Брестская область / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

От Бреста до Минска. Велопутешествие по Западной Беларуси

28 июля - 10 августа 2019 г.
Велопутешествие по городам и селам западной части Беларуси с посещением исторических и природных мест. Десять дней, 600 км.
Нитка маршрута
Брест - Каменец - Беловежская пуща - Волковыск - Березовка - Любча - озеро Кромань - Несвиж - Минск
 

Участники похода: Алексей Мытарев – руководитель, Наталья Шведова, Алексей Ефремов, Евгений Носков, Ирина Тюрина, Сергей Тюрин, Степан Андреев, Анна Волкова, Иван Андреев

 

30.07. Брест

До Бреста доехали на поезде, точнее, на двух поездах – сначала до Москвы, а оттуда – на очень удобном поезде Москва–Брест, который прибывает в конечный пункт в 5:40 по местному времени. Для перевозки велосипедов от Казанского до Белорусского вокзала заказали грузовое такси за 1000 руб., отправили с велосипедами двух человек, а остальные доехали на метро. Перегрузочные операции провели быстро и слаженно под руководством нашего «транспортника» Степана.

001
"Мешочники" на Белорусском вокзале
 

И вот мы на пустынном ввиду раннего часа вокзале Бреста, вернее, на привокзальной площади. Погода пасмурная, но тепло. Собираем велосипеды. Поменяли немного денег в обменнике на вокзале (курс не очень выгодный, поэтому остаток обменяли потом в городе), а затем по перекидному мосту по улице Ленина направились в центр. Кстати, здесь велосипедистам запрещается ехать по дороге для машин, если есть тротуар или велодорожка, поэтому поехали по пешеходной части, что для нас очень непривычно и иногда неудобно – надо объезжать людей и не везде имеются нормальные съезды через бордюры. Зато пешеходы к велосипедистам привычные и не шарахаются, так что никто из них не пострадал!

 Знакомство с городом решили начать с улицы Гоголя, которая скорее представляет собой бульвар. Здесь к 1000-летию Бреста городские предприятия установили множество фонарей, посвященных знаменитым произведениям писателя. На фотографирование с ними ушло больше часа. Еще проехали немного по пешеходной улице Советская, здесь, как и на Гоголя, народу практически не было – утро, рабочий день…
 
003
006
004
На улице Гоголя
005
У памятника «1000-летие Бреста»
007
«Счастливый сапог» на улице Советской
 
Заглянули и на улицу Дзержинского, где в доме 21 когда-то проживала семья Вуйчик – молодая жена Вацлава и муж, капитан польской армии Анджей. У Вацлавы завелся любовник по имени Георгий, который вечерами часто залезал в спальню своей возлюбленной на втором этаже по водосточной трубе, в то время как муж почивал в своей спальне на первом. Естественно, капитан прознал про похождения жены. Он подстерег пылкого любовника и, когда тот лез в окно, выстрелил и убил на месте. Вацлава не выдержала смерти любимого и на следующий день отравилась. Дух Георгия не обрел спокойствия, и его часто можно видеть в окне того дома, где осталось его сердце. 
008
«Любовник Георгий»
Погрозив пальцем незадачливому Георгию, отправляемся на городскую набережную. Там мы рассчитывали позавтракать, предварительно купив чего-нибудь съестного в ближайшем гастрономе. Но тут обнаружилась интересная особенность Бреста. Каких только магазинов нам не попадалось на пути, особенно бросалось в глаза обилие магазинов тканей (неужели в городе так много рукодельниц?), но вот продуктовых не встретили ни одного! В итоге путем опроса населения узнали, что есть магазин за два квартала от набережной, куда и были отправлены гонцы. Ждали их минут 40, а потом быстренько поели здесь же, на лавочке. Теперь нам нужно было попасть в музей «5 форт».
009
На набережной р. Мухавец
010
Едем в «5-й форт»
Не все знают (и мы тоже раньше не знали), что помимо цитадели Брестской крепости, построенной на слиянии рек Мухавец и Буг в конце 19 – начале 20 века, существовала еще система фортов и промежуточных укреплений крепости. 5-й форт входил в состав первой линии обороны. Как и другие форты, он был построен из кирпича. В тыльной части укрепления размещалась казарма для гарнизона. Под земляным валом были сооружены казематы, в которых находились пушки и склады.
22 июня 1941 года немецкая артиллерия накрыла ураганным огнем не только Брестскую крепость, но и форты, в которых размещались советские воинские части. Подвергся обстрелу и 5 форт. Батальон форта с боем прорвался к Брестской крепости и принимал участие в ее обороне. После войны здание форта использовалось как склад, а потом было заброшено. В конце 90-х годов были проведены большие реставрационные работы, и форт № 5 стал филиалом мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». На открытой площадке перед казармой создана выставка артиллерии и военной техники. А здания казармы и подземные казематы остались как были, там нет света, но можно побродить с фонариком и посмотреть через бойницы на окружающий форт обводной канал, заросший ряской.
 
