ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА 
Изменения маршрута и их причины

   При прохождении, маршрут подвергся изменениям и был пройден по запасному варианту, с радиальным выходом на пер. Пхарсван-Винаик (4200м.,IA). Причина изменения маршрута – выход из строя ледового снаряжения.
03.05-04.05.11 г. Дели – г. Харидвар – г. Ришикеш

Велорикши и моторикши в Дели Велорикши и моторикши в Дели
Наследие колониальной эпохи Наследие колониальной эпохи
Промежуточная остановка на пути из Ришикеша в Нандпраят Промежуточная остановка на пути из Ришикеша в Нандпраят
Отель в посёлке Гхат Отель в посёлке Гхат
Улица Мэйн Базар в Дели Улица Мэйн Базар в Дели
Торговец барабанами Торговец барабанами
«Народные джипы» в Гималайских посёлках «Народные джипы» в Гималайских посёлках
Посёлок Гхат Посёлок Гхат
   Прибыв в Дели, мы были приятно удивлены роскошью и великолепием международного аэропорта «Индира Ганди». Поменяли по завышенному курсу немного долларов и попытались с ходу сесть в автобус, следующий в город, однако он сломался через две остановки. Решили взять такси и доехать до ж/д вокзала Низамуддин, откуда по имеющемуся у нас расписанию (взятому с сайта http://www.irctc.co.in/ ) должен был следовать поезд в Харидвар. К большому нашему сожалению, из-за задержки авиарейса в Ташкенте, а причина банальна – ждали стыковочный рейс, купленные нами заранее через Интернет билеты на поезд, пропали. По приезду на вокзал (очень грязный), нас долго гоняли от кассы к какому-то служащему, отвечающему за иностранных пассажиров и обратно. В конечном итоге поехали в Интернет-кафе с целью узнать адрес автовокзала, с которого отправляются автобусы в Харидвар или Ришикеш. До автовокзала приехали на «моторикше». Попытались приобрести билет на автобус с кондиционером, однако ни один автобус его не имел, что в условиях стоящей жары совсем не располагало к поездке. Решили уехать на Мэйн Базар расположенный рядом с ж/д «Нью Дели» и сняли комнату в отеле, справедливо полагая, что утро-вечера мудренее. Нужно отметить, то недостатка в отелях в этом районе нет.
   Расплачиваясь за комнату, выяснили, что отель может помочь за определенную комиссию, в покупке билета на поезд отправляющийся поздно вечером в Харидвар, на что мы конечно же согласились. До отправления купили местную «симку» на телефон фирмы Airtel, кроме того докупили рис и сахар согласно раскладке. Вечером сотрудник отеля сообщил, что билеты готовы. Сели в поезд с отправлением в 23.55 час. Вагон класса 3АС представлял собой плацкарт с задёргивающейся занавеской в купе и на боковых полках. Полок было три яруса, поэтому рюкзаки пришлось положить к себе на полку, из-за отсутствия другого свободного места.
   В Харидвар прибыли рано утром. Взяли «моторикшу» в Ришикеш, так оказалось дешевле, чем на такси, а автобусы полные. По дороге, на бензоколонке купили три литра бензина в примус. В Ришикеше, «моторикша» привёз прямо к месту отправки автобусов в Гималайские посёлки. Без труда нашли автобус, следующий до Нандпраята, и взяли билет. Рюкзаки пришлось загрузить на крышу автобуса. Ехали очень долго, в общей сложности это составило по времени десять часов. Надо сказать, что путешествие на индийских автобусах в Гималаях, оставило двоякое впечатление, с одной стороны прекрасные виды, открывающиеся из окна, а с другой глубокие пропасти которые в сочетании с узкими дорогами, старыми автобусами и манерой вождения, склоняли к мысли, что лучше всё же, попытаться дорогой заснуть.
   В Нандпраят приехал в три часа дня, пересели в так называемый «народный джип» (аналог такси в Гималаях) и очень скоро были в п. Гхат, где благодаря помощи местных жителей отыскали отель, в котором и остановились на ночь.

