Хотелось настоящего лета в апреле, и мы его получили. За все время путешествия ни разу не доставали дождевики, ехали в короткой форме. Купались в трех морях -Тирренском, Ионическом и Адриатическом.Было тяжело, но безумно красиво!
Рим - Анцио - Террачина - Поццуоли - Искья - Неаполь - Сорренто - Позитано -Амальфи - Салерно - Пестум - Сапри - Терме Луиджане - Сибари - Метапонто - Матера - Альберобелло - Кастеллана Гротте - Полиньяно а Маре - Бари - Трани - Манфредония - Вьесте - Пескичи - Термоли - Пескара - Рим

Пролог

Планировать путешествия на следующий год начинаем осенью. Лето 2017 г. было плохое, хотелось тепла и солнца, поэтому думали отправиться по весне куда-нибудь на юга. Хотели Испанию, приглядывались к Барселоне, но цены на билеты не хотели падать( кто же знал, что Аэрофлот объявит скидку в конце года). Рассмотрев все варианты, остановились опять на Италии, уж больно она нам понравилась( см. предыдущее весеннее путешествие), но решили двинуться на юг от Рима. Вот билеты куплены- 38 тыс. Аэрофлот, велики бесплатно в счет багажа до 23 кг( но надо при заказе билетов звонить, говорить про велики и ждать подтверждения). Теперь у нас полгода на разрабатывание маршрута и зарабатывание денег на поездку.
День первый. 16 апреля.

С вечера разбираем и запаковываем велики и вещи в багаж. В аэропорту надо быть рано, в 7.30, живем на другом конце города, поэтому берем такси. И вот  в 12.05 по римскому времени мы в аэропорту Фьюмичино. Тут же собираем велики
и накатанной дорогой виа Портуэнсе в Декатлон за газом. Солнце, жара, все цветет- настоящее лето по-нашему. Рим( центр) в этот раз оставили на потом, а сейчас едем по via della Magliana, по мосту  Гульельмо Маркони к Базилике Сан Паоло Фуори ле Мура( San Paolo Fuori le Mura), одной из 4 главных христианских святынь Рима. Велосипеды нам рядом припарковать не разрешили, пришлось Вите чуть подальше постоять с великами, а я сходила на осмотр.Базилика была построена в 4 веке на месте казни апостола Павла в 65 г..В 19 в. базилика сгорела, но была восстановлена в первоначальном виде. Собор поражает красотой и богатством и внутри, и снаружи - мозаика, мраморные колонны.
Внутри по всему периметру медальоны с портретами Римских пап.
Дальше мы отправились в квартал EUR( Всемирной выставки Рима), который был построен во время правления Муссолини в 1935-1943 г. для всемирной выставки, так и не состоявшейся из-за войны.Самое помпезное здание - квадратный Колизей.
Но поехали мы в этот квартал, чтобы прогуляться в парке. И действительно, парк с озером, где проводятся водные соревнования, и  каскадами фонтанов нам понравился.
Следующая достопримечательность у нас на пути  старая Римская дорога на юг - via Appia Antica, красивая, но вся в брусчатке,
мы по ней не поехали, хотя видели велосипедиста, катившего по грунтовой обочине этой дороги. Мы выехали из Рима по Via Appia Nuova SS7, но эта дорога показалась нам очень шумной и загруженной, и мы свернули к аэропорту Чампино и озеру Альбано по SP217. Эта дорога оказалась все время в подъем, а дело близилось к вечеру, к тому же озеро даже не проглядывалось из-за заборов.
1.21
единственное место, где можно былопосмотреть на озеро Альбано
Пришлось проехать мимо Кастель Гандольфо, в сумерках остановились посмотреть могилу Горациев и Куриациев( прямо живой учебник истории),
1.22
это мы вернулись опять на дорогу SS7, не такая уж она и страшная.  И уже в темноте на окраине городка Дженцано а Рома нас ждал ночлег в Agriturismo Monte Due Torri( бронировали через Booking), комната со всеми удобствами, отдельным огороженным входом, где мы припарковали велики. Стол тоже был на улице, там и решили готовить ужин. Пока бегали туда-сюда, входная дверь захлопнулась, а ключ внутри! Хорошо народ с ресепшен( за барной стойкой) еще не ушел,пришлось вспоминать итальянский( когда-то в молодости учила), нас поняли и дали запасной ключ. Вот такие приключения были у нас в первый день.Проехали 69 км.
День второй. 17 апреля.