011  
012
013
014
Музей «5 форт»
Из 5-го форта мы отправились собственно в Брестскую крепость. Въехали на ее территорию через Холмские ворота. Памятник «Мужество», неоднократно виденный на фотографиях, когда находится прямо перед тобой, впечатляет неимоверно! Мы хотели попасть на выставку «Летопись Брестской крепости», которая появилась недавно и представляет собой ряд панорам, рассказывающих об отдельных этапах истории крепости. Но она, как оказалось, по понедельникам и вторникам не работает. Поэтому посетили только музей обороны.
015
016
017
В Брестской крепости
Пора было выдвигаться дальше, в сторону Каменца. Погода, до этого времени солнечная и жаркая, постепенно начала портиться, да и по прогнозу после обеда ожидался дождь. А нам еще нужно было купить местные симки и поменять оставшиеся деньги.
Выйдя через главный вход крепости, доехали до улицы Куйбышева, где около рынка нашли салон сотовой связи МТС и обменник не помню какого банка, достаточно выгодный. Только провернули все эти дела, как пошел дождь. Надев накидки на себя и рюкзаки, отправляемся в путь. Снова проехали по ж/д мосту. В районе крупной развязки перед улицей лейтенанта Рябцева шли строительные работы на перекидном мосту, и мы немного растерялись, как же нам проехать. Но оказалось, что нам не нужно въезжать на мост – под ним шла новенькая велодорожка, которая вывела нас из города и продолжалась еще несколько километров. Когда дорожка закончилась, перешли на свою сторону и поехали дальше уже по обочине. 
018
Велодорожка на выезде из Бреста
По пути заехали в село Чернавчицы, где местный житель Вячеслав Жигало мастерит модели самолетов второй мировой и устанавливает их у себя во дворе на шестах. Конечно, мы не могли проехать мимо, остановились. Хозяева пригласили нас пройти во двор, все показали и рассказали, мы, конечно, ахали и восхищались, фотографировались. Пока мы там бродили, дождь кончился.
Едва выехав из Чернавчиц на трассу, словили прокол. Стоим, ремонтируемся. Тут рядом останавливается машина, и из нее выходят наши недавние знакомые! Едва мы уехали, они забеспокоились, что ничем нас не угостили. Привезли картошку, огурцы, помидоры. Да еще хозяин предложил свой манометр. Это было так неожиданно и приятно! Отлично началось знакомство с Беларусью! 
019
020
Во дворе дома Жегало в Чернавчицах
021
Неожиданные дары
Пока доехали до места ночевки, появилось солнце. Ночевка была запланирована на реке Лесной, недалеко от Видомли возле деревни Баранки (продукты купили в Видомле, а водой заправились еще в Чернавчицах). Проехали вдоль деревни, дальше дорога оказалась перекрыта. Но это для машин, нам-то обойти не проблема! Грунтовая дорога довела до леса, где обнаружилась симпатичная поляна с соснами.
022
Первая стоянка
Но хотелось ведь еще и искупаться, а до реки – с полкилометра сплошного камыша. Но, кто ищет – тот найдет. Разведка показала, что хороший подход к реке имеется примерно в километре от стоянки (по ходу назад) – а что нам, на велосипедах! Вода оказалась очень приятной, хотя дно топкое.
Первый день получился весьма насыщенным, всего проехали 60 км (вместе с покатушками по Бресту).
 

31.07. Каменец и Беловежская пуща

В этот день был запланирован самый большой пробег – больше 80 км, поскольку на территории Беловежской пущи нельзя вставать лагерем.
024
Дорога к Каменцу

Но сначала мы заехали в городок Каменец (ударение на первом слоге). Когда этими землями завладел волынский князь Владимир Иоан Василькович, он приказал опытному «градорубу» Алексе разведать место для постройки крепости, чтобы защитить границы своих владений. Алекса с местными жителями на вёслах поднялся вверх по реке Лесной. В те времена попасть другим способом сюда было невозможно из-за непроходимых лесов. Было выбрано высокое место, где в период между 1276–1288 годами возвели деревянную крепость с кирпичной вежей (башней).

Город был важным стратегическим пунктом, который к тому же стоял на пересечении торговых путей. Не раз на Каменец нападали литовские рыцари-крестоносцы и поляки. Они грабили и сжигали город, забирали в плен местных жителей, угоняли домашних животных. Во время нападений воины переходили в башню (причем вход был на уровне 3 яруса), убирали лестницу и держали оборону. Жители, если успевали, прятались в окрестных лесах. В башне было запасено все необходимое для длительной обороны. А если башня устояла, город не считался взятым. Как гласит история, Каменецкая башня ни разу не была захвачена, а потому ее назвали Белой Вежей, поскольку белый – цвет свободы.

Сейчас в отреставрированной башне расположен музей. Очень рекомендую посетить его и послушать интересный рассказ экскурсовода, вместе с которым можно также подняться на крышу башни и осмотреть живописные окрестности.

025
026
027
028
Каменецкая башня
Когда-то густые леса окружали Каменец со всех сторон, а теперь их остатки – Беловежская пуща – отодвинулись аж на 20 км, которые нам и предстояло проехать среди полей против сильного встречного ветра. Пришлось применить метод «сидения на колесе», тогда наиболее тяжело приходится первому, а остальным ехать гораздо легче.
029
030
Начало Беловежской пущи
031
Велопарковка возле магазина в Каменюках
Проезд по заповеднику на велосипеде стоит 7 белорусских рублей, в эту стоимость входит посещение вольеров с животными. В вольерах живут зубры, олени, кабаны, почему-то страусы…
032
033
034
035
Вольеры с животными
Ехать по асфальтовым дорожкам пущи было легко и приятно, даже встречный ветер не особо мешал; впрочем, был у нас небольшой участок (примерно 3 км) по грунтовке, тоже нормально проезжаемой. Ближе к Тиховоле стали встречаться машины, здесь люди живут и ведут какую-то хозяйственную деятельность. Но все равно за этот день мы хорошо отдохнули от шума трассы. 
036
На дорожках Беловежской пущи
037
Царская дорога
038
Беседка для отдыха
На территории Беловежской пущи официально разрешено производить самогонку, а продают ее в кафе – на разлив или  в бутылках. Стоит она, правда, раза в 2 дороже, чем водка в магазине. Но для колорита – надо попробовать. Говорят, пьется без последствий. Но с того количества, что у нас было, и так бы ничего не произошло.
039
Пущанский натюрморт
040
Пропускной пункт «Тиховоля»

В Тиховоле набрали воды в колонке; продукты у нас были закуплены еще в Каменюках, поскольку не знали, будет ли вечером магазин. Ночевать отправились на реку Нарев прямо за Тиховолей. Место оказалось очень приятным и, хотя оно посещается местными рыбаками, чистым. Еще плюс белорусам! Мы, естественно, оставили его в том же виде, что и «приняли». Река, несмотря на небольшие размеры, достаточно глубокая, мы в ней замечательно искупались. 

Проехали за день 82 км.
 