05.05.11 п. Гхат – д. Рамни

Школьники п.Гхат Школьники п.Гхат
Начало подъёма по тропе в д.Гхуни Начало подъёма по тропе в д.Гхуни
Тропа в д.Гхуни Тропа в д.Гхуни
Индийские крестьяне Индийские крестьяне
Первая стоянка Первая стоянка
Школа п.Гхат Школа п.Гхат
Ущелье р.Нандокини Ущелье р.Нандокини
Д.Гхуни Д.Гхуни
Босоногое детство Босоногое детство
"Пиарим" "районку" "Пиарим" "районку"
   Утром приготовили на примусе, прямо в комнате отеля, завтрак. Собрались и вышли из посёлка по направлению к деревне Гхуни. Дорога узкая, но асфальтированная, идёт по левому (орографический) берегу р. Нандокини. На «генштабовской» карте (прил. 2) она показана на другом берегу, однако там кроме тропы, огибающей часто встречающиеся крутосклонные участки, по всей видимости, никогда не было. Через полчаса после выхода из посёлка, остановили джип завозивший в какую- то деревню продукты. Таким образом на 6 км. сократили пеший путь первого дня и как оказалось потом очень кстати.
   Проезжая по дороге джип несколько раз останавливался, высаживая пассажиров, чтобы проехать опасные участки дороги, разрушенные оползнями. Проехали мимо кемпинга Чефны, где более удобно остановиться на ночь перед выходом на маршрут и устье крупного ручья берущего начало у горы Джатропани (4871 м.). Надо сказать, что этот ручей рассматривался в процессе подготовки как возможное место ночёвки, если бы остановка в отеле вызвала затруднения. Ручей с чистой водой так как, судя по хорошим спутниковым снимкам из Google Earth, в долине ручья отсутствуют объекты хозяйственной деятельности и самое главное поселения, так загрязняющие Гималайские реки.
Джип высадил нас у моста через р. Нандокини, от которого начинался подъём по вымощенной камнем тропе в д. Гхуни. Тропа сокращая путь резко поднималась вверх, в отличие от грунтовой автодороги, которая серпантином плавно набирала высоту. В самом начале дороги жители деревень восстанавливали мост через небольшой ручей, очевидно разрушенный весенним паводком.
Таким образом в 9.50 час. начали свой пеший маршрут в Гималаях по так называемой тропе Курзона. Подъём давался достаточно тяжело, сказывалось отсутствие акклиматизации. Набор высоты в первый день составил порядка 1200м. На тропе довольно часто встречались жители деревни с вязанками хвороста или перегоняющие скот (рис.1). Далеко справа, в плотной дымке, угадывались очертания г. Трисул (7120м.). В Гхуни поднялись в 11.45 час., очень хотелось пить, однако воду из под кранов, довольно часто встречающихся в деревне, пить поостереглись. Наверное, всё же напрасно, как позже выяснили, водопровод в гималайских деревушках берёт начало в верховьях чистых горных ручьев и по трубам вода самотёком бежит вниз, создавая напор в водопроводных кранах.
   На обед остановились в 12.30 час. на окраине деревни рядом местной школой у небольшого источника. Готовили на примусе. После обеда, в 13.45 час. пересекли дорогу в соседнюю деревню Рамни и стали подниматься к зоне леса, расположенном на высоте 2650-2700м. Надо сказать, лес был довольно необычным (рис.1). Очень помогла старушка, пасущая коз, откликнувшись на просьбу указать воду и короткий путь к тропе идущей от д. Рамни к перевалу Чечни-Бинаик. Эта тропа, кстати, нанесена на карту. По козьим тропам поднялись до тропы и расположенного рядом маленького источника, у которого и остановились на ночь в 17.30 час. Ужин приготовили на дровах.
   По всей видимости, на пер. Чечни-Бинаик существует хорошая тропа и из д. Гхуни, взбирающаяся на хребет несколько правее. Мы, вероятно, её и встретили, поднимаясь к перевалу на следующий день.


06.05.11 д. Рамни – пер. Чични-Бинаик (3210м.,н/к )

Вид с хребта на д.Рамни Вид с хребта на д.Рамни
Рододендрон Рододендрон
Тур на пер. Чечни-Бинаик Тур на пер. Чечни-Бинаик
Г.Трисул (7120 м.) Г.Трисул (7120 м.)
Гималаи!!! Гималаи!!!
Тропа на пер. Чечни –Бинаик Тропа на пер. Чечни –Бинаик
Перевал в долину р. Бхилха-Ганга Перевал в долину р. Бхилха-Ганга
На подходе к перевалу Чечни-Бинаик На подходе к перевалу Чечни-Бинаик
Место второй стоянки Место второй стоянки
Вечер Вечер
   Утром разбудила барабанная дробь, доносящаяся из деревни. Приготовили на костре завтрак. Однако сразу после завтрака пошёл дождь, пришлось опять залезть в палатку. Вышли в 11.00 час., тропа почти сразу вышла на мощённую камнем тропу из д. Рамни. Надо отметить множество троп взбирающихся из деревни на хребет, по всей видимости, проложенных пастухами. Вымощенная же, видимо от размыва, тропа была единственная в этом месте, по которой мы добрались до самой д. Джхинджи (рис.2). Местами тропа находилась в отличном состоянии, в других местах каменная кладь была едва заметна. В 12.50 час. вышли к хорошему мосту через полувысохший ручей. Поднявшись чуть выше, оказались на обширном пастбище с разрушенными строениями. Левее через невысокий перевал (рис.3), уходила вниз небольшая тропа, видимо к какой-то деревну в долине р. Бхилха-Ганга. Мы же продолжили путь по тропе с остатками каменной кладки и в 13.40 час. вышли к перевалу Чечни-Бинаик. На карте этот перевал спутан с перевалом Бегна, который судя по швейцарской карте, расположен севернее д. Рамни.
   На перевале сложен большой тур облепленный разноцветными ленточками, ветками и пр. (рис.4) . Пока фотографировались, налетел дождь с градом. Спустились с перевала на первую обширную поляну с чистым ручьём, где и решили остановиться, пережидая дождь в 16.20 час. Однако дождь затянулся, заставив разбить палатку. Готовили на костре, сырые дрова никак не хотели разгораться. Из лагеря открывался замечательный вид на окрестные горы (рис.5).