Первый день выдался тяжелым- встали рано, приехали поздно, устали, забыли про будильник( размещение у нас с завтраком). Понадеялись. что сами встанем, как станет светло. Но в Италии на окнах очень плотные ставни, от яркого солнца, в нашем случае деревянные.В результате чуть не проспали завтрак. Но успели. При свете дня прогулялись по территории.
1.23
1.24
2.3
В Италии очень популярен агротуризм- можно посмотреть в вольерах коз, кур, вообщем, всякую живность. Есть винный погребок. Я на велосипеде прокатилась до центра городка Дженцано А Рома.
2.4
цветет глициния
2.5
via Lenin(ул. Ленина)
2.6
Но озера Неми так и не увидела, надо для озер делать дневку. А нам надо двигаться в сторону моря. От места нашего ночлега до приморского городка Анцио 30 км и все вниз, так что промчались мы эту часть пути ну очень быстро.
2.8
кладбище Второй мировой
Развалины виллы Нерона оказались за забором, но памятник императору на прибрежной площади мы осмотрели
2.10
2.9
маяк в Анцио
2.13
и поехали дальше по побережью, даже по велодорожке.
2.16
Правда, недолго, до соседнего городка Неттуно.
2.20
следы войны
Дальше берег заняла военная зона за забором, пришлось уйти на via Acciarella.
2.21
2.22
2.23
перекус у входа в Нац.парк
Через городок Саббаудия мы вернулись к побережью-
2.25
2.26
вдали гора Сан Феличе Чирчео
здесь дорога проходит по узкому перешейку между морем и Лагунами(Lago di Paola). Дюны, много мест для отдыха, наверно, и палатку можно поставить, но это еще первая половина дня,рано. Так мы подъехали к горе San Felice Circeo.
2.32
Красивое место - римский канал, башня Паоло, скалы по побережью.
2.31
Дорога обогнула гору и опять вернулась к морю. Дальше наш путь лежит в Террачину. Но на пути препятствие - речка, а моста нет. На карте мост есть, а в действительности... Никакой переправы. Пришлось ехать в обход лишние 8 км, а погода что-то начинает портиться - тучки надвигаются.
2.34
2.35
Террачина
От Террачины до Монте Сан Бьяджо 11 км,но в дождь на последних км все таки попали, поэтому до поезда укрылись под крышей вокзала и городок не осмотрели.На поезде мы подбросились, чтобы подъехать поближе к Неаполю. Ехали 1 час( билет 5 евро, велики бесплатно) до станции Вилла Литерно, а там уже в темноте по дороге среди полей до гостиницы Suissie, которую забронировали заранее на Booking, всего за 25 евро с завтраком. Номер со всеми удобствами, велики поставили на балкон. ( Не захотели в темноте средь полей искать место под палатку, тем более только что прошел дождь).Сегодняшний день оказался самым большим по километражу- проехали 140 км на велосипедах, ехалось легко - под горку и совсем без рельефа.
День третий. 18 апреля.

С утра прекрасная погода и мы едем в археологический парк Кумы. Кумы- древнегреческий город, предшественник Неаполя. Купили комплексный билет, куда входит посещения Кум, Байя, Флегрейских полей в Поццуоли. По развалинам Кум мы полазили хорошо.
3.2
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
вдали остров Искья
3.12
Рядышком другое интересное место- королевский охотничий домик Vanviteliana на озере Фузаро( Неаполь ведь был столицей Неаполитанского королевства).
3.14
А вот с археологической зоной Байя не повезло- там был выходной. Осмотрели храм Венеры
3.16
и издали полюбовались на храм Дианы.
3.18
3.19
археологическая зона Байя

3.21
арагонский замок в Байя
Дальше покатили в Поццуоли, пригород Неаполя, оттуда ходят паромы до острова Искья. Паромы компании Caremar ходят до Искьи 3 раза в день( заранее посмотрели в интернете). Билеты на двоих с велосипедами 49.60. Взяли билеты на 14.00. Время в запасе было, можно было съездить посмотреть Флегрейские поля( зона вулканической активности в Поццуоли), но решили не рисковать. Зашли за продуктами в магазин
3.28
улочка в Поццуоли
и съели мороженое на площади.
3.30
А там пошли грузиться на паром.
3.24
3.31
Поццуоли
Плыли почти час по Неаполитанскому заливу с заходом на остров Прочида.
3.50
Прочида
3.52

Виды фантастически красивые!
3.44

И вот Искья.
3.66
3.68
Хотели начать осмотр с Арагонского замка,но немного поторопились и поехали не по той дороге, по верхней,
3.69
пришлось сделать небольшой крюк.

3.71
3.72
Мне это место напомнило Мон Сен Мишель во Франции. Замок на острове.Но, чтобы побродить по замку, надо билет покупать, Прошлась только по дамбе. А Витю сегодняшняя жара доконала- ждал меня в тенечке с бутылкой воды( купили тут же в кафе).
3.73
3.74
Магазины в середине дня не работают- сиеста .
Дальше покатили на другой конец острова в Сант Анджело. Там у нас забронирована гостиница. На острове Искья одна основная. довольно узкая дорога по периметру.
3.78
римский акведук
Объезжали мы остров по часовой стрелке, и дорога большую часть шла вверх.
3.79
3.81

3.83
Навигатор пытался нас послать какими-то козьими тропами( для велосипеда), но мы держались основной дороги.Было тяжело, даже стала записывать трек . Потом посмотрели- перепад высот  до 500 м( По Гугл картам высота 460м) Вообще, остров гористый, ровного места практически нет.
3.90
городок Сант Анджело
Уставшие приползли в гостиницу, а там оазис- 3 бассейна( один с термальной водой из источника Sorgeto), и никто не купается! Мы быстро исправили это- надели купальные костюмы и плюхнулись.
3.92
3.93
3.98
Блаженство неописуемое! А потом на балконе при свете закатного солнца приготовили ужин.
3.101
3.104
За день проехали 53 км.
День четвертый. 19 апреля.

