О маршруте

Идея этого маршрута возникла у меня буквально за несколько дней до его реализации. Давно уже хотелось пройти на каяке всю гряду близкорасположенных островов рядом с Владивостоком и дойти до самого дальнего из них - о.Желтухина. Вообще то, эта гряда островов называется архипелагом Императрицы Евгении, но название это редко применяется и его мало кто знает. Архипелаг состоит из крупных островов: Русский, Попова, Рикорда, Рейнеке и пары десятков мелких островков и скал. Расстояние между островами в основном не превышает километра (максимальное расстояние - 3км.), поэтому плавание на каяке в этом районе комфортно даже для не очень смелого каякера - можно пройти большой интересный маршрут, почти не удаляясь от берега, а в случае непогоды всегда можно укрыться с подветренной стороны какого-нибудь острова. Расстояние по прямой от о.Желтухина до Владивостока (Маяк на Токаревской кошке) - 34км. Если же проложить маршрут по кривой мимо островов, то получится не меньше 40 километров. Если останавливаться в интересных местах, чтобы отдохнуть, понырять, добыть из моря какую-нибудь еду, или просто постоять, наслаждаясь красотой природы, то за день можно планировать переходы не более 20 км. Получается, чтобы сходить не торопясь туда и обратно, нужно около четырёх дней. Я планировал осуществить такое путешествие давно, а сейчас в голову пришла мысль, что можно сделать маршрут ещё интереснее и разнообразнее, проложив его не из Владивостока туда и обратно, а от Славянки к Владивостоку, тем более, если завернуть на о-ва Антипенко и Сибирякова. До Славянки можно легко заброситься вместе с лодками на пароме. Правда в этом случае появляется большой переход по открытому морю - 13км от материка к о.Желтухина, но это тоже прикольно, лишь бы погода не подкачала.

Вот так сложился проект интересного маршрута, а погоды всё нет. Во Владивостоке уже месяц холода, дожди и туманы почти без перерывов, а если и выдаётся погожий день, то уж никак не на выходные. И вдруг - в четверг тепло и солнце, а на выходные хороший прогноз. Решение нужно было принимать очень быстро, и быстро собираться. Благо снаряжение собирать просто - два каяка пластиковых (единичка и тандем) со всей дополнительной снарягой на ходу и уже опробованы в этом сезоне. Сложнее получилось с командой. Я долго не мог никого найти, не помогало даже сокращение сроков до трёх дней. Дело конечно не в том, что никто не хотел, просто решаться нужно было очень быстро. В одиночку идти не очень хотелось, да и близкие не хотели отпускать одного. В конце концов всё образовалось - Аня отпросилась на один день с работы, и мы пошли вдвоём на каяке-двойке. Всё это решилось за четыре часа до отправления парома.
На пароме в Славянку

Забрасываться с лодкой на пароме действительно оказалось очень удобно. Спереди у него есть две небольших палубы, приподнятые на три метра по бокам от основной, куда заезжают машины. На правую есть нормальный выход, и её используют для швартовых дел. На левую же можно залезть только по стене по лесенке типа пожарной, поэтому экипаж её не использует, и никого там обычно нет. Самое то что нам нужно - места хватит для нашей лодки и ещё нескольких таких, если потребуется. Не очень просто, правда, её туда закидывать и снимать. Лучше всего заранее приготовить два кончика верёвки метра по четыре и вдвоём поднимать или спускать лодку, стоя наверху.
В общем, от дороги до Славянки мы получили отдельное удовольствие. Ещё до отплытия, мы соорудили лежбище на нагретой солнцем палубе из лодки и других своих вещей (старая туристическая привычка ночёвок на вокзалах), достали заготовленные заранее всякие вкусности, и ехали дальше созерцая сверху вечернее море, попивая пиво и вообще наслаждаясь жизнью в предвкушении нового путешествия.
В Славянке нам хватило оставшегося светлого времени чтобы выгрузиться в несколько ходок с парома и разместить все наши вещи в лодке. Загрузить эту кучу было нелегко, но мы справились. Когда сумерки окончательно сменились темнотой, мы отчалили.

