Дополнительные сведения о маршруте 
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

   Наиболее опасным препятствием на маршруте, в это время года, является снег, покрывающий все перевалы с высотой более 4000 м., а на северных склонах снег лежит и на более низкой высоте. Для передвижения на снежных участках необходимы кошки. Опасения по поводу лавиноопасности снежных склонов не подтвердились. Следов лавин замечено не было. Снег плотный, крепкий за счёт того, что на этой высоте в это время года, происходит очень быстрый процесс фирнизации снега и дальнейшее превращение фирна в лед. К тому же свежий снег, который иной раз выпадает на большой высоте, к полудню, как правило, стаивает.
   Наличие большого количества мостов через ручьи и реки, значительно упрощают переправы. А чёткие, зачастую выложенные камнем тропы в горах, упрощают передвижение и ориентирование.
   Вследствие конфликта с работниками парка «Долина цветов», остался невыясненным вопрос о возможности беспрепятственного прохождения парка (без возвращения на чек-пост) с целью выхода к пер. Кхунткхал. Какие либо крупные хищники (Гималайский медведь, снежный барс) встречены не были, впрочем, как и змеи.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других об

   К наиболее интересным объектам на маршруте следует отнести: г. Нанда Деви (7816м.), являющуюся самой высокой индийской вершиной полностью расположенной на территории страны. Кроме того, ещё множество других красивейших семятысячников и шеситысячников открывающихся взору на этом маршруте: Дунагири (7066м), Нилгири Парват (6474м), Рамадан (6166м), Хатхи Парват (6727м), Гори Парват (6708м), Нилкантх (6596м), Камет (7756м) и Манна Пик (7272м) и др.
   Озеро Хемкунд, располагающееся на высоте 4329м., и ставшее местом паломничества сикхов. Интересен “Гурудвара” (сикхский храм) построенный на берегу озера. Мы поднимались к озеру 15 мая, когда весь верхний участок тропы был ещё покрыт снегом, по этой причине ни на озере, ни в храме не было людей. Полузасыпанный снегом сикхский храм, покрытое льдом озеро посреди высоких снежных гор, оставили неизгладимое впечатление.
   Национальный парк «Долина цветов», является, безусловно, интереснейшим объектом на маршруте. Судя по фотографиям увиденным в туристском офисе Гхангреа, цветущие альпийские травы долины, способны впечатлить не только в наиболее благоприятный период (сезон дождей в июле-августе), но и в начале лета.
   Бадринатх – одна из четырёх святынь индийцев, впечатляет не только своими храмами, но и необычайно колоритным образом жизни, этого паломнического центра. Интересны и природные объекты вблизи Бадринатха, как водопад Васудхара высотой 145м, расположенный вблизи д. Манна. Бадринатх лежит среди высоких Гималайских гор, что само по себе необычайно привлекательно.
   Закончив активную часть маршрута мы не могли не съездить в Агру, чтобы увидеть одно из чудес света – мавзолей Тадж Махал, впечатливший своим видом, во время заката солнца, ясно отражаясь в водах р. Ямуны. Много исторических объектов можно увидеть и в Дели, Харидваре, Ришикеше.