С утра до завтрака сходили к морю,
4.2
там в бухточке прямо в море льется термальная вода источника Sorgeto. Пишут, что там можно купаться даже в декабре. Ну, не знаю, как купаться, там очень мелко, но лежать в специально огороженных камнями купальнях можно.
4.6
С одной стороны тебя омывает холодная вода с моря, с другой - горячая с источника.
4.8
Он реально горячий- камни от него разогреты так, что на них горячо ступать.
4.17
Это единственный бесплатный источник на Искье, все остальные заняты термальными парками.Возвращаясь в нашу гостиницу, наблюдали такую жуткую картину- местные жители жгли кактусы, как у нас траву весной.
4.18
Завтрак в гостинице был шикарный-шведский стол, что не свойственно Италии, да еще своя очень вкусная выпечка. Так что мы там очень хорошо подзаправились.
Сегодня нас ждет Неаполь, поэтому собрались и двинулись в дальнейший путь с небольшим сожалением. Уж больно райское местечко эта гостиница Torre Sant Angelo! До основной дороги неслабый подъем, пришлось толкать велосипеды.
4.24
Поднявшись, поехали к западу острова, решили завершить осмотр острова по часовой стрелке. До Форио дорога шла в основном вниз. Берег там очень красивый.
4.25

4.28
4.29
скалы влюбленных
Но, чтобы осмотреть церковь на мысу, пришлось оставить велосипеды и подниматься по лестнице.
4.32
4.33
4.35
4.38
Дальше дорога отошла от берега, и мы двинули в подъем, правда, не такой, как вчера. В Лако Амено опять выехали на набережную и так ехали до Казамичолы. С Казамичолы тоже ходят паромы, но вечером, а нам надо сейчас. поэтому поехали в порт Искья и тем же путем, как вчера, вернулись в Поццуоли. Решили ехать в Неаполь прибрежной дорогой( Corso Umberto).
4.41
4.43
4.45
4.47
4.50
Ну кто же знал. что не только центр Неаполя в брусчатке, но и вся дорога от Поццуоли и аж за Геркуланум. Центр Неаполя весь забит машинами. Сумели посмотреть замок Кастель д'Ово,
4.55
Кастель-Нуово,
4.64
4.73
площадь Gesu Nuovo
театр Сан-Карло. Но самое большое впечатление оставил монастырь Санта Кьяра, вернее, его дворик.Крытая галерея, колонны и скамейки украшены майоликой, изображающей картины из жизни Неаполя - карнавалы, морские путешествия. охоту. сельские сцены. Ни одна картина не повторяется. Выглядит потрясающе!
4.81
4.82
4.79
4.87
4.92
4.105
купол кафедрального собора
Но вообще от обилия машин, людей, городской суеты мы устали,
4.98
постоянно находишься в напряжении на дороге, особенно от того, как лихо паркуются машины. Поэтому поехали мы из Неаполя, и опять по брусчатке. Хотели погулять в королевском парке при дворце в Портичи, но он оказался на ремонте.Чтобы осмотреть Геркуланум, надо было оставлять велосипеды, что небезопасно в Неаполе. И покатили мы отдыхать в забронированную заранее гостиницу в Торре дель Греко, а вернее гостевой дом Villa Vesuviana
4.108
- апартаменты с кухней и террасой, откуда открывается вид на Везувий.
4.109
По этому поводу зашли в магазин и купили баклажанов, кроме обычного набора продуктов(бутылки вина, нарезки бекона  и замороженных овощей для супа, яиц, колбасок, помидорок и кабачков). Баклажаны на горелке не приготовишь, газа не напасешься...А продаются и баклажаны и кабачки в это время со скидкой- 99 центов за кг.
Проехали сегодня 56 км, большую часть по брусчатке
День пятый. 20 апреля.

Утро началось с завтрака на террасе с видом на Везувий.
5.4
Совсем рядом с нашей гостиницей находится Вилла Поппеи в Оплонити, с ее посещения и решили начать осмотр археологических памятников.
5.9
Эта вилла- прекрасный пример дома, предназначенного для отдыха и развлечений;возможно, когда-то она принадлежала Поппее- второй жене императора Нерона.
5.18
Обнаружена была в 18 в., сохранились даже фрески.
5.13
5.21
Приобрели комбинированный билет, включающий посещение Оплонити, Боскореале и Стабии. Поэтому после виллы Поппеи поехали в Боскореале и осмотрели национальный музей Антиквариум, который посвящен римской жизни до катастрофического извержения 79 г.
5.27
5.28
А там и до Помпей добрались. Руины Помпей оказались за большим забором, народу полно, велосипеды оставлять опасно( нас сразу предупредили). Решили поэтому в Помпеи не ходить, ну. не тот у нас формат путешествия. Будем наслаждаться природными красотами, тем более что погода этому благоприятствует. На пути у нас городок Кастелламаре ди Стабия, очень симпатичный,
5.29
очень необычный дом в Кастелламаре ди Стабия
с набережной.
5.31
Решили перекусить в пиццерии- дядечка при нас раскатал тесто,
5.36
испек пиццу в дровяной печи(forno),
5.37
заказали еще пасту с перцем и помидорами. Запили все пивом. Очень вкусно!
Дальше покатили по красивому побережью к Сорренто.

5.55
5.59
5.62
5.50
По дороге искупались, вода,конечно,еще прохладная, но окунуться с видом на Везувий и Неаполь...