1.08. Знакомство с гравийками

Сегодня из достопримечательностей было запланировано посещение села Гнезно с его костелом Святого Михаила Архангела 16-го века. А потом нам надо было доехать до городка Волковыска, в предместье которого мы забронировали дом – пора уже нормально помыться и подзарядиться.

041
Утро на реке Нарев
Доехали по асфальту до Доброволи, а там по центральной улице свернули направо в лес. Вопреки опасениям, лесная дорога оказалась не песчаной, а очень даже приятной во всех отношениях – лес вокруг не хуже Беловежской пущи, а еще нам посчастливилось найти немного черники. Некоторые из нашей команды впервые ее попробовали. Вообще черника в августе уже практически отходит, вдобавок в этом году на нее неурожай – слишком сухая весна и начало лета.
042
043
Едим чернику в лесу за Доброволей
044
Обычный деревенский пейзаж
А выехав из леса в районе деревни Гринки, мы вплотную познакомились с местными гравийками. И не могу сказать, что знакомство было приятным! Да, мы знали об их существовании, но думали, что это что-то вроде финских дорог, где гравий мелкий и, как правило, хорошо утрамбованный. Нет, это нечто другое. Камни довольно крупные и на них ощутимо трясет, местами увязаешь, как в песке, местами дорога напоминает стиральную доску, а кроме того, проезжающие машины поднимают тучи белой, медленно оседающей пыли. Да еще довольно крепкий ветер прямо в лицо.
045
Это просто «праздник» какой-то!
046
Гравийка
047
Небольшой участок грунтовки после Вердомичей – подарок судьбы!
048
Пастух
Короче, изрядно намучившись, мы решили не ехать в Гнезно, а от Великого села сразу выехать на трассу по хорошей дороге. Но … тут нас ждала засада. Дорога Н6404, на карте «толстая» и нарисованная желтым цветом, оказалась такой же гравийкой, к тому же еще более рыхлой и неудобной, чем предыдущие, и с заметным рельефом. И пылящих машин на ней было гораздо больше. Это была просто потеря мировоззрения! Как теперь по карте понять, где какая дорога? До трассы было еще около 7 км, и ехать было, мягко говоря, очень неприятно.
049
Река Россь

Выехав, наконец, на трассу по дамбе на реке Россь, направились к Волковыску. На въезде в город – местный мясокомбинат, в фирменном магазине которого купили свежее мясо к вечернему плову и колбаски. Качество продуктов было на высоте!

Прибыли к забронированному дому, и тут выяснилось, что наши комнаты заняты, а нам хозяева предложили для ночлега просторный гараж («Вы же все равно со своими спальниками!»), а в качестве компенсации – бесплатную баню. Мы сначала немного расстроились, но потом поняли, что вариант совсем не плохой – гараж просторный и чистый, даже с коврами, рядом кухня с большим столом, ну и баня здесь же. Было видно, что хозяевам страшно неловко, они всячески старались нам услужить, раздобыли для нас казан, постирали и посушили у себя дома наши шмотки, хозяин даже разделил с нами вечернюю трапезу. В общем, хорошо пообщались и расстались на следующее утро весьма довольные друг другом.
050
Дом в Волковыске
051
Гараж в нашем полном распоряжении
051_
Вкусный ужин после бани – что может быть лучше!
Проехали за день 58 км.
 
2.08. Волковыск
 
Из дома мы первым делом направились на Шведскую гору. Ее название связано с городской легендой, что гору насыпали во время войны шведы в 12 веке. Мол, шведов-оккупантов в Речи Посполитой было так много, что, когда на могиле одного из своих военачальников каждый солдат оставил немного земли, получилась целая гора.
 
На самом деле Шведская гора — древнее городище, одно из трех в Волковыске. Она почти идеально круглая, а ее высота от основания 32,5 метра. С горы открывается прекрасный вид на окрестности. Таким образом, Шведская гора, а также расположенные неподалеку еще два холма Замчище и Муравельник – «колыбель» Волковыска.
052
Поднимаемся на Шведскую гору
053
На Шведской горе
Побродив по вершине горы и полюбовавшись открывающимся индустриальным пейзажем, отправляемся в город. Погода пасмурная, периодически начинается дождь. Проехали вдоль реки Волковыи на улицу Жолудева. Здесь сохранилась старинная застройка города, и некоторые дома стоят фасадом параллельно дороге, а стена отходит под острым углом. 
054
Музей им. П.И. Багратиона
055
На набережной реки Волковыи
056
Очень человечный памятник воинам-интернационалистам
057
Необычные дома на улице Жолудева
Потом отправились на площадь Ленина, где к 1000-летнему юбилею города установлена бронзовая фигура волка. Естественно, если потереть зверю нос, можно надеяться на исполнение желания. У волка затерты до блеска не только нос, но и спина. Это, как говорят местные жители, чтобы удача пришла как можно быстрее, и даже рассказывают историю, как кто-то, посидев на волке верхом, получил крупный выигрыш. Мы для усиления эффекта еще немножечко повыли и загадали хорошую погоду. И она действительно наладилась!
058
Воем на погоду
После этого мы еще проехали мимо здания бывшей еврейской больницы, возле которого посажены два ясеня корнями вверх! В мире попытки таких посадок предпринимались не единожды, но для Беларуси это уникальные деревья. Молодое дерево выкапывают и сажают корнями вверх. Отходящие от ствола ветви причудливо закручиваются.
059
«Рояль в кустах» возле школы искусств
060
Деревья, растущие вверх тормашками
061
На выезде из Волковыска. Внеплановый велоремонт
Наконец, выезжаем из Волковыска по улице Победы. Наша следующая цель – красносельские меловые карьеры. «Белорусские Мальдивы» с бирюзовой водой раньше были одним из популярных мест отдыха, но поскольку купание в таких карьерах очень опасно – они очень глубокие и имеют отвесные крутые берега, к тому же скользкие – власти запретили их посещение. Но мы подобрались к крайнему из карьеров со стороны деревни Неверовичи. Преодолев несколько канав (наверно, специально нарытых), мы смогли полюбоваться фантастическим пейзажем. К тому же, как будто специально для нас, на несколько минут выглянуло солнце. Великолепное зрелище, стоило ради него накатать несколько дополнительных километров!
062
063
Меловые карьеры
Дальше продолжили путь по дороге Р-51 до поселка Пески, где затарились продуктами. Потом по лесной дороге (местами грязной, местами песчаной, но в целом вполне приличной) доехали до деревни Осовляны, а оттуда «скоростная», т.е. хорошая плотная гравийка привела на асфальт. Оставалось проехать до начала Липичанской пущи и встать на ночевку возле реки Щара. 
064
Дорога Р-51
Во время войны фашисты сожгли деревню Шимки, уничтожили стоявшую на берегу Щары деревянную церковь и застрелили священника. Через некоторое время на этом месте выбилась вода. Сейчас там обустроена Свято-троицкая щарская криница и купель.
065
Свято-троицкая криница
Мы набрали воды и, немного отъехав от криницы вдоль реки по заброшенной дороге, нашли чудесную полянку, поросшую мхом, на котором краснели ягодки брусники. Здесь было так тихо и спокойно, просто сказка! Особенно по сравнению со вчерашней ночевкой, когда ни свет ни заря нас начали будить мухи, петухи и собаки.
Вода в Щаре очень чистая и прохладная, но найти место глубиной выше колена проблематично. Несмотря на это, она вполне судоходна - видели две группы байдарочников, а также тут постоянно бывают рыбаки.
Набрали к ужину грибов лисичек и добавили их к основному блюду (оно же единственное), так что ужин мог претендовать на некоторую изысканность. В общем, многим эта стоянка запомнилась как «самая-самая».
066
Стоянка на Щаре
067
Река Щара
068
069
Походный ресторан
Проехали 72 км, из которых почти 10 км лишних ввиду некоторой невнимательности при навигации.
 