07.05.11 пер. Чични-Бинаик (3210м.,н/к) – д. Джхинджи – д. Ирани

Новое безоблачное утро Новое безоблачное утро
Вниз от ур.Симкхарак Вниз от ур.Симкхарак
Деревня Джхинджи Деревня Джхинджи
Дикие обезьяны на маршруте Дикие обезьяны на маршруте
Малые Гималаи Малые Гималаи
Через лес из Грецкого ореха Через лес из Грецкого ореха
Новый мост через р. Берехи-Ганга Новый мост через р. Берехи-Ганга
Закат Закат
    Ночь была довольно прохладной. Приготовив на костре завтрак, вышли в 8.40 час. вниз по тропе. Через 1,5 часа оказались на удобной поляне с чистым ручьём, на карте это место именуется – Симкхарак. Имеются разрушенные строения для скота. Далее крутой спуск через лес, состоящий из высоких деревьев на которых растут грецкие орехи. В это время года,
прошлогодние орехи лежали на земле, цветение орешника так же прекратилось, лишь изредка попадались на глаза одинокие цветы на деревьях. После короткого отдыха, вышли в 11.50 час. к симпатичной д. Джхинджи, с террасами полей с почти вызревшей пшеницей (рис.6). Пройдя деревню, остановились у моста через р. Гудияр в 12.15 час. Готовили на примусе. Пока обедали, пошел сильный дождь, который решили переждать под тентом.
   Вышли в 15.00 час. по тропе отмеченной на карте ( том числе и на швейцарской) к мосту через р. Берехи-Ганга. По пути встретили диких обезьян, прыгающих на деревьях. Надо отметить, что эти обезьяны в отличие от тех , что живут в городских парках, более пугливы, имеют серый цвет и более крупнее своих сородичей. Размером эти обезьяны с небольшую собаку. Выйдя на открытый склон, мы увидели новый подвесной мост через р. Берехи-Ганга почти у самой д. Джхинджи, которую мы прошли. Поговорив с пастухом, мы выяснили, что моста выше слияния р. Гудияр и р. Берехи-Ганга уже нет, поэтому лучше вернуться обратно в деревню и перейти реку по новому мосту, который располагается чуть ниже места слияния двух рек.
   Потеряв минут сорок мы, не заходя в деревню, вышли к искомому мосту, с почти ещё новой краской. Тропа от моста, круто понималась вверх и очень скоро встретилась старая, заброшенная тропа, следующая от уже не- существующего моста.
   Пока поднимались, нас обогнал караван из нескольких ишаков, на которых была навьючена поклажа. Погонщики сообщили, что следуют в д. Пана. Опять встретили серых обезьян в месте пересечения тропы и небольшого ручья (рис.8). Надо отметить, что это была последняя вода, встреченная нами пока мы не остановились на ночь. Когда тропа, наконец, вывела на гребень хребта, уже начинало смеркаться. В этом месте одна тропа уходила вниз к д. Калияхат, вторая траверсом без потери высоты ведёт к д. Пана, а ещё одна тропа уходила вправо к д. Ирани. Об этом конечно мы узнали значительно позже, проанализировав увиденное. А в момент выхода к развилке, это несколько озадачило. Сложность состояла в том, что необходимо было разбивать лагерь, т.к. темнело очень быстро, а воды не было. Решили, было спуститься к д. Калияхат, в надежде встретить воду, это же посоветовала и группа девушек направлявшихся в д. Ирани. Однако поднимавшиеся со стороны д. Калияхат, молодые люди (8 чел.) убеждали двигаться с ними по направлению к д. Ирани. Решили довериться нашим новым провожатым. К этому времени уже стемнело, пришлось достать фонари. Через 30 минут движения от развилки, индийцы вывели нас на обширную поляну рядом с которой по скале, тонкими струйками стекала вода. Лагерь разбили в 20.30 час. уже в полной темноте. Надо сказать, что знай наперёд все эти злоключения, нам бы следовало двигаться по тропе к д. Пана. До места с удобной стоянкой, в этом случае нам оставалось около часа. Ужин готовили на примусе.
08.05.11 д. Ирани – д. Пана – ур. Сартоли

Д.Ирани Д.Ирани
Гости из деревни Гости из деревни
Галечное дно оз.Гхона Галечное дно оз.Гхона
Тропа в д.Пана Тропа в д.Пана
Вид на пер.Куанри-Кхал Вид на пер.Куанри-Кхал
Место лагеря у д.Ирани Место лагеря у д.Ирани
Тропа в д.Ирани Тропа в д.Ирани
Д.Пана Д.Пана
Местечко Сартоли Местечко Сартоли
   Утром готовили опять на примусе. Пока собирались, много жителей из д. Ирани прошло мимо нас. Кто-то гнал скот, другие, преимущественно женщины шли с большими корзинами за плечами, которые впоследствии наполняли срезанными молодыми побегами деревьев. Надо отметить, что для этого они отважно взбирались на высокие деревья, где и рубили ветки специальными секирами.
   Вышли в 8.00 час., по уже знакомой тропе к месту развилки, а далее по направлению к д. Пана. Не доходя до деревни, в 9.35 час. были у трёх мостов через ручьи стекающие с высоких склонов. Здесь вовсю кипела работа, разрушенные и повреждённые мосты интенсивно восстанавливались. Во время движения по маршруту, мы отметили большое количество мостов разрушенных во время половодья и к чести индийских властей, они интенсивно восстанавливались даже там, где не так часто ходят местные жители и пастухи.
   Тропа преимущественно проходила выше д. Пана. В каком- то месте, пропустили развилку и спустились ниже к деревни, но вовремя заметили оплошность и стали подниматься вверх по склону пока не вышли на тропу, следующую к безымянному перевалу, разделяющему д. Пана и ур. Сартоли. В том месте, где отыскали нужную тропу, располагался небольшой источник, у которого были в 11.30 час. К ур. Сартоли, минуя перевал, вышли в 15.00 час. Здесь на обширном лугу располагались разрушенные строения для скота (рис.9). Воды в это время года уже не было. Необходимо отметить, что отсутствие воды было определённой проблемой в Гималайских горах, где на нашей высоте уже растаял снег. Через 30 мин вышли к большому ручью с разрушенным мостом, где и решено было остановиться на ночь, т.к. остерегались ещё долго не встретить воду. Готовили на костре. Из местных дров неплохо горел лишь сухой бамбук.