5.44
5.46
Сегодня у нас тоже заказана гостиница - в местечке Сант Аньело(Sant Agnello), не доезжая Сорренто.Окна из коридора нашей гостиницы выходят в церковный дворик.
6.1
Заселились, оставили вещи и поехали налегке покататься.Посмотрели Сорренто
5.67
5.68
и двинулись вверх к интересному городку Сант Агата суй дуе Гольфи( Санта Агата на двух заливах). Путеводитель обещал потрясающие виды на два залива. Но в гору ехать было тяжело,Витя сказал, что лучше меня подождет. А я все таки доехала до городка,
5.70
5.71
но обещанного вида на два залива не получила из-за высоких деревьев. На Неаполитанский залив вид был замечательный.
5.72
По пути обратно заехали в магазин за продуктами.
5.73
вечер в Сорренто
Проехали сегодня 60 км с радиалкой.
День шестой. 21 апреля.

На сегодня планировалась поездка на остров Капри на полдня. Хотели оставить вещи и велики в гостинице и налегке съездить погулять. Остров маленький, гористый, на велосипедах делать там нечего. Но вчера Витя, слезая по камням в море, подвернул ногу- крутить педали может, а ходить больно. К тому же поездка на Капри- удовольствие не из дешевых. Поэтому решили ехать дальше по побережью на Позитано и Амальфи.Эта дорога носит название Голубая лента(Nastro Azzurro) и считается одной из самых потрясающих горных дорог Италии. И это действительно так- проехав ее, можем сказать, что дорога потрясающе красива. На каждом повороте открываются фантастические виды, поэтому на дороге предусмотрено довольно много мест, где можно припарковаться путешествующим автобусами и автомобилями. Здесь же поджидают туристов машины со знаменитыми амальфитанскими лимонами, размеры которых тоже потрясают. Для нас на великах дорога была красивой, но трудной- ни одного ровного места. Из Сорренто надо было перевалить хребет
6.2
6.3
6.4

и попасть на южную сторону полуострова,
6.6
6.12
а потом дорога извивается вдоль береговой линии над глубокими ущельями и через прорубленные в скалах туннели.
6.17
6.18
6.20
6.25

Городок Позитано считается самым фотогеничным на побережье, с крутыми улицами, многие из которых- лестницы. Интересно было наблюдать вездесущих китайцев. которые волокли свои громадные чемоданы на колесиках по этим улицам-лестницам.
6.27
До Позитано ехали в основном в подъем, а потом к городку спустились почти до уровня моря. И так в каждом городке. Когда планировала маршрут, не поверила, что мне насчитали какие-то сумасшедшие тысячи метров подъемов и спусков. Проехав по этой дороге, верю.
6.31
6.32
6.33
церковь Санта Мария Ассунта
6.36
6.37
вид с пляжа
А дорога вьется дальше, открывая нам все новые красоты.

фьорд Фуроре с пляжем, единственный в Италии

Так мы добрались до Амальфи, который был когда-то столицей мощной морской державы. БОльшая часть средневекового городка сползла в море при землетрясении в 14 в., но Собор Святого Андрея с его мощами, построенный в 10-13 в., сохранился.
райский дворик внутри собора
На площади у входа в старый город стоит памятник Флавио Джойя
Флавио Джойя – амальфитанский капитан, первым из европейцев придумавший удобный и практичный компас. Флавио Джойя надел магнитную стрелку на вертикальную иголку, а под стрелкой разместил разделенный на 16 румбов циферблат. Произошло это в самом начале XIV века. И хотя другие модели компаса к тому времени уже существовали, амальфитанцы как истинные патриоты считают, что изобретатель столь полезного прибора, без которого невозможны были бы морские открытия, родился и жил именно в их городе. И за такое важное изобретение Флавио Джойя был удостоен памятника в центре Амальфи, на площади, также названной в его честь.
Здесь мы отдохнули и полакомились лимонным мороженным- просто лимонное и нежное лимонное. Ну. очень вкусное, особенно второе!Чуть дальше, в Атрани, нашли хороший пляж и искупались.
 В одном месте дорога стала такой узкой, что пришлось постоять на светофоре, регулирующем одностороннее движение.
А вот и знаменитые амальфитанские лимоны
рыбацкая деревушка Четара
В Четаре мы зашли в ресторанчик и хорошо заправились, пастой с помидорами и тунцом, завернутым рулетиком.
Вьетри суль Маре. Здесь горная дорога заканчивается. Впереди бухта Салерно
керамика Вьетри суль Маре
При планировании этой части маршрута так и не обнаружила ни одного кемпинга, а гостиницы здесь очень дороги.На деле также не встретили ни одного указателя на кемпинг и мест для дикой ночевки на этих крутых склонах Поэтому пришлось ехать за Салерно в местечко Магаццено( в 10 км от Салерно) и там вставать в кемпинге Rubinia.
Проехали сегодня 70 км.

День седьмой. 22 апреля.

