Башкирия, р-н деревни Кага, приют Тенгри. 3 дня - велотуризм, 6 дней - сплав. Велотуризм - недалеко от Тенгри, сплав - из дер Галиакперово до поселка Нугуш.

Обо всем сразу

11 дней провела в вело-водном путешествии на р. Нугуш – сначала несколько дней катались на велике по горам и полям, потом сплавлялись по реке.
Очень хотела поехать, представляла, как я буду носиться по лесу, по полям, залезать в речку голой, валяться в траве, расставив все лапы, нюхать, щупать все, прижиматься и была уверена, что как только приеду – станет еще клевее.
Не учла того, что я буду вынуждена постоянно взаимодействовать с группой людей, которые с большой вероятностью будут скучать, есть, пить и ругать погоду и с инструктором, который скорее всего будет проявлять негатив ко мне, если я не буду следовать его указаниям.
В турагентстве перед тем как поехать спрашивала, сколько будет народу, там уточнили сказали – человек 12. Оказалось – 1 человек на вело-туре (3 дня) и 4 человека на водном.
В Белорецке меня не встретили, как было написано в путевке, я знала об этом заранее, объяснили это тем, что всю группу встречают в 7 утра, а я приезжала на вокзал в 9. Но я быстро доехала из Магнитогорска в Белорецк на машине (100 рублей) и потом на автобусе до деревни Кага (70 рублей) а там нашла приют.
На месте мне показали комнату, в которой я буду спать – комната на 8 мест, 2 этажа, мне все понравилось.