09.05.11 ур. Сартоли – пер. Куанри-Кхал (3658м.,IА)

Водопад на пути к пер.Куанри-Кхал Водопад на пути к пер.Куанри-Кхал
На пути к пер.Куанри-Кхал На пути к пер.Куанри-Кхал
Тур на пер. Куанри-Кхал Тур на пер. Куанри-Кхал
Привал на обед под пер.Куанри-Кхал Привал на обед под пер.Куанри-Кхал
Стоянка у пер.Куанри-Кхал Стоянка у пер.Куанри-Кхал
Ещё один ремонтируемый мост Ещё один ремонтируемый мост
Перевальный взлёт пер. Куанри-Кхал (3658м.). Перевальный взлёт пер. Куанри-Кхал (3658м.).
Хребты Малых Гималаев позади, впереди Большой Гималайский хребет Хребты Малых Гималаев позади, впереди Большой Гималайский хребет
Снежники на северной стороне пер. Куанри-Кхал Снежники на северной стороне пер. Куанри-Кхал
Тропа огибает верховья ущелья р. Симкора Тропа огибает верховья ущелья р. Симкора
   Приготовив завтрак, вышли в 8.05 час. Через 50 мин. Дошли до водопада, по которым группа индийцев ремонтировала мост. В 10.45 подошли к мосту через большой ручей, на котором так же кипела работа. Это был последний крупный ручей на пути к перевалу, на который шла широкая тропа (рис.10). Воды в маленьких, чистых ручьях было достаточно, чтобы утолить жажду. В 14.20 час. были на перевале. Следует отметить, что вид открывшийся на противоположную сторону, был куда более величественен. На перевале сложен большой тур. Обедали чуть ниже перевала у небольшого ручейка, стекающего из снежника.
   Дальнейший путь пролегал по тропе огибающей верховья ручья. Не- обходимо отметить расхождение с картой, так на карте тропа бежит с перевала вниз к р. Симкора и далее опять поднимается на противоположную сторону ущелья. На деле же, как уже было отмечено, тропа траверсом, мало теряя высоту, огибает верховья ущелья, по пути поднимаясь на небольшой отрог, разделяющий в этом месте долину р. Симкора. Северная сторона перевала, в это время года имеет обширные снежники, перекрывающие в некоторых местах тропу и имел место, определённый уклон склона. Поэтому пришлось одеть кошки (рис.11).
В 18.00 час. остановились на ночь на свободном от снега месте. Холодный ветер со склона давал понять о том, что ночь будет холодной.

10.05.11 пер. Куанри-Кхал (3658м.,IА) – г. Джошиматх

Вид на Большой Гималайский хребет Вид на Большой Гималайский хребет
Внизу д.Тапобан Внизу д.Тапобан
Граница леса Граница леса
Гора Нанда Деви (7816м.) Гора Нанда Деви (7816м.)
Храм на берегу пруда Храм на берегу пруда
Туры у развилки троп к Тапобану и Аули Туры у развилки троп к Тапобану и Аули
Тропа по гребню в сторону Аули Тропа по гребню в сторону Аули
Одинокий тур на тропе Одинокий тур на тропе
Искусственный пруд в лесу Искусственный пруд в лесу
Очередная индийская деревушка Очередная индийская деревушка
Утром готовили на примусе. Выход в 9.30 час. Встретили мужчину и женщину – англичан, которые двигались по тому же маршруту, но в обратном направлении. И большую группу индийцев с детьми которые шли на экскурсию по направлению к перевалу, неуклюже пытаясь рубить ступени на снежных склонах. Вскоре вышли на хребет разделяющий долины р. Симкора и р. Дхаули-Ганга, где были сложены два тура. Вниз по направлению к д. Тапобан, бежала отличная тропа. Чуть ниже по тропе был разбит большой палаточный лагерь, по всей видимости, встреченные индийцы были оттуда. Мы же продолжили движение по тропе, идущей по гребню хребта. Миновав высоту 3655м. в 12.00 час., вышли на первый большой луг с пасущимися овцами. Этот луг отсутствует на карте. Отсюда уже видна г. Нанда Деви, самая высокая в Индии (из тех, которую граница не делит пополам, как в случае с г. Канченджанга). Через 30 мин. движения по лесу, где опять встретили обезьян, вышли к ур. Тали. Здесь уже был разбит лагерь индийцев, так же следующих тропой Курзона. Место удобно тем, что имеет несколько источников и дрова. Пошел дождь, решили его переждать, общаясь с индийцами. Знание английского, дает в этом отношении неоспоримое преимущество. Очень скоро прошли лес, и вышли на второй большой луг. Слева от нас возвышался скальный гребень хребта, а справа открывался широкий вид на Гималаи.
   Двигаясь по тропе, прошли луг и вскоре вышли к участку, где узенькая тропка пристроилась на крутом травянистом склоне. Пройдя метров сто, остановились у места, где тропа была размыта, предстояло спуститься или спрыгнуть метром ниже, где вновь начиналась тропа. Нежелая возиться со страховкой, решили поискать тропу ниже, в обход этого крутосклонного участка. Вернувшись со склона, нашли тропу с остатками каменной кладки и продолжили движение по ней. Однако тропа всё дальше и дальше уходила вправо от нужного нам направления. Вскоре вышли к небольшому озерцу среди леса, явно искусственного происхождения, т.к. была видна каменная кладка, перегородившая ручей. На берегу, скорее пруда, чем озера, виднелись простенькие постройки из камней, являвшиеся, по всей видимости, святилищем. Сделали предположение, что этот пруд является искусственным накопителем воды в ручье, снабжающий ею расположенные ниже деревни. Тропа то уходя. То приближаясь к ручью, всё время шла вниз. В 14.50 час. вышли к деревне Парсари. Пройдя деревню, вышли к асфальтированной дороге, у другой уже деревни. Останови «народный джип» и в 17.30 час. были в Джошиматхе. Быстро нашли недорогой отель, где и остановились на ночь.
11.05.11 г. Джошиматх – ур. Джабрикхарак