Сегодня едем дальше на юг по побережью. До Пестума дорога ровная. Км 10 от кемпинга какой-то лесопарк, здесь , наверно, можно было  и дикую стоянку найти.
Чувствуется, что сегодня выходной- много отдыхающих, а главное, навстречу нам едут и едут велосипедисты на шоссейниках. Большими и маленькими группами и по одиночке,видимо, у них бревет. Мы сначала пытались считать, потом сбились. Но дружно приветствовали друг друга. А на правой стороне дороги стояли грустные проститутки...
Довольно быстро доехали до Пестума. Город, названный Посидония , был основан в 6-10 в.до н.э. греческими колонистами. В конце 9-го века Пестум подвергся разграблению со стороны сарацин, и оказался полностью заброшен. Но это опустение благотворно сказалось на местной архитектуре – прекрасно сохранились три дорических храма, посвященные богу Нептуну( Посейдону) и богиням Афине и Гере. К тому же археологическая зона ограничена не таким сплошным забором , как в Помпеях. Можно идти вдоль забора и прекрасно осматривать греческие храмы, что мы и сделали.
IMG_20180422_113100_BURST1
пляж в Пестуме
На набережной Пестума встретили двух велотуристов из Германии, они держали путь на Сицилию. Багаж у них был очень большой( у нас-то не маленький). Как они дальше поехали горными дорогами, не знаю.Дальше по дороге пошли сплошные кемпинги до Агрополи, но сезон начался  не у всех.После Агрополи начался гористый участок  - это побережье Чиленто.

Так мы докатили до симпатичного городка Сан Никола а Маре, там,видимо, готовились к празднику- центр городка был разукрашен.
керамика на площади
И опять гористый участок.
Начали присматривать кемпинг, но почему-то здесь туристический сезон еще не начался, все кемпинги были закрыты. Доехали почти до Велии,начал накрапывать дождик, и тут нам посоветовали площадку для кемперов у моря в местечке Марина ди Казалвелино. Приехали, там стоит один кемпер, хозяина стоянки нет. Но в кемпере оказались очень доброжелательные люди, пожилая итальянская пара, они вызвали хозяина по телефону. Тот пришел, взял с нас 10 евро, дал ключ от туалета, показал, где вода и электричество, и опять уплыл на рыбалку. Извинился, что душ пока не работает. Зато море и пляж рядом, и дождик кончился.
 Вечером пошли прогулялись по набережной.
Проехали сегодня 84 км.

День восьмой.23апреля.

Утром сходила искупалась, пляж - мелкий песочек, вода уже не такая холодная, погода замечательная. Едем дальше на юг.Проехали мимо археологической зоны Элеи-Велии, бывшей греческой колонии 6 в. до н.э.

Находится она на горе, поэтому заезжать туда не стали. И так сегодня нам предстоит гористый участок. Сразу от Велии пошел подъем.

Вдоль дороги растут кактусы
На крутых склонах гор - оливковые деревья.
Не могли понять, почему навигатор посылает нас в обход, не послушались, поехали прямо в Палинуро. Оказалось, там ремонт дороги.

Но справились, проехали серпантин у рыбацкого городка Пишотта
и скатились к городку Палинуро.Там немного обалдели от изобилия пирожных в магазинчике,
а потом еще и мороженого добавили.
Дальше поехали по живописному побережью
И попали в приморский городок Марина ди Камерота.
На пляже отдохнули и искупались.
А дальше начался самый суровый участок.Дорога пошла в горы, да все выше и выше.
От уровня моря мы добрались до 560м. Проехали горный городок Лентискоза
Потом чуть спустились и опять вверх до городка Сан Джованни а Пиро.
В кафешке в центре городка народ приветствовал нас дружескими криками и аплодисментами. Им развлекуха, а мы уже выжаты, как лимоны. Зато потом покатили вниз до самого берега моря в Скарио. И дальше уже дорога пошла по берегу до Сапри. у меня была присмотрена дикая стоянка за Сапри, но вокруг ходили тучи, и мы, испугавшись дождя, решили встать в кемпинге Oliveto. Сначала поставили палатку под крышей,
а потом съездили за продуктами в магазин поблизости. А рядом с нашей палаткой росли вот такие лимоны.
Мы из них делали прекрасный лимонный напиток.
Проехали мы сегодня 80 км, было тяжело, но очень красиво.
День девятый. 24 апреля.

С утречка сходила искупалась, благо море и пляж рядом, только шоссе перейти. Море с каждым днем все теплее, пляж песчаный.
В кемпинге стоим рядом с французами,
тоже путешествуют на великах- едут на Сицилию, а оттуда паромом обратно во Францию. Вчера, где мы горными дорогами пробирались, они подъехали на поезде. Сегодняшний маршрут у нас с ними похож, но мы выезжаем раньше.
Объезжаем залив Сапри.
Дальше горы подходят к самому берегу, и дорога начинает петлять, описывая все изгибы береговой линии, открывая за каждым поворотом все новые красоты. Но здесь пейзажи более суровые,чем на побережье Амальфи.
К тому же сегодня облачно, тучи закрывают верхушки не таких уж высоких гор.

городок Аквафредда. Это уже регион Базиликата.
Так добрались до Маратеи, здесь нас догнали французы. Но они поехали дальше наверх, в город, а мы покатили по низу через порт.
К сожалению облачность была такая, что статуи Христа на 500- метровой горе над Маратеей совершенно не было видно.По дороге увидели указатель на грот Grotta delle Meraviglie( вызывающий восхищение). но он был закрыт,видимо на переучет. Мы  решили перекусить по случаю на скамеечке у закрытых дверей.
Следующее интересное местечко на маршруте Прайя а Маре, уже регион Калабрия.
Песчаный пляж,променад, а вдалеке остров.
Дальше дорога пошла серпантином наверх.
дот времен 2 мировой войны

Доехали мы до городка Скалея. Тучи продолжали сгущаться, и мы решили подъехать дальше на поезде .За 3 евро с носа мы подкинулись до местечка Четраро 40 км и проскочили дождевые тучи. На сегодня забронировали недорогую гостиницу в городке Терме Луиджане, это термальный курорт, и в воздухе реально чувствуется запах тухлых яиц. Но нам завтра надо переваливать горы и выходить к Ионическому морю, поэтому карабкаемся в подъем. Оказалось, это самое тяжелое на сегодня(на 2 км набор высоты 150 м).Заселились в гостиницу и уже никуда не пошли, отдыхаем перед завтрашним днем.
Проехали сегодня на великах 60 км.

