное время.
-
-
17.04.2009
10
Свободное время.
-
-
18.04.2009
11
Отъезд в аэропорт. Перелет Анталия-Москва
150
Авто

Итого, активными способами передвижения: Сплав ~40 км.; Пешком ~ 25 км.
Техническое описание

Порог Тихий 2 ступень (май 2008) – малая водаВ данном техническом описании приведено несколько характеристик порогов: в нашу, высокую, паводковую воду (выделено красным цветом, фотографии с похода 2009 года), и в среднюю/малую воду (выделено оранжевым цветом, фотографии  2008 года), более характерную для этой реки в апреле-мае.

Пункт
К.С.
длина (м)/
сброс высоты (м)
Комментарии
1
Мост Kemer – Kepru



Классическое место начала сплава по Аларе. Место для стапеля – поляна на ЛБ ниже моста за ручьем.
Вещи на ночь надо убирать, ночью могут украсть - деревня находится совсем рядом.
В целом отношение местных – дружественное.
В нашу воду
ручей превратился в реку шириной
 ~ 3 м. Перебраться не получилось, поэтому стапелились на огородной полочке около дороги.

Надо быть готовым к тому, что местным это не понравится. Могут захотеть денег. К нам подходили местные, один из которых (Isa Boz) владелец ресторанчика и магазинчика в деревне Ortakonus. Предлагал обедать у него в ресторане, а также ночевать в специальном кемпинге возле его магазина (бесплатно). Возможно, имеет смысл именно так и начинать сплав.

В среднюю и низкую воду ручеек у дороги можно беспрепятственно переходить и ночевать на удобной поляне ЛБ:






Через 1 км от моста Kemer-Kepru. Ориентир – синий водомерный пост на ЛБ. Чалка – ЛБ, ПБ сразу после него.
В нашу воду – шивера с валами до 1 м., неглубокие бочки. Проход по центру.

В среднюю и низкую воду: слалом между обливными и полуобливными камнями.

3
Порог «Скромный» - 1 ступень.
III
100
Через 1,3 км. (~5 мин.). Ориентир – крупные камни в русле, заметно увеличение падения воды.
В нашу воду – быстрый трек с обливными камнями и бочками за ними. Шли по основной струе. Фото прохождения не делали.
В среднюю и низкую воду: слалом между обливными и полуобливными камнями. Появляются прижимы к камням.

4
Порог «Скромный» - 2 ступень
IV
100
Отделен от первой ступени участком относительно спокойного быстротока, посередине которого большой камень (с 2-х этажный дом) на ЛБ, за которым хорошее улово и место для чалки.
Через 50 метров: 2 обливных камня – ворота, в которые нужно попасть.
В нашу воду: Навал на 2 (левый) камень. Через 10 м. большой обливной камень с бочкой за ним. Нужно проходить справа по струе. Кат4-1 после ворот развернулся лагом, левым баллоном вперед и налетел на этот обливной камень. Был риск переворота, спасла слаженная откренка экипажа и объем судна. На выходе (в среднюю и ниже воду), прижим к крупному камню ПБ. В нашу воду его затопило – образовалась бочка. Пройдено все по основной струе всеми экипажами.

реднюю и низкую воду: слалом между обливными и полуобливными камнями. Появляются прижимы к камням. На выходе навал на камень ПБ.


5
Препятствие «Ворота»,
ночевка
III
3
Через 200 м. в русле два больших камня. В среднюю и малую воду – ворота, узкий габаритный проход (шириной примерно 2,5 м.) на приличной скорости течения. В нашу воду – два обливных камня.
6
Порог «Тихий»
V+
200/5
Через 500 м. быстротока. Ориентиры: справа - высокая черно-рыжая скала с отрицательными стенками со следами обвала. Большой камень (с 2-х этажный дом) на ЛБ. Чалка на ЛБ перед или после этого камня. Отсюда можно начать обнос. Осмотр – ЛБ.
Ночевали на полках ЛБ (огороды местных). Есть возможность осмотреть порог и пройти дальше по дороге, осмотреть следующий порог «Тетрис». Порог «Тихий» проходили только катамаранами 4-ками. 2-ка была занесена за порог «Тетрис» и выставлена на страховку.