Другие сведения

   Основной статьёй расходов группы при прохождении маршрута, стала оплата перелёта Новосибирск – Ташкент – Дели и обратно, составившая 20131 руб. Билеты были приобретены за три месяца до вылета, в Красноярском офисе авиакомпании «Узбекские авиалинии» по адресу: ул. Андрея Дубенского, 4а, по курсу евро на 09.02.11г. Поезд Красноярск – Новосибирск 1000 руб.
   В Индии стоимость проезда на транспорте значительно ниже, так билет на поезд Дели – Харидвар (класс 3А), купленный нами через Интернет ещё дома обошелся в 320 руб. Однако надо принимать во внимание, что самолёт такой небольшой авиакомпании как «Узбекские авиалинии» может легко опоздать по времени как в нашем случае. Поэтому разрыв по времени между прилётом и отправкой на поезде нужно делать побольше. Отправление на «нашем» поезде NDLS DDN AC EXP в 23.55 час., вполне годится, тем более, что группа успевает на рано выезжающие из Ришикеша автобусы в Гималайские селения. Проезд автобусом обходится ещё дешевле, Так автобус Ришикеш – Нандпраят обошелся в 170 рупий, Бадринатх – Ришикеш - 310 рупий, Ришикеш – Харидвар – 22 рупии, Харидвар – Дели - 270 рупий, Дели – Агра - 250 рупий. Средний курс доллара по отношению к рупии, на момент нашего пребывания в Индии, составлял 0.41. Однако надо учитывать, что автобусы, которыми нам удавалось пользоваться, были преимущественно без кондиционера, старенькими и грязными. Единственный автобус «VOLVO», который нам удалось отыскать, следовавший маршрутом Агра – Дели по стоимости был лишь в два раза выше обычного. Однако отыскать такой комфортабельный автобус, не прибегая к услугам посредников, довольно сложно.
   Недорогим является и питание в индийских дхабах и кафе. В среднем, чтобы поесть, необходимо заплатить 70-80 рупий. Отелей в Индии, дорогих и дешевых, довольно много. Стоимость их выше в более крупных городах, так двухместный номер без кондиционера в отеле на Мэйн Базаре в Дели, стоит в среднем 600 рупий, с хорошим кондиционером 1100 рупий.
   К транспортным расходам, а так же расходам на питание и проживание, следует добавить 3225 руб., израсходованных на оформление индийской визы. Визу оформляли, прибегнув к услугам московской турфирмы Аюрведа тур, куда отправили документы экспресс-почтой Ситиэкспресс. Виза была оформлена надлежащим образом и без проволочек.
   Ещё одной необходимой статьёй расходов стало оформление медицинской страховки на пребывание в Индии. Россгострах оформил такую страховку за 793,48 руб., на 20 дней.
   По прибытии в Дели, рекомендуем приобрести индийскую SIM-карту фирмы Airtel, которая в отличие от других работает в Бадринатхе. Для покупки SIM-карты, следует заранее взять ксерокопию своего загранпаспорта с визой и фотографию размером 5*4 см. Звонки в Россию, таким образом, обходятся значительно дешевле, 400 рупий нам вполне хватило, чтобы быть со связью на протяжении всего времени пребывания в Индии. В общей же сложности стоимость поездки на одного участника, составила 34 тыс. руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

   Итогом похода стало прохождение маршрута первой категории сложности в Гарвальских Гималаях. Заявленный маршрут второй категории сложности пройти не удалось, по причине поломки кошек на пер. Куанри Кхал, что сделало небезопасным прохождение следующих четырёхтысячных перевалов покрытых снегом. Кроме того, выход к перевалу Кхунткхал через парк «Долина цветов» стал затруднителен по причине его открытия для посещения, только с 1 июня. Возможность договориться с работниками парка и пройти его за определённую плату в это время года, что советовали нам сделать индийцы, так же стала неосуществимой, вследствие разгоревшегося конфликта с лесниками.
   В остальном же прохождение маршрута не вызвало затруднений. Некоторые познания одного из участников группы в английском языке, значительно упростили общение с индийцами, в особенности на этапе подъезда к началу активной части маршрута и выезда. Надо отметить, что не- смотря на наличие у английского языка статуса второго государственного в штате Уттаранчал, его произношение в Гималайских деревнях, подчас делает его невозможным для восприятия. Индийское население, в особенности в деревнях, очень дружелюбно, готово оказывать любую помощь, если только это не связано со сделками купли-продажи.
   Погода в Гималаях в это время года отличалась завидным постоянством: с утра солнечно, после обеда небо затягивало облаками и как правило шёл дождь, а к вечеру или ночью небо вновь расчищалось. Группам предполагающим прохождение маршрута в это же время года, рекомендуем сместить его по времени на две недели вперёд. С тем чтобы к моменту выхода в парк «Долина цветов» он уже принимал посетителей, кроме того снега на перевалах будет поменьше. Однако надо иметь ввиду, что ближе к концу июня в Гарвальских Гималаях начинается продолжительный сезон дождей, что в свою очередь сопряжено с определёнными трудностями, такими как сход оползней и разрушение дорог блокирующих выезд группы из района.
   При подготовке и проведении похода, группа использовала в основном топографические, «генштабовские» «километровки». Которые без труда нашли в Интернете. Все выявленные несоответствия карты и местности описаны в отчёте. Существенную помощь оказали и спутниковые снимки района похода из Google Earth, которые представлены в довольно хорошем качестве.


Комментарии
saf04.02.12, 12:50
Спасибо за оценку 
В походе было двое. Сам не пойму куда из текста фотки подевались, размещал же!
Iron Kate25.01.12, 16:33
ЗдОрово!!! 
Осталось непонятным, сколько человек принимало участие в походе? И жаль, что фотки не размещены по тексту...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1