День десятый. 25 апреля.

С утра нас сразу ждет набор высоты, сначала серпантин с виадуками
и туннелями
до городка Гвардия Пьемонтезе
( где мы и где Пьемонт, Северная Италия), потом поположе, но все равно вверх.Туннели все были короткие, только один 600 м и темный, нацепили фонари, но все равно было страшновато. Набрали высоту 758 м.С утра настраивались на 20 км подъема( считали по картам), вот была радость, когда подъем закончился на 14м км!

И мы  покатили вниз.
Когда планировала маршрут, выбирала высоты поменьше и более пологий подъем, и получилось не особо тяжело. Показалось, что тяжелее было на побережье.Дальше пошла уже ровная дорога, только пришлось свернуть с автострады сначала на параллельную дорогу, а потом на Дориа и Сибари. Еще немного, и мы уже катим по побережью Ионического моря.
купание в Ионическом море,а водичка-то тут теплее, градусов 20
Замок Federiciano
Вечереет, пора бы затариться продуктами, а магазины сегодня закрыты- праздник, день освобождения Италии от фашизма. С большим трудом нашли работающий супермаркет, купили и воду, сегодня у нас дикая ночевка, кемпингов поблизости не нашли.Доехали до городка Монте Джордано
реклама на пляже городка."Монте Карло- нет! Монте Джордано"
и повернули к пляжу. Рядом речка, но она сейчас пересохла. На краю пляжа нашли местечко, но палатку ставить пока не стали- много отдыхающих, гуляют по берегу, рыбу ловят. Заняли скамеечки. приготовили ужин,
а там отдыхающие стали разъезжаться, начало темнеть. Мы прошли чуть вглубь в лесопосадки и поставили палатку.
Хорошо, что взяли воду- фонтанчик не работал. Кемпинг в этом городке был, но тоже пока не работал.
Проехали сегодня 104 км.
День одиннадцатый. 26 апреля.

Пляж в месте нашей стоянки с большими камнями, заходить неудобно, поэтому только окунулась утром.Палатка наша стояла , скрытая деревьями, на краю городка, хоть и рядом с домами, с другой стороны вал, защищающий городок от разливов реки.
Сегодняшняя часть дороги до Метапонто неинтересная, проходит по оживленному шоссе параллельно берегу моря, но на него не выходит. Но как можно проехать этот участок не на велосипеде, так и не нашли.Между Поликоро и Метапонто ходят только поезда Intercity, поэтому пришлось проехать по шоссе, без удовольствия, но водители итальянские едут аккуратно.
В Метапонто завернули к побережью, искупались,
понежились на солнышке.
Вода чистая,теплая, пляж песчаный, пустой- не сезон еще. Съели пиццу в кафешке
и покатили в Матеру.А погода сегодня  за 30 градусов, дорога - никакой тени, асфальт и высокие бетонные  откосы пышут жаром.Как народ здесь летом ездит!
Только ящерицам хорошо, так и выскакивают из-под колес.Правда, такая жара не типична для  этого времени года.За три недели до нашего приезда здесь выпал снег и было очень холодно, но нам повезло! Выпили всю воду. но все равно немного не доехали (около 2х км ), остановились на заправке, купили еще 1.5 литра воды,отпились И только после этого сумели добраться до заезда в город. А там, как обычно, подъем, и не слабый 12 градусов, еще км 2.Сегодня у нас забронирована комната у хозяев в центре Матеры, до старого города рукой подать. Специально бронировали, чтобы погулять пешком. Приехали уставшие,начинало темнеть, но хозяева уговорили нас пойти в город, за что им большое спасибо. Матера нас поразила!В основном, все старые итальянские городки расположены на горах-холмах. Матера тоже, но вся верхушка холма срыта. Забираешься на гору, а центр города уходит вниз, в котловину. Вся старая часть города вырублена в скалах и очень красиво подсвечивается вечером.Фантастическое зрелище!
Проехали сегодня 77 км.
День двенадцатый. 27 апреля.

С утра уже при свете дня погуляли по Матере.
Видели и велосипедистов, но не представляю, как с велосипедами мы бы осматривали город -улицы вымощены булыжником или переходят в лестницы.

Сегодня едем смотреть еще одно уникальное место - городок Альберобелло, известный своими труллями - жилищами с коническими крышами. Впрочем, трулли начались у нас по дороге еще до Альберобелло.
Это трулли при подъезде к городку Ночи( Noci). Может, новодел, но все равно интересно.
Это в самом городке Ночи.
Ну, а это уже Альберобелло. Здесь все в труллях- и церковь,
и жилые дома, целые кварталы.
есть и такие трулли!
Погуляв по такому необычному городку, отправились дальше, в город Кастеллана Гротте.Когда планировала наше путешествие, много читала про пещеры в Кастеллана Гротте,все пишут в восторженных тонах, поэтому и мы решили съездить. Специально забронировали на Букинге номер в гостинице рядом со входом в пещеры. Единственный минус - рядом и увеселительные заведения, допоздна было шумно.
Сегодня проехали 86 км.
День тринадцатый. 28 апреля.