Велоинструктор Анатолий – невысокий мужчина лет 55, стал читать инструкцию. Я сначала подумала, что он любит природу, раз работает на природе, но потом поняла, что это необязательно так – например, когда он рассказывал о медведях, которые могут попасться на маршруте, сказал «когда крупный хищник видит человека, у него включается инстинкт преследования». Понимаю, что можно сказать так о механизме, но о звере – такое звучало неприятно. Как будто медведь – досадный тупой механизм, который попадается на дороге. Инструктор сказал, что на маршруте такие правила: ехать на велике необходимо прямо за ним, не отклоняться от маршрута, не обгонять, не отставать, останавливаться когда он скажет и слушаться его во всем. Я когда ехала, представляла, как буду то гонять, то валяться в траве – ведь это путешествие, поездка для удовольствия. Я сказала, что поездка на велике – это не прогулка в тюремном дворе, что если я захочу, то буду останавливаться чтобы отдохнуть или свернуть к какому-нибудь шершавому дереву, или сделать фотки, ускоряться или замедляться – ведь я приехала чтобы получать удовольствие от поездки. Сказала, что нас всего двое – я и еще один мальчик, и подготовка у нас обоих есть, значит, мы будем двигаться быстрее, чем если бы поехало 10 чел, на что рассчитан этот маршрут, и время останется лишнее на получение дополнительного удовольствия ?. Инструктор сделал вид, что меня не услышал и повторил фразу о том, что я обязана за ним следовать, не отставать и не обгонять, потому что так написано в правилах.
Первый день поехали на 3-х часовую прогулку в гору. Пока выезжали к горе по дороге – инструктор остановился около водоема и сказал «щука отошла», а мальчик что-то ему стал отвечать. Я подумала, что каждый раз, когда туристы едут на велопрогулку, инструктор останавливается «щука отошла» или что-нибудь в этом роде - неинтересная совершенно информация, и все важно кивают, запоминают и говорят что-то насчет рыбы. Спрашивают, какая еще рыба тусуется в водоеме. То есть я вынуждена останавливаться, когда захочет инструктор, чтобы выслушать эту информацию, а потом выслушать то, что скажут туристы. Я не поняла сразу, как вести себя в этой ситуации – поняла только, что те вопросы, которые я захочу задать, я могу задать сама, не дожидаясь, когда вдруг возникнет такое совпадение, что инструктор расскажет то, что мне интересно именно в тот момент, в который мне это интересно. Если я не буду останавливаться вообще, когда мне скажут, инструктор он может сказать, что я не выполняю правила инструктажа, а я расписалась на листе ознакомления, и снять меня с маршрута под предлогом опасности на маршруте.
Когда ехали в гору мимо тропинок, лужаек, деревьев и всяких разных зеленостей, я устала и остановилась, несколько раз остановилась сделать фотки и просто постоять в траве, поглазеть по сторонам. Когда я останавливалась, меня ждали и спрашивали «что, устала?». Я ответила, что когда начинаю ехать через силу, то не получаю удовольствия. Спросила у мальчика – неужели он не хочет остановиться, если устал. Он сказал, что конечно хочет, но «надо заехать в гору, победить ее». Странно – как будто ехал не получать удовольствие, а победить гору, доказать себе что-то. Инструктор рассказывал о том, какие звери живут в лесу, о перевалах, о реке, называл названия растений, вид открывался не только со смотровой, куда нас настойчиво звали делать фотки, а вообще при каждом почти повороте, вглядишься – и увидишь что-нибудь офигенно красивое. Когда съезжала с горы, видела коров разных цветов – не думала раньше, что они такие разноцветные и симпатичные. Изумило количество цветовых оттенков и запахов, всяких форм, как они преображаются в зависимости от того, насколько далеко находятся, как по-разному воспринимаю их, как они меняются в зависимости от освещения. Вечером пошла гулять к реке, гуляла, валялась в траве и проходила мимо кладбища. Странно – зачем в таком офигительно красивом месте кладбище? А когда спросила у людей – они сказали, что кладбище - это интересно..
Я еще сомневалась, в какой тур пойти – вело-водный, или конно-водный. Кони – очень красивые, с теплыми бархатными мордами. Спросила у людей, почему они выбрали конный тур, они отвечали кто что – кто потому что делать ничего не надо, а на велике приходится поработать, кто говорил, что ему все равно.
Меня удивляет вот такая вещь: всем интересно слушать о чем-то, если это что-то очень большое, или очень маленькое, а если среднее – неинтересно. Если гора 1020 метров – самая большая – то на нее интересно заехать, а если гора 1000 метров – то она уже неинтересная. Ведь ее красота, запахи на ней и растения не меняются от того, что она стала на 20 метров ниже? Нет, но она уже неинтересна.
Когда выехали на маршрут, я иногда нарушала инструкцию, ехала то впереди, то сзади, останавливалась, когда хотела. Инструктор постоянно мне повторял, что я нарушаю инструкцию, мальчик тоже сказал мне, что я веду себя глупо.

Выписала опасности, которые могут возникнуть:
1. Свернуть не туда, заблудиться, если поехала вперед или сильно отстала
2. Утонуть в реке
3. Сломать велик
4. Сломать что-нибудь себе, ушибиться, покалечиться, получить резкое ухудшение здоровья по другим причинам (сердце, обморок и др)
5. Наткнуться на медведя