Г. Джошиматх Г. Джошиматх
Типичная провинциальная улица Типичная провинциальная улица
Слияние р. Алакнанды и р. Дхаули-Ганга Слияние р. Алакнанды и р. Дхаули-Ганга
Подъём в д.Пайнку Подъём в д.Пайнку
Дорожный серпантин Джошиматха Дорожный серпантин Джошиматха
Пешеходный мост у места слияния р. Алакнанды и р. Дхаули-Ганга Пешеходный мост у места слияния р. Алакнанды и р. Дхаули-Ганга
Дорога в Бадринатх Дорога в Бадринатх
   Утром побродили по городку. Вышли только в 11.30 час. Дорога серпантином сбегала к мосту через р. Алакнану, делая большой крюк. Мы же воспользовавшись бетонированной тропкой начинающейся перед индийской воинской частью, быстро спустились к месту слияния р. Алакнанды и р. Дхаули-Ганга, где по пешеходному мосту перешли последнюю. Пройдя километр по дороге ведущей к Бадринатху, в 13.30 были у подъёма в д. Пайнку. В деревню вела широкая бетонированная тропа, рядом с ручьём, который впрочем, быстро исчез. Как позже выяснилось, этот ручей уходит в грунт перед деревней, в деревне вновь появляется благодаря тому, что жители интенсивно используют воду и за счёт перелива из накопительной ёмкости, затем вновь исчезает и появляется лишь перед автодорогой. Поэтому на верхнем нижнем участке ручья, воду вполне можно пить.
   Долго поднимались в деревню, где были в 16.00 час. Пройдя деревню, остановились на обед у водопроводной трубы, из которой в месте соединения сочилась вода. После обеда вышли в 17.30 час. Тропа чёткая с каменной кладкой. Долго искали подходящее место с водой, где можно было бы остановиться на ночь. Однако ручья не было, была лишь труба, которая , то пересекалась с тропой, то удалялась от неё. Начавшийся дождь в 19.00 час. заставил остановиться и разбить палатку на обширной поляне, где и заканчивалась каменная кладка на тропе. Собрали немного дождевой воды, чтобы утолить жажду. Среди ночи проснулись от шума – группа индийских туристов из восьми человек, поднималась по этой же тропе. Индийцы предложили следовать за ними до воды, которая по их словам, была совсем недалеко. Решили одному из нас, следовать с котелком за новыми провожатыми. Индийцы, видимо уже бывавшие в этих местах, уверено шли в темноте по тропке. Минут через пятнадцать, подошли к надпиленной трубе, из которой сочилась вода, которую нужно было ещё направить в котелок, подставив кружку.

12.05.11 ур. Джабрикхарак – пер. Пхарсван-Винаик (4200м.,IА)

Подъём к местечку Геланиудияр Подъём к местечку Геланиудияр
Вид с площадки в местечке Геланиудияр Вид с площадки в местечке Геланиудияр
Тропа на пер.Пхарсван-Винаик Тропа на пер.Пхарсван-Винаик
Причудливая скала Причудливая скала
Последний островок леса на пути к пер.Пхарсван-Винаик Последний островок леса на пути к пер.Пхарсван-Винаик
Местечко Геланиудияр Местечко Геланиудияр
Обед на тропе Обед на тропе
Выпал снег Выпал снег
   Встали в 6.00 час., быстро собрались и вышли к ночному источнику воды, где и приготовили завтрак на костре. После завтрака в 9.30 час. продолжили движение по маршруту. Тропа опять стала чёткой, с каменной кладкой. Через полчаса услышали шум ручья справа от тропы. Палатку в этом месте можно поставить на тропе или непосредственно рядом с ручьём, что мы и сделали на следующий день. Подъём продолжался достаточно долго, сначала по лесу, потом уже в луговой зоне. В 13.45 час. были в местечке под названием – Геланиудияр, где увидели широкую площадку, выложенную камнем. Место удобно для лагеря, но вот воды в это время года, уже нет. Далее тропа идёт траверсом, огибая верховья ущелья, одного из притоков р. Хом. Обедали на тропе, предварительно растопив снег на примусе. Тропа, то поднималась на небольшие отроги, то спускалась с них, в конечном итоге всё больше и больше набирая высоту. Удобной площадки для палатки всё не было. Наконец в 18.00 час., перевалив очередной отрог, вышли к месту стоянки под высокой, немного нависшей скалой. Которая так же была вымощена камнем. Дальнейший путь к перевалу Пхарсван-Винаик, следовал через протяжённый перевальный взлёт. Высота перевала, судя по карте, 4200м.
   На месте стоянки, встретили уже знакомую группу индийцев из Ришикеша. Вскоре начался сильный снегопад, быстро покрывший снегом всё вокруг. Перед тем как залезть в спальник, измерили температуру. Электронный термометр показал отметку +4С внутри палатки.