3.08. Неман

Утром посетили мемориальный комплекс советским воинам, партизанам и жертвам фашизма, построенный недалеко от сожженной деревни Шимки. В Великую Отечественную войну на фронтах и в партизанских отрядах против немецко-фашистских оккупантов боролись более 4 тыс. жителей Мостовского района. На фронтах погибли 958, в партизанской борьбе – 114 человек. Гитлеровские каратели в 1941–1944 гг. погубили 2680 мирных жителей района, разграбили 16 колхозов, сожгли 13 деревень.

 От мемориала ведет асфальтированная дорожка к восстановленной партизанской землянке. В годы войны в Липичанской пуще базировались несколько партизанских отрядов. Немцы приложили много сил, чтобы выбить партизан из пущи и захватить ее, но им это не удалось.

Увы, землянка оказалась закрыта, и внутрь мы не попали.

070
Мемориальный комплекс жертвам фашизма
071
Партизанская землянка

Через Липичанскую пущу проехали по асфальтированной дороге до маленького городка со смешным названием Желудок (ударение на последнем слоге, т.е. это не орган пищеварения, а маленький желудь!). По пути первый раз пересекли реку Неман, с которым так или иначе было связано все наше дальнейшее путешествие.

072
На мосту через Неман

Рядом с Желудком находится старинная усадьба князей Святополк-Четвертинских. Звучит интригующе! Как указано в и-нете, в величественный комплекс, помимо дворца, входили регулярный парк, флигель, мельница, пруд и ряд вспомогательных построек.

В усадьбе Святополк-Четвертинских с 1941 по 1944 г. размещался немецкий госпиталь, а с 1960-х гг. дворец был передан войсковой части противовоздушной обороны. К этому времени относится постройка железобетонного забора вокруг усадьбы, коим мы любовались, сидя на берегу местного пруда, где решили отобедать, прежде чем прикоснуться к прекрасному. Кстати, вдоль забора обнаружились заросли спелой ежевики.

После обеда отправились к воротам усадьбы, где прочитали объявление, что усадьба находится в частной собственности, а за вход на территорию надо заплатить аж 4 рубля! Мы были не готовы понести такие траты, чтобы посмотреть на голые стены, а потому гордо развернулись и покатили восвояси. Зато в Желудке, кроме магазина, видели красивый старинный Успенский костел, возле которого свили гнездо аисты. А еще совершенно бесплатно посмотрели на небывалой красоты кованые ворота церкви на центральной площади.

073
Ворота церкви в Желудке
074
Желудок, центральный сквер

Дальше нам предстояло вновь приблизиться к Неману и, минуя деревни Песковцы, Понемонцы и Збляны, найти хорошую стоянку на берегу. И опять участки дороги, обозначенные на карте совершенно одинаково, чередовались – то асфальт, то гравийка. В населенных пунктах дорога всегда была заасфальтирована, а вот между ними – сюрприз! Хотя понятно, что никакой асфальт не выдержит, если по нему будет ездить многотонная техника, обслуживающая поля. Эта техника нам встречалась постоянно. Приятно, что в Беларуси нет пустующей земли, каждый ее клочок обихожен, засажен; постоянно попадались поля с рулонами убранного сена. Очень понравились деревни – дома пусть не богатые, но возле каждого шикарный цветник, на улицах чисто, никакого мусора нет. Тут нам есть чему поучиться у белорусов!

076
Набираем воду в Зблянах
Через 2,5 км после Зблян свернули на грунтовку, ведущую к берегу Немана. Берег реки оказался обжитым, а все места по случаю субботы заняты. Но мы не растерялись, проехали немного по заросшей дороге вдоль реки, где и нашли хорошее место в лесу, на краю поля. А купаться ходили по соседству с отдыхающими, ничего страшного! 
077
Весьма уютная стоянка в лесу
Проехали за день 60 км.
 