С утра пораньше подошли ко входу в пещеры( из Интернета знали, что первый сеанс осмотра в 9.00), там уже начинали собираться страждущие, но мы были в первых рядах.Велосипеды оставили в гостинице. Есть 2 маршрута осмотра- короткий и длинный. Длинный с осмотром красивейшего Белого грота.Пишут, что "за необычайную белизну и великолепие Белая пещера названа самым красивой пещерой в мире". Конечно, мы взяли билеты на длинный маршрут.Билет на одного стоит 16 евро. Единственный минус - в пещере нельзя фотографировать, кроме первого зала.Оделись потеплее.
Экскурсовод рассказывает на итальянском, можно было, конечно, дождаться английского, немецкого или французского. Русского нет. Но в общих чертах понятно- сталактиты, сталагмиты,... Все действительно очень красиво, Белый грот с тонкими сталактитами поражает воображение.Кастеллана-Гротте, Италия
фото из интернета, на самом деле он почти ослепительно белый.
Вышли мы на поверхность,собрались и поехали к Адриатическому морю.
дорога в Полиньано а Маре
А вот и сам городок, в старый город ведут средневековые ворота
Адриатика
пляж в Полиньяно а Маре
памятник уроженцу городка певцу, композитору и актеру Доменико Модуньо
Дальше дорога пошла вдоль моря и полей.
В следующем городке купили антипасту- морской салат и устроили перекус на набережной у крепости.
Хоть и ехали вдоль берега, но мест для купания почти не встречается.
Искупались на пляже уже в черте города Бари. Суббота, народу много, на пляже какой-то спортивный праздник.
А в самом городе сельскохозяйственная ярмарка.
Приобрели баночку меда, которую потом с удовольствием слопали.Отсюда двинулись в старый город.
Ну, и главное, ради чего русские приезжают в Бари, Базилика Св. Николая с его мощами, которые вывезли крестоносцы из Мир Ликийских.

Посмотрев основное в Бари, поехали дальше по побережью и за городком Джовинаццо встали в кемпинге.
 Проехали сегодня 77 км.
День четырнадцатый. 29 апреля.

С утра съездила налегке в радиалку в Джовинаццо. Очень интересный городок со старинным Кафедральным собором аж 13 века, крепостью и аркой Траяна. Правда, сама арка средневековая, но в ней 2 столба времен Траяна. Кроме меня,несмотря на раннее утро , в городе и в порту были еще велосипедисты.
арка Траяна
кафедральный собор
крепость
мол
Сегодня двигаемся дальше на север по побережью.
городок Мольфетта
Бишелье

Так  и доехали до Трани. Трани- древний город, принадлежавший в разные века Древнему Риму, Византии, Венеции, норманнам...Очень красивая гавань с видом на Собор Св. Николая-Пилигрима.

Следующий приморский городок Барлетта.
античный бронзовый колосс в Барлетте
А в окрестностях Барлетты в 216 г до н.э. произошла битва при Каннах, в которой карфагенская армия Ганнибала нанесла сокрушительное поражение римской армии.
указатель на место битвы при Каннах.
На пляже курортного городка Маргерита ди Савойя
мы искупались и поехали дальше по узкому перешейку между морем и соленым озером, причем на этой узкой полоске земли свободного места не было- все было распахано, засажено, а что-то даже убрано( напр. лук), и это конец апреля. Мы разжились там парой-тройкой луковиц( остались неубранными) для салата.
Не доезжая немного до Манфредонии, решили остановиться в кемпинге La Bussola прямо на берегу моря, с великолепным песчаным пляжем.
вдали полуостров Гаргано
Кемпинг дешевый 12 евро, но без душа.
Проехали 91 км.
День пятнадцатый. 30 апреля

Сегодня едем по полуострову Гаргано, это "шпора" итальянского сапога.Начинаем с городка Манфредония, построенного королем Манфредом Сицилийским рядом с более древним городом Сипонт.
порт Манфредонии
памятник Манфреду Сицилийскому
замок, основанный Манфредом
Дальше дорога идет в горы. Вообще. весь полуостров Гаргано гористый в отличие от того побережья Адриатики, по которому мы до сих пор ехали. В Маттинату, куда мы едем, ведут 2 дороги- одна с большим туннелем, другая- серпантин. Витя хотел попроще, по туннелю, но он на мое счастье оказался закрыт на ремонт, Поехали по серпантину- тяжело, но красиво.
городок Маттината
Дальше выбора все равно не было- поехали по береговой линии. Все таки когда горы подступают к берегу, а дорога описывает все изгибы береговой линии, это очень красиво, хотя и тяжело.

Было жарко, хотелось искупаться, но не везде был свободный подход к морю, много пляжей было за забором.
нашли свободный пляж
Окрестные виды продолжали восхищать.

