Крещение Катунью
О Катуни

Катунь река в Алтайском крае. Рожденная на южных склонах г. Белухи, несет свои воды через пространство и время в великую сибирскую реку Обь.

В советское время система планового туризма действовала как государственный инструмент, служащий для активного отдыха трудящихся под девизом: «Туризм – лучший отдых!». Я тогда тоже сплавлялся по рекам. Имея в своем активе около двух десятков водных походов 1-2 к.с. решил сходить в четверку.

Кто из водников не знает о реке Катунь. Из года в год сюда стремятся сотни, тысячи групп туристов и альпинистов. Незабываемые впечатления о встрече со стремительной и своенравной рекой остаются в памяти на всю жизнь.

Старт по реке Урсул

18 июня 2007 года с группой туристов из города Челябинска приезжаю в пос. Шашикман (Алтайский край). В перерывах между зарядами дождя собираем катамараны: двойка (Голенков Сергей и Ливинский Павел) и четверка (руководитель Гимранов Раис, участники: Ягудин Марат, Черникова Мария и Новоселов Сергей).

На следующий день старт по р. Урсул (приток Катуни, берет начало на склонах Теректинского хребта). Сразу создается напряженная обстановка. Река петляет, много прижимов. Упавшие полузатопленные деревья, перегораживают русло реки, образуя «расчески». Они представляют трудность для наших несработавшихся еще экипажей.

Очередной крутой поворот, сильное течение несет катамараны на скалы. Работаем веслами изо всех сил и проскакиваем всего в полуметре от скал. Передышка. Расслабляемся – на несколько секунд. Впереди «расческа». Уходим к противоположному берегу, но недогребаем. Катамаран врубается в ветви дерева. Основной удар приходится на руководителя, он с трудом удерживается и естественно… «ласково» отзывается о нашей работе. После дождей вода в реке высокая поэтому, проходя под мостами, ложимся на баллоны.

Ставим лагерь на поляне левого берега, под высокой скалой. Отмечаем день рождения руководителя.

Пороги на реке Урсул

Прохождение порога на р. Урсул Прохождение порога на р. Урсул
Разведка каньон на р. Урсул Разведка каньон на р. Урсул
Р. Урсул у каньона Р. Урсул у каньона
Порого Замок на р. Урсул Порого Замок на р. Урсул
Порог в каньоне р. Урсул Порог в каньоне р. Урсул
Порог на р. Урсул Порог на р. Урсул
Порог Порог

Верхний каньон р. Урсул начинается у разрушенного здания бывшей ГЭС и заканчивается после устья р. М. Ильгумень. «Спокойные» участки чередуются с серией шивер и порогов («Водозаборник ГЭС», «Мост», «Створ» - самое узкое место каньона). В небе парят хищные птицы. На берег реки выходит кабарга. Плывем прямо на нее. Когда остается метров пять, она убегает в заросли. Все происходит быстро, мы не успеваем сделать фото.

Линия движения хорошо просматривается, а серия шивер особой сложности не представляет, но все-таки надо быть постоянно начеку. Неторопливый разговор о птицах реки Амазонки, прерывает порог «Черная яма». Его проходим очень легко.

Рано успокоились, впереди – порог Замок и Лестница (4 к.с.). Поворот. Мощный поток воды несет катамаран как щепку на каменную глыбу, торчащую посередине реки. Я не заметил за деревьями улово и «табаню», выравнивая нос судна. Этих секунд достаточно и наша четверка проскакивает мимо стоянки. Раис выпрыгивает прямо на обливные камни и несколько секунд удерживает катамаран на бурлящей воде. Мы спрыгиваем, и все вместе вытаскиваем катамаран на скалу. Порция адреналина постукивает в виски. Обошлось. Катамаран двойка видит нас и зачаливает. Проводим разведку нижнего почти 4-х километровой протяженности каньона. Сверху удается просмотреть лишь некоторые участки реки.