Порог, в нашу воду, представляет собой два крупных слива, разделенных быстротоком с воротами между ними. Первый слив ~1.5 м.,  образован двумя большими обливными камнями
алка на ЛБ перед или после этого камня.тенками с со следами обвалака, посередине которого большой камень (). За ним жесткая бочка. Проходили слив с набором скорости по центру между обливными камнями.
Через 50 м. быстротока струю рассекает большой камень, основная струя уходит направо. Слева – негабаритная щель, но струя в нее бьет мощная. Уходили в правую основную струю.
Через 10 м. второй слив ~1.5-2 м. Левая часть слива образована крупным обливным камнем с отвесным сливом с него и котлом за ним. За тем струя сразу же упирается в крупный обломок скалы с прижимом. В общем, очень опасно. Правая часть слива более пологая – крутая горка с валами и бочкой. Проходили в правой части слива.
На выход из порога навал на скалу ПБ.
Порог прошли обоими гружеными 4-ками успешно. Первым проходил порог Кат4-2. После первого слива катамаран не успел полноценно выйти в правую струю и сел на центральный камень рамой, после чего был отброшен в правую струю. Перед вторым сливом успели развернуться и прошли его чисто. Второй Кат4-1 учел ошибки первого, и порог был пройден чисто.
Страховку выставляли следующим образом:
1 морковка на участке быстротока после первого слива, 2 и 3 морковки на быстротоке через 50-70 метров после конца порога. На 3 морковку была организована принудительная чалка. Все морковки были проверены на месте – как далеко вылетает и в какое место причаливает спасаемых. Место страховки и длина морковок была вымерена таким образом, чтобы спасконцы приводили в улова.
Особенностью участка необходимо обозначить наличие нового порога через 300 м. Заход в него – в скальных отвесных стенках, поэтому просмотр и страховку необходимо организовывать сразу после прохождения Тихого.
Мы организовали страховку всего участка, помимо страховкой спасконцами, катамараном 2-кой, выставленным сразу за порогом «Тетрис».

В малую воду порог Тихий может превратиться в габаритный непроход, главным образом за счет первого слива, который превратится в негабаритный слив между камнями. Также могут обнаружиться и другие многочисленные подводные камни.

Обнос может быть осуществлен по дороге ЛБ. Начало от камня ЛБ в начале порога. Спуск по крутым склонам ЛБ с дороги. Возможно, понадобиться веревочная техника, так как крутизна склонов местами достигает 40 гр.


7
Порог «Тетрис».

V
Перво-проход.
50/5
Через 300 м. после порога «Тихий».
Образован обвалом скалы и части дороги ЛБ в русло (обвал произошел весной 2009 г.). В русло упало несколько крупных глыб и большая плита.
Просмотр и возможность прохождения необходимо оценить при осмотре пор. Тихий. Прямо по берегу пройти к нему не получится: заход в отвесных скальных стенках. Необходимо пройти по дороге ЛБ и спуститься к порогу по крутым склонам.
В нашу воду порог представляет собой крутую горку ~25 метров с общим перепадом ~5 метров, образованную справа отбойными валами и второстепенными струями от больших глыб ПБ, и обливной плитой ЛБ. Заходить необходимо строго по основной струе, которая идет под ЛБ. Правая часть русла упирается в упавшие глыбы, образуя негабаритные сливы около берега, опаснейшие прижимы, возможно сифоны.
Проходили по основной струе около ЛБ, сваливались с обливной плиты направо, в центр, попадая в косой отбойный вал-бочку, идущий от глыб ПБ. Далее по струе.
Необходимо обратить внимание на выходные обливные камни-зубья – на большой скорости они опасны.
Страховку организовывали уже занесенным катом 2-кой ниже порога. Страховка спасконцом затруднительна и малоэффективна из-за большой скорости течения в пороге и после него.
Так как до нас никто не проходил и не описывал этот порог, то мы назвали его «Тетрис» (по похожему расположению глыб в русле).