вдали городок Вьесте
Это мы встретили на очередном повороте велосипедистов из ГерманииБ и они нас сфотографировали.
И вот самый край полуострова Гаргано- белоснежный горок Вьесте с такой же белоснежной скалой Пиццомуно.
Дальше двинулись по береговой дороге,
так ловят рыбу на Адриатике
в планах было добраться до Пескичи и встать за ним в кемпинге, но уже порядком устали.Проехали мимо кемпинга прямо на берегу, но решили встать в следующем( 1.5 км), в Монакоре, через гору, а он оказался еще не открыт. Либо ехать дальше, либо возвращаться. Решили вернуться,следующий день показал. что правильно сделали.Вернулись очень вовремя, дядечка на рецепшен уже уходил. Взял с нас 15 евро, море рядом, песчаный пляж, туалет, душ, горячая вода, электричество, интернет, что еще надо для счастья!Отобедали, отужинали, как всегда с бутылочкой вина.
Проехали 95 км.
День шестнадцатый. 1 мая.

Утром сходили искупаться, как оказалось, последний раз на Адриатике. Сегодня у нас большой переход- надо выбраться с полуострова и доехать до Термоли, откуда ходят поезда до Пескары- заканчивается наше путешествие...
Едем в городок Пескичи- один подъем, спуск, второй... От 0 до 250 м и опять вниз. Карабкаешься наверх, а навстречу несутся на шоссерах, подбадривают. Вообщем, хорошо, что мы вчера в этот кемпинг вернулись. Не представляю, как мы, уставшие, здесь бы корячились.
А вот и Пескичи. Так празднуют в Италии первое мая.

Старый город весь в узких улочках с односторонним движением, лестницах. С гружеными великами осматривать такой город очень трудно.
панорама Пескичи
Вот такая пещера встретилась нам у дороги.

Перед Роди Гарганико горы закончились, дорога пошла по ровному побережью вдоль песчаных пляжей, но солнце сегодня в дымке и очень сильный ветер, купаться уже не тянет.Дальше поехали по узкому перешейку с сосновым лесом между морем и озером Варано,докатили до башни Торре Милето, а потом ушли от берега по дороге на Лезину и дальше на Термоли. В Термоли времени уже не было осматривать город, сразу сели в поед. И так в Пескару приехали уже в темноте и по темноте искали забронированную гостиницу. Кемпинга в Пескаре нет, а нам с утра ехать в Рим.
Проехали на великах сегодня 120 км, но дорога по большей части была ровной.
День семнадцатый. 2 мая.

В планах было ехать на поезде в 7.15, но поскольку вчера приехали поздно и устали, поехали на следующем поезде в 9.23( билет на одного 14.50). Раз выехали позже, пришлось ехать до Рима, а я хотела до Тиволи, чтобы посмотреть виллы д'Эсте и Адриана. Но зато проехали по Риму, посмотрев виллу Торлония,
совиный домик,
квартал Коппеде.
Заехали глянуть на фонтан пчел- в прошлом году он был на ремонте.
Прокатили по центру
улица мраморной ноги
и уже знакомой дорогой via Portuense мимо проституток двинулись в Фьюмичино. В прошлом году мы перед вылетом ночевали в кемпинге Roma Capitol - не понравилось, неоправданно дорого. В этом году взяли аппартаменты в Фьюмичино, чуть дороже, чем кемпинг, но прекрасные условия, даже кухня.
По этому поводу зашли в магазин, накупили продуктов, устроили пир.Вечером сходили на море.
Сегодня проехали 44 км.
День восемнадцатый. 3 мая.

Утречком собрались, доехали до аэропорта Фьюмичино, разобрали велики, сдали багаж. В Duty Free купили лимончелло. Дальше самолет, Питер., собрали велики и своим ходом домой. Путешествие завершилось.
Проехали сегодня 6 км по Италии и 28 км по Питеру.
Итоги

Проехали мы по дорогам Италии почти 1400 км за 18 дней. Вроде и не много, но дороги были по большей части горные, да и достопримечательностей по маршруту  много, не хотелось проезжать мимо, не посмотрев. Велосипеды не подвели, не было ни одного прокола. Дороги приятно поразили- асфальт в основном хороший( кроме брусчатки в Неаполе), водители аккуратные.С погодой, как уже писала, невероятно повезло. До нас недели за 2-3 было очень холодно, даже выпал снег, а потом резко потеплело. Мы в это тепло и приехали. Для нас в этом году лето началось в середине апреля.
В финансовом плане поездка получилась не такой бюджетной, как в прошлом году.Забронировали много гостиниц, т. к. не везде были кемпинги,не везде можно было встать на дикую стоянку( наверно, плохо ищем). Для осмотра достопримечательностей тоже удобно использовать гостиницы, оставлять там вещи и велики и ходить по брусчатке и лестницам налегке. Кемпинги в целом были дешевле, чем в прошлом году в центральной Италии. Получилось 388 евро за 10 гостиниц, 94 евро 6 кемпингов, одна дикая ночевка.
Поездка на остров Искья обошлась нам на двоих в 100 евро.
4 раза подъезжали поездами -58 евро.
Культурная программа( Кумы, Неаполь-Санта, Кьяра, Оплонити, Боскореале,Амальфи-Собор,Пещеры в Кастеллана Гротте)- 56 евро.
На еду в среднем в день тратили около 15 евро,4 раза ходили в пиццерии и ресторанчики.
Потратили на двоих чуть больше 1000 евро( 1040) + билеты на самолет38000 руб.
Путешествие получилось замечательным. Каждый день думали, что красивее уже быть не может, на следующий день убеждались в обратном. Живописная береговая линия, фантастический остров Искья, уютные старинные городки,античные памятники, моря, в которых уже можно купаться, лимонные и оливковые рощи на склонах-все это просто потрясающе!