Переносим катамаран-четверку по камням назад метров на пятьдесят. Надо пройти между глыбой на середине реки и большим обливным камнем лежащем на правом берегу. Отчаливаем и сразу же задаем бешенный темп, но все равно не успеваем к правому берегу, чтобы попасть в слив, между камнями. Сильное течение выносит нас лагом на глыбу и сбрасывает с нее. В последний момент успеваю «подтабанить», и мы кормой летим в яму. Удар. Смотрю по сторонам – все на катамаране. Команда руководителя: «Выровнить нос». Пока разворачиваемся носом по течению, цепляем еще два обливных камня, проскакиваем подводные плиты. Все обходится благополучно. Пороги Замок и Лестница – пройдены.

Река Катунь

Расслабляться некогда - мы в нижнем каньоне р. Урсул. Это узкое, извилистое место с множеством обливных камней, подводных плит и сильным течением. Начался слалом – греби, табань, греби, табань,… На удивление чисто проходим в узком русле – порог «Ворота», затем каменистый порог «Слаломный» и 1,5 метровый слив порога «Водопад». За напряженной работой веслами не заметили, как выскочили на р. Катунь.

Отдохнув на берегу минут двадцать, продолжаем сплав. Катунь – широкая, мощная река. Валы высотою 1,5 – 2,0 метра. Катамаран сильно раскачивает. Проходим несколько шивер. Уходим от прижимов. Постепенно приноровившись, мы даже с удовольствием качаемся на валах. Горники, лыжники, пешеходники – проходят Катунь поперек реки, а водники – вдоль нее – родной …

Заплыв «пешком»

Очередной прижим. Бурное течение несет катамаран на скалу. Обычным маневром выгребаем на противоположный, правый берег. Здесь высокие валы по 2-2,5 метра. Мы спокойны. Катамаран носом «прошивает» их. Очередной взлет на гребень, но вместо плавного спуска с вала – летим в пенную яму. Сильный удар. Вода… Работаю руками и ногами пытаясь выплыть на поверхность. Бегут секунды... Воздух в легких заканчивается. Делаю ускоренные взмахи конечностями и пенная яма позади.

Высматриваю катамаран, он на противоположном берегу, далеко впереди. Плыву кролем минут десять, периодически подныривая под 2-х метровые волны. Весло в руке сильно тормозит продвижение вперед. Сейчас его бросать нет смысла. Ребята тем временем вытаскивают еще одного «пловца». Догоняю катамаран. Раис помогает мне на него забраться. Заплыв «пешком» завершен. Основной удар пришелся на меня и Раиса, и нас выбило с катамарана. Я как впередисидящий «утонул» глубже.

Пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2

Заход в порог Тельгекпень-1 Заход в порог Тельгекпень-1
Порог Тельгекпень-1, после моста Порог Тельгекпень-1, после моста
Порог Тельгекпень-1, под мостом Порог Тельгекпень-1, под мостом
На острове, после порога Тельгекпень-2 На острове, после порога Тельгекпень-2
Тельгекпень-1 Тельгекпень-1

Река становится полноводней и шире, течение воды более спокойное – убаюкивающее. Останавливаемся на ночевку перед мостом. Делаем разведку порогов (4 к.с.) – Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. Первый порог хорошо просматривается с моста, второй разделяется островом на два рукава. Левую протоку осматриваем с левого, а правую протоку с правого берега. «Левый» Тельдекпень-2 думаю 5 к.с.

Утром отчаливаем. Пересекая реку, выходим к правому берегу. Огибаем обливные камни и попадаем в противотечение, которое, долго удерживает нас на месте, несмотря на интенсивное «махание» веслами. Отступив немного назад, прорываемся сбоку на основной поток. Поганки пройдены. Здесь пенистые валы, заплескивают экипаж, нашей четверки. Удерживаем катамаран носом в струе, пока с разгона не влетаем в водоворот. Он за секунду выталкивает судно в сторону и засасывает нос гондолы, катамаран заваливается набок. Кружимся. Только успели выровнять нос, как снова попадаем в водоворот. Разворачиваемся вокруг оси. Снова водоворот и разворот. Пока преодолевали воронки, проскочили под мостом и поток выносит нас на скалы левого берега. Дружно и слаженно выгребаем в центр основной струи. Здесь сталкиваются валы идущие от скал левого и правого берега. Подмокли, но проходим чисто этот участок. Далее по быстрому, но спокойному течению доходим до порога Тельгенпень-2. Главное не отклониться сильно влево и не влететь на полноводную и быструю струю, с которой уже не хватит сил выйти. Мы идем, близко прижимаясь к правому берегу, и без проблем заходим в правый рукав реки. Обед на острове и простой сплав до конца дня. Вечером легко проходим порог (3-4 к.с.) и становимся на бивуак.