4.08. Березовка

На этот день у нас была заказана экскурсия на стеклозавод «Неман», который находится в городке Березовка. Завод был основан в 1883 году местным помещиком Зеноном Ленским на его даче, а спустя 8 лет он сдал завод в аренду Вильгельму Краевскому и Юлиусу Столле, которые смогли наладить регулярное производство стекла и хрусталя. С тех пор завод выпускает не только всевозможную посуду, но и уникальные высокохудожественные изделия, которые можно увидеть в заводском музее. Особенность завода «Неман» в том, что производство стекла здесь до сих пор осуществляется вручную, как 100 лет назад. Экскурсовод сказала, что на постсоветском пространстве это единственное такое предприятие, а продукция практически полностью идет на экспорт.

Нас провели в цех, где на круглом подиуме вокруг печи двигались порядка 20 человек. Они доставали из печи раскаленные шарики жидкого стекла и с необыкновенной ловкостью превращали его в практически готовые фужеры, кувшины и вазы. Это завораживающее зрелище способно приковать внимание надолго, ведь, как говорится, можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на то, как работают другие люди, а здесь присутствовали все три, как Женя говорит, ингредиента! А рабочие, в свою очередь, уставились на нас, у них ведь тоже не так много развлечений в однообразной работе.

078
079
080
Стеклозавод «Неман»
081
Уникальные художественные изделия выставлены в заводском музее
082
083

В общем, если будете в Березовке, не упустите уникальную возможность! Только экскурсию надо заказать заранее, через обратную связь на сайте или по телефону. Стоимость 10 рублей с человека.

После экскурсии по заводу и музею нас повели в фирменный магазин, где подарили каждому по два бокала, весившие, наверно, больше килограмма, и которые мы были обречены возить с собой в рюкзаках до конца похода. Да, не написала, что «обходные пути», которые мы наметили для проезда до Березовки, чтобы не ехать по трассе Р-11, оказались тряскими пыльными гравийками (кроме небольшого участка перед деревней Огородники, где ехали по симпатичной грунтовочке вдоль поля).
После Березовки проехали 11 км по трассе до поворота на Вселюб (кстати, трасса совсем не загруженная), а после поворота пошла…да, опять она, гравийка. Но мы уже научились смотреть на это философски. Кстати, скорость иногда на гравийке оказывается выше, чем на асфальте, который в Беларуси в некоторых местах покрывают каким-то «нескользящим» покрытием, к которому, такое ощущение, колеса просто приклеиваются.
Наш конечный пункт на сегодня – озеро Черешля, на берегу которого расположена одноименная деревня. В поисках места для стоянки мы проехали на противоположный берег. Озеро окружено сосновым лесом с моховой подстилкой, от этого лес кажется очень уютным. Чем-то даже похоже на Финляндию, только камней нет. Но вода в озере сильно цвела, даже самые небрезгливые лезть туда не решились. Ну, ничего, один день можно без купания обойтись, тем более погода не очень жаркая. Отдыхающих, кроме нескольких рыбаков, на берегу не было.
084
Озеро Черешля
085
Оно же, чуть подальше по берегу

Как нам позднее рассказали местные рыбаки, недалеко находится маленькое озеро Песчаное с хорошим пляжем. Мы проехали мимо него на следующее утро – да, место хорошее, вода чистая, большая поляна, но там, по всей видимости, всегда кто-нибудь стоит. А еще, как запасной вариант, можно встать на берегу Немана неподалеку.

Проехали 64 км.

 

5.08. Любча. Озеро Кромань

Сегодня в конце дня у нас намечена полудневка на турбазе на озере Кромань, которое находится в Налибокской пуще, а по пути – посещение Любчи и Щорсов.
 Любчу связывают с романтичной историей любви великого князя Литовского Миндовга, основателя Великого Княжества Литовского, и его второй жены Марты. По легенде, переправляясь через реку, князь увидел прекрасную Марту, полюбил ее и сделал своей женой, княгиней, а потом еще и королевой. И место назвал в честь любви – Любеч.
В 16 веке Любча имела свой герб и получила магдебургское право. Любчанский замок был построен в 1581 году Яном Кишкой, Брестским воеводой, влиятельным магнатом ВКЛ. Все строения, кроме одной башни на въезде, были деревянными. В конце 16 века новым хозяином замка стал Николай Радзивилл. Он отдал приказ на постройку трёх каменных башен, а также внутренних построек из камня. Теперь замок стал настоящей оборонительной крепостью, а также одной из резиденций Радзивиллов. Однако в 1655 году казачьи войска Ивана Золотаренко практически полностью разрушили крепость. Под обломками крепостных стен оказались произведения культуры, ценные книги. Именно с этого времени Любчанский замок перестал рассматриваться как серьёзная крепость.
После Любчанский замок переходил из рук в руки известных европейских семей, но никому не было до него дела, кроме сбора податей и налогов. Во второй половине 19 века, когда замок перешел в руки прибалтийского дворянского рода Фальц-Фейнов, на месте старого хозяйского дома возвели белокаменный неоготический дворец, башни замка были реконструированы, а вместо бойниц на нижних этажах вставили большие окна. Крепостные стены к тому времени были полностью разрушены, а на валах было принято решение разбить цветники.
К сожалению, замок сильно пострадал во время Первой и Второй мировых войн, в 1945 году от дворца остались одни руины. На их фундаменте построили школу.
Так бы и завершилась более чем 400-летняя история любчанского замка, если бы в 2003 году неравнодушный любчанин Иван Печинский не создал благотворительный фонд «Любчанский замок». Министерство культуры Беларуси дало разрешение на реставрацию замка, при этом замок все равно остался в государственной собственности. Изначально на реставрацию постройки уходили деньги только из личного бюджета активиста, но позже появились и спонсоры. А все восстановительные работы ведутся волонтерами, которых тут побывало уже больше 2,5 тысяч. Планируется, что замок будет полностью воссоздан по проекту 1654 года, и в Беларуси появится еще один отреставрированный дворцово-замковый комплекс. К слову, это первый случай в стране, когда такого рода постройка восстанавливается только волонтерами и исключительно за счет благотворительного фонда.

Подъехав к Любчанскому замку, мы увидели, что действительно вокруг него кипит работа. Не обращая внимания на праздных зевак, ребята месили раствор, что-то возили на тележках…. Мы не стали там долго задерживаться. Здорово, когда люди не разрушают, а что-то создают, да еще и безвозмездно!