Ещё с парома я просмотрел берег, вдоль которого мы должны были начать наш путь, и приметил небольшой пляжик посреди длинной череды скал – место, подходящее нам для ночёвки. Погода была очень спокойная, мы скользили в тишине по абсолютно гладкой воде сперва мимо антропогенных монстров – больших пароходов и плавучих доков у причалов Славянского судоремонтного завода, затем вдоль скал. Несмотря на то, что море подходило везде под самые скалы, рядом с берегом было очень мелко и много опасных камней. Поэтому мы двигались в отдалении от берега. В двух местах был слышен шум воды, падающей со скал прямо в море. Хотелось бы посмотреть на эти водопады, но ночь была темная, а подойти ближе к берегу мы не рискнули .
Меньше чем через час после старта мы уже были на месте. Пляжик оказался очень небольшим и узким, но для одной ночёвки больше ничего и не нужно было. Благодаря скалам в обе стороны он получился очень уединённым, несмотря на близость цивилизации. Быстро поставили палатку, но потом ещё очень долго сидели на берегу на гальке и разговаривали. Спать не хотелось, у самых ног еле колыхалось море, а мы сидели и радовались, что преодолели сомнения, выбрались из города и теперь так замечательно сидим.
Утром сохранилась тихая погода - ровное и блестящее как зеркало море, небольшая дымка прямо над водой. Мы не торопились быстрее собраться и идти дальше, хотелось насладиться хорошей погодой, до сих пор это лето нас не баловало. К 12 часам мы загрузили лодку и продолжили путь.
Вокруг мыса Брюса, острова Антипенко и Сибирякова

За первый день мы планировали обойти мыс Брюса, перейти к островам Антипенко и Сибирякова, обойти эти острова кругом так, чтобы посмотреть их со всех сторон и выбрать хорошее место для очередного ночлега. Так и получилось. Особенно запомнился переход до мыса Брюса. Благодаря прозрачной воде и спокойной поверхности, дно очень хорошо просматривалось. Мы скользили вдоль берега, наблюдая одновременно и подводные пейзажи, и скалы над водой.
За день мы несколько раз останавливались, чтобы отдохнуть от сидения в лодке и перекусить – купались, загорали или бродили по берегу, исследуя окрестности. К вечеру нашли хорошее место для ночлега – уютную бухточку на восточной стороне о.Сибирякова, неширокую, но глубокую, закрытую от ветра и волн большой скалой с одной стороны и каменной грядой с другой.

Вечером у меня ещё оставалось время чтобы понырять, оглядеть окрестности ниже уровня моря. Ничего особенного я не нашел - вода ещё холодная, 14 градусов, всякие рыбы приходят позже. Зато набрал мидий и нашел одного трепанга. Мы сделали плов из мидий и устроили праздничный ужин. Устроились на тёплых камнях с едой и вином, остаток вечера просидели у моря наблюдая как угасают сумерки.
Ёжики в открытом море

Мы искали место для ночлега и ставили палатку так, чтобы можно было утром увидеть восход солнца прямо из палатки. Однако с восходом нам не повезло – наутро был такой туман, что с трудом просматривалась противоположная сторона нашей бухточки. Густой туман продержался весь день. Большой переход по открытому морю мы шли по приборам. Море было относительно спокойное – небольшой встречный ветер и пологие волны до полутора метров. До о.Желтухина мы шли 2ч.30м.

К нашему удивлению, на острове мы обнаружили людей – в бухте стоял небольшой катер и четыре человека были на берегу. Как они нам рассказали позже, они вышли на рыбалку тролить симу, но потом вдруг взяли, да и пришли в тумане по GPS на Желтухина, чтобы поесть шашлыков в любимом месте. Не успели мы выйти на берег, и как следует расположиться для перекуса, как капитан катера Джон подошел к нам и пригласил присоединиться к ним. Мы собрали свою еду-питьё, и перешли к ним, быстро нашли общий язык и очень приятно провели время. Ели вкусный шашлык, разговаривали на разные темы. Так незаметно пролетело почти четыре часа. Пока мы расслаблялись, погода продолжала ухудшаться. У нас на берегу было почти тихо, но рядом с берегом по воде туда-сюда метались поля ряби от порывов ветра, а чуть дальше, из за мыса шуровали волны с гребешками. Уходить не хотелось, но времени до конца дня оставалось уже немного. Мы бы с большим удовольствием остались ночевать на Желтухине, но нам по плану ещё нужно было продвинуться к городу.