Экипажи сработались

Экипажи сработались. Появилась синхронность в действиях. Часто маневры на реке начинаем еще до команды руководителя. Порог «Чемальская труба» (3 к.с.) проходим без разведки и чисто. Красивый порог. Он понравился всем участникам. Мы спешим в Челябинск, т. к. 30 июня у Марии экзамен.

Стремительно приближается вечер. Так же стремительно нас догоняют тучи. Темно-свинцовые облака заволакивают все небо. Следует серия ослепительных молний, разрезающих пополам небосвод и мощные раскаты грома. Сильный встречный ветер замедляет бег катамаранов. Крупные капли дождя барабанят по баллонам и каскам.

Время еще есть, но решаем становиться на бивуак. Преодолевая порывы ветра, уходим на противоположный левый берег и чалимся. По правому берегу идет дорога и все хорошие стоянки заняты.

Пороги Ирадаш, Семинский, Мунский

Закат над Катунью Закат над Катунью
Заход в Манжерокский порог Заход в Манжерокский порог

Следующий день – это прохождение нескольких шивер и «простых» порогов: «Ирадаш», «Семинский», «Мунский». К концу дня расслабляемся. Очередной поворот и сужение реки. Впереди по курсу несколько огромных обливных скал, в шахматном порядке перегородивших русло. Валы хаотично наскакивают друг на друга.

Разворачиваем суда и усиленно гребем к правому берегу. В последний момент удается зачалиться, недалеко от слива, под скалами. Еще немного и влетели бы в «Манжерокский» порог (4 к.с.) без разведки. Со скал просматриваем порог и продумываем возможные варианты его прохождения.

Первым идет катамаран двойка, вдоль правого берега. Он входит между обливным камнем и береговой скалой. Сильное течение буквально выстреливает его влево, и там «кат» начинают молотить валы. Судно стоит на месте. Видим, как взлетают вверх поочередно его корма и нос, как перекашивается настил из жердей, как марионетки подпрыгивают Сергей и Павел. Поток наконец-то выплевывает катамаран в бурно убегающую струю. Еще порция адреналина и спокойная вода. Руководитель решает, что четверка пойдет по центру основного потока реки, между двумя скалами. Сначала проводим катамаран вдоль берега метров на двести назад, затем стартуем.

Перегребаем течение в перпендикулярном направлении. Прямо по курсу – скала. Обходим ее чисто, и после слива мощными гребками направляем катамаран в центр. Пролетаем между двумя скалами. Валы в беспорядке ударяются в борт судна, пытаясь его раскачать и развернуть. Постоянно выравниваем нос по струе. Очередной мощный поток воды бросает катамаран в водоворот, и он заваливается набок. Перегребать течение бесполезно. Делаем разворот вокруг оси и уходим, пробивая дорожку из валов, за береговые скалы, в улово. Здесь нас ждет экипаж двойки. Все бурно поздравляют друг друга с окончанием сплава.

Маршрут пройден

Приступаем к обычной процедуре – разборке и сушке судов. Вечером баня. У жителей узнаем, что накануне местный мужик на лодке пытался пройти этот порог и утонул. Недооценка препятствий характерная ошибка на маршрутах. Об этом нам напоминают памятники на берегах реки. Мы не жалеем о потраченных усилиях и времени в походе на разведку порогов. Маршрут пройден – ни одного обноса.

Получилась сложная, насыщенная четверка.

Крещение Катунью прошло успешно, хоть и не без приключений.