Стало интересно разобраться
1. Инструктор и мальчик обычно ждали меня за поворотом – ни разу не было так, чтобы они уехали далеко и я не нашла бы дорогу. Маршрут в основном был такой, что видно друг друга было издалека. Точно так же я ждала их, если они отставали – не уезжала далеко, потому что понимала, что могу уехать в другую сторону. Один раз поехала в пределах видимости параллельно по другой дороге, оказалось, что на пути – глубокие лужи выше колена, прошла их и намочила ноги – самое страшное, что со мной случилось, и я вполне была к этому готова.
2. Чтобы утонуть в реке, надо быть дебилом. По реке обычно видно, можно в нее зайти или нет. Если не видно дна, я в нее не пойду, если дно видно, то можно определить, на какой оно глубине. Кроме этого, я старалась вообще не лезть в реки одна, и ждала попутчиков, или они меня.
3. Если я сломаю велик перед инструктором, обогнав его, он найдем меня раньше, чем если я сломаю за ним. В конце поездки так и было – у меня сломались тормоза, я остановилась, и они отъехали настолько, что я не могла до них докричаться, а так как я стояла перед холмом, а они его переехали, они меня и увидеть не могли. Поэтому я подождала 15 минут когда инструктор ко мне приедет, а если бы я сломалась перед ним, он нашел бы меня сразу. Где логика?
4. Про преимущества «перед» и «сзади» - то же самое, что и со сломанным великом. Если вопрос в том, смогу ли я ехать так, чтобы не расшибиться – то инструктор мог прекрасно видеть, что я не езжу настолько быстро, чтобы покалечиться – со всех горок я скатывалась очень аккуратно, потому что боялась, что наткнусь на большой камень на скорости, и на таких горках меня всегда ждали внизу. А расшибиться на скорости 3-4 км в час, когда едешь в гору или по полю с кочками, густой высокой травой и водой невозможно.
5. Думаю, если медведя встретит вся группа, а не только я одна, он быстрее испугается и уйдет, а если я буду одна, то.. тоже испугается. Не знаю ?. Но инструктор в претензиях ко мне про медведя вообще не говорил, он говорил про заблудиться и расшибиться, и про сломанный велик.

Все это я ему сказала, а он сделал вид, что не слышит и повторил про инструкцию.
Погода была холодная, и мы вернулись на третий день в приют.

Следующая поездка на 7 дней в тайгу, на сплав. Было 6 человек – муж с женой, я, инструктор и девочка инструктор лет 20-21 и еще одна женщина.

Что очень понравилось: куча зеленых деревьев, мох, травы. Очень красивая река - она как раз поднялась из-за дождей, была холодная, сильная. На порогах – как будто укачивает, захотелось пойти на реку, где больше порогов, более сложную. Нравилось грести, садилась то слева, то справа. Офигенно красивый водопад – несмотря на то что было холодно сняла с себя что можно было и залезла под ледяные струи и брызги ?. А если идти босиком по месту, где вода стекает вниз – ощущаешь ступнями пушистый мох сквозь поток воды. У неба постоянно новое лицо – то легкие облака, то тяжелые низкие тучи, то оно вообще синее-синее, чистое.

Не понравилось: люди все время ели и пили, и разговаривали о еде. Ни разу никто не пошел в лес, не потрогал воду, только говорили, какая херовая погода или как они боятся клещей. Когда поняла, что люди занимаются едой постоянно – сначала готовят ее, потом едят, потом еще что-то делают - и это занимает по 4-5 часов в день – отказалась от того, чтобы заниматься едой вообще. Мне хотелось сидеть на берегу реки, пялиться на реку, на лес, читать, делать зарядку. В договоре было написано, что туристы сами готовят себе еду, поэтому сказала инструктору, что могу есть ту еду, которая не требует готовки – например, чай с баранкой. Казалось диким в лесу все время заниматься едой.
Девочка-инструктор не взяла с собой ни гидрокостюма, ни личных принадлежностей, постоянно жаловалась на то, что у нее что-то намокло, просила у других людей мыло и так далее, кряхтела и вела себя как старушка в 20 лет.
Инструктор выражал ко мне негатив потому что я не хотела все время что-то делать. Я говорила о том, что приехала получать удовольствие и поэтому буду делать по-минимуму то, что обеспечит меня постелью (расставить палатку) и необходимыми вещами (перетаскивала свои вещи) и перемещением (гребла).

Резюме: природа – ласковая, красивая, хочется наслаждаться и наслаждаться.
Организация тура – хорошая
Инструктора – упертые, кажется, что они вообще не получают удовольствие от природы, а зато получают от того, что туристы им подчиняются
Туристы – в основном едят, пьют, а в остальное время разговаривают о еде и выпивке