087
088
Замок в Любче
089
По дороге в Щорсы
090
Типичный пейзаж

Дворцово-парковый комплекс в Щорсах многие знают как усадьбу Хрептовичей, одного из богатейших магнатских родов в Беларуси. Наибольшую известность Щорсы обрели при Иоахиме Игнатии Литаворе Хрептовиче в XVIII веке. Был он последним канцлером Великого княжества Литовского. А еще – создателем Комиссии народного образования, членом Товарищества приятелей наук, автором стихов и научных работ. Он же в своем имении Щорсы основал крупнейшую в ВКЛ частную библиотеку, в которой насчитывалось около 20 тысяч томов. Книги граф Хрептович привозил из всех своих заграничных путешествий – из Франции, Германии, Голландии, выкупал из закрытых Российской Империей католических монастырей. Поговаривали даже, что основой для библиотеки Хрептовичей стали рукописи и тома упраздненного ордена иезуитов... Были здесь и уникальные географические карты Беларуси, Литвы и Польши и редкие документы. Например, хранился дневник польского посольства в России 1686 года, переписка Богдана Хмельницкого с польскими гетманами, оригинал манифеста Хмельницкого к казакам, дневники Марины Мнишек… К сожалению, библиотека была вывезена из Щорсов и передана Киевскому университету. Затем следы ее потерялись…

Строительство дворца Хрептовичей началось в 1770 году и продолжалось 6 лет. Дворец окружали парк и искусственные озера. Сейчас от него осталась лишь небольшая часть – подвалы и хозяйственные постройки. Двухэтажное здание библиотеки уцелело лучше, чем дворец, по крайней мере, оно дошло до нас целиком. Дворец сильно пострадал во время Первой мировой войны от пожара, был разобран, а последнего графа Хрептовича с женой арестовали в 1939 году.
 
Спустя несколько лет имение перешло в пользование местного колхоза и пришло в упадок. Сегодня от былого величия дворцово-паркового комплекса Хрептовичей мало что осталось. Реставрация усадьбы так и не была проведена, но попытки ее спасения предпринимаются.
 
Что касается истории фольварка (хоздвора) Мурованка, который тоже относился к Щорсам, то тут все было совсем удивительно. Иохим Хрептович быстро понял, что крепостные крестьяне работают плохо и неохотно. Поэтому он их… освободил. Мало того – он дал им образование и научил вести хозяйство по передовым европейским технологиям. Старания графа окупились сторицей – в Мурованке начали производить сыры по швейцарским технологиям. Здесь также разводили пламенных жеребцов, которых поставляли за рубеж. Работали маслобойни, водяная лесопилка, коптильни. Делали здесь костную муку для удобрения полей, в прудах разводили рыбу. Была даже небольшая верфь. В то время среди крестьян окрестных сел бытовала поговорка: «Жить бы как в Щорсах».
 
 Развалины Мурованки находятся примерно в километре от имения и хорошо видны с дороги. Оттуда кажется, что это какая-то средневековая крепость с угловыми башнями и мощными стенами. Но, подъехав ближе, повсюду замечаешь следы запустения и разрушения. Жалко!
091
Хоздвор Мурованка
092
Здание коптильни

Мы, честно говоря, после Мурованки не стали толком осматривать саму усадьбу, подъехали только к хорошо сохранившемуся зданию коптильни, которая теперь находится на территории школы. Возле школы росли яблони с замечательно вкусными яблоками, которые заинтересовали ребят гораздо больше, чем старые развалины…

Закупившись продуктами в Щорсах, мы направились на турбазу. По пути пообедали на очень симпатичном берегу Немана, где можно было бы замечательно искупаться. Но, несмотря на солнечную погоду, дул довольно холодный ветер, и на купание никто не решился. Утром, кстати, на термометре было всего 8 градусов!
 
 Прибыли на турбазу и арендовали шестиместный домик, который стоял на отшибе от основной массы домов и куда не доносилась музыка из автомобилей немногочисленных отдыхающих с шашлыками. И еще заказали баню на вечер. Турбаза, надо сказать, имеет вид совершенно затрапезный. Электричество дают по расписанию, вечером с 6 до 8 и потом с 10 до 11, кажется. Но, в принципе, нас это не сильно напрягало. Успели зарядить все свои устройства, и на том спасибо. Зато банька оказалась просто замечательной! За два часа, пока было электричество, все успели попариться – спасибо, дядя Гена! (не крокодил, как он сам подчеркнул). А перед баней отправились прогуляться по дороге вокруг озера и наткнулись на заросли брусники, практически спелой и очень вкусной. Наелись до отвала и набрали целый мешок с собой, так потом и ели ее всю оставшуюся дорогу. Отличная ягода – хоть в чай или компот, хоть с творогом, хоть с мясом.
095
Брусника в окрестностях озера Кромань
096
Одна из наших трапез
Жаль только, не получилось покупаться и поваляться на пляже – все тот же противный холодный ветер не дал. Хотя ребята искупались в другом, более закрытом, месте и уверяли, что дно и вода просто отличные!
 
093
Пляж на озере Кромань
094
Прелестная парочка – постоянные обитатели базы (имеются в виду собачки)

Кстати, на озере Кромань не обязательно вставать на турбазе – дальше по дороге есть места для стоянок.

Вечер и утро следующего дня снова были холодные, не больше 10 градусов. За день проехали 45 км. За домик заплатили 80 рублей, а за баню – 30 рублей за 2 часа.
 
 
6.08. На пути к Несвижу

 Утром порядка 10 км до д. Телехи ехали по гравийной дороге по Налибокской пуще. Она отличается от Липичанской какой-то большей дремучестью, что ли. Лес в основном еловый, густой, даже заходить страшно!

