Гора Корковадо. Залив Гуанабара. Статуя Христа-Искупителя. Сахарная Голова. Лестница Селарона. Акведук Кариока и трамвай Святой Терезы. Кафедральный собор Св. Себастьяна. Рыбный рынок – одно из семи чудес Нитероя. Оскар Нимейер: Народный театр, Библиотека и Музей современного искусства. Крепость Санта-Крус: 400 лет истории. Жить по-бразильски.
Рио-де-Жанейро - Нитерой - Париж - Москва

С гидом по Рио-де-Жанейро

Часть 3-я здесь:

Иногда человека следует послать подальше, чтобы он нашел свою дорогу в жизни

Народная мудрость

День 11-й, Пятница, 21 февраля 2014 года. С гидом по Рио-де-Жанейро

Ботафого. Открытие Бразилии и Рио-де-Жанейро. Парк Тижука. Гора Корковадо (Горбун). Залив Гуанабара. Статуя Христа-Искупителя. Богоматерь Апаресида – святая покровительница Бразилии. Лагуна Родригу-ди-Фрейтас и новогодняя елка. Иисус из мыльного камня. Пляжи Леблон, Ипанема и Копокабана. Кашаса и кайпиринья. Новый год на Копокабане. Культ кандомбле и «Мать Рыб» Йеманжа. Copacabana Palace. Гора Урка, Французская Антарктика и основание Рио-де-Жанейро. Сахарная Голова. Мармозетки, или игрунки обыкновенные. Бразилия в мировых войнах и памятник погибшим во Второй мировой войне. Лестница Селарона. Центр и общественный транспорт Рио. Акведук Кариока и трамвай Святой Терезы. Кафедральный собор Св. Себастьяна. Городской театр. Национальная библиотека. Императорский дворец. «Золотой закон», освобождение рабов и возникновение фавел. Дворец Тирадентис. Памятник генералу Озориу. Арку ду Теллис. Церковь Канделария. Монастырь Сау-Бенту. Пантеон герцога Кашиаса. Ювелирный магазин «H. Stern»: развод по-бразильски. Сахарное яблоко, оно же сметанное, оно же аннона, оно же графская шишка. Шурраскария «Carretao». Памятник принцессе Изабелле.

Встали рано, потому что встреча с гидом Артуром на 8 утра назначена была. Завтрак в бразильском отеле (по сравнению с аргентинскими) просто роскошным оказался: омлет, бекон, сосиски, сырные шарики, четыре вида сока и кофе. Сырные шарики мне (кстати говоря) не понравились. В Бразилии чуть ли не половина всего кофе в мире выращивается. Сперва на территории Бразилии плантации сахарного тростника и табака возникли, но выращивание кофе гораздо выгоднее оказалось.

В холле на Юру наткнулись, который нам претензии за вчерашнее наше от него «бегство» предъявил, заявив, что вынужден был сэндвичами и бутылкой пива перекусить. Мы его утешили сообщением, что сами в дорогущем ресторане отужинали. Сообразив, что сильно сэкономил, Юра заметно повеселел.

001-В холле отеля

К нам подошла русская девочка из ювелирной фирмы «H. Stern» и предложила посетить их магазин неподалеку, сообщив, что в магазине и сувенирный отдел имеется. Мы пообещали, что заглянем после экскурсии.

002-В холле отеля

В рецепции прихватили лист бумаги с описанием экскурсий, предлагаемых отелем.

023-Список экскурсий

В 8-00 встретились с Артуром. Артур нам свою визитку выдал.

024-Визитка Артура

-Экскурсионный день по Рио-де-Жанейро мы с поездки на гору Корковадо начнем, что «Горбун» в переводе с португальского означает –сообщил Артур.- Наша цель – с утра туда попасть, пока народу мало. На набережной трафик приличный – большинство местных в центре города работает. Кроме того, в 7-30 занятия начинаются – детей в школу везут, потому что уже в 12-00 город изнуряющая жара накрывает.

003-Карта

-Поедем мы через очень приличный Ботафого, район торговых центров. Справа, когда с Копокабаны выезжаешь, большой стеклянный ТЦ «RioSul» виден. Первый торговый центр, в конце 80-х построен. Очень у туристов популярен, потому что к Копокабане близок. Оттуда к нему тоннель ведет, но ходить по нему не советую, особенно в воскресенье. Лучше такси за 5-6 реалов взять.

004-Ботафого
005-Ботафого
006-Ботафого
007-Ботафого
008-Ботафого

-Справа – территория спортивного клуба «Ботафого», одного из самых известных футбольных клубов. Его еще клубом «Одинокой звезды» называют, из-за эмблемы: одинокая звезда на черном фоне. За него долгие годы Гарринча выступал. Все современные спортивные клубы на рубеже 19-20-го веков возникли.

010-Ботафого
011-Ботафого
012-Ботафого

-Ботафого проходным районом считается – через него многие дороги в Рио ведут.

013-Ботафого
014-Ботафого
015-Ботафого
016-Ботафого

-Дворец Гуанабара – резиденция губернаторов штата Рио-де-Жанейро. Раньше в этом дворце принцесса Изабелла жила.

009-Дворец Гуанабара

-План наш таков: на Корковадо поднимемся, потом спустимся, поедем посмотрим некоторые современные районы города, после через всю Копокабану проедем (вы ее толком не видели), потом на Сахарную Голову поднимемся. После осмотра Сахарной Головы в центр отправимся. Расчетное время окончания экскурсии от 15-00 до 16-00: пятница, точное время определить трудно. Пятница – самый разгульный день.

-А можно стекла в машине протереть? –спросил Юра.- А то фотографии не удаются, темно.

-К сожалению, не получится, -сообщил Артур.- Стекла затемненные.

017-Ботафого
018-Ботафого

И продолжил:

-Дату открытия Бразилии запомнить легко – 1500 год.

-Бразилию (на самом деле) испанец Висенте Пинсон открыл, бывший капитаном «Ниньи» во время первого путешествия Христофора Колумба (1492 год) в Новый Свет. 26 января 1500 года Висенте Пинсон высадился на северо-восточном побережье, на территории современного штата Пернамбуку. Вот только прав на открытые земли у него никаких не было. Дело в том, что в 1494 году Испания и Португалия Тордесильясский договор подписали, согласно которому был установлен так называемый «папский» меридиан: 1770 км к западу от островов Зеленого мыса. Моря и земли к востоку от этой черты Португалии отходили, к западу – Испании. Территория будущей Бразилии в сфере влияния Португалии оказалась. Договор позднее папа римский утвердил.

-Все дело (прежде всего) в специях, ценившихся на вес золота. Они, в частности, срок хранения мяса продляли – холодильников тогда не было. Специи из Индии возили, но прямой путь в Индию Османская империя перекрыла, вот Испания с Португалией и стремились до Индии окружным путем добраться. Только испанцы (полагая, что земной шар круглый) на запад отправились, а португальцы (не особо заморачиваясь) – на восток, огибая Африку.

-После удачного окончания первой португальской экспедиции Васко да Гамы в Индию, король Мануэл I решил вторую португальскую экспедицию по тому же маршруту отправить: 13 кораблей, 1200 человек экипажей. Начальником экспедиции Педру Кабрала назначили. Согласно плану Кабрал должен был на юг вдоль западного побережья Африки следовать, а потом на юго-запад отклониться, чтобы Гвинейский залив обойти. Попутным течением эскадру дальше на запад, чем планировалось, отнесло.

-22 апреля 1500 года Кабрал увидел неизвестный берег, а 24 апреля на нем высадился, назвав его островом Истинного Креста. Португальцы всегда темнили, опасаясь потенциальных конкурентов, которые могут вновь открытые земли отжать, поэтому, опасаясь утечки информации, все подряд островами называли, хоть и понимали, что это не острова вовсе. Передохнув недельку в будущей Бразилии, экспедиция дальше отправилась, но перед этим Кабрал отправил одного из капитанов на корабле обратно в Лиссабон с известием о столь важном открытии.

019-Маршрут экспедиции Кабрала

-В 1501 году португальцы экспедицию уже в будущую Бразилию отправили. В ней Гаспар де Лемуш (тот самый капитан, которого Кабрал в Португалию с сообщением об открытии новых земель послал) участие принимал, а также известный картограф Америго Веспуччи (в честь которого Америку назвали). Веспуччи (по контракту) то испанцам, то португальцам служил.

-Происхождение названия «Бразилия». Португальцы нашли на побережье красное дерево (цезальпинию ежовую), которое они назвали пау-бразил. Первоначально эта ценная древесина была единственным предметом экспорта из Бразилии: из нее краску для текстильной промышленности делали. По другой версии, название страны от мифического ирландского острова О’Бразил, в Атлантическом океане расположенного, произошло.

-Экспедиция неспешно вдоль побережья Бразилии к югу продвигалась и 1 января 1502 года корабли в залив Гуанабара зашли. Обычно португальцы вновь открытые места в честь святого, день празднования которого на эту дату приходился, называли. Но ни одного конкретно к 1 января привязанного святого не нашлось, и будущий город Рио-де-Жанейро назвали: в переводе с португальского – Январская река. Никакой реки в залив не впадает и принято считать, что португальцы просто ошиблись, приняв залив за устье реки. Это опытные-то мореплаватели португальцы залив за устье реки приняли? Смешно. Есть мнение, что Январская река по-португальски просто благозвучнее звучит, чем Январский залив.

-Город только спустя 63 года после этих событий основали и назвали его Сан-Себастьян де Рио-де-Жанейро в честь португальского короля Себастьяна I. Со временем название до Рио-де-Жанейро сократилось. Прозвище горожан – кариока. Так их индейцы прозвали, буквально «хижина белого человека» означает.

-Гранитная гора Корковадо («Горбун») на территории национального парка Тижука («болотистая местность» на языке индейцев тупи) находится, посреди густого тропического леса. Площадь парка, прямо посреди города расположенного, 32 кв. км. Но лес этот вторичный. Высажен по приказу императора Педру II, обеспокоенного ростом кофейных плантаций в этом районе. За десяток с лишним лет в будущем парке более 100 тысяч деревьев, свойственных местным атлантическим лесам, высадили.

020-Парк Тужука
029-Парк Тижука

-На вершину горы Корковадо автомобильная дорога ведет, но мы с вами на специальном поезде поедем. Он из двух вагонов состоит. Железную дорогу в 1882-1884 годах швейцарцы построили. Длина дороги – около 4 км, она имеет зубчатое зацепление, так как подъем очень крутой. Поездка в одну сторону 20 минут занимает. Я сейчас билеты возьму.

022-Железная дорога
027-Билет на поезд
028-Билет на поезд

-Всего по дороге два поезда ходят, которые за час не более 360 пассажиров перевезти могут. В высокий сезон, когда в Рио круизные суда заходят, к кассам длиннющие очереди выстраиваются. Поезда по сеансам ходят. У нас билеты на 9-00, но мы в 8-30 поедем – места есть свободные.

030-В поезде

-При императоре Педру II поезд два паровоза обслуживали: один спереди, другой сзади состав толкал. Потом дорогу электрифицировали. Железная дорога историко-культурную ценность имеет и принадлежит государству, но сдается последним в концессию.

031-В поезде
032-В поезде
033-В поезде
034-Поезд
035-Лифты

-С верхней станции железной дороги к подножью статуи Христа извилистая лестница (получившая прозвище «Улитка») из 220 ступенек ведет, но можно лифтами или эскалаторами воспользоваться.

036-Эскалатор
037-Смотровая площадка

-Посмотрите на город, потом в тени за постаментом соберемся, на все про все 40 минут обычно хватает.

039-Вид на Сахарную Голову
070-Вид на Сахарную Голову
081-Сахарная Голова

Вид на Сахарную Голову

-Взгляните, как красиво самолет над городом летит: на посадку идет. Но не в международный аэропорт, а во второй (Сантос-Дюмон), который внутренние авиалинии обслуживает. Там внизу зеленое поле видите? Этот аэропорт в черте города находится, на осушенной территории. Первый коммерческий аэропорт Бразилии, в 1930-х годах построен. В утренние часы ветер с залива в сторону океана дует, а взлетно-посадочная полоса очень короткая, всего 1350 метров, поэтому самолет разворот делает, чтобы против ветра сесть.

040-Самолет

-Хорошо автомобильный мост Рио-Нитерой виден, который через залив Гуанабара проложен. Общая его протяженность 13,3 км, в т. ч. примерно 9 км над водой.

041-Мост Рио-Нитерой
057-Мост Рио-Нитерой

-Завтра у вас свободный день. Если хотите, можем в Нитерой по этому мосту съездить. Нитерой – лучший по качеству жизни город в Бразилии. Поездка 6 часов займет и по 60 долларов на нос обойдется. Маршрут по набережной города пройдет, включает посещение рыбного рынка и музея знаменитого архитектора Оскара Нимейера (он чуть больше года назад умер), а также исторической крепости. После экскурсии – остановка в рыбацкой деревне с посещением ресторана. Выезд из отеля в 10-00, обед в ресторане – примерно 20 долларов.

-Отличная идея, -обрадовались мы.

-Я тоже поеду, -заявил Юра.- Хоть поем.

-Значит едем, -резюмировал Артур.

-Залив Гуанабара огромен, размеры 31 км на 28 км. Средняя глубина – 53 метра, 1600 метров – ширина входа в залив.

042-Залив Гуанабара
043-Залив Гуанабара

Залив Гуанабара

-Внизу зеленое поле – это ипподром.

044-Ипподром
046-Ипподром
045-Ипподром

Ипподром

-А вот у того холма целых две фавелы находятся. Одна из них – самая большая фавела Латинской Америки, другая – с видом на океан, рядом с ней – отель «Шератон».

047-Две фавелы

Две фавелы

048-Смотровая площадка

-Рио-де-Жанейро – очень большой город: с востока на запад он на 77 км вытянулся, а с севера на юг – на 55 км. 6,5 млн. жителей. Город (условно) на благополучную южную часть (Зона Сул) и на неблагополучную северную (Зона Норти) делится. Условная граница между севером и югом как раз через гору Корковадо проходит. Хотя фавелы есть везде: они возникают прежде всего на крутых склонах холмов, т.е. на земле, которая наименьшую ценность имеет и в последнюю очередь застраивается. На территории Рио-де-Жанейро сотни фавел находятся.

-Сейчас я вас фотографировать буду. Потом на нижнюю площадку спустимся, я вас и там пофотографирую.

049-Корковадо
050-Христос-Искупитель
051-Христос-Искупитель
052-Христос-Искупитель
053-Христос-Искупитель
054-Христос-Искупитель
055-Христос-Искупитель

-Высота Корковадо – 710 метров. Не самый высокий холм (есть и 1000 м), но ближе всех к береговой линии. Сюда сперва на лошадях поднимались, а в конце 19-го века – по железной дороге, с чисто туристической целью построенной: панорама с Корковадо отличная открывалась.

056-Ипподром

-В 40-х годах 19-го века здесь простенькая смотровая площадка с балюстрадой находилась. Имелась ажурная беседка с буфетом. Все это Бельведером называлось.

-Была и раньше идея на вершине Корковадо какое-нибудь сооружение поставить, возможно, и религиозное, но окончательно к ней в 1921 году вернулись: в 1922 году 100-летний юбилей независимости Бразилии отмечать собирались. Был объявлен конкурс, который Эйтор да Силва Кошта выиграл. Одновременно сбор средств на сооружение памятника объявили: чтобы все в богоугодном деле поучаствовать смогли, минимальное пожертвование в 200 рейсов (пятая часть нынешнего реала) установили. К сбору средств и католическая церковь в лице архиепископа Рио-де-Жанейро дона Себастьяна Леме подключилась: пожертвований в итоге вполне достаточно собрали.

071-История монумента

-На конкурсе победил проект, изображавший вполне реалистичную мужскую фигуру, державшую в одной руке крест и стоявшую на постаменте в виде земного шара. Однако снизу такая фигура смотрелась бы не очень понятно – слишком далеко, а постамент признали небезопасным в смысле устойчивости сооружения. Дон Себастьян Леме подсказал архитектору, что статую лучше более условной (в стиле ар-деко) сделать и с раскрытыми объятиями – издалека она как крест смотреться будет.

038-Статуя Христа-Искупителя

-Определиться с размерами статуи случай помог. До монумента на вершине Корковадо радиомачту в виде креста поставили. Взглянув на нее снизу, архитектор понял, что это – идеальные размеры для памятника.