13.05.11 пер. Пхарсван-Винаик (4200м.,IА) - ур. Джабрикхарак

Утро на стоянке под пер. Пхарсван-Винаик Утро на стоянке под пер. Пхарсван-Винаик
Индийские туристы Индийские туристы
Заснеженные Гималаи Заснеженные Гималаи
Тур на пер.Пхарсван-Винаик Тур на пер.Пхарсван-Винаик
Обратный спуск Обратный спуск
Снежное утро Снежное утро
Туристы из Ришикеша Туристы из Ришикеша
Перевальный взлёт пер.Пхарсван-Винаик (4200м.,IА) Перевальный взлёт пер.Пхарсван-Винаик (4200м.,IА)
Вид с пер. Пхарсван-Винаик (4200м.) в сторону пер. Бармай (4500м Вид с пер. Пхарсван-Винаик (4200м.) в сторону пер. Бармай (4500м
Северо-восточный склон пер. Пхарсван-Винаик Северо-восточный склон пер. Пхарсван-Винаик
   Утром разбудили голоса индийцев, видимо ночь в импровизированной палатке из полиэтилена, была для них очень холодной. Пока готовили завтрак, индийцы разделились, двое продолжили подъём к перевалу Пхарсван-Винаик, до которого оставалось уже не так далеко, остальные же начали подъём по кулуару недалеко от места стоянки. Подъём последней группы индийцев был недолгим и прекратился после того, как вещи одного из них с грохотом полетели в ущелье. Надо сказать, действия этой группы нам так и остались непонятными. Перед нашим выходом в 9.00 час., спустились двое индийцев, которым удалось подняться на перевал. По их мнению, продолжать дальше маршрут было опасно, за перевалом много снега. Мы стали подниматься к перевалу, а индийцы же отправились догонять своих товарищей, возвращавшихся в Джошиматх.
   Подъём на перевал, был несложным, снега на его юго-западном склоне было не так много. Через час взошли на перевал. Северо-восточный склон его был более значительно покрыт снегом, но самое главное, что левый (орографический) склон долины, куда выводил перевал был весь под снежниками, скрывавшим тропу, ведущую дальше к пер. Бармай. Пер. Бармай, высотой 4500м., по имеющейся у нас информации, был наиболее сложным в техническом отношении участком маршрута, точнее его северо- восточный склон, который на фотографии выглядел угрожающе крутым. Эту фотографию мы нашли в опубликованном в Интернете дневнике одного из участников индийской группы, совершавших путешествие в этом районе в ноябре 2009г. Однако, судя по их описанию, перевал в то время года, вполне проходим без ледового снаряжения. Принимая во внимание тот факт, что кошки у одного из участников были сломаны на предыдущем перевале, было решено вернуться назад. Как не обидно это было, в 11.30 час. стали возвращаться назад. Подойдя к месту ночевки, встретили ещё одну группу индийцев, которые на склоне собирали - ярсагумба (гриб поразит в теле гусеницы) широко используемый в индийской, тибетской и китайской медицине.
   Обедали на тропе в 12.45 час. В 15.35 час. были в местечке Геланиудияр, с вымощенной площадкой. В 17.30 час. были на замеченной днём ранее стоянке у ручья в зоне леса. Готовили на примусе, т.к. шел дождь. Вечером было довольно прохладно, +8С в палатке.

14.05.11 ур. Джабрикхарак – ур. Канджласайн

По дороге в Говингхат По дороге в Говингхат
Говингхат Говингхат
Тропа в Гхангреа Тропа в Гхангреа
Водопад по дороге в парк «Долина цветов» Водопад по дороге в парк «Долина цветов»
Р. Алакнанда Р. Алакнанда
Караван в Гхангреа Караван в Гхангреа
Ущелье р. Пушпавати Ущелье р. Пушпавати
Вход в пещеру рядом с водопадом Вход в пещеру рядом с водопадом
   Утром вышли в 8.30 час., уже через 20 мин. были на поляне, где ночевали два дня назад без воды. Ещё через 30 мин., у деревни. В 10.20 час. Уже спустились к дороге. Двигаясь по асфальтированной дороге, ведущей в Бадринатх, сначала по левому (орографическому) берегу, затем по правому, прошли 2/3 пути до Говингхата, откуда начинается подъём в Гхангреа. И только 3 км. проехали на остановившемся джипе, который мы даже и не пытались останавливать.
   В Говингхате были в 12.15 час. Пройдя по мосту р. Алакнанду, вошли в ущелье р. Пушпавати. По направлению к Гхангреа. Тропа широкая, полностью бетонированная с часто встречающимися железными перилами, однако очень грязная. Кучи мусора и бьющей в нос запах ослиной мочи, оставили отрицательное впечатление. В это время года погонщики мулов и ослов, довозили различный груз в лагерь-кемпинг Гхангреа, где вовсю шла подготовка к началу очередного туристического сезона. В 14.45 час. прошли большой водопад на противоположной стороне р. Пушпавати. На ту сторону имелся мост, не далеко от водопада виднелся широкий вход в пещеру или грот.
   На обед остановились за очередной деревушкой, в которой из- под крана наполнили котелки водой. Прошли боковое ущелье на противоположной стороне р. Пушпавати, по которому мы должны были выйти, пройдя цепь перевалов Бармай-Канкул. Однако моста, по которому планировали перейти р. Пушпавати, не было. Видимо он также был разрушен паводком. Поэтому нам, в случае удачного перехода через перевалы Бармай-Канкул, пришлось бы без тропы, около километра, пробиваться через кусты вверх по течению до очередного моста. Надо отметить, что обустроенная тропа, по которой мы двигались в Гхангреа, была во многих местах разрушена оползнями. Перед мостом на левый берег, вышли на ледник, почти полностью перекрывавший ручей. На ночь остановились в 19.30 час., перейдя мост, на берегу р. Пушпавати. К этому времени уже стемнело. Готовили на костре. Первый раз брали воду из реки, выше которой располагался посёлок.

15.05.11 ур. Канджласайн – оз. Хемкунд - ур. Канджласайн

Вертолётная площадка в Гхангреа Вертолётная площадка в Гхангреа
Тропа к оз.Хемкунд Тропа к оз.Хемкунд
Заключительный подъём без тропы к оз.Хемкунд Заключительный подъём без тропы к оз.Хемкунд
Оз. Хемкунд Оз. Хемкунд
Символ сикхов Символ сикхов
Гхангреа Гхангреа
Расчищенный проход в снегу, на пути к оз. Хемкунд Расчищенный проход в снегу, на пути к оз. Хемкунд
Гурдвара на берегу оз. Хемкунд Гурдвара на берегу оз. Хемкунд
Вид с оз.Хемкунд на г.Нар-Парбат Вид с оз.Хемкунд на г.Нар-Парбат
Водопад у начала тропы к оз.Хемкунд Водопад у начала тропы к оз.Хемкунд
   Выход в 8.35 час. Через час прошли вертолетную площадку, рядом с которой разбивают палатки те, которые по каким либо причинам не желают селиться в кемпинге Гхангреа. Через 20 мин. были в посёлке, который показался очень грязным, вовсю кипела стройка. Туристов и паломников было мало. Рюкзаки оставили у индийца, имевшего небольшой офис, в котором предлагались туристам услуги по организации экскурсий и походов в окрестных горах.
   Налегке, начали подъём к оз. Хемкунд. Прошли так называемый чек-пост, у входа в парк «Долина цветов». Работники парка сообщили, что для посетителей он откроется лишь 1 июня. Долго поднимались к озеру по замусоренной тропе, обустроенной паломниками из числа сикхов, считающими озеро своей святыней. На высоте 3500м., тропа находилась под снегом. Однако силами военных, как нам сказали, были пробиты глубокие проходы в снежниках. Нерасчищенным был только заключительный подъём к озеру, видимо чтобы оградить святыню от назойливых туристов. Со стороны подъёма, были видны такие же снежники и в парке «Долина цветов», на месте тропы следующей правым берегом реки.
   Озеро и храм на его берегу были засыпаны снегом, вокруг не было ни- кого, только свежие следы снежного барса вели от храма к окрестным скалам. Высота озера - 4329 м. Спустились довольно быстро, в 16.00 час. забрали рюкзаки. Индиец посоветовал договориться с работниками парка, которые за определённую плату, могли бы сделать исключение и пустить на его территорию. Палатку решили поставить на берегу р. Пушпавати, несколько выше посёлка. К этому подталкивал вид поверхностной канализации с её содержимым, стекающим в ручей. Однако поздно вечером, уже затемно, подошли работники парка и в грубой форме, угрожая ружьём, заставили собрать лагерь, утверждая, что мы находимся на охраняемой территории парка. Это был единственный случай подобной грубости со стороны индийцев, за всё время пребывания в стране. В целом же индийцы оставили о себе хорошее впечатление дружелюбных и отзывчивых людей. Пришлось в темноте возвращаться к мосту на знакомое нам уже место стоянки.
16.05.11 ур. Канджласайн – Говингат – Бадринатх