097
В Налибокской пуще
098
Типичный деревенский дом

Намеченный маршрут далее был проложен через второстепенные деревенские дороги и выходил на трассу Р-54 только возле Опечки. Но нам уже так надоели гравийки, что решили уйти на трассу после Деревной. По ней мы быстро докатили до городка Столбцы, а потом – до Нового Свержня. Машин, вопреки опасениям, было совсем немного, асфальт хороший – красота!

Проехав Новый Свержень, свернули к Неману, на берегу которого находится детский лагерь и обустроенная зона отдыха. Несмотря на будний день, лесок на берегу был заполнен машинами и отдыхающими с палатками. Поэтому мы расположились в лесу на некотором отдалении от берега, где мы были одни на шикарной большой поляне.

099
Место стоянки
100
Берег Немана

С удовольствием искупались в Немане, он здесь очень быстрый и мелкий (можно вброд перейти по колено). Вечер был теплым, и это оказалось предвестником перемены погоды. А пока мы наслаждались ужином и приятной компанией. Тем временем в лагере началась дискотека. Хотя музыка звучала довольно громко, это казалось пустяком по сравнению с прошлогодней вакханалией возле Суздаля, к тому же до 11 вечера все закончилось.

Проехали около 60 км.

 

7.08. Несвиж

Несвиж – вишенка на торте нашего путешествия. И даже начавшийся по дороге туда дождь не испортил впечатления.

Сначала мы отправились в Несвижский замок, который являлся резиденцией Радзивиллов с 16 века. Его построил один из Радзивиллов – Николай Криштофор по прозвищу «Сиротка». После путешествия по Европе он решил создать в Несвиже «второй Рим» и пригласил итальянского архитектора, который не только нарисовал «генплан» города, но и отстроил по-новому дворец.
 
Радзивиллы покинули замок в 1939 году. По признанию последней из рода, кто жил в нем, Эльжбеты Радзивилл (она родилась в год революции), когда они уезжали из дворца, то не брали абсолютно ничего, только дорожные сумки с самым необходимым. Радзивиллы верили, что они уезжают ненадолго, что они вернутся в свой дом… Но получилось иначе. Вернуться в родовое гнездо Эльжбете довелось только в 90-х годах. Она была просто поражена запустением замка – уникальные камины были варварски разрушены, а паркет, который лежал столетиями, после того, как был порублен саблями еще во время революции, заменили на какое-то другое покрытие. После войны в Несвижском замке основали межколхозный санаторий. Тогда еще были целыми стенные росписи, изразцовая отделка, камины. Все это не вписывалось в привычный быт новых отдыхающих и персонала санатория. Постепенно росписи были закрашены, бесценные изразцы просто посбивали, а стену в том месте покрасили обычной краской. Стенную роспись также закрашивали. Сохранившуюся радзивилловскую посуду и старинные костюмы передали в театры в качестве реквизита. Много мебели было просто разворовано.
 
В 2001 г. дворцовый ансамбль передан на баланс Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», в 2012 году завершены реставрационные работы и для посетителей открылись экспозиционные залы.
 
Когда мы зашли во входную галерею, нам не разрешили оставить в ней велосипеды, несмотря на то, что там полно свободного места. Пришлось привязать их на улице напротив замка. В замке работает гардероб, куда мы сдали свои мокрые куртки и каски. Там даже выдают бахилы! И шикарный туалет.

Хотели воспользоваться услугами экскурсовода, но они все были заняты, поэтому взяли два аудиогида. Но потом, гуляя по замку, подходили к другим группам и слушали, о чем говорят.

101
102
В Несвижском замке
104
Семейный портрет (семейка Адамс какая-то!)

Замок, конечно, поражает роскошью. Но, как сказала одна импозантная дама, которую мы встретили возле иезуитского костела Божьего Тела, это все «новодел». И тут же провела для нас экспресс-экскурсию, за 10 минут в весьма оригинальной подаче изложив всю историю Несвижа. Она пообещала покараулить наши велосипеды, пока мы осматривали костел, действительно древний и очень красивый. В его подземельях за четыре столетия похоронено несколько поколений Радзивиллов. Недавно один из ныне живущих Радзивиллов завещал похоронить себя в семейном склепе. Власти Беларуси не посмели отказать в последней воле представителю древнейшего сословия.

107
Возле костела
108
Росписи внутри иезуитского костела Божьего Тела

Вокруг Несвижского замка разбит целый парковый комплекс с водоемами и статуями. Мы успели быстренько проехать только по Старому парку, которым были весьма впечатлены.

106
Аллеи Старого парка
105
Памятник "Верный пес"

А потом мы доехали до здания городской ратуши и еще осмотрели находящуюся неподалеку Слуцкую браму – въездные ворота в город.

Перекусив в симпатичном сквере возле брамы, отправились на станцию Городея, откуда на электричке доехали до Минска. Перевозить велосипеды, как оказалось, удобнее в первом вагоне, где довольно большой багажный отсек.

В Минске у нас был забронирован дом с интригующим названием «Райский сад» на улице Вильямса. Дом действительно очень необычный. Первое впечатление, что ты в хижине где-то в джунглях (со всеми удобствами, разумеется!). При этом рядом железная дорога, новостройки, аэродром….

110
111
«Райский сад»

Проехали 55 км до ж/д вокзала Городеи и еще около 5 км по Минску до дома.

 
 

8.08. Минск

Утром, собрав вещи, выдвигаемся к ж/д вокзалу. Через весь Минск протекает река Свислочь, вдоль которой создана зеленая зона, проложены пешеходные и велодорожки, через реку перекинуты пешеходные мостики. Очень приятно там гулять, наверно.

Начали свое путешествие с места под названием «Город птиц». Обычный городской парк, ничего особенного. Немного все подпортил начавшийся дождь. Проехав по набережной до университетского городка, свернули к вокзалу. Там мы сдали рюкзаки в камеру хранения (стоит 1,5 рубля в сутки) и налегке отправились на обзорную экскурсию по Минску.