058-Христос-Искупитель

-Существует заблуждение, что статую Христа-Искупителя Бразилии Франция подарила (как статую Свободы Нью-Йорку), но это не так. Все деньги на сооружение монумента в Бразилии собраны были: французы только в проектировании монумента участвовали. Архитектора во Францию откомандировали, где ему с расчетами помогли. В одном архитектурном бюро в Париже 4-х метровый макет статуи изготовили. Над созданием памятника целая интернациональная команда трудилась. В 1924 году французский скульптор Поль Ландовски смоделировал голову в натуральную величину (высотой 3,75 метра) и руки статуи. По моделям железобетонные отливки делались и все детали монумента (в разобранном виде) доставлялись в Бразилию и по железной дороге на вершину горы Корковадо транспортировались.

072-Нижняя площадка

-Первый камень в основание монумента в 1922 году заложили, но строительство только в 1926 году началось. Прямо на горе бараки для рабочих и инженеров построили, строительство 5 лет продолжалось. Важную роль в нем железная дорога сыграла.

-12 октября 1931 года состоялось официальное открытие памятника.

063-Христос-Искупитель

-12 октября – национальный праздник Бразилии и официальный нерабочий день. В этот день в 1717 году трое рыбаков - Домингуш Гарсиа, Филипе Педросу и Жуан Альвес - из Апаресиды (штат Сан-Паулу) забросили сети в реку Параиба-ду-Сул, но вместо рыбы выловили маленькую статую Девы Марии со сложенными для молитвы руками, только без головы. После второй попытки выловили и голову. А дальше рыба просто поперла.

-В течение 15 лет статуя в доме Филипе Педросу хранилась, и соседи приходили к нему помолиться. Многие молитвы оказались исполнены, имелись случаи исцеления. Постепенно слава статуи Девы росла и распространилась по всем регионам Бразилии. Построили часовню, потом часовню побольше, но и новая часовня всех паломников не вмещала. В 1834 году начали строительство церкви, известной сегодня как старая базилика.

-В 1888 году принцесса Изабелла посетила церковь и оставила в дар Деве корону из золота, инкрустированную бриллиантами и рубинами, а также синюю мантию. Статуя, извлеченная из вод реки Параиба в 1717 году, сделана из терракоты и имеет высоту 40 см. В 1930 году папа Пий XI провозгласил Богоматерь Апаресиды «Королевой Бразилии» и официальной святой покровительницей страны.

-16 мая 1978 года 19-летний иконоборец Рогерио Маркос де Оливейра, воспользовавшись отключением электричества, выкрал статую. Преследуемый охранником, юноша статую выронил, и она разбилась. Похитителя было линчевать собрались, но в итоге отпустили, а статую восстановили.

-Для того, чтобы вместить всех верующих, в 1955 году новую базилику строить начали. Во время своего первого визита в Бразилию папа Иоанн Павел II освятил ее 4 июля 1980 года.

062-Новая базилика

Новая Базилика в Апаресиде

-Высота статуи Христа-Искупителя – 38 м, в том числе пьедестала – 8 м; размах рук – 28 м. Вес - 635 тонн.

-В 2007 году статуя (голосованием по всему миру) выбрана была одним из Новых семи чудес света.

-Когда статую изготавливали, первым делом каркас установили: в нем проходы есть для мониторинга состояния монумента. Памятник из бетона изготовили, сверху бетона металлическую щетку проложили, на которой обшивку из кусочков мыльного камня (он же талькохлорит, он же стеатит, он же жировик - минерал, в Бразилии распространенный) укрепили. Мыльный камень в основном из талька состоит: во влажном и жарком климате практически не выщелачивается – больше 80 лет продержался.

-Памятник несколько раз ремонтировали. Последние реставрационные работы в 2010 году проводились. Статую лесами обнесли, с которых рабочие шлифовальными машинками грязь с памятника убрали. После этого рельефная некогда обшивка более гладкой стала. Запас мыльного камня, которым некогда статуя обшита была, имеется (вполне достаточный на случай ремонта).

-В среднем в монумент четыре раза в год молнии попадают, обычно без последствий. В декабре 2013 года молния повредила кончик среднего пальца правой руки Христа-Искупителя. Потом полтора месяца дождей не было, а в ночь на пятницу 17 января 2014 года над Рио страшная гроза разразилась: в город тысячи молний попали. Одна из них опять же в правую руку статуи ударила, кончик большого пальца повредив: снизу не видно. К Олимпиаде починят.

064-Ладонь
065-Ладонь

-Барак Обама три дня в Рио-де-Жанейро гостил и все три дня Христос-Искупитель в облаках был. Он всегда в облаках, когда каверзные личности заезжают.

082-Стадион Маракана

Стадион Маракана

-Внизу под нами лагуна Родригу-ди-Фрейтас, в форме сердца. Ее просто Лагоа (озеро) называют. В 1920 году лагуна была соединена с океаном при помощи канала, проходящего между районами Ипанема и Леблон.

066-Лагуна
069-Лагуна

067-Лагуна

-Уже 18 лет традиция существует: на каждый Новый год в Лагуне самую высокую плавающую елку наряжают. Елка, понятное дело, не живая: каркас лампочками обвивают – очень красиво выглядит. С каждым годом высоту елки увеличивают: в этот Новый год высота ее 86 метров составила, вес – более 500 тонн. На елке более 3 млн. лампочек висело, узор из которых в рождественские символы складывался. Длина гирлянды – 105 км. Зажигали елку каждую ночь, начиная с декабря вплоть до 6 января. При этом ее все время по лагуне перемещали, чтобы елку из разных районов города видно было.

068-Лагуна

-Здесь, на нижней площадке, пару лет назад бюсты Эйтора да Силва Кошта и дона Себастьяна Леме установили.

059-Бюст Эйтора да Силва Кошта
060-Бюст архиепископа дона Себастьян Леме
061-Два бюста

-В постаменте небольшая часовня Богоматери Апаресиды находится.

073-Часовня
074-Часовня

На нижней площадке мы кофе с удовольствием выпили.

075-На фоне Рио
076-На фоне Рио

Тут же сувенирный магазин находился, в котором я основательно затарился. Пришлось у Артура 200 долларов на реалы по курсу 2,35 поменять, потому что курс в магазине 2,2 был.

Нам с женой очень копия статуи Иисуса-Искупителя из мыльного камня понравилась. Статуэтка была довольно массивной и несколько грубоватой, но меньше и лучше не нашлось. Стоила она 180 реалов.

077-Иисус из мыльного камня

-В пару к танцорам танго из Буэнос-Айреса пойдет, -решила жена.

На радостях я еще статуэтку Мадонны Апаресиды за 60 реалов прикупил, а также набор разноцветных камней за 50 и магнит на холодильник за 10.

078-Мадонна Апаресида
079-Набор камней
080-Магнит

В 10-20 обратно на поезде отправились.

083-Железная дорога
084-Железная дорога
085-Железная дорога
086-Железная дорога
087-Железная дорога

Тут мы заметили, что поезд несколько остановок делает.

088-Железная дорога

Кроме того, на полдороге заброшенный дом стоял.

089-Железная дорога
090-Железная дорога
091-Железная дорога

-Остановки, чтобы выйти можно было и по парку погулять, -комментировал Артур.- А дом раньше как промежуточная станция использовался. Это будущая гостиничная территория. Его к Олимпиаде отремонтируют, и он частью туристического комплекса станет. Ресторан или кафе в нем откроют.

092-Железная дорога
093-Железная дорога
094-Железная дорога
095-Рио-де-Жанейро

Сев в машину, дальше отправились.

096-Рио-де-Жанейро
097-Рио-де-Жанейро

-Это один из самых длинных тоннелей в городе – почти 2 км, -сообщил Артур.

098-Тоннель
105-Рио-де-Жанейро
106-Рио-де-Жанейро
107-Рио-де-Жанейро

-Пляжи на юге города (с запада на восток): Леблон, Ипанема и Копокабана.

025-Карта Рио-де-Жанейро
026-Карта Рио-де-Жанейро

-Леблон считается лучшим пляжем для отдыха с детьми, очень спокойный пляж.

-Недвижимость в Рио растет в цене непрерывно. Я свою квартиру в 2003 году за 55 тысяч долларов купил. Копокабана – туристический, но при этом жилой район. Пожилые люди хранят верность Копокабане. Для молодежи этот район малопривлекателен, особенно для семейных пар. Жилье здесь 50-х годов прошлого века, 60% его – однокомнатные квартиры площадью менее 30 кв. м. Ни подземных гаражей, ни бассейнов. При этом цена этих квартир очень высокая. Молодежь более современное жилье предпочитает.

-Раньше все в центре Рио жили, но в начале 20-го века мода возникла жить на даче на берегу океана. Когда строительный бум начался, то все домишки на Копокабане снесли и ее стремительно «хрущевками» застроили. Так быстро, что, когда в 60-е годы 20-го века строить их запретили, Копокабана уже ими застроена была. Даже термин такой возник «копокабанизация», означающий скоропалительное и поспешное, непродуманное строительство. Копокабана – настоящие каменные джунгли.

-Ипанема – совсем другая картина: дома интересные, тротуары, зелень. Здесь местная интеллектуальная элита селится. Копокабана ограничена океаном и холмами, на которых фавелы расположены. На Ипанеме холмы в начале и в конце имеются, на них тоже фавелы пристроились, но сам район гораздо безопаснее. Цена жилья за квадратный метр на Ипанеме – 10 тысяч долларов. Там, где я живу – 4,5 тысячи, хотя качество жилья то же самое – такой же кондоминиум. Потому что район не такой престижный.

108-Рио-де-Жанейро
109-Рио-де-Жанейро
110-Рио-де-Жанейро

-На Ипанеме очень интересный тротуар, выложенный черным и белым камнем – так называемым португальским кирпичом. На Копокабане тротуар также португальским кирпичом выложен, но рисунок другой.

-Иногда в океане при ясной погоде шторм разыгрывается: волны 3-4 метра высотой. Такой шторм ressaca называют: в буквальном переводе – похмелье.

-Вот эти развалы под зонтиками до часу дня работают. После закрытия здесь горы мусора остаются, но сразу мусороуборочные машины приезжают и все убирают. Цены на развалах как в супермаркетах, но люди к ним привыкли и сюда пообщаться приходят.

111-Рынок
112-Рынок

-Здесь свежевыжатый сок сахарного тростника выпить можно. Здесь же местные беляши (пастель) с сыром и с мясом жарят – местные их любят.

113-Рынок

-Что касается кашасы, то обычная заводская кашаса только для коктейля кайпиринья и годится. Кашаса производится дистиллированием сока сахарного тростника после его ферментации (брожения). Бразильская водка популярна стала вначале у рабов и крестьян, так что уровень продаж португальского портвейна снизился, поэтому производство кашасы запретили. Но это не помогло и тогда производство кашасы налогом обложили.

-Богатые люди считают кашасу питьем для нищих, тем не менее потребление кашасы 7,5 литров на человека в год достигает. Есть элитная кашаса – ее в деревянных бочках не менее года выдерживают. Чем больше лет выдерживают, тем кашаса дороже. Такая кашаса 15-20 реалов за бутылку стоит. Есть еще желтая (подкрашенная) кашаса – в нее карамель добавляют.

-Кашасу иногда бразильским ромом называют, но это неверно. Да, оба напитка из сахарного тростника производят, но по разным технологиям. Кашасу из чистого сока сахарного тростника делают, ром производится сбраживанием побочного продукта, получающегося при изготовлении сахара - сладкой черной патоки (мелассы).

-Длина пляжа Ипанема чуть менее 4 км, длина Копокабаны – 4150 метров.

-Спасательные посты на пляжах через каждые 800 метров расположены: с первого по шестой - на Копокабане, с седьмого по двенадцатый – на Ипанеме.

-Ипанема со скалистого мыса начинается, на него часов в шесть вечера на закат любоваться приходят. Всемирную известность Ипанема благодаря песне «Девушка из Ипанемы» - самой популярной песне в жанре босса-новы - получила.

114-Ипанема
115-Ипанема
116-Ипанема
117-Ипанема

Ипанема

-В самом конце Копокабаны мощная крепость (форт) находится. Построили его в 1914 году с целью усиления обороны бухты Гуанабара. Толщина стен – 12 метров. Посетить его за 4 реала можно. В форте две двухорудийные башни размещены, оснащенные крупповскими орудиями времен Первой мировой войны. Одна башня на 18 км стреляет, другая – на 23 км.

118-Форт Копокабана
129-Форт Копокабана

Форт Копокабана

-Первые многоэтажные дома на Копокабане еще в 30-х годах прошлого века появляться начали.

-В начале 70-х годов прошлого века на Копокабане пляж значительно расширили, чтобы волны его не разбивали: драгами со дна океана песок достали и пляж насыпали. Набережную тоже расширили.

119-Копокабана
120-Копокабана
121-Копокабана
122-Копокабана
123-Копокабана
125-Копокабана
126-Копокабана

Копокабана

-После этого традиция появилась Новый год на пляже Копокабана встречать. В ночь на 1 января здесь больше 2 млн. человек собирается, благо набережная позволяет. Все в белой одежде. Согласно культу кандомбле встретить Новый год в белой одежде означает обеспечить себе удачу на целый год. Кандомбле – это синкретический культ (двоеверие), возникший из слияния католицизма и верований африканских рабов: особенно у темнокожего населения популярен. При этом каждому божеству африканского происхождения (Ориша) соответствует католический святой. Ошала (творец людей) – это Иисус Христос, Ошосси (бог охоты) – Святой Георгий, побеждающий змея и т.д.

124-Копокабана
127-Копокабана
128-Копокабана

-Йеманжа («Мать Рыб») – богиня-мать, богиня плодородия, покровительница женщин. Деве Марии соответствует. Именно ей в океан букеты цветов (и не только) бросают. Особенно охотно этим молодые девушки занимаются. Если океан дары примет (не вынесет их на берег обратно), то все задуманное сбудется. На песке тысячи свечей загораются. Ровно в полночь 31 декабря с десяти-пятнадцати плотов в порту роскошный салют запускают и все шампанское пьют.

-Copacabana Palace – легендарный отель, первым на берегу открылся – в 1923 году. Он создал имидж Копокабаны как места отдыха богатых и знаменитых. В нем казино работало. После выхода голливудского фильма «Полет в Рио» (1933 год) этот дачный район мировую известность приобрел.

130-Copacabana Palace

-Мы с вами к Сахарной Голове направляемся. Эта вершина (396 метров), нависающая над заливом Гуанабара в восточной части Рио-де-Жанейро, является одной из главных достопримечательностей города.

131-Рио-де-Жанейро
132-Рио-де-Жанейро
133-Рио-де-Жанейро
134-Рио-де-Жанейро
136-Вид на Сахарную Голову с моря

Вид на Сахарную Голову с моря

-Каждый район Рио свое лицо имеет. Здесь частная застройка преобладает.

Возле Сахарной Головы задорная чернокожая кариока с туристами фотографировалась. За деньги, естественно.

137-Кариока
138-Кариока

Мы, кстати, все время пытались в городе симпатичных бразильянок обнаружить. Пока не получалось.

135-Памятник героям Парагвайской войны

Памятник героям Парагвайской войны

139-Гора Урка

Один из туристов на подъемнике сэкономить (видимо) решил и по склону горы Урка при помощи каната поднимался. Скалолаз…

140-Скалолаз

Артур купил билеты, и мы на канатную дорогу отправились.

141-Гора Урка
145-Около Сахарной Головы

142-Канатная дорога
143-Билет на канатную дорогу
144-Билет на канатную дорогу

Подъем на Сахарную Голову в два этапа совершается. Сперва мы на гору Урка (220 м) поднялись и первым делом по тамошнему сувенирному магазину прогулялись.

146-Гора Урка
147-Гора Урка
148-Гора Урка
149-Гора Урка
150-Вагончик

-У подножия Урки пляж Вермелья (он же Красный, потому что песок красноватый) располагается, -рассказывал Артур.- С Урки хорошо виден памятник героям Парагвайской войны.