Необходимо иметь в виду, что при прохождении слива заднего левого сильно притапливает, так как катамаран разворачивается от отбойного вала с правого камня. При этом надо хорошо держаться в упорах, иначе может произойти потеря участника.

Как выглядит этот порог в среднюю и малую воду – неизвестно, скорее всего, габаритный непроход и сифоны. Необходимо осмотреть весь участок сразу от начала пор. «Тихий», при невозможности пройти или при большой опасности – обнести сразу два порога.
Важно! На момент нашего прохождения обвал, образовавший порог Тетрис, полностью снес дорогу ЛБ. Ее обязательно будут ремонтировать, при этом в реку наверняка добавится хлама, камней и строительного мусора. Необходимо тщательно и заранее оценить, насколько реально прохождение.

В 2008 году, когда наша команда проходила Алару, порога Тетрис не было. Но при обносе негабаритного (в малую воду) порога Тихий, мы засняли выходную глыбу нового порога Тетрис:






8
Прогонный участок, ночевка, дневка.
Фон III
2 км.
После «Тетриса» участок быстротока ~2 км. Участок мы также просмотрели перед прохождением «Тетриса» на предмет новых порогов и завалов -  все чисто. Справа впадает ручей. Относительно хорошее место для ночевки – полки на 3-4 палатки. Здесь мы заночевали.

В этом месте, если подняться чуть в  гору, ловит сотовая связь – можно связаться с Россией.
Мы созвонились с группой Равиля Айбатулина и узнали, что на Манавгате тоже паводок, река усложнилась до 6+ (Читать здесь: http://kat2.ru/people/ravil/sketch/manavgat/).
Было принято решение отказаться от прохождения нашего участка Манавгата.
В свете новых обстоятельств скорректировали график и устроили дневку на этом месте. Ходили на разведку всего следующего участка по дороге ЛБ вплоть до порогов «Прыжок» и «Зубастик» - более 12 км в одну сторону. Осмотрели все пороги, наметили места чалок и следующей ночевки.
9
Порог «Обвальный»
V
30/5
Через 2 км после ночевки у ручья ПБ.
Ориентиры: коридор джунглей длиной ~ 200 м. (нависающие с обоих берегов большие лиственные деревья), впадение ручья среди этих деревьев с ЛБ.

Слева видна дорога высоко на скалах и следы обвала скал выше нее (большое светло-рыжее пятно обвала). Порог находится прямо под этим пятном.
На заходе в центре русла лежит большая глыба типа «чемодан». За ней - разгонная шивера порога.
 
Чалка, осмотр – ЛБ, после «коридора джунглей», недоходя до кирпича.
Обнос и страховка затруднены и практически невозможны. Проходили по очереди двумя 4-ками, страховали с воды.
2-ка в порог не пошла, но так как обносить катамаран крайне трудно (с места чалки можно попробовать поднять на дорогу ~100 м по высоте по густым зарослям), то было решено спустить разгруженный катамаран пустым по порогу, а вещи обнести по берегу. Так и сделали, кат поймали четверкой сразу за порогом, а экипаж 2-ки прошел по дороге левого берега и спустился по крутому спуску в первом удобном месте (~ через 500 м.).
В нашу воду представляет собой крутую горку по все ширине русла в отвесных скальных стенках, с валами и бочками.
Справа горка имеет два более выраженных слива по 1-1.5 м с подводных крупных камней и с бочками после них.
Слева - более ровный трек с навалом на стенку ЛБ. При этом надо обратить внимание на наличие подводного зуба около ЛБ в середине трека.
Проходили обоими катамаранами по левому треку, с уходом от навала на скалу ЛБ. После порога – чалка на ПБ для съемки и страховки.

В малую и среднюю воду в пороге обнажается множество камней – необходимо тщательно продумывать линию движения. Предпочтительнее также идти левым треком, так как справа образуются сливы по обливным камням с бочками, появляются подводные зубья.

10
Прогонный участок
Фон III+
5 км.
После порога «Обвальный» - прогонный участок до след. порога «Черепаший». Очень быстро течение, фоновые шиверы с валами до 1 м. Река течет в узком ущелье, местами – в каньонных стенках.
В малую воду – участок спокойного течения в красивых скальных стенках.
11
Порог «Черепаший»
IV+
30/1.5
Через 5 км после порога «Обвальный». Ориентиры: дорога ЛБ снова спускается близко к воде, крупные камни в русле, заметный уклон воды.
Чалка, осмотр, обнос – ЛБ.
В нашу воду представляет собой мощную струю, проходящую через крупные обливные камни с бочками за ними. В левой части – динамичный слив между двумя большими обливными камнями. Однако слив усложнен последующим прижимом к деревьям и корням деревьев на ЛБ. Решено было пройти более пологим правым сливом, гарантированно выводящим на середину русла, без опасности быть прижатым к деревьям ЛБ.
Страховка ЛБ двумя морковками на быстротоке после порога с выводом в улова.
Успешно прошли всеми катамаранами штатными экипажами по правому сливу.

В среднюю воду – слалом между крупными камнями. Проход по основной струе.
В малую воду – возможен габаритный непроход.









12
Прогонный участок до водопада ПБ, ночевка.
Фон III
2 км.
Далее следует фоновый прогонный участок длиной порядка 2 км. Вскоре с ПБ будет виден водопадный ручей, стекающий со скал.

Этот ручей является своеобразным ориентиром следующего порога  «Прыжок». И хотя до самого порога еще около 20 минут ходьбы, рекомендуется зачалиться на ЛБ в районе впадения водопада (±100 метров). По левому берегу идет дорога, по которой и следует разведать участок.
Ночевать можно либо на камнях ПБ, у самой реки в районе впадения водопада. Очень красиво, место очень уютное, однако могут быть трудности с выбором ровных мест для палаток. Возможно, придется искать места для палаток на плитах камней или на песке.
В нашу воду песок был смыт, и плиты были почти у воды, поэтому для ночевки был выбран ЛБ, заночевали прямо на дороге у моста через впадающий ручеек (~100 метров ниже водопада ПБ).

13
Порог «Прыжок»
V
Входная шивера-каньон ~2 км.
Осмотр порога следует произвести по ЛБ от водопада ПБ. Пешком идти порядка 2 км. Однако это стоит сделать, так как далее река входит в каньон с крутыми скальными стенками, с очень высокой турбулентностью. Главная цель – проверить габаритность прохода.
В нашу воду: Широкий слив высотой порядка 3 метров и шириной около 5 метров с глубоким котлом за ним. Бочка за сливом достаточно заварная. Человек, выпавший из катамарана, рискует долго в ней вариться. Сразу за сливом слева отрицательная стенка, в которую может прижать: заходить в  порог следует вплотную к правому краю слива. Это обусловлено еще и тем, что слив, как таковой, образован большим камнем-плитой в левой части русла. В недостаточно высокую воду он может стать обливным или вообще вылезти наверх.
Страховка порога с берега неэффективна, так как порог находится в отвесных скальных стенках. Максимум – можно попробовать поставить живца.
Проходили со страховкой с воды: первый катамаран ждал второй через 100 метров после порога.
Четких ориентиров самого порога нет. Река течет в узких скальных стенках, постепенно ускоряясь. Для четкого обозначения порога выставляли на берегу сигнальщиков со свистками.

В среднюю воду: Камень почти не обливается водою, ширина слива – на грани габарита (~2 метров). Есть риск расклиниться в сливе, как это было у рязанцев в апреле 2005 (http://taganok.ru/index.php?n=20035)
В малую воду: Слив превращается в абсолютно негабаритную узкую щель. На такое препятствие мы попали в мае 2008 года. Обнос от водопада ПБ до 200 метров ниже Прыжка.