Наша экскурсия включала проспект Независимости (доехали до Дворца профсоюзов, возле которого милая девушка в национальном костюме пригласила нас в музей «Мини» – об этом позже), оттуда сразу переехали в Верхний город, побродили по нему немного, но только подошли к Ратуше, как начался дождь. По прогнозу с 12 до 15 часов ожидался какой-то невероятный ливень, поэтому мы со всех ног поехали обратно во Дворец профсоюзов. Музей Мини – это собрание макетов самых знаковых достопримечательностей Беларуси. С помощью выданного аудиогида можно побольше узнать о них, ну, а потом уже отправиться смотреть вживую. Часть из представленных экспонатов мы уже посетили – Брестскую крепость, Каменецкую башню, Несвижский замок…А некоторые здания увидели потом в Минске. Зависали в музее целый час, но дождь все еще лил, поэтому зашли здесь же в кафе. Там из еды были только блинчики («налистники»), ну хоть заморили червячка, заодно и дождь переждали. Билет в музей стоит 15 бел. рублей для взрослых; для детей, студентов и пенсионеров есть скидки.

112
Фото на память с девушкой из музея «Мини»
113
Фотозона в музее
114
Улицы Верхнего города

Дальше наша экскурсия проходила вдоль Свислочи по удобной велодорожке. Посетили парк Победы, остров птиц, площадь Государственного флага. Потом переехали на другой берег и покатили в обратную сторону, посмотрев по дороге «Мельницу Менеска» и Остров слез с очень трогательным памятником воинам-интернационалистам. После перерыва на обед (кафе «Лидо» возле площади Якуба Коласа – вкусно и недорого!) доехали до площади Победы, а потом через Александровский сквер с памятником «Мальчик, играющий с лебедем» по улице Энгельса и далее по Ульяновской отправились на улицу Октябрьскую смотреть художественный стрит-арт. Степан с Аней съездили еще взглянуть на Национальную библиотеку, где поднимались на смотровую площадку. Всего мы накатали по городу 40 км, а они – на 12 км больше.

115
116
До свидания, Беларусь!

В общем, знакомство с Минском можно считать успешным. Город нам очень понравился – светлый, просторный, зеленый, очень чистый, без пробок и толп на улицах. Наверно, таким и должен быть современный мегаполис.

Велосипеды упаковывали прямо возле камеры хранения, а потом привычным «челночным» методом перенесли на перрон. Погрузка прошла в штатном режиме, как и пересадка в Москве. До свидания, Беларусь, мы будем помнить тебя!
 
Ну а теперь, как обычно, некоторые выкладки:
 
1) Про деньги: Цены в Беларуси приятно порадовали; в пересчете на наши деньги продукты стоят примерно так же, а некоторые, например, сыр и водка, даже дешевле. При этом качество гораздо лучше. Заметно ниже, чем в России, оказались цены на «цивильное» жилье. В «общак» собирали по 5 000 рублей с каждого. После обмена этих денег хватило на питание, посещение музеев (Брестская крепость – 2 музея, Каменецкая башня, проезд по Беловежской пуще, стеклозавод «Неман» в Березовке, Несвижский замок), платные ночевки (в доме в Волковыске, на турбазе на озере Кромань, в доме в Минске), проезд на электричке от Городеи до Минска с велосипедами; остаток потратили на продукты в поезд. P.s. Спиртные напитки, обед в Минске, сувениры, а также расходы на связь в вышеозначенную сумму не входили.
 
2) Про связь: По российскому номеру связь очень дорогая. Один раз отправила смс-ку – все деньги на телефоне сразу кончились. Некоторые из нас купили местные симки МТС, это обошлось в 16 бел. рублей и вполне хватило – и звонков, и интернета. Покрытие на всей территории Беларуси очень хорошее, связь и интернет практически везде были.
 
3) Про питание: Готовили мы всегда на костре (кроме домов, конечно), никаких проблем с дровами не возникало. Взятые на всякий случай газовые баллоны пригодились только в доме в Минске, поскольку имеющаяся там газовая плитка работала слабо, и с ней бы мы ждали ужин до утра. На завтрак обычно была молочная каша с изюмом, сыр, масло; на ужин – что-нибудь мясное (с тушенкой или курицей), один раз даже пельмени. В цивильных условиях готовили плов со свежим мясом, на утро – яичницу с колбасой. Всегда покупали огурцы, помидоры. Обед мы не готовили – приспособились есть творог со сметаной, кефир, но иногда брали копченую колбасу. Из магазинов предпочтение отдавали сети «Родны кут», там ассортимент был побогаче. Вдоль дорог удавалось рвать яблоки, алычу, кукурузу, ежевику, которые вносили разнообразие в рацион. В деревнях практически нигде нет общественных колонок, набрать воды из колодца просили у встреченных жителей в деревнях. Никогда нам не отказывали, а порой еще угощали зеленью, огурцами, помидорами, расспрашивали, что-то о себе рассказывали. Удивительно простые и добрые люди нам попадались!
 
4) Про комаров: Мы были крайне удивлены этим фактом, но их практически не было! А если были, то очень скромные и нерешительные – потопчется на тебе, потопчется, еще извинится и только потом пытается укусить. Гораздо наглее и назойливее были мухи, когда мы ночевали в доме (точнее, в гараже) в Волковыске.
 
5) Про дороги: уже описанные выше белорусские гравийки – это нечто! В нашей области таких практически не встретишь – либо асфальт разной степени раздолбанности, либо грунтовки. Ну, видимо надо к ним просто привыкнуть. Хотя, если честно, жители деревень часто смотрели на нас такими глазами, что становилось понятно – велотуристов видят впервые (один дяденька даже отдал нам честь!). Т.е. другие велосипедисты прекрасно обходятся асфальтами. Мы в последние дни тоже пересмотрели часть пути и не пожалели – асфальт превосходный и машин мало. Просто иногда хочется разнообразия.
 

6) При подготовке маршрута много полезной информации почерпнула из ресурсов «Маршрут построен» , «Беларусь 24: Города Беларуси» ; «Я хочу это увидеть». Спасибо за качественные программы!


Комментарии
Спасибо! 
В.Павел16.11.19, 16:10
Хорошее путешествие, поздравляю. 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте