Перевал Кюкюртлю
Высота: 3876
Характер: снежный
Ориентация: юг-север

Расположение: В западном отроге вершины Кюкюртлю. Связывает верховья реки Уллукам с ледником Кюкюртлю.

Пройден: 1 июня 2002 г. С юга на север.
Использованное снаряжение: Лыжные палки, кошки.

Перевал Кюкюртлю с перевала Хотю-Тау Северный.От ручья Хотю-тау идём по правому берегу Уллукама. Постепенно набираем высоту. Река кончается и внизу угадывается ледник Уллукам. Постепенно поворачиваем влево, не доходя до массива разрушенных скал правее по ходу от седла. Само седло снизу не видно, только угадывается. Путь по снежным склонам в район характерной скалы "Четыре зуба" занял два дня - 5+5 часов. Крутизна склонов - до 20°. Фото 6.
Перевал Кюкюртлю с юга. Близко.Поднимаемся на перевал по хорошо выраженной ложбине. Даже ночью, в туман, прекрасными ориентирами служат скальные острова, ограничивающие путь слева и справа. Фото 7. До седловины 3 часа. Тур на скалах в трёх метрах от нижней точки.

Сразу после начала спуска поворачиваем влево и идём, почти не сбрасывая высоту 1.5 часа. Здесь снег по бедро и мягче, чем с южной стороны, т.к. преобладающий ветер - южный. Ориентируемся по скальной гряде, которая начинается от седловины, и идёт на запад. Гряда периодически показывается в разрывах лёгкой пурги. Стараемся двигаться параллельно в 70-100 м от неё.

Выходим из облака. Идём траверсом влево с небольшой потерей высоты почти до осыпного (заснеженного) гребешка, через который обычно переваливают и спускаются слева от него ниже языка ледника. Мы же спускаемся правее, на сам ледник Кюкюртлю. Фото 8. От седловины 3 часа. На всём пути крутизна склонов - до 25°. Ночуем на готовых осыпных площадках на левом берегу.

Перевал Машкова
Категория сложности: 1А
Высота: 3450
Характер: снежный
Ориентация: юг-север

Расположение: В западном отроге Западного ледового плато Эльбруса (хребет Балкбаши). Связывает ледник Кюкюртлю с верховьями реки Битюктюбе.

Пройден: 2 июня 2002 г. С юга на север.

Использованное снаряжение: Лыжные палки.

Перевалы Машкова, Пастухова с перевала Кюкюртлю.Пересекаем ледник Кюкюртлю к правому берегу, 0.5 часа. Ледник спокойный, редкие трещины обходятся просто. Крутой скально-осыпной склон, ограничивающий ручей с перевала, обходим справа по ходу, по снежно-осыпному кулуару. 25°, 100 м. Из него по простым пологим скалам, 5м выходим на снежно осыпные склоны. Движемся по ним над ручьём, по его левому берегу. Путь постепенно выполаживается, а снег - углубляется. Фото 9. Ручей слегка поворачивает влево по ходу. (Самого ручья, конечно, нет, имеется ввиду ложбина, по которой он течёт летом.) Выход на перевал по пологим снежным полям. От ледника Кюкюртлю 3.5 часа. Седловина огромна, посредине, на скальных выходах, тур и мемориальная табличка.
Перевал Машкова с севера.Спускаемся с седловины по снежному склону 25°, 200 м. Фото 10. Далее вдоль ручья по пологим снежным склонам до озерца на левом берегу ручья. От седловины 2 часа. Очень комфортное, бесснежное место, хоть и ветреное. На нашем уровне хорошо виден язык ледника Битюктюбе