151-Сахарная голова, вид с Урки
152-Памятник героям Парагвайской войны
153-Красный пляж

-Одно из значений слова «урка» в португальском языке – грузовой корабль. Именно у подножия холма Урка 1 марта 1565 года португальцы основали Рио-де-Жанейро, спустя 63 года после открытия ими залива Гуанабара.

-На протяжении многих лет со дня открытия Бразилии португальцы больше в сторону Азии поглядывали, откуда драгоценные специи вывозили, а на Бразилию поплевывали. Во-первых, населения в Португалии для полноценной колонизации Бразилии слишком мало было (меньше 2 млн. человек): нужно ведь еще и колониями в Африке и Азии заниматься, а это тоже людских ресурсов требовало, да и восточные экспедиции слишком больших жертв стоили.

154-Португальская колониальная империя

Португальская колониальная империя

-Во-вторых, особой ценности для португальцев Бразилия не представляла. Кроме дерева пау-бразил, взять с нее решительно нечего было, да и прибрежные рощи пау-бразил быстро повырубили и добывать драгоценную древесину стало все сложнее: в поисках ее все дальше от берега удаляться приходилось.

155-Гора Урка

-В 30-х годах 16-го века португальский король окончательно убедился в том, что ни его право на бразильские земли, пусть даже закрепленное папой римским, ни система подвижной береговой охраны не были достаточными, чтобы противостоять французам, все увереннее закреплявшимся в его американских владениях.

156-Гора Урка

-Король решил применить в целях защиты этих владений наиболее надежную меру – занять всю территорию посредством колонизации. Но никто в Бразилии селиться не хотел. Правительство это обстоятельство пыталось преодолеть путем предоставления значительных льгот колонистам: они становились полновластными хозяевами земли и индейцев, на ней обитающих. Но желающих все равно мало было.

-Какой-то светлой голове (или головам) пришла в голову идея завезти в Бразилию в 1532 году сахарный тростник и тут выяснилось, что практически все побережье Бразилии прекрасно подходит для его выращивания. Особенно плодородными оказались почвы на крайнем северо-востоке, где в 1549 году была основана первая («сахарная») столица Бразилии, город Сальвадор.

-До открытия Америки сахар в незначительном количестве поставляли Сицилия и острова Атлантического океана, занятые и эксплуатируемые португальцами еще в прошлом веке: Мадейра и острова Зеленого Мыса. Кроме того, сахар через арабов и итальянских купцов с Востока поступал. Объем всех поставок был настолько мизерным, что сахар в лавках на граммы продавался. А (например) сахарная голова считалась вполне драгоценной частью приданого какой-нибудь принцессы. Люди попроще вместо сахара тогда мед употребляли.

-Производство сахара совершенно фантастическую прибыль давало, и проблема с колонизацией Бразилии была практически решена. Колонисты получали обширные земли с правом абсолютной на них собственности и (естественно) на землях этих сахарный тростник выращивали. Выяснилось, правда, что работы по посадке тростника, сбору урожая и доставке его на заводы, где вырабатывался сахар, рентабельными оказывались лишь при осуществлении их в крупных масштабах.

-Сограждане-португальцы в батраки идти вовсе не желали, так что на первых порах для работы на плантациях индейцев приспособили. Вскоре оказалось, что индейцы (собиратели и охотники), успешно справлявшиеся с добычей пау-бразил, для работы на плантациях не годятся совершенно. И тогда в Бразилию из западноафриканских колоний Португалии рабов миллионами завозить стали.

-Более 150 лет производство сахара было единственной базой бразильской экономики, она была главным поставщиком сахара на мировой рынок и только к концу 17-го века сахарная промышленность Бразилии пришла в упадок из-за конкурентов: колоний Центральной Америки и Антильских островов. Казалось бы, полный крах, но в 1695 году в Бразилии нашли золото, а затем и алмазы. Когда золото и алмазы закончились, Бразилия стала хлопок выращивать, а потом и кофе.

-Вернемся к основанию Рио-де-Жанейро. Временем своего основания город французам обязан. Французы, англичане и голландцы не хуже португальцев ценность дерева пау-бразил осознавали и из Бразилии его контрабандой вывозили. Но планы французов гораздо основательнее оказались. В 1555 году Николя Дюран де Виллеганьон с санкции короля Генриха II решил в Южном полушарии французскую колонию основать. Для этого снарядили флотилию из двух кораблей, на борту которых 600 солдат и колонистов находилось. 1 ноября того же года корабли бросили якоря в заливе Гуанабара.

-На острове, получившем впоследствии название Виллеганьон, колонисты построили форт Колиньи, названный в честь адмирала-гугенота де Колиньи, убитого позже в Варфоломеевскую ночь (1572 год). Через год еще три корабля с тремя сотнями колонистов прибыли. Французов не только пау-бразил интересовал: они полагали, что что в здешних местах серебро и золото водятся, да и драгоценные камни поискать стоит. Постоянная база как раз для планомерных поисков и была необходима. Колонию «Французская Антарктика» назвали – довольно курьезно для тропических широт.

-Французская Антарктика заранее обречена была: понятно, что основную часть колонистов высланные из Франции заключенные составляли, но они вдобавок еще на католиков и гугенотов делились. Между колонистами такой срач начался, что Николя Дюран де Виллеганьон в 1558 году в Европу вернулся и не увидел, как португальцы в 1560 году колонию уничтожили, а захваченный форт с землей сравняли. Португальцы не одни французов победили: в качестве союзников они индейцев тупи, населявших берега залива Гуанабара, привлекли.

-Не имея ресурсов, победители французов португальцы в том же 1560 году на поврежденных кораблях в Сальвадор вернулись, но через пять лет в заливе Гуанабара город Рио-де-Жанейро заложили. Уж больно место козырное – французы это доказали.

-На смотровой площадке горы Урка все оборудовано и даже общепит имеется. На Новый год здесь вечеринку устраивают: билет на нее 300-400 долларов (включая ужин) стоит. Отсюда новогодний салют отлично виден.

157-История канатной дороги

-Первую канатную дорогу на Сахарную Голову спроектировал бразильский инженер Аугусто Феррейра Рамос. Открыли ее в 1912 году и проработала она 60 лет. Желтые деревянные вагончики до 22 пассажиров (каждый) вмещали и за день 2100 пассажиров перевозили. Канатная дорога в Рио-де-Жанейро третьей в мире после канатных дорог в Испании (1907) и Швейцарии (1908) стала, и первой в Америке. Сейчас этот вагончик на смотровой площадке горы Урка стоит, а на него статуя Рамоса смотрит.

158-Желтый вагончик
159-Памятник Рамосу
160-Памятник Рамосу

-Со временем канатная дорога замены потребовала, и бразильский же инженер Кристован Лейте де Кастро спроектировал и построил современную канатную дорогу, открытую в 1972 году. Деревянные вагончики на остекленные алюминиевые (большей вместимости, до 70 пассажиров) заменили. Сейчас и такой вагончик на смотровой площадке горы Урка стоит, а на него статуя де Кастро также смотрит.

161-Стеклянный вагончик
162-Статуя де Кастро
163-Статуя де Кастро

-Гондолы де Кастро не так давно на современные заменили: за последние 3 млн. евро заплатили.

164-Смотровая площадка, Урка
170-Вид со смотровой площадки Урки
171-Вид со смотровой площадки Урки

Вид со смотровой площадки Урки

-Взгляните: видите комплекс офисных зданий? А рядом с ним миниатюрную фавелу? В этом весь Рио.

172-Комплекс офисных зданий
173-Миниатюрная фавела

-На горе Урка вертолетная площадка имеется. Полет на вертолете 200 долларов стоит, но желающих мало. Когда полет 140 долларов стоил, желающих больше было.

174-Вертолетная площадка
175-Вертолетная площадка
176-Вертолетная площадка

-У подножия Урки довольно много военных объектов расположено – вон там здание военной школы находится.

177-Военная школа

-Трапециевидный выступ в море (дома с черепичными крышами) – это насыпная территория. Когда в 20-е годы прошлого века в центре Рио холмы и старые дома сносили, то грунт и мусор сюда свозили. Специальный, тихий район – там не строят бензоколонок и супермаркетов, дети в школы в других районах ходят.

178-Новый район
179-Рио-де-Жанейро
180-Рио-де-Жанейро
181-Рио-де-Жанейро
182-Рио-де-Жанейро
183-Аэропорт

-Аэропорт Сантос-Дюмон, второй аэропорт Рио. Мы его с вами с Корковадо видели. Внутренние рейсы обслуживает.

184-Аэропорт

-В основном в Сан-Паулу рейсы. Расстояние между Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу – меньше 500 км, автобусом туда 6 часов добираться, а самолетом – меньше часа. Туда настоящий воздушный мост организован – самолеты каждые 10 минут взлетают. Есть еще рейсы в столицу (Бразилиа) и маленькие города.

-Тонкая ниточка парка вдоль всего залива Гуанабара тоже на насыпной земле находится.

185-Рио-де-Жанейро
186-Рио-де-Жанейро

-Вдалеке нефтяные платформы видны – их сюда на ремонт пригоняют.

187-Нефтяные платформы

-Теперь о названии горы Сахарная Голова. Вспомним о роли сахарной промышленности в экономике Бразилии. Технически «сахарная голова» - это способ расфасовки сахара. Считается, что сахарные головы производили в Венеции уже в конце 10-го века. Тростниковый сахар в виде густого сиропа заливали в специальные конусообразные формы и оставляли сушить. Получался слиток - сахарная голова в форме цилиндра. Один торец цилиндра был заостренный, а другой - плоский, чтобы сахарную голову можно было поставить. Сахарные головы от 5 до 15 кг весили и стоили недешево. Для откалывания сахара от сахарной головы специальные щипцы использовали. С начала 20-го века постепенно вместо сахарных голов стали рассыпной и кусковой сахар производить.

188-Сахарная Голова

-Прекрасный ориентир – монолитную скалу у самого входа в залив Гуанабара, очень похожую на сахарную голову - Сахарной Головой и назвали, не мудрствуя лукаво. Есть и другие теории происхождения названия, но я их даже пересказывать не стану. С португальского на русский «сахарная голова» как «сахарный хлеб» переводится буквально.

190-Канатная дорога на Сахарную Голову

-Первое официально зафиксированное восхождение на Сахарную голову детская английская медсестра в 1817 году совершила. Она английский флаг на вершине водрузила.

-Тут такая экспозиция имеется – типа машины времени. Кадры документальной хроники показывают. В 30-е годы прошлого века сюда дирижабли из Германии причаливали.

189-Экспозиция

-Американцы в 2011 году замечательный мультфильм «Рио» сняли о приключениях редкого голубого ара, оставившего уютную сытую жизнь в клетке и из Миннесоты отправившегося в Рио-де-Жанейро. В этом году вторую часть снять обещают.

-А сейчас садимся в вагончик и на Сахарную Голову отправляемся.

Честно говоря, смотровая площадка на Сахарной Голове нас не впечатлила. Вернее, виды с нее.

191-На Сахарной Голове
192-На Сахарной Голове
193-Вид с Сахарной Головы
194-Вид с Сахарной Головы
195-Вид с Сахарной Головы
196-Вид с Сахарной Головы

Спустившись на Урку, барышни к допросу Артура приступили. Под их напором Артур сдался и рассказал историю переезда своей семьи в Рио. Артур с женой Таней в трехкомнатной квартире в Марьино жили, а однокомнатную хрущевку возле Ленинского проспекта сдавали. В какой-то момент их соседями в Марьино семейная пара из Рио-де-Жанейро стала: мужа-бразильца в Москву на стажировку пригласили. Соседи сдружились и когда (по окончании стажировки) бразильцы в Рио-де-Жанейро вернулись, то пригласили Артура с Таней в гости. Последние в Рио влюбились и (продав хрущевку – цены в Москве на жилье в 2003 году сильно выросли) купили квартиру в кондоминиуме рядом с друзьями-бразильцами. Уехали они в Рио, когда Таня вторым ребенком беременна была.

197-Артур

-Вначале мы просто деньги в бразильскую недвижимость вложить собирались, -комментировал Артур.- Но потом остаться решили: на худой конец квартира в Марьино нас до сих пор ждет, в ней сейчас Танина сестра живет. Сперва нас авантюристами называли, но все получилось. Мы с Таней разговорный португальский выучили и частное бюро по обслуживанию русскоязычных туристических групп открыли. Вид на жительство адвокаты получить помогли. Жизнь под солнцем.

Внизу на деревьях тусовались мармозетки, они же игрунки обыкновенные. Эти маленькие обезьянки – неотъемлемая часть пейзажа Рио.

198-Мармозетки
199-Мармозетки
200-Мармозетки

-Мы сейчас в центр через парк Фламенго поедем, -сообщил Артур.- Я вам после него один памятник проездом покажу.

201-Карта

-Бразилия участвовала в обеих Мировых войнах. В 1914 году в Бразилии финансовый крах наступил: благодаря английской блокаде она лишилась сбыта кофе в центральной Европе. Но в 1917 году в войну США вступили, которые сразу же закупили в Бразилии крупные партии кофе и другого ценного сырья. В том же году Бразилия, экономика которой была интегрирована с экономикой стран Антанты, сама в войну оказалась втянута. Непосредственной причиной вступления Бразилии в войну послужило потопление германскими подводными лодками нескольких бразильских кораблей. В ответ Бразилия конфисковала 46 немецких судов, находившихся в ее портах, и объявила Германии войну.

-Бразилия существенную помощь государствам Антанты оказала, поставив им кофе, сахар, какао, каучук, строевой лес, говядину, баранину и огромное количество минералов. Кроме того, Бразилия взяла на себя противолодочное патрулирование южной части Атлантического океана. В 1926 году, узнав, что Лига наций планирует распределить трофейные германские корабли между странами Антанты пропорционально понесенным ими потерям и, что в результате этого распределения придется вернуть 42 корабля из 46 захваченных, Бразилия из Лиги наций вышла. Таким образом, непосредственного участия на полях сражений Первой мировой войны Бразилия не принимала.

-Бразилия стала единственной страной Южной Америки, участвовавшей во Второй мировой войне. Самым существенным последствием этой войны стало то, что она дала новый толчок индустриализации страны. Бразилия предоставила свою территорию для организации баз союзникам по антигитлеровской коалиции и поставляла все тоже, что и в Первую мировую (кофе и т.д.). Когда в ответ на предоставление баз и поставки союзникам немецкие подводные лодки потопили несколько бразильских судов, Бразилия в ноябре 1942 года объявила Германии войну.

-Достаточно мощный военно-морской флот Бразилии патрулировал морские пути в Южной Атлантике и конвоировал караваны торговых судов. Суда береговой охраны спасали людей с торпедированных судов, а военно-воздушные силы потопили и повредили большое количество немецких подводных лодок.

202-Парк Фламенго

Парк Фламенго

-Вишенкой на торте военных операций Бразилии стало создание дивизии, которая должна была принять непосредственное участие в военных действиях в Европе. Немцы подняли эту идею на смех, издевательски заявив, что к тому времени, когда бразильские солдаты станут сражаться в Европе, змея научится раскуривать трубку. Когда бразильская дивизия численностью в 25 тысяч человек, оснащенная всем, вплоть до врачей, медицинских сестер и больничного оборудования, в июле 1944 года высадилась в Италии, бразильцы испытали удовлетворение, развернув перед изумленными немцами свою дивизионную эмблему – змею, раскуривающую трубку. На фронте бразильцы не только продемонстрировали доблесть в бою, но и захватили в плен более 20 тысяч вражеских солдат – почти столько же, сколько насчитывала сама дивизия. 157 человек из бразильской дивизии погибло.

-Этим, а также другим жертвам и посвящен Памятник погибшим во Второй мировой войне, открытый в районе Глория в 1960 году. Мемориал состоит из нескольких отдельных скульптур, которые призваны почтить память бразильских солдат, отдавших свои жизни ради победы над нацизмом.

203-Памятник погибшим во Второй мировой войне
204-Памятник погибшим во Второй мировой войне

Памятник погибшим во Второй мировой войне

-Основной частью композиции является огромная бетонная арка высотой 30 метров. Рядом с ней установлены три скульптуры из гранита, изображающие солдат различных родов войск: пехотинца, моряка и летчика. Последней составляющей мемориала является железная скульптура в форме самолёта, посвященная военно-воздушным силам Бразилии.

-Каждый год в День Победы возле памятника погибшим во Второй мировой войне проводится торжественная церемония памяти, в которой принимают участие представители армии и правительства, а также иностранные дипломаты.

-Итак, мы в центр города движемся.

205-Карта

-Добыча золота и алмазов, развернувшаяся в 18-м веке, способствовала распространению португальской колонизации на всю центральную часть Южной Америки. Этим частично объясняются огромные размеры территории современной Бразилии (самая большая страна в Южной Америке и пятая по площади в мире).

206-Центр Рио

-Изменения, вызванные открытием в стране золота, привели к перенесению столицы в 1763 году с сахаропроизводящего северо-востока в Рио-де-Жанейро, потому что экспортировать золото из золотоносных районов легче было именно из Рио-де-Жанейро.

207-Центр Рио

-Естественно, что люди устремились в новую столицу. Роскошные дворцы в городе строились, но центр изобиловал лачугами бедняков, свирепствовали эпидемии оспы, чумы и желтой лихорадки. До того дошло, что корабли в Рио-де-Жанейро заходить опасались, в Буэнос-Айрес шли.

208-Центр Рио

-Была предпринята масштабная ломка лачуг и расширение улиц. На месте засыпанной лагуны, кишевшей комарьем, первый публичный парк устроили. В него сперва только аристократов пускали, потом – всех желающих.

209-Центр Рио

-В начале 20-го века город по направлению к океану отстраиваться начал. Центр опустел, в нем только рабочие места остались. В будние дни – полно народу, в выходные – все закрыто и зарешечено.

210-Центр Рио

-Район к югу от центра Санта-Тереза стал местным Монмартром, здесь художники поселились. Сейчас 14-00, по графику идем.

211-Центр Рио
212-Центр Рио
213-Центр Рио
214-Центр Рио
215-Центр Рио
217-Карта

216-Центр Рио

-Хорхе Селарон, чилиец по происхождению, родился в 1947 году и 57 стран мира посетил, пока не осел в Рио-де-Жанейро. Поселился он между двумя районами: Лапа и Санта-Тереза, где находилась обычная, ничем не примечательная лестница.

218-Селарон
219-Лестница Селарона
220-Лестница Селарона

-Вдоль этой лестницы в 1990 году Селарон чугунные ванны установил и посадил в них декоративные растения. Боковые стены ванн он зацементировал и наклеил на них керамические плитки.

221-Лестница Селарона
228-Лестница Селарона
229-Лестница Селарона
230-Лестница Селарона

-После этого за 10 лет Селарон выложил керамической плиткой все 215 ступеней лестницы, используя средства от продажи 25 тысяч своих картин. Тема его картин одна и та же – беременная чернокожая женщина. Идею своих картин он объяснял личной проблемой в молодости.

231-Лестница Селарона
232-Лестница Селарона
233-Лестница Селарона
234-Лестница Селарона
235-Лестница Селарона
236-Лестница Селарона
237-Лестница Селарона
238-Лестница Селарона

-Популярность лестницы Селарона начала расти, и туристы привезли ему более 2000 плиток из 60 стран мира, которыми художник выложил боковые стены лестницы. Селарон предпочитал красный цвет, говоря о нем: «Феррари - самый красивый цвет в мире».

239-Лестница Селарона
240-Лестница Селарона

-По всей лестнице – множество плиток с оригинальными рисунками Хорхе Селарона.

241-Лестница Селарона
242-Лестница Селарона

-В мае 2005 году мэрия города признала лестницу произведением искусства и Селарону был присвоен титул Почетного гражданина Рио-де-Жанейро. Лестница Селарона стала всемирно известной и одной из основных достопримечательностей Рио-де-Жанейро.

243-Лестница Селарона

-Я с ним часто общался, он практически все время на лестнице проводил, которую несколько раз переделывал. С туристами с удовольствием разговаривал, фотографировался с ними. Пока жив был, никакой торговли внизу лестницы не допускал.

-Год назад, утром 10 января 2013 года, тело Селарона с ожогами рядом с двумя банками краски и зажигалкой найдено было. Полиция решила, что Селарон жизнь самоубийством покончил. 65 лет ему было.

244-Центр Рио

-Итак, еще раз про центр Рио. Его сильно меняют. Сносят старую застройку, но многое осталось. Власти сносить вроде как запрещают, но программы по восстановлению центра Рио нет. Прошлые владельцы недвижимости съехали, а нынешние слишком бедны и не в состоянии ее поддерживать.

245-Центр Рио
246-Центр Рио
247-Центр Рио
248-Центр Рио
249-Центр Рио
Центр Рио-де-Жанейро

-В конце 40-х годов прошлого века полиция всех проституток из баров в центре разогнала. Люди, переехавшие из центра города, перестали привычные бары посещать. Тогда в центре 40 музыкальных баров открыли, чтобы студентов привлечь.

-Центр Рио реставрируется потихоньку, но проблема в том заключается, как отреставрированные объекты использовать. Нет идей. Если создать нормальные условия, то и жить в центре города начнут, чтобы на работу пешком ходить, а не на метро ездить.

-Кстати о метро. Линия № 1 проложена из южной части города и следует вдоль побережья к Тижуке. Есть и вторая линия, но она в рабочие районы уходит. Строят метро крайне медленно – очень тяжелые породы проходить приходится.

253-Схема метро

-В Сан-Паулу очень большое метро, как и в Москве – много линий и станций. Но Сан-Паулу - промышленный город, ничего интересного там нет.

-Без машины в Рио-де-Жанейро жить вполне можно. Метро маленькое, но масса автобусов с самыми разнообразными маршрутами. Такси больше, чем в Нью-Йорке – лицензии выдавать перестали. Автобусы недешевые (одна поездка 2-75 стоит), так что на небольшие расстояния (если втроем или вчетвером собраться) выгоднее на такси ездить. Метро тоже недешевое (одна поездка – 4 реала), проездных нет. Есть специальные карточки: если в течение двух часов автобус меняешь, то вторая поездка – бесплатно. Есть билеты, совмещающие поездку на метро и на автобусе – чуть дешевле, чем каждая поездка отдельно.

-Мы с вами сейчас в районе Лапа находимся. Здесь расположен акведук Кариока – визитная карточка района, бразильцы его часто Арка Лапа называют.

250-Акведук

-Когда-то центр Рио болотами окружен был и пресную воду приходилось издалека привозить. В 1723 году построили акведук, доставлявший воду из реки Кариока, протекавшей по холму Санта-Тереза, в центр города. Со временем сооружение в негодность пришло и его на новый, больший акведук заменили, открытый в 1750 году.

251-Акведук

-Основная часть акведука соединяет холмы Санта-Тереза и Санто-Антонио в современном районе Лапа. Этот сегмент водопровода длиной 270 метров и состоит из 42 арок, расположенных в два этажа, с максимальной высотой 17,6 метра.

252-Акведук
256-Панорама акведука

-В конце 19-го века появились другие способы подачи воды в Рио и в 1896 году по акведуку трамвайную линию проложили для трамвая Святой Терезы, который перевозил пассажиров из центра Рио в холмистый район Санта-Тереза.

257-Акведук-Жоаким

«Акведук Кариока» - картина известного художника Леонардо Жоакима (1790 г.) Слева изображены холм и монастырь Святой Терезы. На переднем плане - лагуна общественного парка.

-До 50-х годов прошлого века трамваи основным видом общественного транспорта в Рио были. Но развитие автомобильной промышленности создало автомобильное лобби и в 60-е годы прошлого века трамвайные пути демонтировали. Остался только желтый трамвай Святой Терезы, потому что автобус по акведуку не пройдет. Протяженность маршрута – всего полтора километра, но туристам эта прогулка очень нравилась.

254-Трамвай Святой Терезы
255-Трамвай Святой Терезы

-В 2011 году произошло крушение трамвая, пять человек погибло. Маршрут планируют восстановить, серьезно модернизировав трамвай и усилив безопасность поездок. Вообще к летней Олимпиаде 2016 года в центре Рио-де-Жанейро 20 км трамвайных путей проложат.

258-Центр Рио
266-Центр Рио
267-Центр Рио

Центр Рио

-На этом месте в центре города когда-то 60-метровый холм находился. В 50-е годы прошлого века его срыли, а грунт, от холма оставшийся, в залив высыпали. На образовавшемся пустыре в 60-е -70-е годы высокие здания построили: с коричневым остеклением – Жилищный банк, с черным остеклением – Национальный банк экономического и социального развития (очень важный для страны).

268-Два банка

-Кроме того – здание со сложной архитектурой, штаб-квартиру ведущей нефтяной компании Бразилии «Петробрас». Нефть в нашем штате, в океане добывают, 3/4 ее добычи государство контролирует.

269-Петробрас

-Здесь же Кафедральный собор Св. Себастьяна построили (1964-1979 гг.). Святой Себастьян был начальником преторианской гвардии при императоре Диоклетиане. Когда выяснилось, что Себастьян христианин, император приказал отвести его за город, привязать к столбу и расстрелять из луков. Ночью жена Себастьяна Ирина пробралась к месту казни, чтобы похоронить тело, но оказалось, что Себастьян жив.

270-Кафедральный собор

-После выздоровления Себастьян не скрылся из Рима, на чем настаивали его сподвижники, но показался на глаза императору Диоклетиану, чтобы поразить его свидетельством чуда веры. Император приказал забить Себастьяна камнями. Образ Себастьяна стал необычайно популярен в изобразительном искусстве. Святой Себастьян – небесный покровитель Рио, что отражено в полном названии города: Сан-Себастьян де Рио-де-Жанейро.

271-Кафедральный собор

-Автор проекта Эдгар Фонсека был вдохновлен пирамидами майя, что и отразилось на внешнем облике собора - это настоящая пирамида майя из бетона и стали, архитектурная причуда, непривычная даже для современного, привыкшего ко всему взгляда.

272-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-Колокольня с механическими колоколами отдельно стоит.

273-Колокольня

-Конус собора возвышается в центре города. Высота постройки составляет 75 м, наружный диаметр - 106 м, внутренний— 96 м. В целом внутренняя площадь основания составляет около 8 тыс. кв. м, что позволяет уместить в соборе одновременно около 5 тыс. сидящих посетителей или 20 тыс. стоящих. Как раз 20 тысяч верующих пришло на службу, проведенную в соборе папой Иоанном Павлом II.

274-Кафедральный собор Св. Себастьяна
275-Кафедральный собор Св. Себастьяна
276-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-Внутри собора нет поддерживающих элементов. Для облегчения конструкции стены собора ячеистыми сделали. Ячеистые стены не полностью закрыты, в них щели есть – через щели собор освещается и вентилируется. Даже в самые жаркие дни внутри собора всегда прохладно.

280-Кафедральный собор Св. Себастьяна
277-Кафедральный собор Св. Себастьяна
278-Кафедральный собор Св. Себастьяна
279-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-В архитектуре майя на усеченную вершину пирамиды всегда четыре лестницы ведут. Вместо них в соборе - четыре узких прямоугольных окна. Они поднимаются к небу почти на всю высоту строения от пола до потолка, то есть на 64 метра. В окна вставлены яркие витражи с довольно абстрактными изображениями, каждое из которых символизирует одну из четырёх главных характеристик церкви: единая, святая, католическая и апостольская.

281-Кафедральный собор Св. Себастьяна, витраж

-Поднимаясь наверх, витражи перекрещиваются и образуют крест - это огромное прозрачное окно в крыше, вписанное в круг 30 метров в диаметре.

282-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-Здесь и большое распятие есть, которое парит в нескольких метрах над алтарём на шести стальных тросах.

283-Кафедральный собор Св. Себастьяна
284-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-Два барельефа в соборе выставлено. На одном изображено крещение индейцев. На другом – борьба португальцев с французами: португальцам индейцы на каноэ помогают.

285-Кафедральный собор Св. Себастьяна
286-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-В соборе имеется музей церковного искусства, основанный в 1950 году. В то время некоторые церкви в центре города были разрушены, а их сокровища переданы в музейный фонд. Кроме того, коллекцию музея пополнили экспонаты, переданные в дар религиозными учреждениями и семьями города. После завершения строительства собора на нижнем его ярусе была выделена небольшая площадь под экспозицию, которая постоянно растёт.

287-Кафедральный собор Св. Себастьяна
288-Кафедральный собор Св. Себастьяна
289-Кафедральный собор Св. Себастьяна

Св. Себастьян

-В подвале собора зал для прощания с усопшими находится.

290-Кафедральный собор Св. Себастьяна
291-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-Также большой колумбарий есть, могилы и семейные склепы. Быть похороненным в соборе – престижно.

292-Кафедральный собор Св. Себастьяна
293-Кафедральный собор Св. Себастьяна
294-Кафедральный собор Св. Себастьяна
295-Кафедральный собор Св. Себастьяна

-В колумбарии пока еще свободные места имеются, как видите.

296-Кафедральный собор Св. Себастьяна
297-Кафедральный собор Св. Себастьяна
298-Кафедральный собор Св. Себастьяна
299-Кафедральный собор Св. Себастьяна

В 15-00 собор мы покинули. Напротив входа в собор – офисное здание, в его стеклянных панелях собор красиво отражается.

300-Отражение
301-Отражение
302-Перед собором
303-Рио-де-Жанейро

Немного проехав, вышли у Городского театра Рио-де-Жанейро.

305-Городской театр Рио-де-Жанейро
306-Городской театр Рио-де-Жанейро
307-Городской театр Рио-де-Жанейро

-Здание театра оперы и балета в неоренессансном стиле в 1907 году построено, -сообщил Артур.- Реконструировано в 1975-1978 годах. Роскошный интерьер и снаружи, и внутри.

308-Городской театр Рио-де-Жанейро
309-Городской театр Рио-де-Жанейро

-Неподалеку от театра здание Национальной библиотеки расположено.

304-Национальная библиотека
310-Национальная библиотека

Национальная библиотека

-Сейчас мы с вами офисное здание в стиле 30-х годов прошлого века проезжаем, стиль этот фазендой называют. «Фазенда» в португальском языке много значений имеет: это не только ферма сельскохозяйственная, но и казначейство, министерство финансов, сбор налогов.

311-Фазенда

-Когда столица в 1960 году в город Бразилиа переведена была, все государственные учреждения из Рио-де-Жанейро туда переехали. Это сильно по Рио ударило, особенно по его центру: немало времени прошло, пока город оправился.

-Императорский дворец – достаточно скромное сооружение, построенное в 1743 году.

312-Императорский дворец

Императорский дворец

-После того, как в 1578 году молодой португальский король Себастьян I погиб (вместе с большей частью португальской знати) в битве на севере Марокко, страна сильно ослабла в военном и политическом отношении. В 1580 году в результате заключения Иберийской унии Португалия была присоединена к Испании и королем Португалии (под именем Филипп I) стал испанский король Филипп II. Уния 60 лет (1580-1640 гг.) продлилась и последствия ее были ужасны: испанское владычество привело Португалию к разорению.

313-Императорский дворец

-Ее интересами пренебрегали, ее флот был потерян, ее колониальная империя сведена на нет. Нидерланды и Англия, с которыми Испания находилась в состоянии почти непрерывной войны, заняли значительную часть португальских владений. Окончательно прекратилась торговля Португалии с Азией. Мелкие колонии, которые ей все же удалось сохранить на Востоке, не имели большого значения. От прежней заморской империи у Португалии остались лишь Бразилия и кое-какие владения в Африке. Последние имели значение только как поставщики рабов для Бразилии.

-Но и в Бразилии португальскому владычеству угрожала опасность: бунтовавшие против Филиппа II голландцы захватили не только португальский Цейлон и Луанду в Анголе, но и северные области Бразилии. Вслед за ними в Бразилии высадились французы. Только после восстановления португальской независимости голландцы и французы были окончательно изгнаны из Бразилии. Упадок португальского королевства повлек за собой заселение и развитие Бразилии.

-Так что, когда будущий португальский король (а пока регент) Жуан VI, спасаясь от наполеоновских войск, решил (со всей семьей и двором) свалить из Португалии, деваться ему, кроме как в Бразилию, собственно некуда было. И вот вся эта орава (15 тысяч человек) под охраной английского флота в 1808 году прибыла в Рио-де-Жанейро. Достоверно известно, что население Рио в 1811 году 100 тысяч человек насчитывало, без учета рабов-негров, разумеется. «Понаехавшие» все приличные дома в городе заняли, Жуану VI дворец губернатора провинции Рио-де-Жанейро достался.