Вначале мы хотели устроить очередную ночёвку где-нибудь на о.Рейнеке, но потом поменяли план. Большая песчаная бухта с запада на Рейниках хорошо должна была закрыть от волн с юго-востока, но берег там пологий , поэтому от ветра как следует не спрячешься. Мы решили идти на о.Козлова. Это очень маленький скалистый островок, от волны укрытие хуже, зато крутой берег лучше закрывает от ветра.
Домой через шторм

Наутро шторм ещё усилился. Последний день путешествия получился самым экстремальным. Мы везде, где можно, старались идти под прикрытием берега, но проливов и глубоких заливчиков на нашем пути было предостаточно. Преодоление каждого такого пролива было испытанием. Чтобы скомпенсировать давление ветра сбоку и не дать байдарке перевернуться, приходилось сильно наклоняться на ветер. Хуже всего было в начале и в конце пересечения открытого пространства, когда ветер шел порывами. Один раз даже пришлось вернуться. Когда мы начали переход от о.Попова к о.Русскому, усилился дождь, в сочетании с сильным встречным ветром это превратилось в серьёзное препятствие. Капли дождя больно хлестали в лицо, хотя почти всё было закрыто капюшоном, глаза почти невозможно было держать открытыми. Нам пришлось вернуться под прикрытие берега и переждать усиление дождя. В общем, получилась борьба. Почти всё время шел дождь, и мы останавливались только два раза. От Козлова до Маяка шли около 4-х часов, потом ещё около часа вдоль города до стоянки «7 футов», где нас встретили. Кстати, встретил и проводил на паром нас Игорь Константинов, за что ему большое спасибо. Это сильно упростило заброску-выброску, надеюсь со временем отплатить ему тем же.

Вот такое путешествие. Оно заняло всего три дня, но получилось очень разнообразным. Было и расслабление, и борьба за жизнь. Мы спонтанно сорвались в поход, услышав хороший прогноз, и не совсем угадали с погодой. Однако, за много лет жизни у моря мы хорошо поняли, если очень стараться подгадать хорошую погоду для путешествия, можно так никуда и не отправиться - хорошая погода появляется неожиданно, когда момент уже упущен. Единственный способ – отправляться в путешествие наудачу и ловить хорошую погоду уже на месте. Тем более что всякая погода на море может иметь свои прелести. Иногда очень приятно наблюдать буйство стихии, особенно если ты сидишь в тёплом и безопасном месте, а по прошествии времени из всего путешествия в первую очередь вспоминается какая-нибудь борьба за жизнь, а не расслабленный отдых на солнечных пляжах.

Комментарии
18.08.09, 05:25
Нужна помощь. 
11 июля погиб сын на острове Желтухина на южной стороне при не выясненных обстоятельствах. Если есть фото и подробная карта острова вышлите пожалуйста на muf1973@gmail.ru
Занание спасибо.
Guest28.07.09, 20:12
Новые планы 
Да, планы интересные.

А что за бочка в Уссурийскрм заливе? Насколько крупные гипероглифы могут попасться?
Пароход у меня КНБ Ладога-1, у Толика Жука Варзуга - 2.
Производитель — Тритон.

Кузнецов С.
Так и ходим 
Такие проекты уже возникали, вот например
http://www.geo.ru/puteshestviya-i-ekspedicii/reportazh-s-marshruta/po-sledam-kapitana-arsen-eva-i-dersu-uzala-chast-1

Арсеньев ходил месяцами а у нас столько времени как правило нет. К тому же, сейчас уже не так дико, везде населённые пункты и дороги. Но кусочками (по времени прохождения от 3-4 дней до пары недель), их маршруты повторяются многими популярными туристическими маршрутами по Сихотэ-Алиню.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Аркадий Юдаков