14
Пор. Зубастик
III+
100 м.
Через 500 метров после порога Прыжок. Каньонные стенки выполаживаются, по берегам растут деревья. Осмотр по дороге ЛБ или по ПБ непосредственно перед порогом.
Ориентир: Крупный камень-зуб на ПБ, ускорение течения, видимый перепад высоты.
В нашу воду порог полностью залило, он превратился в быструю шиверу с валами до 1 метра. Проходили по основной струе тандемом.


В среднюю и малую воду порог представляет собой слив ~ 1-1.5 метра в левой части русла и с гребенкой обливных и полуобливных камней в правой части русла. Проход по центральной струе по сливу.

15
Прогонный участок до Византийского моста и далее до порога Непортер.
II+
15 км.
Далее следует участок относительно спокойного течения. Сложность представляют периодические сужения русла с прижимами и обливные камни.
В центре участка находится Византийский арочный мост.
[img=135.jpg,,,S,O,]
Очень красиво и аутентично. На мосту можно заночевать – ровная поверхность. Следует опасаться лишь прохождения через лагерь стада овец и собак их сопровождающих.
Если времени для прохождения всего участка до крепости уже не остается, то можно порекомендовать заночевать на полянах левого берега недоходя до моста. Определить их можно лишь визуально – при сплаве от Зубастика все время отслеживать береговую обстановку. При виде больших деревьев ЛБ с полянками под ними – лучше заночевать на них.
Далее (от моста) мест для ночевок практически нет до самой крепости, поэтому необходимо трезво оценить время прохождения оставшегося участка.
С моста возможна аварийная выброска в поселок Guneycik, где можно найти машину. Однако идти далеко, около 1-2 часов, если знать дорогу. В 2008 году мы выбросились отсюда ввиду болезни участника. Машину до города Манавгат нашли за 50 евро. Дорога к мосту не подходит – необходимо собрать весь груз и занести его в гору до дороги по тропе (~100 метров перепада высота).
После моста продолжается участок быстрого течения с локальными шиверами вплоть до порога Непортер.
16
Порог «Непортер», ночевка перед Портером
III
100 м.
Порог называется так, потому что следующий за ним порог – «Портер» (как правило, непроход, и абсолютно необходимо зачалиться перед ним). Из-за этой напряженности каждая шивера и поворот кажутся началом «Портера».
Четких ориентиров порога нет. Порог представляет собой сплав между крупными глыбами, с обливными и полуобливными камнями. Проход по центральной струе.

К Портеру мы подошли уже вечером, времени на обнос категорически не оставалось. Поэтому решено было оставить обнос на утро, а сами занялись поисками места для ночевки. Мест под палатки в районе Портера (и до него, от самого моста) абсолютно нет. Расположились в распадке, где зачалили катамараны перед Портером, расстелившись на камнях. Удалось расчистить и кое-как выровнять полочки для двух палаток, остальные спали на разровненных камнях под открытым небом.

17
Порог «Портер»
VI  (или непроход)
50 м.
Возможно самый опасный порог Алары. В среднюю и малую воду становится габаритным непроходом.
Ориентиры:
1.  Река поворачивает влево, за перегиб, после чего направо.
2.  Крутой левый берег с крупными камнями у воды.
3.  Выход светлорыжей породы на скалах левого берега. Хорошо различимое пятно находится далеко ЗА порогом, и находится на высоте ~100 м. от уровня реки. Однако это рыжее пятно на скалах – самый явный и надежный ориентир Портера. При виде этого ориентира следует сразу же зачалиться и разведать участок. Чалка и осмотр на ЛБ.
В нашу воду порог имеет высшую категорию сложности. Представляет собой крученый слив высотой ~3 метров, за которым находится глубокая закрученная бочка. Далее основная струя отражается от отрицательной скальной стенки ПБ, после этого наваливается на отрицательную стенку ЛБ. По высокой воде отрицательность стенок может быть не видна, но она хорошо видна в малую воду. Также в сливе много подводных зубьев, обнажающихся в малую воду.
Оценив всю сумму опасностей, мы приняли обнести порог, хотя он в принципе проходимый. Обнос строго по левому берегу.

В среднюю и малую воду порог представляет собой габаритный непроход в виде узкого слива через щель.
Обнос по ЛБ по наклонным плитам. Длина обноса порядка 50 метров.

18
Прогонный участок до «Зиг-Зага»
II+
5 км.
Сплав по быстротоку в ущелье. По берегам - отвесные скалы, лесистые склоны. Препятствий нет.
19
Порог Зиг-Заг
III+
100 м.
Последнее препятствие на реке. Находится уже на выходе из ущелья, когда крутые берега уже заканчиваются.
Ориентир – крупные камни в русле. Заметное падение уровня.
Порог представляет собой слалом между крупными обломками скал. Проход по центральной струе. Страховка с воды.
В меньшую воду могут появиться обливные камни и зубья. Чалка, осмотр –ЛБ, ПБ.
20
Прогонный участок до крепости Алара-Хан, ночевка на поляне у крепости.
II+
3 км.
Сплав по относительно спокойному участку быстротока до крепости.
Крепость находится на большой отдельной скале левого берега. Под крепостью отличная поляна для стоянки, используется местными для пикников. Дров почти нет.

21
Антистапель


Антистапель производили через 800 метров после поляны, на удобном поле, к которому подходит дорога. Антистапель на самой поляне около Крепости производить неудобно, так как автомобильной дороги вплотную не подходит.


Пещера Алтынбешик (Altinbesik)

Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09 Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09
Платный водопад Манавгата. Паводок.  (март 2009) Платный водопад Манавгата. Паводок. (март 2009)
Долина Манавгата. Внизу – поселок Sinanhoka Долина Манавгата. Внизу – поселок Sinanhoka
Долина Манавгата.Тот самый каньон, который мы планировали пройти Долина Манавгата.Тот самый каньон, который мы планировали пройти
После завершения технической части маршрута у нашей команды осталось 3 дня свободного времени, а так как сплав по Манавгату у нас был отменен еще в середине маршрута, то мы сразу же с удовольствием направились отдыхать после похода в отель. Сразу стоит оговориться, что в то время (середина апреля), отельный сезон еще не начался, очень немногие отели уже начали работать. Хороших из них – еще меньше. После телефонной связи и консультации с Москвой, мы направились в отель Utopia World, находящийся около Аланьи. Это 5-тизвездочный отель, и в нормальный сезон он стоит весьма дорого и места в нем надо бронировать заранее. В середине апреля он был на половину пуст, и проживание в нем (с полным ол-инклюзивом), нам обошлось всего лишь в 50$ за сутки с человека. Очень советуем этот отель для отдыха после походов по этим местам.
В течении этих нескольких дней отдыха, часть нашей команды совершила самостоятельную экскурсию в пещеру Алтынбешик, что находится в долине реки Манавгат. Именно от нее у нас был запланирован сплав по каньону Манавгат до поселка Синанхока (Sinanhoka). Мы взяли в отеле в прокат микроавтобус «Hyundai Starex»  и впятером выехали. Для проката достаточно обычных российских автомобильных прав международного формата.
Поездка очень красивая и запоминающаяся. Дороги Турции очень хороши. Места, по которым проходит, поездка исключительно прекрасны. По дороге заехали на платный водопад Манавгата, который находится в самом низу, практически в городской черте. Воды действительно очень много. Убедились в правильности своего отказа сплава по Манавгату.
Дорога проходит по маленьким городкам и селениям. Сами поселки очень экзотичны и аутентичны. Заметили, что дома здесь строят даже без цемента – это просто ровно уложенные плоские камни, переложенные плоскими досками как связующее звено. Все деревни довольно аккуратные, чистые. Дороги даже без асфальта ухоженные и везде проезжаемые. Грязи нет, застревать негде. Поднимаясь по долине Манавгата, доехали до места, откуда виден поселок Синанхока (Sinanhoka), где должен был закончиться наш сплав по Манавгату.
Наконец доехав до пещеры, мы видим перед собой удивительную картину: огромный грот, а под ним голубое привходовое озеро. Говорят что оно глубиной 200 метров. Врут, конечно. Но плыть страшно. Прямо здесь, на берегу, стоят лодочки, на которых сюда возят туристов. Мы специально взяли с собою катамаран, чтобы заплыть вовнутрь в случае, если больше ничего не найдем. Но, к нашему счастью, лодки были не привязаны и мы сразу же отправились во внутрь. Привходовое озеро имеет длину около 250 метров и шириной около 50 в самом широком месте. В середине грота есть арка над водой естественного происхождения.  В дальнем конце грота – причудливые сталактиты и сталагмиты. С потолка течет вода, все шумит. Чрезвычайно красиво и интересно.
Поездка в пещеру заняла почти весь день, насыщенный и очень интересный. Всем рекомендуем, если остается время, обязательно заехать сюда. Ведь помимо самой пещеры, очень интересна и сама дорога. Она проходит по лесам, серпантинным дорогам, горам, можно спуститься прямо к водохранилищам Манавгата. Потрясающие виды!
Итоги, рекомендации

1.  Нашей командой пройден маршрут по реке Алара в паводковый уровень воды. Маршрут получился коротким, но, тем не менее, по количеству и сложности препятствий является полноценной пятеркой.
2.  Обычно Алара проходится каякерами в ряде других речек некоторыми кусками, либо используется для раскатки перед более серьезными реками региона катамаранными группами. Однако все предыдущие группы попадали в среднюю воду. В такую воду речка действительно очень хороша для раскатки. В малую и ниже средней воду (15-20 кубов) река имеет несколько  габаритных непроходов. В мае 2008 года мы попали как раз в такой низкий уровень, что пришлось очень много обносить.
3.  В среднюю воду река идеально подходит для катамаранов 2-ек и для каяков. В большую воду река серьезно ускоряется, пропадают многие улова, все пороги становятся мощнее и опаснее. Негабариты полностью исчезают, зато появляются заварные бочки, опасные прижимы. В большую воду реку гораздо приятнее проходить на 4-ках. Прохождение катамаранами 2-ками можно рекомендовать только очень опытным экипажам.
4.  Характер порогов в среднюю воду: слалом между глыбами и обливными камнями. В большую воду характер кардинально меняется: бочки, валы, быстрота течения, опасные прижимы. Пороги технически насыщенные, береговая обстановка зачастую усложнена – крупные камни, крутые береговые осыпи.
5.  Для походов по Турции необходимо иметь в перечне группового снаряжения комплект альпинистского снаряжения. Основная веревка, карабины, комплекты обвязок и скальных туфлей. Снаряжение может пригодиться при обносах, разведке порогов.
6.  Помимо опасностей с прохождением порогов, необходимо со всей серьезностью относится к безопасности при осмотре. Зачастую осмотр производится по крутым осыпным склонам или по тропам над каньонными стенками реки. В условиях паводка группа должна быть готова к техничному и ответственному прохождению маршрута.
7.  На маршрут лучше взять горелку, она может пригодиться для быстрых перекусов и обедов, а также для приготовления пищи в каньонных участках рек (на Манавгате, например). Хотя на Аларе дрова есть почти всегда.
8.  Необходимо всегда иметь в виду потенциальную возможность зимних обвалов, который могут образовать новые пороги, или вовсе непроходы.  Для этого лучше связываться с местным населением для выяснения таких нюансов, а также для уточнения уровня воды.
9.  Как уже упоминалось, местное деревенское население практически не знает английского языка. Поэтому необходимо иметь несколько русско-турецких разговорников. Понять их они, конечно, не помогут, но объяснить то, что хотите вы от них, вполне можно.
10. Турция очень богата историческими и природными достопримечательностями. Рекомендуется комбинировать виды туризма и активного отдыха.
11. Весь регион Турции рекомендуется к широкому освоению российскими туристами всех видов туризма. Здесь можно найти и пройти горные, пешие, водные, велосипедные маршруты практически любой сложности.

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка:
Опубликовал: Владимир Конев