314-Жуан VI

Жуан VI

-Жуану VI нравилось править империей из Бразилии, и он много сделал для улучшения жизни в ней. Когда в 1808 году Жуан VI открыл порты Бразилии для торговли, бразильские торговцы, для которых волшебная эпоха наступила, стали решительными приверженцами монархии.

-Став в 1816 году королем, Жуан VI остался в Бразилии, изменив статус страны на Соединенное королевство Португалии, Бразилии и Алгарве. Что очень не нравилось португальцам: получалось, что Бразилия из колонии в метрополию превратилась, а сама Португалия – наоборот, в колонию. В 1820 году в Португалии революция произошла и, чтобы власть не потерять, в 1821 году Жуан VI в Лиссабон вернулся, где в 1826 году (в возрасте 58 лет) и умер.

-На хозяйстве (в Бразилии) он своего сына оставил, Педру. Оба прекрасно понимали, что Испания после Наполеоновских войн почти все свои колонии потеряла и пытались возможную потерю Бразилии предотвратить. Кончилось все это тем, что в 1822 году Бразилия провозгласила независимость, а дон Педру I объявлен был конституционным императором Бразилии. Португальские гарнизоны в Бразилии посопротивлялись для видимости, но быстро скисли, так что обретение независимости практически без крови обошлось. В 1825 году Португалия признала независимость Бразилии. Взамен дон Педру I согласился выплатить за счет Бразилии португальский долг Англии, составлявший миллион фунтов стерлингов, а также выплатить возмещение Жуану VI в сумме 600 тысяч фунтов за его собственность в Бразилии. Популярности дону Педру I это решение не добавило, к тому же правил он как абсолютный монарх. Презираемый всеми и лишившийся поддержки армии, дон Педру I в 1831 году сбежал в Португалию, став там королем Педру IV. Бразильский трон он оставил своему пятилетнему сыну дону Педру II. Дон Педру I умер в Лиссабоне от туберкулеза в 1834 году в возрасте 35 лет.

315-Педру I

Дон Педру I

-После 10-летнего регентства дон Педру II, второй император Бразилии, взошел на трон. Это был очень приличный человек весьма демократических взглядов. Поддерживал благотворительность. За 58 лет правления дона Педру II Бразилия выиграла три войны и значительно расширила свою территорию. Бурно росла экономика. Но император дряхлел, сыновей у него не было, его дочь и наследница престола принцесса Изабелла способностей к управлению страной не проявляла, а ее полуглухой муж-француз уважением бразильцев не пользовался. Произошел военный переворот и в 1889 году дона Педру II выслали из страны. Умер он спустя два года в Париже в возрасте 66 лет, а Бразилия республикой стала.

-Что любопытно: и Жуан VI (в 1823 году), и дон Педру I (в 1830 году) высшим орденом Российской империи награждены были – орденом Св. апостола Андрея Первозванного. Что касается дона Педру II, то последний (помимо упомянутого ордена) следующими российскими орденами награжден был: орденом Св. Александра Невского, орденом Белого Орла, орденом Св. Анны 1-й степени и орденом Св. Станислава 1-й степени. В общем – полный кавалер, ордена Св. Георгия только не хватало, но его только за воинскую доблесть давали.

316-Дон Педру II, около 1887 года

Дон Педру II, около 1887 года

-В Императорском дворце открыли почту и телеграф, сейчас в нем культурный центр и библиотека расположены.

-За год до падения монархии, когда дон Педру II в Европе на лечении находился, принцесса Изабелла на правах регента 13 мая 1888 года подписала «Золотой закон», отменивший рабство. Золотая роза, подаренная принцессе Изабелле в честь подписания этого закона папой римским, до сих пор в музее Кафедрального собора хранится. В результате 750 тысяч рабов оказались на свободе безо всякой компенсации их владельцам.

-Последствия принятия «Золотого закона» Бразилия до сих пор расхлебывает. Большинство рабов поколениями на фазендах работали и ничего (кроме тяжелого физического труда) не умели. Жизнь на фазендах расписана была до мелочей: где спать, когда вставать, что делать и когда обедать, а тут их просто (без всяких средств существования) на улицу вышвырнули. Не подумав об адаптации рабов к новой, вольной жизни. Освобожденные рабы ринулись в города, где их никто не ждал. Неграмотные, не обученные ремеслам, не имеющие денег бывшие рабы выживали как могли: попрошайничали, нанимались на черную работу, воровали, грабили по ночам прохожих на улице. Жили под мостами и в хибарах, сколоченных из чего попало. Именно тогда и возникли фавелы, а страну захлестнула волна преступности.

-Уровень образования в бедных районах все время падал. В них постоянно митинги и забастовки проходили, плюс низкая зарплата учителей. Рядом с ними частные школы наоборот, развивались. Все, кто возможность имеют, детей в частные школы отдают. В частных школах другие программы и учебники, хорошие знания дают, что позволяет легко в университет поступить. Хорошие университеты – федеральные, они бесплатные. Например, Федеральный университет Рио-де-Жанейро. Обучение в остальных университетах платное.

-Сейчас моя старшая дочь в 9-й класс поступила, а до этого в частную школу ходила, где младшая и сейчас (4-5 часов в день) учится. Там я за них по 200 долларов в месяц платил – это недорого считается. Например, обучение в школе для мальчиков (полный день) при бенедиктинском монастыре 1200 долларов в месяц стоит. Есть еще более дорогие американские школы.

-Обучение в государственных школах бесплатное. Государство стимулирует жителей фавел отдавать своих детей в школу. Прежний президент Бразилии Лула ввел социальную помощь под названием «Семейный кошелек». Эта программа предусматривает ежемесячную выплату малообеспеченным семьям по 30 долларов на члена семьи при условии, что все дети ходят в школу. Если хотя бы один ребенок в школу ходить перестает, то выплаты лишают всех членов семьи. В фавелах несколько поколений уже родилось: только повышение образовательного и культурного уровней их жителей проблему фавел решить способно. И правительство это понимает.

-Вообще в Бразилии проблема с нехваткой квалифицированных кадров довольно острая. Иммиграционное законодательство очень жесткое, но, в условиях, когда (например) врачей не хватает, врачам его преодолеть легко: достаточно испанский или португальский языки знать. Можно контракт на 5 лет заключить. Зарплата у врача 5000 долларов в месяц будет, но работать придется там, куда пошлют. Потом контракт еще на 3 года продлить можно. А за 8 лет (как бразильцы надеются) свои врачи выучатся.

-Рядом с императорским дворцом дворец Тирадентис находится, построенный в 1926 году в стиле эклектики. Раньше в нем нижняя палата парламента работала, а после переезда парламента в Бразилиа – законодательное собрание штата Рио-де-Жанейро заседает. Назван в честь национального героя страны, который в тюрьме, на месте дворца находившейся, сидел перед казнью.

317-Дворец Тирадентис

Дворец Тирадентис

-Жуакин Жозе да Силва Шавьер за успехи в стоматологии получил прозвище Тирадентис, что означает «Зубодер». В 1788 году вступил в тайное общество инконфидентов, имевшее целью провозгласить Бразилию независимой республикой. В 1789 году заговорщиков выдал предатель и общество было разгромлено. Почти все заговорщики отделались ссылкой или изгнанием, а Тирадентеса (взявшего всю вину на себя) в 1792 году (в возрасте 45 лет) четвертовали в Рио. Перед дворцом памятник Тирадентису стоит.

318-Дворец Тирадентис

-Этот раскрашенный парень возле памятника – студент первых курсов. Деньги на тусовку у прохожих собирает – традиция такая.

-Рядом – небольшой сквер, в котором памятник генералу Озориу, принимавшему участие в Парагвайской войне, стоит.

319-Памятник генералу Озориу
320-Памятник генералу Озориу
321-Памятник генералу Озориу

Памятник генералу Озориу

322-Арку ду Теллис

-Сейчас мы с вами через Арку ду Теллис пройдем – единственную сохранившуюся арку колониального периода, появившуюся в 1757 году. Арка – все, что осталось от старого здания Сената, сгоревшего в 1790 году.

323-Арку ду Теллис

Арку ду Теллис

324-Арку ду Теллис
325-Арку ду Теллис
326-Арку ду Теллис
327-Рио-де-Жанейро
328-Рио-де-Жанейро
329-Рио-де-Жанейро

-Церковь Канделария. Храм возник на месте церкви, построенной в 1630 г. по обету испанского капитана, чье судно «Канделария» («Сретение») потерпело крушение во время сильной бури. Новое здание строилось с 1775 по 1811 г. От него до наших дней сохранился лишь фасад, все остальное - купол, две капеллы, внутренняя деревянная и мраморная отделки, яркие витражи – относится уже к концу 19-го века и выполнено в неоклассическом стиле. Одной из самых красивых церквей Рио считается.

330-Церковь Канделария

Церковь Канделария

331-Карта

-Последняя остановка нашей экскурсии – монастырь Сау-Бенту (Святого Бенедикта). Основан в 1590 году. 40 монахов-бенедиктинцев, пришедшие из Сальвадора, вначале на постоялом дворе поселились. Но вскоре им землю на холме подарили, где они монастырь построили.

332-Монастырь Св. Бенедикта

Монастырь Сау-Бенту

333-Монастырь Св. Бенедикта

-Монастырь на доходы от многочисленных сахарных плантаций, которыми монахи владели, построили. Это здание 18-го века, предыдущее французские корсары сожгли. 18-й век – время расцвета барокко в Бразилии, в то время как в Европе барокко закат переживал.

334-Монастырь Св. Бенедикта
335-Монастырь Св. Бенедикта

-Суровый внешний облик сооружения сильно контрастирует с изобилующим золотом интерьером (включая алтарь в стиле рококо).

336-Монастырь Св. Бенедикта
346-Монастырь Св. Бенедикта

-Капелла Св. Сердца.

347-Монастырь Св. Бенедикта

-В 1858 году при монастыре колледж открылся. Обучение в нем престижное – колледж многие государственные деятели и известные люди Бразилии закончили.

348-Монастырь Св. Бенедикта

-Перед нами купель 18-го века из мыльного камня: аристократы до сих пор в ней детей своих крестят.

349-Монастырь Св. Бенедикта
350-Монастырь Св. Бенедикта
351-Монастырь Св. Бенедикта

Экскурсия в 15-45 закончилась, и мы попросили Артура вместе с водителем высадить нас у магазина «H. Stern».

352-Рио-де-Жанейро
353-Рио-де-Жанейро

По дороге Артур показал нам Пантеон герцога Кашиаса (1803-1880 гг.).

354-Пантеон герцога Кашиаса

-Пантеон у бывшего здания Минобороны находится, -сообщил Артур.- Герцог Кашиас – национальный герой Бразилии, был главнокомандующим соединенных войск Бразилии, Аргентины и Уругвая в Парагвайской войне. Считается создателем вооруженных сил страны. Монумент венчает конная статуя героя, отлитая из захваченных парагвайских пушек.

-Самбодром я вам не покажу. Во-первых, нам не по пути, а, во-вторых, делать там сейчас нечего. Вот когда карнавал начнется (он четыре дня длится) – другое дело. В высшей лиге – 12 школ самбы. Билет в самый престижный 9-й сектор 500 долларов стоит.

355-Карта

-Я завтра на «Самба Шоу» вечером иду, билет еще до поездки купил, -вставил Юра.- Вы не знаете, Артур, ужин в мероприятие включен?

-Нет, ужин отдельно оплачивается, -ответил Артур.

-А почему ужин в стоимость билета не включили? –не отставал Юра.

-Наверное, этот вопрос той фирме задать следует, у которой Вы билет купили, -хмыкнул Артур.

Юра скорбен головой и духом на глазах становился. Двухмесячное путешествие по Южной Америке даром для него не прошло. Он засыпал в автобусе, не помнил ни одного названия и задавал вопросы, ответы на которые уже были получены. Более всего его интересовало: дадут ли ему поесть и где туалет находится? Кроме того, Юре все время гробы, увиденные им в Эквадоре, мерещились. С зеленым свитером Юра (начиная с Аргентины) не расставался: либо надевал свитер, либо с собой его в пакете носил.

Высадив нас у магазина в 16-00, Артур напомнил про завтрашнюю встречу в 10-00 в холле отеля.

356-Ювелирный магазин

Встретили в магазине нас хорошо: на каждого потенциального покупателя там по пять продавщиц приходилось. Нам пообещали экскурсию по магазину провести и фильм про камни показать, но мы радостно отказались, заявив, что фильмов таких во многих странах насмотрелись, а конкретно в этом магазине нас только сувенирный отдел интересует. Юра фильм посмотреть согласился и тут же насчет туалета поинтересовался.

-Вы меня подождете? –спросил он с надеждой.

-Конечно же нет, -ответили мы.- До отеля тебя и без нас проводят.

Под шумок свояченица отобрала у Юры 30 баксов, которые он нам задолжал.

Даже сувенирный отдел магазина представлял из себя полный развод по-бразильски. Простенькие аметистовые сережки в серебре 110 долларов стоили, а браслетики из полудрагоценных камней – 46 долларов: в Москве такие индусы в подземных переходах по 100 рублей продают.

Зато нам карту Рио на русском и по кулончику выдали, а также до отеля проводили. Юру мы в магазине (как и обещали) бросили.

357-Рио-де-Жанейро
358-Рио-де-Жанейро
359-Рио-де-Жанейро

А сами в супермаркет «Принцесса» возле отеля отправились. В супермаркете аргентинского вина прежде всего купили и фруктов: маракуйю, гуаву и графскую шишку. Последнюю нам Артур посоветовал. Пинья, она же сахарное яблоко, оно же сметанное, оно же аннона. Артур ее графской шишкой называл.

360-Супермаркет
361-Вино аргентинское

Это довольно увесистая шишка, которую разломить нужно, а содержимое ложкой есть. Выплевывая при этом многочисленные и крупные черные семечки.

362- Пинья, сахарное яблоко
363- Пинья, сахарное яблоко

Еще нам кашасу на подарки купить нужно было. Местный мальчишка помог нам ее опознать в супермаркете. Совсем простая кашаса 5-99 стоила. Золотая и серебряная кашаса (в соломенной оплетке) по 22-90 за бутылку продавалась.

364-Кашаса
365-Кашаса

Сгрузив покупки в отель, выпили вина, закусывая его графской шишкой. Шишка очень вкусной оказалась. Лично я бразильское темное пиво, в супермаркете прихваченное, попробовал. Хорошее пиво, между прочим.

367-Пиво

Следовало гаджеты подзарядить. В номере имелась розетка с надписью 220V, но вилка ноутбука в нее не входила: слишком толстой оказалась. Взяв универсальный адаптер племянницы, я в него американскую вилку воткнул, а в нее (в свою очередь) вилку ультрабука. Так из положения и вышли.

366-Розетка

Решив на ужин отправиться, в холле отеля большую группу русскоязычных израильтян встретили: пенсионеров, судя по виду. Они весело щебетали, собираясь на ужин.

Вечерний Рио в районе Копокабаны совершенно безопасен был.

368-Вечерний Рио

Пошли в местную шурраскарию (ресторан, где мясо на углях готовят) «Carretao».

369-Шурраскария (мясной ресторан) «Carretao»

Почти два года назад в Бостоне (США) мы в бразильском кабачке «Midwest Grill» однажды поужинали, так что правила знали. Фиксированная плата за вход позволяет есть что хочешь и сколько хочешь. Закуски в салат-баре самостоятельно выбираешь, а разные вида мяса на шпагах приносят официанты и тут же тебе в тарелку нарезают. И продолжаться это до тех пор будет, пока не перевернешь зеленую карточку, лежащую на каждом столе, на красную сторону.

Для начала салат-бар посетили, где перепелиными яйцами (в частности) соблазнились. Фейжоады в салат-баре не нашлось.

Потом к нам официант подошел с 10-литровой бутылкой выдержанной кашасы. Из крана бутылки он мне кашасу в рюмку налил. С трудом удалось ему разъяснить, что мы кайпиринью (т.е. коктейль из кашасы) заказали, а не саму кашасу. С трудом, потому что официант не понимал английского. В итоге кашасу он из рюмки обратно в бутылку слил, а нам кайпиринью принес. И даже понял название коктейля, который племянница заказала. Еще мы бутылку белого вина заказали.

370-Кашаса
371-Шурраскария (мясной ресторан) «Carretao»

Потом появились официанты с мясом на шпагах и ужин начался.

372-Шурраскария (мясной ресторан) «Carretao»
373-Шурраскария (мясной ресторан) «Carretao»

Счет за ужин (с включенными в него чаевыми) 367-20 составил, т.е. около 160 долларов или 40 долларов с человека. В Бостоне мы по 20 долларов (плюс сколько-то за пиво) заплатили.

Погуляли по району немного, нашли памятник принцессе Изабелле.

374-Памятник принцессе Изабелле

Полюбовались на яркие карнавальные костюмы в витринах и спать отправились.

376-Карнавальные костюмы
375-Карнавальные костюмы
Поездка в Нитерой

День 12-й, Суббота, 22 февраля 2014 года. Поездка в Нитерой

Автомобили на спирту. Самбодром, король Момо и прибыль от Карнавала. Мост Рио-Нитерой. Барон Мауа и судостроительные верфи. Авианосец «Сан-Паулу». Рыбный рынок – одно из семи чудес Нитероя. Оскар Нимейер: Народный театр, Библиотека и Музей современного искусства. Шторм ressaca («похмелье»). В небе «Эмбраер». Крепость Санта-Крус: 400 лет истории. Часовня Св. Варвары. Маршал Эмилио Малле, патрон бразильской артиллерии. Крепостные казематы и тюрьма. Обед в «Ракушке». Яблоки кешью. Вечерняя Копокабана. Ресторан «La Fabrique»: запеченные устрицы и кайпиринья из выдержанной кашасы.

Встали мы в 7 часов утра, потому что до экскурсии хотели сбегать на пляж Копокабана и в Атлантическом океане искупаться. Почистив зубы и приняв душ в душевой кабинке, плотно в ресторане отеля позавтракали беконом, йогуртами и крохотными мясными пирожками (кажется, Артур их пастель называл). Запивали еду соком из манго и гуавы, после чего к кофе приступили. Кофе (очень крепкий, пить с сахаром полагалось) в нашем отеле в небольших металлических кофейниках подавали. Я полную чашку наливал и сахар не добавлял.

001-Ванная комната
002-Ванная комната
003-Коридор отеля

Сдав в рецепции карточки отеля, взамен по полотенцу пляжному получили и отправились на пляж. Наученные Артуром, фотоаппараты брать не стали. Пляж оказался классным, хоть и совсем не оборудованным: мелкий сероватый песок, ноги в который по щиколотку проваливались. Как и предупреждал Артур, вода (из-за холодного течения) прохладной оказалась – градусов 20, плюс волны небольшие. Заходить в нее было сложно, но привыкаешь быстро. В общем, отметились и очередную звезду сами себе на фюзеляже нарисовали. Бросили (по обычаю) российские монеты в море.

Вернувшись в отель, обменяли полотенца обратно на карточки и пошли переодеваться. Спустившись в холл, встретили Юру с ноутбуком и спросили, чем закончился его вчерашний шопинг в ювелирном магазине «H. Stern». Как оказалось, утомленный экскурсией по магазину, последующим просмотром фильма про камни и несколькими коктейлями в процессе выбора, Юра купил-таки своей подруге золотой кулон с топазом за 300 долларов.

Юра озаботился наконец перезаписью моих фото за последние дни для собственной коллекции. Свои фотографии он (понятно) не предложил. Впрочем, не очень-то и хотелось.

-У меня фоток и видео на 40-50 гигов накопилось и перезапись их полночи займет, -сообщил я.

-Ну так на ночь их и поставим, -предложил Юра.

-Ты сегодня вечером на шоу идешь, а мы завтра улетаем, так что вообще не увидеться можем, -возразил я.- Почту свою запиши, я потом из дома скину.

Юра записал.

На самом деле еще вчера я переписал запасной комплект всех фоток и видео на две карты памяти по 32 гигабайта. Такой же комплект на ультрабуке, а также на фотоаппарате имелся. Но я прекрасно понимал, что, если отдам эти две карты Юре, то никогда их больше не увижу. Все чужое, в его лапы попадающее, вернуть назад трудно. А завтра – еще и некогда будет. Сам себе человек репутацию создал. Кроме того, Юра за все время нашего вынужденного совместного путешествия своими прижимистостью и хитрожопостью выбесил меня настолько, что видеть его лишний раз совсем не хотелось.

Появившийся в 10-00 в холле отеля Артур внимательно Юру оглядел и спросил участливо:

-Юра, Вы, наверное, уже полгода путешествуете?

-Нет, только два месяца, -ответил Юра.

-Надеюсь, Юра, Вы не только ноутбук с собой прихватили, но и деньги за экскурсию, -резюмировал Артур.

Артур сообщил, что попасть на нашу экскурсию еще желающие появились (семейная пара из Екатеринбурга и девушка из Астрахани) и мы за ними заедем.

Когда все туристы в микроавтобусе разместились, водитель повел машину на север, к мосту Рио-Нитерой.

004-Карта
005-Муниципальная школа

Муниципальная школа

-Туристов в Нитерой редко возят, -рассказывал Артур.- Считается, что «джентльменский набор», состоящий из посещения Сахарной Головы и монумента Иисуса-Искупителя на горе Корковадо - это все, что им нужно. Плюс лестница Селарона в качестве бонуса. А между тем, переехав на другую сторону залива Гуанабара, совсем другую бразильскую жизнь увидеть можно. Вообще, вне крупных городов, в сельской местности, абсолютно иная Бразилия расположена: красивая и безо всяких фавел.

-Слева – дворец Гуанабара: в нем принцесса Изабелла со своим семейством жила.

006-Дворец Гуанабара

Дворец Гуанабара

007-Рио-де-Жанейро

-Бразильский автопром не стал развивать собственные бренды легковых автомобилей: в 50-е годы прошлого века сюда известные автомобильные фирмы пригласили, а те свои заводы построили, так что 80% легковых автомобилей здесь произведены. А вот автобусы и грузовики Бразилия собственных брендов производит, бразильские автобусы даже экспортируются.

008-Рио-де-Жанейро

-Многие автомобили на спирту ездят. Связано это с тем, что своей нефти в Бразилии тогда не было (это сейчас она себя нефтью полностью обеспечивает). Поэтому решили альтернативный вид топлива развивать: им стал спирт (этанол), которого много из сахарного тростника получают. Бразилия – крупнейший в мире производитель этанола.

-Первоначально в автомобилях устанавливали двигатели, которые либо на этаноле, либо на бензине работали. Позже появились флекс-двигатели, позволяющие и бензин, и этанол использовать, либо их смесь в любом соотношении. Лично я спирт предпочитаю, потому что при его использовании 30%-ю скидку на ежегодный транспортный налог (налог на автомобиль) дают. Еще большая скидка, если ты на газе ездишь. Газ используют, когда много ездят: в Рио все такси на газе.

-Если стоимость литра спирта 0,7 стоимости литра бензина составляет, то выгоднее на спирте ездить. Сейчас соотношение 0,8 составляет – выгоднее на бензине ездить, потому что расход спирта чуть больше, чем бензина. Сейчас литр спирта 2,15 – 2,2 реала стоит. Цена на спирт от региона (сколько там сахарных заводов) и от урожая сахарного тростника зависит. Третий фактор – состояние экономики. Когда президентом Лула был (2003-2010 гг.), то промыщленность быстро развивалась, выросли зарплата и доходы, реал укрепился.

-На заправочных станциях все виды топлива представлены, в т. ч. этанол (раньше вообще «алкоголь» писали). И газ тоже есть. Газ однозначно дешевле. На спирте примерно 20% автомобилей ездят, на газе – от 20% до 30%.

-А сколько градусов в спирте? –заинтересовался Юра.

-Не знаю, -ответил Артур удивленно.- Я не пробовал. Наверное, крепче, чем водка, но вряд ли это медицинский спирт.

-В пятницу, 28 февраля, на Самбодроме церемония открытия Карнавала состоится. Мэр Рио-де-Жанейро вручит ключи от города хозяину Карнавала – королю Момо. Образ короля Момо происходит от Мома, древнегреческого бога насмешки, злословия и критики. По его недоброму совету Зевс допустил Троянскую войну. Первоначально королем Момо служила кукла в ярких красочных одеждах, с большим животом и радостным улыбающимся лицом. В конце Карнавала куклу сжигали, но потом (по соображениям пожарной безопасности) от сожжения ее отказались.

-В Рио короля Момо человек (вместо куклы) впервые в 1910 году сыграл. Король Момо – должность выборная, для его назначения конкурс проводят. Будущий король должен быть чернокожим, высоким и весить не менее 130 кг. У него должна быть добродушная физиономия, а сам он – симпатягой выглядеть. Король Момо на четыре дня Карнавала реальным хозяином Рио-де-Жанейро становится (не считая полиции, за порядком присматривающей).

-Карнавал не только в Рио, но и по всей Бразилии проходит: все четыре дня Карнавала в Бразилии – выходные дни, но рестораны работают. Многие жители Рио из города на время Карнавала сваливают, причем на всю неделю: некоторые квартиры и дома сдают. Когда-то Карнавал бесплатно на улицах Рио-де-Жанейро проходил, но власти решили на нем зарабатывать и Самбодром построили. В 1988 году на Самбодроме первый парад курсантов прошел.

009-Портовые краны
010-Мост Рио-Нитерой

-Подъезжаем к автомобильному мосту Рио-Нитерой – самому длинному мосту в стране. Длина моста – 13290 метров, в том числе над водой – 8836 метров. Построили мост за 6 лет (1968-1974 гг.) несмотря на то, что это годы военной диктатуры были. Диктатура первоначально к экономическому росту привела (ни митингов, ни демонстраций). Позднее эти годы «бразильским экономическим чудом» назвали. Мост после постройки самым длинным в мире был, сейчас в десятке находится. Проезд по мосту платный, но нынче он с потоком автомобилей уже не справляется – перед въездом на мост пробки возникают.

011-Вид с моста Рио-Нитерой
012-Вид с моста Рио-Нитерой
013-Вид с моста Рио-Нитерой
014-Вид с моста Рио-Нитерой

Вид с моста Рио-Нитерой

-Три основные пролета моста, через которые суда проходят, в Англии сделали – в Бразилии тогда таких технологий не было. Длина главного пролета – 300 метров, двух других – по 200, высота пролетов – 70 метров.

-В Нитерое крупнейшая судостроительная верфь находится. Построил ее богатейший бразильский предприниматель 19-го века барон Мауа, чье состояние (в современных деньгах) в 60 млрд. долларов оценивалось. На верфях пароходы строились, металлообработка развивалась.

-В конце 20-го века верфи (в связи с общемировым упадком судостроения) закрылись, а в начале 21-го века опять открылись благодаря заказам бразильской нефтяной компании «Петробрас». Компании новые нефтяные платформы и суда, их обслуживающие, нужны. Раньше нефтяные платформы за границей заказывали, теперь в Бразилии делают. Сюда же уже послужившие нефтяные платформы на ремонт буксируют. Сейчас верфи частично одной сингапурской фирме принадлежат. 3/4 бразильской нефти у побережья штата Рио-де-Жанейро добывается, месторождения на глубине 5-7 км находятся.

-Авианосец «Сан-Паулу» - флагман бразильского военно-морского флота - на якоре в заливе стоит. Это бывший французский авианосец «Фош», введенный в строй в 1963 году. В 2000 году после модернизации продан Бразилии, где переименован. Дорогая игрушка, потому что вероятные противники, для усмирения которых авианосец пригодился бы, у Бразилии попросту отсутствуют. По-моему, его чисто ради понтов купили: статус страны с собственным авианосцем выше все-таки, чем без оного.

015-Авианосец Сан-Паулу

Авианосец Сан-Паулу

(Игрушка настолько дорогая оказалась, что из-за высокой стоимости ремонта, содержания и модернизации авианосец «Сан-Паулу» в 2018 году из состава ВМФ вывели, а в марте 2021 года турецкой фирме «на иголки» за 1.9 млн. долларов продали. – А.Н.)

-Сейчас мы с вами за проезд заплатим. Плату государство взимает, но процесс этот частная фирма обслуживает. Плата только в одном направлении взимается, обратно бесплатно поедем. Плата за проезд на содержание моста используется, техпомощь отлично организована: каждые 10 минут машина техпомощи по мосту проезжает. Если на мосту машина какая-нибудь заглохнет, то ее эта техпомощь либо чинит сразу, либо эвакуирует немедленно.

016-Мост Рио-Нитерой
017-Мост Рио-Нитерой

-Итак, мы в Нитерой въехали. На языке индейцев тупи это слово «закрытая вода» означает. Город в 14 км от Рио-де-Жанейро находится, население – полмиллиона человек. Самый богатый город в Бразилии и лучший в штате Рио-де-Жанейро.

018-Карта Нитероя

-Нитерой основан вождем индейцев Арарибойя, после крещения получившим имя Мартима Афонсу, 22 ноября 1573 года. Это единственный город в Бразилии, основанный индейцами. Индейцы тупи пришли сюда с северо-востока Бразилии вместе с португальцами и получили эти земли за помощь португальцам в борьбе с французами.

019-Карта Нитероя

-Долгие годы Нитерой был столицей штата Рио-де-Жанейро, потому что сам город Рио-де-Жанейро как столица Бразилии статус отдельного федерального округа имел. В 1975 году столицей штата Рио-де Жанейро стал. Пребывание столицей штата положительную роль для Нитероя сыграло: присутственные места и оперный театр построены были. Фавелы в Нитерое есть, но они не такие опасные: возникли фавелы лет 10-15 назад и на окраине города находятся.

020-Карта Нитероя

-Перед нами – рыбный рынок Нитероя, существующий на этом месте 40 лет и 25 лет из них в этом двухэтажном здании.

021-Рыбный рынок в Нитерое
023-Рыбный рынок в Нитерое

-На первом этаже сам рынок находится, а на втором – простенькие ресторанчики, в которых могут приготовить рыбу, купленную вами внизу.

025-Рыбный рынок в Нитерое

-Рынок носит имя Св. Петра. Апостол Петр сам рыбаком был и всем рыбакам покровительствует. На рынке его статуэтка установлена, а под статуэткой табличка укреплена, на которой написано, что народным голосованием рыбный рынок выбран одним из Семи чудес Нитероя. Семь чудес везде находить модным стало.

024-Статуя Св.Петра

-Такого разнообразия свежевыловленной рыбы и морепродуктов вы редко где увидите.

027-Рыбный рынок в Нитерое

-Самые дешевые местные креветки – серые.

026-Рыбный рынок в Нитерое

-Лосось на этом рынке – единственная импортная рыба. Его из Чили поставляют: там лососей на рыбных фермах в холодных водах Тихого океана выращивают.

028-Рыбный рынок в Нитерое

035-Рыбный рынок в Нитерое
036-Рыбный рынок в Нитерое
037-Рыбный рынок в Нитерое

-А вот этот парень – местная звезда. Когда он покупателей зазывает, толпа собирается.

038-Рыбный рынок в Нитерое

-Еще одна статуя Св. Петра.

039-Рыбный рынок в Нитерое
040-Нитерой

-Сейчас мы немного проедем и ознакомимся с творчеством знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера – пионера в области архитектуры из железобетона. Нимейер чуть больше года назад умер, немного не дожив до своего 105-летия.

-Первый объект – Народный театр. Нимейер любил плавные линии, он всегда старался избегать геометрических углов, сравнивая изгибы своих зданий с женской фигурой.

041-Народный театр
042-Народный театр

-Рисунки на театре – работы самого Нимейера.

043-Народный театр
044-Народный театр
045-Народный театр
046-Народный театр
047-Народный театр

-Зрительный зал театра закаленным зеркальным стеклом обрамлен – чтобы зрители окружающий пейзаж наблюдать могли.

052-Народный театр
050-Народный театр
051-Народный театр

-Отсюда отличная панорама на мост Рио-Нитерой открывается.

048-Мост Рио-Нитерой

-Да и на сам Рио-де-Жанейро. От Нитероя до Рио регулярно катамараны через залив Гуанабара ходят. Проезд на катамаране совсем не дорог (как на автобусе стоит) и очень удобен для жителей Нитероя: они в самый центр Рио на работу на катамаранах ездят. С учетом того, что на мосту Рио-Нитерой пробки постоянные, то катамараны очень популярны.

049-Вид на Рио-де-Жанейро

-Второй объект рядом с театром находится: это мемориальная библиотека Роберто Силвейра, губернатора штата Рио-де-Жанейро, погибшего в 37 лет при крушении вертолета (1961 год). Его сын, Хорхе Роберто Силвейра, несколько раз мэром Нитероя избирался.

053-Библиотека

-Библиотека представляет собой бетонный купол, имеющий форму человеческого глаза (если сверху смотреть). Никаких поддерживающих элементов купол не имеет.

054-Библиотека

-Библиотека не обычная, а виртуальная. Внутри нее с десяток компьютеров установлен, в которых содержится информация о прошлом и настоящем Нитероя и штата Рио-де-Жанейро. В ней также произведения местных литераторов хранятся. Часть библиотеки под конференц-зал отдана. К сожалению, сегодня суббота и библиотека не работает.

055-Библиотека

-В Нитерое находятся три объекта, по проектам Оскара Нимейера созданные, хотя предполагалось шесть построить. Среди них: католический кафедральный собор, евангелистская церковь и плавучая часовня Богоматери. Таким образом Нимейер хотел представить в городе все христианские конфессии. Но сами конфессии интереса к проекту не проявили – слишком дорого. Есть идея построить вместо них рестораны с панорамным видом на залив Гуанабара.

-Есть еще дом Нимейера, но он не благоустроен. Жил архитектор в пригороде Рио-де-Жанейро, фонд его имени единственная дочь Нимейера, Анна Мария, возглавляла. Когда 6 июня 2012 года (в возрасте 82 лет) Анна Мария умерла, Нимейер сказал: «Ничего не поделаешь, она уже старенькая была». 5 декабря того же года Нимейер умер. Он по всему миру много чего сделал.

-Сейчас мы в Музей современного искусства поедем. Минут десять ехать.

056-Карта

Между тем утреннее купание в океане для племянницы даром не прошло: у нее заболело горло, и она попросила попить что-нибудь. Мы ей кокос с трубочкой купили.

063-С кокосом

-Город Нитерой оригинален во всем, -продолжил рассказ Артур.- Такси не желтые, как в Рио, а темно-синие или черные с белой полосой – на машины полиции похожи. Автобусы красные или светло-зеленые. В Рио один морской вокзал, в Нитерое – две морские станции, куда катамараны подходят.

-Своими успехами Нимейер прежде всего дружбе с властями обязан. С Жуселину Кубичеком, ставшим в 1956 году президентом Бразилии, он с 1940 года дружил. Когда Кубичек перенес столицу страны, то строить новую столицу (Бразилиа) он именно Нимейера пригласил. Все против были, ведь Нимейер всю жизнь коммунистом был и взглядов своих не скрывал. Как-то его друг Фидель Кастро пошутил: «Нимейер и я – последние коммунисты на этой планете».

-Нитерой второе место (после Бразилиа) по количеству работ Нимейера занимает.

057-Музей современного искусства
058-Музей современного искусства
059-Музей современного искусства

-Вот перед нами чаша Музея современного искусства. Многие считают, что здание на летающую тарелку похоже. Сам Нимейер так и написал: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства».

060-Музей современного искусства
061-Музей современного искусства

-Идея создания музея появилась, когда коллекционер Жоан Саттамини подарил свою коллекцию современного искусства городу Нитерою. Чтобы не закрывать вид на залив, Нимейеру пришла в голову мысль поднять здание на единственной ножке.

062-Сахарная Голова

-Диаметр трехэтажной чаши – 50 метров, диаметр ноги – 9 метров. Ничего похожего в мире еще не было. Наружное остекление прекрасную панораму открывает. Купол чаши повторяет линию Сахарной Головы и параллельно ей находится.

064-Музей современного искусства

-Музей пять лет строили и в 1996 году открыли. Внизу бассейн с подсветкой находится.

065-Музей современного искусства

-После строительства музея земля в этом районе резко подорожала. Берег активно застраивался. Были проложены удобные дорожки для рыбаков.

066-Музей современного искусства
070-Нитерой
071-Нитерой
072-Рыбак

067-Музей современного искусства
068-Музей современного искусства
069-Музей современного искусства

-Вон там скалистый островок Доброго Пути, очень живописный, расположен. На его вершине старинную церковь недавно отреставрировали.

075-Остров Доброго пути
073-Остров Доброго пути
074-Остров Доброго пути

-Экспозиция музея не очень интересная, но можно взглянуть. С точки зрения функциональности здание музея маловместительно, поэтому решили в музее периодические выставки проводить и экспозицию менять.

-А сколько билет стоит? –спросил Юра.

-10 реалов, -ответил Артур.

-Тогда пойдем, -решили мы.

Самое удивительное, что Юра тоже билет в музей купил.

077-Билет в музей
078-Билет в музей

Подниматься в музей по пандусу пришлось.

079-Музей современного искусства

Экспозиция музея и впрямь чудновата оказалась. Впрочем, это же современное искусство.

080-Музей современного искусства
081-Музей современного искусства
082-Музей современного искусства

Зато вид из музея отличный открывался.

084-Музей современного искусства
085-Музей современного искусства
086-Музей современного искусства
087-Музей современного искусства

Некоторых посетителей именно вид и интересовал.

088-Музей современного искусства
089-Музей современного искусства

-Сейчас здесь выставка фотографий автобусных остановок проходит, -комментировал Артур, улыбаясь.- В Казахстане сделанных.

090-Автобусные остановки
091-Автобусные остановки

Некоторые картины мне понравились, а названия части из них я даже сфотографировал.

092-Музей современного искусства
098-Музей современного искусства
099-Музей современного искусства

100-Everything and a lot more

Everything and a lot more

101-Another wonderful summer

Another wonderful summer, 2013

102-To See the Forest, 2009

To See the Forest, 2009

103-Mood Transfer Apples

Mood Transfer Apples, 2009

104-Miss Brazil and the Swan, 1968

Miss Brazil and the Swan, 1968

Насколько я понял, это была персональная выставка картин бразильской художницы Кибелы Варела.

105-Кибела Варела

На этом знакомство с музеем мы закончили.

106-Музей современного искусства
107-Музей современного искусства
108-Музей современного искусства

Свояченица (между тем) продолжала свои поиски красивых бразильянок.

109-Бразильянка
110-Бразильянка

-В Нитерое (в отличие от Рио) на набережной исключительно жилые дома расположены, -сообщил Артур, когда мы сели в микроавтобус.- В городе есть несколько отелей, но не здесь.

111-Нитерой

-Тротуары тоже португальским кирпичом выложены и индийским (ложным) миндалем обсажены: большая крона с широкими листьями от солнца хорошо защищает, плоды на миндаль похожи.

112-Нитерой, индийский миндаль
113-Нитерой
114-Нитерой

-Чуть больше года назад в заливе Гуанабара ressaca («похмелье») случился. Это внезапный шторм при ясной погоде, я вам вчера про него рассказывал. Волны старую бетонную набережную Нитероя разворотили, посмотреть на это захватывающее зрелище толпы зевак собрались. Гаражи и нижние этажи домов затопило. Власти долго думали, как набережную восстановить. Восстановили. Вообще залив Гуанабара (если сверху посмотреть) мешок напоминает.

118-Карта

-Два каменных останца. Один из них (до строительства Музея современного искусства) символом Нитероя был и даже на гербе города изображен.

115-Останец
022-Герб Нитероя

Герб Нитероя

-Следующий пляж (Сан-Франциско) – городской. Здесь, как на Копокабане в Рио, массовая встреча Нового года с салютом и шампанским происходит. Здесь же соревнования по пляжному волейболу проводят, сцены на песке для шоу и концертов сколачивают.

116-Нитерой, пляж Сан-Франциско

-Отсюда отличная панорама Рио-де-Жанейро открывается. Известная шутка: «Самое лучшее, что есть в Нитерое – это вид на Рио». Здесь очень спокойная вода и несколько яхт-клубов расположены.

-По субботам и воскресеньям жители Нитероя в рестораны ходить предпочитают. Дело в том, что даже средний класс здесь домработницу держит. Зарплата у домработницы – в среднем 700 реалов (чуть больше 300 долларов). Всю неделю она дом (квартиру) убирает и еду готовит, а на выходные ее отпускают. Вот по субботам и воскресеньям в рестораны и ходят, чтобы готовкой не заниматься.

117-Нитерой

-Другой район и пляж Шаритас – здесь новые кондоминиумы построили.

В 13-30 мы к крепости Санта-Крус подъехали, но сразу нас в нее не впустили.

119-Крепость Санта-Крус
120-Крепость Санта-Крус

-В этой крепости действующая военная часть расквартирована, -пожал плечами Артур.- Туристов они по сеансам пускают. По территории крепости только в сопровождении военнослужащего передвигаться можно. Казармы фотографировать нельзя. Полчаса подождать придется.

-Обратите внимание на эмблему на стене крепости: змея, раскуривающая трубку. Я вчера вам об этой истории рассказывал.

121-Крепость Санта-Крус, эмблема

Тут Артур добросовестно (для новых туристов) пересказал историю об участии бразильской дивизии в освобождении Италии в 1944 году.

-Бразильская армия на три рода войск делится: сухопутные войска (120 тыс. человек), авиация и военно-морской флот (по 50 тысяч человек), -сообщил Артур.- Армия из призывников формируется, но армия маленькая, а население страны огромное, поэтому, если молодой человек учится или работает, в армию его не берут. В армию молодые люди в основном из бедных семей идут: обуты, одеты, накормлены, специальности обучиться можно. Да еще и денежное довольствие – примерно 500 реалов в месяц - получают. Если кто дальше служить останется, то зарплату приличную получать станет. Женщин в армию на добровольной основе берут.

В ожидании разрешения на заход в крепость решили по кусочку набережной прогуляться. Кафе, где мы кофе рассчитывали выпить, закрыто и почти разрушено оказалось – слишком мало посетителей.

122-Крепость

Пришлось у крепостных пушек (не первой свежести) фотографироваться.

123-Крепостная пушка
124-Памятный знак
125-Нефтяная платформа
126-Крепостная пушка
127-Крепостная пушка
128-Крепостная пушка

В небе непрерывно самолеты кружили.

129-Эмбраер

-Взлет-посадка в аэропорту Сантос-Дюмон, -комментировал Артур.- Это среднемагистральные авиалайнеры «Эмбраер» бразильского производства, страшно экономичные.

-Я и не знал, что «Эмбраер» в Бразилии делают, -удивился я.

Со скуки в сувенирный магазин при крепости зашли. В магазине оказались жуткие сувениры, скучающий продавец и красавица-продавщица. Свояченица была удовлетворена.

130-Сувенирный магазин
131-Сувенирный магазин

В 14-00 нас в крепость пустили. У входа в нее три солдатика скучали, у одного из них резиновая дубинка имелась.

132-Крепость Санта-Крус

При входе каждому по желтой бумажной ленте на руку выдали: такие в отелях «все включено» носят.

133-Крепость Санта-Крус

Кроме того, к нам сопровождающего прикрепили. Это был довольно высокий темнокожий паренек, одетый в форменную белую рубашку с коротким рукавом, тренировочные штаны и кроссовки. Он вещал по-португальски, Артур переводил и комментировал:

134-Крепость Санта-Крус, сопровождающий

-Крепость стоит на каменистом холме сразу за городом и охраняет вход в бухту Гуанабара. Начало крепости французы в 16-м веке положили, установив здесь две пушки для защиты своей колонии «Французская Антарктика». При входе мемориальная табличка установлена с перечнем основных исторических дат. Крепость защитила Нитерой от голландцев в 1599 году и от французов в 1710 году.

135-Крепость Санта-Крус, мемориальная табличка

-Крепостью эта батарея в начале 17-го века называться стала. Часовня Св. Варвары, с которой мы осмотр крепости начнем, тоже начала 17-го века, как и стены с башенками. Остальная часть крепости во второй половине 19-го века перестроена.

136-Крепость Санта-Крус

-Напротив, у Сахарной Головы, другая крепость располагалась.

-На самой Сахарной Голове? –спросил Юра.

-Нет, у подножия, -ответил Артур.- На Сахарную Голову в те времена не то что пушку, даже ядро затащить затруднительно было.

137-Часовня Св. Варвары

-Часовню Св. Варвары в прошлом году отреставрировали, лучше бы они этого не делали.

138-Часовня Св. Варвары

-Св. Варвара считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что очень, согласитесь, военным подходит. В том числе от удара молнии предохраняет.

139-Часовня Св. Варвары
140-Часовня Св. Варвары
141-Часовня Св. Варвары
142-Часовня Св. Варвары

-В капелле боковой коридор имеется, а нем – маленькое окошко. Капеллан даже во время мессы должен был в окошко посматривать – не приближается ли вражеский корабль.

143-Часовня Св. Варвары
144-Часовня Св. Варвары

-С этой площадки статую Христа-Искупителя на горе Корковадо отлично видно.

145-Крепость Санта-Крус
146-Статуя Христа-Искупителя

-В 1850-х годах крепость реконструировать пришлось. У Бразилии с Англией конфликт тогда произошел. У побережья Бразилии потерпело кораблекрушение английское торговое судно, экипаж его местными жителями убит был, а товары разграблены. Вскоре после этого несколько английских морских офицеров, переодевшись в гражданскую одежду, в одном из кабаков Рио-де-Жанейро пьяный дебош устроили, да еще и полицейских оскорбляли. Их (понятно) скрутили и в кутузку отправили, а когда разобрались, то отпустили.

147-Крепость Санта-Крус, пушки
148-Крепость Санта-Крус, пушки

-Английский посол возмещения убытков потребовал, дипотношения между Англией и Бразилией разорваны были, английский же военный корабль несколько бразильских судов захватил. Пришлось крепость Санта-Крус реконструировать, в том числе 6 пушек большого калибра на верхнем ярусе установить. Реконструкцию крепости где-то к 1870 году закончили.

149-Крепость Санта-Крус, пушки
150-Крепость Санта-Крус, пушки

-В итоге англичане и бразильцы взаимно извинились, дипотношения восстановили, а пушки в крепости остались.

151-Крепость Санта-Крус, пушки

-А кому это бюст в крепости установлен? –спросил я.

152-Бюст маршала Эмилио Малле

-Маршалу Эмилио Малле (1801-1886 гг.), -ответил Артур.- Француз, в юности перебравшийся в Бразилию и поступивший здесь на военную службу, Эмиль Луи Малле самое активное участие в Парагвайской войне (и не только) принял и на ней прославился (артиллерией командовал), до маршала дослужился. Теперь его день рождения (10 июня) в Бразилии как День артиллерии празднуется. Бразилия, по большому счету, ни в какой другой войне, кроме как в Парагвайской, серьезно и не участвовала.

153-Бюст маршала Эмилио Малле

-Бюст здесь не зря установили: официально в крепости артиллерийский дивизион расквартирован. Правда, последний раз из орудий здесь в 1954 году стреляли. Сейчас в крепости пушек (современных, по крайней мере) не имеется.

154-Крепость Санта-Крус, пушки

-Да и стрелять из орудий в районе современного Рио-де-Жанейро довольно накладно. Из пушек форта Копокабана во время Первой мировой войны один раз выстрелили, так по всей Копокабане (и даже дальше) стекла в домах повылетали.

156-Крепость Санта-Крус, маяк

-Вот этот маяк до сих пор действует. На верхушке его стервятник сидит.

155-Крепость Санта-Крус, маяк
157-Крепость Санта-Крус, маяк
158-Крепость Санта-Крус, маяк

-Здесь на плацу мачта стоит: из того самого дерева пау-бразил, между прочим. Мачта в цвета национального флага выкрашена. На плацу построения гарнизона проводили, когда проверки приезжали. Но проверки давно отменили и здесь вообще ничего не происходит. Прямо на этом плацу пара куликов гнездо еще в прошлом году свила. И в этом - тоже.

159-Плац

-Я как-то одного здешнего солдатика спросил: «А во сколько вы встаете? Часов в 6 утра?»

-В 9-15 – первый завтрак, -ответил он.

160-Вид на Сахарную Голову
161-Вид на Сахарную Голову

Вид на Сахарную Голову

162-Вид на Рио
163-Вид на Рио

-Рабочий день у военнослужащих в крепости в 17-00 заканчивается.