Бадринатх Бадринатх
Торговые ряды в Бадринатхе Торговые ряды в Бадринатхе
Тропа в д.Мана Тропа в д.Мана
Храм Бадринатха Храм Бадринатха
Наш ашрам в Бадринатхе Наш ашрам в Бадринатхе
   Утром завтрак готовить не стали, остерегаясь брать воду из ручья. Решили позавтракать на тропе, у первого крана с водой. Вышли в 7.30 час., в Говинате были в 11.30 час. По пути часто встречались ситхи, в чалмах различных цветов, видимо шедших совершить поломничество к озеру Хемкунд. На автобус в Бадринатх сели только спустя полтора часа. Дорога заняла 1,5 часа. Автобус забирался серпантином всё выше в горы. Надо отметить головокружительные пропасти, над которыми была проложена дорога, местами разрушенная. Водители виртуозно разъезжались над пропастями по узкой дороге, видимо совершенно не обращая на это внимание.
   В Бадринатхе, расположенном на высоте 3096м., автобус остановился на автовокзале, где мы заранее купили билет на утренний автобус, отправляющийся в Ришикеш. Пытались выяснить наличие автобусов с кондиционером, но по всей видимости, они имеются лишь у крупных турфирм, доставляющих сюда туристов. Вся основная масса приезжающих, использует автобусы, где вместо кондиционера открытые настежь окна, а на крыше багажное отделение с тюками, сумками пр.
   По причине того, что долларов в Дели поменяли недостаточно, а в Джошиматхе не удалось найти «обменник», отель пришлось искать подешевле. Им оказался ашрам, недалеко от вокзала. Побродили по Бадринатху, вид у посёлка был не очень опрятный, но это с лихвой компенсировалось видом на окружающие снежные вершины. Интересным местом оказался храм Вишну с длинной очередью паломников. Рядом с храмом располагались ванны и краны с горячей водой из источника Тапта-Кунд, который был скрыт постройками храма. Вода оказалась чересчур горячей и подходила лишь, для того чтобы поливать себя из кувшина, что индийцы с удовольствием делали. Сходили к соседней деревне – Мана, дальше которого, военные уже не пропускают – граница. Тропинка в Ману, полностью бетонированная и особого набора высоты не имеет. К сожалению к водопаду Васудхара высотой 145м., рядом с д. Мана, идти было уже поздно. Так закончился наш последний ходовой день в этом походе.

17.05.11 Бадринатх – г. Ришикеш

Указатель расстояний в Бадринатхе Указатель расстояний в Бадринатхе
Обратная дорога из Бадринатха в Ришикеш Обратная дорога из Бадринатха в Ришикеш
   Утром, автобус из Бадринатха, вышел рано в 6.00 час. Ехать пришлось весь день и только пять часов вечера прибыли в Ришикеш. Взяли «моторикшу», водитель которой привёз нас в отель, где согласились поменять доллары на рупии, по приемлемому курсу. Вечером сходили в Интернет-кафе, с целью купить билет на поезд из Харидвара в Дели. Однако билеты были только из Дели в Агру, куда мы намеривались съездить, чтобы посмотреть Тадж-Махал. Оставалась слабая надежда, что кто- нибудь откажется от брони и мы приехав на следующий день в Харидвар, будем с билетами и в Дели.
18-19.05.11 г. Ришикеш – г. Харидвар – г. Дели – г. Агра

Г.Ришикеш Г.Ришикеш
Красный форт в Агре Красный форт в Агре
Мавзолей Тадж Махал с противоположного берега р. Ямуна Мавзолей Тадж Махал с противоположного берега р. Ямуна
Индийская девушка Индийская девушка
Во внутреннем дворе Красного форта Агры Во внутреннем дворе Красного форта Агры
   Днём побродили по Ришикешу, который оказался довольно интересным, а вечером выехали в Харидвар, за несколько часов до отправления поезда в Дели. В Харидваре отыскали Интернет-кафе, собираясь оформить билет, но нам не повезло, билетов в Дели не было. Пришлось отказаться и от брони на билет из Дели в Агру. Вернулись на автовокзал и купили билет на автобус. Причём автобусы отправлялись в Дели полупустые один за другим. Таким образом на старом –старом автобусе с настежь открытыми окнами и люками мы за ночь доехали до столицы. Решили в Агру ехать таким же образом – на автобусе. На «моторикше» приехали к месту отправления автобусов в Агру, где мы были через четыре часа. Опять таки с помощью «моторикши» отыскали отель. А когда в полдень вышли в город, были ошарашены резко выросшей температурой на улице. Асфальт и бетон излучали жар как из топки. За всё время пребывания в Индии, мы больше такой жаркой погоды не встречали.
   Вечером когда спала жара, поехали посмотреть Тадж Махал. Однако время было уже позднее, до закрытия мавзолея оставалось полчаса, поэтому приняли предложение водителя «моторикши» полюбоваться Тадж Махалом с противоположного берега р. Ямуны. К сожалению это был единственно приемлемый вариант, т.к. на следующий день в пятницу мавзолей не принимал посетителей.

20-22.05.11 г. Агра – г. Дели

Мечеть Джама Масджид в Дели Мечеть Джама Масджид в Дели
Дели Дели
   Утром решено было выехать обратно в Дели. Служащий отеля написал нам адрес в Агре, откуда отправляются кондиционированные «VOLVO» в Дели. Нанятый нами «моторикша» без особого труда нашёл это место:
Idgah Bw Stutom S.K.M.
   Возвращались в Дели уже в прохладном, чистом салоне автобуса, билет на который стоил лишь в два раза дороже по сравнению с обычным стареньким индийским автобусом. В Дели поселились в отеле на Мэйн Базаре, где снимали комнату до самого вылета из страны. В аэропорт выехали на заказанном в агентстве, рядом с отелем, такси.


Комментарии
saf04.02.12, 12:50
Спасибо за оценку 
В походе было двое. Сам не пойму куда из текста фотки подевались, размещал же!
Iron Kate25.01.12, 16:33
ЗдОрово!!! 
Осталось непонятным, сколько человек принимало участие в походе? И жаль, что фотки не размещены по тексту...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1