164-Вид на Сахарную Голову
165-Крепость Санта-Крус
166-Крепость Санта-Крус
167-Крепость Санта-Крус
168-Крепость Санта-Крус
169-Крепость Санта-Крус

-Теперь в казематы крепости спустимся.

170-Крепость Санта-Крус
171-Крепость Санта-Крус

-В крепости целая система обороны выстроена была. В казематах пушки настолько близко располагаются, что никакой необходимости двигать их не было. Каждую пушку расчет из 8 человек обслуживал.

172-Крепость Санта-Крус
173-Крепость Санта-Крус
174-Крепость Санта-Крус, казематы

Надобно заметить, что экскурсия по крепости барышень утомила. В отличие от мужчин.

175-Крепость Санта-Крус
176-Крепость Санта-Крус
177-Крепость Санта-Крус
178-Крепость Санта-Крус

-В крепости цистерну для сбора дождевой воды установили, -продолжил рассказ Артур.- Когда воды не хватало, ее бочками на кораблях привозили: своего источника в крепости не было.

179-Крепость Санта-Крус
180-Крепость Санта-Крус
181-Крепость Санта-Крус

-В 20-м веке в крепости тюрьму для военнослужащих устроили. Тюремные камеры, как видите, трех форматов имелись: стоя, сидя и лежа.

182-Крепость Санта-Крус
183-Крепость Санта-Крус

-В 1930 году группа офицеров из тюрьмы сбежала: их приятель возле крепости сделал вид, что рыбачит и сумел им прочную веревку передать.

184-Крепость Санта-Крус

В крепости мы целый час провели и в 15-00 поехали в рыбацкую деревушку обедать.

185-Рыбацкая деревушка

Ресторан «Berbigao» («Ракушка») назывался. Чтобы не заморачиваться, Артур заказал всем одинаковую еду: жареные на оливковом масле креветки, сгущенная рыбно-креветочная уха, которую на рис выложить следовало и жареная рыба.

186-Ресторан Ракушка
187-Ресторан Ракушка

Запивали мы все это великолепие пивом «Антарктика» (0,6 л). Обед, как и обещал Артур, в 20 долларов с носа обошелся.

188-Ресторан Ракушка

За час с обедом управились и в 17-00 уже в отеле оказались.

189-Рио-де-Жанейро
190-Рио-де-Жанейро
191-Рио-де-Жанейро
192-Рио-де-Жанейро
193-Рио-де-Жанейро
194-Рио-де-Жанейро

Между тем племяннице все хуже и хуже становилось. Мы сбегали в ресторан за горячей водой и дали ей жаропонижающее, а сами за фруктами и аргентинским в супермаркет отправились. Сигареты у меня кончились, так что я четыре пачки по 24 реала (360 рублей) по дороге купил.

195-Фрукты

В супермаркете (помимо вина) дыню и голубику приобрели, а также упаковку неизвестных нам фруктов, очень похожих на болгарские перцы и оказавшихся яблоками кешью. С того самого дерева, которое прежде всего орехами славится.

196-Яблоки кешью

На набережной Копокабаны присели передохнуть в уличном кафе, заказав кофе барышням, а мне темного вишневого пива за 11 реалов. Заплатив 30 реалов, пошли в отель. Оставшиеся после утреннего купания российские монеты я по дороге в горшки с деревцами ссыпал.

197-Кафе на Копокабане
198-Кафе на Копокабане

Публики в районе Копокабаны хватало.

199-Копокабана
200-Копокабана

Вернувшись в отель, сгрузили покупки и навестили племянницу. Ей по-прежнему плохо было, и мы снова за горячей водой в ресторан сбегали. В холле наткнулись на тетку, попросившую меня по-английски сфотографировать ее на древнюю мыльницу. Услышав русскую речь, тетка сразу на русский перешла: оказалось, что она из Хайфы.

Выпив в номере вина и закусив его фруктами, в 21-00 на Копокабану отправились. По ней толпы народа бродили.

201-Копокабана

Атмосфера праздничная (суббота все-таки) и совершенно безопасно.

203-Копокабана
204-Копокабана

Мы поужинать собирались, но (с учетом сытного обеда) в легкую.

Наткнулись на ресторан «Martinez». Артур говорил нам, что в «Martinez» президента России водили, но нам он слишком шумным показался.

202-Копокабана

Решили погулять еще.

205-Копокабана

Тут свояченица еще одну красивую бразильянку в свою коллекцию добавила.

206-Копокабана
207-Копокабана
208-Копокабана
209-Копокабана

Помимо многочисленных кафе и ресторанов, на вечерней Копокабане и сувенирные развалы процветали.

210-Копокабана
211-Копокабана
212-Копокабана
213-Копокабана
214-Копокабана

Наконец на ресторан «La Fabrique» наткнулись с двумя столиками для курящих на улице.

215-Ресторан «La Fabrique»

216-Ресторан «La Fabrique»

Взглянув на меню, выбрали одно блюдо на всех: шесть запеченных устриц за 41 реал.

217-Ресторан «La Fabrique»
218-Ресторан «La Fabrique»
219-Ресторан «La Fabrique»
220-Ресторан «La Fabrique»

И три коктейля кайпиринья из выдержаной кашасы по 18-50.

Расплатившись, в отель отправились.

221-Копокабана

К нам в номер зашла бледная племянница и сообщила, что ей СМС-ка от «Air France» пришла: завтрашний наш вылет с 17-00 на 20-00 перенесли. Так что ранний подъем нам не грозил.

Перед сном я разложил свою коллекцию бразильских монет и счел ее достаточно полной.

222-Бразильские монеты
Сутки – полет нормальный

Дни 13 - 14-й, Понедельник - Вторник, 23 -24 февраля 2014 года. Сутки – полет нормальный

Португальский и испанский. Жить по-бразильски. Ресторан «Demoiselle». Сутки – полет нормальный.

В 9 часов утра на завтрак отправились, попросив на рецепции русскую девушку Юлю, чтобы нас до часу дня не трогали. Расчетное время в отеле – 12-00, но Юля пообещала.

Юра, к счастью, поздним вечером в Москву через Мюнхен улетал, так что больше мы его не видели.

У племянницы по-прежнему горло болело, поэтому, спустившись с собранными вещами в час дня в рецепцию, ей сразу горячего чая налили.

223-В рецепции

Спустя несколько минут к нам подошла симпатичная девушка, представившаяся Таней, женой Артура.

224-В рецепции

-У Артура сегодня большая группа на экскурсию по Рио собралась, так что в аэропорт я вас отвезу, -сообщила Таня.

Загрузившись в машину, отправились в аэропорт, поглядывая на Рио.

225-Рио-де-Жанейро
226-Рио-де-Жанейро
227-Рио-де-Жанейро

Роскошные дома и фавелы, все рядом.

228-Рио-де-Жанейро

-Португальский нас старшая дочь Саша выучить подвигла, -рассказывала Таня.- Когда мы еще в Москве жили, Сашу в ясли я отдавать не стала. Пока я на работе была, с ней наша соседка кариока Эрика сидела (мужа ее в Москву на стажировку пригласили), а Эрика с Сашей только по-португальски говорила. Так что, когда мы Сашу в Рио-де-Жанейро в 4-х летнем возрасте привезли, та сразу по-португальски щебетать начала.

229-Рио-де-Жанейро

-И вот однажды шел Артур с Сашей по улице Рио, а та конфету канючить стала. Артур пообещал ей конфету после того, как Саша дома борщ съест. Саша остановилась и громкий монолог на португальском выдала. Тут подходит к ней какой-то мужчина и конфету протягивает. Когда дома Артур попросил Сашу монолог в присутствии Эрики повторить, то выяснилось, что Саша попросила у окружающих конфету, потому что ее папа безработный бедняк и купить дочери конфету не может. Пришлось португальский язык учить.

230-Рио-де-Жанейро

-Португальский легко выучить: гораздо легче, чем английский. Язык очень на испанский похож – как русский на белорусский. Шутка такая ходит: испанский и португальский от двух братьев пошли, только один из них шепелявил (испанский), а другой говорил четко (португальский). Слова в португальском длиннее.

231-Рио-де-Жанейро

-Бразильцы (в силу своего темперамента и климата) живут не как мы, а по-своему. У них с пятницы по понедельник – праздник, вторник-среда-четверг быстро проходят и снова – пятница. Работа – не главное.

232-Рио-де-Жанейро

-Бразильцы очень здоровый образ жизни ведут. Если кто-то курит, то это – турист. Бегают, из алкоголя – только пиво.

233-Рио-де-Жанейро

-Вечно с аргентинцами спорят: кто лучше в футбол играет и мясо жарит.

234-Рио-де-Жанейро

-Может в футбол Бразилия и лучше играет, -заметил я.- Но мясо аргентинцы жарят точно лучше.

-С воровством, правда, в Рио большая проблема, -продолжала Таня.- Если в метро едешь, золотых украшений вообще никаких надевать нельзя. Если на тебе золотая цепочка, ее просто из спортивного интереса обязательно снимут. Артур ведь наверняка про празднование Нового года на Копокабане рассказывал?

-Ну да, -оживились мы.- Миллионы людей, и все в белом.

-Вот-вот, -улыбнулась Таня.- Именно. Только никто из этих миллионов ни телефонов, ни украшений, ни кошельков с собой на праздник не берет. В остальном все нормально.

Через час уже в аэропорту были и сердечно с Таней попрощались.

235-Аэропорт
240-Аэропорт

Первым делом чемоданы обмотали, вспомнив об их частичном опустошении грузчиками в аэропорту Буэнос-Айреса.

236-Аэропорт

Стоила обмотка 40 реалов за чемодан и 50 реалов за нестандартный багаж (тут мы про Юру вспомнили и улыбнулись).

237-Аэропорт
238-Аэропорт
239-Аэропорт

Зарегистрировались на рейс, сдали багаж (мой чемодан с двумя бутылками кашасы самым тяжелым оказался – 21 кг) и получили посадочные талоны.

243-Посадочный талон

Прошли паспортный контроль. Наши бразильские анкеты и впрямь пригодились: их отобрали и тут же (не взглянув на них) выкинули.

241-Бразильская анкета
242-Аэропорт

В связи с задержкой нашего рейса AF 0443 c 17-10 до 20-05 «Air France» выдал нам ваучеры на обед в ресторане «Demoiselle». Любопытный ресторан оказался: заплати 65 реалов и ешь в буфете сколько угодно, или еду по 60 реалов за килограмм в том же буфете бери.

244-Ресторан

Наш ваучер позволял взять банку сока (на выбор) и скромный ланч, состоявший из яичницы на тосте, немного картошки-фри и бутерброда с ветчиной. Наша двухнедельная мечта об яичнице сбылась, до этого нам максимум омлеты доставались. А вот фейжоаду мы так и не попробовали: не нашли в ресторанах.

246-Ресторан
245-Ресторан

Международный аэропорт Галеан имени Антониу Карлуса Жобина был очень неплох, за исключением одного обстоятельства: очень мало сидячих мест оказалось, потому что аэропорт в процессе реконструкции находился. Так что найдя четыре сидения, мы плотно их заняли. Когда парами в курилку или в Duty Free отходили, оставшимся приходилось опустевшие места буквально оборонять от желающих их занять.

248-Международный аэропорт Галеан имени Антониу Карлуса Жобина
250-Duty Free

На оставшиеся в общественном кошельке деньги 4 коробки бразильских конфет за 18,5 реалов купили и 5 бутылочек (по 200 мл.) кашасы по 11 реалов – в дорогу.

249-Международный аэропорт Галеан имени Антониу Карлуса Жобина

Оставалось придумать, куда оставшиеся лично у меня 40 реалов пристроить. И я придумал: нашел в Duty Free набор шоколадных ракушек за 38-50. Когда я на кассе протянул 40 реалов, с меня доплату потребовали. В ответ на это жена ценник от ракушек принесла. Сдачу в полтора реала мне все-таки выдали, но ценник убрали, а когда снова поставили, на нем цифра 45 значилась.

247-Duty Free

Когда я в очередной раз курить пошел, тощий темнокожий парень только что закончил чистить черные ботинки у курившего мужчины. Мои коричневые замшевые сапоги его не заинтересовали, а вот белые кроссовки белокурого лохматого американца – да. Они вступили в диалог, причем чистильщик говорил по-португальски, а американец – по-английски. Подвыпивший американец протянул чистильщику початую фляжку с дешевой белой кашасой. Дешевой, потому что дорогая кашаса в бочках выдерживается и цвет имеет желтовато-коричневый. Чистильщик налил в пробку и выпил, после чего предложил американцу почистить окантовку кроссовок. Американец (в свою очередь) продемонстрировал, что подошвы у его кроссовок отваливаются и отправился дальше, кашасу допивать.

В 20-10 началась посадка. Места у нас в хвосте самолета оказались, куда засранцы с чемоданами добраться еще не успели, поэтому курки и мой рюкзак в багажных отсеках мы пристроили.

Наконец Боинг 747-400 взлетел и взял курс на Париж. Стюардессы «Air France» выдали каждому по меню, в котором предлагалось два вида горячего на выбор, шампанское, красное и белое вино, пиво и т.д.

251-Меню
252-Меню

Из бортового журнала с удивлением узнал, что в составе авиапарка «Air France» имеется 10 штук Embraer 190, 16 - Embraer 170 и аж 20 штук Embraer 145.

Летели мы 10,5 часов и в 7-20 по бразильскому времени сели в Париже.

Из пяти бутылочек кашасы мы только две выпили, оставшиеся три на борту бросили: пусть уж лучше стюардессам достанутся, чем на французской таможне отберут.

В 11-40 по европейскому времени нас выпустили из самолета в аэропорт Шарль-де-Голль. Наш стыковочный рейс AF 1744 улетал в Москву уже в 12-45, поэтому мы бросились в поезд-шаттл и наугад одну остановку проехали. Оказалось, что в правильном направлении, попав в терминал К.

Пройдя личный досмотр, забежали в туалет, в котором отличными духами пахло.

Посадка на рейс в 12-20 заканчивалась, оставалось минут семь, так что я успел в киоск Duty Free заскочить и за 56-10 евро бутылку «Hennessy» купить, после чего рысью на борт взбежал.

Аэропорт Шарль-де-Голль нам очень понравился: жаль, что мы его только краем глаза увидели.

Аэробус А 319 приземлился в Шереметьево через четыре часа.

Самое удивительное, что багаж наш вместе с нами прилетел. Получив его, пошли через таможню на выход. Таможенники настолько удивились, увидев наши загорелые физиономии, что не чемоданы наши проверили, а на паспорта взглянуть попросили. Чтобы узнать, откуда мы такие счастливые прилетели.

Взяв такси, в десять часов вечера 24 февраля дома оказались. Дорога домой почти сутки заняла.

В процессе разбора багажа единственная неприятность обнаружилась: соседка-француженка при полете из Парижа в Москву с такой силой чемодан в багажный отсек втиснула, что в моем рюкзаке триммер развалился – пришлось его собирать заново.

На следующее утро, продрав глаза, поплелся на работу. Ярко светило солнышко, было довольно тепло – весна начиналась.

-А ловко мы зиму обманули, -подумал я.

Анатолий Новак,

12 ноября 2021 года

P.S.

Спустя пару недель пришла СМС-ка от Сбербанка, сообщавшая, что если я совершу кучу покупок на сумму от одной тысячи рублей, то получу возможность выиграть поездку на Чемпионат мира по футболу в Бразилию.

Юра забросал меня письмами с просьбой прислать фото и видео за последние дни поездки. Но все мои попытки переслать их оказались безуспешными – файлы на его почту не проходили, возвращаясь вместе с письмами обратно. В конце концов мне это надоело, и я отправил Юрину почту в спам.

P.P.S.

С 2014 по 2021 год много чего произошло и в Аргентине, и в Бразилии, и в России. Произошедшее за это время в названных странах хорошо понятно по динамике курсов национальных валют. За 1 доллар США в 2014 году 36 рублей давали, а в 2021 году – 72 рубля: т.е. курс доллара в два раза вырос. При этом, если 1 бразильский реал был 15 рублям равен, то сейчас - 13,5. С аргентинским песо еще хуже вышло: если в 2014 за 1 песо 4 рубля давали, то сейчас только 73 копейки. А скоро (по Салтыкову-Щедрину) в морду давать начнут.